Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 18 апреля 2000 г. N 226
"О Целевой программе об экономическом и социальном развитии
коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) на период до 2005 г."
Информация об утрате силы настоящего документа содержится в документе:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2002 г. N 640
В целях повышения уровня жизни коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия), реализации их национально-культурных запросов и сохранения сложившихся традиций, исходя из необходимости всесторонней государственной защиты и помощи этим народам Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Целевую программу об экономическом и социальном развитии коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) на период до 2005 г. (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия).
3. Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) (Алексеева О.И.) и Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Кугаевский А.А.):
включить Программу в перечень программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Саха (Якутия);
при разработке прогнозов социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и проектов бюджета на 2001 г. и последующие годы предусматривать выделение средств для реализации Программы.
4. Министерству по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, администрациями улусов, на территории которых проживают коренные малочисленные народы Севера, Союзом Ассоциаций коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) (Кривошапкин А.Н.) ежегодно осуществлять корректировку заданий Программы в пределах выделяемых ассигнований.
Ежегодно, к 10 февраля, направлять в Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) (Алексеева О.И.), Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (Кугаевский А.А.), Комитет по вопросам развития Севера Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Васильеву Е.С.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
В. Власов |
Целевая программа об экономическом и социальном развитии
коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) на период до 2005 г.
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 18 апреля 2000 г. N 226)
Содержание
Паспорт Программы 1. Введение 1.1. Современный уровень социально-экономического развития коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) 1.2. Опыт реализации политики государственного протекционизма по отношению к коренным малочисленным народам Севера 2. Цель и задачи Программы 3. Система программных мероприятий 4. Ресурсное обеспечение Программы 5. Механизм реализации Программы 6. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации Приложение N 1. Перечень населенных пунктов, отнесенных к местам компактного проживания малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). Приложение N 2. Перечень объектов в поселениях малочисленных народов Севера, строящихся за счет Инвестиционного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2000 г. Приложение N 3. Перечень объектов, предлагаемых к включению в Инвестиционный бюджет Республики Саха (Якутия). Приложение N 4. Перечень объектов традиционных отраслей хозяйства малочисленных народов Севера. Приложение N 5. Перечень мероприятий подпрограммы "Социальная политика" на период до 2005 г. Приложение N 6. Перечень специальностей и ассигнования из бюджета Республики Саха (Якутия), необходимые для подготовки специалистов в поселениях малочисленных народов Севера. Приложение N 7. Инвестиционные проекты, предлагаемые к участию в конкурсе на получение средств Инвестиционного бюджета Республики Саха (Якутия) |
Стр. 3 5 5 6 8 9 11 11 12 |
Паспорт Программы
Наименование Программы | Целевая программа об экономическом и социальном развитии коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) на период до 2005 г. |
Дата принятия решения о разработке Программы |
постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 29 октября 1996 г. ПП N 374-1 |
Государственный заказчик-координатор |
Министерство по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) |
Основной разработчик Программы |
Министерство по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия), администрации улусов и городов Республики Саха (Якутия), Институт проблем малочисленных народов Севера СО РАН |
Цели и задачи Программы |
Создание условий для устойчивого развития экономики в местах компактного проживания малочисленных народов Севера, обеспечение повышения уровня их жизни. |
Сроки реализации Программы |
2001-2005 гг. |
Перечень основных подпрограмм |
"Строительство жилья, общественных и производственных зданий", "Строительство объектов традиционных отраслей хозяйства и переработки продукции", "Социальная политика", "Подготовка и переподготовка кадров в местах компактного проживания малочисленных народов Севера", "Создание рабочих мест за счет развития традиционных и нетрадиционных видов деятельности". |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий |
Министерство по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия), другие органы исполнительной власти, научные организации, предприятия, администрации улусов, городов |
Объемы и источники финансирования |
Всего за счет бюджета Республики Саха (Якутия) на 2001-2005 гг. - 22,06 млн. рублей, в том числе на 2001 г. - 4,73 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Создание в местах компактного проживания малочисленных народов Севера производственного потенциала, обеспечивающего развитие традиционных отраслей хозяйствования на основе современных технологий, повышение уровня социального и духовного развития малочисленных народов Севера. |
Контроль за исполнением Программы |
Министерство по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия), Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия) |
1. Введение
Целевая программа об экономическом и социальном развитии коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) на период до 2005 г. (далее по тексту - Программа) устанавливает основные направления развития мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера на перспективу до 2005 г.
При разработке заданий Программы учтены предложения администраций 20 улусов республики, в которых проживают малочисленные народы Севера, заявки на строительство и реализацию инвестиционных проектов, поданные родовыми общинами и предприятиями, осуществляющими свою деятельность в поселениях малочисленных народов Севера, опыт реализации на территории республики федеральной Программы экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера до 2000 г.
Ежегодный состав программных мероприятий и объемы финансирования будут зависеть от изменений в социально-экономическом развитии Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). В целях оперативного учета происходящих перемен Программа устанавливает основные направления развития до 2005 г., а детальную разработку мероприятий предполагает на срок до 1 года с согласованием ежегодных заданий и планируемых объемов финансирования с заинтересованными министерствами и ведомствами.
1.1. Современный уровень социально-экономического развития коренных
малочисленных народов Республики Саха (Якутия)
На территории Республики Саха (Якутия) проживает 28 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. В основном эти народы компактно проживают в 81 населенном пункте 20 улусов республики. Наибольшее количество поселений (48 поселков) расположено в 12 арктических улусах (см. приложение N 1).
В силу историко-географических условий, специфичности традиционных отраслей хозяйствования коренные жители Севера оказались менее приспособленными к существованию в период становления рыночных отношений.
Современная демографическая ситуация в улусах, где проживают коренные малочисленные народы Севера, характеризуется снижением численности населения. Основными причинами снижения численности населения являются сворачивание политики государственной поддержки промышленного освоения Севера и распад СССР, что привело к массовой миграции населения за пределы республики. По данным Комитета по статистике Республики Саха (Якутия) наибольшая интенсивность миграции наблюдается из арктических улусов: Усть-Янского, Верхоянского, Булунского, Нижнеколымского. Только в Усть-Янском улусе число выбывших за последние годы составило 8,5 тыс. человек (Статистический сборник N 71/4399).
Миграция специалистов и снижение общей численности населения в улусах обуславливают закрытие школ, учреждений здравоохранения, культуры. Ставят под угрозу бесперебойное тепло- и энергообеспечение поселений, что усугубляет социальные проблемы коренного населения. Средняя продолжительность жизни представителей малочисленных народов Севера короче, чем в республике, на 18 лет. (Статистический сборник N 171/4071).
На рынке труда в поселениях малочисленных народов Севера сохраняются основные тенденции, сложившиеся по всей республике: снижается уровень занятости на фоне роста общей и официальной безработицы. За пять лет численность занятых на предприятиях республики уменьшилась на 25%.
Наиболее тяжелое положение у коренных жителей в арктических улусах. Занятость населения снизилась за 5 лет на 38,9%. Денежные доходы на душу населения в 1997 г. были ниже среднереспубликанских на 29,6%. Размер среднемесячной заработной платы по арктическим улусам составляет 85,3% от среднереспубликанских значений. Объем инвестиций в основной капитал снизился с 4,6% в 1992 г. до 1% в 1997 г. (Статистический сборник N 71/4399).
Традиционно коренные малочисленные народы Севера занимаются оленеводством. Однако кризисные явления в экономике непосредственно влияют и на состояние дел в этой отрасли. В целом в республике, по данным учета на 1 января 1998 г., по сравнению с 1 январем 1993 г. поголовье оленей снизилось на 43%, в арктических улусах - на 48%.
Экономика малочисленных народов Севера продолжает погружаться в депрессивное состояние, а уровень жизни этих народов существенно ниже среднереспубликанских показателей.
1.2. Опыт реализации политики государственного протекционизма
по отношению к коренным малочисленным народам Севера
С 1991 г. на территории республики действует федеральная Программа экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера до 2000 г. За годы действия которой введено в строй более 29 тыс. кв. метров жилья, построены общественные и производственные здания. Несмотря на определенные позитивные результаты, не удалось создать в местах компактного проживания производственный потенциал и социальную инфраструктуру, на основе которых малочисленные народы Севера должны были перейти к устойчивому развитию.
Причин несколько. Во-первых, задания Программы и направления финансирования утверждались последний раз в 1996 г. и не учитывают изменений, происшедших в социально-экономическом развитии республики. Не учитывается наличие вторичного рынка жилья при решении жилищных проблем. Не используются имеющиеся мощности при создании новых производств. В итоге - повышенные затраты и малоэффективные результаты.
Во-вторых, влияние программных мероприятий заканчивается после ввода производственного объекта в эксплуатацию. Практика показала, что отсутствие профессионального управления и государственной поддержки быстро приводит к сворачиванию производства.
В-третьих, невозможно решить проблемы поселений только за счет капитальных вложений в жилье и производство, оставляя без внимания вопросы здравоохранения, образования, культуры.
И последнее, отсутствие разработанного механизма привлечения прочих источников оставило без финансирования 50% программных мероприятий уже на стадии их планирования. А сложившаяся практика погашения кредиторской задолженности из федерального бюджета через год без учета инфляции окончательно определила недостаточную эффективность реализуемых заданий.
Государственная поддержка коренных малочисленных народов Севера из средств бюджета Республики Саха (Якутия) осуществляется за счет инвестиций в форме капитальных вложений и мероприятий, утверждаемых решениями Президента, Правительства Республики Саха (Якутия) и Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). В 1995-1998 годах приняты постановления и распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) об особых мерах государственной поддержки ведения традиционных отраслей, ряд постановлений по плану действий Правительства в связи с объявлением Президентом Республики Саха (Якутия) 1998 года "Годом Арктики" и другие.
Принимаемые оперативные решения не могут охватить всех проблем и исполняются, как правило, не в полном объеме ввиду постоянного недостатка средств в республиканском бюджете.
В период обострившегося экономического и финансового кризиса для получения реальных результатов от государственной поддержки необходимо в рамках Программы установить на перспективу объем инвестиций во все поселения малочисленных народов Севера, выделить первоочередные проблемы и мобилизовать на их решение республиканские и федеральные средства, активизировать работу по привлечению прочих источников финансирования.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью настоящей Программы является создание условий для устойчивого развития экономики в местах компактного проживания малочисленных народов Севера и повышение уровня их жизни.
Первоочередной задачей Программы является формирование в 2000 году перечня инвестиций, направляемых на капитальное строительство, в промышленность и социальную сферу и необходимых для развития поселений малочисленных народов Севера в перспективе до 2005 г. Реализация первоочередных инвестиционных проектов в 2001-2002 гг. будет осуществляться с учетом реальных возможностей бюджета Республики Саха (Якутия).
С учетом того, что объем финансирования, необходимый для решения жилищных, производственных и социальных проблем, превышает возможности республиканского бюджета, важными задачами Программы являются:
привлечение средств федеральных целевых программ "Дети Севера" и "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 г." на реализацию намеченных заданий;
оформление и защита заявок на использование средств бюджета развития Российской Федерации в долевом финансировании дорогостоящих инвестиционных проектов;
взаимодействие с международными, федеральными и республиканскими органами и предприятиями по вопросам совместной деятельности в рамках настоящей Программы.
Успех реализации намеченных задач зависит не только от объема привлеченных финансовых ресурсов, но и от эффективного использования результатов реализованных проектов. Поэтому задачами Программы являются также организация контроля над использованием выделяемых средств и совершенствование механизмов взаимодействия родовых общин с государственным заказчиком, заинтересованными министерствами и ведомствами по вопросам эксплуатации производственных и общественных объектов.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий содержит пять подпрограмм, предполагающих инвестиции в жилищную, социальную и производственную сферы поселений малочисленных народов Севера.
3.1. Подпрограмма "Строительство жилья, общественных
и производственных зданий"
Целью подпрограммы является создание в поселениях малочисленных народов Севера производственной и социальной инфраструктуры.
Достижению цели способствует реализация различных целевых отраслевых программ, утвержденных на территории Республики Саха (Якутия). Полный перечень объектов, строящихся в местах компактного проживания малочисленных народов Севера по утвержденным целевым программам республики, приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Строительство жилья, производственных и общественных зданий Министерство по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) осуществляет с 1991 г. за счет средств бюджета Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 13.09.96 N 1099 о федеральной целевой Программе экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера до 2000 года предусматривает долевое финансирование мероприятий Программы со стороны субъектов Федерации.
В приложении N 3 к настоящей Программе представлен перечень объектов, сооружаемых Министерством по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) в поселениях малочисленных народов Севера и предлагаемых к включению в Инвестиционный бюджет Республики Саха (Якутия) с целью долевого финансирования.
3.2. Подпрограмма "Строительство объектов традиционных отраслей
хозяйства и переработки продукции"
Целью подпрограммы является строительство объектов традиционных отраслей хозяйства и цехов переработки продукции рыболовства, оленеводства и охотничьего промысла.
Особая актуальность подпрограммы определяется тем, что в основе экономики малочисленных народов Севера - традиционные отрасли хозяйствования. Строительство цехов, оснащенных современным оборудованием и технологиями, обеспечит интеграцию экономики малочисленных народов Севера в единое экономическое пространство республики.
При формировании перечня объектов (приложение N 4) учитывались:
наличие объемов переработки и традиционных отраслей хозяйства;
обоснованность заявок родовых общин на строительство данных объектов, а также подтверждение администраций улусов о целесообразности такого строительства;
возможность долевого участия Российской Федерации в строительстве по Программе экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера до 2000 г.
3.3. Подпрограмма "Социальная политика"
Обеспечить нормальную жизнедеятельность коренного населения только за счет инвестиций в форме капитальных вложений невозможно. Жизнь человека неразрывно связана с духовными ценностями. Коренные малочисленные народы Севера придерживаются традиционного уклада жизни, поэтому для них важно сохранить духовную культуру, обряды, обычаи, традиции и родной язык.
В рамках подпрограммы намечается поддерживать деятельность коренных жителей Севера, направленную на сохранение и развитие материальных и духовных ценностей, уникальной, самобытной культуры. Культурное наследие народов Севера Республики Саха (Якутия) пополняет сокровищницу мировых ценностей. Циркумполярная культура народов Арктики и Севера является достоянием всего человечества.
Задания Программы по вопросам культуры, образования, подготовки кадров и др. предполагается решать за счет бюджета республики и привлечения средств организаций, деятельность которых направлена на решение социальных вопросов (приложение N 5).
3.4. Подпрограмма "Подготовка и переподготовка кадров в местах
компактного проживания малочисленных народов Севера"
Целями подпрограммы являются повышение уровня образованности, улучшение организации образования, подготовка и переподготовка специалистов из числа представителей малочисленных народов Севера с учетом национальной специфики.
В приложении N 6 к настоящей Программе показана потребность в специалистах, установленная в зависимости от вида производственного или социального объекта, сооружаемого в поселениях малочисленных народов Севера.
Состав специалистов определен до 2002 г., в последующие годы перечень необходимых специальностей будет уточняться в зависимости от заявок, поступающих из улусов, на подготовку кадров и строительство объектов. Подготовка специалистов осуществляется в счет контрольных цифр государственного набора.
3.5. Подпрограмма "Создание рабочих мест за счет развития
традиционных и нетрадиционных видов деятельности"
Целью подпрограммы является реализация инвестиционных проектов родовых общин и их союзов, обеспечивающих создание новых рабочих мест как за счет традиционных, так и нетрадиционных видов деятельности.
По ряду инвестиционных проектов с 1996 г. Министерством по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) проведена определенная работа. Построена производственная база РО "Куртак" в Нерюнгринском улусе, перерабатывающий цех РО "Тайга" в Усть-Майском улусе и др.
Перечень инвестиционных проектов и бизнес-планов, поданных в Министерство по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) с целью получения государственной поддержки для их реализации, приведен в приложении N 7 к настоящей Программе. Государственное финансирование поданных заявок предусматривается на конкурсной основе при наличии инвестиционной документации в соответствии с требованиями постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.08.97 N 385 "О порядке организации и проведения республиканских конкурсов по размещению средств Инвестиционного бюджета (бюджета развития) Республики Саха (Якутия), намечаемых к распределению на конкурсной основе".
4. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем инвестиций из бюджета Республики Саха (Якутия), необходимый для выполнения заданий Программы до 2005 г., оценивается в 22,06 млн. рублей. На капитальное строительство планируется направить 16,19 млн. рублей, на социальные вопросы - 3,39 млн. рублей, на подготовку кадров - 2,48 млн. рублей.
Объем инвестиций из бюджета Республики Саха (Якутия) на 2001 год - 4,73 млн. рублей, из которых 1,68 млн. рублей - на капитальное строительство, 2,56 млн. рублей - на социальную политику, 0,49 млн. рублей - на подготовку кадров.
5. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться за счет бюджета Республики Саха (Якутия), привлечения средств бюджета Российской Федерации и прочих источников.
Использование средств бюджета республики предполагается при реализации всех программных заданий. Средства бюджета России планируется привлечь для строительства жилья, объектов традиционных отраслей хозяйства, переработки, связи и энергетики путем согласования с Комитетом по делам Севера Российской Федерации действий при выполнении заданий настоящей Программы и федеральных программ "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 г." и "Энергообеспечение районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, а также мест проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока за счет использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива на 1997-2000 гг.".
С целью привлечения дополнительных средств планируется рассмотреть ряд программ по решению актуальных социально-экономических проблем, таких как развитие спутниковой связи, выявление и лечение туберкулеза в местах компактного проживания малочисленных народов и др. на Межведомственной комиссии по делам Арктики и Антарктики в г. Москве.
В 1996 г. по решению Правительства Республики Саха (Якутия) в рамках программы сотрудничества с Программой развития ООН Министерством по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) создан фонд, являющийся основой реализации ряда проектов по содействию в развитии коренным малочисленным народам республики. Необходимо завершить разработанные проекты ПРООН по здравоохранению, образованию и культуре, провести работу по совместной организации перерабатывающих производств.
С целью эффективного использования создаваемых производств объекты производственного назначения, построенные за счет средств бюджета республики, оформляются в государственную собственность и передаются для эксплуатации родовым общинам. На период 3-5 лет сохраняется участие государственных органов в управлении производством.
При выделении государственных инвестиционных ресурсов на реализацию бизнес-планов по развитию производства и созданию новых рабочих мест последние предоставляются на условиях возвратности или оформления доли акций вновь создаваемых акционерных обществ в государственную собственность.
6. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляются в соответствии с требованиями постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 июня 1997 г. N 254 "О государственных целевых программах Республики Саха (Якутия)".
Контроль за выполнением Программы возлагается на государственного заказчика - Министерство по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия), который взаимодействует с Министерством экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия), Министерством финансов Республики Саха (Якутия) и другими органами исполнительной власти, на территории которых проживают коренные малочисленные народы Севера, и информирует Правительство Республики Саха (Якутия) по итогам года о реализации Программы.
Министерство по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) координирует работу исполнителей, финансирование мероприятий Программы, привлечение внебюджетных средств, обеспечивает эффективное использование выделяемых средств и введенных производственных мощностей, размещает заказы на поставку продукции для республиканских нужд, выполнение необходимых по Программе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Ежегодно Министерство по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия) корректирует перечень мероприятий и вводимых объектов на очередной хозяйственный год, определяет приоритеты, принимает меры по привлечению внебюджетных источников для финансирования Программы.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет также Союз Ассоциаций коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена целевая программа, основной целью которой является создание условий для устойчивого развития экономики в местах компактного проживания малочисленных народов Севера и повышение уровня их жизни.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 апреля 2000 г. N 226 "О Целевой программе об экономическом и социальном развитии коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) на период до 2005 г."
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2002 г. N 640 настоящий документ признан утратившим силу