Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 21 августа 2001 г. N 433
Республиканская целевая программа
"Внедрение общей врачебной (семейной) практики в РС (Я)" на 2002-2004 гг. (подготовительный период)
Паспорт
Республиканской целевой программы "Внедрение общей врачебной (семейной) практики в Республике Саха (Якутия)" на 2002 - 2004 гг. (подготовительный период)
Наименование Программы | "Внедрение общей врачебной (семейной) практики в Республике Саха (Якутия)" на 2002 - 2004 гг. (подготовительный период) |
Основание для разработки Программы |
Приказ N 463 МЗ РФ от 30 декабря 1999 г. "Об отраслевой программе "Общая врачебная (семейная) практика". Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) N 78 от 12 февраля 2000 г. "О концепции совершенствования здравоохранения Республики Саха (Якутия)". |
Государственный заказчик | Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия). |
Разработчики Программы | Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Медицинский институт Якутского государственного университета. |
Цели и задачи Программы | Цель: Повышение эффективности работы первичной медико-санитарной помощи в условиях рыночной экономики путем внедрения общей врачебной (семейной) практики на территории Республики Саха (Якутия). Задачи: 1. Изучение опыта медицинских учреждений РФ, оказывающих помощь по принципам общей врачебной (семейной) практики. 2.Организация учебного центра подготовки специалистов по общей врачебной (семейной) практике. 3. Создание сельской модели общей врачебной (семейной) практики. 4. Организация информационного обеспечения населения республики по вопросам внедрения общей врачебной (семейной) практики. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2002 - 2004 гг. За указанный период будут созданы основы структурной реорганизации первичного медико-санитарного звена здравоохранения по оказанию медицинской помощи населению по технологии общей врачебной (семейной) практики. Начата подготовка квалифицированных врачей общей практики в Медицинском институте ЯГУ. |
Перечень основных мероприятий |
1. Подготовка, переподготовка преподавательских кадров по специальности "Общая врачебная (семейная) практика (2002-2004 гг.)" 2. Создание кафедры семейной медицины в Мединституте ЯГУ (2002-2002 гг.). 3. Создание клинической базы Медицинского института ЯГУ для подготовки врачей общей (семейной) практики (городская модель) (2003 г.). 4. Подготовка, переподготовка медицинских кадров по специальности "Общая врачебная (семейная) практика (с 2002 года)". 5. Создание клиники семейной медицины в селе Октемцы Хангаласского улуса (сельская модель) (IV квартал 2000 г.) 6. Организация информационного обеспечения внедрения общей врачебной (семейной) практики (с 2001 г.) 7. Проведение республиканской конференции по общей врачебной (семейной) практике (2003 г.). |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутии). Медицинский институт Якутского государственного университета. Администрация Хангаласской центральной улусной больницы. Управление здравоохранения Администрации г. Якутска. Якутский базовый медицинский колледж. |
Объемы и источники финансирования |
Всего по программе: 25,835 млн. рублей, в том числе: Республиканский бюджет: 25,835 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Снижение финансовых затрат в расчете на одного жителя на уровне первичного медико-санитарного звена. Повышение доступности, эффективности и качества первичного медико-санитарного звена за счет внедрения общей врачебной (семейной) практики: визиты пациентов к кардиологу сократятся на 35%, к невропатологу на 46%, к офтальмологу на 36%, к оториноларингологу на 41%, к хирургу на 23%. |
Организация контроля за реализацией Программы |
Контроль осуществляется республиканскими органами исполнительной власти, ответственных за реализацию мероприятий Программы: Министерством здравоохранения РС (Я), Министерством экономики и прогнозирования РС (Я), Министерством финансов РС(Я) в порядке, установленном для контроля за реализацией республиканских целевых программ. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Программа "Внедрение общей врачебной (семейной) практики в Республике Саха (Якутия)" на 2002 - 2004 гг. (подготовительный период) ( далее по тексту - Программа) разработана в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 26 августа 1992 г. N 237 "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу работы врача общей практики (семейного врача)", приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 декабря 1999 г. N 463 "Об отраслевой программе "Общая врачебная (семейная) практика", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387 "Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2000 г. N 78 "О концепции совершенствования здравоохранения Республики Саха (Якутия)"
Видимо, в тексте документа допущена ошибка. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. N 1387 имеет название "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации"
В условиях рыночной экономики амбулаторно-поликлиническая служба здравоохранения испытывает значительные затруднения в обеспечении населения доступной и квалифицированной медицинской помощью вследствие экономической нерентабельности.
Существенные диспропорции в объемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (соответственно 20-30 и 70-80% всех расходов на здравоохранение) ограничивают возможность развития материально-технической базы и внедрения современных ресурсосберегающих технологий оказания медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах и приводят к расширению показаний к стационарному лечению, удорожанию медицинской помощи. Для сравнения: один день амбулаторного лечения в 7,14 раза дешевле стационарного и в 11 раз дешевле одного вызова "скорой медицинской помощи" (материалы "Первой научно-практической конференции "Семейная медицина: проблемы и перспективы". Хабаровск 1998 г.).
Существующая система первичной медико-санитарной помощи не предполагает экономическую заинтересованность врачей и медицинских сестер в совершенствовании профилактической работы и повышении качества медицинского обслуживания. Оплата труда работников здравоохранения не зависит от объема, качества и эффективности предоставляемых услуг.
Ввиду технологических особенностей организации работы участковый врач-терапевт не осуществляет постоянного контроля за состоянием здоровья пациента и его семьи. Пациент им не рассматривается с точки зрения его социального статуса, семейного положения, трудовой деятельности и других аспектов, оказывающих влияние на здоровье и жизнедеятельность. Преемственность между педиатрами, подростковыми врачами, терапевтами, акушер-гинекологами и другими узкими специалистами недостаточно эффективна.
В 1992 г. МЗ РФ утвердило приказ N 237 "О поэтапном переходе к оказанию первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)" для улучшения качества оказываемой медицинской помощи на первичном медико-санитарном звене. Приказом введены специальность и должность врача общей практики (семейного врача), положение и квалификационная характеристика врача общей практики и медсестры, типовые учебные планы и программы профессиональной подготовки специалистов. Согласно приказу, во многих регионах страны, стали создаваться общие врачебные (семейные) практики (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Самара, Тула, Хабаровск и др.).
Семейная медицина, как показывает опыт зарубежных стран и некоторых регионов России, является экономически более эффективной по сравнению с первичной медицинской помощью, оказываемой узкими специалистами.
Внедрение общей врачебной (семейной) практики, широкое использование стационарзамещающих технологий и дневных форм пребывания пациентов в стационарах сместят расходы на внебольничную помощь с нынешних 20-30% до 40-50%, что позволит решить ряд проблем: снизить затратность при повышении эффективности работы отрасли в целом; усилить профилактическую направленность деятельности первичного звена здравоохранения; улучшить раннюю диагностику широкого круга заболеваний; сократить число осложнений, неблагоприятных исходов хронических заболеваний; повысить эффективность медико-социальной реабилитации и удовлетворенность пациентов первичной медицинской помощью.
Разработанная Программа имеет профилактическую направленность, содержит принципиальную новизну в части оказания первичной медицинской помощи населению и отвечает основным направлениям "Концепции совершенствования здравоохранения Республики Саха (Якутия)".
Выполнением Программы будет заложена основа для развития общей врачебной (семейной) практики на территории республики. Опыт, накопленный амбулаторно-поликлиническими учреждениями при отработке моделей функционирования клиники семейной медицины, отделений и кабинетов общей врачебной (семейной) практики, в последующем будет распространен по всей территории Республики Саха (Якутия).
II. Цели и задачи программы
Основной целью Программы является повышение доступности, эффективности и качества предоставляемой первичной медико-санитарной помощи населению путем внедрения общей врачебной (семейной) практики на территории Республики Саха (Якутия). Улучшение показателей здоровья населения в перспективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить опыт субъектов РФ, внедривших общую врачебную (семейную) практику;
подготовить преподавателей Медицинского института ЯГУ по общей врачебной (семейной) практике;
организовать кафедру семейной медицины в Медицинском институте ЯГУ;
организовать клиническую базу для подготовки врачей общей практики Медицинского института;
создать новые и реорганизовывать существующие медицинские учреждения первичного звена по принципам работы общей врачебной (семейной) практики в сельских и городских условиях;
внедрить эффективные формы и методы рационального использования ресурсов здравоохранения и укрепления здоровья населения;
формировать позитивное общественное мнение к общей врачебной (семейной) практике.
Срок реализации Программы - 2002-2004 гг.
III. Система програмных мероприятий
В Программе предусматривается система мероприятий по следующим разделам:
подготовка преподавательских кадров по специальности "Семейная медицина";
организация учебного центра подготовки, переподготовки врачей общей (семейной) практики;
развитие материально-технической базы клиники общей врачебной (семейной) практики;
участие и проведение конференций и совещаний.
Подготовка кадров по специальности "Семейная медицина"
По данному разделу предусматривается:
подготовка, переподготовка преподавателей по специальности "Семейная медицина/общая врачебная практика" для работы в Медицинском институте ЯГУ;
постдипломная подготовка врачей общей врачебной (семейной) практики в Медицинском институте ЯГУ для практического здравоохранения;
подготовка и переподготовка преподавателей Якутского базового медицинского колледжа для обеспечения обучения общей врачебной (семейной) практике среднего медицинского персонала;
обучение общей врачебной (семейной) практике специалистов среднего медицинского звена.
Организация учебного центра подготовки, переподготовки врачей общей (семейной) практики
Для реализации цели Программы предусматривается организация в Медицинском институте ЯГУ кафедры семейной медицины и организация клинической базы по общей врачебной (семейной) медицине, где будет осуществляться обучение специальности, вестись прием прикрепленного населения и отработка модели функционирования клиники семейной медицины по оказанию первичной медицинской помощи.
Развитие материально-технической базы общей врачебной (семейной) практики
В этом разделе предусматривается дооснащение Октемской земской больницы необходимым оборудованием и инструментарием для перехода на оказание медицинской помощи прикрепленному населению по принципам общей врачебной (семейной) медицины, а также, дооснащение учреждений первичного медицинского звена, осуществляющих переход на общую врачебную (семейную) практику.
Участие и проведение конференций и совещаний
В течение всего периода работы Программы предусматривается участие в общероссийских конференциях и совещаниях по общей врачебной (семейной) практике и в 2003 г. проведение республиканской конференции по данной специальности.
IV. Ресурсное обеспечение программы
Программа реализуется за счет средств республиканского бюджета.
Ориентировочные объемы финансирования мероприятий на 2002 - 2004 гг. составят 25,835 млн. рублей.
Финансовые средства ежегодно уточняются в установленном порядке.
V. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы определяется государственным заказчиком - Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия). К участию в реализации Программы привлекаются органы и учреждения здравоохранения, а также Медицинский институт Якутского государственного университета.
Механизм реализации Программы включает в себя:
организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию и контроль исполнения предусмотренных Программой работ;
методические и информационные мероприятия.
Механизм реализации Программы предусматривает обеспечение заложенных в нее бюджетных средств, выполнение плана Программных мероприятий и эффективное использования средств.
Реализация Программы осуществляется исполнителями Программы: Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия), Медицинским институтом Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова, учреждениями здравоохранения республики, Якутским базовым медицинским колледжем на основе контрактов (договоров). С этой целью государственный заказчик согласовывает с участниками возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. В соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, предусмотренными Программой на соответствующий год, и после заключения контрактов (договоров) с участниками реализации Программы Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) открывает финансирование за счет бюджетных средств.
VI. Организация управления программой и контроль ее реализации
Контроль реализации Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия).
Государственный заказчик проводит анализ и обобщение информации о ходе выполнения с учетом выделенных средств Программы и распространяет полученный положительный опыт с необходимой корректировкой на другие лечебно-профилактические учреждения первичного звена здравоохранения.
Контроль ведется на основании отчетности исполнителей о реализации программных мероприятий, целевого использования выделяемых средств и соблюдения сроков и качества выполнения запланированных объемов работ.
При необходимости государственный заказчик вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
Управление ходом реализации Программы осуществляется Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) и Медицинским институтом ЯГУ.
Исполнители Программы отчитываются в конце определенного срока о выполнении запланированных мероприятий Программы, использовании выделенных средств, в соответствии с порядком и сроками, установленными заказчиком.
Кроме того, Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) ежемесячно представляет в Министерство экономики и прогнозирования, и Министерство финансов Республики Саха (Якутия) информацию о реализации программы.
VII. Оценка социально-экономической эффективности реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой "Внедрение общей врачебной (семейной) практики в Республике Саха (Якутия) в 2002 - 2004 гг. (подготовительный период)", позволит:
Повысить доступность, эффективность и качество оказываемой первичной медицинской помощи населению за счет внедрения и развития общей врачебной (семейной) практики на территории республики.
Внедрить систему подготовки, переподготовки и усовершенствования специалистов в области общей врачебной (семейной) практики.
Расширить использование стационарзамещающих технологий, более рационально использовать кадровые и материальные ресурсы на первичном медицинском звене.
Укрепить республиканскую систему государственных мер по развитию общей врачебной (семейной) практики.
Социальная значимость определяется направленностью Программы на улучшение показателей здоровья приписного населения, охватом жителей республики, как в городской, так и сельской местности. Дальнейшее развитие организованных за период работы Программы учреждений первичного медицинского звена нового типа, распространение общей врачебной (семейной) практики на всей территории республики, накопление опыта, совершенствование моделей работы семейных клиник позволят выйти первичному медико-санитарному звену на качественно новый уровень профилактики и диспансеризации самого широкого спектра заболеваний.
Экономическая эффективность обеспечивается:
более эффективной профилактикой развития заболеваний и их осложнений;
снижением стоимости обследования, за счет уменьшения случаев привлечения узких специалистов на проведение рутинных методов исследования пациента;
сокращением расходов на стационарное лечение за счет рационального использования стационарзамещающих технологий и ранней выявляемости заболеваний;
уменьшением количества необоснованных вызовов скорой медицинской помощи;
увеличением продолжительности трудоспособности граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.