В целях развития конкуренции в Республике Дагестан Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Развитие конкуренции в Республике Дагестан" на 2010-2012 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство экономики Республики Дагестан.
3. Органам исполнительной власти Республики Дагестан обеспечить в пределах своей компетенции реализацию Программы.
Председатель Правительства |
М. Абдулаев |
Махачкала
31 мая 2010 г.
N 176
Республиканская программа
"Развитие конкуренции в Республике Дагестан" на 2010-2012 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 мая 2010 г. N 176)
Паспорт
республиканской программы "Развитие конкуренции в Республике Дагестан" на 2010-2012 годы
Наименование Программы |
- |
республиканская программа "Развитие конкуренции в Республике Дагестан" на 2010-2012 годы |
Дата принятия решения о разработке программы, дата утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
- |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р "Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации" |
Государственный заказчик |
- |
Правительство Республики Дагестан |
Разработчик и заказчик Программы |
- |
Министерство экономики Республики Дагестан |
Цель Программы |
- |
развитие конкуренции в Республике Дагестан путем создания необходимых условий для появления новых участников на региональных рынках в соответствии с направлениями социально-экономической политики; развитие конкурентной среды и обеспечение свободного доступа на рынок для всех участников; |
Задачи Программы |
- |
развитие конкуренции в отдельных отраслях путем использования инструментов стимулирования и поддержки; сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность; поддержка предпринимательской деятельности, упрощение процедур ее начала; развитие государственного заказа, расширение практики заказа социальных услуг на конкурсной основе; сокращение прямого участия государства в хозяйственной деятельности; повышение информационной прозрачности деятельности органов власти |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2010-2012 годы |
Основные мероприятия Программы |
- |
перечень основных мероприятий программы приведен в приложении 2 к Программе |
Исполнители Программы |
- |
Министерство экономики Республики Дагестан; Министерство промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан; Министерство здравоохранения Республики Дагестан; Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан; Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан; Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан; Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан; Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (по согласованию); Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (по согласованию); администрации муниципальных образований (по согласованию) |
Ресурсное обеспечение Программы |
- |
ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан (в рамках действующих республиканских целевых программ и сметного финансирования) и внебюджетных источников |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
обеспечение условий для состязательности хозяйствующих субъектов |
Система организации контроля за реализацией Программы |
- |
контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством экономики Республики Дагестан |
Введение
Основным инструментом достижения целей социально-экономического развития Республики Дагестан является политика в области конкуренции, определяющая конкурентоспособность предприятий и уровень жизни граждан.
Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р.
Программа включает в себя меры, направленные на улучшение конкурентной среды в республике, развитие производства, сбыта и торговли, учитывающие специфику и проблемы отдельных рынков.
Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата. Поэтому Программа включает как меры антимонопольного регулирования и иные защитные меры, так и меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулы для занятия предпринимательской деятельностью.
I. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом
В республике уделяется большое внимание созданию благоприятного инвестиционного климата, развитию малого и среднего бизнеса. В рамках Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на период до 2011 года создан и действует бизнес-инкубатор в г. Махачкале. Планируется создание и развитие сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков. Оказывается содействие развитию микрофинансовых организаций, развитию действующих и созданию новых центров информационной поддержки малого предпринимательства, осуществляется проведение консалтинговой работы, конференций и "круглых столов" по микрофинансовой деятельности.
В целях обеспечения населения Республики Дагестан продуктами питания по доступным, экономически обоснованным ценам и развития конкуренции на продовольственном рынке постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 августа 2008 г. N 295 утвержден План мероприятий по развитию конкуренции на продовольственном рынке Республики Дагестан на 2008-2011 годы.
Стало традицией ежегодное проведение выставок "Деловой Дагестан", "Дагпродэкспо", "Госзаказ" и др.
Применяемые меры, прямо или косвенно, способствуют развитию конкуренции на рынке товаров и услуг республики. Однако для отбора эффективных мер прямого и косвенного воздействия на конкурентную среду следует выяснить, к каким рынкам (конкретных товаров или услуг) необходимо применить нормы государственного регулирования, и оценить возможное воздействие норм регулирования на уровень конкуренции на данном рынке.
Для освещения уровня развития конкуренции был проведен анализ и дана оценка состояния конкурентной среды на ключевых товарных рынках Республики Дагестан.
1.1. Ключевые факторы, препятствующие развитию конкуренции в Республике Дагестан, основные барьеры доступа и деятельности на рынке
Состояние конкурентной среды в Республике Дагестан характеризуется следующими проблемами:
сохранение относительно высокого уровня административных барьеров;
инфраструктурные ограничения конкуренции;
недостаточная информационная открытость вопросов состояния функционирования рынков.
1.2. Административные барьеры
Одной из основных угроз для развития конкуренции в Республике Дагестан являются административные барьеры, препятствующие вхождению на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции.
В ходе проведения административной реформы существенно сокращены масштабы вмешательства органов государственной власти в экономическую деятельность, связанного с осуществлением государственного контроля (надзора), лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции.
Однако на данный момент указанная работа не завершена - во многих сферах сохраняются ограничения выхода новых участников на рынки в виде необходимости получения от органов государственной власти различных разрешений, согласований и заключений.
Одной из важнейших задач, особенно в период финансового кризиса, является сохранение условий развития малого и среднего бизнеса, прежде всего, за счет обеспечения доступа к кредитным ресурсам, снижения уровня административных барьеров и расширения рынков сбыта продукции соответствующих участников рынка.
Конкурентная политика в Республике Дагестан должна предусматривать реализацию следующих мер:
существенное снижение издержек входа на рынок, в том числе путем снижения административных барьеров и проведения конкретных мероприятий в отраслях с ярко выраженными препятствиями входа;
минимизация вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность хозяйствующих субъектов;
расширение механизмов поддержки малого и среднего бизнеса;
формирование эффективной, максимально доступной и прозрачной конкурсной системы размещения государственных заказов, в том числе путем расширения практики размещения заказов на электронных аукционах.
1.3. Инфраструктурные ограничения конкуренции
Транспортная инфраструктура
Транспортные проблемы приводят к созданию изолированных рынков, сокращению возможностей для расширения географии реализации товаров и прихода новых участников, способствуют повышению цен.
К транспортным проблемам в Республике Дагестан относятся:
необходимость строительства и модернизации объектов транспортного комплекса;
перегруженность улично-дорожной сети и ее низкая пропускная способность, отставание темпов развития автомобильных дорог от темпов автомобилизации.
Энергетическая инфраструктура
Топливно-энергетический комплекс Республики Дагестан представлен топливной промышленностью, электроэнергетикой и средствами транспортировки энергетического сырья и электроэнергии до потребителей.
Развитие многоотраслевого хозяйства в республике во многом предопределяется состоянием и перспективами развития топливно-энергетического комплекса: электроэнергетики, газовой и нефтяной промышленности в первую очередь.
В топливно-энергетическом балансе республики доминирующее положение занимают гидроэнергоресурсы, природный газ и нефть. В перспективе остается широкое использование геотермальных глубинных вод плоскостных районов Дагестана, ветровой и солнечной энергии.
Основными задачами и направлениями развития энергетического комплекса Республики Дагестан на перспективу являются:
создание новой электроэнергетической инфраструктуры, преодоление имеющегося дефицита генерирующих мощностей;
сбалансированное развитие электроэнергетической отрасли, создание в ней оптимальной, экономически обоснованной структуры генерирующих мощностей и электросетевых объектов с целью надежного обеспечения потребителей республики электроэнергией и теплом;
диверсификация энергетического баланса республики за счет развития потенциала возобновляемых источников энергии с соответствующим увеличением их доли в балансе;
стимулирование использования предприятиями всех отраслей экономики, возобновляемых источников энергии, а также экологически и энерго-эффективных технологий.
Финансовая инфраструктура
На территории Республики Дагестан действует 239 кредитно-кассовых учреждений, в том числе 32 региональных банка, 55 филиалов региональных банков, 17 филиалов кредитных организаций других регионов, в том числе Дагестанское отделение Сберегательного банка Российской Федерации, 50 дополнительных офисов кредитных организаций и 76 дополнительных офисов филиалов региональных банков и банков других регионов, в том числе 40 - Дагестанского филиала ОАО "Россельхозбанк" и 23 - Дагестанского отделения Сберегательного банка Российской Федерации.
Несмотря на большое количество кредитных организаций, по депозитам и иным привлеченным средствам рынок характеризуется как высококонцентрированный в связи с тем, что основную долю на нем занимает Дагестанское отделение Сберегательного банка Российской Федерации и ОАО "Россельхозбанк".
По выданным кредитам рынок характеризуется как умеренно концентрированный.
На территории Республики Дагестан действует одна лизинговая компания ОАО "Дагагроснаб".
На рынке страхования действует около 30 страховых компаний и филиалов. Несмотря на большое количество компаний, действующих на данном рынке, он является высококонцентрированным, так как наибольшую долю занимают несколько хозяйствующих субъектов.
Информационная инфраструктура
Одним из главных условий достижения стратегических целей социально-экономического развития Республики Дагестан является повышение эффективности государственного управления на всех уровнях.
На это направлена проводимая в Республике Дагестан работа в сфере информатизации и телекоммуникации.
На сегодняшний день созданы и функционируют официальные сайты Президента Республики Дагестан - www.president.e-dag.ru и Правительства Республики Дагестан - www.e-dag.ru, обеспечивающие реализацию прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан, Президента и Правительства Республики Дагестан. Во многих органах муниципальной и исполнительной власти республики также созданы свои официальные сайты.
Ведется успешная эксплуатация официального сайта Республики Дагестан в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Республики Дагестан, который позволяет министерствам и ведомствам более оперативно и качественно публиковать информацию о проводимых торгах в сети Интернет.
Республика Дагестан принимает активное участие в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)".
В республике ведутся работы по реализации проекта Единой информационно-коммуникационной среды (ЕИКС), предназначенной для обмена информацией, доступа в Интернет и последующего внедрения информационно-аналитической системы поддержки управления на всех уровнях организационной структуры управления органов государственной власти Республики Дагестан.
В министерствах, ответственных за реализацию приоритетных национальных проектов, установлено программное обеспечение по государственной автоматизированной системе "Управление" для ввода информации о ходе реализации приоритетных национальных проектов.
На сегодняшний день завершены работы по опытной эксплуатации "Информационной системы "Одно окно" в одном из городов республики. В качестве пилотного муниципального образования для внедрения системы выбран г. Буйнакск.
Основными задачами развития информационной инфраструктуры республики являются:
реализация мер по повышению уровня компьютерной грамотности населения и квалификации специалистов в сфере информационных технологий;
развитие интернет-ресурсов (сайтов, порталов) органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления;
создание на базе современной мультисервисной сети передачи данных республики электронной информационной системы оказания государственных услуг населению по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров;
развитие цифрового телевидения на территории Республики Дагестан.
Решение этих задач позволит ускорить процессы создания информационной инфраструктуры для обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов и оказания услуг населению.
Реализация мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности республики, заложенных в нормативных правовых актах, стимулирует развитие конкуренции.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является развитие конкуренции в Республике Дагестан путем создания необходимых условий для появления новых участников на региональных рынках в соответствии с направлениями социально-экономической политики, определенными Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года.
Основными задачами Программы являются:
снятие административных барьеров при регистрации новых субъектов предпринимательства;
возмещение части затрат при регистрации субъектов предпринимательской деятельности;
развитие сети республиканских и муниципальных бизнес-инкубаторов;
сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, оценка и пересмотр регионального законодательства по вопросам выявления и снятия административных барьеров;
сокращение административных барьеров и устранение ограничений для перемещения товаров, в том числе путем устранения посредников в цепочке от производителей до продавцов;
развитие конкуренции в отдельных отраслях экономики путем использования инструментов стимулирования и поддержки;
организация сбора, анализа и публикации информации о региональных рынках;
продвижение товаров сельскохозяйственных товаропроизводителей на региональные рынки;
повышение информационной прозрачности предоставления государственных и муниципальных услуг, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;
сокращение прямого участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности, в том числе:
а) повышение количества передаваемых в аренду помещений, не используемых для осуществления государственных и муниципальных функций;
б) формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в многоквартирных домах;
совершенствование антимонопольного регулирования, предотвращение антиконкурентных действий органов государственной власти и хозяйствующих субъектов;
предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, повышение эффективности закупок;
развитие государственного заказа, расширение практики заказа социальных услуг на конкурсной основе;
развитие конкурентной среды за счет развития транспортной, информационной, коммунальной и др. инфраструктур и обеспечения свободного доступа на рынок.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 2010-2012 годы. Этапов реализации Программы не предусмотрено.
IV. Система программных мероприятий
Программа включает мероприятия по следующим направлениям:
разработка административных регламентов по исполнению государственных функций;
мероприятия по развитию конкуренции на рынке путем расширения рынков сбыта;
совершенствование регулирования рынков сельскохозяйственной продукции за счет технической и технологической модернизации сельского хозяйства;
организация и проведение международных экономических (инвестиционных) форумов;
организация и проведение информационно-консультативных мероприятий для государственных и муниципальных заказчиков;
публикация в СМИ, на официальных сайтах Правительства Республики Дагестан и муниципальных образований РД;
привлечение частных учреждений здравоохранения к исполнению Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан бесплатной медицинской помощи;
анализ и оценка конкурентной среды на рынках товаров (работ, услуг), определение показателей экономической концентрации рынка (количество и доля крупнейших участников);
внедрение автоматизированной системы размещения государственного заказа, в том числе электронной торговой площадки;
внедрение механизмов предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности органов государственной власти Республики Дагестан;
проведение пресс-конференций по проблемам развития конкуренции в республике;
проведение мониторинга обеспеченности населения торговыми площадями;
установление минимальных нормативов обеспеченности населения торговой площадью;
организация постоянно действующей "горячей линии" для малого и среднего предпринимательства;
размещение в сети Интернет информации об оказании государственной поддержки хозяйствующим субъектам с указанием нормативно-правовой базы.
Мероприятия Программы включают как меры общеотраслевого характера, так и специальные отраслевые меры, разработанные исходя из анализа рынков и уровня конкуренции на них. Меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях приведены в приложении N 1.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 2.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан (в рамках действующих республиканских целевых программ и сметного финансирования) и внебюджетных источников.
VI. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Министерство экономики Республики Дагестан как заказчик Программы организует управление Программой и получение от ответственных исполнителей программных мероприятий необходимой информации о реализации закрепленных мероприятий.
Исполнители программных мероприятий по требованию заказчика (государственного заказчика) Программы представляют в установленные сроки необходимую информацию.
Контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством экономики Республики Дагестан.
Министерство экономики Республики Дагестан представляет информацию о реализации Программы ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Правительство Республики Дагестан и ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным годом, в Министерство экономического развития Российской Федерации.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VIII. Оценка эффективности Программы
Эффективность Программы оценивается по уровню достижения следующих индикаторов:
N п/п |
Наименование индикатора |
Конечные значения индикатора |
1 |
2 |
3 |
1. |
Доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось, % |
рост доли на 5 процентных пунктов к предыдущему году (мониторинг проводится Министерством экономики Республики Дагестан) |
2. |
Доля хозяйствующих субъектов в общем числе опрошенных, считающих, что антиконкурентных действий органов власти стало меньше, % |
рост доли на 5 процентных пунктов за полугодие (мониторинг проводится Министерством экономики Республики Дагестан) |
3. |
Доля выпуска продукции субъектами малого предпринимательства в выпуске товаров, работ, услуг, % |
рост доли на 3 процентных пункта ежегодно (мониторинг проводится Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан) |
4. |
Доля размещения заказов для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого и среднего предпринимательства, % |
доведение роста государственного заказа до 20 процентов (мониторинг проводится Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан совместно с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан) |
5. |
Доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых, % |
рост доли на 5 процентных пунктов к предыдущему году (мониторинг проводится Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан совместно с территориальными органами Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан) |
6. |
Доля государственных услуг, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, предоставляемых по принципу "одного окна", в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, % |
рост доли на 5 процентных пунктов к предыдущему году (мониторинг проводится Министерством экономики Республики Дагестан совместно с Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан) |
7. |
Доля государственных услуг, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, предоставляемых в электронном виде, в том числе с использованием порталов государственных услуг |
рост доли на 5 процентных пунктов к предыдущему году (мониторинг проводится Министерством экономики Республики Дагестан совместно с Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан) |
8. |
Удовлетворенность хозяйствующих субъектов качеством оказания государственных услуг, связанных с сопровождением предпринимательской деятельности, % |
рост доли на 5 процентных пунктов к предыдущему году (мониторинг проводится Министерством экономики Республики Дагестан) |
9. |
Количество установленных нарушений антимонопольного законодательства, единиц |
ежегодное сокращение на 5 проц. к уровню показателя предыдущего года (мониторинг проводится Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан) |
Оценка эффективности Программы проводится в соответствии с Порядком проведения ежегодной оценки эффективности долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 мая 2008 г. N 141а "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации республиканских целевых программ".
Приложение N 1
"Развитие конкуренции в Республике
Дагестан на 2010-2012 годы"
Меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях
Развитие конкуренции в агропромышленном комплексе
Агропромышленный комплекс Республики Дагестан представлен совокупностью отраслей экономики, обеспечивающих выращивание сельскохозяйственной продукции, ее переработку, выпуск и реализацию потребителю. Здесь производится более пятой части валового регионального продукта, где значительную долю составляют малые формы хозяйствования.
Так, по состоянию на 1 января 2010 года в агропромышленном комплексе республики функционировало 655 различных предприятий и организаций, 43,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 400,0 тыс. личных подсобных хозяйств граждан. Доля хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств в общей структуре продукции сельского хозяйства республики составляет 90,0 процента. В агропромышленном комплексе республики занято около 300 тысяч работающих.
Сегодня продовольственные рынки республики базируются в основном на ввозе продуктов (кроме овощей и картофеля), а по многим позициям - крупномасштабном.
Одним из отрицательных последствий зависимости республики от ввоза продовольствия является влияние ценовой политики экспортеров на конъюнктуру республиканского продовольственного рынка, что тормозит развитие сельского хозяйства республики. И здесь немаловажен фактор эффективности оказываемой государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям, стимулирование объемов производства и улучшение качества продукции через механизм субсидирования, что в свою очередь повышает их конкурентоспособность.
В результате при огромном засилье различных зачастую нечистоплотных посредников, необоснованно завышающих розничные цены, реализация сельскохозяйственной продукции в совокупности с отсутствием надлежащей государственной поддержки приводит к сокращению производства и потребления местных сельхозпродуктов, происходит стагнация сельскохозяйственного производства.
В целях создания конкурентной среды в агропромышленном комплексе республики необходимо:
обеспечить прозрачность в сфере предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям;
разработать конкурентные механизмы при принятии решений о предоставлении хозяйствующим субъектам, занятым в сельском хозяйстве, государственных и муниципальных преференций;
кардинально расширить доступ субъектов малых форм хозяйствования к финансовым, материальным ресурсам, усилив финансовую поддержку мелких товаропроизводителей как за счет государства, так и за счет финансово-кредитных организаций;
эффективно использовать земельные и иные природные ресурсы, развивать земельную ипотеку, усилить конкурентные начала в сферах кредитования, страхования и на рынке лизинга;
развивать эффективно функционирующие рынки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, совершенствовать государственное регулирование рынков, обеспечить широкий доступ на них сельхозтоваропроизводителя;
налаживать экономические и торговые связи с регионами Российской Федерации, регулярно проводить и участвовать в продовольственных ярмарках;
развивать систему сельскохозяйственной потребительской кооперации;
значительно улучшить качество подготовки кадров, усилить роль науки.
Реализация даже не в полной мере вышеперечисленных мероприятий позволит в значительной степени увеличить объемы производства. Уровень качества продукции является важнейшим критерием развития любого региона, страны и своеобразной визитной карточкой для проникновения товаров на новые рынки в условиях острейшей конкуренции.
Развитие конкуренции в сфере розничной торговли и оказания платных услуг
Для создания эффективной конкурентной среды в сфере торговли, общественного питания и оказания платных услуг важное значение имеет развитие инфраструктуры потребительского рынка.
Большое значение здесь приобретает: формирование сети магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, а также организация ярмарок выходного дня, где представлена сельскохозяйственная продукция.
На территории Республики Дагестан осуществляют свою деятельность около 40 федеральных и региональных розничных сетевых компаний, в том числе: ООО "Караван", ЗАО "ТД "Перекресток", ООО "Тандыр", ЗАО "Пятерочка", ООО "АС Престиж", и др.
По состоянию на 1 января 2009 года количество зарегистрированных управляющих компаний, получивших разрешение на право организации розничного рынка на территории Республики Дагестан, составляет 53.
На ярмарках представлена продукция в широком ассортименте непосредственно от производителей по доступным для населения ценам. Кроме сельскохозяйственных предприятий муниципальных районов республики, торговлю осуществляют предприятия пищевой промышленности и граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и занимающиеся садоводством, огородничеством. Личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные предприятия на ярмарках реализуют свою продукцию без посредников, торговых наценок, что способствует снижению стоимости продуктов питания. Сельскохозяйственным товаропроизводителям обеспечен беспрепятственный доступ на рынки и ярмарки для продажи своей продукции. Ежегодно организуется около 500 районных, городских и республиканских ярмарок выходного дня. В рамках развития конкуренции проводятся межрегиональные специализированные выставки.
В настоящее время основными препятствиями для развития конкуренции на рынке розничной торговли являются:
недостаточная работа органов государственной власти по созданию условий для формирования новых торговых площадей (инвест-площадки, формирование земельных участков и выставление их на торги для организации торговой деятельности и т.д.);
отсутствие инициатив со стороны органов местного самоуправления в создании новых торговых предприятий, выставлении на аукцион земельных участков для организации сельскохозяйственных рынков;
недостаточное развитие торговой инфраструктуры;
невыгодные для поставщиков условия вхождения в сетевые компании, (например, плата за "входной билет" в сеть);
низкая платежеспособность населения;
сложности в получении лицензий (разрешений).
Таким образом, целью проводимой работы в сфере розничной торговли является создание конкурентной среды, повышение доступности продукции всех товаропроизводителей, качества жизни населения через формирование достаточного предложения разнообразных безопасных и качественных товаров. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
содействие развитию конкуренции в сфере розничной торговли через увеличение количества хозяйствующих субъектов;
содействие защите конкуренции, в том числе предупреждению, пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в сфере розничной торговли;
содействие освещению в средствах массовой информации актуальных вопросов развития конкуренции и соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации в Республике Дагестан в сфере розничной торговли.
Розничный рынок нефтепродуктов
Основные участники рынка: ОАО "Дагнефтепродукт", ООО "Дагпетрол", ООО "Лукойл", ООО "Согрнефть", ООО "Башнефть", ООО "Татнефть", ООО "ТНК", ООО "Югрос".
Лидирующее положение на рынке в целом по региону занимают ЗАО "Дагнефтепродукт", ООО "Дагпетрол", ООО "ТНК" как по товарообороту, так и по количеству АЗС. На их долю приходится около 50 проц. товарооборота АЗС от общего их числа.
Стабильность роста спроса на нефтепродукты является стимулом входа на рынок новых участников. Однако в регионе не наблюдается существенного роста конкурентных структур (количество и состав участников рынка в 2009 году изменились незначительно по сравнению с предыдущим годом).
Состояние конкурентной среды на локальном рынке розничной реализации нефтепродуктов позволяет сделать вывод о том, что данный товарный рынок относится к категории рынков с неразвитой конкуренцией.
Наличие на рассматриваемом рынке коллективного доминирования хозяйствующих субъектов значительно уменьшает эластичность спроса на обращаемый товар, что в свою очередь создает риск нарушения данными субъектами антимонопольного законодательства.
Изменение концентрации на данном рынке в ближайший год маловероятно, но возможно за счет перераспределения долей, а также добавления новых некрупных участников рынка или ухода с рынка действующих в настоящее время.
Основными барьерами входа на рынок нефтепродуктов являются:
а) экономические ограничения:
высокие затраты (в том числе на строительство, приобретение, аренду автозаправочных комплексов), длительный срок окупаемости первоначальных вложений, отсутствие мощностей, которые можно было бы в течение относительно небольшого периода времени переоборудовать для розничной реализации нефтепродуктов;
высокая степень концентрации рынка;
затруднен доступ потенциальных участников рынка к ресурсам (при приобретении нефтепродуктов для перепродажи), данные ресурсы распределены между действующими участниками;
б) административные ограничения:
недостаточная работа органов государственной власти по созданию условий для появления новых хозяйствующих субъектов в этой сфере (не формируются земельные участки под АЗС, они предоставляются без конкурса посредством механизма предварительного согласования места размещения объекта, который практически в идеале не соблюдается);
необходимость получения специальных разрешений (например, получение земельных участков для строительства АЗС);
технологические и экологические требования, предъявляемые к деятельности в данной сфере.
Развитие конкуренции в строительной отрасли
В настоящее время строительный комплекс республики насчитывает 3272 предприятия и организации различных форм собственности, 573 индивидуальных предпринимателя, что является свидетельством разрушения монополии государственной собственности на строительные компании в процессе проведения рыночных реформ.
На строительном рынке создана современная конкурентная среда, создающая благоприятные условия для дальнейшего развития отрасли.
Происходят коренные изменения в источниках инвестиций в строительство, системе участников инвестиционной деятельности и их взаимоотношениях. Растет доля частных инвестиций в отрасль. Из 102173,5 млн. рублей инвестиций в основной капитал, использованных в 2009 году, 22369,0 млн. рублей приходится на долю крупных предприятий и организаций, 3305,2 млн. рублей - субъектов малого и среднего предпринимательства.
В структуре застройщиков жилищного строительства доля частной формы собственности в общем объеме ввода жилья в 2009 году достигла 85,0 проц., снизились доли государственной и муниципальной форм собственности по сравнению с 2001-2007 годами.
Создана инфраструктура рынка - коммерческие банки, брокерские конторы и другие институты строительного рынка, которые начинают все более эффективно функционировать.
Практически все подряды на объекты, финансируемые в государственном секторе республики, предоставляются только по результатам тендеров, которые во многом определяют деятельность строительного комплекса. Тендеры способствуют развитию конкуренции, выявлению сильнейших, снижению цены строительства, сокращению сроков и повышению качества строительства.
В соответствии с законодательством в целях развития конкуренции земельные участки для строительства объектов предоставляются на аукционах. Таким образом, за 2006-2009 годы администрациями городских округов республики в целях жилищного строительства предоставлено 93 участка площадью 32,2 га.
Создаются бизнес-сообщества (то есть союзы и ассоциации), которые являются некоммерческими организациями, образуемыми на добровольной основе их членами: Союз строителей Республики Дагестан, Содружество строителей Республики Дагестан, Ассоциация проектных организаций Дагестана, Гильдия дагестанских строителей, Проектировщики Дагестана, Союз архитекторов и др., в недрах которых происходит образование так называемых "саморегулируемых организаций" в соответствии с принятым Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На сегодняшний день наиболее острыми проблемами по развитию конкуренции на строительном рынке являются необеспеченность муниципальных образований документами территориального планирования, полное отсутствие или недостаточное количество селитебных территорий, в том числе отсутствие подготовленных в инженерном плане земельных участков, недоступность платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения для застройщиков, что в свою очередь связано с высоким уровнем тарифов на подключение вновь создаваемых объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры, устанавливаемых в соответствии с законодательством органами местного самоуправления.
Для дальнейшего развития конкуренции на строительном рынке необходимо принять следующие меры:
обеспечение муниципальных образований документами территориального планирования;
перевод земельных участков из других категорий в категорию земель поселений, обеспечение новых земельных участков коммунальной инфраструктурой с целью жилищного и иного строительства;
установление доступных тарифов на подключение вновь создаваемых объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;
обеспечение равных условий при получении государственных и муниципальных заказов путем создания системы электронных торгов, а также обеспечение равного доступа к ним всех субъектов хозяйственной деятельности;
завершение совершенствования сметного ценообразования в Республике Дагестан, позволяющее обеспечить достоверность расчетов стоимости строительной продукции на ранних стадиях строительного процесса, организация экспертизы качества проектной документации объектов капитального строительства;
упрощение процедуры выдачи разрешений на строительство.
Развитие конкуренции в сфере услуг здравоохранения
В Республике Дагестан активно разворачивается бизнес-сектор здравоохранения, насчитывающий сегодня более 50 учреждений и частных клиник.
Одной из приоритетных задач в сфере услуг здравоохранения является устранение неравноправной конкуренции между государственными и частными поставщиками медицинских услуг.
Основные барьеры развития конкуренции в сфере предоставления услуг здравоохранения:
отсутствие необходимой нормативно-правовой базы для осуществления деятельности коммерческими учреждениями;
низкая платежеспособность населения;
недостаточная квалификация медицинских кадров в муниципальных районах республики;
несовершенная система медицинского страхования.
В настоящее время необходимо реализовать комплекс мер, направленных на развитие конкуренции в сфере здравоохранения, а именно:
1. Проведение анализа востребованности медицинских услуг, предоставляемых учреждениями здравоохранения различных форм собственности.
2. Проведение конкурса на размещение муниципального заказа на оказание медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования с участием частных учреждений. По результатам конкурса формирование муниципального заказа на оказание медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования.
3. Передача непрофильных функций лечебно-профилактических учреждений, связанных с питанием пациентов, прачечных услуг, услуг по содержанию коммунального хозяйства лечебно-профилактических учреждений частным предприятиям в случае обоснованной экономической эффективности, что позволит, с одной стороны, значительно сэкономить на содержании соответствующей дорогостоящей инфраструктуры, с другой - стимулировать развитие конкуренции малых частных предприятий.
Рынок информационно-коммуникационных технологий и связи
Телекоммуникации являются одним из динамично развивающихся секторов экономики республики. В настоящее время на телекоммуникационном рынке Республики Дагестан имеют лицензии на право деятельности в области оказания услуг связи около 140 организаций. Крупнейшие предприятия отрасли: ОАО "Дагсвязьинформ" (электрическая связь - междугородняя, городская и сельская телефонная связь, телеграф, проводное вещание, передача данных и др.), Управление Федеральной почтовой связи по Республике Дагестан - УФПС РД (услуги почтовой связи), Радиотелевизионный передающий центр РД - РТПЦ РД (телевизионное и радиовещание), филиалы операторов мобильной связи "Мегафон", "Би-лайн", "МТС".
Несмотря на опережающие темпы роста объемов предоставления услуг связи, республика значительно отстает по уровню насыщения потребителей услугами стационарной электрической связи, их качеству (из - за значительной доли эксплуатируемого на сетях морально и физически устаревшего аналогового оборудования), что отрицательно сказывается на всех сферах экономики и на качестве жизни населения.
В республике разработана Концепция информатизации Республики Дагестан в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия" (2002-2010 годы).
Во исполнение программных мероприятий федеральной целевой программы "Электронная Россия" (2002-2012 годы) ведется работа по созданию центров общественного доступа к глобальной сети Интернет. Продолжаются работы по созданию Единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС РД) и Единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСПД) в Республике Дагестан.
Реализация указанных мер позволит увеличить число пользователей персональными компьютерами, в том числе с подключением к глобальной сети Интернет, что будет способствовать более широкому доступу населения к мировым информационным ресурсам.
Развитие конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Реформа жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан создает условия для развития конкуренции по двум направлениям:
в сфере управления многоквартирными домами - за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;
между организациями коммунального комплекса - за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей организации.
Основой для развития конкуренции также служит формирование объединений собственников жилья. Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества является одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным домом с разными собственниками отдельных помещений.
Суммарное количество многоквартирных домов в Республике Дагестан по состоянию на 1 января 2010 г. составило 6055 (8492,6 тыс.кв.м), из них:
многоквартирные дома, которые выбрали и реализуют способ управления - 4851 (7676,2 тыс.кв.м), в том числе:
в непосредственном управлении - 578 (191,7 тыс.кв.м),
в управлении управляющей организации - 3172 (4643,3 тыс.кв.м),
в управлении ТСЖ - 1101 (1912,5 тыс.кв.м).
Основным ограничением входа на рынок являются административные барьеры, в том числе возможность со стороны органов местного самоуправления представлять преференции отдельным хозяйствующим субъектам.
Также может рассматриваться в качестве сдерживающего фактора входа на рынок необходимость для потенциального участника быть выбранным на общем собрании собственниками помещений или в ходе проведения органом местного самоуправления открытого конкурса.
Кроме того, создание благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Дагестан, содействие в создании товариществ собственников жилья и коммерческих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и (или) оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах будет значительно способствовать развитию конкуренции в жилищной сфере.
Развитие конкуренции в коммунальной сфере должно происходить путем привлечения частных компаний к управлению коммунальной инфраструктурой как республиканской, так и муниципальной собственности. Передача имущества в аренду частным компаниям должна происходить на основе конкурсных процедур с равным доступом для участников рынка.
Для создания условий развития конкуренции в жилищно-коммунальной сфере необходимо:
внедрение ресурсосберегающих технологий при активном сотрудничестве с различными финансовыми институтами с использованием кредитных, лизинговых и других финансовых схем;
развитие подомового приборного учета ресурсов в сфере предоставления коммунальных услуг;
организация контроля за соблюдением законодательства в части формирования договорных отношений, отчетности управляющих организаций перед собственниками, пообъектного планирования расходов и доходов;
привлечение средств инвестиционного фонда для финансирования коммунальной инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства;
разработать и применить методическую базу оценки инвестиционных проектов в коммунальной сфере и их реализации на принципах государственно-частного партнерства;
внедрение на основе государственно-частного партнерства концессионной формы как основной формы управления объектами коммунальной инфраструктуры;
снижение процентных ставок по кредитам на развитие коммунальной инфраструктуры;
создание коммунального гарантийного фонда для предоставления гарантий по заимствованиям на развитие коммунальной инфраструктуры.
Развитие конкуренции на рынке электрической энергии
Рынок электрической энергии Республики Дагестан является высококонцентрированным, поскольку доля на розничном рынке электроэнергии Республики Дагестан ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" составляет 90 процентов.
В реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, включены следующие энергосбытовые компании (гарантирующие поставщики): ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания"; ООО "Каспэнергосбыт"; ООО "Энергосбыт-1"; МУП "Кизлярэнергосбыт"; МУП "Кизилюртэнергосбыт".
В настоящее время на территории Республики Дагестан находятся 15 гидроэлектростанций (Чиркейская ГЭС, Каскад Сулакских ГЭС и др.), из которых 8 малых ГЭС (Ахтынская, Бавтугайская, Магинская, Шиназская и т.д.), входящих в систему ОАО "РусГидро" (филиалы "Дагестанский филиал" и "Ирганайская ГЭС"), и 2 теплоэлектростанции (Махачкалинская и Каспийская ТЭЦ) ДПП ООО "Лукойл Ростов энерго".
Общая установленная мощность электростанций составляет 1785 МВт, протяженность линий электропередачи - 33,8 тыс.км.
Гидроэнергетический потенциал республики составляет 55,2 млрд.кВт.ч, или почти 40 проц. потенциала рек Северного Кавказа.
В перспективе развития энергетики Дагестана основное внимание уделяется освоению этих наиболее эффективных и хорошо изученных гидроэнергетических ресурсов. Возможно строительство в бассейне рек Сулак и Самур 14 ГЭС суммарной мощностью 3300 МВт, что позволит увеличить энергетический потенциал республики по мощности в 3 раза и по выработке в 4,5 раза. С пуском Гоцатлинской ГЭС мощностью 100 МВт, выработкой электроэнергии 283 млн.кВт.ч будет увеличена передача электроэнергии ОЭС Северного Кавказа. Строительство Агвалинской ГЭС имеет огромное значение для освоения энергоресурсов на реке Андийское Койсу и может являться самой удобной ГЭС для передачи электроэнергии в Грузию.
Кроме того, в республике велики возможности развития малой гидроэнергетики. Имеется разветвленная сеть из 139 малых рек с гидроэнергетическим потенциалом 7,7 млрд.кВт перспективных для строительства малых ГЭС.
Одним из существенных факторов, влияющих на уровень концентрации на рынке и на поведение предприятий отрасли, является наличие барьеров вхождения на рынок. К таким барьерам на розничном рынке электрической энергии относятся:
высокие требования входа на розничный рынок для приобретения электрической энергии с целью продажи потребителям. Также, согласно Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 330, существуют определенные требования к входу на рынок в качестве гарантирующего поставщика;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "N 530"
регулирование цен (тарифов) на реализацию электроэнергии, так как при новом производстве (оказании) услуг затраты значительно выше, чем при отлаженном производстве. Вхождение на рынок нового хозяйствующего субъекта не приведет к снижению цен и, соответственно, к увеличению спроса на данную услугу;
наличие сертификатов соответствия для подтверждения качества и иных параметров отпускаемой электрической энергии;
несвоевременная оплата потребителями приобретенной электроэнергии.
Огромная доля существующего электросетевого хозяйства дагестанской энергосистемы находится в собственности электросетевых и генерирующих предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Дагестан, поэтому развитие конкуренции на данном рынке затруднительно.
К основным задачам развития конкуренции на рынке электрической энергии можно отнести:
обеспечение контроля за применением тарифов на тепловую и электрическую энергию, на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориально сетевых организаций;
обеспечение контроля за применением тарифов в рамках предельных индексов, утверждаемых приказами Федеральной службы по тарифам;
установление платы за подключение впервые вводимых в эксплуатацию объектов, ранее присоединенных реконструируемых устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, ранее присоединенных устройств с изменившейся категорией надежности;
обеспечение информационной доступности за счет размещения электронной карты свободных энергетических мощностей ОАО "Дагэнерго" в сети Интернет, размещения в СМИ информации о тарифах.
Развитие конкуренции в сфере пассажирских городских и междугородних перевозок
В Республике Дагестан, учитывая сложные рельефно-геологические условия местности, в структуре перевозок доминирующее положение занимает автомобильный транспорт, которым осуществляется значительная часть всех перевозок республики.
Крупнейшими автопредприятиями транспорта общего пользования, обеспечивающими перевозку пассажиров в республике, являются предприятия ГУП "Дагестанавтотранс" и муниципальные унитарные предприятия "Махачкалатранс" и "Махачкалатранс-1".
В настоящее время в системе ГУП "Дагестанавтотранс" функционирует 13 автопредприятий, из них 4 автоколонны, в т.ч. 3 войскового типа.
Количество государственных автомобилей в республике составляет 27462 единицы (12,5 проц. от общего количества автотранспорта в республике).
Из общего числа транспортных средств 17,6 проц. - грузовые, 5,1 проц. - автобусы, 64,2 проц. - легковые автомобили и 13,1 проц. - мототранспорт.
Наиболее высоким уровнем конкуренции отличается автомобильный транспорт общего пользования. Пассажирские перевозки осуществляются по 398 автобусным маршрутам, в том числе по 70 городским, 142 пригородным, 177 междугородним маршрутам, из них внутриреспубликанского значения - 132, межрегионального - 45, а также 11 - международного.
Массовым явлением в этой сфере стала недобросовестная конкуренция со стороны некоторых частных перевозчиков, работающих зачастую без утвержденных в установленном порядке маршрутов и расписаний, а нередко и без государственной регистрации в качестве предпринимателя.
Государственному автотранспорту конкуренцию составляет частный транспорт. Активное его развитие несколько смягчило остроту проблемы транспортного обслуживания населения. Вместе с тем накопились и серьезные проблемы: перенасыщенность рынка по перевозке пассажиров микроавтобусами, создание пробок, ухудшение экологии, низкое качество транспортного обслуживания населения, снижение безопасности движения и др.
В целях решения проблем и развития всей автотранспортной системы республики необходимо:
создание единого нормативно-правового поля для всех предприятий и предпринимателей республики, занимающихся перевозкой пассажиров и грузов независимо от форм хозяйствования и собственности;
обеспечение конкурсного или аукционного привлечения перевозчиков к осуществлению хозяйственной деятельности по перевозке пассажиров на конкретном маршруте;
модернизация автобусных парков городских, пригородных, межрегиональных и международных маршрутов;
недопущение монополизации;
расширение оказываемых услуг;
пересмотр существующей маршрутной сети для рационального использования подвижного состава;
улучшение дорожных условий;
создание автотранспортных парков из современных комфортабельных и безопасных машин.
Приложение N 2
"Развитие конкуренции в Республике
Дагестан на 2010-2012 годы"
Перечень
основных мероприятий республиканской программы "Развитие конкуренции в Республике Дагестан" на 2010-2012 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации |
Вид документа |
Ответственный исполнитель |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Приведение в соответствие с федеральным законодательством процедуры распределения прав на недропользование (по ОПИ) в целях реализации принципа прозрачности и обеспечения справедливых условий состоятельности такого распределения |
2010 г. |
постановление Правительства Республики Дагестан |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан |
снижение административных барьеров |
2. |
Организация и проведение информационно-консультативных мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства (в т.ч. по вопросам устранения препятствий для осуществления предпринимательской деятельности) |
2010-2012 гг.
|
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан |
информация для решения вопросов устранения барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности |
3. |
Разработка административных регламентов по исполнению государственных функций: "Открытие в установленном порядке новых маршрутов пассажирского автомобильного транспорта (за исключением маршрутов между поселениями в границах муниципального района)"; "Организация конкурсов на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту (маршрутам) регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Республики Дагестан"; "Доведение до сведений пассажиров расписаний движений автобусов и иной информации, необходимой потребителям транспортных услуг" |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Комитет по транспорту Республики Дагестан |
сокращение административных барьеров, соблюдение антимонопольного законодательства |
4. |
Создание информационных стендов в органах исполнительной власти РД с образцами заполнения документов для получения государственных и муниципальных услуг |
2010 г. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
органы исполнительной власти Республики Дагестан |
улучшение качества исполнения государственных функций и оказания государственных услуг |
5. |
Проведение проверочных мероприятий по исполнению государственных функций и оказанию государственных услуг. Рассмотрение результатов на заседаниях Правительства Республики Дагестан |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
органы исполнительной власти Республики Дагестан |
улучшение качества исполнения государственных функций и оказания государственных услуг |
6. |
Создание сайта Министерства экономики Республики Дагестан, наполнение существующих сайтов органов исполнительной власти Республики Дагестан разделами "Инвестиции" (публикация информации об инвестиционных проектах, системе и критериях их отбора, изменениях в инвестиционном законодательстве, инвестиционных форумах, ярмарках, выставках и пр.); "Развитие территории" (публикация долгосрочных стратегий и программ социально-экономического развития, планов застройки, генеральных планов развития муниципальных образований, результатов их реализации); "Региональные рынки. Цены, товары и услуги" (публикация оперативной статистической информации) |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство экономики Республики Дагестан, Агентство инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Дагестан, Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан и др. органы исполнительной власти республики |
повышение информационной прозрачности деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления; повышение инвестиционной активности, привлечение новых инвесторов; возможность опубликования оперативной информации о социально-экономическом развитии территорий; обеспечение доступа к оперативной информации для субъектов хозяйственной деятельности |
7. |
Создание республиканского реестра государственных услуг и республиканского интернет-портала |
2010 г. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Управление Правительства Республики Дагестан по информационным технологиям |
обеспечение информационной открытости и доступности в сфере предоставляемых государственных услуг |
8. |
Проведение работы по оптимизации сети государственных унитарных предприятий Республики Дагестан Приватизация |
2010-2011 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан, органы исполнительной власти Республики Дагестан |
сокращение числа учреждений и предприятий, подведомственных органам государственной власти Республики Дагестан |
9. |
Создание доступной для населения республиканской информационной базы данных об опасных для здоровья и некачественных продовольственных товарах, выявленных на территории Республики Дагестан |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан (по согласованию) |
реализация прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества, обеспечение информационной открытости |
10. |
Мероприятия по развитию конкуренции на рынке путем расширения рынков сбыта; развития ярмарочной торговли (в т.ч. проведения ежегодной выставки-ярмарки "Дагпрод-экспо"); предоставления постоянных торговых мест на рынках; расширения и совершенствования фирменной торговли сельхозтоваропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности (фирменные магазины, отделы в магазинах, объекты стационарной мелкорозничной сети); организация выставок-продаж, покупательских конференций; предоставление льгот сельхозтоваропроизводителям при оплате торгового места на розничных рынках |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство экономики Республики Дагестан, Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан, Агентство инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Дагестан, Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан |
повышение инвестиционной привлекательности, сотрудничество государства, органов местного самоуправления и частного предпринимателя; создание условий для реализации сельхозпродукции и товаров местных производителей, удовлетворение спроса населения в качественных товарах по приемлемым ценам |
11. |
Совершенствование регулирования рынков сельскохозяйственной продукции за счет: технической и технологической модернизации сельского хозяйства; привлечения союзов (ассоциаций) сельхозпроизводителей к сотрудничеству; расширения доступа сельхозтоваропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях; формирования республиканского продовольственного фонда зерна для нужд хлебопечения республики; согласования расценок по приемке, хранению, отпуску зерна республиканского фонда, а также цен на продукты его переработки |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан; Республиканская служба по тарифам Республики Дагестан |
обеспечение ускоренного развития приоритетных отраслей сельского хозяйства; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сглаживание колебаний цен на хлеб; повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства |
12. |
Организация и проведение международных экономических (инвестиционных) форумов |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Агентство инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Дагестан, Министерство экономики Республики Дагестан |
увеличение инвестиционной привлекательности республики, привлечение внешних инвесторов, возможность обмена информацией между субъектами инвестиционной деятельности, расширение деловых отношений |
13. |
Организация и проведение информационно-консультативных мероприятий для государственных и муниципальных заказчиков по размещению заказов с использованием автоматизированной электронной системы, переходу на проведение открытых аукционов в электронной форме |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство экономики Республики Дагестан |
снижение издержек "бумажных" процедур, снижение вероятности сговора участников торгов за счет обеспечения анонимности участия, обеспечение максимального доступа |
14. |
Привлечение инвестора для возможности создания в структуре ЖКХ собственных генерирующих мощностей в виде мини-ТЭС и экономичных котельных |
2010 г. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство строительства и ЖКХ Республики Дагестан |
удаление посредника из цепочки "источник - потребитель", расширение участников рынка |
15. |
Внедрение открытого механизма привлечения субъектов оценочной деятельности к выполнению работ по оценке объектов для совершения сделок, стороной в которых являются Республика Дагестан, муниципальные образования Республики Дагестан: публикация в СМИ и на официальных сайтах Правительства Республики Дагестан и муниципальных образований РД материалов конкурсов на выполнение работ по оценке, отчетов; разработка критериев оценки заявок, поданных участниками конкурсов, контроль качества подготовленных отчетов об оценке, соответствия их действующему законодательству в области регулирования оценочной деятельности |
постоянно |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан, Министерство экономики Республики Дагестан |
регулирование оценочной деятельности, обеспечение информационной открытости деятельности органов государственной власти |
16. |
Публикация в СМИ, на официальных сайтах Правительства Республики Дагестан и муниципальных образований РД извещений о проведении аукционов (торгов) по продаже прав собственности или прав аренды государственного (муниципального) имущества и результатов проведенных аукционов (торгов) |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан |
повышение информационной открытости деятельности органов государственной власти, связанной с осуществлением функций собственников недвижимого и движимого имущества |
17. |
Привлечение частных учреждений здравоохранения к исполнению Программы государственных гарантий оказания населению Республики Дагестан бесплатной медицинской помощи |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан |
развитие конкурентной среды в здравоохранении, улучшение качества медицинских услуг |
18. |
Организация и проведение мониторинга динамики основных показателей фармацевтического рынка, обеспечение аналитического сопровождения (в т.ч. создание информационных сайтов и профессиональных периодических изданий) |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство здравоохранения Республики Дагестан |
обеспечение информационной открытости, привлечение новых участников рынка |
19. |
Разработка мер по развитию конкуренции в сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, Министерство промышленности, энергетики и связям Республики Дагестан |
развитие конкуренции в отдельных отраслях и на отдельных рынках |
20. |
Принятие Закона Республики Дагестан "Об организации транспортного сообщения в Республике Дагестан" и разработка на его основании механизма предоставления в пользование маршрутов |
2011 г. |
Закон Республики Дагестан |
Комитет по транспорту Республики Дагестан |
развитие конкуренции в отдельных отраслях и на отдельных рынках |
21. |
Проведение конкурсов между сельхозтоваропроизводителями, претендующими на получение в лизинг сельхозтехники и племенного скота, приобретение которых финансируется в рамках мероприятий по обеспечению сельхозтоваропроизводителей предметами лизинга за счет средств соответствующего бюджета |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан |
устранение административных барьеров |
22. |
Анализ результативности реализованных мероприятий в рамках Плана мероприятий по развитию конкуренции на продовольственных рынках РД на 2008-2011 годы |
2010-2011 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан |
|
23. |
Анализ и оценка конкурентной среды на рынках товаров (работ, услуг), определение показателей экономической концентрации рынка (количество и доля крупнейших участников) |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство экономики Республики Дагестан |
оценка конкурентной среды на 9 ключевых товарных рынках республики (финансирование данного мероприятия осуществляется в рамках сметных расходов Министерства экономики РД) |
24. |
Описание барьеров входа на рынок либо констатация их отсутствия, анализ, основные нарушения Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", имеющиеся на соответствующих рынках |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство экономики Республики Дагестан |
|
25. |
Создание равных условий доступа к ограниченным ресурсам, благоприятной среды для состязательности хозяйствующих субъектов |
2010-2011 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
органы исполнительной власти Республики Дагестан, органы местного самоуправления |
|
26. |
Осуществление контроля за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов |
2010-2011 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
УФАС России по РД (по согласованию), Министерство экономики Республики Дагестан |
недопущение создания необоснованных преимуществ при размещении государственного и муниципального заказа |
27. |
Разработка плана-графика автоматизации процессов размещения государственного заказа и информатизации системы государственных закупок |
2010 г. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
органы исполнительной власти Республики Дагестан |
|
28. |
Внедрение автоматизированной системы размещения государственного заказа, в том число электронной торговой площадки |
2009-2011 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
органы исполнительной власти Республики Дагестан |
|
29. |
Внедрение механизмов предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления, организация интерактивного информационного обслуживания с использованием современных информационных технологий |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
органы исполнительной власти Республики Дагестан |
|
30. |
Проведение пресс-конференций по проблемам развития конкуренции в республике |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Комитет по печати и массовым коммуникациям Республики Дагестан, Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан |
|
31. |
Разработка и внесение предложений по совершенствованию механизма предоставления государственной поддержки, стимулирующего предприятия потребительской кооперации к увеличению объемов заготовительной деятельности сельскохозяйственного сырья у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан, Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан, органы исполнительной власти Республики Дагестан |
|
32. |
Разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования торговой деятельности в соответствии с федеральным законодательством |
2010-2012 гг. |
закон Республики Дагестан |
Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан, Министерство экономики Республики Дагестан |
|
33. |
Проведение мониторинга обеспеченности населения торговыми площадями муниципальных образований |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан |
|
34. |
Подготовка предложений по формированию современной товаропроводящей сети оптовых продовольственных логистических центров для прямых поставок товаров предприятиям потребительского рынка |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан |
|
35. |
Проведение мероприятий по предотвращению поступления на потребительский рынок продукции и услуг, представляющих угрозу здоровью населения, фальсифицированной продукции |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан (по согласованию) |
|
36. |
Обеспечение равного доступа всех хозяйствующих субъектов (как действующих на данном рынке, так и имеющих намерение вступить на него) к земельным участкам, выделяемым под строительство АЗС |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан, Комитет по транспорту Республики Дагестан |
|
37. |
Проведение заседаний комиссий по вопросам улучшения транспортного обслуживания населения республики с участием руководителей автотранспортных предприятий с выработкой механизмов развития конкуренции на пассажирских перевозках |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Комитет по транспорту Республики Дагестан |
|
38. |
Проведение конкурсов на предоставление маршрутов пассажирских перевозок |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Комитет по транспорту Республики Дагестан |
|
39. |
Публикация на сайтах органов исполнительной власти республики информации о проведении аукционов по открытию новых маршрутов |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Комитет по транспорту Республики Дагестан |
|
40. |
Установление минимальных нормативов обеспеченности населения торговой площадью |
2010 г. |
постановление Правительства Республики Дагестан |
Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан |
|
41. |
Проведение мониторинга соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ "О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в части применения упрощенного порядка заключения договоров и предоставления торговых мест в необходимом количестве для сельхозтоваропроизводителей, личных подсобных хозяйств, а также снабженческо-сбытовых, торгово-заготовительных, сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан, Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан |
|
42. |
Организация постоянно действующей "горячей линии" для малого и среднего предпринимательства |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан |
|
43. |
Размещение в сети Интернет информации об оказании государственной поддержки хозяйствующим субъектам с указанием нормативно-правовой базы, форм государственной поддержки, результатов конкурсных отборов |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
органы исполнительной власти Республики Дагестан |
|
44. |
Размещение в открытом доступе докладов о результатах деятельности органов исполнительной власти республики и органов местного самоуправления за соответствующий календарный год |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
органы исполнительной власти Республики Дагестан |
|
45. |
Создание на официальном сайте Правительства Республики Дагестан специального раздела для размещения в нем информации по вопросам развития конкуренции, факторов ограничения конкуренции, фактов нарушения законодательства о конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов и органов государственной власти Республики Дагестан, местного самоуправления |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Министерство экономики Республики Дагестан |
|
46. |
Проведение анализа и выявление избыточных административных процедур, дублирующих государственные и муниципальные функции и услуги, разработка порядка исключения избыточных и дублирующих процедур, касающихся всех вопросов ведения предпринимательской деятельности, в том числе по вопросам присоединения к инфраструктуре |
2010-2012 гг. |
доклад в Правительство Республики Дагестан |
Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан |
устранение административных барьеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 31 мая 2010 г. N 176 "О республиканской программе "Развитие конкуренции в Республике Дагестан" на 2010-2012 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 15 июня 2010 г. N 11 ст. 532
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Дагестан от 28 марта 2012 г. N 90