Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 8 сентября 2000 г. N 482
"О Плане действий органов исполнительной власти по профилактике курения в Республике Саха (Якутия) в 2001 - 2005 гг."
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2002 г. N 642 настоящее Постановление признано утратившим силу
В целях реализации постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2000 г. N 213 "О мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия) "О профилактике и ограничении курения табака и табачных изделий в Республике Саха (Якутия)"" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемый План действий исполнительной власти по профилактике курения в Республике Саха (Якутия) в 2001 - 2005 гг.
2. Определить государственным заказчиком, координатором действий Департамент по охране генофонда народов Республики Саха (Якутия) Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).
3. Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) включить План действий органов исполнительной власти по профилактике курения в Республике Саха (Якутия) в 2001 - 2005 гг. в перечень республиканских мероприятий, подлежащих финансированию начиная с 2001 г. за счет средств республиканского бюджета в пределах установленной суммы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Васильеву Е.С.
Председатель Правительства |
В. Власов |
План
действий органов исполнительной власти по профилактике курения в Республике Саха (Якутия) в 2001 - 2005 гг.
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2000 г. N 482)
Содержание
Стр.
Паспорт Плана действий органов исполнительной власти по профилактике курения в Республике Саха (Якутия) в 2001-2005 гг. |
3 |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения |
5 |
Цели и принципы Плана действий |
6 |
Ресурсное обеспечение Плана действий |
6 |
Механизм реализации Плана действий |
7 |
Организация управления и контроль за ходом реализации Плана действий |
7 |
Оценка эффективности и результаты реализации Плана |
7 |
Мероприятия на 2001-2005гг. |
8 |
Паспорт
Плана действий органов исполнительной власти по профилактике курения в Республике Саха (Якутия) в 2001 - 2005 г.
Наименование: | План действий органов исполнительной власти по профилактике курения в Республике Саха (Якутия) в 2001-2005 гг. |
Основание для разработки: |
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2000г. N 213 "О мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия) "О профилактике и ограничении курения табака и табачных изделий в Республике Саха (Якутия)"" |
Государственный заказчик: |
Департамент по охране генофонда народов Республики Саха (Якутия) Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) |
Основные разработчики: |
Департамент по охране генофонда народов Республики Саха (Якутия) Министерства охраны природы республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Институт здоровья Академии наук Республики Саха (Якутия) |
Цели и задачи: | Профилактика и снижение курения табака и табачных изделий, улучшение физического здоровья населения, увеличение средней продолжительности жизни |
Срок реализации: | 2001-2005 гг. |
Перечень основных мероприятий: |
Нормативно-правовое обеспечение Плана. Информационная компания в средствах массовой информации. Ранняя "неспецифическая" профилактика среди учащихся младших классов. "Специфическая" профилактика среди учащихся старших классов и студенческой молодежи. Обучение методистов. Создание кабинетов по освобождению от табачной зависимости |
Исполнители мероприятий: |
Ответственный исполнитель - Департамент по охране генофонда народов Республики Саха (Якутия) Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия). Основные исполнители конкретных мероприятий по профилактике курения - Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство образования Республики Саха (Якутия), Институт здоровья Академии наук Республики Саха (Якутия), администрации улусов и городов. |
Объемы и источники финансирования: |
Общий объем финансирования на 2001-2005 гг. (в ценах 2000г.) составляет 5070,0 тыс. руб. за счет средств республиканского бюджета |
Ожидаемые конечные результаты: |
Снижение числа курящих и, как следствие, улучшение физического здоровья населения Республики Саха (Якутия) и увеличение средней продолжительности жизни |
Организация контроля за реализацией плана: |
Контроль за реализацией Плана осуществляет Правительство Республики Саха (Якутия) путем рассмотрения отчета Департамента по охране генофонда народов Республики Саха (Якутия) Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) о ходе реализации мероприятий на своих заседаниях с участием заинтересованных министерств и ведомств |
План действий органов исполнительной власти по профилактике курения в Республике Саха (Якутия) в 2001 - 2005 гг. (далее по тексту - План действий) разработан во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2000 г. N 213 "О мерах по реализации Закона Республики Саха (Якутия) "О профилактике и ограничении курения табака и табачных изделий в Республике Саха (Якутия)"".
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Курение - это один из ведущих факторов риска возникновения многих заболеваний, одна из причин возникновения и развития онкологических, сердечно-сосудистых и легочных заболеваний. Именно с курением связана 1/3 всех причин рака, 90% всех случаев рака легких, 75% случаев хронического бронхита и эмфиземы легких, 25% случаев ишемической болезни сердца. Косвенное влияние курение оказывает на патологию при родах и раннюю детскую смертность. Дети, родившиеся у курящих матерей, характеризуются замедлением физического, эмоционального и интеллектуального развития. Более чем на 30% повышен риск смерти у некурящих людей, контактирующих с курящими. В США пассивное курение считается третьей причиной смерти после алкоголя и наркотиков, которую можно предотвратить.
По данным социологического исследования "Мониторинг вредных привычек", проведенного Департаментом по охране генофонда народов РС(Я) Министерства охраны природы РС(Я), распространенность курения у школьников составляет от 41 до 65.1%, у учащихся ССУЗов - 62.2%. Распространенность курения среди подростков и молодежи республики соответствует показателям центральных регионов Российской Федерации и превышает показатели для аналогичных возрастных групп в США. Уровень распространенности курения у взрослого населения республики требует дальнейших исследований.
По мнению экспертов, 80% курильщиков курят не потому что хотят курить, а потому что не могут бросить. Никотин, содержащийся в табачных изделиях, признан Всемирной организацией здравоохранения препаратом, ведущим к привыканию, наподобие героина и кокаина. В нашем обществе курение все еще существует на уровне неосознанной никотиновой зависимости и достаточно прочно укоренено в повседневной жизни людей. Недостаточная антитабачная информированность и грамотность отдельных групп населения обуславливает распространенное в обществе психологическое нежелание отказа от зависимости.
В то время как определенное число взрослых курильщиков отказываются от курения или ищут способы бросить курить, ряды курильщиков пополняются за счет молодого поколения. Известно, что наибольший ущерб здоровью наносит интенсивное курение - более 20-25 сигарет в сутки. Как правило, вероятность интенсивного курения в значительной мере зависит от возраста, в котором происходит приобщение к курению: чем длительнее стаж курения, тем больше сигарет потребляет курильщик. В связи с этим решающее значение для предупреждения курения играет ранняя "неспецифическая" профилактика для учащихся младших классов (возраст риска начала курения) по формированию здорового образа жизни и "специфическая" профилактика для учащихся средних и старших классов (возраст начальной стадии курения).
Результат международной антитабачной кампании ЕРБ/ВОЗ/CINDI "Не курить и стать победителем", проводившейся в России в 1994 г., когда на месяц отказалось от курения 70 % участников, на полгода - 37%, указывает на эффективность и успешность реализации целевых антитабачных программ на региональном уровне. Для этого необходима координация работы министерств, ведомств, предприятий, общественных организаций республики; разработка административно-правовых мер по реализации Закона Республики Саха (Якутия) "О профилактике и ограничении курения табака и табачных изделий в Республике Саха (Якутия)"; информационно-просветительская работа среди различных групп населения; профилактика среди учащихся образовательных учреждений; образовательная программа для представителей профессий, работающих по реализации программы (медицинских работников, учителей, представителей средств массовой информации и т.д.).
Эти направления являются необходимыми условиями эффективности программы, направленной на уменьшение численности курящих среди населения республики и снижение интенсивности курения, т.е. число выкуриваемых в сутки сигарет. Конечные показатели эффективности программы, к которым относят уровень заболеваемости, инвалидности и смертности могут быть оценены не ранее чем через 5-10 лет, поэтому в первые пять лет можно будет судить лишь об их тенденциях. На основании результатов многочисленных исследований, Комитет экспертов по проблеме "Курение и здоровье" Всемирной организации здравоохранения сделал вывод, что "заболевания, связанные с курением, являются настолько важной причиной нетрудоспособности и преждевременной смерти в развитых странах, что борьба с курением может быть более действенной для улучшения здоровья и продления жизни в этих странах, чем любая другая отдельно взятая мера в области профилактической медицины".
2. Цели и принципы Плана действий
Главной целью Плана действий является профилактика и снижение курения табака и табачных изделий в Республике Саха (Якутия).
Выполнение Плана действий строится на основе объединения усилий государственных органов, общественных формирований и граждан Республики Саха (Якутия). Приоритетное внимание уделяется ранней профилактике курения среди детей и подростков и формированию в обществе осознанного отношения к последствиям курения на организм человека.
3. Ресурсное обеспечение
При разработке Плана действий учитывалось, что его реализация будет осуществляться в условиях значительного дефицита финансовых средств. В связи с этим, объем финансирования предусмотрен в границах необходимого минимума.
Плана действий реализуется за счет средств республиканского и местных бюджетов улусов и городов. К финансированию мероприятий Плана действий предусмотрено привлечение средств министерств, ведомств, предприятий различных форм собственности и других внебюджетных источников.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации Плана действий (в ценах 2000 г.) составляет 5070,0 тыс. рублей. Финансовые средства для реализации Плана действий будут ежегодно уточняться ответственным исполнителем в установленном порядке.
4. Механизм реализации
Ответственным за реализацию Плана действий является Департамент по охране генофонда народов Республики Саха (Якутия) Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).
Основными исполнителями являются:
Департамент по охране генофонда народов Республики Саха (Якутия) Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия);
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);
Министерство образования Республики Саха (Якутия);
Министерство по делам молодежи Республики Саха (Якутия);
Департамент по печати и средствам массовой информации при Правительстве РС(Я);
Институт здоровья АН РС(Я);
Администрации улусов и городов.
5. Организация управления и контроль за ходом реализации Плана действий
Управление реализацией Плана действий осуществляет Департамент по охране генофонда народов Республики Саха (Якутия) Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия). При необходимости в установленном порядке вносятся предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных мероприятий.
Контроль за реализацией Плана действий осуществляет Правительство Республики Саха (Якутия) путем рассмотрения отчета Департамента по охране генофонда народов Республики Саха (Якутия) Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) о ходе реализации на своих заседаниях с участием заинтересованных министерств и ведомств.
6. Оценка эффективности и результаты реализации
Реализация Плана действий обеспечит:
- проведение ранней и специфической профилактики табакокурения среди детей, подростков и молодежи;
- создание сети кабинетов по избавлению от курительной зависимости;
- информирование населения о вреде табакокурения с целью выработки осознанного отношения к потреблению табака и табачных изделий;
- снижение количества курящих и, как следствие, улучшение физического здоровья населения Республики Саха (Якутия);
- увеличение средней продолжительности жизни граждан Республики Саха (Якутия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2000 г. N 482 "О Плане действий органов исполнительной власти по профилактике курения в Республике Саха (Якутия) в 2001 - 2005 гг."
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2002 г. N 642 настоящее Постановление признано утратившим силу