Глава I. Общие положения
Статья 1. Государственное Собрание (Ил Тумэн)
1. Высшим представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) является Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (далее - Государственное Собрание), состоящее из двух палат - Палаты Республики и Палаты Представителей.
2. Палата Республики состоит из депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам от каждого улуса, города республиканского подчинения с территориями, входящими в его ведение.
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 30 ноября 1994 г. З N 44-I часть 3 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с момента прекращения полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн) настоящего созыва
3. Палата Представителей состоит из депутатов, избираемых от территориальных округов в количестве, равном числу депутатов Палаты Республики.
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 30 ноября 1994 г. З N 44-I статья 2 настоящего Закона вступает в силу с момента прекращения полномочий Государственного Собрания (Ил Тумэн) настоящего созыва
Статья 2. Основные принципы выборов
Выборы депутатов Государственного Собрания осуществляются гражданами Республики Саха (Якутия) на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
Статья 3. Избирательное право
1. Право избирать в Государственное Собрание принадлежит каждому гражданину Республики Саха (Якутия), достигшему 18-летнего возраста.
2. Депутатом Государственного Собрания может быть избран гражданин Республики Саха (Якутия), достигший 21 года и обладающий избирательным правом.
3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Статья 4. Порядок назначения выборов
Выборы депутатов Государственного Собрания назначаются Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) не позднее 3-х месяцев до окончания срока полномочий действующих.
Глава II. Избирательные округа. Избирательные
участки. Списки избирателей
Статья 5. Образование избирательных округов
1. Избирательные округа по выборам в Палату Республики Государственного Собрания образуются Центральной избирательной комиссией в границах соответствующего административно-территориального деления Республики Саха (Якутия) по принципу округ - улус или город республиканского подчинения.
2. Избирательные округа по выборам в Палату Представителей Государственного Собрания образуются Центральной избирательной комиссией на принципе равной численности избирателей в округах путем объединения или разделения административно-территориальных единиц Республики Саха (Якутия) и в совокупности включают всю территорию республики.
Отклонение от средней численности избирателей в округе не должно превышать 15%.
3. Списки избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей должны быть опубликованы соответствующими избирательными комиссиями не позднее, чем за 60 дней до дня выборов.
Статья 6. Избирательные участки
1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на территориях улусов, городов, наслегов, сел и поселков образуются избирательные участки с учетом создания максимальных удобств для избирателей.
2. Избирательные участки образуются улусными и городскими (республиканского подчинения) администрациями по согласованию с соответствующими окружными избирательными комиссиями.
3. В местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных участках, а также на судах, находящихся в день выборов в плавании, избирательные участки образуются соответствующими улусными или городскими (республиканского подчинения) администрациями по месту нахождения этих граждан или по месту порта приписки судна. Вопрос об отнесении избирательных участков, образованных на судах, находящихся в плавании, к избирательным округам решается улусной или городской (республиканского подчинения) избирательной комиссией по месту порта приписки судна.
4. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В отдельных случаях, установленных нормативными правовыми актами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), в воинских частях могут образовываться избирательные участки. Образуются они улусными и городскими (республиканского подчинения) администрациями по представлению командиров воинских частей.
5. Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня выборов с числом избирателей не менее 20 и не более 3000 избирателей. В воинских частях, в отдаленных и труднодоступных участках, на судах и полярных станциях избирательные участки образуются в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее, чем за 5 дней до выборов.
6. Список избирательных участков с указанием их границ, места нахождения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования публикуется главой администрации улуса, города (республиканского подчинения) в местной печати, а также доводится до сведения населения иными способами.
Статья 7. Списки избирателей
1. Для проведения голосования на каждом избирательном участке составляется список избирателей, который подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии.
2. Администрация улусов и городов республиканского подчинения, местная администрация в городах, поселках, наслегах и иных населенных пунктах обеспечивает учет избирателей и передает Центральной, окружным и участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на территории соответствующего избирательного округа.
3. Списки избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, членов их семей, других избирателей, если они проживают на территории воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.
4. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным на судах, находящихся в день выборов в плавании, на полярных станциях и других отдаленных и труднодоступных участках, составляются на основе данных, представляемых капитанами судов и руководителями полярных станций или участков.
Законом Республики Саха (Якутия) от 17 января 1996 г. З N 89-I часть 5 статьи 7 настоящего Закона изложена в новой редакции
См. текст части в предыдущей редакции
Постановлением Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 1995 г. N 10-П положения части 5 статьи 7 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции Республики Саха (Якутия)
В список избирателей включаются граждане Республики Саха (Якутия) по месту пребывания и жительства на территории данного избирательного участка к моменту составления списка, достигшие ко дню и в день голосования 18-ти лет и обладающие избирательным правом.
6. В списке избирателей указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес проживания избирателя. Фамилии избирателей указываются в списке избирателей в порядке, удобном для организации голосования. Избиратель не может быть включен в списки избирателей на других избирательных участках.
7. Списки избирателей составляются и представляются для всеобщего ознакомления с ними избирателей не позднее, чем за 30 дней до дня голосования.
8. Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списками избирателей и проверить правильность их составления в помещении участковой избирательной комиссии.
9. Каждому гражданину предоставляется право обжаловать в участковой избирательной комиссии невключение или неправильное включение в список. Заявление об этом рассматривается участковой комиссией в двухдневный срок, а накануне и в день голосования - немедленно. По результатам рассмотрения заявления участковая комиссия обязана внести необходимые изменения в список либо выдать заявителю мотивированное решение об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в суде не позднее, чем за пять дней до выборов, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение суда окончательно. Исправление в списке избирателей в соответствии с решением суда производится немедленно участковой избирательной комиссией.
Законом Республики Саха (Якутия) от 17 января 1996 г. З N 89-I часть 10 статьи 7 настоящего Закона изложена в новой редакции
См. текст части в предыдущей редакции
Постановлением Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 1995 г. N 10-П положения части 10 статьи 7 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции Республики Саха (Якутия)
Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного участка. Дополнительный список избирателей составляется участковой избирательной комиссией и подписывается ее председателем и секретарем.
Глава III. Избирательные комиссии
Статья 8. Система избирательных комиссий
1. Для организации и проведения выборов депутатов Государственного Собрания в Республике Саха (Якутия) образуется система избирательных комиссий:
- Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) (далее Центральная избирательная комиссия);
- окружные избирательные комиссии по выборам в Палату Республики в улусах и городах республиканского подчинения;
- окружные избирательные комиссии по выборам в Палату Представителей;
- участковые избирательные комиссии.
2. Координацию деятельности всей системы избирательных комиссий, организационное руководство осуществляет Центральная избирательная комиссия, полномочия которой предусмотрены законом Республики Саха (Якутия).
Статья 9. Образование окружных избирательных комиссий
Окружная избирательная комиссия образуется в соответствующем избирательном округе Центральной избирательной комиссией не позднее, чем за 50 дней до проведения выборов, в составе председателя и 6-10 членов комиссии из числа кандидатур, предложенных администрацией улусов и городов республиканского подчинения, с учетом мнений избирателей, сроком на 5 лет.
Законом Республики Саха (Якутия) от 9 октября 1996 г. З N 135-I статья 9 настоящего Закона дополнена частью второй
Председатель, заместитель председателя, секретарь окружной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии.
Статья 10. Полномочия окружных избирательных комиссий
Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Государственного Собрания:
а) осуществляет контроль за исполнением настоящего закона на территории соответствующего округа;
б) совместно с улусными и городскими республиканского подчинения администрациями образует участковые избирательные комиссии;
в) направляет деятельность участковых избирательных комиссий;
г) распределяет денежные средства по участковым избирательным комиссиям;
д) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;
е) обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней в соответствии с формой, установленной Центральной избирательной комиссией;
ж) заслушивает сообщения участковых избирательных комиссий, местных органов власти, руководителей предприятий, организаций, учреждений, независимо от форм собственности, органов общественных организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
з) контролирует своевременность составления списков избирателей и представление их для всеобщего ознакомления;
и) организует выдвижение кандидатов в депутаты Государственного Собрания;
к) регистрирует выдвинутых кандидатов в депутаты, его доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения;
л) публикует сообщения о составе зарегистрированных кандидатов;
м) способствует организации встреч кандидатов с избирателями;
н) утверждает текст избирательного бюллетеня и обеспечивает ими участковые избирательные комиссии;
о) получает от соответствующих участковых избирательных комиссий протоколы о результатах голосования на избирательных участках, устанавливает результаты голосования в целом по соответствующему избирательному округу;
п) регистрирует избранных депутатов и выдает им удостоверения об избрании;
р) передает Центральной избирательной комиссии соответствующую документацию, необходимую для подведения итогов голосования по республике;
с) решает вопросы, связанные с проведением повторного голосования и повторных выборов;
т) рассматривает вопросы, связанные с проведением отзыва депутата Государственного Собрания;
у) обеспечивает порядок и сроки хранения избирательных документов, установленные Палатой Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн);
ф) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
ц) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим законом.
Статья 11. Образование участковых избирательных комиссий
Законом Республики Саха (Якутия) от 9 октября 1996 г. З N 135-I часть 1 статьи 11 настоящего Закона изложена в новой редакции
Участковые избирательные комиссии образуются улусными, городскими (города республиканского значения) Собраниями с учетом предложений избирательных объединений, собраний избирателей по месту жительства в составе 5-11 человек, не позднее 45 дней до дня выборов.
2. Полномочия участковых избирательных комиссий заканчиваются с окончанием выборов.
Статья 12. Полномочия участковых избирательных комиссий
Участковая избирательная комиссия:
а) составляет и уточняет список избирателей по участку;
б) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления о нарушениях в списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
в) оповещает население о месте нахождения участковой избирательной комиссии, времени ее работы, дне выборов, месте и времени голосования;
г) обеспечивает подготовку избирательных ящиков и помещения для голосования;
д) организует голосование на избирательном участке в день выборов;
е) производит подсчет голосов, поданных на избирательном участке за кандидатов, составляет протоколы об итогах голосования палатам и передает их в соответствующую окружную избирательную комиссию;
ж) контролирует соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
з) рассматривает жалобы и заявления по вопросам подготовки выборов, организации голосования и принимает по ним решения;
и) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим законом.
Статья 13. Организация работы избирательных комиссий
1. Организация деятельности избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заместитель и секретарь избирательной комиссии избираются на первом заседании соответствующей комиссии.
2. Решение об образовании избирательной комиссии, ее составе, постановление комиссии об избрании ее руководителей публикуются в местной печати для всеобщего сведения.
3. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. Лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты и состоящее в одной из избирательных комиссий, считается освобожденным от обязанностей члена комиссии с момента регистрации его кандидатом.
4. Председатель, заместитель, секретарь или любой член избирательной комиссии может быть освобожден от своих обязанностей в комиссии образовавшим ее органом по личному заявлению либо по представлению общественного избирательного объединения, выдвинувшего его в состав комиссии, а также на основании и в порядке, установленном статьей 16 настоящего закона в случае выдвижения члена комиссии кандидатом в депутаты. Выдвижение и утверждение нового представителя в состав избирательной комиссии производится в порядке, установленном настоящим законом.
5. Один из руководителей избирательной комиссии или любой из ее членов по решению комиссии на период подготовки выборов может освобождаться от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделенных на проведение выборов.
6. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем принимает участие большинство членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии принимаются открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего состава комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания избирательной комиссии.
7. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто.
Каждое избирательное объединение, выдвинувшее и зарегистрировавшее своего кандидата в депутаты по соответствующему избирательному округу, вправе направить одного представителя в избирательную комиссию с правом совещательного голоса. В день выборов избирательные объединения, зарегистрировавшие своего кандидата в депутаты, вправе направить в соответствующую избирательную комиссию одного наблюдателя, который вправе присутствовать до окончания подсчета голосов в участковой избирательной комиссии.
8. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты в депутаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. При рассмотрении жалоб и заявлений на заседаниях избирательных комиссий имеют право присутствовать представители заинтересованных сторон.
9. Протоколы заседаний и решения избирательных комиссий подписываются председательствующим на заседании и секретарем комиссии. Решения избирательных комиссий, публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации.
10. Итоги голосования и результаты выборов по каждому округу должны публиковаться в местной печати соответствующими окружными избирательными комиссиями в пятидневный срок в объеме данных, содержащихся в протоколе комиссии.
11. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.
12. Решения и действия избирательной комиссии могут быть обжалованы в вышестоящей избирательной комиссии, а в случаях, предусмотренных настоящим законом, - в суде.
13. Все государственные органы, предприятия и учреждения всех форм собственности, а также их должностные лица обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в выполнении задач, связанных с выборами.
Глава IV. Выдвижение и регистрация кандидатов в
депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Статья 14. Выдвижение кандидатов
1. Право выдвижения кандидатов в депутаты Государственного Собрания по соответствующим избирательным округам принадлежит гражданам Республики Саха (Якутия) через избирательные объединения данного избирательного округа.
2. Избирательным объединением является добровольное объединение граждан Республики Саха (Якутия) численностью не менее 50 человек, имеющих избирательное право. Избирательное объединение создается на период проведения выборов по месту постоянного проживания, работы, общественно-политической деятельности или по иным признакам. Создание его подтверждается протоколом общего собрания, подписанного всеми членами избирательного объединения.
3. Избирательное объединение вправе выдвинуть только по одному кандидату в депутаты в каждую палату Государственного Собрания, по одному избирательному округу.
4. Выдвижение кандидатов начинается со дня утверждения схемы избирательных округов. Подача документов в окружную избирательную комиссию на регистрацию кандидатов заканчивается за 30 дней до дня выборов.
Законом Республики Саха (Якутия) от 17 января 1996 г. З N 89-I часть 5 статьи 14 настоящего Закона изложена в новой редакции
См. текст части в предыдущей редакции
Постановлением Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 1995 г. N 10-П положения части 5 статьи 14 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции Республики Саха (Якутия)
Кандидатами в народные депутаты Государственного Собрания выдвигаются граждане Республики Саха (Якутия), достигшие 21 года и обладающие избирательным правом. Гражданин не может быть депутатом одновременно обеих палат Государственного Собрания.
6. В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная комиссия обязана выдать кандидату или по его поручению его доверенному лицу справку об изложении мотивов отказа. Отказ в регистрации может быть обжалован лицом, претендующим на регистрацию кандидатом в вышестоящей избирательной комиссии, либо в суде.
Статья 15. Регистрация кандидатов в депутаты
1. Все кандидаты в депутаты Государственного Собрания, выдвинутые с соблюдением требований настоящего закона, должны быть в обязательном порядке зарегистрированы соответствующими избирательными комиссиями по представлению избирательных объединений или по заявлению самих кандидатов. Отказ в регистрации может быть обжалован в трехдневный срок в вышестоящей избирательной комиссии.
2. Для регистрации лица кандидатом в депутаты Государственного Собрания требуется предъявление в соответствующую окружную избирательную комиссию:
- протокола заседания избирательного объединения, проявившего инициативу выдвижения кандидата, подписанного не менее 50 участниками собрания;
- подписных листов о поддержке выдвинутой кандидатуры с подписями не менее трех процентов от общего числа избирателей округа;
- письменного заявления кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу.
В представленных документах указывается принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению или статус независимого кандидата.
3. Подача документов на регистрацию кандидатом в депутаты заканчивается за 30 дней до дня голосования.
Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата в депутаты требованиям настоящего закона и в течение 5 дней производит регистрацию, публикует данные о кандидате в депутаты в местной печати, и выдает удостоверение о его регистрации кандидатом в депутаты с указанием даты и времени либо мотивированно отказывает в регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах не позже 3 суток после регистрации сообщаются местным средствам массовой информации.
Постановлением Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 1995 г. N 10-П положения части 4 статьи 15 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции Республики Саха (Якутия)
4. Если в период после дня завершения регистрации кандидатов в депутаты и до дня выборов в соответствующем избирательном округе останется менее двух кандидатов в депутаты, выборы в этих избирательных округах откладываются на два месяца для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Постановлением Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 1995 г. N 10-П положения части 5 статьи 15 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции Республики Саха (Якутия)
5. Окружная избирательная комиссия в любое время до дня выборов может принять решение об отмене регистрации кандидата в случаях:
- снятия кандидатом своей кандидатуры;
- отмены избирательным объединением своего решения о выдвижении кандидата;
- нарушения кандидатом настоящего Закона о выборах;
- вступления в силу в отношении кандидата обвинительного приговора суда;
Законом Республики Саха (Якутия) от 17 января 1996 г. З N 89-I абзац 5 части 5 статьи 15 настоящего Закона изложен в новой редакции
- утраты кандидатом права на участие в выборах (смена гражданства, признание недееспособным);
- выявления обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности либо незаконности документов, на основании которых была проведена регистрация кандидата.
6. В случае отказа зарегистрировать кандидата соответствующая окружная комиссия обязана выдать ему или его доверенному лицу копию решения комиссии с изложением мотивов отказа.
7. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной Центральной избирательной комиссией, и выдаются окружной избирательной комиссией после подачи заявки на выдвижение кандидатом в депутаты. В каждом подписном листе указываются: наименование избирательного округа, фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, занятие и постоянное место жительства кандидата в депутаты.
Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или удостоверения личности - для военнослужащих. Подписной лист удостоверяется лицом, собирающим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества этого лица, адреса, серии и номера паспорта кандидатуры, за выдвижение которой собраны подписи.
Статья 16. Права, обязанности и гарантии деятельности кандидатов
1. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
Законом Республики Саха (Якутия) от 17 января 1996 г. З N 89-I часть 2 статьи 16 настоящего Закона изложена в новой редакции
См. текст части в предыдущей редакции
Постановлением Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 1995 г. N 10-П положения части 2 статьи 16 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции Республики Саха (Якутия)
Кандидаты в депутаты Государственного Собрания, находящиеся на государственной службе, после регистрации во время их участия в выборах, проведения встреч с избирателями, выступлений на предвыборных собраниях, митингах, по телевидению, радио не вправе использовать преимущества своего служебного положения.
3. Кандидаты в депутаты Государственного Собрания, по соответствующим избирательным округам, со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно имеют право на территории округа, где они баллотируются, пользоваться любыми видами общественного транспорта за исключением авиации, такси и заказных рейсов на других видах транспорта. В улусах, городах, где имеется несколько избирательных округов, кандидаты имеют право бесплатно пользоваться городским и пригородным общественным транспортом (кроме такси и заказных рейсов) на всей территории. Оплата этих поездок производится соответствующей избирательной комиссией из бюджетных средств, выделенных для проведения выборов, по предъявлению документов.
4. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж. Кандидаты в депутаты не могут по инициативе администрации (работодателя) быть уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу.
5. Кандидат в депутаты Государственного Собрания не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, без согласия соответствующего прокурора. Меры пресечения и иные уголовно-процессуальные меры могут быть применены к кандидату только по постановлению Верховного суда Республики Саха (Якутия). Об этом должна быть извещена соответствующая избирательная комиссия.
6. Кандидат в депутаты Государственного Собрания может иметь до 5-и доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата.
7. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидата в депутаты, может с согласия кандидата назначить доверенных лиц, которые регистрируются избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата.
8. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 3 настоящего закона. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную работу и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Работодатели обязаны представлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.
9. Кандидат в депутаты и избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.
10. Кандидат в депутаты вправе в любое время до выборов снять свою кандидатуру. Избирательное объединение может в любое время до дня регистрации отменить свое решение о выдвижении кандидата в депутаты и внести на регистрацию в избирательную комиссию нового кандидата, в установленном законом порядке.
11. Информация о выбытии, замене кандидатов не позднее пяти дней публикуется соответствующей избирательной комиссией в местной печати.
Глава V. Предвыборная агитация
Статья 17. Право на участие в предвыборной агитации
1. Кандидаты в депутаты Государственного Собрания с момента их регистрации вправе организовать предвыборную агитацию.
2. Граждане Республики Саха (Якутия), избирательные объединения вправе в допустимых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию "за" или "против" кандидатов или избирательных объединений.
3. В предвыборной агитации "за" или "против" кандидатов не могут участвовать государственные органы, их должностные лица, члены избирательных комиссий.
4. Должностные лица государственных органов, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на общих с другими кандидатами основаниях.
5. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должостным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
Статья 18. Порядок проведения предвыборных мероприятий
1. Местные органы государственной власти обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты Государственного Собрания, гражданам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими местными органами государственной власти в трехдневный срок и удовлетворяются в порядке, установленном соответствующей избирательной комиссией.
2. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается, кроме встреч кандидатов с избирателями.
3. Владельцы государственных, коммунальных (муниципальных) и общественных залов обязаны по требованию избирательных комиссий предоставлять их в пользование на установленное время встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии оплачивают пользование этими залами в пределах, установленных Центральной избирательной комиссией, из бюджетных средств, выделенных для подготовки и проведения выборов. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности всем кандидатам.
Статья 19. Предвыборная агитация через средства массовой информации
1. Средства массовой информации, в числе учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, а равно средства массовой информации, хотя бы частично финансируемые за счет государственных средств, обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений в них кандидатов в депутаты.
2. Кандидаты в депутаты имеют равное право на выступления по местному телевидению и радиовещанию, финансируемым за счет государственных средств. Порядок выступления кандидатов по местному телевидению и радиовещанию и их количество устанавливаются соотстветствующей избирательной комиссией. Кандидатам должно быть обеспечено эфирное время на равных основаниях (по продолжительности выступления, времени выхода в эфир и другим условиям).
3. Местное телевидение и радиовещание в соответствии с порядком выступлений должно предоставлять кандидатам и избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, равное по продолжительности эфирное время при равных условиях на территории данного избирательного округа, выделяя при этом бесплатно по 5 минут на радио и телевидении.
4. Кандидат, избирательное объединение имеют право на договорной основе получить за плату дополнительное время вещания. Условия оплаты должны носить равный по отношению к кандидатам и избирательным объединениям характер.
Статья 20. Выпуск агитационных печатных материалов
1. Граждане, избирательные или общественные объединения, участвующие в выборах, кандидаты в депутаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы.
2. Кандидат в депутаты имеет право на бесплатное выступление в объеме до 150 строк на страницах одной из газет, финансируемой государственными органами в порядке, установленном окружной избирательной комиссией.
3. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных и подложных агитационных материалов запрещается. Избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.
4. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не должны содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Республики Саха (Якутия), разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь, а также оскорблять честь и достоинство других кандидатов. При распространении таких программ и материалов избирательные комиссии действуют в соответствии с правилами, установленными частью 3 настоящей статьи.
5. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены с согласия собственника или владельца в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий, избирательных участков и зданий, занимаемых органами государственной власти и управления.
Статья 21. Срок проведения агитационной кампании
1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидата в депутаты до дня выборов.
2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы распространению не подлежат. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах.
3. В течение трех дней до дня выборов опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, не допускается
Статья 22. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации
При проведении предвыборной агитации не допускается использование средствами массовой информации служебного положения кандидатов, злоупотребление свободой массовой информации в интересах отдельного кандидата, запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, пропаганда войны. В случае совершения указанных нарушений по вине кандидата избирательные комиссии вправе по заключению государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации, отменить решение о регистрации кандидата.
Глава VI. Финансирование выборов
Статья 23. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов
1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Государственного Собрания производятся за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Саха (Якутия). Расходы Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), связанные с осуществлением ее полномочий, предусматриваются отдельной строкой в республиканском бюджете.
2. Средства, выделенные из республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии и распределяются между всеми окружными комиссиями пропорционально количеству избирательных участков.
3. Окружные избирательные комиссии представляют Центральной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им средств не позднее двух месяцев со дня официального опубликования результатов выборов.
4. Центральная избирательная комиссия представляет Правительству отчет о расходовании средств, указанных в части 1 настоящей статьи. Указанный отчет публикуется Центральной избирательной комиссией в республиканской печати не позднее одного месяца со дня его представления Правительству.
Статья 24. Избирательные фонды кандидатов в депутаты и порядок их создания
1. Избирательные объединения, участвующие в выдвижении кандидатов в депутаты Государственного Собрания и лицо, выдвинутое кандидатом, вправе создавать собственные избирательные фонды кандидатов для финансирования предвыборной агитации помимо средств, выделенных ему соответствующей избирательной комиссией. Такие фонды могут состоять из следующих средств:
- собственных средств лица, выдвинутого кандидатом;
- средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением и добровольных пожертвований.
Законом Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 1997 г. З N 159-I в часть 2 статьи 24 настоящего Закона внесены изменения
2. Сумма средств, выделяемых избирательным объединением выдвинутому кандидату, а также сумма собственных средств кандидата в совокупности не может превышать минимального размера оплаты труда более чем в тысячу раз.
3. Не допускается привлечение и использование кандидатами иных средств кроме случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
4. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным объединениям либо лицам, выдвинутым кандидатами.
5. Избирательные объединения и лица, выдвинутые кандидатами, создавшие избирательные фонды в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны в срок, указанный в части 2 статьи 25, представить окружной избирательной комисии финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все совершенные затраты. Указанные отчеты должны быть опубликованы окружной избирательной комиссией в улусной, городской печати одновременно с представлением Центральной избирательной комиссии отчета о расходовании средств в соответствии с частью 2 статьи 25.
6. Соответствующая избирательная комиссия периодически обязана опубликовывать размеры и источники образования избирательных фондов.
7. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
Статья 25. Порядок расходования средств избирательных фондов
1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд лица, выдвинутого кандидатом в депутаты, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается выдвинутым кандидатом с разрешения соответствующей окружной избирательной комиссии после регистрации кандидата. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается окружной избирательной комиссией.
2. Не позднее 30 дней после определения результатов выборов по округу лица, выдвинутые и зарегистрированные кандидатами в депутаты, обязаны представить в соответствующую окружную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма финансового отчета устанавливается Центральной избирательной комиссией по согласованию с Министерством финансов Республики Саха (Якутия).
3. По завершении выборов, неизрасходованные денежные средства избирательных фондов лиц, выдвигавшихся кандидатами в депутаты, за исключением собственных средств, внесенных кандидатами, направляются в фонд социальной защиты населения Республики Саха (Якутия).
Глава VII. Порядок голосования и подведения
итогов выборов
Статья 26. Организация голосования
1. Голосование проводится в специально отведенных помещениях, которые должны предоставляться в распоряжение участковых избирательных комиссий главами соответствующих администраций. Если нет возможности использовать здания, находящиеся в республиканской, коммунальной (муниципальной) собственности, администрация арендует подходящие здания у частных собственников.
2. Помещения для голосования должны иметь зал с достаточным количеством оборудованных кабин для тайного голосования либо пригодных для этого комнат. Вход и выход из кабин, ящики для голосования и путь к ним должны быть в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, представителей и наблюдателей.
3. Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей, оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая избирательная комиссия.
Статья 27. Избирательные бюллетени
1. Для осуществления голосования каждый избиратель получает избирательные бюллетени по соответствующим округам: по выборам в Палату Республики и по выборам в Палату Представителей.
Форма, размеры, цвет и другие особенности избирательных бюллетеней устанавливаются Центральной избирательной комиссией Республики Саха(Якутия).
2. Каждый бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по данному округу кандидатов в депутаты и их данные: год рождения, где и кем работает, где проживает. В каждом избирательном бюллетене должно быть указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня.
3. Текст в каждом избирательном бюллетене печатается на языках, которыми пользуются избиратели округа.
4. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению соответствующей окружной избирательной комиссии.
5. Окружные избирательные комиссии совместно с местными администрациями обеспечивают доставку бюллетеней в участковые избирательные комиссии не позднее, чем за три дня до дня выборов. Число бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии не должно превышать число зарегистрированных избирателей по участку более, чем на пять процентов.
6. На обороте полученных бюллетеней ставится печать или подписи не менее двух членов участковой избирательной комиссии.
7. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, участковые избирательные комиссии по указанию соответствующей окружной избирательной комиссии вычеркивают в бюллетенях фамилию и данные о выбывших кандидатах либо изготавливают новые избирательные бюллетени.
Статья 28. Проведение голосования
Законом Республики Саха (Якутия) от 9 октября 1996 г. З N 135-I часть 1 статьи 28 настоящего Закона изложена в новой редакции
Голосование, при необходимости, проводится в течение двух выходных дней с 8 часов до 20 часов по местному времени. Исходя из местных условий, территориальная избирательная комиссия по согласованию с Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) вправе принять решение о продлении голосования не более, чем на 2 часа. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации не позднее, чем за 20 дней до его проведения.
2. Избиратель, выбывающий за пределы избирательного участка в период за 15-1 день до дня выборов и не имеющий возможность в день выборов принять участие в голосовании, может проголосовать досрочно по почте или заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной (за 15-4 дня) или участковой (за 3-1 день до дня голосования) избирательной комиссии, так, чтобы не была нарушена тайна голосования. В этом случае на обороте выданных ему бюллетеней ставится печать соответствующей окружной или участковой избирательной комиссии, или подпись не менее двух членов комиссии. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, заклеивает его и передает дежурному члену избирательной комиссии. На месте склейки также ставится печать или подпись дежурного члена избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии передают списки досрочно проголосовавших таким образом избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию одновременно с передачей комплектов избирательных бюллетеней. Проголосовавших таким образом избирателей участковая комиссия отмечает в своем списке избирателей.
3. В день выборов перед началом голосования председатель участковой избирательной комиссии проверяет пустые ящики для голосования, показывает их членам комиссии, присутствующим наблюдателям и опечатывает их. Затем председатель комиссии опускает в ящик для голосования конверты с заполненными бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей, предварительно сверив их со списком. Число конвертов оглашается и заносится в протокол комиссии.
4. В 8 часов утра председатель участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и приглашает избирателей получить избирательные бюллетени.
5. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются участковой комиссией по предъявлении избирателем паспорта или удостоверения личности для военнослужащего. Получив избирательный бюллетень, избиратель расписывается в списке избирателей против своей фамилии. Член комиссии, выдавший бюллетень, так же расписывается в соответствующей графе.
6. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого-либо, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии, представителя или наблюдателя.
Законом Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 1997 г. З N 159-I часть 7 статьи 28 настоящего Закона изложена в новой редакции
7. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, распо- ложенном справа от строки "Против всех кандидатов.
8. В случаях, когда отдельные избиратели по уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование, направив по месту нахождения этих граждан не менее двух членов комиссии с использованием переносного ящика для голосования. При желании при этом могут присутствовать наблюдатели. По прибытии к заявителю устное заявление должно быть подтверждено им в письменной форме. Члены избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени в соответствии с количеством письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается за получение бюллетеня, а член избирательной комиссии - за его выдачу. Организация голосования вне помещения избирательного участка должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.
9. Председатель участковой избирательной комиссии обеспечивает порядок в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны.
10. Член избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения избирательного участка, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается избирательной комиссией.
Статья 29. Подсчет голосов на избирательном участке
1. В 20 часов второго дня выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным, после чего доступ на избирательный участок прекращается. После этого времени могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования.
2. Подсчет голосов избирателей и установление результатов выборов осуществляются только членами избирательных комиссий. Участие в этом посторонних лиц не допускается.
3. Перед началом подсчета голосов комиссия погашает неиспользованные бюллетени, определяет их число и заносит его в протокол. Погашенные бюллетени укладываются в пакеты и опечатываются. После этого комиссия определяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и затем вскрывает их.
4. При выборах депутатов Государственного Собрания подсчет голосов на избирательном участке производится участковой избирательной комиссией отдельно по каждому округу и по каждому кандидату.
5. Участковая избирательная комиссия составляет протоколы по итогам голосования по каждому избирательному округу, где проводилось голосование.
В протоколах указываются:
а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку;
б) число выданных избирательных бюллетеней;
в) общее число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках;
г) число недействительных бюллетеней;
д) число действительных бюллетеней;
е) фамилии и инициалы внесенных в избирательные бюллетени кандидатов в депутаты;
ж) число голосов, поданных за каждого кандидата и число голосов, поданных против каждого кандидата;
з) число голосов, поданных против всех кандидатов;
и) поступившие в комиссию жалобы, заявления и принятые по ним решения.
6. По фамилиям граждан, дополнительно вписанным избирателями в избирательные бюллетени, голоса не подсчитываются. Протокол с результатами подсчета голосов составляется в двух экземплярах, рассматривается и утверждается на заседании участковой избирательной комиссии и подписывается всеми членами участковой комиссии. Член комиссии, несогласный с протоколом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. После утверждения по одному экземпляру протокола участковая избирательная комиссия незамедлительно направляет в соответствующие окружные избирательные комиссии. Вторые экземпляры протоколов вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранятся у секретаря комиссии до окончания ее работы.
7. Избирательная документация, включая бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через 10 дней после официального объявления итогов выборов.
Статья 30. Недействительные избирательные бюллетени
1. Недействительными избирательными бюллетенями признаются:
- избирательные бюллетени неустановленного образца;
- бюллетени, не заверенные печатью или подписями двух членов участковой избирательной комиссии;
- бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых при голосовании оставлено более одного кандидата.
2. Определение действительности или недействительности бюллетеня разрешается избирательной комиссией путем голосования.
Статья 31. Установление результатов выборов депутатов Государственного Собрания в избирательном округе
1. Результаты выборов депутатов Государственного Собрания устанавливаются окружной избирательной комиссией путем суммирования данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, и определяют:
- общее число избирателей по округу;
- число избирателей, получивших избирательные бюллетени;
- число избирателей, принявших участие в голосовании;
- число недействительных бюллетеней;
- число действительных бюллетеней;
- число голосов, поданных "за", и число голосов, поданных "против" каждого кандидата;
- число голосов, поданных против всех кандидатов.
2. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший на выборах больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
3. Результаты выборов рассматриваются и утверждаются на заседании соответствующей избирательной комиссии и заносятся в протокол, составляемый в двух экземплярах. Протокол подписывается всеми членами избирательной комиссии.
4. Окружная избирательная комиссия направляет один экземпляр протокола об итогах выборов депутатов Государственного Собрания в Центральную избирательную комиссию, а второй оставляет у себя на хранение.
Статья 32. Признание выборов по избирательному округу недействительными или несостоявшимися
1. Состоявшимися считаются выборы, если при соблюдении всех требований настоящего закона в них приняли участие более половины избирателей, включенных в списки для голосования.
2. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки для голосования, или если в связи с выбытием кандидатов по округу останутся зарегистрированными и включенными в бюллетень для тайного голосования на день голосования менее двух кандидатов, или когда число голосов, поданных в графе против всех кандидатов, превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее количество голосов.
3. Недействительными признаются выборы, если допущенные в ходе выборов или при подсчете голосов нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Cтатья 33. Регистрация избранных депутатов
1. Окружная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата в депутаты, избранного депутатом в одну из палат Государственного Собрания. В соответствии с требованиями настоящего закона кандидат в депутаты, избранный депутатом в одну из палат Государственного Собрания, в трехдневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата соответствующей палаты Государственного Собрания.
2. Центральная избирательная комиссия на основании протокола о результатах выборов в Государственное Собрание не позднее, чем через десять дней после подписания протокола официально подтверждает избрание кандидата по соответствующему избирательному округу депутатом Государственного Собрания, оповещает об итогах выборов, на основании чего окружная (территориальная) избирательная комиссия проводит регистрацию лица, избранного депутатом в одну из палат Государственного Собрания, и выдает ему удостоверение об избрании при условии выполнения им требований части 1 настоящей статьи.
3. Сообщение об итогах выборов и список избранных депутатов Государственного Собрания публикуются в печати Центральной избирательной комиссией не позднее десяти дней после выборов. В сообщении указываются:
а) общее число граждан, включенных в списки избирателей;
б) число избирателей, принявших участие в голосовании;
в) число недействительных избирательных бюллетеней;
г) число действительных избирательных бюллетеней;
д) число голосов, поданных "за", и число голосов, поданных "против" каждого кандидата;
е) число голосов, поданных против всех кандидатов;
ж) перечень округов , в которых будет проведено повторное голосование или повторные выборы.
4. Список избранных депутатов по палатам Государственного Собрания публикуется в алфавитном порядке с указанием их фамилии, имени, отчества, года рождения, занимаемой должности или рода занятия, партийной принадлежности, места работы и жительства, избирательного округа, по которому они избраны.
5. Депутаты Государственного Собрания считаются избранными с момента их регистрации окружной избирательной комиссией.
Статья 34. Несовместимость статуса депутата с занятием других должностей и иной деятельностью
Законом Республики Саха (Якутия) от 6 июля 1995 г. 3 N 75-I часть 1 статьи 34 настоящего Закона изложена в новой редакции
Депутат Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) не может занимать должность главы администрации улуса (города), министра и председателя Государственного комитета, а также должности заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) и Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). Депутат Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) может занимать выборные и другие оплачиваемые должности на постоянной основе в органах Государственного Собрания (Ил Тумэн).
2. Депутат, осуществляющий депутатскую деятельность на постоянной основе, не может:
- занимать другую оплачиваемую должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях в учреждениях и организациях, общественных объединениях;
- принимать непосредственное участие в управлении любым хозяйствующим субъектом, если это не входит в его служебные обязанности, заниматься предпринимательской деятельностью;
- выполнять иную оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской, экспертной, литературной и творческой деятельности, не связанной с исполнением его непосредственных служебных обязанностей).
3. Лицо, зарегистрированное в качестве кандидата, у которого должность или занятие несовместимы по настоящему закону с мандатом депутата, дает письменное обязательство о прекращении соответствующей деятельности в случае его избрания депутатом.
4. Несоблюдение ограничений, установленных настоящей статьей, влечет за собой отказ в регистрации кандидатом в депутаты либо признание недействительным избрание соответствующего лица депутатом.
Глава VIII. Разрешение жалоб и споров
Статья 35. Рассмотрение жалоб и заявлений
1. Жалобы и заявления по вопросам избирательного процесса, поступившие в ходе выборов в соответствующие избирательные комиссии, должны быть ими рассмотрены в пятидневный срок, а в день голосования - немедленно.
2. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок.
3. Избирательная комиссия обязана проверить заявление либо удовлетворить законное требование заявителя и устранить имеющее место нарушение, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.
4. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном республиканским законодательством.
Глава IХ. Повторное голосование. Повторные выборы.
Выборы депутатов вместо выбывших
Статья 36. Повторное голосование
1. Если по избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов в депутаты Государственного Собрания и ни один из них не был избран, соответствующая избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе повторного голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов избирателей.
2. Повторное голосование проводится не позднее, чем в двухнедельный срок со дня общих выборов с соблюдением требований настоящего закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в печати.
Законом Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 1997 г. З N 159-I часть 3 статьи 36 настоящего Закона изложена в новой редакции
3. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
Статья 37. Повторные выборы
1. Если по избирательному округу баллотировалось не более двух кандидатов в депутаты Государственного Собрания и ни один из них не был избран, либо выборы по избирательному округу были признаны не действительными или не состоявшимися, либо повторное голосование не позволило определить избранного депутата, то соответствующая избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе новых, повторных выборов. Решения о проведении повторных выборов принимает Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия).
2. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов. Состав участковых избирательных комиссий по необходимости может быть обновлен. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты, другие предвыборные мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим законом.
Постановлением Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 27 января 1998 г. N 1-П пункт 3 статьи 37 настоящего Закона признан не соответствующим Конституции Республики Саха (Якутия) и утратившим силу с момента принятия названного постановления
3. Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок со дня опубликования итогов общих выборов. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в печати.
4. В случае проведения повторных выборов кандидатами в депутаты не могут вновь баллотироваться граждане, не набравшие необходимого числа голосов в ходе общих выборов в данном избирательном округе.
5. После проведения повторных выборов соответствующая окружная избирательная комиссия передает все выборные документы в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия).
Статья 38. Выборы депутатов вместо выбывших
1. В случае признания полномочий отдельных депутатов недействительными, а также в случае отзыва депутата Государственного Собрания избирателями или досрочного прекращения им своих полномочий по другим причинам, в освободившихся избирательных округах, в соответствии с настоящим законом, назначаются новые выборы. Выборы назначаются Центральной избирательной комиссией не позднее, чем за 2 месяца до их проведения. При этом участковые комиссии образуются не позднее, чем за 30 дней до дня выборов; регистрация кандидатов в депутаты Государственного Собрания заканчивается за 30 дней до выборов.
2. В случае выбытия депутата Государственного Собрания или прекращения им полномочий менее, чем за четыре месяца до истечения полномочий, выборы нового депутата вместо выбывшего не проводятся.
Глава Х. Удостоверение депутата. Формы избирательных документов
Статья 39. Удостоверение депутата
1. После опубликования в печати списков зарегистрированных депутатов Государственного Собрания соответствующая окружная избирательная комиссия выдает каждому избранному депутату удостоверение о его избрании.
2. После утверждения Государственным Собранием полномочий избранных депутатов, выданные им временные удостоверения об избрании депутатом заменяются на удостоверения депутата.
Статья 40. Формы избирательных документов
Формы избирательных документов - списков избирателей, протоколов избирательных комиссий, избирательных бюллетеней, удостоверений кандидатов в депутаты Государственного Собрания и их доверенных лиц, удостоверений об избрании депутатом Государственного Собрания, образец ящика для голосования устанавливаются Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия).
Статья 41. Порядок хранения избирательных документов
1. Вся документация участковых избирательных комиссий по окончании их работы передается соответствующим окружным избирательным комиссиям.
2. Порядок и сроки хранения избирательных документов устанавливаются Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Глава ХI. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан
Статья 42. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан
Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Республики Саха (Якутия) права избирать и быть избранным, или лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах, либо совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидата, а равно лица, проводящие агитацию в день выборов или препятствующие работе избирательных комиссий, либо препятствующие голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.