Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 18 октября 2000 г. N 539
"О Концепции государственной политики по проблемам табакокурения
в Республике Саха (Якутия)"
25 декабря 2000 г.
В республике на протяжении ряда лет отмечается выраженная тенденция к увеличению числа курильщиков. Особую тревогу вызывает распространенность курения среди детей, подростков и женщин.
В целях охраны здоровья населения и руководствуясь Законом Республики Саха (Якутия) "О профилактике и ограничении курения табака и табачных изделий в Республике Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
Законом Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2003 г. 57-З N 117-III Закон "О профилактике и ограничении курения табака и табачных изделий в Республике Саха Якутия)" признан утратившим силу
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2000 г. N 663 пункт 1 настоящего постановления изложен в новой редакции. Подпункты 1.1 и 1.2 признаны утратившими силу
1. Предприятиям и организациям обеспечить реализацию табака и табачных изделий с содержанием в одной сигарете или папиросе (табачном изделии) никотина не более 1,3 мг, смол - не более 15 мг, согласно нормативам ГН 2.3.2.022 - 95 "Предельно допустимые уровни содержания смолы и никотина в табачных изделиях".
1.1. Обеспечить реализацию табака и табачных изделий только после проведения лабораторных исследований на содержание смолы и никотина в соответствии с гигиеническими нормативами ГН 2.3.2.022-95 "Предельно допустимые уровни содержания смолы и никотина в табачных изделиях";
1.2. Обеспечить наличие обязательной наклейки на потребительской упаковке табачных изделий о вреде курения с указанием информации о содержании вредных веществ -смолы и никотина на двух языках (русском и якутском).
2. Комитету Республики Саха (Якутия) по санитарно-эпидемиологическому надзору (Протодьяконов А.П.):
2.1. Организовать лабораторный контроль по экспертной оценке качества и безопасности табака и табачной продукции;
2.2. Организовать социально-гигиенический мониторинг за состоянием здоровья населения, связанный с проблемой табакокурения, с разработкой практических мероприятий по профилактике табачной зависимости.
2.3. Изучить вопрос о реальных объемах поступления табачных изделий с выявлением конкретных оптовых поставщиков с целью дальнейшего ограничения каналов поступления табачных изделий.
2.4. Обеспечить контроль по запрещению продажи табака и табачных изделий лицам моложе 18 лет.
3. Комитету по санитарно-эпидемиологическому надзору Республики Саха (Якутия) (Протодьяконов А.П.), Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Егоров И.Я.) организовать разработку, выпуск медицинской литературы, методических рекомендаций по профилактике курения, памяток "Как бросить курить" бюллетеней о заболеваниях, связанных с курением, плакатов о вреде курения.
4. Департаменту по печати и средствам массовой информации при Правительстве Республики Саха (Якутия) (Пестряков Ф.П.), Национальной вещательной компании "Саха" (Ноев А.И.) организовать специализированные постоянно действующие программы телевидения и рубрики в печатной продукции по проблемам табакокурения.
5. Одобрить прилагаемую Концепцию государственной политики по проблемам табакокурения в Республике Саха (Якутия).
6. Комитету по статистике Республики Саха (Якутия) (Торговкина Т.А.) изучить вопрос выборочного обследования населения с целью определения курящего контингента республики.
7. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Мучина М.В.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
В. Власов |
Концепция государственной политики по проблемам табакокурения
в Республике Саха (Якутия)
(одобрена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 18 октября 2000 г. N 539)
25 декабря 2000 г.
Введение
Концепция государственной политики в области табакокурения и оборота табачной продукции в Республике Саха (Якутия) - это своего рода научно-теоретический фундамент в сфере формирования среди населения республики здорового образа жизни, воплощение предложений в общепризнанные цели, приоритеты и принципы.
Курение - это не "вредная привычка", как считают многие, а лекарственная наркомания, которая вызывает состояние периодической или хронической интоксикации. Об этом говорят такие факты, как неопределимое желание или необходимость потреблять лекарство и доставать его любым способом; тенденция со временем увеличивать дозировки; развитие явлений абстиненции, т.е. тягостных физических ощущений при прекращении курения; проявление токсического действия.
По данным Комитета Республики Саха (Якутия) по статистике оборот розничной торговли табачными изделиями, махоркой, папиросами в республике за последние 5 лет возрос в 5,7 раз, следовательно, и курить стали в 5,7 раз больше по сравнению с 1995 г.
Ярким индикатором массового курения населения республики является рост уровня заболеваемости: раком легких, эмфиземы, преждевременных родов у курящих женщин и т.д. Имеется тенденция роста курящих среди подростков, учащихся общеобразовательных школ.
Существуют проблемы в сфере оборота табачных изделий: реализация низкокачественных сигарет, папирос, зачастую фальсифицированных, а также с содержанием в одной сигарете или папиросе более 1,1 мг никотина и более 12 мг смол.
Основная цель Концепции - разработка принципов деятельности государства и общества в целом по формированию и стимулированию здорового образа жизни среди населения Республики Саха (Якутия), направленных на то, чтобы каждый житель республики осознал пагубное влияние табака не только на здоровье самого курильщика, но и на здоровье окружающих его людей (пассивных курильщиков), а в дальнейшем и на здоровье будущего поколения.
Здоровый образ жизни определяет не только поведение человека в семье, в коллективе, в обществе в целом, а также обеспечение системного, непрерывного и комплексного подхода для достижения стратегической цели формирования здорового человека, гармонически развитой личности, имеющей высокие духовные установки.
Представляемый проект Концепции определяет стратегию, принципы, приоритетные направления государственной политики по проблемам табакокурения в республике на ближайшие годы.
1.Ситуация в Республике Саха (Якутия) по табакокурению
Ситуация в Республике Саха (Якутия) по табакокурению была и остается проблематичной и напряженной. Курение глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. Число курящего населения ежегодно растет. Рост числа курящих жителей республики идет за счет вовлечения курения новых поколений курильщиков - подрастающее поколение, женщины репродуктивного возраста и увеличение потребления табака заядлыми курильщиками. Но при помощи только запретов и жестких административных ограничений нельзя изменить сложившуюся на протяжении многих поколений традиционную систему. Вряд ли можно найти более вредную и губительную для человека привычку, чем курение табака.
Выход из сложившегося положения возможен лишь на путях разработки и последовательного, поэтапного осуществления научно обоснованной, реально экономически обеспеченной и сбалансированной государственной политики против курения. При этом следует понимать всю совокупность действий законодательных и исполнительных институтов республики, а также одновременную реализацию мер против курения, направленных на предупреждение и преодоление негативных последствий на организм как курящих, так и окружающих их людей, вдыхающих табачный дым.
Курение - это зависимость, которая ограничивает степень свободы каждого курящего. Основной повреждающий компонент сигаретного дыма - табачная смола, в состав которой входит огромное количество вредных химических веществ, в том числе и яды. Воздействие этих химических соединений на организм способствует развитию таких опасных заболеваний, ведущих к преждевременной смерти, как инфаркт миокарда, кровоизлияние в мозг, хронический бронхит и эмфизема легких, рак легкого, а также опухоли других локализаций.
У курящих родителей возникают проблемы с зачатием ребенка из-за нарушений репродуктивной функции, у курящих матерей чаще происходит выкидыши, возрастает вероятность преждевременных родов. У плода курящей матери подавляется функция дыхания, что в дальнейшем приводит к бронхитам и пневмониям, увеличению неврологических нарушений и врожденных патологий у будущего ребенка.
Большинство людей не могут преодолеть страдания в период воздержания от табака и снова начинают курить. По данным социологических опросов установлено, что среди пытавшихся бросить курить 75% не смогли этого сделать.
Следует помнить, что табак вреден не только курильщику, но и близким и окружающим, значить привычка эта к тому же безнравственная, аморальная.
Устранение глубинных причин курения - сложный и долговременный процесс. При формировании стратегии борьбы против курения должны быть определены наиболее приоритетные направления.
2. Цель государственной политики по табакокурению
и обороту табачной продукции
Целью государственной политики по табакокурению и обороту табачной продукции является формирование здорового образа жизни в республике и уменьшение негативных социально-экономических и медицинских последствий табакокурения.
3. Стратегия и принципы государственной политики по табакокурению
При оценке существа проблемы курения необходимо ее понимание как высоко социально значимой, системной, многоуровневой проблемы, во главе которой стоит личность, взаимодействующая с социальной средой. Заслон от негативных влияний, формирующих зависимость от курения, должен обеспечиваться воздействием социальных институтов: семья, коллектив и общества в целом, а также воздействием как профилактического, культурно-воспитательного и образовательного характера, направленных на разумную, осознанную борьбу против курения. Главным акцентом в борьбе против курения должно стать здоровье подрастающего поколения.
Государственная социальная политика, направленная против табакокурения, строится на объективном анализе причин и факторов распространения курения и учете реальных условий жизни и возможностей общества. При осуществлении данной политики предпочтение должно отдаваться мерам профилактического, культурно-воспитательного и образовательного характера, направленным на разумный и осознанный отказ от курения.
Успех этой политики обеспечивается созданием в республике широкой социальной системы профилактики курения, эффективного механизма управления и координации соответствующей работы различных государственных органов, социальных институтов и общественных организаций.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2000 г. N 663 в раздел 4 настоящей Концепции внесены изменения
4. Приоритетные направления политики
в области табакокурения на ближайшие годы
Обычаи, привычки и навыки, от которых во многом зависит здоровье человека, складывались веками и изменить их не так то просто. Несмотря на это, борьбу с курением необходимо активно продолжать.
Для этого необходимо:
осуществление санитарного просвещения населения о вреде курения табака и табачных изделий;
защита прав некурящих граждан республики;
в программы всех образовательных учреждений, в деятельность учреждений здравоохранения и культуры внести разделы и мероприятия по разъяснению вредного воздействия на организм человека табака и табачных изделий, связанных с их потреблением, и профилактике курения;
предприятиям и организациям, осуществляющим реализацию табака и табачных изделий, обеспечивать продажу данного товара только с содержанием в одной сигарете или папиросе (табачном изделии) никотина не более 1,3 мг, смол - не более 15 мг, согласно нормативам ГН 2.3.2.022 - 95 "Предельно допустимые уровни содержания смолы и никотина в табачных изделиях";
организациям и предприятиям, ответственным за размещение и распространение рекламы табака и табачных изделий, неукоснительно обеспечивать и соблюдать требования Федерального закона "О рекламе", в котором предусмотрены особенности размещения и распространения рекламы табака и табачных изделий.
запретить курение на всех видах общественного транспорта, в местах массовых посещений и отдыха граждан, а также в медицинских, и общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях.
запрещается реализация табака и табачных изделий в учреждениях дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также в специализированных детских учреждениях здравоохранения, культуры и спорта;
выработать меры материального и морального поощрения некурящих и лиц, отказавшихся от курения;
формирование атмосферы общественного осуждения курения;
развитие эффективной, материально обеспеченной системы предупреждения и преодоления табакокурения;
организационное, информационное и финансовое обеспечение противодействия табакокурению.
В детских садах в форме игры неустанно твердить о вреде курения, чтобы с дошкольных лет у ребенка подсознательно сформировалось чувство неприязни к табаку.
5. Организационное, информационное обеспечение
противодействия курению
Принимая во внимание многоплановость проблемы курения, мероприятия по противодействию этому явлению должны носить комплексный характер, обеспечиваться скоординированными усилиями различных структур, действующих в правовой, правоохранительной, культурно-образовательной, медицинской и социально-экономической сферах жизни общества.
Борьба с курением - важнейшая государственная проблема, в решении которой должен принимать участие каждый сознательный гражданин нашей республики. Активное и пассивное курение подрывает здоровье любого организма, а здоровье каждого человека определяет здоровье населения в целом.
Государственная политика в области табакокурения должна реализоваться через разработку и проведение в жизнь комплексных и целевых (республиканских, улусных) программ.
Исходя из прав граждан на всестороннюю объективную информацию о негативных медико-социальных последствиях курения, а также необходимостью создания полноценной информационной базы для обеспечения управления процессом предупреждения и преодоления табакокурения следует обеспечить:
совершенствование государственной статистики по проблемам оборота табачной продукции - путем расширения системы показателей, отражающих уровень и особенности курения населением и связанных с ним негативных последствий;
путем оптимизации системы сбора, обработки, оценки и публикации статистической информации, что позволит получать более полную и объективную картину реальной ситуации по табакокурению в республике в динамике;
проведение регулярных широкомасштабных социологических и эпидемиологических исследований по проблеме распространенности курения среди различных социальных и этнических групп населения, прежде всего среди подростков, молодежи, а также по изучению общественного мнения по различным проблемам государственной политики в области табакокурения и оборота табачной продукции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2000 г. N 539 "О Концепции государственной политики по проблемам табакокурения в Республике Саха (Якутия)"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2000 г. N 663 в настоящее постановление и Концепцию внесены изменения