Правительство Республики Дагестан отмечает, что в соответствии с постановлением Правительства РД от 8 апреля 1999 г. N 85 "Об организации учета государственного имущества Республики Дагестан и ведения реестра государственного имущества Республики Дагестан" Министерством имущественных отношений РД совместно с республиканскими органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли или сфере управления (далее - республиканские органы исполнительной власти), проведена определенная работа по организации учета государственного имущества и ведению реестра государственного имущества РД (далее - Реестр).
По состоянию на 1 января 2003 г. в Реестр внесено имущество 505 организаций, в том числе 217 государственных унитарных предприятий (далее - госпредприятия) и 288 государственных учреждений (далее - госучреждения), за которыми закреплено 3687 объектов недвижимости общей площадью 1772,2 тыс. кв. м, остаточной стоимостью 5932,5 млн. рублей.
Вместе с тем в работе по учету государственного имущества РД и повышению эффективности его использования продолжают иметь место существенные недостатки.
Проверкой, проведенной Южной окружной инспекцией Главного контрольного управления Президента РФ в республике в первом полугодии 2003 года, выявлены серьезные нарушения в работе Министерства имущественных отношений РД по организации управления государственной собственностью.
Учредительные документы 120 госпредприятий и госучреждений (23 проц.) из 505, включенных в Реестр, не приведены в соответствие с требованиями Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". До настоящего времени Министерство имущественных отношений РД не располагает данными о фактической численности госпредприятий и составе их имущества.
Так, не внесено в Реестр имущество предприятий, подведомственных ГУ "Главдагестансельхозводстрой" и Комитету Правительства РД по поддержке малого предпринимательства и потребительского рынка, а также РГУП "Дагнефтепродукт", ГУ "Дагестанберегозащита" и ГКК "Дербент".
В то же время в Едином государственном реестре предприятий и организаций (далее - ЕГРПО) числятся госпредприятия и госучреждения, которые ранее подверглись процедуре банкротства, приватизированы, реорганизованы, ликвидированы либо переданы в муниципальную собственность.
Имели место факты внесения Министерством имущественных отношений РД государственного имущества РД в реестр федерального имущества.
Хозяйственные общества, акции (доля, пай в уставном капитале) которых находятся в республиканской собственности, не соблюдают установленный порядок регистрации государственного пакета акций.
Нередко назначение представителей Республики Дагестан в органы управления и ревизионные комиссии открытых акционерных обществ, акции которых находятся в республиканской собственности, осуществляется Министерством имущественных отношений РД, что противоречит порядку, установленному постановлением Правительства РД от 25 июня 2001 г. N 132 "О совершенствовании управления государственными унитарными предприятиями и находящимися в собственности Республики Дагестан пакетами акций открытых акционерных обществ".
Допущено существенное снижение сумм начисленных и выплаченных дивидендов за 1999-2001 годы по акциям, находящимся в республиканской собственности. Если по итогам 1999 года начислено дивидендов на сумму 314,6 тыс.руб. и перечислено в республиканский бюджет РД 230,1 тыс.руб. (73 проц.), то в 2000 году начислено только 30,7 тыс.руб., за 2001 год - 9,8 тыс.руб., что в 32,1 раза меньше показателей 1999 года.
Имеют место факты дачи Министерством имущественных отношений РД согласия госпредприятиям на реализацию значительной части своих основных средств без согласования с Правительством РД, факты реализации госпредприятиями имущества в нарушение установленного порядка, в результате чего средства, вырученные от реализации этого имущества, не в полном объеме поступают в республиканский бюджет РД.
Во многих республиканских органах исполнительной власти на заседаниях балансовых комиссий не рассматриваются годовые результаты финансово-хозяйственной деятельности госпредприятий, не проводится аттестация их руководителей.
Министерство имущественных отношений РД, республиканские органы исполнительной власти не владеют информацией о положении дел на госпредприятиях, ими не только не предъявляются жесткие требования по исполнению госпредприятиями решений Правительства РД по вопросам эффективного управления и использования государственного имущества РД, но и не принимаются меры к их руководителям, не представляющим в установленном порядке отчеты об их деятельности.
Так, за 2002 год из 217 госпредприятий отчеты представили 94 руководителя или 43 процента. Наибольшее количество госпредприятий, руководители которых не представили отчеты за 2002 год, находятся в ведении Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД.
Несмотря на общий рост объемов выручки от реализации продукции и производительности труда в 2002 году по сравнению с 2001 годом, финансово-экономическое состояние многих госпредприятий находится в неудовлетворительном состоянии.
Из 94 госпредприятий, руководители которых представили отчеты за 2002 год, только чуть более половины (54 проц.) завершили год с прибылями, а 40 проц. предприятий понесли убытки. У большинства госпредприятий растут непокрытые убытки прошлых лет, имеется огромная кредиторская задолженность по обязательным платежам, кредитам и займам.
Отчисления в республиканский бюджет РД в размере 10 проц. от прибыли в 2001-2002 годах произвели только 20 госпредприятий (менее 10 проц. от их общего числа) на сумму 1213,9 тыс. рублей.
Заключение краткосрочных договоров аренды объектов государственного нежилого фонда для проведения культурно-зрелищных мероприятий учреждениями культуры производится без согласования с Министерством имущественных отношений РД, в нарушение порядка, установленного постановлением Правительства РД от 4 февраля 2002 г. N 28 "Об утверждении Порядка учета в доходах республиканского бюджета РД арендной платы за пользование республиканским недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее использования". Кроме того, не разработан порядок определения величины арендной платы за краткосрочную аренду этих объектов для проведения указанных мероприятий, что позволяет балансодержателям производить сокрытие полученных доходов от аренды объектов государственного нежилого фонда.
Вышеизложенное явилось следствием неудовлетворительной работы Министерства имущественных отношений РД, республиканских органов исполнительной власти по организации управления государственной собственностью, осуществлению контроля за ее эффективным использованием.
Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Признать работу Министерства имущественных отношений РД и республиканских органов исполнительной власти по учету государственного имущества Республики Дагестан и мерах по повышению эффективности его использования неудовлетворительной.
2. Министерству имущественных отношений РД, республиканским органам исполнительной власти принять исчерпывающие меры по устранению отмеченных в настоящем постановлении недостатков.
3. Республиканским органам исполнительной власти в двухмесячный срок принять меры:
по приведению учредительных документов госпредприятий и госучреждений в соответствие с законодательством;
по уплате госпредприятиями в республиканский бюджет РД 10 проц. от прибыли за 2001-2002 годы и представить информацию в Правительство РД.
4. Министерству имущественных отношений РД:
в месячный срок подготовить и внести в Правительство РД предложения о порядке реализации автотранспортных средств, находящихся в республиканской собственности, и порядке определения величины арендной платы за краткосрочную аренду нежилых помещений, находящихся в республиканской собственности, для проведения культурно-зрелищных мероприятий;
в месячный срок провести сверку реестра федерального имущества, находящегося на территории Республики Дагестан, на предмет наличия в нем объектов республиканской собственности, при необходимости внести предложения в Правительство РД;
принять меры по внесению в Реестр всех необходимых сведений об имуществе госпредприятий и госучреждений;
совместно с республиканскими органами исполнительной власти ежегодно при разработке проекта прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества в установленном порядке прорабатывать в федеральных органах исполнительной власти вопросы сохранения в государственной собственности социально значимых для экономики республики объектов федерального имущества.
5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия РД совместно с Министерством имущественных отношений РД образовать рабочую группу для проведения инвентаризации и внесения в Реестр предприятий и организаций, находящихся в его ведении согласно приложению N 2 к постановлению Президиума Верховного Совета РД от 10 марта 1993 г. "О разграничении государственной собственности в Республике Дагестан на федеральную, республиканскую и муниципальную собственность", по завершении работы которой представить информацию в Правительство РД.
6. Установить, что:
решения о приватизации государственного имущества РД принимаются Правительством РД;
госпредприятия не вправе отчуждать или обременять закрепленное за ними государственное имущество РД, не внесенное в Реестр;
Министерство имущественных отношений РД осуществляет утверждение аудитора госпредприятия и определение размера оплаты его услуг;
республиканские органы исполнительной власти в отношении госпредприятий осуществляют:
согласование создания филиалов и представительств;
согласование совершения сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга;
согласование осуществления заимствований;
согласование решения о совершении крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность руководителя предприятия, за исключением сделок с недвижимым имуществом;
согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;
утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов предприятия.
7. Решение о создании, реорганизации и ликвидации госпредприятий, а также о передаче госпредприятиям и иным организациям (в том числе в аренду), изъятии у них или перераспределении государственного имущества РД, принимается Правительством РД.
Проект указанного решения подготавливается Министерством имущественных отношений РД совместно с республиканским органом исполнительной власти и иными заинтересованными органами.
8. Решение об утверждении (согласовании) уставов и положений госпредприятий и госучреждений в порядке приведения учредительных документов в соответствие с законодательством принимается Министерством имущественных отношений РД и республиканским органом исполнительной власти.
9. Установить, что Министерство имущественных отношений РД осуществляет согласование сделок госпредприятия в отношении закрепленного за предприятием в хозяйственном ведении республиканского недвижимого имущества и принадлежащих предприятию акций, вкладов (долей) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ (далее - имущество), а также решения госпредприятия о заключении договора простого товарищества при наличии документа о целесообразности совершения такой сделки (заключения договора), представляемого республиканским органом исполнительной власти.
Согласование крупных сделок госпредприятия с имуществом или сделок с имуществом, стоимость которого превышает 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда, осуществляется Министерством имущественных отношений РД на основании решения Правительства РД.
10. Согласование решения госпредприятия об участии или прекращении участия в коммерческих и некоммерческих организациях осуществляется Министерством имущественных отношений РД на основании решения Правительства РД.
11. Госпредприятие вносит предложение о совершении сделок, предусмотренных пунктами 9 и 10 настоящего постановления, вместе с их обоснованием и необходимыми документами в Министерство имущественных отношений РД и в республиканский орган исполнительной власти.
Министерство имущественных отношений РД в течение месяца принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) сделки либо в случаях, когда требуется решение Правительства РД, представляет в установленном порядке соответствующие предложения и документы в Правительство РД, о чем извещает в 5-дневный срок госпредприятие и республиканский орган исполнительной власти;
12. Министерству имущественных отношений РД в месячный срок разработать и представить на утверждение в Правительство РД перечень документов, представляемых госпредприятием для получения согласия на совершение сделок, предусмотренных пунктами 9 и 10 настоящего постановления.
13. Установить, что сделки по продаже имущества осуществляются путем его продажи в установленном законодательством о приватизации порядке на аукционе, организатором которого выступает продавец государственного имущества РД на основании договора с госпредприятием.
Начальная цена продажи имущества на аукционе определяется на основании отчета об оценке имущества, составленного независимым оценщиком по договору с Министерством имущественных отношений РД.
14. Средства, полученные от продажи имущества, за вычетом связанных с его продажей затрат, которые определяются исходя из фактических затрат и не могут превышать 10 проц. цены продажи имущества, подлежат перечислению в течение 25 дней с даты оплаты имущества:
50 проц. средств в республиканский бюджет РД;
50 проц. средств республиканскому органу исполнительной власти для возврата госпредприятию на развитие материально-технической базы в соответствии с договором на приобретение основных средств, оборудования и т.д.
15. Министерству внутренних дел РД рассмотреть материалы по реализации основных средств госпредприятий и отчуждению республиканской собственности, принять необходимые меры и представить информацию в Правительство РД.
16. Признать целесообразным рассмотреть на заседании Правительства РД в 1 квартале 2004 года ход исполнения настоящего постановления.
17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство имущественных отношений РД.
Председатель Правительства |
X. Шихсаидов |
Махачкала
29 июля 2003 г.
N 202
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 июля 2003 г. N 202 "О состоянии учета государственного имущества Республики Дагестан и мерах по повышению эффективности его использования"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 31 июля 2003 г. N 7 ст. 565
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 12 июля 2018 г. N 87 настоящее постановление признано утратившим силу с 12 июля 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Дагестан от 2 октября 2006 г. N 208