Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 21 мая 2001 г. N 296
"О Программе развития платных услуг населению
в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 гг."
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2003 г. N 234 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение п. 5.2. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.06.2000 г. N 310 "О первоочередных мерах по развитию рынка платных услуг населению в Республике Саха (Якутия) на 2000-2001 гг.", в целях создания необходимых условий для устойчивого функционирования субъектов рынка платных услуг, более полного удовлетворения спроса на платные услуги, улучшения качества предоставляемых услуг Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Программу развития платных услуг населению в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 гг. согласно приложению.
2. Возложить на Министерство малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия) функции заказчика и координатора Программы, ответственного за реализацию мероприятий Программы.
3. Установить Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) уполномоченным агентом по финансированию мероприятий Программы.
4. Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) и Министерству финансов Республики Саха (Якутия) при формировании проекта Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предусмотреть в 2002 г. финансирование мероприятий Программы в объеме 30 (тридцать) миллионов рублей из средств республиканского бюджета Республики Саха (Якутия).
5. Администрациям улусов и городов Республики Саха (Якутия) предусмотреть в 2001 и 2002 гг. в местных бюджетах 2% на развитие малого предпринимательства и платных услуг населению.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
В. Власов |
Программа развития платных услуг населению
в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 гг.
(утв. постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2001 г. N 296)
Содержание
Паспорт Программы развития платных услуг населению
в Республики Саха (Якутия) на 2002-2003 гг.
Наименование Программы Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы Заказчик-координа- тор Программы Основные разработчики проекта Программы Исполнители мероприятий Программы Цель Программы Задачи Программы Основные мероприятия Программы Сроки реализации Программы Объем и источники финансирования Программы Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Система контроля |
Программа развития платных услуг населению в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 гг.. Постановление Правительства РС(Я) от 10.06.2000 г. N 310 "О первоочередных мерах по развитию рынка платных услуг населению в РС(Я) на 2000-2001 гг." от 28.07.2000 г. N 395 "Об итогах функционирования экономики республики в январе-июне 2000 г. и задачах на второе полугодие". Министерство малого предпринимательства и развития занятости РС(Я) Министерство малого предпринимательства и развития занятости РС(Я), Институт региональной экономики Академии наук РС(Я). Министерство малого предпринимательства и развития занятости РС(Я), Минэкономики, Минфин, Фонд поддержки малого предпринимательства РС(Я), РИМЦ, заинтересованные министерства и ведомства, администрации улусов и городов. - Реализация политики Правительства Республики Саха (Якутия), направленной на обеспечение потребностей населения и экономики республики в платных услугах. - Увеличение объемов производства и номенклатуры услуг, повышение их качества. - Повсеместное распространение самостоятельной инициативы, предпринимательской активности граждан в сфере услуг. - Создание эффективного механизма государственной поддержки и стимулирования рынка платных потребительских услуг. - Предоставление предприятиям, специализирующимся на оказании платных потребительских услуг, финансово-имущественной, организационно-методической и информационной поддержки. - Осуществление мероприятий по снижению себестоимости платных услуг населению. - Создание и совершенствование механизма государственной поддержки социально значимых видов услуг. - Повышение качества платных услуг и культуры обслуживания. - Развитие локальных рынков платных услуг на основе возникающего спроса. - Формирование новых потребительских стандартов населения. - Расширение номенклатуры и повышение качества услуг на региональном и локальных рынках РС(Я). - Децентрализация рынка платных услуг. - Стимулирование потребительского спроса на платные услуги. - Управление себестоимостью платных услуг. - Роль и поддержка управляющих государственных структур. - Создание условий для развития частного бизнеса и подготовка кадров для сферы услуг. - 2002-2003 гг. Объем финансового обеспечения - 125 млн. рублей. Средства бюджета РС(Я) - 40%. Средства Инвестиционного бюджета - 17,6% Средства местных бюджетов - 15,2% Средства производителей - 21,6% Привлеченные средства - 5,6% - Повышение доли производства услуг в 2002 г. до 45% в валовом региональном продукте, в т.ч. рыночных услуг до 30 %, в 2003 г. до 54% (рыночных услуг - 35%) - Снижение безработицы населения за счет увеличения самозанятости населения в сфере платных услуг. Создание в течение реализации Программы 2300 новых рабочих мест в сфере платных услуг - Увеличение доли налоговых поступлений за счет регулярного поступления единого налога. Министерство малого предпринимательства и развития занятости, республиканские органы исполнительной власти, ответственные за реализацию мероприятий Программы. |
1. Основные проблемы сферы платных услуг населению
в Республике Саха (Якутия)
В Республике Саха (Якутия) в сфере услуг на начальном этапе переходного периода к рыночной экономике было характерно снижение доли расходов населения на оплату услуг в денежных расходах и сбережениях, что явилось последствием либерализации цен. Начиная с 1993 г. этот показатель начинает увеличиваться, причем его стабильный рост продолжался до 1998 г.. В 1998 г. доля расходов населения на оплату услуг составляла 23%. Финансовая нестабильность и вызванный ею рост цен в последующие периоды привели к переориентации покупательского спроса на услуги.
В результате доля расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения начала снижаться. К 2000 г. этот показатель в среднем составляет 15%.
В связи с более быстрым ростом объемов реального производства (25,18%) и цен (индекс-дефлятор 2,36 раза) в сфере товарного производства в 1999 г. доля производства услуг в ВРП по сравнению с предыдущими годами уменьшилась и составила 33,8 %. К 2000 г. наблюдается некоторое увеличение доли отраслей, производящих услуги. За 9 месяцев 2000 г. доля производства услуг в ВРП составила 35,2%.
В январе-сентябре 2000 г. общий объем платных услуг населению, оказанный населению республики через все каналы реализации, составил 4567,1 млн. рублей, что в фактических ценах на 64,7% больше, чем за соответствующий период 1999 г.. В сопоставимых ценах объем платных услуг населению превысил уровень прошлого года на 12,9%. По итогам девяти месяцев 2000 г. среднереспубликанский объем платных услуг на душу населения равен 4681,8 рублей.
Как показывают статистические данные, начиная с 1990 г. сфера услуг, как и вся экономика страны, находится в кризисном состоянии, наблюдается сокращение в 4 раза потребления населением платных услуг, усиление дифференциации жителей республики по уровню и набору потребляемых услуг в зависимости от материального достатка. Преобладающую долю в потребительских расходах на оплату услуг для большинства населения, около 70%, заняли жилищно-коммунальные платежи. Между тем в отраслях социальной сферы бесплатные услуги сменяются платными, которые в ряде случаев просто недоступны для низкодоходных слоев населения.
Вместе с тем в годы рыночных преобразований в сфере услуг появилась конкурентная среда, ей стало свойственно многообразие форм хозяйствования, активную роль взял на себя частный бизнес. Наметилась тенденция роста объемов реализации платных услуг населению в натуральном выражении, расширился спектр видов услуг.
Дальнейшее развитие сферы услуг будет зависеть как от общей экономической ситуации в республике, так и своевременного решения следующих основных проблем:
снижение спроса населения на услуги, вызванное опережающим ростом тарифов и цен на платные услуги над доходами жителей республики, что, в свою очередь, приводит к падению объема производства услуг в целом;
значительное сокращение услуг бытового характера, чему способствовало свертывание предприятий бытового обслуживания государственной формы собственности, особенно в сельской местности. Высокая себестоимость оказываемых услуг, а также сокращение денежных доходов населения сделали непривлекательным данный сектор для предпринимателей;
вопрос подготовки кадров для рынка платных услуг населению в республике выделяется в качестве основной проблемы, которая в настоящее время отличается пока узкой ориентированностью специалистов по выпуску ограниченного ассортимента услуг и недостаточного количества подготовки и выпуска специалистов, требующихся для внедрения и распространения более широкого спектра услуг, а также повышения занятости населения в этом сегменте экономики;
в сфере рынка платных услуг предстоит решать проблему маркетинга. В условиях рыночной экономики конечный результат деятельности любого производителя платных услуг выражается, прежде всего, в уровне прибыли, что определяет эффективность деятельности и возможность дальнейшего существования. Именно маркетинг дает возможность управлять рисками, повышать вероятность устойчивости бизнеса в условиях развития и требует дополнительных знаний в области теории фирмы, страхового дела, анализа хозяйственной деятельности как отдельных предприятий, так и предпринимателей;
одной из серьезнейших проблем является создание экономической и психологической среды, благоприятной для развития цивилизованной конкуренции;
к числу важных проблем относится организация государственной поддержки инвестирования сферы услуг, в том числе за счет выделения инвестиционных кредитов, оказания финансово-кредитной и имущественной поддержки;
существование на сегодня высокого банковского процента и высоких тарифов за услуги монополистов на их продукцию и низкая компетентность самих предпринимателей - немаловажный аспект проблемы функционирования и развития рынка платных потребительских услуг;
несовершенство нормативно-правовой базы, призванной помочь в развитии рынка платных услуг;
проблема легализации теневого оборота в сфере платных услуг, решение которой возможно путем проведения гибкой налоговой политики в части платежей, зачисляемых в республиканский и местный бюджеты, совершенствование нормативно-правовой базы, упрощения процедур регистрации, снятие излишних административных и бюрократических барьеров;
недостаточный контроль за соблюдением предприятиями и индивидуальными предпринимателями условий лицензирования и сертификации, что обуславливает снижение качества оказываемых населению платных услуг;
одной из важных проблем создания условий для развития рынка платных услуг является диверсификация производства крупных и средних предприятий, предоставляющих платные услуги населению;
к числу проблем относится также проблема формирования нормативов обеспеченности платными потребительскими услугами;
существенной проблемой является устаревшее оборудование на многих предприятиях и отсутствие средств на его замену или модернизацию;
к числу проблем, ограничивающих развитие рынка платных услуг, относится возникновение значительной дифференциации территориальной и ценовой доступности.
2. Цели и задачи Государственной программы
Целью Государственной программы развития рынка платных услуг населению в Республике Саха (Якутия) является реализация политики Правительства Республики Саха (Якутия), направленной на обеспечение потребностей населения и экономики республики в платных услугах, увеличение объемов производства и номенклатуры услуг, повышение их качества, а также распространение самостоятельной инициативы, предпринимательской активности граждан в сфере платных услуг и обеспечение дополнительной занятости трудоспособных граждан.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
создание эффективного механизма государственной поддержки и стимулирования рынка платных потребительских услуг, в том числе путем предоставления возвратных государственных инвестиций, субсидирования прямых производственных затрат, привлечения внебюджетных средств, развития лизинга оборудования и технологий;
предоставление предприятиям, специализирующимся на оказании платных потребительских услуг, финансово-имущественной, организационно-методической и информационной поддержки;
осуществление мероприятий по снижению себестоимости платных услуг населению;
создание и совершенствование механизма государственной поддержки социально значимых видов услуг;
повышение качества платных услуг и культуры обслуживания;
развитие локальных рынков платных услуг на основе возникающего спроса;
формирование норматива обеспеченности населения платными услугами;
снятие административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию рынка платных услуг.
Вышеуказанные цели и задачи определяют основные направления Программы в области развития рынка платных услуг населению в Республике Саха (Якутия) и необходимые меры государственного регулирования деятельности производителей на рынке платных услуг, для чего будут привлекаться финансовый, человеческий, кадровый, научно-технический и технологический потенциал.
3. Сроки и этапы реализации Государственной программы
Настоящая Программа разрабатывается на период 2002-2003 гг.. Исходя из основных установок Программы и с учетом складывающейся в Республике Саха (Якутия) и в Российской Федерации в целом экономической ситуации, в 2002 г. необходимо:
создать межведомственную информационно-аналитическую базу, в том числе провести инвентаризацию основных фондов предприятий сферы услуг;
внедрить систему республиканских стандартов обеспечения населения соответствующими видами платных потребительских услуг;
сформировать целевую государственную финансово-кредитную поддержку субъектов рынка платных потребительских услуг;
разработать и внедрить механизм государственного субсидирования прямых производственных издержек как способа регулирования себестоимости производства услуг на локальных рынках;
реализовать инвестиционную часть программы путем использования существующих механизмов выделения возвратных государственных инвестиций;
определить приоритеты развития платных потребительских услуг на локальных рынках и разработать адекватные формы их поддержки со стороны администраций поселков, городов, улусов, органов местного самоуправления, включая арендные отношения, налоговые и лицензионные льготы;
провести общественные, пропагандистские, рекламно-маркетинговые акции и кампании, нацеленные на формирование новых потребительских стандартов;
осуществить мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей рынок платных услуг.
Таким образом, в 2002 г. будут созданы предпосылки и необходимые стартовые условия для эффективного развития рынка платных услуг, приняты основные нормативно-правовые акты, проведены мероприятия по децентрализации и структурной перестройке рынка платных услуг в Республики Саха (Якутия).
В 2003 г. необходимо:
приступить к широкой замене устаревших технологий и оборудования предприятий, сферы услуг, в том числе путем развертывания инвестиционной части программы, более полного задействования лизингового механизма, кредитных схем;
внедрить новые формы и виды платных потребительских услуг, приоритетных для локальных рынков;
провести специальные мероприятия в сфере лицензирования, сертификации и учета, нацеленные на вытеснение теневого оборота рынка, его легализацию;
реализовать мероприятия по совершенствованию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации частных предпринимателей, руководителей и специалистов предприятий сферы услуг.
В 2003 г. будут в основном реализованы общие организационные, нормативно-правовые и финансовые мероприятия, поддерживающие функционирование и развитие рынка платных услуг населению в Республике Саха (Якутия), достигнуты начальные социально-экономические результаты реализации программы. По завершению программы будет проведен полный критический анализ итогов ее реализации с определением оценки ее эффективности, будут представлены предложения о целесообразности ее пролонгации или разработки соответствующей Программы, с применением иных механизмов государственного регулирования регионального рынка услуг.
4. Система программных мероприятий
В настоящей Программе выделяются 7 основных блоков:
1. Расширение номенклатуры и повышение качества услуг на региональном и локальных рынках.
2. Децентрализация рынка платных услуг.
3. Стимулирование потребительского спроса на платные услуги.
4. Управление себестоимостью услуг.
5. Роль и поддержка управляющих государственных структур.
6. Создание условий для развития частного бизнеса и подготовки кадров для сферы услуг.
7. Качественное обновление основных фондов.
Данная структура Программы обеспечивает комплексную государственную поддержку развития рынка платных потребительских услуг. Каждый блок Программы имеет свои цели и задачи, предусматривает реализацию специфических мер государственного регулирования.
Блок 1 "Расширение номенклатуры и повышение качества услуг на региональном и локальных рынках" нацелен на обеспечение роста производства и качества платных потребительских услуг в Республике Саха (Якутия), что в перспективе потребует приведения существующей инфраструктуры сферы услуг в соответствие с российскими и мировыми стандартами. В настоящий период только в ряде сегментов рынка услуг имеет место удовлетворительное насыщение потребительского спроса, прежде всего в крупных городах и столице республики. Решение этой проблемы затрудняется отсутствием единой информационной системы, досконально отражающей количественные и качественные показатели рынка услуг, разрозненностью статистической и финансово-экономической информации о состоянии профильных предприятий, высокой долей теневого сектора.
Администрации поселков, городов, улусов, органы местного самоуправления должны добиваться создания в каждом улусе полного набора предприятий по услугам повседневного спроса: ремонт одежды, обуви, мебели, бытовой техники, ремонт и изготовление металлоизделий, приемные пункты химчистки и прачечных, фотоуслуги, парикмахерские. По остальным услугам необходимо постепенное достижение норматива обеспеченности с учетом реального спроса на услуги. Увеличение количества предприятий и повышение их территориальной доступности создаст условия для развития конкуренции между ними и некоторого снижения цен на услуги.
Данный блок Программы предполагает решение четырех основных задач:
внедрение системы республиканских нормативов обеспеченности платными потребительскими услугами;
усиление информационной и консалтинговой поддержки рынка услуг;
стимулирование создания новых и поддержка деятельности существующих общественных профессиональных объединений и союзов работников сферы услуг;
совершенствование сертификации и лицензирования.
Блок 2 "Децентрализация рынка платных услуг" нацелен на стимулирование частного сектора экономики. Главным фактором эффективного роста рынка услуг является установление условий равноправной и свободной конкуренции во всех территориальных и отраслевых сегментах республиканского рынка, что невозможно без проведения специальных мер, направленных на демонополизацию обслуживающего сектора региональной экономики. Идеология данного направления Программы заключается в государственном стимулировании фрагментарно сложившейся рыночной среды и государственной политике по ее созданию на ряде сегментов регионального рынка услуг.
Со стороны органов государственного управления Республики Саха (Якутия) требуется решение четырех основных задач:
создание условий эффективной конкуренции отраслевых видов услуг на локальных рынках;
демонополизация сегментов рынка, на которых имеет место доминирующее положение, т.е. поглощение одним производителем конкретного вида услуг более 65 % объема локального рынка (города, улуса, поселка) вне зависимости от его формы собственности;
ограничение чрезмерного количественного развития локальных отраслевых рынков в целях сохранения средней нормы прибыли производителей;
стимулирование эффективной межвидовой конкуренции на региональном рынке услуг.
Блок 3. "Стимулирование потребительского спроса на платные услуги"
Достижение устойчивого роста производства услуг возможно только за счет значительного повышения потребительского спроса, который непосредственно определяется уровнем реальных доходов населения. Быстрый рост доходов невозможен в условиях сложной социально-экономической ситуации в регионе, в настоящее время его может обеспечить только значительное увеличение прямых бюджетных расходов. В качестве программных мероприятий, направленных на стимулирование потребительского спроса, необходимо использовать косвенные методы воздействия, такие как повышение качества и расширение номенклатуры общедоступных потребительских услуг на всех сегментах рынка; формирование стандартов качества потребления услуг; внесение рекомендаций для коммерческих изданий и иных средств массовой информации по введению гибкой системы скидок в тарифах на изготовление и размещение рекламы платных потребительских услуг на всей территории республики; формирование новой культуры потребления, предусматривающее повышение ответственности как производителей, так и потребителей услуг; проведение разъяснительных мероприятий по порядку и правилам подачи и рассмотрения жалоб, обращений граждан и рекламаций потребителей в торговые инспекции, контролирующие качество работы предприятий сферы обслуживания.
Данный блок направлен на постепенное вытеснение физических лиц, не зарегистрированных в качестве предпринимателей, субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги без соответствующих лицензий и сертификатов и составляющих недобросовестную конкуренцию легитимным производителям услуг, на ликвидацию теневого оборота рынка. Индикатором эффективности данного направления Программы является изменение структуры потребительских расходов. В течение всего периода реализации Программы в структуре семейных бюджетов ожидается рост доли расходов на оплату услуг в среднем до 17 %.
Блок 4. "Управление себестоимостью услуг"
Одним из главных ограничений роста производства услуг является высокий уровень затрат, который в ряде локальных рынков улусов и городов Республики Саха (Якутия) превышает допустимый уровень рыночных цен, определяемый реальным платежеспособным спросом населения. Недоступность какого-либо вида услуг для значительной массы потребителей определяет их экономическую нерентабельность на каждом отдельном локальном рынке. Следовательно, необходимо применение комплекса специальных мер, позволяющих регулировать себестоимость производства услуг в соответствии со сложившимися условиями и требованиями локальных (городских, улусных, поселковых) рынков. Анализ финансового состояния предприятий показывает, что самый большой удельный вес в себестоимости услуг составляет арендная плата за использование нежилых помещений, коммунальные услуги и налоги. Именно эти статьи производственных затрат нуждаются в государственном регулировании путем предоставления специальных льгот и субсидий. Необходимо внедрение:
механизма предоставления льгот, который напрямую будет определяться экономическими решениями администраций поселков, городов, улусов, органов местного самоуправления. В зависимости от специфики социально-экономической ситуации территориальных образований Министерство малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия) может рекомендовать специализированным службам администраций поселков, городов, улусов, органам местного самоуправления применение мер, регулирующих уровень себестоимости предприятий сферы обслуживания;
регулирование арендной платы. Администрациям поселков, городов, улусов, органам местного самоуправления необходимо провести мероприятия по снижению арендных ставок на предоставляемые производителям услуг помещения и либерализацию арендных отношений;
снижение налогов и обязательных платежей. Администрациям поселков, городов, улусов, органам местного самоуправления ежегодно, при разработке финансовых параметров местных бюджетов, рекомендуется предусмотреть установление льготных ставок налогообложения (в частности, налога на имущество, земельного налога) и лицензирования производственной деятельности предприятий и частных лиц, оказывающих услуги;
в части регулирования прямых производственных издержек предполагается введение механизма субсидирования основных расходов (электроэнергии, газа, тепла) предприятий и частных предпринимателей, оказывающих услуги.
Блок 5 "Роль и поддержка управляющих государственных структур"
Реализация Государственной программы предполагает существенное участие государства в развитии рынка услуг, становлении новых предприятий, поддержке частных предпринимателей. Учитывая разветвленную структуру государственного управления экономикой Республики Саха (Якутия), необходимо выделение "управляющих государственных структур" - отраслевых министерств и ведомств, в чьей компетенции будут находится ключевые предприятия обслуживающего сектора экономики. Предполагается разделение всех участников рынка по следующим принципам:
все "отраслевые" по виду деятельности предприятия и организации, получающие в той или иной степени государственное бюджетное финансирование (прямое финансирование, субсидирование деятельности, долгосрочные инвестиции и т.д.), будут находиться в ведении отраслевых министерств и ведомств;
все предприятия, не относящиеся к государственному сектору экономики, частный бизнес, вне зависимости от производственного профиля, видов оказываемых ими услуг, будут находиться под прерогативой управления Министерства малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия).
При этом приоритетными участниками Программы будут субъекты малого предпринимательства, т.к. все крупные и средние отраслевые предприятия в той или иной степени задействованы в специализированных целевых и государственных программах, реализуемых профильными министерствами и ведомствами.
Участие и поддержка управляющих государственных структур будет ориентирована на:
создание конкурентного механизма и системы рыночного ценообразования;
ограничение деятельности монополий и ликвидацию барьеров для свободной конкуренции;
регулирование процесса легализации теневой экономики.
Блок 6. "Создание условий для развития частного бизнеса и подготовка кадров для сферы услуг"
Рынок платных потребительских услуг является основной нишей для развития частного сектора экономики, малого предпринимательства. Для более полной и эффективной реализации накопленного потенциала имеющихся в Республики Саха (Якутия) основных ресурсов - трудовых, инвестиционных, интеллектуальных, административных необходимо решение следующих основных задач:
обеспечение доступа к финансовым и инвестиционным ресурсам;
нормативно-правовое обеспечение;
формирование общественной поддержки;
обеспечение безопасности, гарантии экономических прав предпринимателей;
формирование маркетингового подхода;
подготовка квалифицированных специалистов.
Блок 7. Качественное обновление основных фондов
В целях расширения номенклатуры и качества услуг необходимы значительные инвестиции в материально-техническую базу обслуживающего сектора экономики. Ключевые проблемы воспроизводства и развития основных фондов сферы услуг однородны для всех участников рынка:
отсутствие достаточных собственных средств на обновление и расширение основных фондов;
ценовая недоступность новых технологий;
значительный физический износ и моральное устаревание действующих основных фондов;
ограниченность внешних источников финансирования инвестиций.
Важнейшей задачей Министерства малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия), администраций поселков, городов, улусов, органов местного самоуправления, отраслевых управляющих структур Республики Саха (Якутия) является создание современной инфраструктуры платных потребительских услуг европейского уровня. Посредством инвестиционной части Программы необходимо увеличить количество предприятий, модернизировать действующие основные фонды, оснастить новые предприятия сферы услуг современным оборудованием и технологиями. При этом первостепенное внимание и поддержка должны быть оказаны социально значимым видам услуг: ремонт одежды и обуви, химчистки и прачечные, услуги бань и ритуальные услуги.
Инвестиционная часть Государственной программы будет базироваться на:
создании современной инфраструктуры платных потребительских услуг посредством выделения возвратных государственных инвестиций;
привлечении внешних источников инвестиций.
Индикатором эффективности реализации данной части Программы будут реализация значительного числа малых и средних инвестиционных проектов, достижение количественного роста производителей услуг, увеличение производства услуг в натуральном выражении и снижение накопленного физического износа основных производственных фондов сферы услуг.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования Программы как в 2002 г., так и в 2003 г. являются средства республиканского и инвестиционного бюджетов Республики Саха (Якутия), а также средства местных бюджетов и собственные средства.
Объемы капитальных вложений на строительство, реконструкцию и ремонт объектов и другие расходы, связанные с выполнением мероприятий Программы, предусмотренные из средств бюджета всех уровней и других источников финансирования, в 2002 г. подлежат уточнению при их принятии на соответствующий год.
В целом на реализацию Программы необходимо ориентировочно финансовое обеспечение в сумме 125 млн. рублей, в т.ч. в 2002 г. - 69 млн.рублей, в 2003 г. - 56 млн. рублей.
Для обеспечения реализации Программы в 2002 г. необходимо выделить из средств республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) 30 млн. рублей, из средств инвестиционного бюджета - 12 млн. рублей, из средств местных бюджетов- 9 млн. рублей, привлекаемые средства- 3 млн. рублей. В 2003 г. необходимо выделить 20 млн. рублей из средств республиканского бюджета, из средств инвестиционного бюджета - 10 млн. рублей, из средств местных бюджетов -10 млн. рублей, собственные средства производителей на приобретение оборудования - 12 млн. рублей, привлекаемые средства -4 млн. рублей.
6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2000 г. N 310 "О первоочередных мерах по развитию рынка платных услуг населению в Республики Саха (Якутия) на 2000-2001 гг." в функциональные обязанности Министерства малого предпринимательства и развития занятости входит координация комплексного развития сферы платных услуг, выработка мер регулирования рынком платных услуг населению в Республике Саха (Якутия). Таким образом, Министерство малого предпринимательства и развития занятости осуществляет управление ходом выполнения мероприятий Программы.
Финансовым уполномоченным агентом по финансированию мероприятий Программы является Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия), который осуществляет финансовые операции по решению Министерства малого предпринимательства и развития занятости.
Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляют Министерство малого предпринимательства и развития занятости и Межведомственная комиссия по вопросам производства товаров и услуг в Республики Саха (Якутия).
7. Оценка эффективности реализации Государственной программы
Программа развития рынка платных услуг населению в Республики Саха (Якутия) на 2002-2003 гг., предусматривающая внедрение финансовых механизмов предоставления налоговых и арендных льгот, субсидирования прямых производственных издержек предприятий и субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги, реализацию значительного числа инвестиционных проектов, достижение к 2004 г. расчетных показателей по созданию новых и модернизации существующих предприятий, кооперацию действий Министерства малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия), администраций поселков, городов, улусов, органов местного самоуправления и отраслевых управляющих государственных структур, обеспечит суммарный социально-экономический эффект по Республике Саха (Якутия) в виде:
увеличения объема производства платных услуг населению, в т.ч. в 2002 г. до 8724 млн. рублей, в 2003 г. до 10173 млн. рублей;
увеличения объема платных услуг на душу населения республики до 7500 рублей;
повышения доли производства услуг в 2002 г. до 45% в валовом региональном продукте, в т.ч. рыночных услуг до 30 %, в 2003 году до 54% (рыночных услуг - 35%);
создания 2300 новых рабочих мест в сфере платных услуг в течение срока реализации Программы;
изменения структуры потребительских расходов, увеличения доли расходов на оплату услуг в структуре семейных бюджетов до 18%;
реализации значительного числа малых и средних инвестиционных проектов;
достижения количественного роста производителей услуг;
расширения номенклатуры и качества услуг на региональном и локальных рынках;
укрепления и дальнейшего развития рыночных отношений в отрасли, повышения уровня конкуренции между хозяйствующими субъектами;
усиления информационно-консалтинговой поддержки рынка платных потребительских услуг;
усиления защиты прав потребителей услуг, повышения уровня безопасности и качества обслуживания граждан, совершенствования системы сертификации и лицензирования услуг;
расширения сети предприятий бытового обслуживания, их реконструкции и технического перевооружения;
повышения степени ценовой и территориальной доступности услуг;
модернизации имеющихся и создания новых рабочих мест в сфере услуг;
обеспечения доступности для всех слоев населения социально значимых видов услуг;
создания эффективно действующих профессиональных общественных организаций;
значительного снижения теневого оборота рынка;
создания эффективной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров обслуживающего сектора экономики.
Список сокращений, принятых в Программе развития платных услуг
населению в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 гг.
В разделе "Исполнители"
ММП и РЗ - Министерство малого предпринимательства и развития занятости
МВД - Министерство внутренних дел
ГРУ - Государственное ревизионное управление
ФПМП - Фонд поддержки малого предпринимательства
РИМЦ - Республиканский информационно-маркетинговый центр
ИРЭ - Институт региональной экономики
В разделе "Финансирование"
РБ - средства Республиканского бюджета
МБ - средства местных (улусных и городских) бюджетов
ИБ - средства Инвестиционного бюджета
СП - средства производителей
ИС - иные (привлеченные) средства
Понятие терминов
Территориальная доступность - возможность для потребителей получения определенного вида услуг в месте постоянного проживания, т.е. на локальном потребительском рынке.
Нормативы обеспеченности населения платными потребительскими услугами - расчетный экономический показатель, характеризующий степень насыщения локальных рынков производственной инфраструктурой предприятий или частных предпринимателей, оказывающих определенные виды услуг. Выражается в количестве или мощности на определенное число потребителей (количество обувщиков на 1000 человек, рабочих мест парикмахеров на 10 000 человек и т.д.).
Стандарты качества потребления услуг - имеется в виду повышение потребительских ожиданий к сфере услуг и требований потребителей по качеству и стоимости оказываемых платных услуг.
Культура потребления услуг - качественная характеристика, отражающая поведение потребителей при выборе поставщика услуг, уровня качества услуг и легальности потребления услуг (в том числе получения соответствующих финансовых отчетных документов, подтверждающих факт оказания услуги).
Изменить структуру потребительских расходов - пилотный критерий эффективности реализации данной программы, отражающий количественный рост потребительских расходов на услуги в структуре семейных бюджетов (бюджетов домохозяйств).
Ценовая недоступность новых технологий - отсутствие у производителей и поставщиков платных потребительских услуг достаточных средств (инвестиций, оборотных средств) на приобретение нового оборудования, расходных материалов, лицензированных технологий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2001 г. N 296 "О Программе развития платных услуг населению в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 гг."
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2003 г. N 234 настоящее постановление признано утратившим силу