Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 21 августа 2001 г. N 433
Республиканская целевая программа "Онкология" на 2001-2005 гг.
Паспорт
Республиканской целевой программы "Онкология" на 2001-2005 гг.
Наименование Программы | "Онкология" на 2001 - 2005 гг. |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.07.1998 N 312 "Об упорядочении государственных целевых программ Республики Саха (Якутия)" Письмо Минздрава России от 01.02.2000. N 2510/971-24 "О проекте федеральной целевой программы "Онкология" |
Государственный заказчик Программы | Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Основные разработчики Программы | Министерство здравоохранения РС (Я), Республиканский онкологический диспансер |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели |
Снижение основных показателей уровня заболеваемости, смертности от злокачественных новообразований; улучшение и развитие материально-технической базы; организация современного лечения больных злокачественными образованиями; подготовка кадров; организация единого противоракового регистра; лечебно-профилактические мероприятия среди населения РС (Я), мероприятия по профилактике и ранней диагностике злокачественных образований. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2001-2005 гг. Первый этап (2001-2002 гг.) работа по профилактике и подготовке кадров в улусах. Второй этап (2002-2005 гг.) реализация основных направлений для ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний. |
Перечень основных мероприятий Программы |
Улучшение и развитие материально-технической базы онкослужбы: строительство радиологического отделения; переоснащение современным медицинским оборудованием; Подготовка высококвалифицированных кадров; Лечебно-профилактические мероприятия по выявлению групп повышенного риска среди больных с хроническими заболеваниями легочной системы, желудочно-кишечного тракта, гениталий, молочных желез; Обеспечение ЛПУ и онкоцентра г.Якутска химиопрепаратами; Расширение специфических профилактических мероприятий среди детей и подростков в школах и учебных заведениях. |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Министерство здравоохранения РС (Я), Министерство экономики и прогнозирования РС(Я) (по вопросам методологического и ресурсного обеспечения Программы), Министерство финансов РС(Я) (по вопросам финансового обеспечения Программы), Органы исполнительной власти РС(Я) (по вопросам отнесенным к их компетенции), Республиканский онкологический диспансер |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы на 2001-2005 гг. - 361,4 млн.рублей, в том числе: из федерального бюджета - 65,1 млн.руб.; из республиканского бюджета - 273,9 млн.руб.; из местного бюджета - 22,4 млн.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Выявление ранних форм злокачественных образования Снижение заболеваемости и одногодичной летальности Повышение отдаленных результатов лечения. |
Организация контроля за реализацией Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством здравоохранения РС(Я), Министерством экономики и прогнозирования РС(Я), Министерством финансов РС (Я) в порядке, установленном для контроля за реализацией республиканских целевых программ. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Республиканская целевая программа "Онкология" разработана во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 10 июля 1998 г. за N 312 "Об упорядочении государственных целевых программ Республики Саха (Якутия)" и письма Министерства здравоохранения России от 01.02.2000 N 2510/971-24 о проекте федеральной целевой программы "Онкология".
Злокачественные новообразования остаются одной из сложнейших проблем медицины и здоровья населения. Основными причинами увеличения возникновения злокачественных новообразований являются с одной стороны ухудшение социально-экономических условий, снижение жизненного уровня населения, распространение табакокурения, алкоголизма, с другой недостаточная пропаганда среди населения знаний по профилактике злокачественных образований, а также по соблюдению здорового образа жизни, недостатки в организации и качестве медицинской помощи больным.
В Республике Саха (Якутия) общая онкологическая заболеваемость составила у мужчин 292,8%000, а у женщин 182,9%000 на 100 тыс. населения.
Стандартизованные показатели общей онкологической заболеваемости в 1990 году в республике были выше среднефедеративных на 1,2 раза. Отмечено, что уровень заболеваемости раком пищевода (РП), желудка (РЖ), печени и легких (РЛ) в Якутии превышали аналогичные показатели РФ - у мужчин от 0,1 (РЖ) до 5,8 (РП), а у женщин - от 1,2 (РЖ) до 8,3 (РП) раза.
Одногодичная летальность в республике остается на высоком уровне-54,8% (в России -38,1%), а частота выявляемости больных с диагнозом злокачественных опухолей 1-2 стадии составили 25,2% (по РФ- 37,2%).
Наибольший процент запущенности выявляется при раке желудка - 55,5% (РФ - 41,9%), легкого - 44,6% (РФ - 32%), ободочной кишки 45,7% (РФ - 31,8 %), пищевода - 40,0% (РФ -23,6%).
В некоторых сельских улусах выявляемость рака в 4 стадии болезни крайне высока: в Верхневилюйском - 51,6%, Среднеколымском - 52,9%, Чурапчинском - 52,6%, Сунтарском - 48,5%, Олекминском - 46,0%.
Экономический ущерб, связанный с заболеваемостью и смертностью злокачественных новообразований по оценкам января 1990 года в Республике Саха (Якутия), составил 24 млн. рублей.
По данным Института экономики Академии наук Республики Саха (Якутия) среднемесячная производительность труда в Республике Саха (Якутия) на одного рабочего составила 3 821 руб. 60 коп.
Фактические затраты на одного онкобольного за май месяц 2000 г. составили (обследование + лечение) - 830 руб. 83 коп.
Общий ущерб за один месяц из-за болезни одного рабочего в промышленности составляет 4 652 руб.43 коп.
Экономическая эффективность в случае полного выздоровления и возвращения на прежнее место работы составит - 2 801 рубль 43 копейки в месяц.
В создавшейся социально-экономической ситуации в России и Республике Саха (Якутия), в условиях нарастающей онкологической заболеваемости и неблагоприятном прогнозе, возникает необходимость дополнительных мероприятий по лечению и профилактике злокачественных новообразований.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Основной целью Программы является снижение инвалидизации и смертности населения от онкологических заболеваний на 8%. Стабилизация и улучшение основных показателей по онкологии: повышение до 10% выявляемости онкозаболеваний при профилактических осмотрах, увеличение числа впервые выявленных больных с I-II стадией заболевания до 40%, снижение показателя смертности на первом году с момента установления диагноза на 7%, обеспечение комплексного лечения у 60 % впервые выявленных больных.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: развитие материально-технической базы, совершенствование организации онкологической службы, повышение эффективности мероприятий по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний, обеспечение современного уровня лечения и реабилитации онкологических больных посредством внедрения новейших научных исследований по приоритетным направлениям в области онкологии.
Сроки реализации Программы - 2001-2005 гг.
Реализация будет производиться поэтапно:
Первый этап - 2001-2002 гг. Предполагается подготовка и реализация первоочередных неотложных мероприятий по профилактике, раннему выявлению и лечению опухолевых и предопухолевых заболеваний, подготовка кадров.
Второй этап - 2002-2005 гг. Строительство онкодиспансера, реализация основных мероприятий по снижению смертности и инвалидизации населения от злокачественных образований.
III. Система программных мероприятий
1. Организация и укрепление материально-технической базы онкологической службы.
Данное направление в Программе реализуется в II этапа.
I этап - строительство и дооснащение радиологического отделения медицинским оборудованием: Рокус АМ, ротационный гамма-терапевтический аппарат (в комплекте), маммограф, рентген-диагностический аппарат.
II этап - создание Онкологического центра на базе Республиканского Онкологического диспансера, строительство нового здания Онкоцентра и составление государственного регистра больных, страдающих злокачественными новообразованиями.
2. Мероприятия по подготовке высококвалифицированных кадров для онкологической службы: подготовка врачей-хирургов, радиологов в ОНЦ РАМН г. Москвы и г. Томска; обучение специалистов онкологов на базе онкодиспансера г. Якутска; участие в семинарах, конференциях, съездах.
3. Лечебно-профилактические мероприятия по выявлению групп повышенного риска среди больных с хроническими заболеваниями легочной системы, желудочно-кишечного тракта, гениталий, молочных желез: предусматривается разработка и внедрение современных технологий обследования и лечения больных злокачественными новообразованиями.
Совершенствование системы санитарно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике онкологических заболеваний среди населения позволит реализацию повышения эффективности профилактических осмотров с целью раннего выявления злокачественных новообразований.
4. Обеспечение онкологического диспансера и лечебно-профилактических учреждений республики химиопрепаратами, а также больных, подлежащих продолжению курса лечения в центральных улусных больницах.
5. Расширение специфических профилактических мероприятий среди детей и подростков в школах и учебных заведениях. Программой предусматривается профилактика заболеваний щитовидной железы, лечение хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата.
III. Ресурсное обеспечение программы
Программа реализуется за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
Ориентировочные объемы финансирования мероприятий на 2001-2005 гг. составят 361,4 млн. рублей, в том числе по источникам финансирования: 65,1 млн. рублей за счет федерального бюджета; 273,9 млн. рублей за счет республиканского бюджета; 22,4 млн. рублей за счет местного бюджета.
Капитальные вложения составят 165,0 млн. рублей, прочие текущие расходы 196,4 млн. рублей.
Финансовые средства ежегодно уточняются в установленном порядке.
IV. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы определяется государственным заказчиком - Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия). К участию в реализации Программы привлекаются учреждения здравоохранения.
Основными исполнителями Программы являются Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Республиканский онкологический диспансер.
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) с исполнителями программных мероприятий.
Министерство здравоохранения обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий; формирует совместно с основными исполнителями Программы сводную бюджетную заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную поэтапную реализацию мероприятий Программы, и ежегодно представляет ее в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) для учета при формировании проектов годовых прогнозов социально-экономического развития республики и республиканского бюджета; принимает возможные меры по полному финансированию Программы.
Исполнители Программы разрабатывают и утверждают ежегодные планы работ по выполнению соответствующих мероприятий; организуют выполнение и контроль объема предусмотренных Программой работ; подготавливают и направляют Государственному заказчику предложения в сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий в стоимости и натуральных показателях с соответствующими обоснованиями.
Предусматривается активное привлечение средств фондов, общественных организаций, других поступлений.
VI. Организация управления и контроль за ходом реализации программы
Текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляются государственным заказчиком - Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия).
При необходимости государственный заказчик вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
Контроль ведется на основании государственной статистической отчетности, заключенных договоров (контрактов, соглашений) и включает:
периодическую отчетность исполнителей о реализации программных мероприятий;
контроль за целевым и эффективным использованием выделяемых средств;
контроль за соблюдением сроков и качеством выполнения договоров (контрактов, соглашений), объемов запланированных работ.
Исполнители отчитываются об использовании выделенных им средств и выполнении программных мероприятий в соответствии с порядком, установленным государственным заказчиком.
Государственный заказчик проводит анализ, обобщение информации о ходе выполнения программных мероприятий и в установленном порядке направляет отчет об эффективности целевого использования финансовых средств, ходе реализации Программы в Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия), и Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
VII. Оценка эффективности реализации программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
снизить инвалидность и смертность населения от онкологических заболеваний на 8%, что приведет к экономии средств, затрачиваемых на выплату пособий по больничному листу и инвалидности;
стабилизировать и улучшить основные показатели по онкологии;
повысить до 10 % выявления онкозаболеваний при профилактических осмотрах;
увеличить число выявленных больных с I-II стадией заболевания до 40,0 %;
снизить смертность на первом году с момента установления диагноза на 7 %;
обеспечить комплексное лечение у 60 % впервые выявленных больных.
Таким образом, экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния здоровья населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.