Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 21 августа 2001 г. N 433
Республиканская целевая программа
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Республике Саха (Якутия)" на 2001 - 2008 гг.
Паспорт
Республиканской целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Республике Саха (Якутия)" на 2001-2008 гг.
Наименование Программы | "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Республике Саха (Якутия)" на 2001-2008 гг. |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации" от 17.07.2001 N 540 |
Государственный заказчик | Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Основные разработчики | Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) |
Цели и задачи Программы | Цель: Комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечение артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями; Снижение уровня заболеваемости населения артериальной гипертонией, инвалидности и смертности от ее осложнений (инсульт, инфаркт миокарда). Задачи: Укрепление материально-технической базы кардиологических учреждений и кардиологических отделений лечебно-профилактических учреждений; Увеличение объема и повышение эффективности профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных с артериальной гипертонией и ее осложнениями; Совершенствование подготовки медицинских кадров по кардиологии; Расширение научно-исследовательских работ по созданию новых технологий профилактики и лечения артериальной гипертонии и ее осложнений. |
Сроки и этапы реализации | 2001-2008 гг. Первый этап (2001-2004 гг.) - подготовка и реализация важнейших первоочередных мероприятий по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертонии. Второй этап (2005-2008 гг.) - реализация основных мероприятий Программы, направленных на стабилизацию эпидемиологической ситуации по артериальной гипертонии и ее осложнений. |
Перечень основных мероприятий |
Совершенствование организации кардиологической службы и укрепление ее материально-технической базы; Профилактика, диагностика, лечение артериальной гипертонии и реабилитация больных с ее осложнениями; Повышение квалификации медицинских кадров в области кардиологии; Научное обеспечение. |
Основные исполнители | Министерство здравоохранения РС(Я), Академия наук РС(Я) |
Объемы и источники финансирования |
Федеральный бюджет: 14,8 млн. рублей Республиканский бюджет: 283,4 млн. рублей Внебюджетные источники: 16,1 млн. рублей Всего: 314,3 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты |
Снижение заболеваемости населения мозговыми инсультами на 16-18%, ишемической болезнью сердца - на 13-15%; Снижение инвалидности населения от мозговых инсультов на 6-8%, от ишемической болезни сердца - на 4-6%; Снижение смертности населения от мозговых инсультов на 14-16%, от ишемической болезни сердца на 10-12%. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством здравоохранения РС(Я), Министерством экономики и прогнозирования РС(Я), Министерством финансов РС(Я) в порядке, установленном для контроля за реализацией республиканских целевых программ. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Республиканская целевая программа "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Республике Саха (Якутия)" на 2001-2008 гг. (далее по тексту - Программа) разработана в соответствии с Решением Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ по охране здоровья населения от 30 июня 1995 г. N 4 "Болезни системы кровообращения и их влияние на состояние здоровья нации", постановлением Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации" от 17.07.2001 N 540.
В Республике Саха (Якутия) сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация по артериальной гипертонии (далее по тексту - АГ), являющейся одним из самых распространенных и основных факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний и смертности населения от них.
Результаты выборочного обследования населения г. Якутска показали, что почти каждый четвертый мужчина страдает этим заболеванием: распространенность среди мужчин трудоспособного возраста (40-59 лет) составила 22,3% [К.И. Иванов, В.П. Алексеев, 1997].
Больные с "мягкой" АГ (систолическое артериальное давление в пределах 140-180, диастолическое - 90-115 мм.рт.ст.) составляют до 75% всех случаев заболеваний АГ и на их долю приходится около 60% всех осложнений (инфаркт миокарда, мозговой инсульт). Большинство таких больных не высказывают жалоб и повышенное артериальное давление у них выявляется случайно.
В Республике Саха (Якутия) на долю болезней системы кровообращения приходится 41% всех случаев смерти, 22% первичного выхода на инвалидность, 8,8% общей заболеваемости, учтенной при обращении во все лечебно-профилактические учреждения среди взрослого населения, 7,9% случаев временной утраты трудоспособности. Среди лиц, состоящих под диспансерным наблюдением, 12,1% составляют больные, страдающие болезнями системы кровообращения.
За период 1995-1999 гг. произошло увеличение показателей заболеваемости болезнями системы кровообращения на 18,2% - с 80,3 до 94,9 на 1000 взрослого населения. Наиболее высокие темпы роста показателей заболеваемости за данный период времени имели место при цереброваскулярных болезнях - увеличение на 34,9% (с 8,3 до 11,2 на 1000 взрослого населения). В то же время произошло увеличение заболеваемости стенокардией на 50%, гипертонической болезнью на 20,9%.
В структуре обращаемости взрослого населения по поводу болезней системы кровообращения ведущая роль принадлежит ишемической болезни сердца и цереброваскулярным болезням, на долю которых приходится соответственно 24,8 и 11,8%, а на долю гипертонической болезни - 30,5% обращений.
О неблагоприятных тенденциях заболеваемости болезнями системы кровообращения свидетельствуют данные о впервые в жизни установленных диагнозах. За период 1995-1999 гг. первичная заболеваемость увеличилась на 14,4%. Наиболее значительно увеличилась заболеваемость ишемической болезнью сердца и цереброваскулярными болезнями: соответственно на 40,9% и 16,7%.
Анализ динамики смертности показывает, что в целом за этот период смертность от болезней системы кровообращения возросла на 14,4%. В структуре смертности населения республики от болезней системы кровообращения в 1999 г. доля ишемической болезни сердца составила 39,5%, цереброваскулярных болезней - 22,2%, гипертонической болезни - 4,1%.
Сокращение объема профилактической работы в лечебно-профилактических учреждениях, отсутствие в средствах массовой информации пропаганды о формировании здорового образа жизни населения, осведомленности его о причинах, ранних проявлениях и последствиях АГ приводит к недовыявлению более 83% больных АГ. Уровень диспансеризации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в республике в 2 раза ниже, чем в среднем по РФ (РС(Я) - 10,0 на 1000; РФ - 22,7 на 1000).
Среди лиц с установленным диагнозом "артериальная гипертония" гипотензивную терапию получают только 27% мужчин и 53% женщин, при этом эффективное лечение отмечено, соответственно, лишь в 5,8 и 13,7% случаев.
В настоящее время в системе здравоохранения Республики Саха (Якутия) функционируют: 5 кардиологических отделений - НЦМ, Больница МЗ N 1, ЯГКБ (3) - в г. Якутске и гг. Нерюнгри, Алдане (2) на 155 коек (в то же время по нормативам Государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощью должно быть развернуто 317 коек), а также 4 специализированные бригады скорой медицинской помощи в г. Якутске. Кардиологическая помощь взрослому населению республики оказывается 11 кабинетами в поликлиниках. Численность врачей-кардиологов составляет 48 человек, укомплектованность составила 76%, обеспеченность - 4,0 на 10 тыс. населения.
До настоящего времени в Республике Саха (Якутия) не организована современная кардиологическая служба: нет единого организационно-методического центра, кардиологические отделения и кабинеты рассредоточены, их функционирование не согласованное, что негативно сказывается на диспансерном наблюдении, квалифицированной диагностике и лечении больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Только в 2000 г. открыто кардиохирургическое отделение в НЦМ на 25 коек. Внедрение высоких технологий в кардиологии, особенно в сердечно-сосудистой хирургии, невозможны без развития специализированной кардиологической службы. В связи с этим назрела необходимость организации республиканского кардиологического клинического диспансера с профильными отделениями (кардиореанимационное, инфарктное, артериальной гипертонии, нарушений ритма, недостаточности кровообращения, лучевой и функциональной диагностики, поликлиническое, реабилитационное).
Из-за недостаточного финансирования кардиологические отделения, а также учреждения первичного звена здравоохранения, на которые возложены функции профилактической деятельности, недостаточно оснащены диагностическим оборудованием, испытывают острую нужду в современных гипотензивных и других сердечно-сосудистых препаратах, потребность в которых удовлетворяется не более чем на 30%.
Квалификация врачей-кардиологов, знания участковых врачей терапевтов в области кардиологии не в полной мере соответствуют уровню, необходимому для обеспечения современной медицинской помощью кардиологических больных и, в первую очередь, страдающих АГ.
Сложившаяся за последние годы эпидемиологическая ситуация по сердечно-сосудистым заболеваниям требует решения ряда первоочередных проблем, важнейшими из которых являются создание системы профилактики и раннего выявления больных АГ.
Стратегия профилактики включает в себя следующие аспекты:
усиление профилактической направленности в деятельности служб здравоохранения;
обучение населения основным принципам и навыкам профилактики АГ;
создание информационной системы эпидемиологического мониторинга АГ;
проведение научных исследований в условиях Арктики, способствующих более эффективной профилактике АГ;
повышение квалификации врачей общей практики, кардиологов и среднего медицинского персонала.
Разработанная Республиканская целевая программа имеет профилактическую направленность, содержит принципиальную новизну в части проведения последовательной системы мероприятий и увязана с основными направлениями "Концепции совершенствования здравоохранения Республики Саха (Якутия)".
Принятие Республиканской целевой программы позволит осуществить систему мер по формированию государственной политики по борьбе с АГ и ее осложнениями, внедрить в практику здравоохранения республики эффективные методы профилактики, ранней диагностики, лечения и реабилитации больных, сократить число осложнений и неблагоприятных исходов от них.
АГ является одним из важнейших направлений в общей стратегии по снижению сердечно-сосудистых заболеваний, и реализация этой проблемы в рамках Программы создаст реальные предпосылки для успешного решения всей проблемы в целом.
II. Цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
Программа является составной частью комплекса мероприятий, направленных на снижение сердечно-сосудистых заболеваний и смертности от них.
Основной целью Программы является стабилизация эпидемиологической ситуации (заболеваемости и смертности) по артериальной гипертонии и другим сердечно-сосудистым заболеваниям.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
укрепление материально-технической базы кардиологических учреждений и кардиологических отделений лечебно-профилактических учреждений;
увеличение объема и повышение эффективности профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных с артериальной гипертонией и ее осложнениями;
совершенствование подготовки медицинских кадров по кардиологии;
расширение научно-исследовательских работ по созданию новых технологий профилактики и лечения артериальной гипертонии и ее осложнений.
Сроки реализации Программы - 2001-2008 г.
В Программе предусмотрено поэтапное осуществление мероприятий с учетом их значимости.
На первом этапе (2001-2004 гг.) предусмотрены меры по подготовке и реализации важнейших первоочередных мероприятий по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертонии.
В первую очередь намечается проведение следующих мероприятий: укрепление материально-технической базы учреждений кардиологического профиля в республике; совершенствование системы профессионального образования и повышения квалификации медицинских работников в области кардиологии; принятие мер по развитию системы информирования и повышения образовательного уровня населения об АГ и ее осложнениях; создание в кабинетах медицинской профилактики лечебно-профилактических учреждений персонифицированного учета лиц с повышенным артериальным давлением; организация динамического наблюдения таких лиц; формирование групп лиц с повышенным риском инсульта и инфаркта миокарда; организация "школ" для больных АГ;
На втором этапе (2005-2008 гг.) будут реализованы основные мероприятия Программы, направленные на стабилизацию эпидемиологической ситуации по артериальной гипертонии и ее осложнений, смертности от них: дальнейшее укрепление материально-технической базы учреждений кардиологического профиля в республике; увеличение объема комплексных профилактических мероприятий; создание системы эпидемиологического мониторинга АГ; создание в республике системы реабилитации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
III. Система программных мероприятий
В Программе предусматривается система мероприятий по следующим разделам:
совершенствование организации кардиологической службы и укрепление ее материально-технической базы;
профилактика, диагностика, лечение артериальной гипертонии и реабилитация больных с ее осложнениями;
повышение квалификации медицинских кадров в области кардиологии;
научное обеспечение.
Совершенствование организации кардиологической службы и укрепление ее материально-технической базы
Предусматривается проектирование, строительство республиканского кардиологического клинического диспансера с профильными отделениями на 160 коек, организация республиканского неврологического реабилитационного отделения для больных с нарушениями мозгового кровообращения на 20 коек в г. Якутске, а также дооснащение других кардиологических отделений и кабинетов, центра медицинской профилактики, кабинетов профилактики учреждений первичного звена здравоохранения по республике.
Профилактика, диагностика, лечение артериальной гипертонии и реабилитация больных с ее осложнениями
Основными направлениями работ в решении этой проблемы являются следующие:
разработка мероприятий по развитию системы информирования населения по предупреждению АГ, подготовка и издание санитарно-просветительных и учебно-методических материалов, создание информационных теле- и радиопрограмм в целях повышения образовательного уровня населения республики о причинах возникновения АГ, факторах риска, формирования здорового образа жизни, необходимости и путях участия самого населения в профилактике этого заболевания;
создание информационной системы эпидемиологического мониторинга АГ для оценки и прогнозирования тенденций эпидемиологической ситуации в отношении АГ и принятия своевременных и оперативных решений;
раннее выявление лиц с АГ, организация профилактики риска развития инфаркта миокарда и мозгового инсульта у больных с АГ;
повышение эффективности лечения и реабилитации больных с АГ и ее осложнениями путем внедрения современных медицинских технологий (в т.ч. и кардиохирургических), организации республиканского кардиологического клинического диспансера и неврологического реабилитационного отделения для больных с нарушениями мозгового кровообращения, обеспечения лечебно-профилактических учреждений современными медикаментами и техническими средствами.
Повышение квалификации медицинских кадров в области кардиологии
Предусматривается разработка методических руководств, разработок и учебных пособий по кардиологии для повышения квалификации врачей-кардиологов и медицинских работников первичного звена здравоохранения, системы тестов для оценки уровня их профессиональной подготовки и стандартов (протоколов) диагностики и лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями в условиях Арктики.
Научное обеспечение
Для реализации мероприятий Программы предусматривается проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, выполняемых Национальным центром медицины МЗ РС(Я), Институтом здоровья АН РС(Я) и медицинским институтом Якутского госуниверситета.
Научно-исследовательские работы предполагается вести по следующим направлениям:
изучение эпидемиологических особенностей формирования факторов риска АГ и других сердечно-сосудистых заболеваний в условиях Арктики;
разработка физиологических стандартов сердечно-сосудистой системы человека в условиях Арктики;
особенности питания и липидного обмена в формировании атеросклероза среди коренного населения Якутии в современных условиях;
изучение клинико-патогенетических особенностей артериальной гипертонии и ишемической болезни сердца в условиях Арктики;
разработка оптимизации гипотензивной терапии больных с АГ и сопутствующим атеросклеротическим поражением артерий в условиях Арктики.
Развитию науки в Республике Саха (Якутия) в этом направлении будет способствовать научное сотрудничество с российскими и международными институтами, организациями.
IV. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы определяется государственным заказчиком - Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия). К участию в реализации Программы привлекаются учреждения здравоохранения.
Механизм реализации Программы включает в себя:
организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию и контроль исполнения предусмотренных Программой работ;
методические и информационные мероприятия.
Механизм реализации Программы предусматривает обеспечение заложенного в нее соотношения по долевому участию различных источников финансирования на основе бюджетных и внебюджетных средств.
Реализация Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) с исполнителями программных мероприятий. С этой целью государственный заказчик осуществляет предконтрактный отбор на конкурсной основе исполнителей работ по программным мероприятиям, согласовывает с участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. В соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, предусмотренными Программой на соответствующий год, и после заключения контрактов (договоров) с участниками реализации Программы Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) открывает финансирование за счет бюджетных и внебюджетных средств.
По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет внебюджетных источников, подписываются соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком Программы и предприятиями, организациями.
V. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия).
Государственный заказчик Программы, с учетом выделенных на ее реализацию финансовых средств, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия.
При необходимости государственный заказчик вносит в установленном порядке предложения об изменении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
Контроль ведется на основании государственной статистической отчетности, заключенных договоров (контрактов, соглашений) и включает:
периодическую отчетность исполнителей о реализации программных мероприятий;
контроль за целевым и эффективным использованием выделяемых средств;
контроль за соблюдением сроков и качеством выполнения договоров (контрактов, соглашений), объемов запланированных работ.
Исполнители отчитываются об использовании выделенных средств и выполнении программных мероприятий в соответствии с порядком, установленным государственным заказчиком.
Государственный заказчик проводит анализ, обобщение информации о ходе выполнения программных мероприятий и ежеквартально направляет в министерства экономики и прогнозирования, финансов Республики Саха (Якутия) статистическую, справочную и аналитическую информацию.
Кроме того, ежегодно до 1 февраля государственный заказчик направляет в Министерства экономики и прогнозирования, финансов Республики Саха (Якутия) информацию о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств.
Оценка социально-экономической эффективности от реализации программы
Социальная значимость Программы определяется комплексом мероприятий, направленных на существенное улучшение показателей здоровья населения республики по сердечно-сосудистым заболеваниям.
Ожидается, что в результате проведения широкомасштабных мероприятий по профилактике АГ, повышения качества ее диагностики и лечения:
повысится эффективность выявления лиц, склонных к заболеваемости АГ;
сократятся сроки восстановления утраченного здоровья населения за счет внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных;
снизится заболеваемость населения мозговыми инсультами на 16-18%, ишемической болезнью сердца - на 13-15%;
снизится инвалидность населения от мозговых инсультов на 6-8%, от ишемической болезни сердца - на 4-6%;
снизится смертность населения от мозговых инсультов на 14-16%, от ишемической болезни сердца на 10-12%;
стабилизируется эпидемиологическая ситуация по АГ.
Учитывая профилактическую направленность Программы, экономическая эффективность ее обеспечивается:
сокращением расходов на стационарное лечение и реабилитацию больных в результате перенесения основной деятельности по оказанию медицинской помощи больным с АГ и ее осложнениями на уровень первичной медико-санитарной помощи;
снижением стоимости диагностики и лечения больных АГ и ее осложнениями за счет внедрения новых медицинских технологий;
увеличением продолжительности активной трудоспособности граждан.
Реализация мероприятий Программы позволит снизить в масштабах Российской Федерации суммарный ущерб от АГ и ее осложнений в виде прямых и косвенных экономических потерь на 5,69 млрд. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.