См. План мероприятий по реализации настоящего Указа, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 мая 2009 г. N 177
В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в Чувашской Республике.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент |
Н. Федоров |
г. Чебоксары
12 декабря 2008 года
N 125
Согласовано |
Утверждено |
Начальник Приволжско-Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Генерал-лейтенант В.А. Власов
7 ноября 2008 г. |
Указом Президента Чувашской Республики от 12 декабря 2008 г. N 125 |
Положение
об организации и ведении гражданской обороны в Чувашской Республике
См. Положение о планировании мероприятий по гражданской обороне на территории Чувашской Республики, утвержденное постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 июля 2010 г. N 238
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и определяет организационные основы гражданской обороны, содержание основных мероприятий гражданской обороны, состав сил и средств гражданской обороны, порядок организации и ведения гражданской обороны в Чувашской Республике.
1.2. В соответствии с законодательством Российской Федерации мероприятия по гражданской обороне в Чувашской Республике организуются и проводятся на региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804.
1.3. Органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
1.4. Руководители органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. Руководство гражданской обороной на территории Чувашской Республики
2.1. Руководство гражданской обороной на территории Чувашской Республики осуществляет Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики.
2.2. Кабинет Министров Чувашской Республики:
организует проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывает и реализует планы гражданской обороны и защиты населения Чувашской Республики и осуществляет контроль за состоянием гражданской обороны на территории Чувашской Республики;
принимает нормативные правовые акты по вопросам организации и ведения гражданской обороны;
принимает республиканские целевые программы в области гражданской обороны;
осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
2.3. Органы исполнительной власти Чувашской Республики в пределах своей компетенции:
принимают участие в разработке республиканских целевых программ в области гражданской обороны;
обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
привлекают отобранные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие выполнение мероприятий гражданской обороны на территории Чувашской Республики;
осуществляют иные полномочия в регулируемой сфере, установленные законодательством Российской Федерации.
2.4. В соответствии с законодательством Российской Федерации руководство гражданской обороной в органах исполнительной власти Чувашской Республики, органах местного самоуправления и их структурных подразделениях осуществляют руководители этих органов и структурных подразделений, в организациях - их руководители.
III. Подготовка к ведению, организация и ведение гражданской обороны на территории Чувашской Республики
3.1. Подготовка к ведению гражданской обороны на территории Чувашской Республики заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Чувашской Республики от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), и осуществляется в соответствии с годовым и перспективными планами основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации согласовываются соответствующим региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
3.2. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Чувашской Республики от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС и осуществляется на основе плана гражданской обороны и защиты населения Чувашской Республики, планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций.
3.3. Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении ЧС.
3.4. В соответствии с законодательством Российской Федерации разработка, согласование и утверждение планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) осуществляются в порядке, определяемом МЧС России.
3.5. Руководители гражданской обороны осуществляют руководство гражданской обороной через соответствующие органы, осуществляющие управление гражданской обороной, руководителей аварийно-спасательных служб, эвакуационные органы, комиссии по повышению устойчивости функционирования организаций в военное время и другие органы, создаваемые в целях решения задач в области гражданской обороны.
3.6. В соответствии с законодательством Российской Федерации органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории Чувашской Республики, являются:
территориальный орган МЧС России по Чувашской Республике, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;
структурные подразделения (работники) по гражданской обороне органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
3.7. В соответствии с законодательством Российской Федерации для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления и организациями заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.
3.8. Планирование и решение задач по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время на территории Чувашской Республики, осуществляет Комиссия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в Чувашской Республике.
В соответствии с законодательством Российской Федерации на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) создаются комиссии органов местного самоуправления по повышению устойчивости функционирования объектов экономики, на объектовом уровне - комиссии по повышению устойчивости функционирования организации в военное время.
3.9. В целях проведения технического обслуживания, ремонта и поддержания в состоянии готовности запасных пунктов управления органов исполнительной власти Чувашской Республики, защитных сооружений гражданской обороны, накопления, хранения и обслуживания имущества гражданской обороны органами исполнительной власти Чувашской Республики создаются соответствующие специализированные организации. Указанные организации являются юридическими лицами, функционируют в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.10. Для решения задач в области гражданской обороны, реализуемых на территории Чувашской Республики, создаются силы гражданской обороны. В состав сил гражданской обороны Чувашской Республики входят аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования Чувашской Республики, муниципальных образований и организаций, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Основные задачи и мероприятия по гражданской обороне
Органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации полномочиями планируют и осуществляют мероприятия:
4.1. По обучению населения в области гражданской обороны:
нормативно-методическое обеспечение функционирования единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от ЧС;
планирование и осуществление обучения населения Чувашской Республики в области гражданской обороны;
создание, оснащение и всестороннее обеспечение учебно-методических центров по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций в Чувашской Республике, других образовательных учреждений дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников гражданской обороны, а также курсов гражданской обороны муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;
создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны;
пропаганда знаний в области гражданской обороны.
4.2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС:
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;
создание локальных систем оповещения;
установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;
сбор информации в области гражданской обороны и обмен ею.
4.3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:
организация планирования, подготовки и проведения эвакуации;
подготовка районов размещения эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.
4.4. По предоставлению населению убежищ и средств индивидуальной защиты:
строительство, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, техническое обслуживание и модернизация защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;
подготовка в мирное время и строительство при переводе гражданской обороны с мирного на военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны;
накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты;
обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.
4.5. По световой и другим видам маскировки:
определение перечня объектов, подлежащих маскировке;
разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по осуществлению световой и других видов маскировки;
проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
4.6. По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС:
создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств гражданской обороны, а также планирование их действий;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ;
разработка современных технологий и технических средств проведения аварийно-спасательных работ;
организация взаимодействия сил гражданской обороны с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, а также со специальными формированиями, создаваемыми в военное время.
4.7. По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе по медицинскому обслуживанию, включая оказание первой медицинской помощи, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер:
планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения (медицинское обеспечение, обеспечение жильем, продуктами питания, водой, предметами первой необходимости, коммунально-бытовыми услугами и др.);
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;
предоставление населению коммунально-бытовых и иных услуг;
проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
проведение работ по лечебно-эвакуационному обеспечению населения;
развертывание необходимой лечебной базы в загородной зоне, организация ее энерго- и водоснабжения;
оказание населению всех видов медицинской помощи;
определение численности населения, оставшегося без жилья;
инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения;
размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, санаториях, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также их подселение на площади сохранившегося жилого фонда;
предоставление населению информационно-психологической поддержки.
4.8. По борьбе с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий:
создание необходимых противопожарных сил, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
тушение пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время;
тушение пожаров на объектах, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время;
тушение пожаров в жилой застройке в военное время.
4.9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению:
создание и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на базе организаций, расположенных на территории Чувашской Республики, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач, связанных с обнаружением и идентификацией различных видов заражения (загрязнения);
введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.
4.10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:
заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;
создание сил гражданской обороны для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания техники, зданий и территорий, а также их оснащение и подготовка в области гражданской обороны;
планирование и организация проведения мероприятий по обеззараживанию техники, зданий и территорий, санитарной обработке населения.
4.11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС:
создание сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения в населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения и выдвижения сил гражданской обороны;
охрана объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц (в соответствии с договорами), принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
4.12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:
обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;
создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения;
создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;
создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;
создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, другого необходимого оборудования и технических средств.
4.13. По срочному захоронению трупов в военное время:
заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений;
создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов, в том числе на базе специализированных организаций, оказывающих ритуальные услуги;
организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших с соблюдением установленных правил;
организация санитарно-эпидемиологического надзора за погребением погибших.
4.14. По разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время:
создание и организация работы в мирное и военное время в органах исполнительной власти Чувашской Республики и организациях комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;
рациональное размещение населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем и источников газо-, энерго- и водоснабжения;
разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, в том числе в проектах строительства;
планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в организациях, продолжающих работу в военное время;
заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для сохранения и (или) восстановления производственного процесса;
создание страхового фонда документации;
повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.
4.15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны:
создание и оснащение современными техническими средствами и оборудованием сил гражданской обороны;
обучение сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
разработка и корректировка планов действий сил гражданской обороны;
разработка высокоэффективных технологий для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.
4.16. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения в Чувашской Республике осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Чувашской Республики от 12 декабря 2008 г. N 125 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Чувашской Республике"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания
Текст Указа опубликован в газете "Вести Чувашии" от 16 декабря 2008 г. N 49 (1106), на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет (www.cap.ru) 17 декабря 2008 г., в Собрании законодательства Чувашской Республики, 2008 г., N 12 (1), ст. 891
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Главы Чувашской Республики от 6 июля 2022 г. N 78
Изменения вступают в силу с 17 июля 2022 г.
Указ Главы Чувашской Республики от 25 марта 2022 г. N 34
Изменения вступают в силу с 25 марта 2022 г.
Указ Главы Чувашской Республики от 29 января 2020 г. N 6
Изменения вступают в силу с 9 февраля 2020 г.
Указ Главы Чувашской Республики от 31 марта 2016 г. N 33
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа
Указ Главы Чувашской Республики от 6 ноября 2015 г. N 174
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа
Указ Главы Чувашской Республики от 18 декабря 2013 г. N 132
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Указа, за исключением абзацев второго, четвертого - шестого подпункта 1 пункта 1 названного Указа, которые вступают в силу с 1 января 2014 г.