Закон Якутской-Саха ССР
от 19.10.1991 N 654-XII
"О разгосударствлении и приватизации предприятий в Республике Саха (Якутия)"
31 января, 14 октября, 24 декабря 1992 г.
Принят Постановлением Верховного Совета Якутской-Саха ССР от 19 октября 1991 г. N 655-XII
Законом Республики Саха (Якутия) от 31 января 1992 г. N 816-ХII в настоящий Закон внесены изменения
Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1-3)
Раздел II. Формы, способы и порядок разгосударствления (ст.ст. 4-22)
и приватизации
Раздел III. Финансовые отношения в процессе разгосударствления и (ст.ст. 23-26)
приватизации
Раздел IV. Заключительные положения (ст.ст. 27-30)
Настоящий Закон определяет организационные и правовые основы разгосударствления и приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности в Республике Саха (Якутия).
Закон направлен на:
- преодоление монополии государственной собственности;
- обеспечение гражданам реальной возможности становиться собственниками средств и продуктов общественного производства на основе многообразия форм собственности;
- создание условий для свободной предпринимательской деятельности, формирования эффективной, социально ориентированной рыночной экономики.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Понятие разгосударствления и приватизации предприятий
1. Под разгосударствлением в настоящем Законе понимается - преобразование государственных предприятий в коллективные предприятия, акционерные общества, другие предприятия, не находящиеся в государственной собственности.
Законом Республики Саха (Якутия) от 14 октября 1992 г. N 1152-ХII пункт 2 статьи 1 настоящего Закона изложен в новой редакции
Под приватизацией в настоящем Законе понимается приобретение в собственность гражданами и созданными ими юридическими лицами предприятия, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных, по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника) и принадлежащих государству акций (долей, паев) акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ.
Статья 2. Правовые основы разгосударствления и приватизации предприятий
1. Разгосударствление и приватизация предприятий регулируется настоящим Законом, а также Законом Якутской-Саха ССР "О собственности в Якутской-Саха ССР", Законами РСФСР и СССР "О собственности", Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами Якутской-Саха ССР, РСФСР, СССР, регулирующими разгосударствление и приватизацию.
Законом Республики Саха (Якутия) от 14 октября 1992 г. N 1152-ХII в пункт 2 статьи 2 настоящего Закона внесены изменения
2. Приватизация земельного и жилищного фондов, а также объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Республики Саха (Якутия).
3. Разгосударствление и приватизация предприятий Республики Саха (Якутия), находящихся за пределами республики, осуществляется согласно законодательству, действующему на соответствующей территории.
4. Приобретение иностранными юридическими лицами и гражданами государственных и коммунальных предприятий в Республике Саха (Якутия) регулируется настоящим Законом, а также законодательными актами Республики Саха (Якутия), РСФСР, СССР об иностранных инвестициях и другими законодательными актами.
Законом Республики Саха (Якутия) от 14 октября 1992 г. N 1152-ХII статья 3 настоящего Закона изложена в новой редакции
Статья 3. Разделение полномочий при преобразовании государственной собственности
Разгосударствление или приватизацию государственной собственности в Республике Саха (Якутия) осуществляют:
- в отношении федеральной собственности Российской Федерации - соответствующие органы Российской Федерации по управлению государственным имуществом;
-в отношении государственной собственности Республики Саха (Якутия) - Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по управлению государственным имуществом, приватизации и антимонопольной политике;
- в отношении коммунальной собственности - комитеты (отделы) по управлению коммунальным имуществом, входящие в состав местных администраций.
Раздел II. Формы, способы и порядок разгосударствления
и приватизации
Статья 4. Государственная программа разгосударствление и приватизации
1. Государственная программа разгосударствления и приватизации (далее по тексту-Программа) вносится Кабинетом Министров Республики Саха (Якутия) и утверждается Верховным Советом Республики Саха (Якутия) не позднее чем за месяц до утверждения республиканского бюджета Республики Саха (Якутия).
2. В Программе определяются цели, приоритеты и ограничения при проведении разгосударствления и приватизации. Программа разрабатывается, как правило, на три года и состоит из задания на текущий год и прогноза на два последующих года.
Программа включает:
- плановые задания по разгосударствлению и приватизации государственных и коммунальных предприятий органам, государственной власти и управления;
- прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет Республики Саха (Якутия), местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели;
- укрупненный перечень объектов государственной собственности, намеченных к разгосударствлению и приватизации в данный период;
- обоснование выбора объектов разгосударствления и приватизации, способов платежа;
- прогноз развития приватизации в отраслевом и региональном аспектах;
- сумму приватизационных вкладов, распределяемых среди населения республики и размер вклада на одного получателя;
- виды и группы предприятии, не подлежащих разгосударствлению и приватизации;
- перечень нормативов и других условий. Кабинет Министров Республики Саха (Якутия) вправе изменять для оперативного регулирования разгосударствления и приватизации без утверждения Верховным Советом Республики Саха (Якутия);
- определение способа разгосударствления и приватизации и льгот членам трудовых коллективов;
- иные условия разгосударствления и приватизации.
Законом Республики Саха (Якутия) от 14 октября 1992 г. N 1152-ХII в статью 5 настоящего Закона внесены изменения
Статья 5. Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по управлению государственным имуществом и приватизации
1. Государственный комитет по управлению государственным имуществом и приватизации (далее по тексту Госкомимущество Республики Саха (Якутия)) создается по решению Верховного Совета Республики Саха (Якутия) в составе Кабинета Министров с целью организации процесса разгосударствления и приватизации на территории республики.
2. Госкомимущество Республики Саха (Якутия) может создавать свои территориальные органы.
3. Госкомимущество Республики Саха (Якутия) представляет интересы государства в отношении собственности Республики Саха (Якутия) и является продавцом в процессе разгосударствления и приватизации.
Решения Госкомимущества Республики Саха (Якутия), принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми органами государственного управления, местными администрациями, государственными и коммунальными предприятиями.
4. Деятельность Госкомимущества Республики Саха (Якутия) финансируется за счет части средств, полученных от разгосударствления и приватизации.
5. Статус и полномочия Госкомимущества Республики Саха (Якутия) определяются Положением о Государственном комитете Республики Саха (Якутия) по управлению государственным имуществом и приватизации, утверждаемым Президентом Республики Саха (Якутия).
Председатель Госкомимущества Республики Саха (Якутия) по должности является заместителем премьер- министра Республики Саха (Якутия).
Статья 7. Инвестиционные фонды и холдинговые компании
1: Для создания первичного рынка ценных бумаг и снижения риска покупателей акций создаются инвестиционные фонды. Положение об инвестиционных фондах утверждается Президентом Республики Саха (Якутия).
2. Инвестиционный фонд вправе владеть не более чем десятью процентами голосующих акций одного акционерного общества и помещать в его ценные бумаги не более пяти процентов своих активов.
3. Инвестиционный фонд обязан публиковать свои квартальные, полугодовые и годовые отчеты.
4. На основе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн), или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации, с согласия Госкомимущества Республики Саха (Якутия) для содействия кооперации межотраслевых предприятий могут быть созданы холдинговые компании. Не допускается создание холдинговых компаний, приводящее к монополизации производства тек или иных видов продукции (работ), оказания услуг.
Положение о порядке образования холдинговых компаний на основе объединении, ассоциаций, концернов, министерств и ведомств утверждается Верховным Советом Республики Саха (Якутия).
Законом Республики Саха (Якутия) от 14 октября 1992 г. N 1152-ХII статья 8 настоящего Закона изложена в новой редакции
Статья 8. Местные органы по разгосударствлению и приватизации коммунальных предприятий
Разгосударствление и приватизацию объектов коммунальной собственности осуществляют комитеты (отделы) по управлению коммунальным имуществом, входящие в состав местных администраций. Положение о комитетах (отделах) по управлению коммунальным имуществом не может противоречить Примерному положению, утверждаемому Госкомимуществом Республики Саха (Якутия). Решения, принятые по управлению коммунальным имуществом, обязательны для исполнения всеми органами местной администрации, предприятиями, находящимися в коммунальной собственности.
Законом Республики Саха (Якутия) от 14 октября 1992 г. N 1152-ХII в статью 9 настоящего Закона внесены изменения
Статья 9. Объекты разгосударствления и приватизации
1. Объектами разгосударствления и приватизации могут служить:
- государственные и коммунальные предприятия всех отраслей народного хозяйства Республики Саха (Якутия);
- цеха, участки, иные подразделения предприятий;
- доли (паи, акции) разгосударствляемых и приватизируемых предприятий, иных акционерных обществ и товариществ, в том числе ассоциаций, концернов, союзов и других объединений.
- объекты незавершенного строительства, строительство которых осуществлялось за счет средств бюджета или средств государственных предприятий. -материальные и нематериальные активы предприятий действующих и ликвидированных, по решению Госкомимущества Республики Саха (Якутия), комитетов (отделов) по управлению коммунальным имуществом).
2. Перечень предприятий, не подлежащих разгосударствлению и приватизации с учетом интересов обороны и безопасности государства, охраны окружающей среды и здоровья населения, а также необходимости обеспечения монополии государства на отдельные виды деятельности, определяется Программой.
3. В целях защиты интересов работников приватизируемых предприятий, подразделений предприятий, с момента принятия решения трудовым коллективом о даче заявки на приватизацию государственного (коммунального) предприятия, подразделения либо с момента подачи заявки другим физическим или юридическим лицом и до момента возникновения права собственности у покупателя (проведение первого собрания акционеров) запрещается без согласия соответствующего комитета (отдела) по управлению имуществом:
осуществлять реорганизацию, ликвидацию и изменение структуры предприятия; изменять и прекращать действия заключенных ранее договоров аренды, занимаемых приватизируемыми предприятиями нежилых помещений, зданий, строений.
В этот период также запрещается изменение штатного расписания, предприятия, сокращение численности его работников, увольнение по инициативе администрации без решения трудового коллектива предприятия (подразделения) либо уполномоченного им органа.
Законом Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 1992 г. N 1281-XII статья 9 настоящего Закона дополнена пунктом 4
4. Не допускается раздельная приватизация структурных подразделений предприятий, цехов, участков, разрывающих технологическое единство производства.
Статья 10. Субъекты разгосударствления и приватизации
1. Покупателями могут быть граждане и юридические лица, зарегистрированные на территории республики, в уставном капитале которых доля государства, местных Советов, общественных фондов составляет не более двадцати пяти процентов.
Граждане Республики Саха (Якутия) и созданные ими юридические лица имеют преимущественное право на приобретение государственного имущества перед другими покупателями. Данное право не распространяется на приобретение государственного имущества по конкурсу и на аукционе.
2. Обязанность доказывания своего права на приобретение приватизируемых предприятий лежит на покупателях. Для участия в аукционе, конкурсе, для покупки акций предприятий покупатели-юридические лица представляют Госкомимуществу Республики Саха (Якутия) и местным органам по управлению коммунальной собственностью декларацию о составе участников акционерного общества (товарищества) и распределении уставного капитала. Если впоследствии будет установлено, что на момент продажи приватизируемого предприятия (паев, акций) юридическое лицо не имело законных прав на покупку, то сделка признается недействительной в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия).
3. Члены трудового коллектива государственного или коммунального предприятия могут выступать его покупателями и образовать с этой целью товарищество или акционерное общество. Они, а также бывшие работники приватизируемого предприятия, вышедшие на пенсию и лица, имеющие право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии, пользуются льготами, определенными настоящим Законом.
4. При разгосударствлении и приватизации продавцы и покупатели могут действовать через своих представителей и при содействии посредников в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия).
Законом Республики Саха (Якутия) от 14 октября 1992 г. N 1152-ХII пункт 5 статьи 10 настоящего Закона исключен
5. Приоритетное право на приобретение имеют трудовые коллективы приватизируемых предприятий.
Статья 11. Инициатива в разгосударствлении и приватизации
1. Инициаторами в проведении разгосударствления и приватизации государственных и коммунальных предприятий могут являться:
- трудовой коллектив предприятия, его структурных подразделений;
- Госкомимущество Республики Саха (Якутия) и его территориальные органы;
- местные органы Советов народных депутатов;
- руководители предприятий;
- покупатели, либо их представители.
2. Заявка трудового коллектива принимается к рассмотрению при наличии подписей не менее 1/2 членов трудового коллектива предприятия, цеха, участка, которое может служить объектом разгосударствления и приватизации.
Законом Республики Саха (Якутия) от 14 октября 1992 г. N 1152-ХII в статью 12 настоящего Закона внесены изменения
Статья 12. Порядок рассмотрения заявок на разгосударствление и приватизацию
1. Заявки и предложения на разгосударствление и приватизацию государственных и коммунальных предприятий должны быть рассмотрены в течение одного месяца с момента их поступления. Решение в письменном виде доводится до инициатора.
2. Отказ в осуществлении разгосударствления и приватизации может быть только в случаях, когда:
- лицо, подавшее заявку, не является инициатором согласно статье 11 настоящего Закона;
- предприятие входит в перечень предприятий, не подлежащих разгосударствлению и приватизации.
3. При нарушении срока рассмотрения заявки, либо при отказе действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в прокуратуру, народный суд или арбитражный суд.
4. В случае принятия решения о разгосударствлении или приватизации создается комиссия. В состав комиссии входят представители Госкомимущества Республики Саха (Якутия) или его органа на местах, местного Совета народных депутатов, работники финансовых органов, администрации и трудового коллектива предприятия. Комиссия вправе формировать группы экспертов по отдельным направлениям ее работы.
5. Комиссия составляет план разгосударствления и приватизации. План утверждает соответствующий орган по управлению имуществом.
6. План разгосударствления и приватизации предприятия определяет способы, формы, сроки разгосударствления и приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества или товарищества, рекомендуемую форму платежа (расчетов). В состав плана разгосударствления и приватизации предприятия может также входить проект его реорганизации, в том числе предусматривающий выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов) или распродажу активов предприятия.
7. В случае принятия Госкомимуществом Республики Саха (Якутия) или его территориальным органом отрицательного решения по итогам работы комиссии, инициатору предоставляется обоснование отказа и указание условий, при которых разгосударствление или приватизация могут быть осуществлены.
Статья 13. Информация о разгосударствляемых и приватизируемых предприятиях
1. Информация о предлагаемых к продаже по конкурсу или на аукционе государственных и коммунальных предприятиях, о продаже акций акционерных обществ, о результатах сделок по приватизации должна быть опубликована в специальных бюллетенях Госкомимущества Республики Саха (Якутия) или других средствах массовой информации не позднее, чем за месяц до даты проведения конкурса, аукциона или выпуска акций в свободную продажу.
2. Обязательному опубликованию подлежат следующие сведения о разгосударствляемом или приватизируемом предприятии:
- площадь земельного участка и характеристики расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи;
- начатые инвестиционные проекты, их сметная стоимость и производимые затраты;
- запасы материальных ценностей;
- состояние денежных средств;
-- наличие принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в активах других предприятий;
- нематериальные ценности (патенты, торговая марка и др.);
- обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);
- балансы и финансовые показатели предприятия за три последних года;
- укрупненная номенклатура выпускаемой продукции и ее доля на товарном рынке.
3. Форму предоставления сведений и перечень дополнительных данных определяет Госкомимущество Республики Саха (Якутия).
Статья 14. Подготовка предприятия к разгосударствлению или приватизации
1. Подготовка предприятия к разгосударствлению или приватизации состоит в определении состава имущественного комплекса путем инвентаризации его производственных и непроизводственных фондов, оценку активов подразделений предприятий, подлежащих выделению в самостоятельные предприятия.
2. В ходе реорганизации предприятия определяется состав и направление использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия.
Статья 15. Формы и способы разгосударствления
1. Разгосударствление и приватизация могут осуществляться следующим путем:
- преобразования государственного предприятия в коллективное предприятие, акционерное общество, другое хозяйственное общество или товарищество, либо кооператив;
- приобретения гражданами или созданными ими юридическими лицами принадлежащих государству акций (паев) в акционерных обществах, других хозяйственных обществах или товариществах;
- выкупа государственного имущества, сданного в аренду, арендным предприятием или другим арендатором, являющимся юридическим или физическим лицом;
- продажи предприятий по конкурсу или на аукционе;
- приобретения долей (паев, акций) в уставном капитале акционерных обществ или товариществ;
- иными формами и способами разгосударствления и приватизации, предусмотренными Программой.
Статья 16. Преобразование государственного или коммунального предприятия в коллективное предприятие
Государственное или коммунальное предприятие преобразуется в коллективное путем выкупа имущества предприятия товариществом, образованным членами трудового коллектива.Порядок преобразования государственных или коммунальных предприятий в коллективные предприятия определяются Положением, утвержденным Президентом Республики Саха (Якутия).
2. Имущество, находящееся в собственности коллективного> предприятия, делится на вклады (паи) всех работников в порядке, предусмотренном его уставом.
Статья 17. Преобразование государственных и коммунальных предприятий в акционерные общества, товарищества
Разгосударствление или приватизация при преобразовании предприятий в акционерные общества, товарищества может осуществляться путем приобретения акций (паев) акционерных обществ и товариществ гражданами и юридическими лицами.
Порядок преобразования государственных и коммунальных предприятий в акционерные общества и товарищества определяется Положением об акционерных обществах и товариществах, утверждаемым Президентом Республики Саха (Якутия).
Статья 18. Выкуп имущества государственного или коммунального предприятия, сданного в аренду-выкуп имущества государственного или коммунального предприятия, сданного в аренду, производится в случаях, когда:
- договор аренды указанного имущества с правом его выкупа был заключен до вступления в силу настоящего Закона;
- арендатор, признанный покупателем в соответствии со статьей 10 настоящего Закона, получил право на приобретение приватизируемого предприятия в порядке, установленном настоящим Законом.
Законом Республики Саха (Якутия) от 14 октября 1992 г. N 1152-ХII в статью 19 настоящего Закона внесены изменения
Статья 19. Льготы, предоставляемые при разгосударствлении и приватизации предприятий
1. Работники государственных или коммунальных предприятий, преобразуемых в коллективные предприятия и акционерные общества, имеют право приобрести акции (паи) своего предприятия на льготных условиях. Номинальная стоимость пакета акций (паев), предоставляемых каждому члену трудового коллектива на льготных условиях, не может превышать суммы, устанавливаемой Программой. Акции (паи) сверх установленной суммы приобретаются работниками предприятия на общих основаниях. Рассрочка при оплате акций (паев), приобретаемых на льготных условиях работниками предприятия, предоставляется на три года с момента регистрации коллективного предприятия или акционерного общества. При этом сумма первоначального взноса не может быть меньше двадцати процентов от номинальной стоимости акций (паев).
2. Льготы по приобретению акций (паев) акционерного общества (товарищества), коллективного предприятия распространяются на проживающих в республике бывших работников приватизируемого предприятия, вышедших на пенсию, в том числе инвалидов, лиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии, а также на семьи, потерявшие кормильца при исполнении служебных обязанностей.
3. Кабинет Министров Республики Саха (Якутия) в рамках Государственной программы разгосударствления и приватизации предприятий, утвержденной Верховным Советом Республики Саха (Якутия), может предоставлять при разгосударствлении и приватизации предприятии дополнительные льготы работникам этих предприятий вплоть до передачи им части имущества безвозмездно.
4. Исключительным правом на приобретение в собственность предприятий традиционных промыслов и кустарных ремесел малочисленных народов Севера пользуются малочисленные народы Севера и коренные жители этих районов, занятые в этих отраслях.
Статья 20. Приобретение акций (паев) из фондов акционирования работников предприятия
1. Работники имеют право приобретать акции (паи) из фондов акционирования работников предприятия (ФАРП), если таковые сформированы как доля уставного капитала предприятия.
2. ФАРП формируется за счет вклада Госкомимущества Республики Саха (Якутия) или местного органа по управлению коммунальным имуществом. Решение о формировании ФАРПа и его размерах принимается на основе соглашения с покупателем.
При распродаже имущества и нематериальных активов ликвидированных предприятий ФАРП не образуется.
3. Невыкупленными акциями ФАРП и выручкой от продажи акций (паев) владеет Госкомимущество Республики Саха (Якутия), или местный орган по управлению коммунальной собственностью, или назначенные ими представители. Свободные средства ФАРП расходуются исключительно на приобретение акций (паев) данного акционерного общества (товарищества). Акции (пай), не выкупленные у ФАРП, не дают право решающего голоса.
Статья 21. Приобретение государственных и коммунальных предприятий по конкурсу или на аукционе
Приобретение предприятия по конкурсу или на аукционе состоит в предоставлении прав собственности покупателю, предложившему в ходе конкурса или аукциона наиболее выгодные с точки зрения продавца условия. Условия конкурса и аукциона определяются Положением о конкурсах и аукционах, утверждаемыми Госкомимуществом Республики Саха (Якутия).
Статья 22. Социальные гарантии работникам приватизируемых государственных и коммунальных предприятий
1. Предприятия, приобретенные в результате разгосударствления и приватизации, а также акционерные общества и товарищества отвечают по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, определенных действовавшим до приватизации коллективным договором.
2. Руководитель разгосударствленного (приватизированного) государственного (коммунального) предприятия, акционерного общества (товарищества) в срок не позднее шести месяцев с момента оформления покупателем прав собственности на предприятие или с момента преобразования его в акционерное общество (товарищество) обязан заключить коллективный договор с трудовым коллективом, если последним будет принято такое решение.
3. Приобретение активов ликвидированного предприятия не влечет для покупателя никаких обязательств, связанных с ранее существовавшими на данном предприятии трудовыми отношениями.
4. Высвобождение работников приватизированных предприятий и их трудоустройство регулируется законодательством о труде и занятости.
Раздел III. Финансовые отношения в процессе разгосударствления и
приватизации
Статья 23. Определение стоимости имущества разгосударствляемого и приватизируемого предприятия
1. Определение стоимости имущества преобразуемого предприятия осуществляет комиссия по разгосударствлению и приватизации на основе оценки предприятия по его предполагаемой доходности в случае его сохранения, оценки возможной выручки от распродажи его имущества в случае, его ликвидации или на основе других методов определения стоимости имущества, предусмотренных Программой.
2. Методические указания по определению стоимости имущества приватизируемых и разгосударствляемых предприятий разрабатываются и утверждаются Госкомимуществом Республики Саха (Якутия).
Статья 24. Источники средств для приобретения государственных и коммунальных предприятий
1. Предприятие может быть выкуплено за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у граждан и юридических лиц собственных и заемных средств.
2. Члены трудового коллектива государственного (коммунального) предприятия, подлежащего преобразованию, могут осуществлять выкуп за счет следующих источников:
личных средств трудового коллектива;
именных приватизационных вкладов;
средств, привлеченных от выпуска ценных бумаг, кредитов банка и других заемных средств;
остатков фондов экономического стимулирования предприятия.
3. Средства из фонда экономического стимулирования используются в порядке и размерах, установленных Программой.
4. Порядок открытия именных приватизационных счетов (книжек) и условия использования приватизационных вкладов устанавливается Законами Республики Саха (Якутия), РСФСР "Об именных приватизационных счетах и вкладах".
5. При приобретении предприятий, а также ценных бумаг используются законные платежные средства СССР, включая именные приватизационные вклады граждан.
Законом Республики Саха (Якутия) от 14 октября 1992 г. N 1152-ХII в статью 25 настоящего Закона внесены изменения
Статья 25. Формы платежа
1. Оплата стоимости объектов разгосударствления и приватизации может производиться единовременно или в рассрочку. При продаже в рассрочку размер первоначального взноса не может быть меньше 20 процентов всей суммы платежа, а период рассрочки не должен превышать 1 года.
2. Выкуп имущества государственного или коммунального предприятия в соответствии с условиями договора аренды признается оплатой в рассрочку. Арендная плата за пользование имуществом государственных и коммунальных предприятий не может засчитываться в качестве платы за приобретение имущества в собственность.
Статья 26. Использование средств, поступающих от разгосударствления и приватизации
1. Средства, полученные от разгосударствления и приватизации государственного предприятия, являются собственностью государства.
2. Средства, полученные от разгосударствления и приватизации предприятий, распределяются, по нормативам, установленным Программой.
Раздел IV. Заключительные положения
Статья 27. Оформление сделок разгосударствления или приватизации
Независимо от формы разгосударствления или приватизации между продавцом и покупателем государственного, или коммунального предприятия, а также принадлежащей республике или местному Совету народных депутатов доли (пая, акций) в уставном, капитале акционерного общества (товарищества) заключается договор в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия).
2. В договоре указываются:
сведения о продавце, покупателе и посреднике;
наименование предприятия и его местонахождение;
состав и цена имущества предприятия, в том числе условия аренды земельного участка;
число и цена акций акционерного общества (величина пая в товариществе);
порядок передачи предприятия (пая, акций), способ и сроки оплаты;
взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию предприятия;
другие условия, определяемые по взаимному соглашению сторон.
3. Право собственности на предприятие или долю (пай, акцию) в уставном капитале акционерного общества (товарищества) переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора в порядке, установленном законодательством, если иное не предусмотрено договором между продавцом и покупателем.
4. Изменения организационно-правовой формы предприятия регистрируются в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Статья 28. Обязанности продавца и покупателя
1. Продавец государственного (коммунального) предприятия или долей (акций, паев) уставного капитала акционерного общества (товарищества) обязан опубликовать объявление о разгосударствлении и приватизации предприятия, предъявить покупателю по его требованию активы предприятия и документы о его финансово-хозяйственном состоянии, передать предприятие (долю, пай, акции) и выполнить иные обязательства в соответствии с договором между продавцом и покупателем.
2. Покупатель государственного или коммунального предприятия становится правопреемником его имущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями договора купли-продажи и законодательством Республики Саха (Якутия) и РСФСР.
3. Правомочия продавца и покупателя, указанные в настоящей статье, прекращаются и возникают с момента регистрации договора между ними.
4. Споры о признании сделок по приватизации недействительными рассматриваются в порядке и в сроки, предусмотренное соответствующим законодательством.
Статья 29. Недействительность сделок по приватизации
1. Сделки по приобретению у государства или местных Советов предприятия или долей (паев, акций) в уставном капитале акционерного общества (товарищества) признаются недействительными, если:
- разгосударствление и приватизация предприятия не были разрешены Госкомимуществом Республики Саха (Якутия), или органом по управлению коммунальным имуществом;
- были грубо нарушены правила конкурса или аукциона;
- покупатель отказался от оплаты купленного предприятия или доли (пая, акции) в уставном капитале акционерного общества (товарищества);
- предприятие или доля (пай, акции) в уставном капитале акционерного общества (товарищества) куплены субъектов, не имеющим на это права;
- при покупке были использованы незаконные средства платежа;
- имел место сговор между продавцом и покупателем о неправомерном разделе имущества и снижении цены предприятия или доли (пая, акций);
- покупателю были предоставлены незаконные льготы и преимущества перед другими покупателями;
- были нарушены требования антимонопольного законодательства по другим основаниям, предусмотренным законодательством.
2. Споры о признании сделок по разгосударствлению и приватизации недействительными рассматриваются в судебном или арбитражном порядке по иску продавца, посредника, покупателя, прокурора, народного депутата Республики Саха (Якутия) или местного Совета народных депутатов, Госкомимущества Республики Саха (Якутия), или органа по управлению коммунальным имуществом или иного правомочного государственного органа.
Законом Республики Саха (Якутия) от 14 октября 1992 г. N 1152-ХII статья 30 настоящего Закона изложена в новой редакции
Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Закона
1. Устанавливается административная ответственность за следующие нарушения настоящего Закона должностными лицами органов государственного управления, местной администрации, предприятий и учреждений:
-за необоснованный отказ в принятии заявки на разгосударвстление и приватизацию - штраф в размере от одного до трех установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда;
- нарушение сроков рассмотрения заявки на разгосударствление и приватизацию предприятия или его подразделения - штраф в размере от одного до трех установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда;
- уклонение от исполнения, несвоевременное исполнение или отказ от исполнения распоряжений комитетов (отделов) по управлению имуществом, по подготовке предприятия либо другого объекта к приватизации - штраф в размере от семи до десяти установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда;
- нарушение положений пункта 3 статьи 9-штраф в размере от двух до пяти установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда;
-неопубликование объявления о приватизации, сокрытие информации о приватизируемом предприятии от покупателей или посредников, введение покупателя или посредника в заблуждение о составе имущества либо цене продаваемого предприятия, сокрытие информации о факте продажи предприятия, итогах конкурса или аукциона-штраф в размере от трех до пяти установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда. Опубликование сведений, перечисленных в настоящей части статьи, осуществляется за счет виновного;
- необоснованный отказ от заключения коллективного договора с трудовым коллективом приватизированного предприятия или невыполнение требований о социальных льготах и гарантиях работинкам приватизируемых предприятий - штраф в размере от десяти до пятнадцати установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда;
- разглашение сведений о конкурсантах или участниках аукциона до начала конкурса или аукциона - штраф в размере от двух до двадцати установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда; - отказ от оплаты объекта приватизации, купленного по конкурсу или на аукционе,- штраф в размере десяти процентов от продажной цены объекта.
2. Порядок и сроки рассмотрения дел о правонарушениях, перечисленных в настоящей статье, регламентируются Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, до принятия Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях.
3. Дела о правонарушениях, указанных в п. 1 настоящей статьи, и иных правонарушениях при приватизации, рассматриваются судьей единолично по заявлениям (жалобам) комитетов (отделов) по управлению имуществом, продавцов, покупателей, посредников, народных депутатов, должностных лиц органов государственной власти и управления, местной администрации, либо по инициативе прокурора.
4. Комитеты (отделы) по управлению имуществом вправе по вопросам, отнесенным к их компетенции законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации, решениями соответствующих Советов народных депутатов:
- выступать в суде и арбитражном суде от имени Республики Саха (Якутия);
- направлять в органы прокуратуры материалы для решения допросов о возбуждении уголовных дел.
Указанные в настоящем пункте комитеты по управлению имуществом освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в судебные органы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.