Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 25 апреля 2002 г. N 194
Итоги выполнения Программы поддержки малого предпринимательства
и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2000-2001 гг.
Сфера малого предпринимательства является важнейшим элементом хозяйственной системы республики, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Малое предпринимательство имеет важное социально-экономическое значение. Оно обеспечивает социальную и политическую стабильность, способно смягчить последствия структурных изменений, быстро адаптируется к меняющимся требованиям рынка, вносит существенный вклад в развитие республики, генерирует и использует технические нововведения.
В историческом плане процесс становления малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия), как и в современной России, относительно краток и охватывает последнее десятилетие.
Основным инструментом реализации государственной политики являются программы развития и поддержки малого предпринимательства. Всего в республике было принято и реализовано, с учетом нынешней, пять программ.
Программа поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2000-2001 гг. утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 апреля 2000 г. N 204 и одобрена постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2000 г. ПР N 209-II.
Программа состоит из разделов, отражающих приоритетные направления государственной поддержки малого предпринимательства:
Раздел 1 - Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства и развития занятости (содержит мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства).
Раздел 2 - Развитие рыночной инфраструктуры и системы поддержки малого предпринимательства и занятости населения (повышение эффективности работы действующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и создание новых прогрессивных институциональных структур по оказанию консультационных, юридических, информационно-маркетинговых услуг в улусах и городах республики).
Раздел 3 - Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства и создание новых рабочих мест (разработка и реализация механизма финансирования и развитие обществ взаимного кредитования, микрокредитования, лизинга и др., необходимых для обеспечения реализации приоритетных мероприятий Программы).
Раздел 4 - Информационно-консультативное обеспечение и взаимодействие со СМИ (расширение доступа к информационному обеспечению малого предпринимательства, распространение передового опыта, пропаганда положительного имиджа предпринимателя в средствах массовой информации).
Раздел 5 - Научно-методическое обеспечение, подготовка и переподготовка кадров (проведение научных исследований в сфере малого предпринимательства, организация и проведение подготовки и переподготовки кадров для малого бизнеса).
Каждая подпрограмма содержит мероприятия, включающие собственные задания и разъяснения. Всего в Программе 41 конкретное мероприятие с утвержденными исполнителями и установленными сроками.
Общий объем финансирования Программы на два года был запланирован в размере 281 620 тыс. рублей, в т.ч.:
2000 г. - 138 120 тыс. рублей;
2001 г. - 143 500 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий Программы осуществлялось за счет средств республиканского бюджета, Федеральной программы поддержки малого предпринимательства, местных бюджетов, рефинансирования Фонда поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия), а также иных источников. Таблица 1 отражает запланированный объем и источники финансирования Программы по разделам.
Таблица 1
Наименование подпрограмм |
Год | Источники финансирования (тыс. руб.) | |||||
Бюджет РС(Я) |
Феде-ра- льный бюджет |
Местный бюджет |
Средства рефинанси-ро- вания ФПМП РС(Я) |
Иные источ-ники |
Всего | ||
1. Развитие и совершенство- вание нормативно- правовой базы |
2000 2001 |
135 250 |
- - |
- - |
50 - |
- - |
185 250 |
2. Развитие инфраструктуры поддержки МП и развития занятости |
2000 2001 |
4500 2210 |
- - |
2000 500 |
1000 2500 |
1300 - |
8800 5210 |
3. Финансово-кре- дитная поддержка МП и создание новых рабочих мест |
2000 2001 |
22000 45000 |
- 10000 |
- 10000 |
11200 18500 |
74500 50000 |
107700 133500 |
4. Информацион- но-консульта- тивное обеспечение и взаимодействие со СМИ |
2000 2001 |
4100 1240 |
- - |
175 - |
1400 1650 |
9900 - |
15575 2890 |
5. Научно-методи- ческое обеспечение, подготовка кадров |
2000 2001 |
2060 1300 |
- - |
- - |
200 350 |
3600 - |
5860 1650 |
Итого | 82795 | 10000 | 12675 | 36850 | 139300 | 281620 |
Всего на реализацию мероприятий Программы поступило 141 157, 7 тыс. рублей, что составило 50% от общего объема финансирования, в том числе в 2000 г. - 63 643 тыс. рублей (46%), в 2001 году - 77 514,7 тыс. рублей (54%). Всего на исполнение мероприятий Программы направлено 119 920 тыс. рублей (на 01.01.2002). Финансирование осуществлялось из республиканского бюджета на сумму 71 697 тыс. рублей, что составило 86% от запланированного объема средств, из которых сумма в размере 6078 тыс. рублей была направлена Министерством финансов Республики Саха (Якутия), минуя Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия), на финансирование мероприятий, не входящих в Программу поддержки малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия) на 2000-2001 гг.; средства Федеральной программы - 6 000 тыс. рублей (60%); средства рефинансирования Фонда поддержки малого предпринимательства - 29 485 тыс. рублей (80%), средства местных бюджетов улусов и городов - 3 597 тыс. рублей (28,5%); средства внебюджетных фондов (иные средства) - 36 457 тыс. рублей (41%).
Исполнение финансирования подпрограмм, тыс. рублей:
Наименование подпрограмм | Год | План | Факт | % финансирования |
1. Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы |
2000 2001 |
185,0 250,0 |
5,325 96,101 |
2,9 38,4 |
2. Развитие инфраструктуры поддержки МП и создания новых рабочих мест |
2000 2001 |
8800,0 5210,0 |
4021,697 3654,214 |
45,7 70,1 |
3. Финансово-кредитная поддержка МП и создания новых рабочих мест |
2000 2001 |
107700,0 133500,0 |
41754,1 63546,5 |
38,8 47,6 |
4.Информационно-консультатив- ное обеспечение и взаимодействие со СМИ |
2000 2001 |
15575,0 2890,0 |
1189,58 2640,849 |
7,6 91,4 |
5. Научно-методическое обеспечение, подготовка кадров |
2000 2001 |
5860,0 1650,0 |
1082,338 1929,516 |
18,5 116,9 |
Итого | 281620 | 119920,22 | 42,6 | |
Средства, направленные Министерством финансов РС(Я) минуя Фонд поддержки малого предпринимательства РС(Я) на финансирование мероприятий, не входящих в Программу поддержки малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия) на 2000-2001 годы" |
- | - | 6078,513 | - |
Остаток средств в ФПМП Республики Саха (Якутия) по состоянию на 01.01.2002 составил 21 238 тыс. рублей за счет остатка средств финансирования и рефинансирования.
В ходе реализации мероприятий Программы были достигнуты следующие результаты:
1. Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы малого
предпринимательства и развития занятости
Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы предпринимательства и развития занятости является одним из основных направлений деятельности государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия).
В этой области можно выделить три основных направления:
совершенствование нормативно-правовой базы малого предпринимательства;
устранение административных барьеров в сфере организации и осуществления предпринимательской деятельности;
методическое и практическое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства.
Всего за отчетный период было разработано и принято 28 основных нормативно-правовых актов: 4 Указа Президента Республики Саха (Якутия), 2 распоряжения Президента Республики Саха (Якутия), 1 постановление Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), 13 постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) и 8 распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия).
Основные направления в этой области были скорректированы в решении 1 съезда представителей малого бизнеса, который состоялся в середине декабря 2000 г. На основании итоговых документов съезда Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 25.04.2001 был учрежден Координационный совет по поддержке и развитию предпринимательства при Президенте Республики Саха (Якутия). Как следствие этого решения, вышло распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 08.08.2001 N 221-РП "О создании Советов по поддержке и развитию предпринимательства при Представителях Президента в территориальных округах Республики Саха (Якутия)".
Совершенствование нормативно-правовой базы
Работа по развитию малого предпринимательства в 2001 г. была определена и скорректирована в постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2001 г. N 165 "Об основных задачах развития малого предпринимательства и занятости в Республике Саха (Якутия) на 2001 г."
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2000 г. N 244 был рассмотрен и утвержден проект Закона Республики Саха (Якутия) "О ремесленной деятельности в Республике Саха (Якутия)". Однако впоследствии этот документ был приостановлен до принятия Закона РФ "О ремесленной деятельности и ремесленных объединениях в РФ", который был рассмотрен Государственной Думой РФ 3 июля 2001 г. в первом чтении и возвращен на доработку.
В области развития платных услуг населению были разработаны следующие документы:
* постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2000 г. N 310 "О первоочередных мерах по развитию платных услуг населению в Республике Саха (Якутия) на 2000-2001 гг."
Основной целью данного постановления служит создание эффективного механизма государственного регулирования и поддержки рынка платных услуг для населения, увеличение количества и улучшение качества предоставляемых населению услуг.
* распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 07.09.2000 г. N 1324-р "О корректировке заданий по производству платных услуг";
* распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 февраля 2001 г. N 170-р "Об обязательной сертификации услуг парикмахерских".
Распоряжение разработано в целях создания условий эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности производителей услуг парикмахерских, защиты прав потребителей, усиления контроля за безопасностью услуг для жизни и здоровья населения республики.
* постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2001 г. N 296 "Об утверждении Программы развития платных услуг населению в Республики Саха (Якутия) на 2002-2003 гг."
Целью Программы является реализация политики Правительства Республики Саха (Якутия), направленной на обеспечение потребностей населения и экономики республики платными услугами, увеличение объемов и номенклатуры услуг и повышения их качества, повсеместное распространение самостоятельной инициативы и предпринимательской активности граждан в сфере услуг.
Вопросы финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства были отрегулированы следующими документами:
* постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 января 2001 г. N 23 "Вопросы государственного учреждения "Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)"";
* постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 2 июля 2001 г. N 370 "О внесении изменений в Устав ГУ "Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)"";
* распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 мая 2001 г. N 638-р "О республиканском конкурсе бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства".
Настоящее распоряжение разработано для эффективного распределения и использования средств, направленных на поддержку малого предпринимательства и развитие занятости в Республике Саха (Якутия). Основной целью и задачей конкурса является содействие социально-экономическому развитию Республики Саха (Якутия) через реализацию мероприятий Программы поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия), стимулирование предпринимательской деятельности, отбор перспективных предпринимательских бизнес-проектов для финансово-кредитной поддержки.
* распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2001 г. N 1172-р "О порядке финансирования Фондом поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)".
Настоящее распоряжение определяет порядок и организационный механизм финансирования Фондом поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) субъектов малого предпринимательства, объектов рыночной инфраструктуры малого предпринимательства, проектов и мероприятий Государственной программы поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) из средств, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, развитие рынка труда и услуг. Основной целью распоряжения является обеспечение эффективного использования государственных средств, постоянного контроля за их целевым использованием и возвратом выделенных кредитных средств.
В рамках выполнения Программы поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2000-2001 годы были приняты документы:
* постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 июля 2001 г. N 328 "Об информационном обеспечении малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)".
Настоящее постановление разработано в целях организации широкого доступа к международным и российским информационным ресурсам на основе внедрения современных информационных технологий, а также для формирования общественного мнения в пользу развития малого предпринимательства.
* распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2001 г. N 933-р "О мерах по совершенствованию статистической отчетности по малому предпринимательству".
* Распоряжение разработано в соответствии с Программой поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2000-2001 гг., в целях получения исчерпывающей информации о развитии и состоянии малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия), выявления эффективности и оптимизации механизма государственной поддержки.
* распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 июля 2001 г. N 995-р "О рабочей группе по разработке проекта Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) "О создании регистрационного центра "одного окна" для субъектов малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)"";
* постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2000 г. N 527 "О мерах по устранению административных барьеров в сфере организации предпринимательской деятельности в Республике Саха (Якутия)".
Целью данного постановления является устранение административных барьеров, обеспечение защиты прав и интересов субъектов предпринимательства на территории Республики Саха (Якутия). Межведомственная комиссия при Правительстве Республики Саха (Якутия) по устранению административных барьеров в сфере организации и осуществления предпринимательской деятельности создана в целях формирования благоприятных условий для развития предпринимательства. Основными задачами Комиссии являются обеспечение согласованных действий региональных представительств и структур федеральных органов, республиканских и местных органов власти в вопросах устранения административных барьеров при развитии предпринимательства; координация работы по подготовке предложений и проектов и законодательных и иных нормативно-правовых актов по вопросам устранения административных барьеров в целях развития предпринимательства, разработка мероприятий и механизмов устранения административных барьеров при развитии предпринимательства.
* постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 декабря 2001 г. N 625 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2001 г. N 165 "Об основных задачах развития малого предпринимательства и занятости в Республике Саха (Якутия)".
В области развития занятости разработана и утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2000 г. Республиканская целевая программа создания 5000 новых рабочих мест в Республике Саха (Якутия) в 2001 г.
Разработана и утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2001 г. N 618 Республиканская целевая программа поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2002-2004 гг.
В рамках подготовки V республиканской конференции предпринимателей Республики Саха (Якутия) подготовлены следующие документы:
распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 декабря 2001 г. N 1771-р "О проведении республиканской конференции предпринимателей Республики Саха (Якутия)".
Конференция проведена 13-14 декабря 2001 г. во исполнение Программы поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2001 г., а также в целях дальнейшего изучения и обобщения опыта по развитию и поддержке малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия).
* распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2001 г. N 1321-р "О проведении конкурса "Женщина - директор года".
Цель конкурса - поощрение женщин, добившихся значительных успехов в своей деятельности, занимающихся решением социальных проблем и благотворительностью.
* распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2001 г. N 295-рп "О присуждении Грантов Президента Республики Саха (Якутия) в области предпринимательства и развития занятости за 2001 г.".
Настоящее распоряжение разработано в целях стимулирования развития малого предпринимательства и занятости в Республике Саха (Якутия) и защиты интересов предпринимателей - добросовестных плательщиков налогов в соответствии с Программой поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия).
* Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2001 г. N 1626 "О проведении Дня предпринимателя в Республике Саха (Якутия)".
Данный Указ разработан в целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства в Республике Саха (Якутия), пропаганды цивилизованного ведения бизнеса, поднятия престижа предпринимательской деятельности, формирования позитивного образа предпринимателя.
2. Развитие рыночной инфраструктуры и системы поддержки
малого предпринимательства и занятости населения
Принятие Программы поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2000-2001 гг. способствовало созданию рыночной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, безработных и незанятого населения республики, в том числе оказание образовательных, консалтинговых и информационных услуг.
Программой уделялось большое внимание формированию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В настоящее время в республике действуют следующие объекты инфраструктуры: ГУ "Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)", 32 улусных и городских фондов поддержки малого предпринимательства, на стадии открытия еще 3 фонда (Жиганский, Верхнеколымский, Нижнеколымский). Это позволяет создать единую выстроенную структуру, которая способствует гибкому финансированию субъектов малого предпринимательства. Действует ГУ РИМЦ, Интернет-центр в г. Якутске, специализированные структуры поддержки предпринимательства: ЗАО "Сахализинг", ООО "Саха-Сити", ГУ "Технопарк" ЯГУ.
Учитывая потребность в переподготовке кадров из числа безработных, незанятого населения, а также в целях организации подготовки, переподготовки и повышения уровня квалифицированных кадров для субъектов малого предпринимательства приказом Министерства малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия) от 19 сентября 2000 г. N 11-223 "О создании ГУДО Бизнес-школа г. Якутска" и распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия) от 19 сентября 2001 г. N 1120 создано ГУДО "Бизнес-школа г. Якутска" на базе кафедры экономики и управления ФЭИ ЯГУ (договор от 23.06.2000); распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия) от 24 января 2001 г. N 62 создано ГУДО "Школа бизнеса" г. Нерюнгри на базе Нерюнгринского технического института ЯГУ; распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2001 г. N 929-р создано ГУДО "Школа бизнеса" г. Мирного на базе Мирнинского политехнического института ЯГУ.
Подписано Соглашение от 19 октября 2000 г. между Министерством малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия) и Детским бизнес-центром Дворца детства о совместной деятельности.
Подписан Договор о сотрудничестве от 6 декабря 2001 г. между Министерством малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия) и Якутским региональным институтом дополнительного профессионального образования.
Подписано Соглашение между Министерством малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия) и Социально-деловым центром Департамента занятости о совместной деятельности, в задачу которого входит обучение, подготовка и переподготовка незанятого населения. С целью приложения совместных усилий, направленных на развитие и поддержку предпринимательства на местах, Министерством подписано 26 соглашений с администрациями улусов и городов Республики Саха (Якутия).
Субъекты малого предпринимательства имеют ограниченные возможности рекламы и продвижения собственной продукции на межрегиональные рынки. Одной из форм поддержки является содействие выставочно-ярмарочной деятельности.
За 2000-2001 гг. Министерство стало инициатором и организатором проведения 5 выставок-ярмарок:
11-я Торгово-экономическая ярмарка в г. Харбине.
59 различных предприятий и организаций Республики Саха (Якутия) приняли участие в мероприятиях Харбинской выставки-ярмарки (июнь 2000 года). Участие предприятий Республики Саха (Якутия) в столь представительной ярмарке играет важную роль в деле продвижения отечественной продукции на рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона и развития торгово-экономического сотрудничества с КНР. В целом представители делегации Республики Саха (Якутия), ведущие поиск деловых партнеров в Китае, контрактов на поставку оборудования и материалов, провели все необходимые встречи и переговоры, добились поставленной цели.
* Ярмарка изделий ремесленников "Весенний подарок" (приуроченная к празднику 8 Марта) проводилась одновременно в г. Якутске и в г. Мирном. Приняло участие 210 ремесленников, народных умельцев, предпринимателей. Реализовано продукции, изделий на общую сумму более 700 тыс. рублей. Было заключено 900 договоров намерений.
* Ярмарка народных промыслов "Сэргэ" (приуроченная к национальному празднику "Ысыах"). 129 местных товаропроизводителей - народные умельцы, ремесленники всех форм собственности стали участниками ярмарки-продажи "Сэргэ-2001". Всего выручка от продаж составила 810 тысяч рублей. Мастера получили заказы на общую сумму 1061,5 тыс. рублей.
* Ярмарка "Подарок маме" (приуроченная ко Дню матери) проводилась одновременно в г. Якутске и г. Нерюнгри. 177 местных товаропроизводителей - ремесленников, народных умельцев из разных регионов республики приняли участие в ярмарке-продаже "Подарок маме". Всего было реализовано продукции, изделий на общую сумму более 600 тыс. рублей. Участникам вручены сертификаты. По итогам ярмарки по 16 номинациям были определены победители, которым вручены дипломы и ценные призы. Во время ярмарки проведен "круглый стол" на тему: "Ремесленничество - как одно из направлений малого предпринимательства".
* Рождественская универсальная ярмарка ремесленников. Приняло участие в выставках-ярмарках 1070 субъектов малого предпринимательства, реализовано продукции на сумму 4598 тыс. рублей, заключено договоров на сумму 2400 тыс. рублей, а также заключено 50 договоров-намерений.
Подобные ярмарки позволяют ремесленникам реализовать свои возможности и свой товар, дают представление о качестве и ассортименте изделий на якутском рынке. Такая конкуренция среди местных товаропроизводителей позволяет им совершенствоваться в мастерстве, а также способствует расширению ассортимента изделий.
Кроме того, Министерству была поручена подготовка и обеспечение участия товаропроизводителей Республики Саха (Якутия) в г. Хабаровске на межрегиональной Приамурской торгово-промышленной ярмарке. Республику Саха (Якутия) на ярмарке представляли 18 предприятий республики. Республика была представлена следующими секторами: минерально-сырьевые ресурсы, ювелирные изделия, сувенирные и камнецветные изделия, продукция пищевой и перерабатывающей промышленности, сектор по производству непродовольственных товаров, сектор научных разработок.
Министерство принимало активное участие в подготовке и проведении республиканской выставки-ярмарки местных производителей "Товары Якутии-2000" и "Товары Якутии - 2001" с участием 155 субъектов малого предпринимательства.
3. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства
и создание новых рабочих мест
Финансово-кредитная поддержка субъектов малого предпринимательства в республике осуществлялась в соответствии с Программой поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2000-2001 гг., распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 мая 2001 г. N 638-р "О республиканском конкурсе бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства" и распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 августа 2001 г. N 1172-р "Об утверждении Положения о порядке финансирования Фондом поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия)".
Согласно подпрограмме N 3 на финансово-кредитную поддержку малого предпринимательства в 2000-2001 гг. было предусмотрено 241 млн. 200 тыс. рублей. Фактическое финансирование этого направления Программы составило за два года 105 млн. 300,6 тыс. рублей (43,7 % от запланированного объема денежных средств), включая средства федерального, республиканского, местного бюджетов, средства рефинансирования Фонда поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия). На эти средства за 2000-2001 годы было профинансировано 520 проектов субъектов малого предпринимательства республики, предусматривающих создание новых рабочих мест в количестве 1761.
Финансирование предпринимателей осуществлялось через Министерство (на безвозмездной основе на создание новых рабочих мест), республиканский Фонд поддержки малого предпринимательства и через фонды поддержки малого предпринимательства улусов и городов республики. За два года Министерством и республиканским Фондом было профинансировано 260 проектов субъектов малого предпринимательства на сумму 87 млн. 273,5 тыс. рублей (в том числе по лизингу 34 проекта на сумму 5 млн. 688,7 тыс. руб.), предусматривающих создание 1372 новых рабочих мест. Финансирование проектов осуществлялось на конкурсной основе в соответствии с Положением о республиканском конкурсе бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства. За 2000-2001 годы проведено 23 заседания Экспертного совета при Министерстве малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия) по конкурсному отбору бизнес-проектов, на которых рассмотрено 434 проекта и утверждено для финансирования 292 на общую сумму 89 млн. 101 тыс. рублей. На безвозмездной основе выделены средства в сумме 7 млн. 2,5 тыс. рублей. (33 проекта) на создание 301 нового рабочего места для представителей социально незащищенных слоев населения.
В 14 улусных фондов за два года на кредитование субъектов малого предпринимательства поступило из республиканского Фонда 14 млн. 430 тыс. рублей, из средств местных бюджетов - 3 млн. 597 тыс. рублей, которые были направлены на кредитование 260 проектов предпринимателей улусов. В результате реализации профинансированных проектов запланировано создание 389 новых рабочих мест.
Проекты, получившие финансово-кредитную поддержку за 2000-2001 гг., предусматривают развитие следующих отраслей экономики: промышленность - 85 проектов на сумму 25 млн. 335,2 тыс. рублей; охотпромысел и рыболовство - 11 проектов на сумму 1 млн. 191,5 тыс. рублей; сельское хозяйство - 27 проектов на сумму 2 млн. 560 тыс. рублей; транспорт - 13 проектов на сумму 3 млн. 301,3 тыс. рублей; услуги - 214 проектов на сумму 37 млн. 816 тыс. рублей; общественное питание - 25 проектов на сумму 4 млн. 755,6 тыс. рублей; торговля - 121 проект на сумму 8 млн. 563,6 тыс. рублей; ремесленничество - 24 проекта на сумму 5 млн. 512,5 тыс. рублей; развитие системы лизингового кредитования (закуп оборудования) - 12 млн. 680,9 тыс. рублей;
33,3 % всех средств, выделенных на развитие промышленного производства, направлены на развитие лесной, деревообрабатывающей промышленности, 37,7% - на развитие пищевой промышленности, в том числе 23,5 % - на производство хлеба и хлебобулочных изделий. 48,8 % всех средств, выделенных на развитие рынка платных услуг населению, направлены на развитие бытовых услуг. В том числе, на развитие услуг по пошиву, ремонту одежды и обуви выделено 10,3 % этих средств, на ремонт и техническое обслуживание транспортных средств - 7 % этих средств, на развитие фотоуслуг - 6,6 % этих средств.
Наибольшее количество новых рабочих мест планируется предпринимателями, оказывающими платные услуги населению (27,5%) и производящими пищевую продукцию (14,3%). По организационно-правовой форме 79% от числа субъектов малого предпринимательства, получивших финансово-кредитную поддержку в 2000-2001 гг., являются предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица. Ими получено 44,4 % общей суммы заемных средств.
В целях предоставления оборудования субъектам малого предпринимательства Фондом поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) в сентябре 1999 г. учреждено предприятие ЗАО "Саха-Лизинг", основными задачами которого являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга; обеспечение эффективности инвестирования, защита прав собственности.
За отчетный период ЗАО "Сахализинг" через механизм лизинга предоставил оборудование на сумму 3,9 млн. рублей. Компания заключила 14 договоров лизинга с частными предпринимателями на общую сумму 2,5 млн. рублей. Предметами лизинга явились оборудование для производства и сферы услуг (пилорамы, фотолаборатории, неоновый завод, холодильники, компьютеры, автомобиль и кафетерий). Средняя расчетная доходность лизинга составит 26 % годовых.
Продолжается начатая в 1999 г. в качестве субпровайдера работа по использованию спутниковой связи для услуг мобильной телефонной связи представителям малого предпринимательства Республики Саха (Якутия). В настоящее время решается проблема перехода с системы "Иридиум" на систему "Глобал Стар".
В целях обеспечения возвратности выданных кредитов Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) проводит большую целенаправленную работу. Так за отчетный период в результате претензионно-правовой работы, проведенной Фондом поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия), подготовлено и направлено на рассмотрение Высшего арбитражного суда, следственных органов и прокуратуры Республики Саха (Якутия) 65 материалов, предъявлено исковых требований на общую сумму 8 091,8 тыс. рублей с уплатой госпошлины. Из них сумма удовлетворенных исков составила 7 384,1 тыс. рублей.
Заключены договора с республиканской прокуратурой, УБЭП МВД, ОБЭП УВД г. Якутска и другими правоохранительными органами о совместной работе. В результате комплексной работы по возврату выданных средств финансовый источник "рефинансирование Фондом поддержки малого предпринимательства" становится все более весомым.
В целях развития структур микрокредитования и обществ взаимного кредитования 11-12 мая 2000 г. проведена встреча с представителями Международного фонда "Грамин", осуществляющего микрокредитование в различных странах мира. Ведется консалтинговая поддержка некоммерческим финансово-потребительским кооперативом "Кредитный Союз". В апреле 2000 года для предпринимателей, сдавших бизнес-планы на получение микрокредитов, был организован обучающий курс "Основы предпринимательской деятельности". По окончании курса слушателям были выданы свидетельства Министерства, которые дают приоритетное право на получение микрокредитов. Всего было обучено 44 предпринимателя из различных улусов и городов республики.
Проведен семинар по вопросам микрокредитования субъектов малого предпринимательства при участии представителей из Польши (Варшава).
4. Информационно-консультативное обеспечение и взаимодействие
со средствами массовой информации Республики Саха (Якутия)
4.1. Проведение обучающих семинаров для безработных и незанятого
населения с выездом в улусы и города республики в 2000 - 2001 гг.
В настоящее время Республика Саха (Якутия) испытывает острую потребность в профессиональной подготовке и переподготовке кадров для малого и среднего бизнеса. Принятие Закона Республики Саха (Якутия) "О малом предпринимательстве и развитии занятости на 2000-2002 гг." выдвинуло на передний план проблему создания рыночной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, безработных и незанятого населения республики, в том числе оказание образовательных, консалтинговых и информационных услуг. В целях организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства Министерством открыты ГУДО "Школа бизнеса" в г. Якутске, г. Нерюнгри, г. Мирном. Все школы-бизнеса открыты на базе филиалов Якутского государственного университета, что способствует пониманию важности задачи обучения предпринимателей и незанятого населения. Обучение в школах бизнеса проводится по 3-х уровневой системе. Первый уровень для тех, кто стоит перед выбором "как начать свое дело", кто хочет получить общее представление о ведении бизнеса. Этим слушателям предлагается бесплатный семинар "Основы предпринимательской деятельности". Средний уровень рассчитан на людей, имеющих свою бизнес-идею. Им предлагается помощь в разработке бизнес-идеи и превращения ее в реальный бизнес-план, рекомендации по выбору организационно-правовой формы своего предприятия, помощи в разработке учредительных документов, подборе персонала и т.д. Третий уровень - для предпринимателей, уже прошедших обучение на курсах "Бизнес-школы", но желающие обучиться на специализированных семинарах: "Маркетинг и реклама", "Бухучет", "Информационные технологии", "Финансы и кредит" и т.д. Обучающие семинары дают предпринимателям не только теоретические знания и практические навыки, но и придают уверенность в завтрашнем дне, в правильности своего решения.
За 2000-2001 гг. Министерством малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия) и ГУДО "Бизнес - школы" г. Якутска, г. Нерюнгри, г. Мирного проведены 124 обучающих семинара, из них 51 - бесплатные семинары по теме "Основы предпринимательской деятельности". Обучено 2886 человек, из которых 1876 человек - женщины, 577 человек составляет молодежь до 30 лет, 433 человека относятся к категории безработных граждан. Охвачено 20 улусов республики, из них в 2000 г. - 13 улусов (Алданский, Аллаиховский, Верхневилюйский, Вилюйский, Горный, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Нерюнгри, Олекминский, Таттинский, Хангаласский, Чурапчинский). В 2001 г. - 7 улусов (Абыйский, Амгинский, Верхоянский, Среднеколымский, Томпонский, Хангаласский, Усть-Алданский). В г. Якутске проведено 8 семинаров.
Из общего количества проведенных семинаров 83 - специализированные семинары, в том числе: "Фотостиль-2000", "Маркетинг на Вашем предприятии" в рамках проведения выставки-ярмарки "Товары Якутии - 2000", "Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица", "Информационные технологии для Вашего бизнеса" в рамках проведения республиканской выставки "Ярмарка юбилейная", "Интернет для Вашего бизнеса", "Правовое регулирование предпринимательской деятельности" г. Нерюнгри, "Основы компьютерной грамотности", "Переход на новую систему налогообложения", "Основы бизнес-планирования", "Правовое регулирование предпринимательской деятельности", г. Мирный; "Переход на новую систему налогообложения для предпринимателей", г. Нерюнгри; "Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности в здравоохранении" совместно с Институтом дополнительного профессионального образования МО РФ (г. Москва), г. Якутск, семинар-совещание "Новое в производстве товаров и услуг" в рамках проведения республиканской выставки-ярмарки "Товары Якутии - 2001", г. Якутск, "Актуальные проблемы совершенствования развития торговли и общественного питания", г. Нерюнгри.
Результатом проведенной работы явился рост количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в улусах, общественных объединений, увеличение количества поступающих бизнес-планов из улусов и городов республики.
4.2. Формирование информационно-статистических массивов, проведение
мониторинга по малому предпринимательству
Учет и отчетность хозяйственной деятельности малых предприятий (юридических лиц) осуществляется органами государственной статистики. Отслеживание их проводится на основе представления форм статистической отчетности малыми предприятиями и отражаются в ежеквартальном бюллетене "Сведения о деятельности малых предприятий Республики Саха (Якутия)". Для получения своевременной и полной информации о деятельности субъектов малого предпринимательства Министерством заключен договор с Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по статистике.
Согласно распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 февраля 2000 г. N 266-р "О проведении единовременного экспериментального сплошного обследования субъектов малого предпринимательства в 2000 г.", проведено обследование деятельности индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Министерством профинансированы расходы по тиражированию статистического инструментария обследования на сумму 109 тыс. рублей.
Сплошное обследование малых предприятий позволило:
получить развернутую информацию о параметрах малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия), обобщающие характеристики развития малого бизнеса по детализированным видам экономической деятельности, отраслям, улусам;
уточнить основные показатели деятельности малых предприятий, регулярно получаемые на основе квартальных выборочных обследований и системы дорасчетов;
более четко определить место малого предпринимательства в экономике республики;
усовершенствовать организационный механизм и методологическое обеспечение проведения переписи, как важнейшего инструмента получения информации в условиях становления рыночной экономики.
Итоги сплошного обследования подтвердили, что динамизм процессов, характерный для малого предпринимательства, предопределяет объективную необходимость проведения на регулярной основе экономических переписей, которые целесообразно проводить с периодичностью один раз в три года.
В целях получения наиболее полной информации о развитии и состоянии малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия), осуществления контроля, выявления эффективности и оптимизации механизма государственной поддержки Министерство внесло на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) проект постановления "О мерах по совершенствованию статистических и координации информационных ресурсов по малому предпринимательству". 30 июня 2001 г. вышло распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) N 933-р "О мерах по совершенствованию статистической отчетности по малому предпринимательству", в котором выделен ряд эффективных мер в целях повышения исчерпывающей информации о развитии и состоянии малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия), эффективности и оптимизации механизма государственной поддержки.
Формирование информационно-статистических массивов предусмотрено в работе ГУ РИМЦ, который ведет сбор информации в базу данных по Республике Саха (Якутия). Для этого разработана методика по сбору данных и мониторингу цен на определенный перечень товаров и услуг, заключены договора-соглашения о взаимном сотрудничестве с Госкомстатом Республики Саха (Якутия), организован сбор данных и мониторинга цен на товары и услуги в городах и улусах Республики Саха (Якутия).
4.3. Пропаганда опыта развития малого предпринимательства в СМИ,
вовлечение населения в предпринимательскую деятельность
За отчетный период Министерством регулярно проводилась работа по формированию положительного образа предпринимателя. Было заключено 10 соглашений с редакциями СМИ ("Якутия", "Саха Сирэ", "Вся Республика", "Полярный круг", ЭВС, "Тиэргэн", "Реклама-бизнес" г. Нерюнгри, "Забота-Арчы", радио "РИМ", ООО "Порт-ТВ"). В газете ООО ИД "Полярный круг" ведутся рубрики "Бизнес-ликбез", "Рецепт успеха", также опубликовано 137 специализированных полос Министерства в различных СМИ. Регулярно проводилось освещение деятельности Министерства малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия) и его структурных подразделений в СМИ, в прямом радиоэфире НВК "САХА" (8 раз) и радио "Рим" (1 раз). Проведен прямой эфир на НВК "Саха" по проблемам малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия). Был также подготовлен социальный видео-ролик, призывающий предпринимателей оказать спонсорскую помощь детям из малоимущих семей.
Для предпринимателей республики ежемесячно издается журнал "Предприниматель" тиражом 999 экземпляров. За отчетный период вышло 24 номера. Журнал распространяется по улусам (городам) через Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) на безвозмездной основе. На местах реализацией журнала занимаются улусные (городские) фонды поддержки малого предпринимательства, вырученные деньги идут на развитие материально-технической базы фондов. Часть журналов (150 шт.) остается в г. Якутске, распространяется в Правительстве Республики Саха (Якутия), библиотечном фонде Республики Саха (Якутия) и министерствах и ведомствах, курирующих вопросы малого предпринимательства.
В направлении расширения электронных систем информационно-аналитической сети большое значение придается работе ГУ РИМЦ в корпоративной системе ММЦ. С этой целью приобретены необходимые технические средства для информационного обмена с ММЦ, установлено соответствующее программное обеспечение для информационного обмена с регионами России и СНГ.
В соответствии с приказом по Министерству планируется создание локальной вычислительной сети, объединяющей информационные ресурсы Министерства, Фонда поддержки малого предпринимательства РС(Я), Республиканского информационно-маркетингового центра с выходом в сеть Интернет.
Важное внимание придается консультационной поддержке предпринимателей по вопросам бизнес-планирования. Так, разработаны проекты бизнес-планов для надомников, занимающихся огранкой алмазов, на общую сумму 2,5 млн. рублей. Подготовлены тесты по самооценке бизнес-идеи самими предпринимателями. Всего оказано консультационной и методической помощи по составлению бизнес-планов более 250 предпринимателям из различных городов и улусов республики.
По итогам проведения обучающих семинаров за 2000-2001 гг. опубликовано 55 статей, из них в журнале "Предприниматель" 24 статьи, в том числе 17 статей, освещающих мероприятия, проведенные Министерством, 4 статьи, освещающие работу ГУДО "Бизнес-школа" г. Якутска, 3 статьи рубрики "Лизинг". В региональной еженедельной газете "Экономический вестник Саха" опубликовано 7 статей по деятельности Министерства и "Бизнес-школы" г. Якутска. Выпущено 8 статей в улусных газетах (Кобяйский, Вилюйский, Верхневилюйский, Усть-Алданский), а также 8 статей в газете "Реклама- Бизнес" г. Нерюнгри.
Были организованы выступления в прямом эфире Верхневилюйского ТВ в программе "Предпринимательство на селе: проблемы и перспективы"; в эфире Нерюнгринского ТВ "О перспективах развития предпринимательства"; в эфире Хангаласского ТВ, Намского ТВ "Об опыте работы отдела Министерства малого предпринимательства и развития занятости Республики Саха (Якутия)".
Приняли участие в программе "Экономический вестник" на республиканском радио по темам: "Проблемы и перспективы подготовки кадров для субъектов малого предпринимательства"; "О деятельности ГУДО "Школа бизнеса" Республики Саха (Якутия)".
Проблема создания основ комплексной и эффективной системы информационного обеспечения малого предпринимательства, учитывающих возможности существующих информационных систем и потребности малого предпринимательства в информации, остается не решенной, особенно в сельской местности.
5. Научно-методическое обеспечение, подготовка и переподготовка
кадров
5.1. Проведение научно-исследовательских работ, связанных с
разработкой и внедрением приоритетных направлений развития малого
предпринимательства и политики его государственной поддержки
Обоснование приоритетных направлений развития малого предпринимательства и политики его государственной поддержки невозможно без проведения научно-исследовательских работ, привлечения независимых экспертов и ученых. Так, при содействии сотрудников Института региональной экономики Академии наук Республики Саха (Якутия) подготовлена Программа развития платных услуг населению на 2001-2002 г.
5.2. Организация подготовки и переподготовки государственных
служащих, работающих в системе поддержки малого предпринимательства и
занятости
По программам повышения квалификации и переподготовки государственных служащих прошли обучение 18 сотрудников Министерства и структурных подразделений, в том числе:
10 человек - одногодичную переподготовку по специальности "Государственное и муниципальное управление" в Дальневосточной академии государственной службы;
1 человек - повышение квалификации в ФАПО АНХ при Правительстве РФ по специальности "Экономика и управление на предприятии";
1 человек - повышение квалификации по программе "Айрэкс" "Развитие малого бизнеса" в г. Сиэтл, США;
1 человек - второе высшее образование в Санкт-Петербургском институте экономики и управления по специальности "Менеджмент на предприятии";
1 человек - повышение квалификации на семинаре Академии менеджмента и рынка.
2 человека - повышение квалификации по специальности "Организационно-правовые аспекты малого предпринимательства в РФ" в РУДН, г. Москва;
1 человек - повышение квалификации по специальности "Экономические и правовые основы предпринимательской деятельности" в Институте дополнительного профессионального образования МО РФ, г. Москва;
1 человек - повышение квалификации в ФАПО АНХ при Правительстве РФ по специальности "Экономика и управление на предприятии".
Специалисты Министерства приняли участие в республиканской научно-практической конференции по теме "Повышение трудовой мотивации и снижение масштабов бедности в Республике Саха (Якутия)". Затрачено 272000 рублей (2000 г.), 123282 рубля (2001 г.).
5.3. Организация и проведение семинаров, совещаний,
научно-практических конференций, посвященных проблемам малого
предпринимательства, занятости и рынка платных услуг населению
С целью изучения и обобщения опыта по развитию и поддержке малого предпринимательства на региональном уровне и определения эффективных путей поддержки и развития предпринимательства 14-15 декабря 2000 г. совместно с Координационным советом предпринимателей Республики Саха (Якутия) проведен I съезд представителей малого бизнеса Республики Саха (Якутия), в котором приняли участие 204 делегата из 27 улусов и городов. В работе съезда были обозначены проблемы и вопросы, затрагивающие интересы малого предпринимательства. Состоялся конструктивный разговор, по итогам которого была принята резолюция, делегаты 1 съезда сочли необходимым проведение аналогичных мероприятий (съездов) представителей малого предпринимательства регулярно, один раз в четыре года.
В феврале-марте 2000 г. проведены 1-е и 2-е заседание Межведомственной комиссии по устранению административных барьеров при организации и осуществлении предпринимательской деятельности. Во всех улусах и городах республики созданы аналогичные комиссии. Созданные комиссии представляют отчеты о своей деятельности в Министерство. На данный момент, в связи с решением на заседании Межведомственной комиссии по устранению административных барьеров при Правительстве Республики Саха (Якутия) о повышении статуса комиссии и передачи ее в ведомство Управления Главного федерального инспектора по Республике Саха (Якутия), подготовлены проекты документов и представлены для утверждения Полномочному Представителю Президента РФ по Дальневосточному округу.
В марте 2001 г. совместно с Координационным советом по поддержке и развитию предпринимательства Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия "Дальний Восток и Забайкалье" было проведено X расширенное заседание в г. Якутске. В работе заседания приняли участие Правительство Республики Саха (Якутия), представители Федерального фонда поддержки предпринимательства, 13 членов Координационного совета "Дальний Восток и Забайкалье" из 8 регионов Дальнего Востока. На заседании были рассмотрены вопросы разработки и реализации региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства и их взаимосвязи с федеральными программами; механизма финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства. В ходе заседания было подписано трехстороннее соглашение между Правительством Республики Саха (Якутия), Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства и Фондом поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) "О порядке финансирования Программы поддержки малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия) в рамках выполнения мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ".
Координационный совет предпринимателей Республики Саха (Якутия) начал свою деятельность при Комитете по делам предпринимательства при Правительстве Республики Саха (Якутия) по решению 2-й конференции представителей малого бизнеса в 1998 г.. В целях практического взаимодействия органов исполнительной власти и широкого круга предпринимателей, сплочения усилий для выработки конкретных предложений по основным направлениям экономической политики на I съезде представителей малого предпринимательства было принято решение о создании Координационного совета по поддержке и развитию предпринимательства при Президенте Республики Саха (Якутия). По инициативе Координационного совета предпринимателей Республики Саха (Якутия) в сентябре 2001 г. проведено заседание на тему "О мерах государственной поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия)" при Президенте Республики Саха (Якутия).
13-14 декабря 2001 г. прошла V конференция субъектов малого предпринимательства Республики Саха (Якутия). В работе конференции приняли участие Правительство Республики Саха (Якутия) в лице Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) В.М. Власова. Было отмечено, что малое предпринимательство сегодня вносит возрастающий вклад в экономику республики, крепнет и способно не только трудиться, но и отстаивать свои права. В ходе конференции прошла работа секций: "Государственное регулирование поддержки малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия)" с участием контролирующих органов и депутатов Госсобрания (Ил Тумэн) и круглый стол "Проблемы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства" с приглашением представителей коммерческих банков и членов Экспертного совета Министерства по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия).
5.4. Основные направления усиления государственной поддержки малого
предпринимательства
Поддержка предпринимательства является, в первую очередь, задачей региональных структур исполнительной власти и фискальных органов. Но в целом, подчиненность субъектов федерации центру ставит перед российскими государственными руководителями конкретные задачи и требования, которые должны быть направлены на создание необходимых условий для эффективного функционирования субъектов малого предпринимательства, повышения их роли в экономике, государственного регулирования и контроля за их деятельностью.
Поэтому разносторонняя поддержка сферы предпринимательства в городах и улусах республики должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики.
Одним из основных инструментов реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства на ближайшие три года является Республиканская целевая программа поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2002-2004 гг..
Необходимость разработки Программы диктуется не только положениями Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95, но и необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.
Анализ реализации предшествующих программ показал, что государственная поддержка малого предпринимательства недостаточно эффективна в силу следующих причин:
1. Наличие административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности.
2. Отсутствие механизма эффективного использования государственного имущества.
3. Слабое проведение мониторинга и отсутствие эффективной системы статистического учета деятельности малых предприятий и принимаемых мер поддержки малого бизнеса, что не позволяет получить своевременную и достоверную оценку состояния проблемы, и другие.
Республиканская целевая программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства и поддержке основных целевых групп малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся к настоящему моменту опыт предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на федеральном и республиканском уровнях, на средне- и долгосрочную перспективу.
Особенностями настоящей Программы являются:
приоритетное финансирование улусных программ поддержки предпринимательства;
поддержка развития ремесленничества и платных услуг населению;
кредитование субъектов малого предпринимательства через другие финансово-кредитные институты путем предоставления гарантий Фонда поддержки малого предпринимательства республики;
перенос центра тяжести от республиканского бюджета, как основного источника финансирования программ поддержки предпринимательства, на местные бюджеты;
увеличение средств рефинансирования фонда поддержки предпринимательства;
дополнительное привлечение внебюджетных средств;
финансирование части мероприятий за счет Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.
Программа предусматривает перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства, которые служат удовлетворению первоочередных нужд населения, используют в основном местные ресурсы, включая сырьевые и трудовые, имеют положительные социальные последствия для жителей.
В настоящей Программе выделено 5 разделов:
1. Нормативно-правовая и организационная поддержка малого предпринимательства.
2. Содействие дальнейшему развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
3. Финансово-кредитная и имущественная поддержка малого предпринимательства.
4. Информационно-образовательное обеспечение предпринимательства.
5. Научно-аналитическое и статистическое обследование субъектов малого предпринимательства.
Данная структура направлений обеспечивает преемственность развития системы государственной поддержки в интересах малого бизнеса, его субъектов, причем в каждом направлении предусматриваются свои цели, ставятся свои задачи и реализуются свои программные мероприятия по их решению.
Работа по совершенствованию нормативно-правовой и организационной поддержки малого предпринимательства направлена на повышение организующей роли органов исполнительной власти всех уровней по разработке и реализации следующих мероприятий и правовых актов: проведение экспертизы существующих на территории республики нормативно-правовых актов (законов, положений, инструкций) и республиканских программ, касающихся деятельности субъектов малого предпринимательства и занятости населения; внесение дополнений и изменений в проект Закона Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия) на 2003-2005 годы" в части определения базовой доходности и корректирующего коэффициента для установления размера вмененного дохода по видам деятельности субъектам малого предпринимательства в рамках действующего федерального законодательства; оптимизация налогообложения субъектов малого предпринимательства, создание стимулирующих условий для развития предпринимательства; механизма передачи субъектам малого предпринимательства государственного имущества, в том числе на основе механизма лизинга; методики инвентаризации (выявления) бездействующих производственных площадей государственных предприятий, а также нежилых помещений, пригодных для передачи и освоения субъектами малого предпринимательства; механизма компенсации финансовым институтам коммерческих потерь по процентным ставкам при выдаче льготных кредитов субъектам малого предпринимательства; рекомендаций, направленных на упрощение процедуры ликвидации субъектов малого предпринимательства и др.
В рамках содействия дальнейшему развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства будут реализованы мероприятия по развитию инфраструктуры малого предпринимательства, а именно государственных и других специализированных институтов, формирующих условия для создания цивилизованных рыночных отношений и непосредственно обеспечивающих условия для интенсивного роста малого предпринимательства путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых и других услуг. Программа предусматривает дальнейшее развитие и совершенствование уже существующей инфраструктуры: переход от первого этапа - создания инфраструктуры поддержки предпринимательства к обеспечению развития и совершенствования созданной инфраструктуры поддержки предпринимательства, так как предприниматели нуждаются в конкретных консультационных услугах (юридических, информационных, услугах по составлению бизнес-планов, образовательных). Основными направлениями являются развитие объектов инфраструктуры по финансовой поддержке субъектов малого предпринимательства (кредитных союзов), расширение различных форм лизинга в малом предпринимательстве, организация центров комплексного бытового обслуживания населения, создание бизнес-центра в г. Якутске, укрепление материально-технической базы улусных (городских) фондов. Предусмотрены мероприятия, содействующие выставочно-ярмарочной деятельности для продвижения продукции малых предприятий на внешний рынок.
В целях обеспечения финансово-кредитной и имущественной поддержки малого предпринимательства в рамках этого направления будут осуществлены мероприятия по развитию кредитно-финансовых механизмов микрокредитования, гарантирования займов в коммерческих банках, финансового лизинга, обществ взаимного кредитования. Финансово-кредитная политика будет направлена, в первую очередь, на создание в сельских местностях промышленных производств, особенно в улусах, где уровень общей безработицы превышает 10%. К ним относятся Усть-Янский, Оленекский, Усть-Майский, Оймяконский, Намский, Верхневилюйский, Горный и другие улусы со сложной ситуацией на рынке труда. Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства позволит ежегодно создавать не менее 1700 новых и дополнительных рабочих мест.
В рамках данного направления в комплексе с другими мерами поддержки будут осуществлены мероприятия по имущественной поддержке малого предпринимательства, включающие апробацию и внедрение следующих механизмов: передачи и сдачи в аренду малым предприятиям бездействующих производственных площадей и прочего имущества крупных предприятий, незавершенных объектов производственного назначения. Также будут проведены мероприятия по обеспечению доступа малых предприятий к конкурсам на выполнение государственных заказов.
Программой предусматривается расширение доступа предпринимателей к информационным ресурсам, в том числе на межрегиональном и международном уровнях, путем создания образовательного пространства и единой системы информационного обеспечения малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия).
Информационная поддержка предпринимательства в Республике Саха (Якутия) предусматривает решение следующих задач:
оптимизация существующей информационной инфраструктуры и ее дальнейшее развитие;
использование возможностей действующих информационных систем и ресурсов, необходимых для малого предпринимательства;
применение современных информационных технологий;
разработка, внедрение и оптимизация единой информационной базы субъектов малого предпринимательства.
Для продвижения малых предприятий на российский и зарубежные рынки предусматривается создание функциональных систем поиска партнеров, предоставление информации о новых товарах и услугах, помощи малым предприятиям при заключении сделок. Кроме этого будет осуществляться работа по обеспечению сферы малого предпринимательства квалифицированными кадрами.
Основными мероприятиями являются издание и распространение журнала "Предприниматель" и брошюр серии "Библиотечка предпринимателя", проведение обучающих семинаров и организация методической, консультативной помощи безработным гражданам в открытии собственного дела, обучение основам предпринимательской деятельности, в том числе с выездом в улусы и города республики, обеспечение улусных и городских администраций информационными материалами и рекомендациями по разработке улусных программ, разработка и издание информационно-справочной продукции на электронных носителях, повышение квалификации предпринимателей и подготовка кадров для предпринимательских структур, публикации в республиканской и местной печати материалов по малому предпринимательству и занятости населения, проведение мероприятий, направленных на культивирование лицензированных и сертифицированных видов услуг.
Большое внимание в Программе уделяется научно-аналитическому и статистическому обследованию субъектов малого предпринимательства. Основная работа будет направлена на определение дальнейших приоритетов развития малого предпринимательства результативности принятых мер по поддержке малого предпринимательства; формирование информационно-статистических массивов, проведение мониторинга по малому предпринимательству для осуществления необходимой корректировки политики республики, своевременного реагирования на изменение внешней среды и факторов.
В Программе предусмотрено взаимодействие целевых программ, в рамках которых выполняются отдельные мероприятия Республиканской целевой программы поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2002-2004 гг.. К ним относятся Республиканская целевая программа создания новых рабочих мест в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 гг., Программа развития платных услуг населению в Республике Саха (Якутия) на 2002-2003 гг., Программа социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2002-2007 гг., Программа развития экспортного потенциала Республики Саха (Якутия) 2001-2003 годы и основных направлений развития экспорта до 2005 гг., Программа пятилетия молодежи "Молодежь республики - в XXI веке", Республиканская целевая программа развития семейной экономики на 2002-2004 гг., Государственная программа развития алмазообрабатывающей промышленности Республики Саха (Якутия) до 2005 г..
Реализация Программы предполагает сочетание бюджетных и иных источников финансирования. Общий объем на 2002 г. составляет 140 025 тыс. рублей, из них:
федеральный бюджет - 25 000 тыс. рублей;
республиканский бюджет - 43 300 тыс. рублей;
местный бюджет - 15 000 тыс. рублей;
средства рефинансирования Фонда поддержки малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) - 36 725 тыс. рублей;
привлеченные средства - 20 000 тыс. рублей.
На 2003-2004 гг. общая сумма финансирования Программы будет скорректирована при формировании Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и других источников на соответствующие годы. С 2005 года будет постепенно снижаться доля ассигнований из республиканского бюджета. Основными источниками финансирования Программы станут средства рефинансирования Фонда поддержки малого предпринимательства, средства местных бюджетов, внебюджетные средства.
В результате реализации мероприятий Программы на начало 2005 года количество юридических лиц увеличится до 4000 единиц, численность работающих в сфере малого предпринимательства дойдет до 90 тыс. человек, вклад малого предпринимательства в валовый продукт увеличится до 6%, доля налоговых поступлений в бюджеты разных уровней составит 10%.
Краткий анализ о деятельности малых предприятий в 2000-2001 гг.
Одним из факторов, влияющих на рост производства товаров и услуг на внутреннем рынке и способствующих созданию новых рабочих мест, является развитие малого бизнеса.
С принятием Правительством Республики Саха (Якутия) Программы поддержки малого предпринимательства и развития занятости на 2000-2001 годы одним из приоритетов государственной политики, направленной на достижение устойчивого экономического роста, является всесторонняя поддержка развития малого предпринимательства в республике, создание условий для роста предпринимательской активности населения.
В период с 1996 по 2000 гг. в республике отмечено сокращение численности работников, занятых на малых предприятиях с 33,2 тысяч человек в 1996 г. до 16,5 тысяч человек в 2000 году. Уменьшение численности работников, занятых на малых предприятиях, произошло в связи с резким снижением предпринимательской активности населения вследствие экономического спада, наблюдавшегося в конце 1998 г.
По экспертной оценке число занятых в сфере малого предпринимательства в 2001 г. составило более 72 тысяч человек (рост 108% по сравнению с 2000 г.), что составляет 15,31% от общего числа занятых по Республике Саха (Якутия).
В 2001 г., по предварительным данным Госкомстата Республики Саха (Якутия), наблюдается рост численности работников, занятых на малых предприятиях. Численность работников, занятых на малых предприятиях (с учетом вторичной занятости), составила по предварительным данным 24 914 человек (рост, по сравнению с прошлым годом, составил 3302 человека, или 15%).
Численность занятых без учета внешних совместителей за 2001 г. увеличилась по сравнению с прошлым годом на 12,6% и составила 20885 человек.
Характерной чертой малого предпринимательства является привлечение работников на условиях совместительства и договоров гражданско-правового характера. По сравнению с 2000 г. численность работников на условиях совместительства и работавших по договорам на малых предприятиях возросла по предварительным статистическим данным на 31%.
За 12 месяцев 2001 г., по предварительным данным Госкомстата Республики Саха (Якутия), отмечается значительный рост объемов производства товаров и услуг малых предприятий. Объем выпуска продукции и услуг составил 5455,2 млн. рублей, что больше по сравнению с периодом прошлого года на 2891,1 млн. рублей или в 2 с лишним раза.
В отраслевой структуре производства значительный удельный вес занимает продукция и услуги, производимые малыми предприятиями в строительстве - 49,5%, или 2702,9 млн. рублей, в торговле и общественном питании - 20,8% или 1133,4 млн. рублей, в промышленности 8,2%, или 499,1 млн. рублей.
Значительная часть малых предприятий является многопрофильной, что повышает их устойчивость на внутреннем рынке. В общем объеме выпуска товаров и услуг малых предприятий на долю товаров и услуг, не относящихся к основному виду их деятельности, приходится около 11% товаров и услуг.
В объеме производства товаров и услуг малых предприятий оказываемые услуги составили в 2001 г. 3124 млн. рублей, что составило 57,3% от общего объема производства малых предприятий, в том числе платные услуги, оказываемые населению, составили 134,8 млн. рублей, или 4,3% от общего объема малых предприятий. По сравнению с 2000 годом объем платных услуг населению возрос в 1,6 раза, или на 51 млн. рублей. В объеме платных услуг наибольший удельный вес занимают услуги малых предприятий в промышленности - 44,4 млн. рублей (32,9%), в торговле и общественном питании - 18,4 млн. рублей (13,6%), в транспорте и связи - 27,6 млн. рублей (20,5%).
Оборот розничной торговли малыми предприятиями в 2001 г., по предварительным данным Госкомстата Республики Саха (Якутия), составил в целом по республике 2950 млн. рублей, в том числе продовольственными товарами 1797,5 млн. рублей (60,9% от общего объема розничного товарооборота). По сравнению с прошлым годом темп роста розничного товарооборота составил 170%, в том числе продовольствием 172%.
Более 90% розничного товарооборота малых предприятий приходится на промышленные улусы и города.
Анализ деятельности малых предприятий за последние 5 лет свидетельствует о расширении рынка производства и услуг и усилении работы по наполнению рынка товарами местного производства.
Динамика изменения числа малых предприятий в отраслевом разрезе в период с 1996 по 2000 гг. (по данным Госкомстата Республики Саха (Якутия)) показывает, что за последние 5 лет наиболее резко возросло число малых предприятий в сельском хозяйстве: с 17 единиц в 1996 г. до 267 единиц в 2000 г..
Анализ деятельности малых предприятий показывает, что сектор малого предпринимательства от этапа становления переходит к постепенному развитию, когда первоначальное значение придается эффективности деятельности и устойчивости экономического положения малых предприятий. За последние 3 года, начиная с 1999 г., отмечается рост инвестиций в основной капитал малых предприятий.
Рост инвестиций в основной капитал по сравнению с 2000 г. составил 11% (по предварительным данным Госкомстата Республики Саха (Якутия)), по сравнению с 1999 г. инвестиции в основной капитал малых предприятий возросли в 3,3 раза.
Показатели балансовой прибыли малых предприятий (сальдированный финансовый результат) в целом по республике за 2001 г. по сравнению с прошлым годом увеличились в 1,9 раза и составили в сумме 577 млн. рублей.
Улучшение финансовых результатов деятельности малых предприятий в целом по республике наблюдается, начиная с 1999 г.. В 1999 г. убытки от деятельности малых предприятий в целом составляли 99 млн. рублей.
По данным Госкомстата Республики Саха (Якутия) в период с 1996 по 2000 гг. отмечается рост прибыльных малых предприятий в общем их количестве с 42,8% в 1996 г. до 55,4% в 2000 году, соответственно удельный вес убыточных малых предприятий сократился с 57,2% в 1996 г. до 44,6% в 2000 г..
За три последних года, начиная с 1999 г., возросли показатели платежеспособности и финансовой устойчивости малых предприятий. Коэффициент текущей ликвидности в целом по малым предприятиям возрос на 13 пунктов, а по крупным и средним предприятиям на 25 пунктов.
По предварительным данным Госкомстата Республики Саха (Якутия) за январь-декабрь 2001 г. выручка от реализации товаров, продукции, услуг малых предприятий составила 10418,8 млн. рублей. Темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 210,8%. При этом затраты на производство и реализацию продукции составили в сумме 6362,3 млн. рублей. Темп роста по сравнению с прошлым годом составил 224,7%. В целом наблюдается рост рентабельности малых предприятий на 3,8 пункта.
За 2001 г., по предварительным данным Госкомстата Республики Саха (Якутия), субъектами малого предпринимательства произведено товаров и услуг на общую сумму 7 548,2 млн. рублей, что составляет 6,5% от общего выпуска товаров и услуг, произведенных по Республике Саха (Якутия).
Наибольший объем выпуска товаров и услуг по всем видам деятельности приходится на промышленные улусы и города - 77,2%. Основной объем произведенной продукции получен в результате деятельности строительных, торговых и промышленных малых предприятий.
Среднемесячная заработная плата в среднем по всем отраслям промышленности за январь-декабрь 2001 г. работников малых предприятий составила 3899,9 рублей. Темп роста к периоду прошлого года составил 158,8%.
По состоянию на 1 января 2002 г. на территории республики действуют 23140 индивидуальных предпринимателей. По сравнению с прошлым годом число индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица возросло на 34%.
Объем производства непродовольственных товаров индивидуальными предпринимателями в 2001 г. составил 52,5 млн. рублей, или 4,9% от общего объема производства непродовольственных товаров по Республике Саха (Якутия). По сравнению с 2000 г. объем производства непродовольственных товаров возрос на 18%, или 8,3 млн. рублей.
Оборот розничной торговли индивидуальных предпринимателей в 2001 г. составил 4471,7 млн. рублей (рост 28%), что составляет 21,4% от общего объема розничной торговли по Республике Саха (Якутия).
Оборот общественного питания индивидуальных предпринимателей в 2001 г. составил 324,3 млн. рублей или 26,8% от общего объема по Республике Саха (Якутия). По сравнению с 2000 г. оборот общественного питания возрос на 40% или на 92,5 млн. рублей.
Объем платных услуг, произведенный индивидуальными предпринимателями, составил в 2001 г. 1445,6 млн. рублей или 20,3% от общего объема по Республике Саха (Якутия).
По состоянию на 1 января 2002 г. численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица в сельском хозяйстве составила 2543 человека, по сравнению с прошлым годом количество предпринимателей в сельском хозяйстве возросло на 2094 человека, что свидетельствует о создании благоприятных условий для роста предпринимательской активности сельского населения республики.
По данным Госкомстата Республики Саха (Якутия) за период с 1996 по 2000 гг. число крестьянских (фермерских) хозяйств в республике возросло на 352 единицы, в то время как в целом по Дальневосточному федеральному округу число крестьянских хозяйств за указанный период сократилось на 1869 единиц.
В производстве основных видов сельскохозяйственной продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в 2000 г., рост производства наблюдается в следующих отраслях:
производство овощей в 2000 г. составило 7679,8 тонн (увеличение по сравнению с периодом прошлого года на 2252,7 тонны или 42,6%), что составляет 20,7% от общего объема производства данной продукции по Республике Саха (Якутия);
производство картофеля в 2000 г. составило 12784 тонны (увеличение по сравнению с периодом прошлого года на 867 тонн или 7,6%), что составляет 17,6% от общего объема по Республике Саха (Якутия);
производство молока в 2000 г. составило 26985 тонн (увеличение по сравнению с периодом прошлого года на 1540 тонн или 6,1%), что составляет 16,4% от общего объема по Республике Саха (Якутия).
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2002 г. N 194 "Об итогах выполнения Программы поддержки... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.