Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 15 декабря 2000 г. N 646
"О республиканской целевой программе улучшения условий
и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2001 г."
Информация об утрате силы настоящего документа содержится в документе:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2002 г. N 420
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и в целях обеспечения реализации государственной политики в области улучшения условий и охраны труда работающих на производстве Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу улучшения условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2001 г. (далее - Программу).
2. Определить государственным заказчиком программы Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия).
3. Министерствам разработать отраслевые программы на 2001 г. с учетом проблем и предложений предприятий.
4. Главам администраций улусов и городов республиканского значения:
на основе ранее отправленных рекомендаций разработать улусные программы по улучшению условий и охраны труда на 2001 г. с отражением в них насущных проблем в области охраны труда, требующих разрешения на уровне улуса;
при формировании аппарата администрации улуса предусмотреть штатную единицу специалиста по труду и трудовым отношениям с целью выполнения пункта 5.2 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.11.98 N 529 и осуществления государственной политики в области охраны труда.
5. Для реализации настоящего постановления Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) и Фонду государственного социального страхования Республики Саха (Якутия) предусмотреть финансирование мероприятий по реализации Программы за счет средств соответствующих бюджетов на 2001 г. в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Акимова А.К.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
В. Власов |
Республиканская целевая программа улучшения условий
и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2001 г.
(утв. постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2000 г. N 646)
Паспорт республиканской целевой программы улучшения условий
и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2001 г.
/----------------------------------------------------------------\
|Наименование Программы|Республиканская целевая программа |
| |улучшения условий и охраны труда в |
| |Республике Саха (Якутия) на 2001 г. |
|----------------------+-----------------------------------------|
|Основание для |Распоряжение Правительства Республики |
|разработки |Саха (Якутия) от 25 апреля 2000 г. |
| |N 615-р "О комиссии по разработке |
| |республиканской программы улучшения |
| |условий и охраны труда на 2001-2003 гг. "|
|----------------------+-----------------------------------------|
|Государственный |Министерство труда и социальной защиты |
|заказчик Программы |населения Республики Саха (Якутия) |
|----------------------+-----------------------------------------|
|Основные разработчики |Министерство труда и социальной защиты |
|Программы |населения Республики Саха (Якутия), |
| |Федерация профсоюзов Республики Саха |
| |(Якутия), Сахагострудинспекция |
|----------------------+-----------------------------------------|
|Цели и задачи |Снижение производственного травматизма и |
|Программы |профессиональных заболеваний на |
| |производстве; |
| |создание условий, обеспечивающих |
| |сохранение жизни и здоровья работников в |
| |процессе трудовой деятельности, путем |
| |совершенствования нормативно-правовой |
| |базы в области охраны труда; |
| |обеспечение совместных действий органов |
| |законодательной, исполнительной власти, |
| |объединений работодателей, |
| |профессиональных союзов республики |
| |по улучшению условий и охраны труда; |
| |подготовка и реализация нормативно - |
| |правовых актов в области условий и охраны|
| |труда; |
| |контроль за соблюдением нормативно - |
| |правовых актов по условиям и охране |
| |труда, предоставлением работникам |
| |организаций предусмотренных |
| |законодательством льгот и компенсаций за |
| |тяжелые работы и работы с вредными и |
| |опасными условиями труда; |
| |совершенствование системы управления |
| |охраной труда, включая обучение, проверку|
| |знаний руководителей, специалистов в |
| |области условий и охраны труда и |
| |информационное обеспечение на базе |
| |Регионального центра по охране труда в |
| |Республике Саха (Якутия); |
| |осуществление экспертиз, с помощью |
| |испытательной лаборатории по условиям |
| |труда, на предприятиях республики с |
| |последующим оформлением и выдачей |
| |сертификатов безопасности; |
| |создание системы информирования |
| |работающих о состоянии условий и охраны |
| |труда на предприятиях и в организациях |
| |республики с использованием Российской |
| |информационной системы нормативно - |
| |правового обеспечения охраны труда |
| |(РИСОТ) |
|----------------------+-----------------------------------------|
|Срок реализации | |
|Программы |2001 г. |
|----------------------+-----------------------------------------|
|Перечень основных |Нормативно-правовое и информационное |
|мероприятий Программы |обеспечение в области охраны труда; |
| |совершенствование системы непрерывного |
| |обучения и образования в области охраны |
| |труда; |
| |научное обеспечение охраны труда; |
| |создание банка данных по средствам |
| |индивидуальной защиты, обязательным для |
| |применения в условиях Крайнего Севера; |
| |социальная, медицинская и |
| |профессиональная реабилитация лиц, |
| |пострадавших на производстве и во время |
| |учебно-воспитательного процесса |
|----------------------+-----------------------------------------|
|Исполнители основных |Министерство труда и социальной защиты |
|мероприятий Программы |населения Республики Саха (Якутия); |
| |Министерство образования Республики Саха |
| |(Якутия); |
| |Комитет по санэпиднадзору Республики Саха|
| |(Якутия); |
| |Федерация профсоюзов Республики Саха |
| |(Якутия); |
| |Институт социальных проблем труда |
| |Академии наук Республики Саха (Якутия); |
| |Институт горного дела Севера ЯНЦ СО РАН; |
| |Администрации улусов и городов |
| |республики, органы самоуправления, |
| |предприятия и организации республики |
|----------------------+-----------------------------------------|
|Источники |Республиканский бюджет; |
|финансирования |фонд государственного социального |
|Программы |страхования; |
| |бюджеты улусов |
|----------------------+-----------------------------------------|
|Ожидаемый конечный |Снижение количества случаев |
|результат Программы |производственного травматизма, |
| |профессиональной заболеваемости, |
| |сокращение расходов на льготы и |
| |компенсации работающим в неблагоприятных |
| |условиях труда; |
| |уменьшение удельного веса работающих, |
| |занятых в неблагоприятных условиях труда;|
| |создание системы управления охраной труда|
|----------------------+-----------------------------------------|
|Организация контроля |Министерство труда и социальной защиты |
|за исполнением |населения Республики Саха (Якутия) |
|Программы |совместно с заинтересованными органами |
| |исполнительной власти, Федерацией |
| |профсоюзов республики, администрациями |
| |улусов и городов, органами местного |
| |самоуправления |
\----------------------------------------------------------------/
Состояние условий и охраны труда
в Республике Саха (Якутия)
В Республике Саха (Якутия) остается неблагоприятной ситуация в области условий и охраны труда. По-прежнему высок уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В 1999 г. от травм на производстве пострадало 1082 человека, что на 7,7% больше, чем в 1998 г., в том числе со смертельным исходом - 52 человека, что превышает уровень 1998 года на 13,5%, из них 25 - в промышленности, 6 - в сельском хозяйстве, 6 - в жилищно-коммунальном хозяйстве, 9 - на транспорте.
Наиболее высокий уровень производственного травматизма отмечается в промышленности, который превышает среднереспубликанский в 2,1 раза. Число профессиональных заболеваний, по сравнению с 1998 г., уменьшилось на 16,7% и составило 25 человек по данным 1999 г..
Причины производственного травматизма в различных отраслях экономики имеют свои особенности, но общими для всех являются:
изношенность основных фондов, применение устаревших и несовершенных технологий;
низкий уровень финансирования мероприятий, направленных на улучшение условий и охрану труда;
нарушение технологической и производственной дисциплины;
неудовлетворительная организация работ и рабочих мест;
недостатки в обучении безопасным приемам труда;
массовые нарушения элементарных правил безопасности;
сокращение служб и специалистов по охране труда, порой и полное их отсутствие;
использование одежды под видом специальной, а также других средств индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям безопасности согласно ГОСТ;
безответственность руководителей и их консерватизм по отношению к работающим в части признания и обеспечения приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности.
По данным Комитета по статистике республики в 1999 г. 64,7 тыс. человек, или 51,9%, работали в неблагоприятных условиях труда, что на 15,6% больше, чем в 1998 г., в том числе в промышленности - 45,1 тыс. человек, на транспорте - 13,3 тыс. человек, в строительстве - 4,4 тыс. человек, в организациях связи - 2,0 тыс. человек.
Доля работников, занятых во вредных и тяжелых условиях труда, в процентах к общей численности работающих в 1999 году составила:
в промышленности - мужчин 62,7%, то же в 1998 г. - 63,7%
- женщин 39,3% - 36,2%
в строительстве - мужчин 49,5%, то же в 1998 г. - 33,6%
- женщин 26,9% - 15,4%
на транспорте - мужчин 61,0%, то же в 1998 г. - 42,1%
- женщин 36,7% - 33,7%
в связи - мужчин 30,7%, то же в 1998 г. - 37,6%
- женщин 20,9%, то же в 1998 г. - 20,1%
На рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, было занято в 1999 г. более 31 тыс. человек, или четвертая часть работников обследуемых предприятий, в том числе в промышленности - 24,8 тыс. человек, на транспорте - 5,4 тыс. человек, в строительстве - 1,3 тыс. человек, в организациях связи - 0,2 тыс. человек. Среднеотраслевой уровень занятости работников в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам в республике, превышает средний уровень по отдельным регионам ДВЭР. На конец 1999 г. удельный вес этой категории работников по республике составил 25,4% от общей численности занятых в обследованных отраслях против 24,7% в среднем по ДВЭР.
В 1999 г. численность занятых тяжелым физическим трудом на обследуемых предприятиях составила 5222 человека, из них 4194 человека, испытывая перегрузки, работали в промышленности (5,1% от общей численности работающих в этой отрасли), 707 человек работали в строительстве (7,1%), 306 человек работали на транспорте (1,3%), 15 человек работали в связи (0,2%).
Доля работников обследованных отраслей, пользовавшихся правом на льготы и компенсации за работу во вредных и тяжелых условиях труда, в процентах к общей численности работников соответствующей отрасли составила: в промышленности - 54,6%, в строительстве - 43,8%, на транспорте - 54,7%, в организациях связи - 25,1%.
Проведенный анализ фактического состояния условий труда и производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях республики выдвигает необходимость дальнейшей разработки и осуществления республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда.
Основные цели и задачи, сроки реализации Программы
Основными целями республиканской программы по улучшению условий и охраны труда на 2001 г. являются:
подготовка и реализация правовых и нормативных актов в области условий и охраны труда;
снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в республике;
создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников предприятий от профессионального риска;
создание территориальной целевой системы обучения, подготовки и аттестации кадров по гигиене и охране труда;
создание информационно-аналитического обеспечения для широкой информированности работающих о состоянии условий и охраны труда, а также обоснований технико-экономических разработок и других нормативных документов;
проведение совместных действий органов государственного управления охраной труда с работодателями, профсоюзами по улучшению условий и охраны труда;
совершенствование системы государственного управления охраной труда. Основной задачей Программы является реализация государственной политики в области улучшения условий и охраны труда, изложенной в Законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и в Законе Республики Саха (Якутия) "Об охране труда".
Срок реализации Программы - 2001 г..
Система программных мероприятий
Мероприятия определены на основе анализа состояния условии и охраны труда работников, проведенного Министерством труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) совместно с органами статистики, надзора и контроля, Институтом социальных проблем труда Академии наук Республики Саха (Якутия) и Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия). Учтены рекомендации Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Перечень мероприятий и источники финансирования даны в приложении к Программе.
Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:
1. Разработка республиканских нормативно-правовых актов в области охраны труда работников.
2. Организационное и техническое обеспечение охраны труда.
3. Научное обеспечение охраны труда.
4. Совершенствование системы непрерывного образования.
5. Информационное обеспечение охраны труда.
6. Социальная, медицинская и профессиональная реабилитация пострадавших на производстве и во время учебно-воспитательного процесса.
Разработка республиканских нормативно-правовых актов по
вопросам охраны труда работников
В 2001 г. будет продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы охраны труда.
Предусматривается разработка нормативных правовых актов о финансово-экономическом механизме стимулирования охраны труда. Это связано с вступлением в силу Закона РФ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний".
Предстоит разработка и принятие нормативных актов о порядке введения обязательной сертификации производственных объектов и предприятий на соответствие требованиям охраны труда, о единой схеме и порядке учета требований охраны труда в проектах коллективных договоров и соглашений.
Организационное и техническое обеспечение охраны труда
Мероприятия данного раздела Программы нацелены на совместные действия органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний посредством организационных, методических и практических мер.
Для решения поставленных задач предполагается разработка аналогичных программ в улусах, городах, организациях республики.
В целях эффективного проведения государственной экспертизы условий труда, своевременного и качественного анализа факторов производственной среды, контроля за качеством аттестации рабочих мест по условиям труда предусматривается создать исследовательскую лабораторию госэкспертизы условий труда при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия).
В целях организации управления охраной труда в улусах и городах, проведения государственной политики по охране труда предусматривается обязательное введение в штаты администраций улусов и городов единиц квалифицированных специалистов по охране труда, подготовленных на кафедре охраны труда и безопасности жизнедеятельности геологоразведочного факультета Якутского государственного университета.
Предстоит работа по совершенствованию структуры органа управления охраной труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия).
Важное место отводится организационно-методическим, контрольно-экспертным, аналитическим и консультативным функциям по вопросам обеспечения здоровых и безопасных условий труда.
Научное обеспечение охраны труда
Программой предусматривается использование научного потенциала для решения задач, ориентированных на создание безопасных и безвредных условий труда, а также системы управления охраной труда, отвечающей современным требованиям в условиях рыночной экономики.
Для этих целей предполагается активизировать работу отдела охраны труда Института социальных проблем труда Академии наук Республики Саха (Якутия) и других научных организаций республики.
Предусматривается осуществить:
разработку рекомендаций по применению эффективных средств защиты органов дыхания на основе анализа отечественных и зарубежных образцов СИЗОД;
разработку рекомендаций по применению теплозащитной спецодежды и спецобуви на основе анализа отечественных и зарубежных образцов СИЗ;
создание банка данных на средства индивидуальной защиты, предназначенные для условий Крайнего Севера;
разработку более надежного устройства контура заземления в многолетнемерзлом грунте;
разработку основ нормирования ПДК рабочей среды при добыче и использовании альфа- и бета- радиоактивных строительных материалов;
разработку мероприятий по поддержанию требуемых параметров микроклимата в камере ожидания глубоких алмазных рудников Севера в случае аварии, природных или техногенных катастроф;
разработку системы управления охраной труда на основе коэффициента безопасности труда и других прогрессивных методов управления охраной труда в современных условиях;
разработку более совершенной и несколько упрощенной методики проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Совершенствование системы непрерывного образования
Главная цель этого направления - повышение и проверка уровня знаний по охране труда у всех участников производства и на этой основе снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Предусматривается создание системы непрерывного обучения в области охраны труда на всех уровнях образования и профессиональной деятельности работника, охватывающей все ведущие отрасли экономики, предприятия и организации. Для этого предусматривается создание и организация работы Республиканского центра по охране труда с целью обучения, аттестации руководителей и специалистов предприятий и организаций по специфике.
В целях непрерывности и периодичности проверки знаний работниками правил, инструкций по безопасному производству работ предусматривается внедрение модульной системы обучения по охране труда.
Информационное обеспечение охраны труда
Мероприятия данного раздела предусматривают внедрение информационной системы нормативно-правового обеспечения РИСОТ (Российской информационной системы нормативно-правового обеспечения охраны труда) и формирование банка данных по актуальным проблемам условий и охраны труда.
Выполнение намеченных мероприятий позволит активнее распространять передовой опыт по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве, удовлетворить потребности предприятий и организаций в информации по условиям и охране труда.
Социальная, медицинская и профессиональная реабилитация пострадавших
на производстве и во время учебно-воспитательного процесса
Главной целью данного направления является обязанность в ликвидации задолженности по возмещению вреда инвалидам труда и иждивенцам погибших на ликвидированных предприятиях и предприятиях, находящихся в стадии ликвидации, образовавшейся до 6 января 2000 г., а также социальная защита детей инвалидов, немощных родителей, дети которых погибли или получили увечье во время учебно-воспитательного процесса.
Финансовое обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется из следующих источников:
республиканский бюджет;
средства Фонда государственного социального страхования;
из других источников.
Общий объем финансирования Программы - 53,022 млн. рублей, в том числе 46,407 млн. рублей - из республиканского бюджета; 2,565 млн. рублей - из бюджета Фонда государственного социального страхования; 4,05 млн. рублей - из средств других источников финансирования.
Размер расходуемых средств уточняется исходя из объемов, предусматриваемых в республиканском бюджете и бюджете Фонда государственного социального страхования на соответствующий год.
Вопросы обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для выполнения работ по Программе, решаются самостоятельно исполнителями соответствующих программных мероприятий.
Организация управления, механизм реализации
Программы и контроль за ее выполнением
Государственным заказчиком, возглавляющим управление реализацией Программы, является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия). Оперативное управление Программой (исполнительские функции) осуществляет Управление охраны труда и госэкспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия).
Финансирование Программы за счет средств республиканского бюджета осуществляется исходя из бюджетной заявки на финансовый год, представленной государственным заказчиком, с учетом возможностей бюджета, потребностей Программы и необходимости продолжения ранее начатых работ.
Объемы бюджетного финансирования конкретных работ в рамках Программы определяются государственными контрактами (договорами), заключаемыми Министерством труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) с организациями-исполнителями в установленном порядке.
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) заключает также государственный контракт с Фондом государственного социального страхования Республики Саха (Якутия), подтверждающий объем и сроки финансирования Фондом мероприятий, и сообщает об этом в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) и Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия). Государственный контракт является основным документом, определяющим права и обязанности сторон по финансовому обеспечению и выполнению заданий Программы.
Министерство труда и социальной защиты населения представляет в Министерство экономики и прогнозирования и Министерство финансов информацию о ходе работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств.
Отчеты о ходе выполнения Программы заслушиваются на заседаниях Межведомственной комиссии по охране труда, республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Оценка эффективности и социально-экономических
результатов реализации Программы
Программа сформирована и реализуется как единый комплекс организационных, методических, исследовательских, производственных, санитарно-гигиенических, медицинских, учебно - пропагандистских и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Основное внимание при разработке Программы уделено задаче добиться максимально возможного социального эффекта от реализации мероприятий при минимальных затратах.
Общеэкономический эффект от улучшения условий и охраны труда проявится в сокращении выплат пострадавшим на производстве или их родственникам в связи с потерей кормильца, в сокращении выплат пособий по временной нетрудоспособности, в уменьшении расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, специальный медицинский уход, санаторно-курортное лечение, в снижении материального ущерба в результате аварий и катастроф.
Указанные затраты в республике большие, но они не полностью отражают весь объем убытков, вызванных производственным травматизмом и профзаболеваниями, так как учтены только прямые убытки и не учтены так называемые косвенные убытки, к которым можно отнести:
стоимость амбулаторного (клинического) лечения;
снижение производительности труда, а также условные материальные потери в результате недовыпуска продукции за время болезни;
потери вследствие простоев оборудования;
расходы, связанные с расследованием несчастных случаев и др.
Социальный эффект от выполнения Программы проявится в сокращении производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, в повышении безопасности труда и социальной защищенности работников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2000 г. N 646 "О республиканской целевой программе улучшения условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2001 г."
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 августа 2002 г. N 420 настоящий документ признан утратившим силу