Закон
Республики Саха (Якутия)
от 22 декабря 1992 г. N 1268-XII
"О недрах"
Принят Постановлением Верховного Совета Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 1992 г. N 1269-XII
Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1-4)
Раздел II. Пользование недрами (ст.ст. 5-20)
Раздел III.Рациональное использование и охрана недр (ст.ст. 21-32)
Раздел IV. Государственное регулирование отношений (ст.ст. 33-34)
недропользования
Раздел V. Плата при пользовании недрами (ст.ст. 35-44)
Раздел VI. Ответственность за нарушение Закона о недрах (ст.ст. 45-46)
Раздел VII.Международные договоры (ст. 47)
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр территории Республики Саха (Якутия), ее континентального шельфа, а также отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов. Закон содержит правовые и экономические основы комплексного, рационального использования и охраны недр, удовлетворения потребностей народного хозяйства в минерально-сырьевой продукции, защиты окружающей среды при пользовании недрами, соблюдения интересов современного и будущих поколений народов Республики Саха (Якутия), а также прав пользователей недр.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Законодательство Республики Саха (Якутия) о недрах
Недра являются собственностью Республики Саха (Якутия). Законодательство Республики Саха (Якутия) о недрах основывается на соответствующих положениях Конституции Республики Саха (Якутия), Конституции Российской Федерации (России) и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других законодательных актов Республики Саха (Якутия).
Органы местного самоуправления издают акты по регулированию отношений недропользования в пределах полномочий, определяемых настоящим Законом. Настоящий Закон действует на всей территории Республики Саха (Якутия). Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 2. Республиканский фонд недр
Республиканский фонд составляет используемые и неиспользуемые части недр, а также континентального шельфа территории Республики Саха (Якутия). Распоряжение Республиканским фондом недр в интересах народов Республики Саха (Якутия) осуществляется Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 3. Компетенция Республики Саха (Якутия) в сфере регулирования отношений недропользования
Ведению Республики Саха (Якутия) в сфере регулирования отношений недропользования подлежат:
1) регулирование отношений по использованию и охране недр в пределах полномочий, установленных Федеративным договором, Конституцией Республики Саха (Якутия), настоящим Законом;
2) осуществление полномочий в рамках совместной компетенции с Российской Федерацией (Россией) по распоряжению единым государственным фондом недр для реализации единой федеральной политики его использования;
3) разработка и реализация республиканских программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
4) государственный контроль за охраной и рациональным использованием недр;
5) создание территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств соответствующих бюджетов и налоговых взносов Республики Саха (Якутия) в федеральный бюджет;
6) составление территориального баланса запасов полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
7) определение размеров квот на добычу и вывоз из республики всех видов полезных ископаемых;
8) формирование и расходование республиканских фондов, направляемых на развитие минерально-сырьевого комплекса;
9) осуществление залоговой политики в использовании недр;
10) установление порядка вывоза из республики минеральио-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки;
11) создание валютного, сырьевого фондов и фонда будущих поколений за счет добычи полезных ископаемых;
12) определение форм и размеров платы за пользование недрами;
13) определение перечня общераспространенных полезных ископаемых;
14) установление порядка пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений местного значения;
15) защита интересов малочисленных и коренных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
16) определение условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых;
17) осуществление международного сотрудничества в области изучения, использования и охраны недр;
18) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением переданных в ведение Российской Федерации.
Статья 4. Компетенция органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования
Ведению органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования подлежат:
1) принципиальное решение вопроса о возможности (невозможности) безадресного предоставления земельного отвода на -конкретные объекты недропользования исходя из социально-экономических и экологических интересов;
2) предоставление в установленном порядке земельных отводов недропользователям, получившим лицензии в результате конкурса или аукциона;
3) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
4) выдача в установленном порядке разрешений (горных отводов) на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых по перечню, утверждаемому правительством Республики Саха (Якутия), а также на строительство подземных сооружений местного значения;
5) введение ограничений и приостановление работ по пользованию недрами на земельных участках в случае нарушения положений статьи 7 настоящего Закона;
6) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также за использованием и охраной недр для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
По объектам недропользования, имеющим особое экономическое и иное значение для народного хозяйства республики в целом, окончательное решение по вопросам выделения земельных и горных отводов может быть принято Верховным Советом.
Раздел II. Пользование недрами
Статья 5. Виды пользования недрами
Недра предоставляются в пользование для следующих целей:
1) геологического изучения;
2) добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
3) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
4) образования особо охраняемых геологических объектов,. имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
5) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;
6) введения ограничений на пользование участками недр на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде. Месторождения полезных ископаемых могут предоставляться в качестве залога в случаях и в порядке, определенных Законом Республики Саха (Якутия) "О залоге".
Статья 6. Участки недр, предоставляемые в пользование
В соответствии с лицензией на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, несвязанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода. При определении границ горного отвода учитываются размеры участка недр, определяющие объект пользования и зоны влияния работ, связанные с пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и другое).
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр,. которому он предоставлен. Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения, сборов камнесамоцветного сырья и минералогического коллекционного материала, статус горного отвода не придается. В границах участка недр, предоставленного для геологического изучения, сборов камнесамоцветного и коллекционного материала, могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
Статья 7. Ограничение пользования недрами
Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды органами государственного управления Республики Саха (Якутия) по своей инициативе или по представлению органов местного самоуправления.
Пользование недрами на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде. Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.
Статья 8. Пользователи недр
Пользователями недр могут быть юридические и физические лица, независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории республики, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Саха (Якутия).
Право пользования недрами для добычи радиоактивного сырья может быть предоставлено только государственным предприятиям. Пользование недрами для размещения, хранения и испытания ядерного и иного оружия массового поражения запрещается. Захоронение радиоактивных и других вредных для здоровья населения и окружающей среды веществ и отходов регулируется законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 9. Сроки пользования недрами
Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничений срока.
На определенный срок недра предоставляются в пользование:
- для геологического изучения - на срок до 5 лет;
- для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, на срок до 20 лет;
- при совмещении указанных видов пользования - на срок до 25 лет.
Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях.
Сроки пользования недрами по залоговым договорам устанавливаются правительством Республики Саха (Якутия).
Сроки пользования недрами могут быть продлены по инициативе пользователя недр.
Сроки пользования недрами исчисляются со дня предоставления права на это пользование.
Статья 10. Предоставление недр в пользование
Участки недр предоставляются в пользование по лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока, при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Лицензия удостоверяет право на проведение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, на образование особо охраняемых геологических объектов, сбор минералогических,, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов, поделочных камней.
Допускается выдача лицензий на несколько видов пользования недрами.
Статья 11. Содержание лицензии
Лицензия должна содержать:
1) данные о пользователе недр, получившим лицензию;
2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;
4) указание границ земельного отвода, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами;
5) сроки действия лицензии и сроки начала работ;
6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
7) согласованный уровень добычи минерального сырья,, а также соглашение о его долевом распределении;
8) соглашение о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;
9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.
Лицензия на право пользования недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе на условиях концессии, договора о разделе продукции, контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Статья 12. Порядок предоставления лицензий
Порядок предоставления лицензий, размер и порядок лицензированных сборов определяется правительством Республики Саха (Якутия). Право на пользование недрами передается пользователю путем проведения конкурсов и аукционов.
Информация о предстоящих конкурсах, аукционах и их итогах должна быть опубликована в средствах массовой информации.
Статья 13. Отказ в предоставлении лицензии
Отказ в предоставлении лицензии может последовать в следующих случаях:
1) юридическое и физическое лицо, не зарегистрированное на территории Республики Саха (Якутия);
2) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований;
3) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
4) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.
Статья 14. Организационное обеспечение системы лицензирования
Организационное обеспечение системы лицензирования возлагается на государственный орган управления республиканским фондом недр. Он осуществляет подготовительную работу, связанную с выдачей лицензий, согласовывает условия лицензии с государственными органами управления и органами местного самоуправления, земельными, водными и лесными ресурсами, охраны окружающей природной среды, горного надзора, а в части, касающейся платы,- с государственными органами управления экономикой и предоставляет на утверждение правительству Республики Саха (Якутия).
Статья 15. Антимонопольные требования
Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственного управления, а также любых хозяйственных субъектов (пользователей недр), направленные на:
- ограничение, вопреки условиям данного конкурса или аукциона, доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право на пользование недрами в соответствии с настоящим Законом;
- уклонение от выдачи лицензий победителям в конкурсе, либо на аукционе;
- замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами, кроме случаев перерегистрации объектов;
- дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйственными субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании;
- дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры.
Орган управления Республиканским фондом недр вправе устанавливать предельные размеры участков недр, предоставляемых в пользование после согласования с органами местного самоуправления.
Статья 16. Предоставление недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых
Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в пределах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливается органами местного самоуправления.
Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при наличии возможностей использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативным источником сырья.
Статья 17. Добыча общераспространенных полезных ископаемых владельцами земельных участков
Пользователи земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ, добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд в порядке, установленном местными органами государственной власти.
Статья 18. Основания для прекращения прав на пользование недрами
Право на пользование недрами прекращается:
1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
2) при отказе владельца лицензии от права на пользование недрами;
3) при возникновении зафиксированного в лицензии решающего условия, исключающего дальнейшее осуществление предоставленного права.
Право на пользование недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органом, выдавшим лицензию, в случаях:
1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;
3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;
4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия и др.);
5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование, или его реорганизации на условиях, предусмотренных п. 3 статьи 13;
7) нарушения природоохранного законодательства. При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права на пользование недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.
Статья 19. Порядок досрочного прекращения права на пользование недрами
В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части второй статьи 18 настоящего Закона, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр.
В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 18 настоящего Закона, решение о прекращении права на пользование недрамиможет быть принято по истечении трех месяцев со дня письменного уведомления пользователя недр о допущенных им нарушениях и непринятия с его стороны мер по их устранению.
При досрочном прекращении права на пользование недрами, ликвидация или консервация предприятия производится в порядке, предусмотренном статьей 25 настоящего Закона. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия несет пользователь недр, если пользование недрами прекращено по причинам, изложенным в пунктах 1 (при наличии вины предприятия), 2 и 3 части 2 статьи 18 настоящего Закона или по инициативе пользователя недр.
Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия-пользователя недр несет государство, если пользование недрами прекращено по причинам, указанным в пункте 1 (при отсутствии вины предприятия) и пункте 4 части второй статьи 13 настоящего Закона.
В том случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права на пользование недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме, Время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр, не включается в общий срок действия лицензии.
Статья 20. Основные права и обязанности пользователя недр
Пользователь недр имеет право:
1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии;
2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие законодательным и нормативным актам;
3) использовать результаты своей деятельности, в том числе. добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и законодательством;
4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии;
5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленного ему горного отвода;
6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в пределах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией;
7) обращаться в органы, выдающие лицензии, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была выдана.
Пользователь недр имеет преимущество перед другими претендентами при продлении срока действия лицензии.
Пользователь недр обязан обеспечить:
1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами;
2) соблюдение требований технических проектов и схем развития горных работ;
3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе геологического изучения недр и обеспечение ее сохранности;
4) представление геологической информации или сведении о ней в соответствующие территориальные фонды геологической информации;
5) представление данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых и соответствующие территориальные фонды геологической информации, в органы государственной статистики;
6) безопасное ведение работ, связанное с пользованием недрами;
7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр,. атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений или в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию;
10) выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей при пользовании недрами.
Раздел III. Рациональное использование и охрана недр
Статья 21. Основные требования по рациональному использованию и охране недр
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленных в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод;
9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, связанных с добычей полезных ископаемых;
10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.
В случае нарушения требований настоящей статьи право на пользование недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченным государственным органом в соответствии с законодательством.
Статья 22. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами
Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускается только после экологической экспертизы проектов при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Органы государственной власти и управления, пользователи недр и органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обязаны обеспечить выполнение требовании законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.
При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственного управления, местную администрацию.
Статья 23. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых
Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения данных об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей допускается с разрешения органа Государственного горного надзора.
Статья 24. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых
Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом. При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия, либо подземного сооружения, горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации также сохранность месторождений, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение, а оставшиеся разведанные запасы передаются с баланса предприятия на Республиканский баланс. Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, выдавшими лицензию, органом государственного горного надзора и природоохранного контроля.
Статья 25. Геологическая информация о недрах
Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, условиях, их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащихся в геологических отчетах, картах и иных материалах, является собственностью заказчика, финансировавшего работы, в результате которых получена данная информация, если иное не предусмотрено лицензией на пользование недрами.
Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения работ информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если при этом не затрагиваются коммерческие интересы заказчика, обусловленные договором.
Геологическая и иная информация, полученная за счет государственных средств, предоставляется по установленной форме в Федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию.
Порядок и условия использования указанной информации определяется государственным органом управления в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
Организация, предприятия и граждане, получившие геологическую и иную информацию о недрах за счет собственных средств, предоставляют эту информацию или сведения о ней в территориальный фонд геологической информации и определяют условия ее использования. Должностные лица обязаны обеспечить конфиденциальность информации во время ее сбора, хранения и иного использования.
Статья 26. Государственный учет и государственная регистрация
Государственному учету и государственной регистрации подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей. Государственный учет и государственная регистрация проводятся по единой системе в порядке, устанавливаемом органом управления Республиканским фондом недр.
Статья 27. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе в порядке, установленном правительством Республики Саха (Якутия).
Заключение государственной экспертизы является основанием для постановки разведанных запасов полезных ископаемых на государственный учет.
Государственная экспертиза может проводиться на стадии геологического изучения месторождения при условии, если предоставляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества запасов полезных ископаемых, их народохозяйственного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. При выдаче лицензии на геологическое изучение 'недр и добычу полезных ископаемых, пользователи недр могут начинать добычу после государственной экспертизы запасов полезных ископаемых месторождения или его части и оформления горного отвода.
Сроки последующего предоставления материалов на государственную экспертизу с уточнением условий пользования недрами, включая платежи, оговариваются в условиях лицензии на право пользования недрами. Государственной экспертизе подлежит геологическая информация об участке недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.
Статья 28. Республиканский кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
Республиканский кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях.
Республиканский кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.
Статья 29. Республиканский баланс запасов полезных ископаемых
С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется республиканский баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, степени промышленного освоения, о добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.
Статья 30. Ведение республиканского кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и республиканского баланса запасов полезных ископаемых
Республиканский кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и республиканский баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в территориальный фонд геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и добычу их, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 31. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность
Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается.
В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органам, выдавшим лицензию.
Статья 32. Вознаграждение за выявление месторождения полезного ископаемого
Лица выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического или иного образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, имеют право зарегистрировать указанный участок недр в государственном органе управления.
При подтверждении органом управления ценности указанных участков недр лицам, их зарегистрировавшим, выплачивается денежное вознаграждение. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения устанавливаются правительством Республики Саха (Якутия).
Раздел IV. Государственное регулирование отношений недропользования
Статья 33. Государственное управление отношениями недропользования
Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минеральносырьевой базы, ее рационального использования и охраны в интересах нынешнего и будущих поколений народов Республики Саха (Якутия). Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр осуществляется единым органом управления во взаимодействии с органами государственного горного надзора, природоохранными и иными контрольными органами.
Государственное управление отношениями недропользования осуществляется единым государственным органом. Государственный орган не может выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих геологические исследования и разработку месторождений полезных ископаемых, либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Положение о государственном органе управления утверждается правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 34. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами
Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, Окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного надзора. Органы государственного горного надзора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контрольными органами, профсоюзными организациями.
Компетенция органов государственного горного надзора, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утвержденным правительством Российской Федерации.
Раздел V. Плата при пользовании недрами
Статья 35. Система платежей при пользовании недрами
Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных статьей 36 настоящего Закона. Платежи взимаются с пользователей недр территории Республики Саха (Якутия) и ее континентального шельфа.
Система платежей при пользовании недрами включает в себя:
- платежи за пользование недрами;
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- платежи в фонд будущих поколений;
- акцизный сбор;
- платежи за пользование акваторией и участками морского дна.
Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю, плату за геологическую информацию и могут получить скидку с платежей за истощение недр в соответствии со статьей 44 настоящего Закона.
Статья 36. Освобождение от платежей при пользовании недрами
Освобождаются от платежей следующие категории пользователей недр Республики Саха (Якутия):
1) юридические и физические лица, владеющие и пользующиеся земельными участками осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд;
2) пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические и экологические исследования, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр, за исключением видов деятельности, связанных с разведкой и добычей полезных ископаемых;
3) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, указанных в пункте 4 части первой статьи 5 настоящего Закона.
Верховный Совет Республики Саха (Якутия) может устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в соответствующий бюджет. Нормативные акты и решения органов государственной власти, создающие при этом односторонние преимущества отдельным пользователям недр, могут быть обжалованы в народный или арбитражный суд.
Статья 37. Платежи за пользование недрами
С пользователей недр взимаются платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях.
Эти платежи могут взиматься в форме разовых взносов и (или регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Размеры платежей за проведение поисковых и разведочных работ определяются в зависимости от. экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.
Платежи за добычу полезных ископаемых взимаются в формах начального, а также последующих регулярных платежей, с начала добычи. Их размеры определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья и включаются в себестоимость его добычи. Платежи за разведку полезного ископаемого в границах отвода, предоставленного пользователю для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются.
Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Размеры этих платежей определяются в зависимости от размеров участка недр, предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании.
Статья 38. Распределение платежей за пользование недрами
Платежи за пользование недрами поступают в бюджет Республики Саха (Якутия). Нормативы отчислений и направления использования платежей правительством Республики Саха (Якутия) вносятся на утверждение Верховного Совета Республики Саха (Якутия).
В бюджеты местных Советов поступают:
- платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых;
- платежи за поиски и разведку месторождений всех полезных ископаемых на их территории;
- платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, кроме общераспространенных.
При пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов и этнических групп часть платежей, поступающих в бюджет республики, используется для социально-экономического развития этих народов и групп.
Статья 39. Формы внесения платы за пользование недрами
Плата за пользование недрами может взиматься в форме:
- денежных платежей;
- части объема добытого минерального сырья или иной производимой пользователем продукции;
- выполнения работ или предоставления услуг;
- зачета сумм предстоящих платежей в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия.
Форма внесения платы определяется в лицензии на пользование недрами.
Не допускается требование и принятие в качестве платы за пользование недрами радиоактивных материалов, благородных металлов, алмазов и других материалов и продуктов, определенных специальным перечнем, а также услуг военного характера и информации, составляющей государственную тайну. Не допускается требование предоставления информации, составляющей коммерческую тайну пользователя, в счет платы за пользование недрами.
Статья 40. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы взимаются с пользователей недр, осуществляющих добычу всех видов полезных ископаемых. Эти отчисления поступают в Республиканский и местный бюджет для воспроизводства минерально-сырьевой базы. Средства фонда используются для финансирования местных региональных, геологосъемочных научно-исследовательских и других работ, связанных с изучением недр, поисков и оценки месторождений полезных ископаемых. Разведка всех месторождений полезных ископаемых финансируется за счет средств предприятий, получивших лицензии на право разведки и последующей добычи полезных ископаемых. Средства на воспроизводство минерально-сырьевой базы формируются за счет отчислений от стоимости реализованной продукции, произведенной из добытых предприятиями полезных ископаемых, а также - платы иностранными и отечественными инвесторами за информацию о недрах и средств от сбора за выдачу лицензий на право пользования недрами. Часть отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы направляется на вознаграждение за открытие месторождений полезных ископаемых.
Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, порядок их взимания, распределения и использования устанавливаются правительством Республики Саха (Якутия) и утверждаются Верховным Советом Республики Саха (Якутия).
Статья 41. Акцизный сбор
Акцизный сбор может вводиться специальным законодательным актом Республики Саха (Якутия) по отдельным видам минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горногеологическими и экономико-географическими характеристиками при получении пользователем недр сверхнормативной прибыли, содержащейся в цене продукции.
Статья 42. Платежи в Государственный фонд будущих поколений
Платежи в Государственный фонд будущих поколений взимаются с пользователей недр, осуществляющих добычу полезных ископаемых. Порядок и условия взимания платежей устанавливаются законодательными актами Верховного Совета Республики Саха (Якутия).
Статья 43. Платежи за пользование акваторией и участками морского дна
Платежи за пользование акваторией и участками морского дна взимаются с пользователей недр, осуществляющих на континентальном шельфе поиски, разведку, добычу полезных ископаемых и использование дна и недр в иных целях. Размеры платежей зависят от арендуемой площади и ее конфигурации, мощности водной толщи, цели пользования недрами. Порядок и условия взимания платежей устанавливаются правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 44. Скидка за истощение недр
Скидка за истощение недр применяется к платежам за пользование недрами и может предоставляться:
- пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов;
- пользователю недр, осуществляющему добычу полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения.
Решение об установлении скидки за истощение недр принимается Правительством РС (Я).
Раздел VI. Ответственность за нарушение Закона о недрах
Статья 45. Ответственность за нарушение Закона о недрах
Сделки, связанные с использованием недр, заключенными с нарушением настоящего Закона, являются недействительными. Лица, виновные в совершении указанных сделок, а также в:
- нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами;
- самовольном пользовании недрами;
- нарушении настоящего Закона, требований утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей среды, в том числе нарушении, ведущем к загрязнению недр и приводящим месторождение полезного ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации;
- нарушении права собственности на геологическую и иную информацию либо ее конфиденциальности;
- самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
- необеспечении сохранности зданий, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды при пользовании недрами;
- уничтожении или повреждении наблюдательных .режимных скважин на подземные воды, а также маркшейдерских и. геодезических знаков;
- систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами; . .
- невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации;
- неприведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
несут уголовную или административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Статья 46. Порядок разрешения споров
Споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством. Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат:
1) финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием недрами;
2) обжалование решений органов государственной власти и управления, противоречащих настоящему Закону, в том числе об отказе в выдаче лицензии на право пользования недрами или о досрочном прекращении права пользования недрами;
3) обжалование действий и решений должностных лиц и органов, противоречащих настоящему Закону;
4) обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и окружающей природной среды.
Статья 47. Возмещение причиненного вреда
Вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, граждан, органов власти и управления, виновных в нарушении естественных свойств недр или в создании условий, частичной или полностью исключающих возможность пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, граждан, за счет средств соответствующих бюджетов.
В случае, если участок недр не передан в пользование, возмещение вреда производится путем взносов в местный и республиканский бюджет. Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена проведением работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр.
Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами.
Раздел VII. Международные договоры
Статья 48. Международные договоры
Если международным договором Республики Саха (Якутия) ранее определены иные правила, чем те, что установлены настоящим Законом, то допускается применение правил международного договора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.