Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 28 декабря 2001 г. N 678
"О республиканской целевой Программе развития отрасли общественного питания
Республике Саха (Якутия) на период 2002-2005 гг."
Информация об утрате силы настоящего документа содержится в документе:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2001 г. N 678
Учитывая социальную значимость отрасли общественного питания в жизнедеятельности населения, в целях дальнейшего развития отрасли Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу развития отрасли общественного питания Республики Саха (Якутия) на период 2002-2005 гг..
2. Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) (Данилов В.Д.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Данчикова Г.И.), администрациям улусов и городов в бюджетах на 2002 г. и последующие годы предусмотреть финансирование мероприятий Программы из средств республиканского и местных бюджетов.
3. Утвердить в качестве государственного заказчика республиканской целевой Программы развития отрасли общественного питания Республики Саха (Якутия) на период 2002-2005 гг. Министерство материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи Республики Саха (Якутия) (Членов В.М.).
4. Возложить на Министерство материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи Республики Саха (Якутия) (Членов В.М.) полномочия государственного регулирования и координации деятельности предприятий общественного питания, независимо от форм собственности.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
В. Власов |
Республиканская целевая программа
развития отрасли общественного питания
в Республике Саха (Якутия) на период 2002-2005 гг.
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 28 декабря 2001 г. N 678)
Паспорт Республиканской целевой программы
развития отрасли общественного питания
Республики Саха (Якутия) на период 2002-2005 гг.
Наименование Программы Дата принятия решения о разработке Республиканской целевой Программы Дата утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) Государственный заказчик, координатор Программы Основные разработчики Программы Цели и задачи Программы Сроки и этапы реализации Программы (подпрограммы) Перечень программных мероприятий Исполнители подпрограмм и основных мероприятий Объем и источники финансирования Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Важнейшие целевые показатели (индикаторы) Система организации контроля за исполнением Программы |
Республиканская целевая программа общественного питания в Республике Саха (Якутия) на период 2002-2005 гг. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2001 г. N 388-р "О развитии отрасли общественного питания в Республике Саха (Якутия)" Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.12.2001 г. N 678 "О республиканской целевой программе развития отрасли общественного питания Республики Саха (Якутия) на период 2002-2005 гг." Правительство Республики Саха (Якутия) Министерство материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи РС (Я) Министерство материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи РС(Я) Министерство экономики и прогнозирования РС(Я) Министерство образования РС(Я) Министерство строительства и архитектуры РС(Я) Министерство малого предпринимательства и развития занятости РС(Я) Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации Комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору РС(Я) Институт питания и здоровья РС(Я) Разработка комплекса мер и механизмов, направленных на стабилизацию и дальнейшее развитие сферы общественного питания с традиционным национальным ассортиментом продукции и национальных кухонь народов России. Использование современного торгово-технологического оборудования и прогрессивных технологий, широкого спектра применения местной продукции, предоставление полноценного горячего питания для всех слоев населения (по месту учебы, работы, отдыха). Первый этап - 2002-2003 гг. Второй этап - 2004-2005 гг. Разработка эффективной государственной политики по поддержке отрасли. Развитие сети общедоступного питания. Совершенствование сети питания учреждений бюджетной сферы. Организация питания при производственных предприятиях. Организация питания малоимущих слоев населения. Научно-исследовательская работа в сфере общественного питания. Обеспечение безопасности оказываемых услуг. Подготовка кадров для отрасли. Министерство материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи РС(Я) Министерство экономики и прогнозирования РС(Я) Министерство образования РС(Я) Министерство строительство и архитектуры РС(Я) Министерство малого предпринимательства и развития занятости РС(Я) Администрации улусов и городов РС(Я) Общий объем финансирования на реализацию республиканской целевой Программы составляет 160,4 млн. рублей, в том числе: республиканский бюджет - 99,8 млн. руб.; привлеченные и собственные средства организаций и предприятий - 60,6 млн. рублей. Значительный подъем культуры обслуживания, улучшение качества и ассортимента блюд и изделий предприятий общественного питания. Увеличение количества национальных блюд и изделий кухонь народов России, особенно якутской, за счет эффективного использования современного оборудования и новых технологий приготовления блюд и изделий. Удовлетворения спроса и предложений жителей и гостей Республики за счет открытия новых и реконструированных предприятий массового питания с предоставлением различных услуг по возрасту, специализации, досугу и доходности населения. Укрепление здоровья учащихся и студентов учебных заведений за счет предоставления полноценного питания по качественному и количественному составу. Увеличение розничного товарооборота предприятий общественного питания. Увеличение продукции собственного производства предприятий общественного питания (полуфабрикатов, кондитерских изделий, безалкогольных напитков, мучных и кулинарных изделий). Увеличение доходности улусного и республиканского бюджета. Увеличения числа предприятий и посадочных мест. Снижение издержек обращения и производства предприятий общественного питания, сокращение убыточных предприятий и организаций, увеличение прибыльных в отрасли. Создание исполнительной дирекции или управления по развитию общественного питания в РС(Я) при Министерстве материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи РС(Я) |
I. Введение
Республиканская целевая Программа развития отрасли общественного питания Республики Саха (Якутия) на период 2002-2005 гг. разработана во исполнение задач, сформулированных Президентом Республики Саха (Якутия) М.Е Николаевым в труде "Уверенный старт в новый век - гарантия прорыва республики на стратегических направлениях развития" и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.03.2001 г. N 164 "О плане действий Правительства Республики Саха (Якутия) в области социально-экономической политики на 2001-2003 гг.", в целях реализации Концепции о государственной политике в области здорового питания населения Республики Саха (Якутия) на период до 2005 г., утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 02.03.2001 г. N 111, наиболее полного удовлетворения потребностей населения в услугах общественного питания, особенно в учебных заведениях, при производственных предприятиях, организациях и учреждениях, создания условий для полноценного отдыха в общедоступной сети, оказания помощи частным предпринимателям в организации общественного питания.
Основные положения Программы направлены на стабилизацию процессов в сфере общественного питания для обслуживания населения, возрождение и развитие кулинарной индустрии, организацию общедоступной сети с национальным, традиционным ассортиментом якутской, российской и иностранных кухонь, обеспечение рабочими местами специалистов - выпускников учебных заведений торговли, работников, переквалифицированных с других специальностей, систематическое оказание помощи в повышении квалификации работников основных профессий отрасли общественного питания, участие и проведение профессиональных республиканских, российских и международных конкурсов.
II. Современное состояние отрасли общественного питания
в Республике Саха (Якутия)
2.1. Информация о состоянии организации питания учащихся в школах республики.
По республике по состоянию на 1 марта 2001 г. насчитывается 702 школы с численностью учащихся 185 800 детей.
Процент охвата горячим питанием учащихся общеобразовательных школ по Республике Саха (Якутия) составляет 71,2%, в том числе в сельской местности - 100%, в крупных городах Нерюнгри, Мирном и Якутске от 18-62%.
Средний уровень наценок составляет от 20 до 78%. Стоимость дотационного горячего завтрака в среднем составляет 3 руб. 50 коп, а фактическая себестоимость доходит до 15,7 руб.. По данным Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) за все эти годы отмечается стабильное снижение потребления основных продуктов питания, являющихся источниками белков, витаминов и микроэлементов. По физиологической норме потребление мяса и мясопродуктов составляет 81,9%, рыбы свежей и рыбопродукции - 31,9%, молочной продукции - 62,9%, картофеля - 79,8%, капусты - 37,8%. По сведениям анкетирования, проведенного в 2000 г. студентами медицинского института Якутского государственного университета, всего организованным питанием охвачено было не более 75% учащихся школ (с учетом раздачи в буфетах бутербродов с чаем), что сложно считать полноценным питанием. Отсутствие единой системы организации питания приводит к снижению полноценного питания учащихся школ.
Для питания школьников в улусах и городах слабо привлекаются предприятия пищевой промышленности. Прогрессивные технологии, способствующие снижению стоимости питания детей, не применяются вовсе.
По информации органов санитарно-эпидемиологической службы улусов и городов, обеспеченность технологическим и холодильным оборудованием школьных столовых низкая, особенно в сельской местности. Материальная база 98 % школьных столовых устарела, здания старых типовых проектов требуют капитального ремонта. На сегодня в школьных столовых и буфетах имеется в наличии свыше 3000 ед. оборудования, физический и моральный износ которых составляет 90 %, мебель давно не заменялась, особенно в улусах. Культура обслуживания на низком уровне, посуда используется самая различная; эмалированные кружки, фарфоровые чашки, мебель обшарпана от старости, стулья имеются не во всех столовых.
В школьных столовых и буфетах работают 2676 человек, в том числе поваров - 1659 человек или 62%. Квалификация работников общественного питания и, соответственно, заработная плата низкая, повара имеют III, IV разряды, специалистов со специальным образованием недостаточно, с высшим образованием специалистов 0,5 %.
2.2. Организация питания студентов в учебных заведениях.
Питание организовано почти во всех 65 учебных заведениях. Охват горячим питанием составляет в профессионально технических училищах от 80 до 100%, высших и средне специальных заведениях не более 30-40%.
Предприятия общественного питания при учебных заведениях также имеют низкую материально-техническую базу. Несмотря на предоставление некоторых льгот (бесплатные помещения, водоснабжение, отопление, электроэнергия, низкая заработная плата) издержки продолжают оставаться высокими, а цены недоступными для большинства студентов. Качество блюд и изделий, культура обслуживания не на должном уровне.
Вновь вводимые учебные объекты со столовыми не согласовываются со специалистами общественного питания. В типовых проектах иностранных строительных фирм предприятия общественного питания "привязаны" к пищевым заготовочным предприятиям, обслуживающим данные объекты полуфабрикатами, что у нас пока не развито. Необходима организация централизованного комбината питания на базе старой студенческой столовой для обеспечения полуфабрикатами и готовой продукцией всех предприятий общественного питания Якутского государственного университета. Требуется основательная реконструкция и полная модернизация старой студенческой столовой.
В учебных заведениях из-за низкой заработной платы работают низкоквалифицированные специалисты, или составляют 80% от всех работающих.
2.3. Организация питания при производственных предприятиях.
В начале 90-х гг. число предприятий общественного питания при производственных предприятиях и учреждениях насчитывалось до 450 единиц, в настоящее время до 100 ед., например, в г. Якутске, где находится основное количество производственных предприятий, министерств, ведомств и организаций, действует только 20 столовых и 4 буфета рабочего питания на 1020 посадочных мест
Сведено на нет обслуживание водителей дальних рейсов, по трассам "Лена" (Якутск - Большой-Невер), Колымской (Якутск - Магаданская область), Усть-Куйгинской (Якутск - Теплый ключ - Тополиное - Батагай - Усть-Куйга), трассе (Ленск - Мирный).
Не лучшим образом складывается ситуация по обслуживанию пассажиров в аэропортах крупных городов и улусных центров. Если к концу 80-х гг. в каждом аэропорту республики имелись столовая, буфет и кафетерий (всего до 60 ед.), то на сегодня до 90 % точек общественного питания в аэропортах закрыты
Время настоятельно требует возрождения рабочего питания, особенно для работников физического труда (производственной сферы, автотранспортной, авиационной службы и прочих), что позволит сохранить здоровье и увеличит трудоспособность работников.
2.4. Организация питания в общедоступной сети.
За период с 1990-2000 гг. резко сокращена сеть общедоступных предприятий общественного питания, особенно в северных и арктических улусах.
За последние годы получили развитие сеть мелких кафе с числом посадочных мест от 10-50, всего по республике открыто 108 кафе и 24 бара, также сезонная сеть, не всегда отвечающие технологическим нормам.
Крайне слабо организуется сеть специализированных предприятий общественного питания: если в республике до реформы их насчитывалось всего лишь около 50 ед., то на сегодня их число составляет 9 ед. (шашлычных - 3, чайных - 5, трактир - 1). Не развита сеть предприятий национальных кухонь, особенно якутской, из-за отсутствия нормативнотехнических документов (типовых проектов зданий, традиционного интерьера, сборника рецептур блюд и изделий якутской кухни для производства).
Одновременно требуется расширение сети кухонь русской, татарской, восточной и других народов и народностей. В республике развивается туристический бизнес, в котором не последнее место занимает качественное обслуживание сетью общественного питания. В связи с чем, дальнейшего совершенствования требует организация питания на предприятиях гостинично-ресторанного хозяйства и туристских объектах.
Недостаточно развита сеть магазинов (отделов) кулинарии для продажи продукции собственного производства предприятиями общественного питания (их всего по республике числится 14 ед.), что способствовало бы удовлетворению населения в спросе на различные полуфабрикаты из мяса, рыбы и овощей, мучные и кондитерские изделия.
2.5. Подготовка кадров для отрасли общественного питания.
В Республике Саха (Якутия) подготовка массовых профессий для отрасли общественного питания осуществляется в торгово-коммерческом лицее и торгово-экономическом колледже потребительской кооперации г. Якутска, а также на базе 10 профессиональных технических училищ в городах и улусах.
Учебные заведения перешли на обучение специалистов общественного питания по смежным специальностям: повар-кондитер, повар-официант, официант-бармен, технолог-менеджер общественного питания, пекарь-кондитер. Сокращение сети общественного питания в республике сказалось при наборе учащихся в торговые учебные заведения и трудоустройстве на работу. Так как основная сеть общественного питания развивается в г. Якутске, молодежь старается остаться в городе.
Вместе с тем, в отрасли общественного питания недостаточно специалистов с высшим образованием, что значительно сказывается на уровне организации питания, применении высоких технологий в производстве и внедрении новых форм обслуживания, в предприятиях общественного питания.
На сегодня по линии Департамента по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров при Президенте Республики Саха (Якутия) обучается в высших учебных заведениях Российской Федерации только 3 студента по специальности "Технология продуктов общественного питания".
2.6. Экономическое и финансовое состояние отрасли общественного питания
В течение последних 10 лет оборот общественного питания республики, как и все отрасли экономики, претерпел значительные колебания (приложение N 1). Так, удельный вес розничного оборота в общем обороте продовольственных товаров по республике в 1990 г. составлял 11,93%, в 1992 г. произошло снижение до 5,2%, а в 2000 г. удельный вес увеличился до 9,11% (приложение N 2).
Издержки производства и обращения увеличились с 1991 по 1997 гг. во много раз и превысили розничный товарооборот в 1,5-2 раза.
Низкие темпы развития общественного питания республики в рыночных отношениях объясняются не только снижением реальных доходов населения и изменением платежеспособного спроса, но и заметными деформациями, происходящими в количественном и качественном составе сети предприятий, высокой издержкоемкостью из-за постоянного роста материальных затрат предприятий.
С развитием отрасли общественного питания в улусах и городах республики, при соответствующей поддержке Правительства Республики Саха (Якутия), будет достигнут рост объема оборота общественного питания в 1,5-2 раза, издержки производства и обращения стабилизируются.
Предприятия общественного питания не только обеспечивают питанием население через обеденные залы предприятий, но и вырабатывают и продают продукцию собственного производства через магазины (отделы) кулинарии, магазины розничной сети. Ассортимент продукции собственного производства предприятий общественного питания широк, свыше 100 наименований, только за 2000 г. выработано и реализовано населению предприятиями общественного питания кондитерских и мучных изделий свыше 1 тонны. Кроме того, вырабатывается значительное количество полуфабрикатов - мясных, рыбных, овощных, мучных, всевозможных кулинарных изделий, которые сегодня не учитываются ни в одном статистическом отчете.
Отсутствует государственная поддержка в выделении микрокредитов под невысокие банковские проценты предприятиям общественного питания. Соответственно из-за отсутствия свободных денежных средств предприятия общественного питания не имеют цивилизованных отношений с предприятиями местной промышленности (мебельной, швейной, пищевой), транспортными, ремонтно-бытовыми, снабженческими.
III. Цели и задачи Программы
Целью республиканской целевой Программы является разработка комплекса мер и механизмов, направленных на стабилизацию и дальнейшее развитие сферы общественного питания республики с традиционным национальным ассортиментом продукции и национальных кухонь народов России, Республики Саха (Якутия).
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
создание эффективного механизма государственной поддержки путем стимулирования отрасли общественного питания, предоставления возвратных государственных инвестиций, субсидирования прямых производственных затрат, привлечения собственных средств предприятий и организаций, развития лизинга оборудования и технологий;
предоставление организациям и предприятиям, специализирующимся на оказании услуг общественного питания, организационно-методической информации и финансово-имущественной поддержки;
осуществление мероприятий по снижению издержек производства и обращения и увеличению числа прибыльных предприятий общественного питания;
снятие административных и организационных барьеров, препятствующих эффективному развитию и функционированию отрасли общественного питания;
организация специализированных оптовых фирм по поставке сырья и продовольственных товаров, по предоставлению транспортных и посреднических услуг предприятиям общественного питания.
IV. Сроки и этапы реализации Программы
Настоящая Программа разрабатывается на период 2002-2005 гг. и реализуется в два этапа.
На первом этапе (2002-2003 гг.) необходимо:
приступить к полной замене устаревших технологий и оборудования на предприятиях общественного питания (в первую очередь в учебных заведениях), развертыванию инвестиционной части программы, организации лизингового механизма и производства инвентаря, теплового оборудования;
внедрить новые формы в организации обслуживания населения республики предприятиями общественного питания всех форм собственности, в том числе переход школьных и студенческих столовых г. Якутска на полное обслуживание полуфабрикатами;
создать межведомственную информационно-аналитическую базу, провести инвентаризацию основных фондов предприятий общественного питания;
реализовать мероприятия по совершенствованию профессиональной подготовки, переподготовке и повышению квалификации работников, специалистов и руководителей отрасли общественного питания, независимо от форм собственности.
На втором этапе (2004-2005 гг.) необходимо:
реализовать инвестиционную часть Программы;
разработать и создать структуру безналичного расчета за питание в учебных заведениях при помощи локальной компьютерной сети;
осуществить совместно с Департаментом торговли Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации мероприятия по совершенствованию нормативно правовой базы отрасли общественного питания;
продолжить дальнейшее развитие отрасли общественного питания по комфортности, повышению уровня качества и культуры обслуживания, расширению предлагаемых услуг;
проводить анализ результатов реализации Программы с определением оценки ее эффективности и дальнейшей ее целесообразности на период до 2006-2010 гг..
V. Система программных мероприятий
Реализация настоящей Программы требует проведения работы по 8 программным мероприятиям:
1. Разработка эффективной государственной политики по поддержке отрасли.
2. Развитие предприятий общественного питания общедоступной сети.
3. Совершенствование сети питания учреждений бюджетной сферы.
4. Организация питания на предприятиях.
5. Организация питания малоимущих слоев населения.
6. Научно-исследовательская работа в сфере общественного питания.
7. Обеспечение безопасности оказываемых услуг.
8. Подготовка кадров.
5.1. Разработка эффективной государственной политики по поддержке отрасли
Одной из форм регулирования развития общественного питания должна явиться государственная политика, направленная на создание эффективного механизма государственной поддержки и стимулирование отрасли общественного питания. Создание эффективного механизма регулирования, направленного на развитие отрасли, должно включать:
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей развитие отрасли общественного питания, через разработку и утверждение нормативно-правовых актов;
совершенствование и создание эффективного механизма развития денежно-кредитной системы государственного кредитования и субсидирования, развития системы лизинга оборудования и технологий, стимулирования деятельности кредитных и иных учреждений и организаций, оказывающих поддержку отрасли;
повышение эффективности использования государственных средств, направляемых из Государственного бюджета Республики Саха (Якутия), на организацию питания бюджетных учреждений и малоимущих слоев населения;
совершенствование механизма государственной поддержки субъектов рынка общественного питания, в том числе за счет государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления, в рамках действующего законодательства, субъектам рынка общественного питания налоговых и иных льгот.
Механизм государственной поддержки и стимулирования
отрасли общественного питания
N | Наименование мероприятий | Исполнители | Сроки исполнения |
1 | Разработка и утверждение нормативно-правовых актов, регулирующих развитие отрасли |
Правительство РС(Я) | В течение срока реализации Программы |
2 | Организация реализации в лизинг торгово-технологического оборудования, мебели, посуды и кухонного инвентаря для субъектов рынка общественного питания, через действующие лизинговые компании и государственные организации, торгующие оборудованием (приложения N N 3, 4) |
Минматресурсов, Минпредпринимательства |
2002-2005 гг. |
3 | Оптимизация сети общественного питания учреждений бюджетной сферы |
Правительство РС(Я), министерства и ведомства |
2002-2003 гг. |
4 | Создание системы денежно-кредитной поддержки субъектов общественного питания |
Правительство РС(Я), Минпредпринимательства |
2002-2003 гг. |
5 | Оказание государственной поддержки субъектам малого предпринимательства |
Минматресурсов, Минпредпринимательства |
2002-2005 гг. |
6 | Представление налоговых и иных льгот |
Правительство РС (Я), Минфин, Минэкономики |
2002-2005 гг. |
7 | Обеспечение методической, технической документацией субъектов общественного питания с учетом особенностей национальных кухонь жителей республики. |
Минматресурсов | 2002-2004 гг. |
8 | Реализация мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий общественного питания. |
Минматресурсов, ЯСПО "Холбос" |
2002-2004 гг. |
9 | Организация проведения конкурсов, выставок-ярмарок продукции субъектов общественного питания. |
Минматресурсов | 2002-2004 гг. |
5.2. Развитие предприятий общественного питания общедоступной сети.
Восстановление и дальнейшее развитие многообразных объектов общественного питания должно идти за счет приоритетного развития общедоступной сети общественного питания. Основной задачей Программы должно стать доведение количества посадочных мест объектов общественного питания до требуемого нормативного уровня.
Реализация поставленной задачи должна осуществляться в 2 этапа:
1 этап - увеличение количества предприятий общедоступной сети общественного питания, в том числе сети быстрого питания с учетом национальных особенностей обслуживаемого населения, массового развития сети в местах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, туризма и отдыха, вдоль пригородных автомагистралей и трасс и т.д., расширение разновидностей объектов общественного питания.
2 этап - дифференциация объектов общественного питания с точки зрения комфортности, повышение уровня обслуживания, расширение предлагаемых услуг и специализация в зависимости от категории обслуживаемого населения.
Расширение общедоступной сети будет произведено за счет:
реконструкции и модернизации действующей сети и открытия новых объектов за счет нового строительства;
развития сети предприятий быстрого обслуживания;
развития специализированных предприятий общественного питания.
План мероприятий по развитию общедоступной сети общественного питания
N | Наименование мероприятий | Исполнители | Сроки исполнения |
1 | Подготовить предложения Госстрою Российской Федерации о внесении изменений в СНИП по проектированию предприятий общественного питания с национальном уклоном |
Минстрой, Минматресурсов |
2002-2003 гг. |
2 | Создание информационно-аналитической базы дислокации сети и основных фондов объектов общественного питания |
Минматресурсов | 2002 г. |
3 | Организация производства торгово-технологического оборудования для субъектов общественного питания |
Минматресурсов ЗАО "Якутторгтехника" |
2002-2005 гг. |
4 | Создание сети оптовых фирм (магазинов-складов), специализирующихся на поставках сырья и продовольственных товаров для субъектов общественного питания |
Минматресурсов, администрации улусов и городов, ЯСПО "Холбос", предприятия и организации общественного питания |
2002-2003 гг. |
5 | Создание механизма интеграции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, тароупаковочной индустрии с субъектами общественного питания |
Минматресурсов, Минсельхоз, ЯСПО "Холбос" |
2002-2003 гг. |
6 | Замена технологического и холодильного оборудования, мебели, посуды и кухонного инвентаря |
Минобразования, администрации улусов и городов, лизинговые компании, субъекты общественного питания |
2002-2003 гг. |
7 | Реализация мероприятий по защите прав потребителей, способствующих росту культуры обслуживания и качества приготовления пищи у субъектов общественного питания |
Минматресурсов, Госкомцен, администрации улусов и городов |
2002-2005 гг. |
8 | Организация общедоступной сети общественного питания в местах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, туризма и отдыха, вдоль пригородных автомагистралей и трасс |
Минматресурсов, Минпредпринимательства, Комспорта, администрации улусов и городов |
2002-2005 гг. |
9 | Восстановление организации диетического питания в субъектах общественного питания при производственных предприятиях, учреждениях и организациях |
Минматресурсов, отраслевые профсоюзные комитеты, Минздрав |
2002-2005 гг. |
1 1 |
Совершенствование организации питания на предприятиях гостинично-ресторанного хозяйства и туристских объектах |
Комспорта, минматресурсов, | 2002-2005 гг. |
5.3 Совершенствование сети питания учреждений бюджетной сферы.
Совершенствование сети питания учреждений бюджетной сферы будет направлено на улучшение организации полноценного питания учащихся школ и студентов в учебных заведениях. При реализации данного блока вопросов необходимо исходить из того, что развитие пунктов питания в учебных заведениях основывается на специализированных производственных комплексах школьного питания и рассматривается в совокупности с развитием самого учебного заведения. При этом основополагающим является выделение средств из Государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Подпрограмма будет осуществлено через реализацию следующих задач
N | Наименование мероприятий | Исполнители | Сроки исполнения |
1 | Организация производства полуфабрикатов готовой продукции для обеспечения школьных столовых на базе действующей сети предприятий общественного питания крупных улусных центров и городов |
Минматресурсов, Минобразования, ЯСПО "Холбос", администрации улусов и городов |
2002-2003 гг. |
2 | Перевод предприятий общественного питания при учебных заведениях в крупных улусных центрах и городах на работу с полуфабрикатами с высокой степенью готовности |
Минматресурсов, Минобразования |
2002-2003 гг. |
3 | Создание комбината питания школьников в г. Якутске |
Минматресурсов, Минобразования, Администрация г. Якутска |
2002 2003 гг. |
4 | Реконструкция столовой N 5 Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова в г. Якутске под комбинат питания для высших учебных заведений |
Минматресурсов, Госкомитет РС (Я) по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, ЯГУ им. М. Аммосова |
2002-2004 гг. |
5 | Внедрение новых технологий приготовления пищи, замена технологического оборудования, мебели, посуды и кухонного инвентаря в предприятиях общественного питания при учебных заведениях |
Минматресурсов, Госкомитет РС (Я) по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, ЯГУ им. М. Аммосова |
2002-2003 гг. |
6 | Реализация мер по социальной защите учащихся учебных заведений: сохранение бесплатного одноразового питания учащихся 1-4 классов, двухразового питания учащихся из многодетных и социально незащищенных семей |
Минматресурсов, Минобразования, Минсоцзащиты |
2002-2004 гг. |
7 | Внесение изменений в действующие строительные нормативы объектов учебных заведений с учетом современных требований к организации питания учащихся |
Минстрой, Минматресурсов |
2002-2003 гг. |
8 | Усиление работы по организации лечебно-профилактического питания во всех учебных заведениях |
Минматресурсов, Минздрав, Минобразования, Госкомитет РС (Я) по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, ЯГУ |
2002-2005 гг. |
5.4. Организация питания на производственных предприятиях.
Организация питания в производственных предприятиях, учреждениях и организациях направлена на обеспечение полноценного питания работников в целях охраны его здоровья и обеспечения социальной защиты.
Объекты общественного питания на промышленных предприятиях, организациях и учреждениях развиваются как объекты, являющиеся структурными подразделениями самого предприятия или учреждения, так и объекты, функционирующие самостоятельно и обслуживающие трудовые коллективы на договорных началах с администрацией предприятия. В первую очередь необходимо организовать питание работников промышленных предприятиях с круглосуточным режимом работ и с вредными условиями деятельности, а также максимально обеспечить питанием прочие предприятия, организации и учреждения. Содержание предприятий общественного питания должно производиться за счет собственных средств промышленных предприятий, учреждений и организаций, либо путем заключения договоров с предприятиями общественного питания общедоступной сети об организации питания.
5.5. Организация питания социально незащищенных слоев населения.
Данная подпрограмма предусматривает меры по адресной социальной поддержке малоимущих слоев населения через предприятия общественного питания улусов и городов республики. Адресная социальная помощь предполагает:
открытие предприятий общественного питания для ветеранов, малоимущих граждан;
организацию благотворительных обедов для малоимущих слоев населения в городах республиканского значения и крупных улусных центрах через действующую сеть предприятий общественного питания;
обеспечение малоимущих граждан бесплатными наборами продуктов через магазины и отделы кулинарии общественного питания.
Реализация подпрограммы будет осуществлена совместно с Министерством труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия) и администрациями улусов и городов. На организацию мероприятий подпрограммы будут привлечены средства министерств, в том числе предусмотренные на программу социальной защиты населения, администраций улусов и городов, предприятий общественного питания и торговли. Предполагается привлечь значительные средства спонсоров и попечителей.
5.6. Научно-исследовательская работа в сфере общественного питания.
Разработка и внедрение предложений подпрограммы позволит усовершенствовать организационно-экономическую деятельность и нормативно-правовую базу предприятий общественного питания республики, повысить их технический и технологический уровень, расширить возможности предоставления услуг населению.
Подпрограмма предусматривает увязку со всеми программными направлениями в части их научно-методической, опытно-конструкторской и нововведенческой (экспериментальной) поддержки.
Мероприятия по научно-исследовательской работе
N | Наименование мероприятий | Исполнители | Сроки исполнения |
1 | Разработка технологии приготовления блюд и изделий из местных продуктов питания с минимальной потерей их качества при массовом производстве |
Институт здоровья АН РС (Я) |
2002 -2005 гг. |
2 | Изучение биохимической усвояемости и физиологической ценности местных продуктов питания (блюд и изделий) с учетом их химического состава, калорийности и ферментативных систем организма человека, рациональности смешанного и простого питания |
Институт здоровья АН РС (Я) |
2002-2005 гг. |
3 | Исследование и восстановление старинных традиционных блюд народов Саха |
Институт здоровья АН РС (Я) Минматресурсов, |
2002-2005 гг. |
4 | Разработка сборника рецептур традиционных блюд и изделий народов Саха |
Минматресурсов | 2003 г. |
5 | Разработка рецептур блюд и изделий для учащихся общеобразовательных школ республики |
Институт здоровья АН (Я), Минобразования, Минматресурсов |
2003 г. |
6 | Создание испытательных лабораторий для проведения экспресс- контроля качества и безопасности продовольственного сырья и продукции общественного питания |
Комсанэпиднадзор | 2002-2003 гг. |
7 | Разработка элементов логистики предприятий массового питания в связи с изменениями в каналах товародвижения и инфраструктуры потребительского рынка |
Минматресурсов | 2002 гг. |
8 | Проведение технико-экономического анализа и прогнозирования структурных изменений в сфере общественного питания в условиях конкурентной экономики |
Минматресурсов | 2002-2003 гг. |
9 | Разработка концепции организации питания средне обеспеченных слоев населения Республики Саха (Якутия) |
Институт региональной экономики, Минматресрусов |
2002-2003 гг. |
1 0 |
Разработка рабочих планов и учебно-методических материалов для обучения, подготовки кадров и повышения квалификации |
Минматресурсов, Госкомитет РС (Я) по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, ЯГУ |
2002-2005 гг. |
5.7. Обеспечение безопасности оказываемых услуг.
Подпрограмма предполагает внедрение системы безопасности услуг общественного питания, что позволит обеспечить надлежащую защиту прав потребителей.
Подпрограмма будет реализована за счет собственных средств предприятий общественного питания.
Наименование мероприятий |
Исполнители | Сроки исполнения |
Гигиеническая оценка и сертификация производств и услуг по выпуску продукции общественного питания |
Комсанэпиднадзор | 2002-2003 гг. |
Гигиеническое обслуживание работников сети общественного питания |
Комсанэпиднадзор | 2002-2003 гг. |
Приобретение специального для определения химического состава блюд и изделий предприятий общественного питания |
Комсанэпиднадзор | 2002-2003 гг. |
Оборудование пищеблоков дошкольных и школьных и медицинских учреждений установками для очистки воды |
Минматресурсов, Минздрав, минобразования |
2002-2005 гг. |
5.8. Подготовка кадров.
Подпрограмма направлена на решение проблемы занятости населения в сфере общественного питания путем сохранения и создания новых рабочих мест, подготовки кадров и повышения квалификации за счет реализации мероприятий Программы.
Формирование кадрового обеспечения и создание на ее основе единой системы будет реализовываться по следующим направлениям:
кадры отраслевых органов государственной власти;
управленческие и финансовые кадры предприятий;
кадры массовых профессий.
Мероприятия по подготовке кадров
N | Наименование мероприятий | Исполнители | Сроки исполнения |
1 | Создание Управления общественного питания при Министерстве материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи РС(Я) |
Минматресурсов | 2002 г. |
2 | Ежегодно представлять заявку на целевые места в высшие учебные заведения Российской Федерации в Департамент по подготовке и расстановке кадров при Президенте РС(Я) по специалистам для сферы общественного питания |
Минматресурсов | 2002-2005 гг. |
3 | Создание лаборатории для проведения практических занятий для студентов отделения технологии приготовления пищи Якутского торгово-экономического колледжа потребительской кооперации и коммерческого лицея |
Якутский колледж потребкооперации, Коммерческий лицей |
2002 г. |
4 | Организация кустовых краткосрочных курсов по переподготовке кадров на базе действующих крупных предприятий общественного питания |
Минматресурсов, Минсоцзащиты |
2002-2003 гг. |
5 | Проведение аттестаций работников общественного питания на подтверждение квалификации |
Минматресурсов | 2002-2005 гг. |
6 | Изучение возможности открытия отделений по обучению специалистов - диетологов, технологов по диетическому питанию, поваров по приготовлению диетических блюд на базах Медицинского института ЯГУ, Торгово-экономического колледжа потребительской кооперации, коммерческого лицея |
Госкомитет РС (Я) по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, ЯГУ им. М.К. Аммосова |
2002-2003 гг. |
7 | Создание школ здоровья на базе Центра медицинской профилактики |
Минздрав | 2002-2003 гг. |
8 | Организовать профессиональную ориентационную работу в старших классах общеобразовательных школах |
Минматресурсов, администрации улусов и городов, учебные торговые заведения |
VI. Ресурсное обеспечение
На реализацию Программы необходимо 160,4 млн. рублей, в том числе за счет средств Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 99,8 млн. рублей, прочих привлеченных средств и собственных средств предприятий - 60,6 млн. рублей (приложение N 5).
Средства Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) будут направлены на обеспечение государственной политики поддержки отрасли - кредитование, организацию лизинга оборудования, строительство и реконструкцию объектов общественного питания общедоступной сети, реконструкцию объектов питания школьников и студентов, за счет собственных и прочих привлеченных средств будет производиться поддержка субъектов малого предпринимательства, строительство и реконструкция общедоступной сети. На возвратной основе будет осуществляться финансирование организации лизинга оборудования, строительства и реконструкции объектов общественного питания общедоступной сети. Кроме того, ежегодно будут уточняться объемы выделения финансовых средств организациям и учреждениям бюджетной сферы на проведение мероприятий в счет текущего финансирования.
Кроме того, в пределах средств, предусматриваемых в Государственном бюджете Республики Саха (Якутия), будет проводиться замена технологического, холодильного оборудования в учебных заведениях, осуществляться заказ на научно- исследовательские работы в области общественного питания, подготовка кадров, работа по обеспечению безопасности услуг общественного питания, а также координация реализации Программы.
VII. Организация управления Программой
Координатором Программы является Министерство материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи Республики Саха (Якутия), которое в пределах штатной численности создает управление общественного питания.
Министерством материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи Республики Саха (Якутия) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, разрабатывается План мероприятий по реализации республиканской Программы развития общественного питания с пообъектной расшифровкой, который утверждается заместителем Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), курирующим данный блок вопросов.
Министерство материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи Республики Саха (Якутия) совместно с Комитетом по статистике Республики Саха (Якутия) осуществляет ежемесячный мониторинг состояния развития общественного питания в республике. По итогам мониторинга ежеквартально готовится аналитическая информация, которая представляется заместителю Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), курирующему данный блок.
Министерство материальных ресурсов, торговли, транспорта и связи Республики Саха (Якутия) ежеквартально представляет отчет о реализации Плана мероприятий по реализации республиканской Программы развития общественного питания в Правительство Республики Саха (Якутия).
Контроль за использованием средств, предусмотренных в Государственном бюджете Республике Саха (Якутия) на реализацию Программы, осуществляется Министерством финансов Республики Саха (Якутия) и Министерством экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) в установленном законом порядке.
VIII. Оценка эффективности реализации Программы
В ходе реализации республиканской целевой Программы будет достигнуто:
увеличение услуг общественного питания населению, оборот в 2002 г. составит 1100 млн. рублей, в 2003 г. -1215 млн. рублей, в 2004 г. - 1310 млн. рублей, в 2005 г. -1380 млн. рублей, или темп роста 2005 г. к 2000 г. составит 1,6 раз.
создание ежегодно до 30-50 новых рабочих мест в отрасли общественного питания, особенно в северных и арктических улусах;
устройство выпускников торговых учебных заведений на предприятия общественного питания;
усиление защиты прав потребителей услуг общественного питания, повышение уровня безопасности и качества обслуживания населения, совершенствование системы сертификации услуг;
расширение сети предприятий общественного питания различного направления, их реконструкция, модернизация и техническое перевооружение;
внедрение новых технологий в организации питания учащихся и студентов учебных заведений;
создание эффективно действующих профессиональных общественных организаций;
усиление работы по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников общественного питания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2001 г. N 678 "О республиканской целевой Программе развития отрасли общественного питания Республике Саха (Якутия) на период 2002-2005 гг."
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2003 г. N 822 настоящий документ признан утратившим силу