Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы, прогноз ее развития
Алатырский район состоит из 17 муниципальных образований, в том числе 1 муниципальный район и 16 сельских поселений. Численность населения на 1 января 2013 года составила 16 301 человек.
Алатырский район является районом со значительным потенциалом для развития агропромышленного комплекса, лесоперерабатывающих производств, производства строительных материалов и инженерной инфраструктуры.
В целях достижения основной стратегической цели - улучшения качества жизни населения - в районе созданы условия для развития социальной и инженерной инфраструктуры: в 2007 году завершилась газификация района. Во все населенные пункты района проведен природный газ (построено 635,5 км распределительных газовых сетей, газифицировано сетевым газом 5773 дома). Реализуется программа по обеспечению сельского населения качественной питьевой водой. В 2006 - 2009 годах построены новые водопроводные сети в с. Иваньково-Ленино протяженностью 17,6 км, в с. Алтышево - 14,3 км, завершено строительство группового водовода в п. Киря. В 2011 году завершено строительство разводящих водопроводных сетей по п. Киря протяженностью 24,816 км. Общий объем инвестиций по программе "Чистая вода" составил 176,5 млн. рублей. Введено в эксплуатацию 56,716 км водопроводных сетей.
В рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 21 августа 2006 г. N 68 "О мерах по ускоренному завершению строительства сети автомобильных дорог Чувашской Республики" в период с 2006 по 2008 год были построены автомобильные дороги к 11 населенным пунктам общей протяженностью 23,67 км. В 2011 году построена автомобильная дорога "Калинино - Батырево - Яльчики" - Большое Чеменево - "Шемурша - Сойгино - Алтышево" - дорога, соединившая Алатырский и Батыревский районы.
В период с 2006 по 2012 год было построено 26,4 км, капитально отремонтировано 44,83 км автомобильных дорог с твердым покрытием. Все это позволило повысить доступность для жителей сельских населенных пунктов учреждений здравоохранения, образования, культурно-бытового обслуживания. В настоящее время все населенные пункты района соединены автомобильными дорогами с твердым покрытием, что создает благоприятные условия для комплексного развития сельских территорий.
Алатырский район - сельскохозяйственный, специализирующийся на производстве зерновых культур (пшеница, рожь, ячмень), овощей, картофеля, кормовых культур и основных видов животноводческой продукции. Доля сельхозугодий от общей площади территории района составляет 31,7 процента. Район богат природными ресурсами (лесами, которые занимают 57,5 процента территории, лекарственными травами, ягодами, грибами, полезными ископаемыми: трепел - Первомайское и Шумское месторождения, стекольный песок - Баевское месторождение, строительный песок - Явлейское и Миренское месторождения).
Макроэкономическая ситуация в экономике района неоднозначна.
Анализ итогов социально-экономического развития позволяет отметить ряд позитивных процессов. В 2012 году социально-экономическое развитие Алатырского района характеризовалось ростом валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств (113,6 процента), инвестиций за счет всех источников финансирования (109,2 процента), оборота розничной торговли (100,4 процента), платных услуг населению (131,4 процента). Однако было допущено снижение темпов роста в обрабатывающих отраслях (94,6 процента).
За 9 месяцев 2013 года увеличились объемы оборота малых предприятий, розничного товарооборота (103,4 процента), платных услуг населению (109,4 процента).
Принимая во внимание основные тенденции в развитии экономики района за 9 месяцев 2013 года, ожидается, что валовая продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2013 год составит 931,6 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 7,8 процента больше, чем в 2012 году.
Объем инвестиций за счет всех источников финансирования за 2013 год предполагается в сумме 572,9 млн. рублей, что составит 105,8 процента к уровню 2012 года.
Оборот розничной торговли по итогам года ожидается в сумме 353,1 млн. рублей, что составляет в сопоставимых ценах к уровню 2012 года 102,6 процента.
Сложное финансовое состояние МУП "Кирский лесокомбинат" сдерживает развитие обрабатывающих производств. В результате чего ожидается, что объем отгруженных товаров собственного производства крупными и средними предприятиями обрабатывающих производств в 2013 году составит 8 млн. рублей, или в сопоставимых ценах 46,8 процента к уровню 2012 года; по виду экономической деятельности "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 2,18 млн. рублей, или в сопоставимых ценах на уровне 2012 года.
Оборот малых предприятий, включая микропредприятия, к концу года ожидается в сумме 65 млн. рублей.
Инвестиционная и инновационная активность организаций
Наращивание объемов производства на предприятиях промышленности предполагается с помощью ориентации предприятий переработки на местную сырьевую базу, расширения ассортимента конкурентоспособных товаров народного потребления, удовлетворяющих платежеспособный спрос, продвижения продукции на внутренний и внешний рынки.
Прогнозные материалы предприятий и организаций показывают, что в действующих ценах объем отгруженной продукции в 2014 году составит 8,66 млн. рублей, индекс отгрузки составит 108,3 процента, в 2015 году соответственно - 9,52 млн. рублей и 109,9 процента, в 2016 году соответственно - 10,57 млн. рублей и 111 процентов.
Предполагается, что в перспективе реализация крупных инвестиционных проектов: "Модернизация производственных мощностей МУП "Кирский лесокомбинат" и создание Центра производства быстровозводимых малоэтажных деревянных домов по современным технологиям в Алатырском районе" и "Строительство завода по организации производства лицевого керамического кирпича" ООО "Стройкерамика" будет способствовать поддержанию темпов экономического роста на относительно высоком уровне.
Производство сельскохозяйственной продукции напрямую зависит от погодных условий. Из-за засухи в 2010 году значительно снизились валовые сборы основных сельскохозяйственных культур: во всех категориях хозяйств собрано зерна - 5,8 тыс. тонн (17,8 процента к уровню 2009 года), а урожайность зерновых составила 8,5 ц с 1 га (44,3 процента); накопано 8,3 тыс. тонн картофеля (41,9 процента от уровня 2009 года), урожайность составила 63 ц с 1 га (43,4 процента); собрано 1,4 тыс. тонн овощей открытого грунта (41 процент), урожайность составила 89 ц с 1 га (41,7 процента). В целом в 2010 году индекс производства продукции сельского хозяйства составил 54 процента к 2009 году.
Благоприятные погодные условия 2011 года способствовали значительному увеличению объемов продукции растениеводства. Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2011 году составил 126,6 процента к 2010 году, в 2012 году - 113,6 процента к 2011 году.
Показатели прогноза развития сельского хозяйства определены исходя из реализации мероприятий, предусмотренных государственной и муниципальной программами в сфере АПК.
Аграрная политика будет направлена на сохранение и эффективное использование производственного потенциала сельского хозяйства, стабилизацию производства продукции растениеводства и животноводства, более эффективное и экономически оправданное использование земельных ресурсов, формирование различных видов кооперации в сельском хозяйстве, реальных собственников земельных участков, создание благоприятных условий для развития личных подсобных хозяйств граждан.
Рост производства продукции растениеводства предусматривается в основном за счет увеличения урожайности сельскохозяйственных культур и освоения незадействованных земель сельскохозяйственного назначения. Применение инновационных технологий по производству продовольственного зерна в Алатырском филиале ООО "Агрофирма "НДН-агро" будет способствовать увеличению объемов производства к 2016 году до 21,2 тыс. тонн зерна.
Стабилизация положения дел в животноводстве предполагается достичь за счет сохранения и увеличения поголовья скота, повышения его продуктивности на основе совершенствования племенной работы, улучшения кормовой базы.
С учетом условий, сложившихся в сферах производства и реализации сельскохозяйственной продукции в 2014 году объем производства во всех категориях хозяйств в действующих ценах составит 1060,4 млн. рублей, что в сопоставимых ценах составит к оценке 2013 года 107,2 процента.
Общий объем валовой продукции сельского хозяйства в 2015 году во всех категориях хозяйств в действующих ценах составит 1186,8 млн. рублей, или 106 процентов к предыдущему году, в 2016 году соответственно - 1287,1 млн. рублей и 103,5 процента.
Доля продукции растениеводства в общем объеме производства продукции сельского хозяйства в 2016 году составит 64,4 процента, животноводства - 35,6 процента.
Основными производителями сельскохозяйственной продукции являются сельскохозяйственные предприятия и личные подсобные хозяйства граждан.
В структуре продукции в 2016 году доля сельскохозяйственных предприятий составит 26,3 процента, личных подсобных хозяйств граждан - 73,1 процента и крестьянских (фермерских) хозяйств - 0,6 процента.
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции района во всех категориях хозяйств, по прогнозу, в 2016 году составит: зерна - 21,2 тыс. тонн, картофеля - 26 тыс. тонн, сахарной свеклы - 6,0 тыс. тонн, овощей - 3,8 тыс. тонн, мяса (живой вес) - 2,15 тыс. тонн, молока - 16,6 тыс. тонн, яиц - 5,2 млн. штук.
В 2012 году в основной капитал района за счет всех источников финансирования вложено 510,8 млн. рублей инвестиций, или 90,9 процента к уровню 2011 года.
Из общего объема инвестиций 139,4 млн. рублей (27,3 процента) приходилось на долю организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства. На дорожное строительство было направлено 37,5 млн. рублей (26,9 процента от общего объема инвестиций), жилищное строительство - 40,7 (29,2 процента), на строительство и ремонт объектов здравоохранения и предоставления социальных услуг - 52,0 млн. рублей (37,3 процента), на ремонт объектов образования - 7,8 млн. рублей (5,6 процента).
В соответствии с государственной программой Чувашской Республики в сфере жилищного строительства на 2014 - 2020 годы в районе планируется:
приоритетное строительство малоэтажных быстровозводимых жилых домов;
увеличение объемов строительства жилья с использованием энергоэффективного малоэтажного домостроения;
внедрение современных, энергоэффективных технологий в промышленности строительных материалов и конструкций.
Инвестиции в экономику района в 2014 - 2016 годах определены с учетом складывающихся в 2013 году тенденций, прогнозируемых темпов производства и услуг в различных секторах экономики, уровня инфляции, возможностей консолидированного бюджета и ряда других факторов.
Объем инвестиций в 2014 году прогнозируется в сумме 625,5 млн. рублей, или 103 процента к оценке 2013 года, в 2015 году соответственно 696,2 млн. рублей и 105 процентов, в 2016 году - 789,6 млн. рублей или 107 процентов.
По прогнозу в 2014 - 2016 годах основная доля инвестиций будет направлена на строительство объектов непроизводственного назначения, водоснабжение, дорожное и жилищное строительство.
За счет всех источников финансирования за 2014 - 2016 годы прогнозируется построить 42,0 тыс. кв. метров жилья.
Будет вестись работа по водоснабжению сел Ахматово, Атрать и других населенных пунктов. Предусматриваются работы по развитию уличной дорожной сети сельских населенных пунктов, будет продолжено строительство детского сада в селе Чуварлеи.
Конкуренция в сфере потребительского рынка на современном этапе является одной из самых высоких. В течение последних лет продолжалось качественное улучшение торговой сети. Велась работа по модернизации существующих предприятий, внедрению новейших технологий, расширению перечня предлагаемых услуг, повышению квалификации работников.
Объем оборота розничной торговли в сопоставимых ценах в 2012 году по сравнению с 2008 годом в районе вырос в 2,8 раза и составил 324,7 млн. рублей.
По состоянию на 01.11.2013 года на территории района действуют 108 торговых точек. С начала года в районе реконструировано и введено в действие 5 объектов розничной торговли, вновь заработало 1 предприятие общественного питания в селе Чуварлей, создано 18 рабочих мест. За 9 месяцев 2013 года направлено на развитие сети объектов розничной торговли и общественного питания 5,7 млн. рублей против 1,1 млн. рублей за соответствующий период 2012 года.
По прогнозным расчетам в 2014 году объем розничного товарооборота составит в действующих ценах 385,2 млн. рублей, что в сопоставимых ценах составит 104,9 процента к оценке 2013 года.
С учетом роста платежеспособности населения по прогнозным расчетам прирост розничного товарооборота в 2015 году составит 5,6 процентов, в 2014 году - 6,6.
Повышению темпов роста объемов розничного товарооборота должно способствовать интенсивное восстановление потребительского спроса за счет роста заработной платы, значительного повышения доходов пенсионеров и снижения инфляции.
Отмечается тенденция увеличения объемов оказываемых платных услуг. Объем платных услуг населению за 9 месяцев 2013 года увеличился в сопоставимых ценах на 9,4 процента к соответствующему периоду 2012 года и составил 61,1 млн. рублей. Наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг по-прежнему приходится на жилищно-коммунальные, транспортные услуги и услуги связи. Расходы населения на нематериальные услуги (образование, культура, спорт и др.) незначительны. Ввиду отсутствия экономической привлекательности и низкой рентабельности организаций службы быта в районе нет малых предприятий, занимающихся бытовым обслуживанием.
С учетом влияния различных факторов на развитие платных услуг населению и по прогнозным расчетам их прирост составит в 2014 году - 4,4 процента, в 2015 году - 4,6, в 2016 - 5,1 процента.
Объем платных услуг населению по всем каналам увеличится с 95,75 млн. рублей в 2014 году до 117,6 млн. рублей в 2016 году.
Особое внимание будет уделяться защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных товаров и недобросовестных услуг.
Развитие отраслей социальной сферы
Демографическая ситуация в Алатырском районе характеризуется продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с превышением смертности над рождаемостью. Численность населения района за 2003 - 2012 годы уменьшилась на 24,2 процента и составила на 1 января 2013 года 16301 человек.
В районе на протяжении 10 лет наблюдается миграционный отток. По прогнозу, в 2016 году ожидаемая среднегодовая численность постоянного населения Алатырского района составит 15,4 тыс. человек и уменьшится по сравнению с 2012 годом на 1080 человек.
Сокращение численности населения будет несколько компенсироваться миграционным приростом. Предполагается, что общий коэффициент рождаемости увеличится с 11,9 промиле в 2012 году до 15,58 в 2016. Ожидается, что коэффициент миграционного оттока несколько сократится с 115,9 промиле в 2012 году до 58,4 в 2016 году.
На фоне сокращения численности населения района в 2014 - 2016 годах сохранится тенденция сокращения численности занятых в экономике, которая в 2016 году составит 6,11 тыс. человек.
На ситуацию в сфере занятости населения и на рынке труда, будет оказывать положительное влияние реализация таких мероприятий, как трудоустройство незанятых граждан на постоянную и временную работу, направление безработных граждан на обучение профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда, оказание социальной поддержки безработным гражданам, организация самозанятости безработных граждан, создание новых рабочих мест при реализации новых инвестиционных проектов. С учетом прогнозируемых процессов на рынке труда среднегодовая численность безработных в 2014 году составит 60 человек, а доля безработных - 0,63 процента экономически активного населения. К 2016 году уровень регистрируемой безработицы уменьшится до 0,61 процента.
В 2006 - 2012 годах среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций района увеличилась в 3 раза, вместе с тем является самой низкой по республике. В 2012 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по району составила 9217,6 рубля, что на 48,7 процента ниже среднереспубликанского уровня. Среднемесячная заработная плата в январе - сентябре 2013 г. составила 11773,1 рубля и по сравнению с январем - сентябрем 2012 г. увеличилась на 30,4 процента. Просроченная задолженность по заработной плате на 01 октября 2013 года в районе составила 607 тыс. рублей.
В 2006 - 2012 годах реальный размер назначенных пенсий увеличился в 3,15 раза. В 2012 году средний размер назначенных месячных пенсий составил 7679,8 рубля, что на 10,2 процента выше соответствующего периода 2011 года.
Ожидается, что в 2013 году номинальная среднемесячная заработная плата составит 12080 рублей, или 130 процентов к уровню 2011 года. В 2016 году, по прогнозу, номинальная заработная плата сложится в размере 17554,0 рубля и по сравнению с оценкой 2013 года увеличится на 45,3 процента.
По прогнозу, в 2016 году денежные доходы сложатся в сумме 1443,1 млн. рублей и возрастут по отношению к 2012 году в 1,36 раза.
В целях создания условий для модернизации системы здравоохранения, обеспечения и дальнейшего улучшения состояния здоровья населения в 2011 году проводились основные мероприятия Программы модернизации здравоохранения Чувашской Республики на 2011 - 2012 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 г. N 29: капитальный ремонт терапевтического и кардиологического корпусов МУ "ЦРБ Алатырского района", родильного дома и ФАП в с. Явлеи. В районе расширяется диапазон медицинских услуг, предоставляемых офисами врачей общей практики (семейных врачей). Обеспеченность врачами в 2012 году составила 26,2 человека на 10 тыс. населения, средним медицинским персоналом - 100,9.
В соответствии с основными направлениями реструктуризации системы оказания медицинской помощи в республике продолжают развиваться стационарозамещающие технологии.
Социальное обслуживание населения в Алатырском районе осуществляется учреждениями Минздравсоцразвития Чувашии: отделом социальной защиты населения, БУ ЧР "Алатырский центр социального обслуживания населения", в структуре которого функционируют 3 отделения временного проживания престарелых граждан, и БУ ЧР "Атратский психоневрологический интернат".
Начиная с 2014 года прогнозируется постепенное увеличение численности обучающихся в образовательных учреждениях в связи с увеличением числа родившихся. К 2016 году по сравнению с 2012 годом численность учащихся в общеобразовательных учреждениях возрастет на 10,4 процента.
В целях улучшения ситуации по обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями и в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 17 мая 2010 г. N 61 "О мерах по повышению доступности услуг в сфере дошкольного образования" в 2013 году начато строительство детского сада в селе Чуварлей, предусматривается открытие новых групп дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях, что к 2016 году позволит увеличить численность детей в дошкольных образовательных учреждениях по сравнению с 2012 годом на 29,3 процента.
В районе проведена по оптимизации и модернизации сети культурно-досуговых учреждений: учреждений культурно-досугового типа - на 9 единиц, библиотек - на 6. К 01.11.2013 года функционирует 18 учреждений культурно-досугового типа и 17 общедоступных библиотек.
В образовании, культуре и сфере услуг обеспечен высокий уровень интернетизации. Создание сети общедоступных библиотек позволило обеспечить значительную часть сельского населения района качественными информационными услугами с использованием сети Интернет. В районе функционирует центр общественного доступа. 90% учителей активно применяют информационно-коммуникационные технологии в моделировании учебной и внеучебной деятельности.
Администрацией района проведена работа по наполнению информацией о муниципальных услугах с формами заявлений и других документов, необходимых для получения услуг, доступных для копирования и заполнения в электронном виде. На Портале государственных и муниципальных услуг размещена информация о 66 видах муниципальных услуг и услуг, оказываемых бюджетными учреждениями района. Повышение качества и доступности муниципальных услуг для населения, а также предоставление их в электронном виде, снижение административных барьеров являются одними из направлений, характеризующих эффективность и результативность деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Алатырского района.
В целях повышения качества предоставления наиболее массовых и социально значимых услуг органов местного самоуправления в октябре 2012 года создан многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг в здании администрации Алатырского района по адресу: г. Алатырь, ул. Горшенина, д. 7. Организована работа в 2 "окна", гражданам и юридическим лицам предоставляются государственные (муниципальные) услуги по следующим направлениям:
имущественные и земельные отношения;
градостроительство;
предоставление жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
определение или подтверждение гражданско-правового статуса населения.
С 1 июля 2013 года на базе пяти модельных библиотек (Алтышевской, Ахматовской, Кирской, Стемасской и Сойгинской) ведется работа по оказанию государственных (муниципальных) услуг населению по принципу "одного окна", до конца года будут открыты ещё 8 окон.
Размещение муниципальных заказов является важнейшим инструментом, обеспечивающим эффективное расходование бюджетных средств.
В рамках муниципального заказа решаются вопросы строительства и ремонта дорог, объектов образования и культуры, обеспечивается устойчивая работа учреждений социальной сферы, что оказывает позитивное влияние на качество жизни сельских жителей.
В соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства по размещению государственного и муниципального заказа были использованы все условия для обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов: с 2006 года информации о размещении муниципальных заказов на поставки товаров (работ, услуг) опубликовывалась на безвозмездной основе в официальном печатном издании - информационном бюллетене "Государственный заказ Чувашской Республики" и на официальном сайте Чувашской Республики в сети Интернет "Государственный заказ Чувашской Республики", с 1 января 2011 года публикация информации о размещении заказов осуществляется на общероссийском официальном сайте.
Ежегодно распоряжениями главы администрации района утверждаются состав и сводный объем муниципального заказа Алатырского района, администрации сельских поселений района также утверждают состав и сводный объем муниципального заказа своими нормативными актами. По итогам 2013 года общий объем муниципальных закупок по Алатырскому району ожидается в сумме 136 млн. рублей, по сравнению с объемом 2006 года его рост составит 73,9 процента.
Открытость и прозрачность процедур размещения государственного заказа, преимущественное (более 70,0 процентов совокупного объема закупок) размещение на торгах позволяют обеспечить эффективное расходование бюджетных средств при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для муниципальных нужд.
Все актуальные вопросы, методические рекомендации, протокольные решения Правительственной комиссии по контролю за эффективностью размещения заказов для государственных нужд Чувашской Республики в сфере размещения муниципальных заказов Алатырского района доводятся до муниципальных заказчиков.
Размер бюджетной эффективности от размещения муниципального заказа Алатырского района за пятилетний период с 2008 по 2012 годы составил 53,6 млн. рублей, или 15,7 процента.
С целью повышения прозрачности и открытости, удобства для бизнес-структур муниципальные заказчики за 9 месяцев 2013 года разместили заказы путем проведения открытых аукционов в электронной форме в количестве 20 на сумму 94,613 млн. рублей. По результатам торгов заключены муниципальные контракты на сумму 92,394 млн. рублей, или 94,2% от общего объема муниципального заказа без учета закупок у единственного источника без проведения торгов. Бюджетная эффективность за январь - сентябрь 2013 года составила 2,339 млн. рублей, или 2,3 процента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.