Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 24 августа 2001 г. N 450
Методика
расчета экономически обоснованной тарифной выручки энергоснабжающих
организаций Республики Саха (Якутия)
I. Общие положения
1. Настоящая Методика разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. N 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию" и применяется регулируемыми организациями и регулирующими органами при экономическом обосновании суммарного расчетного объема тарифной выручки регулируемых организаций на установленный период регулирования.
2. В настоящей Методике применяются следующие понятия и определения, используемые при регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию:
государственное регулирование тарифов - формирование регулирующими органами и регулируемыми организациями экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги по передаче электрической и тепловой энергии), установление регулирующими органами тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги по передаче электрической и тепловой энергии) и контроль за их применением;
регулирующие органы - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - РЭК) и другие органы, наделенные полномочиями по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии с действующим законодательством;
регулируемая (энергоснабжающая) организация - организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая реализацию произведенной или купленной электрической и тепловой энергии, а также оказывающая услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
регулируемый вид продукции (услуг) - электрическая, тепловая энергия и услуги по их передаче;
регулируемая деятельность - деятельность по реализации произведенной или купленной электрической и тепловой энергии (оказанию услуг по передаче), тарифы (размер платы за услуги), которые подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации";
тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию;
размер платы за услуги - система ценовых ставок за услуги или абсолютный уровень затрат за определенный период организаций, которые оказывают услуги потребителям или производителям по передаче электрической и тепловой энергии;
потребитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование и покупающее электрическую и (или) тепловую энергию;
реестр - перечень организаций, по которым осуществляется государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию;
экономически обоснованная тарифная выручка - суммарный размер необходимой регулируемой организации выручки, обеспечивающей финансирование экономически обоснованных затрат и необходимой прибыли;
период регулирования - временной интервал, принимаемый для расчета показателей, включаемых в предложения по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию (размера платы за услуги по передаче). В качестве периода регулирования принимается календарный год.
текущий период - временной интервал (месяц, квартал, год) текущего календарного года.
базовый период - прошедший календарный год, предшествующий текущему календарному году;
ожидаемые показатели - экономические и производственно-технологические показатели, характеризующие ожидаемые показатели деятельности регулируемой организации за текущий период.
3. Суммарный расчетный объем тарифной выручки складывается из средств, относимых на себестоимость продукции (услуг), и средств, расходуемых из прибыли, исходя из условий раздельного учета объемов выпускаемой продукции (услуг) и состава затрат в следующих сферах:
производство электрической энергии;
производство тепловой энергии;
передача электрической энергии;
передача тепловой энергии;
сбыт электрической энергии;
сбыт тепловой энергии;
производство прочей продукции (услуг).
4. Технической основой расчетов по обоснованию и регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию и обоснования размера платы за услуги является расчетный (плановый) баланс производства и отпуска электрической и тепловой энергии на период регулирования (далее по тексту - баланс энергии и мощности), утверждаемый в установленном порядке по согласованию с Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия) или другим регулирующим органом.
Баланс энергии и мощности организаций электроэнергетики согласуется, кроме того, с Министерством топливной промышленности и энергетики Республики Саха (Якутия).
Утвержденный баланс энергии и мощности является обязательным документом при установлении регулирующими органами тарифов на электрическую и тепловую энергию.
5. Баланс энергии и мощности предусматривает:
- объемы полезного отпуска энергии, включая:
нормативные объемы реализации на хозяйственные нужды регулируемых организаций (на потребление вспомогательных и непромышленных подразделений, необходимых для обслуживания основного производства);
нормативные производственные нужды подразделений регулируемой организации, выпускающих другие виды продукции и услуг;
- нормативные объемы потребления продукции на производственные нужды регулируемых организаций (на перекачку воды, на электробойлерные установки и т.д.);
- нормативные объемы потребления продукции на собственные нужды котельных и станций;
- нормативные потери в сетях;
- выработка электрической и тепловой энергии;
- показатели использования мощностей;
6. Условием государственного регулирования тарифов является комплексный анализ фактических показателей ( пересчитанных на нормативные) по сравнению с плановыми показателями за базовый период (при необходимости - за определенные периоды регулирования) финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций с учетом фактически достигнутых показателей баланса энергии и мощности.
7. Экономически обоснованная тарифная выручка рассчитывается с учетом предполагаемых изменений цен и тарифов на продукцию и услуги, потребляемые регулируемыми организациями, изменении в налоговой политике на регулируемый период, планируемых структурных преобразований и т.д.
8. Расчет объема тарифной выручки регулируемых организаций по конкретным статьям себестоимости продукции (услуг) и прибыли осуществляется в соответствии с "Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552 с последующими изменениями и настоящей Методикой.
II. Расчет тарифной выручки регулируемых организаций
1. Расчет себестоимости продукции производится раздельно по производству, передаче и сбыту электрической и тепловой энергии по структурным подразделениям и энергорайонам регулируемой организации по следующим статьям затрат, относимым на регулируемый вид продукции (услуг) по прямому признаку:
а) основные и вспомогательные материалы, запасные части для текущего ремонта оборудования - исходя из действующих норм на материалы и запасные части и с учетом затрат на доставку и хранение;
б) износ малоценных, быстроизнашивающихся предметов, исходя из действующих норм расхода и износа ( спец.одежда включается в расчет затрат на охрану труда);
в) работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними предприятиями или вспомогательными структурными подразделениями - исходя из необходимости проведения работ и нормативов потребления услуг (кроме работ по капитальному ремонту и транспортных услуг):
пусконаладочные работы;
водоснабжение и канализация;
услуги по передаче энергии по сетям сторонних организаций;
услуги по сбыту энергии;
и другие;
г) топливо на технологические цели при производстве электрической и тепловой энергии на основании норм удельных расходов топлива (рассчитываются на базе утвержденных в установленном порядке нормативных характеристик генерирующего оборудования и планируемого режима работы оборудования на период регулирования) и затрат на его перевозку и хранение;
д) затраты на технологический транспорт:
собственный транспорт - исходя из нормативного количеств машино-часов работы и себестоимости машино-часа, включая ГСМ, зарплату и т.д.;
привлекаемый транспорт - исходя из нормативного количества машино-часов работы и тарифа, рассчитанного в установленном порядке;
е) покупная энергия всех видов, в том числе электрическая и тепловая энергия, приобретенная от сторонних организаций:
для дальнейшей переработки, передачи, распределения и продажи потребителям;
на собственные нужды котельных и электростанций;
на производственные нужды;
на хозяйственные нужды;
ж) электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая регулируемой организацией на хозяйственные нужды организации;
з) затраты на оплату труда персонала, занятого в регулируемой деятельности, при этом:
затраты на оплату труда рассчитываются исходя из тарифных ставок и численности, предусмотренных отраслевыми тарифными соглашениями, с учетом действующих нормативно-правовых актов Республики Саха (Якутия), регламентирующих отраслевые тарифные соглашения;
по регулируемым организациям, не участвующим в отраслевых тарифных соглашениях, затраты на оплату труда рассчитываются согласно порядку, утверждаемому Правительством Республики Саха (Якутия).
и) единый социальный налог от расходов на оплату труда работников, занятых в регулируемой деятельности, и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с законодательством Российской Федерации и исходя из фактического уровня платежей регулируемых организаций за базовый и текущий периоды;
к) износ основных средств - по нормам отчислений, утвержденным в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке;
л) прочие затраты, в том числе:
отчисления в ремонтный фонд - исходя из производственных программ регулируемой организации, но не выше уровня годовой суммы износа основных средств (ремонтный фонд в объеме, превышающем данный уровень, может быть принят в случае проведения особо сложных видов ремонта основных производственных фондов, необходимость которых согласована с курирующим данное ведомство республиканским органом исполнительной власти) для проведения:
капитального ремонта основных фондов подрядным способом:
капитального ремонта основных фондов хозяйственным способом;
налоги, сборы, платежи и отчисления в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);
средства на проведение НИОКР в порядке, установленном Правительством РФ, по заключенным договорам, но не выше 1,5% от себестоимости;
страховые средства по заключенным договорам страхования в пределах установленных нормативов;
средства на уплату процентов по кредитам и по бюджетным ссудам на создание сезонных запасов топлива - в объеме, необходимом для выполнения заданий по созданию сезонных запасов топлива, в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Российской Федерации;
затраты на подготовку и переподготовку кадров в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Российской Федерации;
абонентная плата за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России и плата за иные услуги, предоставляемые на оптовом рынке, - в соответствии с размером, утвержденным Федеральной энергетической комиссией;
затраты на командировки, на подъемные - по утвержденному плану организации;
оплата за проезд работников в отпуск в пределах утвержденных норм;
плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану;
оплата услуг связи;
амортизация нематериальных активов в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации;
плата за аренду основных производственных фондов (при подтверждении обоснованности данных расходов);
расходы на охрану труда и технику безопасности в пределах нормативов;
другие затраты, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из действующих нормативных документов;
2. Расчет средств, расходуемых из прибыли, производится по следующим составляющим, с отнесением на вид регулируемой продукции по прямому признаку:
а) капитальные вложения - исходя из программы производственного и социального развития, согласованной с курирующим республиканским органом исполнительной власти, с учетом наличия иных возможных источников финансирования на основании принятых в установленном порядке инвестиционных программ и фактического освоения средств в предыдущие периоды за счет всех источников;
б) выплаты социального характера в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
в) средства на выплату дивидендов по акциям (в том числе находящимся в собственности государства) - с учетом развития производства, состояния фондового рынка и уровнем дивидендов в отраслях со схожими видами деятельности;
г) налоги, уплачиваемые за счет прибыли - в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия):
налог на имущество;
целевые сборы;
налог на прибыль;
д) убытки от содержания объектов социально-культурной сферы: жилья, детских дошкольных учреждений и других объектов социально-культурной сферы в пределах, установленных Правительством Республики Саха (Якутия) нормативов.
е) другие расходы из прибыли, согласно установленным нормативно-правовым актам Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
3. Общехозяйственные расходы, а также другие расходы из себестоимости и прибыли, которые невозможно разделить по видам продукции (услуг) по прямому признаку, распределяются при формировании тарифов по видам продукции согласно учетной политике, установленной в организации. При отсутствии учетной политики они могут распределяться по видам продукции:
между регулируемыми и нерегулируемыми видами продукции - пропорционально прямым затратам;
между электрической и тепловой энергией - пропорционально затратам на топливо;
между производством и передачей энергии - пропорционально сумме заработной платы промышленно-производственного персонала;
4. Расчет общехозяйственных расходов производится аналогично расчету прямых затрат и прибыли по статьям (выборочно), указанным в пунктах 1 и 2 настоящего раздела, с добавлением специфических статей общехозяйственного характера.
III. Особые положения
1. При представлении в регулирующий орган предложений по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию (платы за услуги) регулируемые организации обеспечивают обязательное представление копий ценовых предложений поставщиков потребляемой ими продукции (услуг) по основной номенклатуре и данные о результатах конкурсов (тендеров) на закупку соответствующей продукции (услуг).
2. Недостаток средств регулируемой организации за базовый и текущий период, возникший по независящим от организации причинам и выявленный на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации за базовый и текущий период, учитывается регулирующими органами при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию.
3. Регулирующие органы вправе принять решение об исключении соответствующей суммы средств из расчетного объема тарифной выручки на период регулирования в следующих случаях:
если по итогам базового или текущего периода на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлено необоснованное включение затрат регулируемых организаций в расчет тарифов;
при нецелевом или недостаточном использовании средств по следующим статьям затрат и расходов из прибыли, включенных в расчет тарифов:
- ремонтный фонд,
- капитальные вложения,
- средства на проведение НИОКР,
- затраты на подготовку и переподготовку кадров,
- расходы на охрану труда и технику безопасности,
- страховые средства,
при экономии средств, включенных в расчет тарифов, возникшей по независящим от организации обстоятельствам:
- снижение цен на топливо по решениям регулирующих органов и по заключенным контрактам;
- снижение ставок отчислений и платежей и т.д.,
при сверхнормативном использовании материальных ресурсов и средств:
- топлива и ГСМ;
- материалов и запчастей;
- на оплату труда и выплат социального характера;
- капитальных вложений и т.д.
4. В случае проведения утвержденных курирующим республиканским органом исполнительной власти плановых мероприятий по внедрению энергоресурсосбере-гающих технологий регулирующие органы сохраняют в период до двух лет расчетный уровень затрат по соответствующим статьям в объеме, предшествующем сокращению затрат с отдельным отражением суммы экономии и направления ее использования.
В особых случаях при проведении долгосрочных мероприятий период может быть продлен по отдельному совместному решению курирующего и регулирующего органов.
5. При установлении регулирующими органами тарифов на электрическую и тепловую энергию не допускается уменьшение величины экономически обоснованных затрат, требуемых для производства одного вида продукции за счет увеличения затрат на другой вид продукции.
6. Величина экономически обоснованной тарифной выручки регулируемой организации рассчитывается исходя из принципа равноприбыльности выручки по видам продукции (без учета расходов из прибыли, относимых при формировании тарифов на регулируемый вид продукции по прямому признаку).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.