Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава XI. Обжалование нарушений избирательных прав граждан и
ответственность за нарушения избирательных прав граждан
Статья 73. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан
1. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, иные общественные объединения, доверенные лица зарегистрированных кандидатов, наблюдатели, а также избирательные комиссии. При этом в случае, если указанные в жалобе (жалобах) нарушения касаются значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, Центральная избирательная комиссия вправе обратиться в Верховный суд Республики Саха (Якутия), который обязан рассмотреть жалобу по существу.
2. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.
3. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии и ее должностных лиц обжалуются в Верховный суд Республики Саха (Якутия), решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий - в улусные (районные), городские суды.
4. В случаях, предусмотренных настоящим законом, суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, иное решение избирательной комиссии.
5. В случае, если решение избирательной комиссии отменено судом, новое решение по существу вопроса обязана принять избирательная комиссия, чье решение было отменено, либо вышестоящая избирательная комиссия на основании решения суда. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями.
6. Рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение проверки по фактам в связи с нарушением настоящего закона не является нарушением неприкосновенности признанного избранным зарегистрированного кандидата. Признанный избранным зарегистрированный кандидат не вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по административному, гражданскому или уголовному делу, возбужденному в связи с жалобой на нарушение избирательных прав граждан при его избрании.
7. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию.
8. При рассмотрении дел об отказе в регистрации кандидата, отмене регистрации зарегистрированного кандидата, о рассмотрении вопроса об обращении в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с представлением о признании избрания зарегистрированного кандидата недействительным Центральная избирательная комиссия вправе истребовать и получить необходимые документы и иные материалы, заслушивать сообщения должностных лиц и граждан.
9. Вышестоящая избирательная комиссия вправе отменить решение нижестоящей избирательной комиссии и обязать ее повторно рассмотреть вопрос либо принять решение по существу жалобы.
10. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.
11. Если суд принял жалобу к рассмотрению, а лица, принесшие жалобу, обратились с аналогичной жалобой в избирательную комиссию, данная избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления в законную силу решения суда. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе и о принятии ее к рассмотрению. В случае вынесения судом решения по существу жалобы избирательная комиссия прекращает ее рассмотрение.
12. Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в месячный срок со дня подачи жалобы.
13. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб в соответствии со сроками, установленными настоящим законом.
Статья 74. Основания для отказа в регистрации кандидата, отмены решения комиссии об итогах голосования
1. Регистрация кандидата может быть отменена окружной избирательной комиссией не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а судом по представлению окружной избирательной комиссии - не позднее чем за 5 дней до дня голосования в случае:
а) нарушения правил выдвижения и регистрации кандидатов;
б) нарушения кандидатами, их уполномоченными представителями по финансовым вопросам и доверенными лицами правил ведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании;
в) использования кандидатами и их доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения;
г) установления фактов подкупа избирателей кандидатами, их уполномоченными представителями по финансовым вопросам и доверенными лицами, иными лицами и организациями, действующими по поручению кандидатов, их уполномоченных представителей по финансовым вопросам и доверенных лиц в целях получения определенного результата на выборах;
д) по иным основаниям, установленным настоящим законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия).
2. Регистрация кандидата может быть отменена в порядке и сроки, указанные в части 1 настоящей статьи, а также в случае существенной недостоверности сообщенных кандидатом данных, предусмотренных частью 8 статьи 30 и части 2 статьи 31 настоящего закона.
3. В случае, если после установления соответствующей окружной избирательной комиссией итогов голосования или определения результатов выборов суд установит, что нарушения, перечисленные в части 1 настоящей статьи, имели место и не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, он может отменить решение окружной избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.
4. Суд может отменить решение окружной избирательной комиссии о результатах выборов в случае, если после определения соответствующей окружной избирательной комиссией результатов выборов он установит, что кандидат, признанный избранным народным депутатом, израсходовал на проведение своей избирательной кампании помимо своего избирательного фонда средства в размере, превышающем более чем на 10 процентов предельный размер расходов средств избирательного фонда, установленный настоящим законом, или более чем на 10 процентов превысил предельный размер расходов средств избирательного фонда, установленный настоящим законом.
5. Суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, других нарушений избирательного законодательства, если эти действия (бездействие) не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
6. Вышестоящая избирательная комиссия до определения результатов выборов может отменить решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов в случаях, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
7. Не могут служить основанием для отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов нарушения настоящего закона, способствующие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов.
О порядке и сроках рассмотрения судом жалоб на решения и действия избирательных комиссий см. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
Статья 75. Сроки подачи жалоб
1. Жалобы на решение избирательной комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата, отмене регистрации кандидата могут быть поданы в Центральную избирательную комиссию или в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения этой избирательной комиссией, но не позднее чем за 5 дней до дня голосования.
2. После опубликования результатов выборов жалобы на нарушения избирательных прав, имевшие место в период избирательной кампании, могут быть поданы в суд в течение года со дня опубликования результатов соответствующих выборов.
Статья 76. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным,
либо распространяющие призывы к отказу от участия в голосовании на выборах;
либо использующие преимущества своего должностного или служебного положения в ходе избирательной кампании,
либо принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, а также участвующие в подделке данных подписей,
либо осуществляющие подкуп избирателей, то есть действия, запрещенные частью 2 статьи 50 настоящего закона,
либо осуществляющие благотворительную деятельность с нарушением избирательного законодательства,
либо нарушающие правила рекламирования коммерческой деятельности, предусмотренные настоящим законом,
либо нарушающие установленный настоящим законом порядок предоставления сведений об избирателях или списков избирателей,
либо распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов,
либо нарушающие права членов комиссий, в том числе с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, средств массовой информации, в том числе право на своевременное получение информации и копий избирательных документов,
либо нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования, а также лица, участие которых в проведении агитации запрещено законом,
либо нарушающие правила опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами,
либо нарушающие правила изготовления и размещения агитационных материалов,
либо не создавшие условия для проведения массовых мероприятий, когда такая обязанность возложена на них законом,
либо нарушающие правила финансирования избирательной кампании, в том числе лица, несвоевременно перечисляющие денежные средства избирательным комиссиям, кандидатам, а также лица, оказывающие финансовую (материальную) поддержку кандидатам помимо их избирательных фондов,
либо скрывшие остатки бюллетеней или изготовившие дополнительные, неучтенные тиражи бюллетеней,
либо препятствующие или противозаконно вмешивающиеся в работу избирательных комиссий либо деятельность членов избирательных комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей,
либо препятствующие голосованию на избирательных участках,
либо нарушающие тайну голосования,
либо принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору,
либо осуществившие фальсификацию избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, нарушившие установленный настоящим законом порядок подсчета голосов или установления результатов выборов, не представившие (представившие неполно) или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям,
либо нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей, а также не рассмотревшие в установленный срок заявления о неправильности в списке избирателей,
либо выдающие гражданам бюллетени в целях предоставления им возможности проголосовать за других лиц или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования, либо дающие (выдающие) гражданам заполненные бюллетени,
либо не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, либо представляющие неполно, недостоверно финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании,
а также:
работодатели, отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах,
должностные лица государственных органов, не осуществившие по представлению комиссий проверку информации о нарушениях настоящего закона, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, законов Республики Саха (Якутия) и не принявшие мер по их пресечению,
должностные лица, проводящие предвыборную агитацию с нарушением правил, установленных настоящим законом,
избиратели, указавшие в заявлении о предоставлении возможности проголосовать досрочно, заведомо неверную причину для получения бюллетеня,
- несут уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.