Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Шумерлинского района в 2011-2012 годах
1. Наиболее значимые результаты в общем образовании Шумерлинского района, достигнутые за счет реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Шумерлинского района в 2011 году, утвержденного постановлением администрации Шумерлинского района от 03.10.2011 N 577 "О реализации Комплекса мер по модернизации общего образования в Шумерлинском районе в 2011 году", и Комплекса мер по модернизации системы общего образования Шумерлинского района в 2012 году, утвержденного постановлением администрации Шумерлинского района от 07.06.2012 N 366 "О реализации Комплекса мер по модернизации общего образования в Шумерлинском районе в 2012 г.", фиксируемые с использованием данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике - Чувашии, мониторинга национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", региональных мониторингов.
Реализация Комплекса мер по модернизации общего образования Шумерлинского района в 2011 году, утвержденного постановлением администрации Шумерлинского района от 03.10.2011 N 577 "О реализации Комплекса мер по модернизации общего образования в Шумерлинском районе в 2011 году", и Комплекса мер по модернизации системы общего образования Шумерлинского района в 2012 году, утвержденного постановлением администрации Шумерлинского района от 07.06.2012 N 366 "О реализации Комплекса мер по модернизации общего образования в Шумерлинском районе в 2012 г." (далее - Комплекс мер), в 2011 и 2012 годах стала логическим продолжением приоритетных структурных реформ в школьном образовании, начатых в рамках приоритетного национального проекта "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". На его реализацию в 2011 и 2012 годах дополнительно было направлено 5617092 рубля.
Одним из основных социально значимых результатов реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах стало повышение заработной платы педагогических работников системы общего образования. С целью доведения средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений до средней зарплаты в Чувашской Республике в 2011-2012 годах дополнительно в систему школьного образования было направлено более 3552400 рублей. В результате средняя зарплата учителей школ в целом за 2012 год составила 15696 рублей. Благодаря реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах доля стимулирующей части в фонде оплаты труда учителей (далее - ФОТ) увеличилась с 22% в 2011 году до 30% в 2012 году. При этом средний размер стимулирующих выплат учителям увеличился с 3810,23 руб. в 2011 году до 4945,59 руб. в 2012 году.
Еще одним важным результатом можно назвать укрепление материально-технической базы школ и создание современных условий обучения. 1753400,00 рублей было направлено на проведение ремонтных работ (замена окон, ремонт крыш, модернизация коммуникаций и др.), 2475241,67 рублей - на приобретение современного компьютерного, учебно-производственного и спортивного оборудования.
В результате реализации Комплекса мер в 2011-2012 годах в системе общего образования создан новый организационно-экономический механизм. Общеобразовательные учреждения Шумерлинского района финансируются по подушевому принципу, что позволило перейти от финансирования учреждений к финансированию потребителей образовательных услуг. Это стало реальной государственной гарантией финансового обеспечения права каждого ученика на получение качественных образовательных услуг независимо от места проживания.
Введение нормативного подушевого финансирования, новой системы оплаты труда педагогических работников, укрепление материально-технической базы наряду с повышением финансово-хозяйственной самостоятельности школ позволили сформировать конкурентную среду для образовательных учреждений и, как следствие, обеспечить повышение качества и доступности образования. Не менее важным следствием стала оптимизация сети школ, которая в свою очередь способствовала повышению эффективности бюджетных вложений в систему образования. Количество обучающихся продолжает уменьшаться, и численность обучающихся в расчете на одного учителя в 2012 году составило 9,7 человек (в Чувашии в среднем в сельской местности - 11). Наполняемость классов в среднем составила 11,3 человека (в Чувашии в сельской местности - 14,65).
В результате проведенной работы в Шумерлинском районе создана базовая школа (МБОУ "Ходарская СОШ им.И.Н. Ульянова"), где сконцентрированы финансовые, материально-технические и педагогические ресурсы, что позволило организовать качественное профильное обучение для всех старшеклассников независимо от места их проживания. В школу ежедневно на 4 автобусах подвозятся 162 школьника из 12 населенных пунктов. Еще на 8 автобусах ежедневно подвозятся 224 ученика из 28 населенных пунктов (100-процентный охват всех нуждающихся в перевозке). Общее количество маршрутов 12. За 2011-2012 годы полностью обновлены автобусы 2002-2003 годов выпуска, все автобусы оснащены системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, что позволяет обеспечивать безопасность перевозок и эффективно использовать бюджетные средства. Контроль движения по маршрутам осуществляется каждым образовательным учреждением. Ссылки размещены на сайтах школ.
Реализуется также ряд проектов, направленных на дальнейшее развитие профильного обучения, индивидуализации образования: создан инженерно-технический класс, осуществляется республиканский проект "Мое образование" по внедрению технологий дифференциации и индивидуализации образования на старшей ступени обучения в МБОУ "Ходарская СОШ им.И.Н. Ульянова". Совместно с Государственной службой занятости населения Чувашской Республики выполняет план совместных мероприятий по профориентационной работе с обучающимися школ, реализуется муниципальная программа профильного обучения.
Как результат, из года в год увеличивается доля выпускников 9-х классов, поступивших в образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования или на профильное обучение по программам среднего полного (общего) образования: в 2010 году - 98,3%, в 2011 году - 100%, в 2012 году - 99,2%. Особый акцент при этом делается на поступлении детей в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования: в 2010 году - 45,8%, в 2011 году - 45,2%, в 2012 году - 46,6%.
Не менее важным направлением, получившим значительное развитие в ходе реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах, является система работы с одаренными детьми. Обучающиеся Шумерлинского района принимают активное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах различных уровней, в школах реализуются индивидуальные программы сопровождения одаренных детей, внедрены механизмы материальной и моральной поддержки и др. Самым популярным мероприятием являются многоуровневые предметные олимпиады. В 2010 году в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 49% обучающихся, в 2012 году - 91%.
Благодаря реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах значительно улучшился ряд показателей, в том числе:
число персональных компьютеров на одну школу в среднем (2010 г. - 15,1 шт., 2011 г. - 15,1 шт., 2012 г. - 17,1 шт.): численность обучающихся в расчете на 1 компьютер составляет 4,9 уч. (по республике - 6,4);
доля обучающихся, пользующихся горячим питанием, в общей численности обучающихся (2010 г. - 79%, 2011 г. - 83,7%, 2012 г. - 91%);
доля учителей общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, в общей численности учителей общеобразовательных учреждений (2010 г. - 3,2%, 2011 г. - 4,3%, 2012 г. - 4,7%).
Косвенным, но социально важным результатом модернизации системы школьного образования является функционирование дошкольных групп в каждой школе Шумерлинского района: создано 353 места, что позволило значительно оптимизировать финансовые затраты на содержание отдельных зданий.
Изменение условий работы в школе, насыщение школы современной техникой, смена приоритетов в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами - все это потребовало использования новых технологий в работе учителя, повышения его квалификационного уровня. Всего за 2011-2012 годы курсы повышения квалификации прошли 87% педагогических работников общеобразовательных учреждений. Решается проблема работы в общеобразовательных учреждениях учителей без соответствующей квалификации ("неспециалистов"), которых на начало 2012 года составляет 35%. В 2012 году переподготовку за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики прошли 2 "неспециалиста".
В Шумерлинском сформирована единая информационная образовательная среда. Все образовательные учреждения подключены к интрасети "Чувашия", а доступ в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет") организован через единую точку входа. Эта схема позволяет значительно снизить стоимость потребления трафика за счет локализации образовательных ресурсов сети "Интернет" (единый портал сайтов, единая почтовая служба, сервер видеотрансляций, единая система контент-фильтрации и др.). Средняя скорость Интернета в селе - 512 Кбт/с, а средняя скорость внутри интрасети "Чувашия" - 6 Мбт/с. Все школы имеют сайты в сети "Интернет". Педагогические работники участвуют в 20 сетевых методических интернет-сообществах учителей-предметников, организованных Ассоциацией учителей Чувашской Республики, что позволяет учителю получить оперативный доступ к новому педагогическому опыту, получить квалифицированную методическую помощь.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
В настоящее время 2 общеобразовательных учреждения ведут электронные дневники и журналы (22% всех школ района).
2. Социальные эффекты в системе общего образования Шумерлинского района от реализации Комплекса мер в 2011 и 2012 годах
Повышение качества общего образования, которое выявляется в ходе проведения государственной итоговой аттестации выпускников в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Средний балл ЕГЭ по русскому языку в 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 2,79 балла и составил 63,10, по математике - увеличился на 2,70 балла и составил 53,37 балла. Результаты ЕГЭ по обязательным предметам в 2012 году значительно выше среднероссийских показателей:
Предмет |
Средний балл по Чувашской Шумерлинскому району |
Средний балл по Чувашской Республике |
Средний балл по Российской Федерации |
По-видимому, в тексте настоящей позиции пропущена часть текста
Русский язык |
63,10 |
65,79 |
61,07 |
Математика |
53,37 |
50,32 |
44,60 |
Доля сдавших 3 и более предмета в 2012 году составила 95,8% (по республике - 89,69%). Неуклонно растет количество выпускников, выбирающих предметы естественно-математического цикла. Физику сдавали 39%, биологию - 25%, химию - 13%. Данные показывают, что выбор выпускниками профиля подготовки начинает совпадать с реальными потребностями экономики в технических специалистах.
Развитие государственно-общественного управления системой образования. Все школы района имеют управляющие советы, оказывающие влияние на управление школой, на организацию учебного процесса и т.д. Повышение самостоятельности учреждений требует большей открытости их деятельности, что прежде всего отражается на официальном сайте. В настоящее время все школы размещают на своих сайтах информацию о материально-технической базе, финансово-хозяйственной деятельности, заработной плате учителей и т.д.
Повышение статуса педагогических работников, создание стимула для поддержки и привлечения высококвалифицированных кадров в систему общего образования. Введение новой системы оплаты труда и формирование доли стимулирования в общем фонде оплаты труда в размере более 30 процентов позволило создать систему дополнительной мотивации для качественной работы. Формируется система поддержки молодых педагогов. В Шумерлинском районе 1,2% педагогов (в республике - 4%) имеют стаж работы менее 2 лет.
Достигнутые значения показателей результативности предоставления субсидии в 2011, 2012 годах, объемы финансирования мероприятий Комплекса мер в 2012 году представлены в табл. 1-3.
Таблица 1
Значения показателей результативности предоставления субсидии Чувашской Республике на конец 2011 года
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значения показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
факт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 года (проценты) |
106,5 |
102,5 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
10,5% |
10,5% |
2.1. |
Начальное общее образование (проценты) |
27,4 |
27,4 |
2.2. |
Основное общее образование (проценты) |
0 |
0 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0 |
0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
20% |
80,60% |
4. |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты) |
12% |
14,8% |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
9,6% |
11,10% |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
Таблица 2
Значения показателей результативности предоставления субсидии Чувашской Республике на конец 2012 года
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значения показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
факт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (проценты) |
108% |
157% |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
14,8% |
14,8% |
2.1. |
Начальное общее образование (проценты) |
14,8% |
14,8% |
2.2. |
Основное общее образование (проценты) |
0 |
0 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0 |
0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
89,6% |
89,6% |
4. |
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты) |
61,5% |
61,5% |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
11,1% |
0% |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
Таблица 3
Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер в 2012 году
(тыс. рублей)
Нумерация граф таблицы приводится в соответствии с источником
N п/п |
Мероприятие |
всего |
бюджет Чувашской Республики |
бюджет Шумерлинского района |
внебюджетные источники |
||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. |
Приобретение оборудования, в том числе: |
3787515,51 |
3787515,51 |
3787515,51 |
3787515,51 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.1. |
Учебно-лабораторное оборудование и учебно-производственное оборудование |
833122,5 |
833122,5 |
833122,5 |
833122,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.2. |
Спортивное оборудование и спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
411300 |
411300 |
411300 |
411300 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.3. |
Компьютерное оборудование |
2475241,67 |
2475241,67 |
2475241,67 |
2475241,67 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.4. |
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
52312,7 |
52312,7 |
52312,7 |
52312,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.5. |
Оборудование для школьных столовых |
478739,55 |
478739,55 |
478739,55 |
478739,55 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
3570000 |
3570000 |
3570000 |
3570000 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3. |
Пополнение фондов школьных библиотек |
1089995,01 |
1089995,01 |
1089995,01 |
1089995,01 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
2191750 |
2241750 |
1753400 |
1753400 |
438350 |
438350 |
50000 |
50000 |
5. |
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
594000 |
594000 |
594000 |
594000 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Итого |
11233260,52 |
11283260,52 |
10794910,52 |
10794910,52 |
438350 |
438350 |
50000 |
50000 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.