Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 7 марта 2002 г. N 100
"Об итогах выполнения республиканской целевой программы создания 5000
новых рабочих мест в Республике Саха (Якутия) на 2001 г. и задачах
по развитию занятости населения республики на 2002 - 2003 г.г."
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2003 г. N 282 настоящее постановление признано утратившим силу
Заслушав и обсудив информацию Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) об итогах выполнения Республиканской целевой программы создания 5000 новых рабочих мест в Республике Саха (Якутия) на 2001 г., Правительство Республики Саха (Якутия) отмечает, что отраслевыми министерствами, ведомствами, улусными и городскими администрациями республики проведена определенная работа по созданию новых рабочих мест.
В 2001 г. в республике создано 5934 новых рабочих места, что превысило плановый показатель на 18,6 %. В промышленности введено 2052, в семейных и крестьянских хозяйствах - 412, в торговле и общественном питании - 749 новых рабочих мест. В сфере малого предпринимательства, на сегодняшний день являющейся одной из самых перспективных, создано 2647 новых рабочих мест, или 44,6 % от общего количества введенных рабочих мест.
В целях дальнейшего расширения мер активной политики занятости населения, направленных на снижение уровня безработицы, социальной напряженности в улусах со сложной ситуацией на рынке труда, создание новых рабочих мест с приоритетным развитием инновационных и высокотехнологичных производств, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министерства малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия) об итогах выполнения Республиканской целевой программы создания 5000 новых рабочих мест в Республике Саха (Якутия) на 2001 г.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2000 г. N 645 "О республиканской целевой программе создания 5000 новых рабочих мест в Республике Саха (Якутия) на 2001 г."
3. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу создания новых рабочих мест в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 г.г. (далее - Программа).
4. Ответственными исполнителями Программы определить:
Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия);
Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия);
Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия);
Министерство промышленности Республики Саха (Якутия);
Министерство строительства и архитектуры Республики Саха (Якутия);
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия);
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам;
Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия).
5. Возложить на глав администраций улусов и городов персональную ответственность за создание новых рабочих мест на своих территориях по отраслям, указанным в Программе.
6. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.) обеспечить безусловное финансирование мероприятий Программы, направленных на создание новых рабочих мест, из средств республиканского бюджета в пределах утвержденных объемов финансирования отраслевых целевых программ, заказчиками которых являются ответственные исполнители согласно п. 2 настоящего постановления.
7. Министерству по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (Скрыбыкин А. Н.):
7.1. В приоритетном порядке рассматривать бизнес-проекты на создание новых рабочих мест в улусах со сложной ситуацией на рынке труда.
7.2. В недельный срок заключить договор с Комитетом по статистике Республики Саха (Якутия) (Торговкина Т.А.) на продолжение работы по проведению мониторинга создания новых рабочих мест, в том числе для молодежи, в 2002-2003 г.г.
7.3. Совместно с Министерством науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) (Толстых Г.В.) и Департаментом Федеральной государственной службы занятости по Республике Саха (Якутия) (Куприянов Ю.С.) в месячный срок разработать план обучения основам малого предпринимательства, профессиям и специальностям, необходимым при создании новых рабочих мест, в улусном разрезе.
7.4. Ежегодно подводить итоги реализации Программы по созданию новых рабочих мест с поощрением наиболее отличившихся работодателей.
8. Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (Наумов Д.Ф.) кредитные средства, предусматриваемые в республиканском бюджете по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", в первоочередном порядке направлять на поддержку семейных, крестьянских и других хозяйств, осуществляющих производственную и заготовительную деятельность и создающих новые рабочие места.
9. Министерству по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) (Борисов К.А.) совместно с Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (Скрыбыкин А.Н.), Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия) (Куприянов Ю.С.) активизировать работу среди молодежи, направленную на кредитование молодежного предпринимательства в республике.
10. Департаменту Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия) (Куприянов Ю.С.) усилить работу с работодателями, создающими новые рабочие места, по формированию банка данных вакансий с целью трудоустройства незанятых и безработных граждан, состоящих на учете в улусных и городских центрах занятости.
11. Рекомендовать главам администраций улусов (городов):
11.1. Ежегодно направлять на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства не менее 2 % средств от доходной части бюджета.
11.2. Устанавливать квоту для работодателей, создающих новые рабочие места, не менее 30 % с целью трудоустройства молодежи.
12. Всем ответственным исполнителям Программы вести ежемесячный мониторинг создания новых рабочих мест, в том числе для молодежи, в улусах и городах республики по курируемым отраслям.
13. Администрациям улусов и городов обеспечить безусловное представление информации о создании новых рабочих мест по запросу отраслевых министерств и ведомств.
14. Координацию работы по созданию новых рабочих мест в республике возложить на Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (Скрыбыкин А.Н.).
15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
С. Назаров |
Республиканская целевая программа
создания новых рабочих мест в Республике Саха (Якутия)
на 2002-2003 гг.
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 7 марта 2002 г. N 100)
Содержание:
Страница
Паспорт Республиканской целевой программы создания новых
рабочих мест в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 г. 3
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами 6
2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы 8
3. Создание новых рабочих мест в приоритетных отраслях 9
экономики:
- малое предпринимательство 10
- сельское хозяйство 11
- легкая промышленность 11
- мебельное производство 12
- торговля и общественное питание 12
- лесопромышленный комплекс 13
- добыча драгоценных металлов и камней 14
- алмазогранильное и ювелирное производство 14
- угольная промышленность 15
- нефтяная и газовая промышленность 15
- транспорт 15
- связь 17
- жилищно-коммунальное хозяйство 18
4. Механизм реализации Программы 18
5. Ожидаемые результаты. Эффективность Программы 19
6. Организация управления Программой и контроль за ходом
ее реализации 19
7. Ресурсное обеспечение Программы 20
Паспорт
Республиканской целевой программы создания новых рабочих мест
в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 гг.
/----------------------------------------------------------------\
|Наименование Программы|Республиканская целевая программа|
| |создания новых рабочих мест в Республике|
| |Саха (Якутия) на 2002-2003 г.г. |
|-----------------------+----------------------------------------|
|Дата утверждения |Постановление Правительства Республики|
| |Саха (Якутия от 7 марта 2002 г. N 100 |
|-----------------------+----------------------------------------|
| | |
|Основания для |Постановление Правительства РС(Я) от 23|
|разработки |марта 2001 г. N 164 "О Плане действий|
|Программы |Правительства Республики Саха (Якутия) в|
| |области социально-экономической политики|
| |на 2001-2003 г.г."; |
| |Постановление Правительства РС(Я) от 23|
| |марта 2001 г. N 168 "О комплексе мер|
| |по повышению трудовой мотивации,|
| |занятости и снижению уровня бедности в|
| |Республике Саха (Якутия) на период до|
| |2003 г."; |
| |Распоряжение Правительства РС(Я) от 19|
| |сентября 2001 г. N 1384-р "О рабочей|
| |группе по разработке Республиканской|
| |целевой программы создания новых рабочих|
| |мест в Республике Саха (Якутия) на|
| |2002-2003 г." |
|-----------------------+----------------------------------------|
| | |
|Государственный |Министерство по делам|
|заказчик-координатор |предпринимательства, развития туризма и|
| |занятости Республики Саха (Якутия) |
|-----------------------+----------------------------------------|
| | |
|Основные разработчики |Министерство по делам|
|Программы |предпринимательства, развития туризма и|
| |занятости РС(Я), Министерство|
| |транспорта, связи и информатизации|
| |РС(Я), Министерство сельского хозяйства|
| |РС(Я), Министерство промышленности|
| |РС(Я), Министерство|
| |жилищно-коммунального хозяйства и|
| |энергетики РС(Я), Министерство|
| |строительства и архитектуры РС(Я),|
| |Государственный комитет РС(Я) по|
| |торговле и материально-техническим|
| |ресурсам, Департамент Федеральной|
| |государственной службы занятости|
| |населения по РС(Я). |
|-----------------------+----------------------------------------|
|Цель Программы |Повышение уровня и изменение структуры|
| |занятости населения Республики Саха|
| |(Якутия) на основе создания новых|
| |рабочих мест в перспективных отраслях|
| |экономики с приоритетным развитием|
| |инновационных и высокотехнологичных|
| |производств. |
|-----------------------+----------------------------------------|
| | |
|Задачи Программы |Регулирование рынка труда путем развития|
| |занятости |
| |Развитие занятости в улусах со сложной|
| |ситуацией на рынке труда |
| |Формирование эффективной структуры |
| |занятости населения |
| |Создание новых и дополнительных рабочих |
| |мест |
| |Повышение качества создаваемых рабочих |
| |мест |
| |Содействие развитию малого|
| |предпринимательства |
|-----------------------+----------------------------------------|
| | |
|Сроки реализации |2002-2003 г.г. |
|Программы | |
|-----------------------+----------------------------------------|
| | |
|Основные мероприятия |Создание новых рабочих мест по отраслям|
|Программы |экономики в улусах и городах республики |
| |Создание новых рабочих мест в улусах со|
| |сложной ситуацией на рынке труда |
| |Финансовое обеспечение предприятий,|
| |создающих новые рабочие места. |
|-----------------------+----------------------------------------|
| | |
|Исполнители основных |Министерство по делам|
|мероприятий |предприниматель-ства, развития туризма и|
| |занятости РС(Я), |
| |Министерство транспорта, связи и инфор-|
| |матизации РС(Я), Министерство сельского|
| |хозяйства РС(Я), Министерство|
| |промышленности РС(Я), Министерство|
| |жилищно-коммунального хозяйства и|
| |энергетики РС(Я), Министерство|
| |строительства и архитектуры РС(Я),|
| |Государственный комитет РС(Я) по|
| |торговле и материально-техническим|
| |ресурсам; Департамент Федеральной|
| |государственной службы занятости|
|Объемы и источники |населения по РС (Я), главы администраций|
|финансирования |улусов и городов. |
| | |
| |Общий объем финансовых средств, |
| |необходимых для реализации Программы |
| |составляет 1.089.632,7 тыс. рублей, в |
| |т.ч.: |
| |в 2002 г. - 457.420,3 тыс. рублей; |
| |в 2003 г. - 632.212,4 тыс. рублей. |
| |Источники финансирования: |
| |- федеральный бюджет - 37.501,2 |
| |тыс.рублей; |
| |- республиканский бюджет - 231.052,0 |
| |тыс.рублей. |
| |- средства местных бюджетов - 38.640,0 |
| |тыс.рублей; |
| |- собственные средства предприятий и |
| |организаций |
| | 731.549,5 тыс.рублей. |
| |- средства рефинансирования Фонда ПМП - |
| | 50.890,0 тыс.рублей |
|-----------------------+----------------------------------------|
| | |
| | |
| | |
|Ожидаемые конечные |Реализация Программы позволит: |
|результаты реализации |- в 2002 г. создать 5485 рабочих мест; |
|Программы |- в 2003 г.- 6248 рабочих мест; |
| |- развить инновационные и|
| | высокотехно-логичные производства; |
| |- увеличивать ежегодно число занятых в|
| | сфере малого предпринимательства на|
| | 1600 человек |
| |- трудоустраивать ежегодно на вновь|
| | созданные рабочие места не менее|
| | 1500 человек из числа молодежи. |
|-----------------------+----------------------------------------|
|Важнейшие целевые |Снижение среднегодового уровня общей|
|показатели (индикаторы)|безработицы в 2002 г. до 9,2 % от |
| |численности экономически активного|
| |населения |
|Система организации и | |
|контроля за исполнением|Управление реализацией Программы и|
|Программы |контроль за ходом ее выполнения|
| |осуществляет в установленном порядке|
| |государственный заказчик-координатор|
| |Программы - Министерство по делам|
| |предпринимательства, развития туризма и|
| |занятости РС (Я) |
\----------------------------------------------------------------/
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
По прогнозным данным Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) в 2002 г. среднегодовая численность постоянного населения не изменится и составит 984, 2 тыс. человек.
Численность занятых всеми видами экономической деятельности останется на уровне 2001 г. и составит 471,4 тыс. человек. Будет сокращаться численность работников бюджетной сферы. Предложение рабочей силы будет заметно превышать спрос на нее. По предварительным оценкам общий объем предложения рабочей силы составит около 163 тыс. человек, в то время как спрос на нее предполагается на уровне 132 тыс. человек. Среднегодовой уровень общей безработицы составит 9, 2 % от экономически активного населения.
В 15 северных и некоторых сельскохозяйственных улусах республики уровень общей безработицы превышает 10%. К ним относятся Усть-Янский (26 %), Оленекский (21,1 %), Усть-Майский (18,4 %), Оймяконский (16,3 %), Среднеколымский (13,9 %), Горный (11,3 %), Верхневилюйский (11,4 %) и другие улусы со сложной ситуацией на рынке труда.
Увеличивается в числе безработных доля молодежи и граждан, проживающих в сельской местности.
В сфере занятости и рынка труда основные проблемы, сдерживающие их развитие, сохранятся. Это:
количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы;
ограниченная емкость рынка труда, особенно в арктических улусах и сельской местности;
неразвитость рыночной инфраструктуры;
несоответствие профессиональной подготовки граждан изменениям в спросе на рабочую силу в профессиональном разрезе.
Следовательно, прогнозируемая ситуация на рынке труда и сфере занятости будет исходить из необходимости решения следующих задач:
создание новых и дополнительных рабочих мест за счет внедрения новых перспективных технологий, в первую очередь в улусах со сложной ситуацией на рынке труда;
развитие сельской промышленности;
поддержка и развитие малого предпринимательства, в том числе молодежного предпринимательства, надомного труда и ремесленничества;
развитие семейной экономики;
упреждающая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с учетом изменений спроса на рабочую силу;
организация работы вахтовым методом и максимальное использование трудовых ресурсов республики в реальном секторе экономики.
Республиканская целевая программа создания новых рабочих мест в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 г.г. (далее - Программа) направлена на формирование устойчивого рынка труда через дальнейшее развитие экономики республики, расширение сферы занятости, на стабилизацию уровня жизни и рост благосостояния населения.
Программа является неотъемлемой частью программ социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на средне- и долгосрочный периоды, а также логическим продолжением Республиканской целевой программы создания 5000 новых рабочих мест в Республике Саха (Якутия) на 2001 г., утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.12.2000 г. N 645.
Учитывая положительный опыт реализации предыдущей Программы и позитивные тенденции, складывающиеся на рынке труда республики в ходе ее выполнения, принятие аналогичной программы на 2002 - 2003 г.г. оправдает себя и объединит усилия всех отраслевых министерств и ведомств, администраций улусов и городов в решении проблем занятости и повышении уровня жизни населения нашей республики.
Данная Программа разработана в соответствии с постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2001 г. N 164 "О Плане действий Правительства Республики Саха (Якутия) в области социально-экономической политики на 2001-2003 г.г.", от 23 марта 2001 г. N 168 "О комплексе мер по повышению трудовой мотивации, занятости и снижению уровня бедности в Республике Саха (Якутия) на период до 2003 г." и распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 сентября 2001 г. N 1384-р "О рабочей группе по разработке Республиканской целевой программы создания новых рабочих мест в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 г.г."
Программа направлена на комплексный подход к решению вопросов занятости населения с учетом развития перспективных отраслей экономики республики. Мероприятия программы, составляющие ее основу, намечены с учетом экономических и социальных возможностей республики, а также тенденций развития рынка труда.
II. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Основной целью Программы является повышение уровня и изменение структуры занятости населения Республики Саха (Якутия) на основе создания новых рабочих мест с приоритетным развитием инновационных и высокотехнологичных производств в перспективных отраслях экономики, снижение уровня безработицы в улусах со сложной ситуацией на рынке труда, достижение эффективности функционирования рынка труда республики.
Главными задачами Программы являются:
создание новых и дополнительных рабочих мест;
повышение качества создаваемых рабочих мест;
регулирование рынка труда путем развития занятости;
развитие занятости в улусах со сложной ситуацией на рынке труда;
формирование эффективной структуры занятости населения;
повышение уровня занятости;
сокращение безработицы;
развитие сельской промышленности;
содействие развитию малого и молодежного предпринимательства;
повышение трудовой мотивации;
стабилизация уровня жизни и рост благосостояния населения.
Приоритетной задачей Программы на ближайшие два года будет выравнивание уровней социально-экономического развития улусов и городов за счет развития производства товаров и услуг, развития производственной и социальной базы территорий с низким экономическим потенциалом, регулирование рынка труда путем развития занятости, развитие новых производств по линии отраслевых министерств, ведомств и развитие малого предпринимательства, в первую очередь, в улусах со сложной ситуацией на рынке труда. Такая политика, направленная на развитие занятости населения, позволит создать новые и дополнительные рабочие места во всех сферах экономики и реализовать быстроокупаемые проекты в сфере малого бизнеса, оперативно реагирующие на изменения потребительского спроса.
Актуальность разработки данной Программы приобретает еще большую значимость в связи с принятием Концепции развития сельской промышленности Республики Саха (Якутия), утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева от 16 ноября 2001 г. N 1584. В ней четко обозначены цели и задачи, современное состояние и основные направления развития сельской промышленности в республике.
Реализация Программы рассчитана на ближайшие два года и нацелена, главным образом, на достижение позитивных изменений на рынке труда и в сфере занятости, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы путем создания новых и дополнительных рабочих мест в отраслях экономики.
Согласно информации, предоставляемой ежеквартально Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия) на основе данных Комстата Республики Саха (Якутия), определен перечень улусов со сложной ситуацией на рынке труда.
Исходя из этого в 2002 г. в Программе основное внимание будет уделяться развитию занятости в улусах со сложной ситуацией на рынке труда, где установился уровень общей безработицы выше 10% от экономически активного населения, это: Алданский, Аллаиховский, Анабарский, Верхневилюйский, Горный, Намский, Оймяконский, Оленекский, Олекминский,Среднеколымский, Таттинский, Томпонский, Усть-Майский, Усть-Янский и Эвено-Бытантайский улусы.
Всего в ходе реализации Программы в 2002 г. предусмотрено создание 1829 рабочих мест в улусах со сложной ситуацией на рынке труда (таблица 6).
III. Создание новых рабочих мест по приоритетным отраслям экономики
и в сфере малого предпринимательства (таблицы 1, 2)
Приоритетные отрасли в создании и сохранении перспективных рабочих мест определялись с учетом следующих факторов:
состояние рынка труда в улусах и городах республики;
создание рабочих мест в улусах со сложной ситуацией на рынке труда;
соответствие создания новых рабочих мест направлениям структурной перестройки экономики;
стоимость создания нового рабочего места;
финансирование с использованием различных источников на паритетных началах;
конкурсный отбор проектов на создание рабочих мест;
конкурентоспособность выпускаемой продукции;
развитие социальной инфраструктуры в сельской местности;
поддержка и развитие занятости в населенных пунктах, где свернута производственная деятельность предприятий, составляющих основу их экономики.
Малое предпринимательство
Основные направления развития малого предпринимательства определены в Республиканской целевой программе поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2002-2004 г.г., утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2001 г. N 618. В ходе ее реализации будут формироваться благоприятные условия для развития деловой активности населения, дальнейшего развития малого предпринимательства. Мероприятия будут направлены на достижение следующих результатов:
число малых предприятий возрастет до 4 единиц на 1000 человек;
доля численности работающих в сфере малого бизнеса в общей численности занятых в экономике составит до 17 %;
увеличится вклад малого предпринимательства в валовый региональный продукт Республики Саха (Якутия) до 6 %;
Выделение средств на реализацию предпринимательских проектов будет осуществляться на конкурсной основе на условиях платности и возвратности. При рассмотрении бизнес-проектов Экспертным советом при Министерстве по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) приоритетными для кредитования будут являться проекты, предусматривающие развитие производства и рынка платных услуг, семейной экономики, молодежного предпринимательства. Преимущественными направлениями в осуществлении финансово - кредитной поддержки будут финансовый лизинг и микрокредитование.
Кроме того, Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия), согласно существующему положению, будет проводить работу по содействию гражданам в организации предпринимательской деятельности путем выделения безвозмездных субсидий.
Реализация данной Программы позволит создать в 2002-2003 г.г. в сфере малого предпринимательства 3574 рабочих места, в том числе:
по линии Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) - 3324 рабочих места;
по линии Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия) - 250 рабочих мест.
На эти цели будет направлено: в 2002 г. 81.635,0 тыс. рублей, в 2003 г. - 100.095,0 тыс. рублей.
Сельское хозяйство
Программа развития семейной экономики на селе будет реализовываться путем продолжения политики товарного кредитования семейных хозяйств скороспелыми видами сельскохозяйственных животных, обеспечения их комбикормами и укрепления материально-технической базы на лизинговой основе, а также осуществления других мероприятий, направленных на повышение доходов и занятости сельского населения, наполнение внутреннего рынка продовольствием и потребительскими товарами.
В 2002-2003 г.г. по линии Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) в улусах республики рабочие места будут создаваться в пищевой и перерабатывающей отраслях АПК за счет вводимых мощностей, предусмотренных республиканской целевой программой "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) на 2001-2005 г.г." Кроме того, рабочие места будут создаваться по линии развития семейной экономики.
Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) только за счет собственных средств предприятий планируется создать в рамках Программы хозяйствами всех форм собственности 1512 новых рабочих мест, в том числе в 2002 г. - 734 рабочих места, в 2003 г. - 778.
Реализация мероприятий Программы позволит создать в семейных хозяйствах - 257 рабочих мест, в крестьянских хозяйствах - 643, в пищевой и перерабатывающей промышленности - 612.
На эти цели предусмотрено в 2002 г. - 54, 47 млн.рублей, в 2003 г. - 59,825 млн. рублей.
Легкая промышленность
Основной объем производства швейных изделий приходится на ООО "Швея Севера", ООО "Иис-Уус АРН" (г.Нюрба), ООО "Эллэйаада-швея" (г. Покровск), швейную фабрика "Танас" (г. Нерюнгри).
В 2002 г. объем производства швейных и меховых изделий возрастет на 12% по сравнению с 2001 г., в 2003 г. - на 22 %.
Повышение спроса на местные швейные изделия вызвано, в основном, повышением тарифов на транспортные перевозки, в связи с чем изделия местных производителей стали более конкурентоспособными на рынке товаров.
По Программе в 2002-2003 г.г. в легкой промышленности планируется создание 737 новых рабочих мест, в том числе в 2002 г. - 376 рабочих мест. Создание новых рабочих мест будет проводиться, в основном, за счет собственных средств предприятий и предпринимателей. Средства в местных бюджетах на создание новых рабочих мест предусмотрены в Горном, Оленекском, Среднеколымском, Таттинском, Усть-Янском улусах и в г. Нерюнгри.
Всего на создание новых рабочих мест будет направлено в 2002 г. 6.962,2 тыс. рублей, а в 2003 г. - 6.016,0 тыс. рублей.
Мебельное производство
В целях реализации постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.04.2001 N 248 "О развитии мебельного производства в Республике Саха (Якутия)" разрабатывается Программа "Развитие мебельного производства Республики Саха (Якутия) на 2002-2005 г.г.", которая предусматривает:
расширение производственной деятельности;
расширение ассортимента выпускаемой продукции;
максимальное освоение имеющихся производственных площадей;
реконструкцию и техническое перевооружение производственных помещений.
Создание новых рабочих мест в отрасли планируется, в основном, за счет собственных средств предприятий и субъектов малого предпринимательства. Средства в местных бюджетах на создание новых рабочих мест в отрасли "Мебельное производство" предусмотрены только в Таттинском и Горном улусах.
Рабочие места также планируется создать за счет открытия филиалов и цехов ГУП "Сахамебель".
По прогнозным данным в 2002 г. в республике объем производства мебели возрастет на 14% по сравнению с 2001 г., в 2003 г. - на 24 %.
На поддержку производителей мебели в 2002 г. планируется направить - 4.024,0 тыс. рублей, в том числе из собственных средств предприятий - 3.944,0 тыс. рублей, местного бюджета - 80,0 тыс. рублей и создать в этой отрасли 77 новых рабочих мест, в том числе в улусах со сложной ситуацией на рынке труда - 9.
Рабочие места в 2002 г. будут созданы в Горном, Оймяконском, Таттинском, Сунтарском, Чурапчинском улусах и в г.г.Якутск, Нерюнгри.
Торговля и общественное питание
Бывшим Министерством материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи Республики Саха (Якутия) в целях развития отрасли общественного питания разработана Программа "Развитие отрасли общественного питания в Республике Саха (Якутия) на 2002-2005 г.г.", утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2001 г. N 678, которая предусматривает развитие отрасли в следующих направлениях:
открытие предприятий общественного питания за счет нового строительства и использования нежилых помещений;
совершенствование организации и технологии питания в учебных заведениях;
реконструкция и модернизация предприятий общественного питания;
развитие предприятий быстрого обслуживания типа "Бистро";
развитие специализированных предприятий питания;
организация питания малоимущих слоев населения.
При реализации Программы в 2002-2003 гг. будет осуществлен ввод в эксплуатацию 57 объектов общественного питания, реконструкция 41 объекта, обновление технологического оборудования предприятий отрасли в количестве не менее 500 единиц.
Новые рабочие места планируется создать, в основном, за счет собственных средств предприятий и субъектов малого предпринимательства. Только в Анабарском, Горном, Оймяконском, Среднеколымском, Таттинском улусах предусмотрены средства в местных бюджетах на создание новых рабочих мест в отрасли "Торговля и общественное питание".
По данной Программе в 2002-2003 г.г. планируется направить на создание 2148 рабочих мест 51.117,4 тыс. рублей, в том числе: в 2002 г. на создание 978 рабочих мест предусмотрено 25.583,7 тыс. рублей, в 2003 г. на создание 1170 рабочих мест - 25.533,7 тыс. рублей.
Лесопромышленный комплекс
Развитие лесопромышленного комплекса республики в ближайшие годы предусмотрено в Плане действий по развитию лесопромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2000 г. и основных направлениях деятельности ЛПК на период до 2003 г., основными задачами которых являются эффективное использование оборудования отрасли, проведение модернизации и внедрение новых технологий с целью увеличения выпуска качественной и конкурентоспособной продукции. Перед комплексом стоит задача загрузки имеющихся производственных мощностей в полном объеме и доведение выпуска деловой древесины к 2004 г. до 800 тыс. куб. метров, пиломатериалов - до 285 тыс.куб.метров. В решении поставленных задач будут использованы действующие и вновь вводимые мощности деревообрабатывающих заводов ОАО "Сахалес", ОАО "Якутуглестрой", Пеледуйского ССР, ОАО "Алроса-Леспром" и других предприятий.
По Программе на создание 188 рабочих мест в лесопромышленном комплексе предусмотрено 76,9 млн. рублей, в том числе 5,2 млн. рублей из Республиканского бюджета и 71,6 млн. руб. из собственных средств предприятий.
Добыча драгоценных металлов и камней
Согласно Программе в золотодобывающей отрасли в 2002-2003 г.г. планируется создать всего 366 новых рабочих мест, в том числе: в ЗАО "Алдголд", АО "Алданзолото", ЗАО "Нерол", старательской артели "Дражник" и ЗАО "Южно-Верхоянская компания".
Всего по Программе на создание новых рабочих мест в золотодобывающей отрасли за счет собственных средств предприятий предусмотрено 23.790,0 тыс. рублей ежегодно.
Алмазогранильное и ювелирное производство
С целью государственной поддержки алмазогранильной промышленности постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2001 г. N 218 утверждена Государственная программа развития алмазообрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) до 2005 г.
Согласно указанной программе, если в предыдущие годы рост производства бриллиантов достигался, в основном, только за счет увеличения количества рабочих мест и организации новых предприятий, то в рассматриваемый период рост будет обеспечен, прежде всего, за счет увеличения производительности труда огранщиков, улучшения маркетинга. Проблема значительного повышения объема производства бриллиантов будет решаться и за счет увеличения загруженности станочного парка до 92 %, введения в ряде предприятий 2-сменного режима работы. Если численность работающих на 29 предприятиях гранильного производства в 2001 г. составляла около 1300 человек, то к 2005 г. она должна составить до 1800 человек. Кроме того, за счет собственных средств предприятий будут созданы новые рабочие места при улусных гранильных заводах (надомные участки).
В республике основными производителями ювелирных изделий являются АК "Алданзолото" (Куранахский завод), АПЮК "Золото Якутии" и ООО "Сахаювелир", которые обеспечивают около 97 % всей продукции подотрасли. В настоящее время идет активное формирование связей ювелирного и гранильного производств, когда ювелиры создают цехи огранки бриллиантов, а гранильные цеха - ювелирные мастерские. Такой подход продиктован стремлением снизить производственные издержки при покупке сырья.
Если в 2000 г. в ювелирном производстве было занято около 1000 человек, то к 2005 г. количество работников планируется довести до 1180 человек.
По представленным Министерством промышленности Республики Саха (Якутия) данным в 2002-2003 г.г. планируется создать по линии алмазообрабатывающей и ювелирной промышленности 68 новых рабочих мест, в т.ч. в г.Нерюнгри в ООО "Сахаогрансбыт" - 30 рабочих мест, в Сунтарском улусе НПК "ЭПЛ Даймонд" и надомный участок с.Бордон - 26 рабочих мест, в Хангаласском улусе в ГУП "Покровский гранильный завод" - 12 рабочих мест.
Всего по Программе на создание рабочих мест в алмазогранильной и ювелирной отрасли планируется направить средства в сумме 6.800,0 тысяч рублей, в том числе 3.000,0 тыс. рублей из республиканского бюджета, 3.800,0 тыс. рублей за счет собственных средств предприятий.
Угольная промышленность
В ближайшие годы будет продолжено техническое перевооружение основных угледобывающих предприятий республики. Добыча угля к 2004 г., по прогнозам, должна возрасти до 11,5 млн. тонн, а реализация угля за пределы республики должна увеличиться до 8,1 млн. тонн.
По Программе в угольной отрасли в 2002 г. предусмотрено 105 млн. рублей за счет собственных средств предприятий на создание 86 рабочих мест.
В 2003 г. на создание 206 рабочих мест предусмотрено из республиканского бюджета 120 млн. рублей и 105 млн. рублей за счет собственных средств предприятий, в том числе в г.Якутске - 60 рабочих мест, г. Нерюнгри - 86 рабочих мест, Нюрбинском улусе - 60.
В г. Якутске планируется строительство на базе разреза "Кангаласский" брикетной установки мощностью 100 тыс. тонн в год для поставки брикетов в северные улусы.
Всего в отрасли за 2002-2003 г.г. будет создано 292 рабочих места.
Нефтяная и газовая промышленность
Добыча нефти в 2002 г. будет увеличена на 12,5 % и составит 451 тыс. тонн. Для достижения такого уровня добычи нефти необходимо эффективное использование Талаканского месторождения: обеспечить завершение строительства и эксплуатацию первой нитки, завершить строительство второй нитки нефтепровода Талаканское ГНМ - Витим. Кроме того, рост показателей нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности будет определяться вводом в эксплуатацию НПЗ-200 в г.Мирном, стабильной работой НПУ-100 в пос.Таас-Юрях и мини-НПЗ в пос. Витим.
В 2002 г. рост добычи газа прогнозируется на 0,2 % к уровню 2001 г. Динамика увеличения потребления природного газа будет определяться темпами газификации сельских населенных пунктов и формированием рынка сжиженного газа, применяемого в качестве моторного топлива.
В 2002 г. в нефтяной и газовой отрасли всего будет создано 325 рабочих мест, в том числе:
25 рабочих мест по линии нефтепродуктообеспечения в улусах: Абыйском - 10, Олекминском - 8, Томпонском - 3 и Хангаласском - 4 рабочих места;
271 рабочее место по нефтедобыче и переработке в улусах: Ленском - 266 и Мирнинском - 5;
29 рабочих мест в газовой отрасли в г. Якутске.
По Программе в нефтяной и газовой промышленности в 2002-2003 г.г. будет создано всего 1076 рабочих мест. На эти цели предусмотрены финансовые средства в сумме 126.645,0 млн. рублей.
Транспорт
Современное состояние автотранспортного комплекса республики характеризуется некоторым улучшением финансового состояния автотранспортных предприятий, в то же время практически полной изношенностью подвижного состава, отсутствием оборотных средств на приобретение запчастей, автотехники.
В транспортной отрасли в 2002-2003 г.г. рабочие места будут создаваться на предприятиях автомобильного транспорта, основным видом деятельности которого является оказание платных услуг по перевозке грузов и пассажиров. Платные услуги будут оказаны в следующих направлениях:
перевозки пассажиров и багажа в городском, пригородном, междугородном и межулусном сообщениях;
таксомоторные перевозки пассажиров;
транспортно-экспедиционное обслуживание населения (перевозки воды, дров и т.п.);
техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
По прогнозу в 2002 г. объем услуг в автомобильном транспорте возрастет на 1,8 % по сравнению с 2001 г., в 2003 г. - на 17,8 %.
Новые рабочие места также планируется создать за счет реализации проекта "Развитие Томмотского транспортного узла", который предусматривает:
обустройство станций, разъездов;
развитие грузовых дворов на станциях Алдан, Томмот;
строительство локомотивного депо и экипировочных устройств на станции Алдан;
строительство притрассовых объектов;
увеличение грузооборота через Томмотский узел.
Новые рабочие места планируется создать на автомобильном и железнодорожном транспорте в основном за счет собственных средств предприятий и предпринимателей в Мирнинском, Алданском, Анабарском, Горном, Кобяйском улусах, где предусмотрены средства в местных бюджетах на создание новых рабочих мест в отрасли "Транспорт".
В Программе в транспортной отрасли предусмотрено создание 406 рабочих мест: 193 рабочих места в 2002 г., 213 рабочих мест в 2003 г.
Связь
Правительством Республики Саха (Якутия) утверждены Программа развития высоких технологий и телекоммуникаций Республики Саха (Якутия) на период с 2000 по 2005 г. и Программа развития сети телевизионного вещания в Республике Саха (Якутия) на период с 2000 по 2004 г.
Реализация указанных программ предполагает создание рабочих мест с внедрением новых технологий с привлечением высококвалифицированных специалистов.
Связь как высокотехнологичная отрасль наращивает численность работающих и позволяет более интенсивно развиваться другим сферам производства и обслуживания, тем самым способствует созданию рабочих мест в других отраслях.
В ближайшие годы в отрасли новые рабочие места будут создаваться за счет:
увеличения объема работы;
модернизации производства;
внедрения новых технологий;
расширения услуг сотовой связи.
Таким образом, в 2002-2003 г.г. планируется создание 69 новых рабочих мест, в основном, по линии Управления Федеральной почтовой связи и ООО "Горизонт - РТ", в том числе: в 2002 г. - 35 рабочих мест; в 2003 г. - 34 рабочих места.
Жилищно-коммунальное хозяйство
В ходе реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса" в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 и 2003 г.г. планируется создание рабочих мест в отрасли "Коммунальное хозяйство".
Согласно программе технического перевооружения предприятий отрасли ЖКХ, где предусмотрены мероприятия по реконструкции котельного хозяйства и оптимизация тепловых сетей, в отрасли в 2002-2003 г.г. будет всего создано 1158 рабочих мест на стадии выполнения строительно-монтажных работ и сдачи объектов в эксплуатацию. В том числе в 2002 г. будет создано 566 рабочих мест, на что планируется направить 29.032,0 тысяч рублей. В 2003 г. на создание 592 рабочих мест будет направлено 31.620,0 тысяч рублей.
IV. Механизм реализации Программы
Республиканская целевая программа создания новых рабочих мест в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 г.г. является логическим продолжением Программы создания 5000 новых рабочих мест в Республике Саха (Якутия) на 2001 г. и ее мероприятия будут реализовываться в течение 2002-2003 г.г. В ходе реализации Программы, в зависимости от ситуации на рынке труда и в сфере занятости, по итогам плановых показателей 2002 г. возможны корректировки.
Программа учитывает положительный опыт предыдущей программы и направлена на объединение возможностей всех отраслевых министерств и ведомств, администраций улусов и городов в решении проблем занятости.
На первом этапе Программы, в течение 2002 г., основной упор будет сделан на развитие занятости населения в улусах со сложной ситуацией на рынке труда, где установился уровень общей безработицы выше 10% от экономически активного населения.
Ответственные исполнители Программы - отраслевые министерства и ведомства будут проводить ежемесячный мониторинг создания новых рабочих мест в улусах и городах по курируемым отраслям, будут учитывать создаваемые рабочие места и предоставлять ежемесячную оперативную информацию в Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия).
Вся ответственность за создание новых рабочих мест по указанным отраслям на своих территориях возлагается на глав администраций улусов и городов.
С целью отслеживания создания новых рабочих мест в отраслевом и территориальном разрезах Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) совместно с Комитетом по статистике Республики Саха (Якутия) внедрена ежеквартальная статистическая отчетность.
V. Ожидаемые результаты. Эффективность Программы
Реализация Программы в течение 2002-2003 г.г. будет содействовать позитивным изменениям в социальной и экономической ситуации в республике, что позволит:
создать 11733 новых, при условии сохранения существующих, рабочих места;
создать 1829 новых рабочих мест в 2002 г. в улусах со сложной ситуацией на рынке труда;
увеличить число занятых в сфере малого и молодежного предпринимательства на 3,5 тыс. человек;
трудоустроить не менее 3 тыс. человек из числа молодежи на вновь создаваемые рабочие места;
сдержать неконтролируемый рост численности безработных;
снизить в 2002 г. среднегодовой уровень общей безработицы до 9,2 % от экономически активного населения;
развить инновационные и высокотехнологические производства;
увеличить долю налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предприятий и субъектов малого предпринимательства.
VI. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Управление за ходом исполнения Программы возлагается на местные органы исполнительной власти, министерства и ведомства, ответственные за создание новых рабочих мест в отраслях:
Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) (транспорт и связь);
Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (пищевая и перерабатывающая промышленность, семейные и крестьянские хозяйства);
Министерство промышленности Республики Саха (Якутия) (добыча драгоценных металлов и камней, алмазогранильное и ювелирное производство, угольная, нефтяная и газовая промышленность);
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (жилищно-коммунальное хозяйство);
Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (сфера малого предпринимательства, туризм, мебельное производство, легкая промышленность);
Министерство строительства и архитектуры (лесопромышленный комплекс);
Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам (торговля и общественное питание);
Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Республике Саха (Якутия) (субсидирование безработных граждан в организации собственного дела).
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с Порядком разработки и реализации республиканских целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 августа 2001 г. N 400.
В качестве инструмента организации управления и контроля за ходом исполнения Программы, по мере необходимости, будет практиковаться заключение соглашений (договоров) между Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) и отраслевыми министерствами, ведомствами, администрациями улусов (городов), предприятиями и организациями.
Государственный заказчик Программы в установленном порядке обеспечивает обобщение и предоставление необходимой информации о ходе выполнения Программы и использовании финансовых средств в Правительство Республики Саха (Якутия).
Координирует работу по созданию новых рабочих мест Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия).
Персональная ответственность за исполнение Программы возлагается на глав администраций улусов и городов республики.
VII. Ресурсное обеспечение Программы
(таблицы 3, 4, 5)
Общий объем финансовых средств, предусмотренных на реализацию Программы, составляет 1.089.632,7 тыс. рублей, в том числе:
- в 2002 г. - 457.420,3 тыс. рублей;
- в 2003 г. - 632.212,4 тыс. рублей.
Источники финансирования:
- федеральный бюджет 37.501,2 тыс.рублей;
- республиканский бюджет 231.052,0 тыс.рублей.
- средства местных бюджетов 38.640,0 тыс.рублей;
- собственные средства предприятий
и организаций 731.549,5 тыс.рублей.
- средства рефинансирования Фонда
поддержки малого предпринимательства
Республики Саха (Якутия) 50.890,0 тыс.рублей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 марта 2002 г. N 100 "Об итогах выполнения республиканской целевой программы создания 5000 новых рабочих мест в Республике Саха (Якутия) на 2001 г. и задачах по развитию занятости населения республики на 2002 - 2003 г.г."
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2003 г. N 282 настоящее постановление признано утратившим силу