Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 16 марта 2001 г. N 144
"О Программе пятилетия молодого поколения "Молодежь
Республики Саха (Якутия) - ХХI веку"
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 января 2003 г. N 41 настоящее постановление признано утратившим силу
Во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 11 января 2001 г. N 1309 "Об объявлении в Республике Саха (Якутия) пятилетия молодого поколения "Молодежь Республики - ХХI веку"" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу пятилетия молодого поколения "Молодежь Республики Саха (Якутия) - ХХI веку" на 2001-2005 гг. согласно приложению N 1 (далее по тексту - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство по делам молодежи Республики Саха (Якутия).
3. Утвердить состав организационного комитета по проведению пятилетия молодого поколения согласно приложению N 2.
4. Министерству по делам молодежи Республики Саха (Якутия) ежегодно вносить на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия) межведомственный годовой план мероприятий по реализации Программы "Молодежь Республики Саха (Якутия) - ХХI веку".
5. Главам администраций улусов (городов) создать и возглавить организационные комитеты на местах, в месячный срок утвердить улусные (городские) программы пятилетия молодого поколения и представить в организационный комитет по проведению пятилетия молодого поколения в Республике Саха (Якутия).
6. Органам государственной исполнительной власти и местного самоуправления, учреждениям и предприятиям всех форм собственности, трудовым коллективам и общественным организациям принять активное участие в реализации программных мероприятий.
7. Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) (Алексеева О.И.) и Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Кугаевский А.А.) ежегодно при формировании проекта республиканского бюджета включать Программу в перечень республиканских программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.С. Васильеву.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
В. Власов |
Программа
пятилетия молодого поколения
"Молодежь Республики Саха (Якутия) - XXI веку"
(утв. постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2001 г. N 144)
Паспорт
Наименование Программы: Программа пятилетия молодого поколения "Молодежь Республики Саха (Якутия) - ХХI веку"
Наименование решения о разработке Программы: Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 11 января 2001 г. N 1309
Государственный заказчик: Министерство по делам молодежи Республики Саха (Якутия)
Основные разработчики Программы: Министерство по делам молодежи Республики Саха (Якутия)
Цели Программы: активное вовлечение молодых граждан во все сферы жизнедеятельности общества и возложение на них ответственности за будущее развитие Республики Саха (Якутия).
Задачи Программы:
1. Воспитание гражданственности и патриотизма молодых людей.
2. Воспитание потребности к труду как главному способу достижения жизненного успеха.
3. Обеспечение экономической самостоятельности молодых граждан посредством стимулирования их деловой активности.
4. Создание системы отбора, переподготовки и повышения квалификации молодых граждан, выдвижение способных и перспективных молодых людей в органы государственной власти и хозяйствующие субъекты.
5. Вовлечение молодежи в мировое информационное пространство на базе развития традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей.
Сроки реализации Программы: 2001-2005 г. (первый (организационный) этап - 2001 г., второй этап - 2002-2005 гг.)
Перечень программных направлений:
1. Гражданское становление и духовно-нравственное развитие молодежи.
2. Труд как основа достижения экономической самостоятельности молодых.
3. Молодежь в реальном секторе экономики.
Исполнители:
Министерство внешних связей РС(Я)
Министерство внутренних дел РС(Я)
Министерство по делам молодежи РС(Я)
Министерство по делам народов и федеративным отношениям РС(Я)
Министерство здравоохранения РС(Я)
Министерство культуры РС(Я)
Министерство малого предпринимательства и развития занятости РС(Я)
Министерство материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи РС(Я)
Министерство образования РС(Я)
Министерство охраны природы РС(Я)
Министерство сельского хозяйства и заготовок РС(Я)
Министерство строительства и архитектуры РС(Я)
Министерство труда и социальной защиты населения РС(Я)
Комитет по физической культуре, спорту и туризму РС(Я)
Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я)
Департамент по высшей школе и науке при Правительстве РС(Я)
Департамент по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров при Президенте РС(Я)
Департамент по печати и СМИ при Правительстве РС(Я)
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по РС(Я)
Республиканский военкомат
Управление кадров и государственной службы Правительства РС(Я)
НВК "Саха"
Дирекция по государственной поддержке ЗОЖ
Дирекция "Моя Якутия в ХХI веке"
Администрации улусов и городов РС(Я)
Соисполнители: детские и молодежные общественные организации.
Объемы и источники финансирования
(млн. рублей)
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | |
Всего по программе, млн. руб. |
267,92 | 277,80 | 290,26 |
в том числе: | |||
из федерального бюджета | 1,10 | 1,53 | 1,79 |
из республиканского бюджета | 259,52 | 267,77 | 279,27 |
из местного бюджета | 5,30 | 6,20 | 6,90 |
из внебюджетных источников | 2,00 | 2,30 | 2,30 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
изменение общественного сознания молодежи на основе ответственного отношения за свое физическое и нравственное здоровье, семью, результаты трудовой деятельности;
формирование гражданско-патриотических чувств у молодых граждан, уважения к истории, культуре и традициям России и Республики Саха (Якутия);
снижение уровня безработицы путем привития потребности к труду, самозанятости, обеспечения вторичной и сезонной занятости молодежи, а также через повышение квалификации и формирование трудовых ресурсов, соответствующих требованиям рынка, обновление реального сектора экономики за счет молодых трудовых кадров;
улучшение здоровья молодого поколения, снижение смертности, развитие системы отдыха и оздоровления;
максимальное участие молодого поколения, молодежных и детских общественных организаций в решении социально-экономических и политических задач, стоящих перед республикой;
в целом качественный рост стратегического ресурса нации - жизнеспособного молодого поколения, как активного субъекта трансформации общества и предмета выгодного инвестирования в будущее.
Система организации контроля за исполнением Программы: Координацию деятельности по реализации Программы, информирование Президента, Правительства Республики Саха (Якутия), Организационного комитета о ходе реализации Программы, осуществляет Министерство по делам молодежи Республики Саха (Якутия).
Программа пятилетия молодого поколения
"Молодежь Республики Саха (Якутия) ХХI веку"
1. Обоснование разработки
Одной из основных задач современной государственной политики Республики Саха (Якутия) является привлечение молодого поколения к активной социально-политической и экономической жизни, создание современного механизма выработки и принятия решений по основным направлениям молодежной политики с широким привлечением общественной инициативы самих молодых людей, общественных организаций, всего гражданского общества.
В 2000 г. численность молодых граждан Республики Саха (Якутия) в возрасте от 14 до 29 лет составила 243 650 человек или 24,6% от численности всего населения республики. Большинство молодых граждан проживает в городской местности - 68 %, в сельской местности соответственно проживает 32 %. Соотношение между мужчинами и женщинами практически равное - 51,5 % мужчин и 48,5 % женщин. 30,1% составляет молодежь в возрасте от 14 до 17 лет, молодые люди в возрасте от 17 до 29 лет составляют 69,9 %.
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 11 января 2001 г. N 1309 "Об объявлении в Республике Саха (Якутия) пятилетия молодого поколения "Молодежь Республики - 21 веку" закрепляет приоритет интересов, благосостояния и ответственности молодого поколения за будущее республики.
Реализация государственной политики в этой области осуществляется в условиях, когда уровень развития мирового сообщества определяется всеобщей интеграцией, новыми информационными системами, высокими технологиями, конкурентоспособным производством, наукой и достижениями культуры.
В связи с этим перед Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия) в частности, встала качественно новая задача - достойное вхождение в мировую цивилизацию, выход на арену активного и всестороннего международного сотрудничества. Для ее эффективного решения потребуется не только следование глобальным тенденциям научно-технического развития, но и выработка новой системы воспитания и образования молодого поколения на основе духовных факторов, принципов здоровой созидательной жизни.
Перемены, происходящие в современном обществе, свидетельствуют о все большем закреплении в сознании молодежи либеральных ценностей, таких как свобода, выбор, независимость, самореализация.
В молодом поколении заложен существенный потенциал к движению по пути становления реальной демократии, гражданского общества и свободной рыночной экономики.
В силу этого молодежь стала одной из наиболее влиятельных социально-политических сил. Значительная часть трудовой молодежи вписалась в программу экономических реформ, вносит ощутимый вклад в их развитие. Все в большей степени экономическая активность молодежи реализуется в новых рыночных сферах.
Исходя из этого, настоящая Программа рассматривает молодежь в качестве реального субъекта активного действия, социального обновления и новаторства.
Перспектива реализации стратегической цели прорыва Республики Саха (Якутия) в мировую цивилизацию непосредственно зависит от успеха воспитания в каждом молодом человеке такого качества, как жизнеспособность, которая в решающей степени определяется конкурентоспособностью молодого поколения во всех сферах жизнедеятельности современного общества, особенно в трудовой.
И именно молодому поколению, являющемуся носителем новых идей, взглядов, знаний, своим созидательным трудом предстоит обеспечить социально-экономическое благосостояние Республики Саха (Якутия).
Как показывает мировой опыт, в условиях становления рыночных стандартов поведения и трансформации сознания (экономическая свобода действий, предприимчивость, готовность к риску, ориентация на успех, рационализм и прагматизм) появляется опасность возникновения доминанты материального благополучия, власти денег, легкой наживы, эгоизма.
Поэтому исключительно важное значение имеет развитие духовности, воспитание гражданских и патриотических чувств у молодых граждан, поскольку это является неотъемлемой стороной формирования жизнеспособного поколения. При этом гражданская позиция означает не только активное участие молодежи в жизни общества, но и высокую гражданскую ответственность, что определяется зрелостью мировоззренческой позиции личности и политической культурой. Формирование гражданских качеств личности, нацеливание молодежи на большую самостоятельность должны иметь первостепенное значение. Для этого необходимы целенаправленные и скоординированные усилия как государства, так и общественных организаций.
Программа пятилетия молодого поколения должна быть нацелена на изменение общественного сознания молодежи путем ее переориентации от потребительского отношения к жизни на применение практических умений самообеспечения, самоорганизации, саморазвития.
Государством должны быть созданы соответствующие условия положительной мотивации у молодежи для формирования ответственности и достижения экономического самообеспечения, на восприятие и усвоение ценностей и качеств, востребованных современным обществом.
Формирование у молодежи положительной мотивации на самовоспитание и самоорганизацию должно осуществляться в двух аспектах:
С одной стороны - это создание объективных и субъективных предпосылок, побуждающих молодого человека формировать у себя необходимые качества. В этой связи большую роль могут оказать комплексные социальные службы для молодежи, с использованием психосоциальных интерактивных технологий. Важно, чтобы молодые люди видели, что именно личность с соответствующими характеристиками востребована обществом, быстрее добивается профессионального роста. Положительная мотивация утвердится тогда, когда молодежь увидит многочисленные примеры такого рода и осознает ценности гражданственности, труда, семьи. Только в этом случае у нее возникнет потребность обладать такими знаниями и воспитывать в себе такие качества, которые гарантируют достижение высокого социального и профессионального статуса.
С другой стороны, в общественном сознании молодежи приоритетным элементом должна стать идея возложения на себя ответственности, осознания необходимости добровольного служения республике, утверждая своим трудом ее достойное место в РФ и обеспечивая интеграцию в мировое сообщество. Превратив эту идею в идеал жизнеспособной личности, необходимо целенаправленно пропагандировать средствами литературы, искусства, массовой информации.
Оба эти аспекта необходимо привести в действие одновременно, тем более после периода нигилизма молодежь снова ориентируется на получение высококачественного образования, освоение образцов высокой культуры, на здоровый образ жизни.
В соответствии с этим основной функцией государства в молодежной политике становится поддержка в реализации собственных возможностей молодых людей, что означает переход от патернализма (всемерная опека государства) к партнерству, стимулирующему у молодежи раскрытие ее способностей и творческого потенциала.
Расширение практики социального партнерства с молодыми гражданами, общественными организациями, вовлечение их в процесс выработки и принятия решений будет способствовать широкому использованию общественной инициативы при выполнении соответствующих программ.
2. Цель и задачи программы
Основной целью пятилетия молодого поколения является активное вовлечение молодых граждан во все сферы жизнедеятельности общества и возложение на них ответственности за будущее развитие Республики Саха (Якутия).
Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:
1. Воспитание гражданственности и патриотизма молодых людей:
формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической и экономической жизни республики и государственной деятельности;
приобщение к здоровому образу жизни молодого поколения и формирование ответственности за свою семью, собственное физическое и психологическое здоровье как важное условие самореализации;
реализация интеллектуального, профессионального и творческого потенциала молодежи на основе саморазвития;
реализация общественно значимых молодежных инициатив, деятельность молодежных и детских общественных объединений, расширение межрегионального и международного обмена.
2. Воспитание потребности к труду как главному способу достижения жизненного успеха, создание системы комплексной социальной службы для молодежи.
3. Обеспечение экономической самостоятельности молодых граждан посредством стимулирования их деловой активности.
4. Создание системы отбора, переподготовки и повышения квалификации молодых граждан, выдвижение способных и перспективных молодых людей в органы государственной власти и хозяйствующие субъекты.
5. Вовлечение молодежи в мировое информационное пространство на базе развития традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных сетей.
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2001-2005 годов в два этапа:
первый - 2001 г.;
второй - 2002-2005 гг..
На первом этапе предусматривается:
проработка организационных основ реализации Программы;
создание нормативно-правовой базы для реализации Программы;
разработка подпрограмм, перечней планов основными исполнителями Программы;
проведение ведомственных и республиканских мероприятий по Программе.
На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий Программы согласно приложению.
3. Основное содержание программы
В основе реализации Программы пятилетия молодого поколения выступает положение о переориентации существующей молодежной политики на активное вовлечение инновационного, творческого потенциала молодежи в решение общенациональных задач. Именно в период перемен необходимо содействовать быстрейшему достижению самостоятельности молодежи во всем, что ей доступно по возрасту, не подрывая здоровья и нравственных устоев.
Должен произойти существенный сдвиг от усилий, которые долгие годы были направлены государством преимущественно на формирование, социализацию молодежи, в сторону саморазвития, самовоспитания, самоопределения, самообеспечения и ответственности самих молодых граждан.
В условиях демократизации общества, либерализации экономики и ослабления патерналистской роли государства молодежная политика в период реализации Программы пятилетия должна выйти далеко за рамки социальной сферы.
Требуется глубокое осознание связи государственной и общественной молодежной политики, необходимо понимание того, что разработка и осуществление общественной молодежной политики - важнейшее направление становления гражданского общества. Общественная молодежная политика - это система идей, взглядов по поводу молодежи и ее роли в общественном развитии, а также практических действий различных структур гражданского общества, направленных на претворение этих идей и взглядов в жизнь в целях достижения общественных перспектив, одобряемых большинством народа. Создавать гражданское общество должны те, кто считает себя гражданином и патриотом.
Молодежная политика является делом всего государства и всего общества. При этом требуется перестройка самого общества по отношению к молодому поколению как основному носителю идей гражданского общества и свободной рыночной экономики. Уже в пору своего становления молодые люди должны иметь возможность самостоятельного принятия решений относительно своего развития, а экономические, правовые и идеологические меры государства должны способствовать их самореализации и саморазвитию, предоставлять возможность выбора и экономической самостоятельности.
Основное понятие Программы пятилетия молодежи - самореализация гражданской позиции и профессиональных качеств личности в труде, гарантирующем достижение личного и общественного успеха.
Гражданственность \
\
Личность ---------- труд ----- экономическая ----- Жизнеспособная
/ самостоятельность личность
Знания (образование)/
Таким образом, можно выделить следующие моменты формирования жизнеспособной личности.
Развитие системы образования в Республике Саха (Якутия) признано одним из приоритетных направлений в государственной политике.
На сегодня в республике созданы достаточные условия для получения образования как общего среднего, так и профессионального. В 2000 г. (по предварительным итогам) на систему образования в целом из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) было направлено около 5397,5 млн. рублей, в 2001 г. предусмотрено выделение около 5608,8 млн. рублей, что составит 18 % всех расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
В республике расширяется сеть высших учебных заведений и филиалов (открыты Финансово-экономический институт, Педагогический институт, Математический институт, Институт физического воспитания, Мирнинский политехнический институт, Высшая школа музыки, Арктический институт государственной культуры и искусства, Якутский международный институт в г. Москве и Якутский университет высоких технологий в Санкт-Петербурге), внедряются новые формы и методики обучения, развиваются дистанционные технологии, постепенно вводится система непрерывного образования.
Ежегодно увеличивается план приема в Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова. По сравнению с 1992 годом количество студентов всех форм обучения увеличилось с 7,2 тыс. человек до 14,2 тыс. человек, при этом подготовка ведется по 51 направлению и специальностям против 38 в 1992 г.. Так, по данным Департамента по высшей школе и науке при Правительстве Республики Саха (Якутия) количество студентов на 10 тысяч человек населения составило 283 человека, тогда как в 1991 г. этот показатель равнялся примерно 75.
В соответствии со стратегией развития Республики Саха (Якутия) в первой четверти 21 века Республика Саха (Якутия) движется по пути реформирования системы непрерывного, многоуровневого образования.
На сегодняшний день государственные и общественные институты социализации молодежи должны консолидировать усилия по воспитанию и по изменению общественного сознания молодого поколения. В первую очередь формировать у молодежи сознательную потребность к труду и социально значимые гражданские качества, ценности и установки, создавать условия для достижения экономической самостоятельности (например, самому создать себе рабочее место) и самореализации в различных областях жизнедеятельности общества.
В этой системе ведущая роль институтов образования в решении задач привития потребности к труду, самореализации, становления гражданственности молодого поколения очевидна. В них эффективно прививаются необходимые гражданские качества и установки, закладываются основы формирования способностей, требуемых в освоении профессии, стремления к самоутверждению и самореализации.
При этом все институты образования должны быть нацелены не только на подготовку молодых людей к трудовой деятельности, но и на воспитание культурного жизнеспособного человека, который несомненно станет и квалифицированным специалистом, и активным гражданином, и патриотом.
Одна из ведущих ролей в реализации данной Программы должна отводиться молодежным и детским общественным организациям на правах свободных исполнителей, способных эффективно реализовывать программы в сферах образования, воспитания (в том числе и трудового), оздоровления, развития культуры и спорта. Они должны находиться на переднем крае политики по реализации Программы.
Расширение сферы молодежного общественного самоуправления выгодно как обществу, так и государству, так как создает возможности для равноправного диалога государства и представителей молодежи как значимого элемента гражданского общества. Оно способствует ускорению социального прогресса и не требует больших затрат, так как базируется не на экономических основах, а на духовных, эмоциональных механизмах самоорганизации.
Но без усилий государства по созданию общественного и официального мнения, симпатизирующего молодежному общественному добровольчеству, оно не будет иметь желаемого эффекта.
Поэтому очень важно, чтобы органы законодательной и исполнительной власти видели в молодежном добровольчестве реальную силу, способную самостоятельно решать жизненные проблемы, мобилизовать общественность, предотвращать кризисные ситуации и социальное неблагополучие.
В целом, требуется выработка целостной системы воспитания молодого поколения (семейного, духовно-нравственного, трудового, экономического, правового, политического, психологического), которая должна обеспечивать формирование жизнеспособной личности, акцентируя внимание на развитии ее потребностей в достижении своих целей и самоутверждении, стремления к самооздоровлению и самоорганизации.
Система воспитания должна формировать качества, которые обеспечат самостоятельную включенность молодого человека в различные сферы жизнедеятельности общества: социальную активность, заинтересованность участвовать в общественно-политической жизни, экономической, культурно-досуговой деятельности. История показывает, что активизировать участие молодежи в преобразовании республики можно, доверив ей крупные дела, имеющие характер общенациональных задач (строительство железной дороги, автодорог и т.д.).
Программа пятилетия молодежи основывается на принципиально новом видении молодежи как главного источника сегодняшних перемен, которая своими идеями и взглядами влияет на ценности всего общества.
Молодежь - это жизненная сила общества, которая готова сегодня взять на себя ответственность за происходящие перемены. За счет этих сил жизнь общества за пятилетие молодежи может быть радикально обновлена. Молодежь могла бы гораздо более активно проявить себя в сфере политики. Для оздоровления и развития политических процессов в республике важнейшее значение имеет смена политического поколения. Молодое поколение в политике способно активно созидать новое. Необходим простор для политической деятельности. С этой целью нужно больше воспитывать молодых политических лидеров, которые смогут на разных уровнях власти управлять республикой.
Возвышение роли молодежи в общественной, социально-экономической, политической и культурной жизни по мере ее усложнения и интенсификации - общесоциологический закон, который необходимо использовать на общее благо.
Таким образом, при объединении усилий всех государственных структур с общественными организациями на основе добросовестного сотрудничества по данным направлениям (экономическая самостоятельность молодого человека через воспитание гражданских качеств и позитивного отношения к труду) возможно достижение реального результата в области государственной молодежной политики.
4. Система основных программных направлений
Программа предусматривает комплексное решение вопросов по вовлечению молодежи во все сферы жизнедеятельности общества через изменение общественного сознания молодежи, воспитание потребности к труду и активной жизненной позиции, включая научные исследования, кадровое, информационное, нормативно-правовое и организационное обеспечение.
В этой связи предусматриваются следующие основные направления реализации Программы:
1. Гражданское становление и духовно-нравственное развитие молодежи:
разработка и усовершенствование нормативно-правовой базы в сфере создания условий для духовно-нравственного, психологического, гражданского, экологического и физического воспитания молодежи в современных условиях;
подготовка молодежи к участию в экономической, культурной и общественно-политической жизни, государственной деятельности и управлении, формирование активной жизненной позиции;
создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти на всех уровнях;
реальное участие молодежных общественных организаций в решении задач по гражданскому становлению и самореализации молодежи;
пропаганда отечественной истории и культуры, государственной символики РС(Я), РФ, здорового образа жизни, гражданского долга с использованием информационных технологий;
внедрение элементов и новых форм гражданско-патриотического воспитания в систему общего и профессионального образования;
развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование молодежных и детских кружков, клубов по месту жительства;
внедрение программ по укреплению института молодой семьи и подготовки к семейной жизни.
международное сотрудничество молодежных и детских общественных организаций;
развитие массового молодежного спорта и воспитание потребности в физической культуре и спорте, самооздоровлении;
развитие художественного и интеллектуального творчества молодежи и внедрение его в различные сферы жизнедеятельности.
2. Труд как основа достижения экономической самостоятельности молодых:
разработка и совершенствование действующей нормативно-правовой базы в сфере занятости, профориентации, семейной экономики;
реализация инициатив молодежи, направленных на решение жилищных вопросов, самозанятости, профессионального самоопределения;
решение проблем мотивации труда и привитие новых ценностных ориентиров через реализацию пилотных проектов, программ трудового обучения и организации новых рабочих мест для молодежи;
разработка и внедрение современных технологий работы органов по делам молодежи, социальных служб;
создание условий положительной мотивации у молодежи для самореализации; создание цикла теле-радиопередач, литературно-художественных произведений по воспитанию потребности к труду;
развитие системы профориентации, занятости и самозанятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и временных работ;
развитие системы отбора, подготовки и переподготовки управленческих кадров из числа молодых людей для государственной службы и хозяйствующих субъектов;
информационное обеспечение молодежи в области занятости, профессионального самоопределения;
пропаганда технических специальностей промышленно-перерабатывающей отрасли, общественно-полезный труд, положительный опыт молодых семейных хозяйств; популяризация форм самозанятости молодежи;
проведение мониторинга рынка труда.
3. Молодежь в реальном секторе экономики:
повышение деловой активности молодежи через стимулирование самозанятости, в том числе создания собственного дела, развития молодежного предпринимательства;
адаптация молодежи к современным условиям развития рыночной экономики, в том числе увеличение доли работающей молодежи в промышленном производстве (алмазно-бриллиантовый комплекс, нефте-, газодобывающие и перерабатывающие отрасли промышленности), транспорте, сельском хозяйстве;
развитие новых форм и технологий непрерывного повышения квалификации молодых предпринимателей;
укрепление института молодой семьи на основе самообеспечения;
привлечение молодежных организаций к выполнению государственного заказа на осуществление различных видов деятельности в области экономики, являющихся приоритетными при реализации Программы;
развитие молодежных жилищных комплексов силами молодежи;
участие молодежи в реализации проектов инвестиционной деятельности республики (молодежные ударные стройки);
освещение через СМИ трудовых успехов молодых граждан;
привлечение молодежи в систему новых информационных технологий и государственного и муниципального управления;
развитие сети зональных школ молодых лидеров;
проведение исследовательских работ в сфере обеспечения экономической самостоятельности молодежи.
5. Механизм реализации программы
1. Организационно-управленческое обеспечение и контроль за реализацией
Механизм реализации Программы определяется ее государственным статусом и учитывает сложившиеся к настоящему времени тенденции, связанные с консолидацией общества и активизацией участия общественности, молодежи в решении задач молодежной политики.
Для эффективной реализации Программы пятилетия молодого поколения, усиления межведомственного взаимодействия всех отраслевых государственных исполнительных структур, занимающихся вопросами молодежной политики, в целях организации проведения пятилетия молодого поколения в Республики Саха (Якутия) создается межведомственная комиссия (организационный комитет) во главе с заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия). Координация деятельности по реализации Программы возлагается на Министерство по делам молодежи Республики Саха (Якутия). Также Министерство по делам молодежи Республики Саха (Якутия) обеспечивает контроль за исполнением Программы и информирует о ходе реализации Программы Президента, Правительство Республики Саха (Якутия), оргкомитет по проведению пятилетия молодого поколения.
Соисполнителями мероприятий Программы являются детские и молодежные общественные организации.
Исполнители - Министерство по делам молодежи РС(Я), Министерство образования РС(Я), Министерство внешних связей РС(Я), Министерство внутренних дел РС(Я), Министерство по делам народов и федеративным отношениям РС(Я), Министерство здравоохранения РС(Я), Министерство культуры РС(Я), Министерство малого предпринимательства и развития занятости РС(Я), Министерство материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи РС(Я), Министерство охраны природы РС(Я), Министерство сельского хозяйства и заготовок РС(Я), Министерство строительства и архитектуры РС(Я), Министерство труда и социальной защиты населения РС(Я), Министерство финансов РС(Я), Министерство экономики и прогнозирования РС(Я), Комитет по физической культуре, спорту и туризму РС (Я), Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), Департамент по высшей школе и науке при Правительстве РС(Я), Департамент по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров при Президенте РС(Я), Департамент по печати и СМИ при Правительстве РС(Я), Департамент федеральной государственной службы занятости населения по РС(Я), Республиканский военкомат РС(Я), Управление кадров и государственной службы Правительства РС(Я), Начальные, средние и высшие профессиональные учебные заведения, НВК "Саха", Дирекция по государственной поддержке ЗОЖ, Дирекция "Моя Якутия в ХХI веке", администрации улусов и городов РС(Я).
Исполнители:
разрабатывают подпрограммы (перечни, планы), согласованные с Министерством по делам молодежи РС(Я), с включением в них конкретных работ по выполнению мероприятий, предусмотренных в Программе, необходимых затрат по каждому мероприятию (с расчетами-обоснованиями) и источниками их финансирования (раздельно по каждому источнику и по годам),
организуют и проводят конкурсы отбора исполнителей конкретных работ по отдельным направлениям подпрограмм (планов), отдавая преимущество общественным объединениям, молодежным организациям, клубам, центрам.
определяют источники финансирования подпрограмм или планов мероприятий, исходя из собственных финансовых ресурсов, а также максимального привлечения внебюджетных средств;
обеспечивают реализацию и финансирование подпрограмм (планов) за счет собственных средств.
Правительство Республики Саха (Якутия) на основании утвержденной Программы и на основе подпрограмм (планов) исполнителей принимает ежегодный межведомственный план конкретных мероприятий по реализации Программы с финансово-экономическим обоснованием.
Целесообразно установление четкой вертикали на основе прямого подчинения органов по делам молодежи улусов и городов Министерству по делам молодежи РС(Я). В рамках утвержденной предельной численности аппарата администраций городов и улусов предусмотреть специалистов по делам молодежи и на договорной основе - в каждом поселке или наслеге.
Необходимо обеспечить координацию государственных и общественных структур, связанных с молодежной политикой.
Следует организовать эффективное управление и общественно-государственный контроль за выполнением всех разделов целевой межведомственной программы.
2. Нормативно-правовое обеспечение
В краткосрочной перспективе целесообразно сосредоточить усилия на совершенствовании правового обеспечения Программы пятилетия, разработке нормативных актов по механизмам ее реализации. Это способствовало бы более совершенному правовому регулированию многообразных общественных и производственных отношений с участием молодежи на период пятилетия.
Необходимо создание нормативно-правовой базы, определяющей статус специалиста по работе с молодежью наслежного уровня.
Для неуклонного повышения правовой культуры молодежи необходимо создать систему правового просвещения, обеспечивающую информированность о правах и обязанностях в сферах труда, здравоохранения, образования, социального обеспечения и ряд других.
Необходимо создание нормативно-методического обеспечения органов государственной власти, участников реализации Программы.
Целесообразно разработать механизм по системному взаимодействию с министерствами, ведомствами, хозяйствующими субъектами, общественными организациями на договорной основе по реализации Программы.
3. Информационно-аналитическое обеспечение
Постоянно и систематически необходимо исследовать демографическое, социально-экономическое, правовое, социально-психологическое и др. положения молодежи, осуществляя координацию деятельности научных учреждений.
Государственным органам, осуществляющим организацию научных исследований по изучению социально-экономических проблем, предусмотреть научные исследования по молодежной политике в качестве важнейших, с их обязательным финансированием за счет республиканского бюджета.
Целесообразно развитие научных школ в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информационных технологий, образовательных и психо-социальных технологий.
Во внутриведомственную статистику следует ввести информацию о динамике социального положения молодежи. Разработать статистические показатели для различных целевых групп молодежи, характера занятости, уровня доходов и т.п.
Социологическая информация о положении молодежи в большей мере должна найти свое отражение в средствах массовой информации, специальной литературе.
В средствах массовой информации следует целенаправленно формировать общественное мнение о ценностях современного общества, образ гражданина и патриота республики, отражать созидательный труд молодежи и его результаты, широко освещать ход реализации Программы пятилетия молодежи.
Для формирования общественного мнения, пропаганды образа молодого человека-гражданина республики необходимо развивать систему информационного обеспечения молодежи, которая кроме традиционных средств массовой информации должна активно использовать новые информационные технологии, в том числе и использование сети "Интернет".
4. Кадровое обеспечение
Эффективная реализация Программы пятилетия молодежи, необходимость формирования современной молодежной инфраструктуры требуют особое внимание уделить кадровой политике. В целом требуется создание адекватной современным технологиям кадровой инфраструктуры основных отраслей промышленности и сферы услуг, обновление профессионального образования, повышение его соответствия структуре потребностей рынка труда.
Необходимо провести анализ кадрового состава учреждений, ведомств, хозяйствующих субъектов на предмет выявления потребности в подготовке квалифицированных специалистов различного профиля и состава молодежи среди общего числа работающих. Особое внимание следует уделить подготовке по техническим специальностям.
С учетом новых задач, стоящих перед республикой, новых подходов к молодежи необходимо создать систему отбора, подготовки и переподготовки кадров из числа молодых граждан для государственной службы и хозяйствующих субъектов, способных в новых условиях принимать ответственные решения и отвечать за их реализацию.
6. Ресурсное обеспечение программы
В Законе Республики Саха (Якутия) "О Государственном бюджете" установить ежегодное первоочередное дополнительное выделение средств республиканского бюджета на реализацию Программы пятилетия молодого поколения на 2001-2005 гг. по статье 1803.
Предусмотреть ежегодное обязательное целевое выделение средств в бюджетах городов и улусов на реализацию молодежной политики в размерах, обеспечивающих реальное позитивное влияние государства на ситуацию в молодежной среде.
Ориентировочный общий объем финансирования программы в 2001 г. составляет 267,92 млн. руб., в том числе 1,10 млн. руб. за счет средств федерального бюджета, 259,52 млн. руб. за счет республиканского бюджета, 5,3 млн. рублей за счет средств местного бюджета, - 2 млн. рублей из внебюджетных источников. Ежегодные конкретные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета (с разбивкой по годам) определяются при разработке подпрограмм (планов) и уточняются по результатам рассмотрения бюджетных заявок исполнителей Программы.
Финансирование расходов республиканских органов исполнительной власти и организаций, связанных с реализацией мероприятий подпрограмм (планов), осуществляется в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета.
7. Оценка эффективности реализации программы
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим качество жизни молодых людей, их социальную интеграцию в общество.
В результате осуществления Программы ожидается:
В социально-идеологическом плане:
обеспечение духовно-нравственного единства общества и снижение степени идеологического противостояния;
готовность молодежи к выполнению гражданского и конституционного долга;
реальное участие и повышение роли общественных объединений в укреплении государства;
создание в молодежной среде условий, способствующих формированию у молодых людей стремления обладать следующими качествами и умениями (проективная модель жизнеспособной личности):
быть патриотом, стремиться к физическому и нравственному здоровью;
обладать высокой социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях;
быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в экономической, социально-политической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию и гуманистические ценности;
иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств, стремиться к самостоятельному принятию решений и самоорганизации;
быть законопослушным, социально ответственным, обладать развитым чувством внутренней свободы и собственного достоинства, способностью к объективной самооценке и позитивной конкуренции с другими;
иметь ориентацию на себя и свои интересы, обладая при этом гражданской общественной позицией.
В социально-экономическом плане решение задач, поставленных в Программе, позволит:
повысить деловую активность молодежи и ее заинтересованность в развитии национальной экономики и на этой основе поддержании общественной и экономической стабильности;
повысить уровень доходов молодежи и молодых семей, улучшить социально-бытовые и жилищные условия;
снизить уровень безработицы путем обеспечения временной и сезонной занятости молодежи, увеличения числа рабочих мест, развития самозанятости и активного вовлечения молодежи в производство.
В целом ожидается изменение общественного сознания и качественный рост молодого поколения как активного субъекта трансформации общества, способного работать в условиях цивилизованного рынка, сохраняя при этом национальные традиции. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач по социально-экономическому развитию Республики Саха (Якутия) и определять ее будущее.
Заключение
В настоящее время происходит весьма динамичный процесс стихийного формирования молодого поколения, его адаптации в условиях непростой реальности. Соответствующим государственным и общественным структурам следует брать процесс формирования жизнеспособного молодого поколения под контроль и осуществлять целенаправленное воспитание и образование, имея четко обозначенные цели, определив идеалы и ценности, перспективную модель нового общества. А молодое поколение должно стремиться к саморазвитию и самореализации через активное и созидательное участие в социально-экономической и общественной жизни республики.
Программа пятилетия молодежи носит многоаспектный характер, реализуется различными государственными структурами, в том числе через системы образования, культуры, здравоохранения, занятости, правопорядка. Цели и задачи Программы являются общими для всех уровней государственной власти и общественного самоуправления, в сферу компетенции которых входит решение вопросов молодежной политики.
Правовые, организационные и иные меры должны строиться таким образом, чтобы предложить молодежи цели высокого значения и обеспечить условия их реализации. Это политика ответственного выбора молодежью будущего своей республики, политика служения общественному долгу, готовност и брать на себя тяжесть черновой работы, политика партнерства власти с молодежью для движения Республики Саха (Якутия) по пути устойчивого развития.
Важнейшим критерием жизнеспособности молодых граждан должно быть признано их участие в общественно-экономической жизни республики на началах добровольности, а высшим показателем - ответственность за настоящее и будущее республики, способность реализовать свой потенциал на ее благо. Это предполагает самостоятельное строительство молодыми людьми своей жизни, обеспечение благополучия своей семьи, своего села, города, своей республики. Идея патриотического служения республике должна составить стержень государственного и общественного воспитания молодого поколения, формирования духовных и нравственных ценностей.
Таковы в общих чертах основные концептуальные положения Программы пятилетия молодежи Республики Саха (Якутия), предлагаемые в качестве методологического ориентира государственной и общественной молодежной политики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2001 г. N 144 "О Программе пятилетия молодого поколения "Молодежь Республики Саха (Якутия) - ХХI веку"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 января 2003 г. N 41 настоящее постановление признано утратившим силу