Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 30 января 2003 г. N 41
"Об утверждении новой редакции Программы пятилетия молодого поколения
"Молодежь Республики - XXI веку" (2003-2005 гг.)"
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2004 г. N 250 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2005 г.
Во исполнение постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2002 г. N 256 "Об упорядочении республиканских целевых программ" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить в новой редакции Республиканскую целевую программу "Молодежь Республики - 21 веку" (2003 - 2005 гг.) (далее по тексту - Программа) с включением следующих подпрограмм:
Подпрограмма "Поддержка развития молодежной социальной инфраструктуры и общественных инициатив";
Подпрограмма "Президентские путевки";
Подпрограмма "Патриотическое воспитание молодежи Республики Саха (Якутия)";
Подпрограмма "Волонтер";
Подпрограмма "Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия)";
2. Определить государственным заказчиком Программы Правительство Республики Саха (Якутия).
3. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований улусов (районов) и города Якутска:
3.1. Внести изменения и дополнения в действующие улусные и городские программы пятилетия молодого поколения в соответствии с настоящей Программой и разработать в муниципальных образованиях, где их нет, соответствующие муниципальные программы в срок до 1 марта 2003 г.;
3.2. Ежегодно предусматривать в бюджетах финансовые средства на реализацию мероприятий Республиканской Программы и подпрограмм на уровне муниципальных образований Республики Саха (Якутия) по подразделам 1703 "Физическая культура и спорт" и 1803 "Молодежная политика".
4. Органам государственной власти и муниципальных образований, организациям независимо от форм собственности принять активное участие в реализации программных мероприятий.
5. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.) осуществлять в 2003 г. финансирование Подпрограммы "Поддержка развития молодежной социальной инфраструктуры и общественных инициатив" в пределах средств, утвержденных в Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2003 г. на Подпрограмму "Государственная молодежная политика", в объеме 23710000 (двадцать три миллиона семьсот десять тысяч) рублей.
6. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Данилов В.Д.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.), Министерству по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) (Борисов К.А.) ежегодно, начиная с 2004 г., при формировании проектов Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в полном объеме.
7. Считать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2001 г. N 144 "О Программе пятилетия молодого поколения "Молодежь Республики - XXI веку"";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 января 2002 г. N 38 "О республиканской целевой Программе "Патриотическое воспитание граждан в Республике Саха (Якутия) на 2002-2005 гг."";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 марта 2002 г. N 109 "О республиканской целевой программе "Волонтер" на 2002-2003 гг.";
8. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
С. Назаров |
Республиканская целевая программа
"Молодежь Республики - XXI веку (2003-2005 гг.)"
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 30 января 2003 г. N 41)
Паспорт
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Молодежь Республики - XXI веку" |
||
Наименование, дата и номер решения о разработке Программы |
Указ Президента Республики Саха (Якутия) "Об объявлении в Республике Саха (Якутия) пятилетия молодого поколения "Молодежь Республики - 21 веку" от 11 января 2001 г. N 1309, постановление Правительства Республики Саха (Якутия) "О программе "Молодежь Республики 21 веку", постановление Правительства Республики Саха (Якутия) "Об упорядочении республиканских целевых программ" от 25 мая 2002 г. N 256 |
||
Государственный заказчик | Правительство Республики Саха (Якутия) | ||
Основные разработчики Программы | Министерство по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) |
||
Цели Программы | Активное вовлечение молодых граждан во все сферы жизнедеятельности общества и создание условий для самореализации молодых граждан |
||
Задачи Программы | 1. Воспитание гражданственности и патриотизма молодых людей. 2. Развитие физической культуры и спорта. 3. Содействие в трудоустройстве и обеспечении занятости молодежи и несовершеннолетних. 4. Обеспечение экономической самостоятельности молодых граждан посредством стимулирования их деловой активности. 5. Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде, развитие сети молодежных центров и клубов по месту жительства. 6. Развитие молодежной социальной инфраструктуры государственной молодежной политики. 7. Создание системы межрегионального и международного сотрудничества в сфере государственной молодежной политики. 8. Развитие информационно-аналитического, кадрового и материально-технического обеспечения государственной молодежной политики, физической культуры и спорта. 9. Развитие молодежных общественных инициатив. |
||
Перечень подпрограмм | 1. Подпрограмма "Поддержка развития молодежной социальной инфраструктуры и общественных инициатив (2003 - 2005 гг.)" 2. Подпрограмма "Президентские путевки (2003 - 2005 гг.)" 3. Подпрограмма "Патриотическое воспитание граждан в Республике Саха (Якутия) (2003 - 2005 гг.)" 4. Подпрограмма "Волонтер (2003 - 2005 гг.)" 5. Подпрограмма "Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) (2003 - 2005 гг.)" |
||
Сроки реализации Программы | 2003-2005 гг. | ||
Ответственные исполнители - партнеры Программы |
Министерство по молодежной политике, физической культуре и спорту РС(Я), Министерство внутренних дел РС(Я), Департамент по делам народов и федеративным отношениям РС(Я), Министерство здравоохранения РС(Я), Министерство культуры и духовного развития РС(Я), Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я), Министерство образования РС(Я), Министерство промышленности РС(Я), Министерство сельского хозяйства РС(Я), Министерство труда и социального развития РС(Я), Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я), Министерство науки и профессионального образования РС(Я), Департамент по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров при Президенте РС(Я), Департамент по печати, СМИ и связи с общественными организациями РС(Я), Департамент федеральной государственной службы занятости населения по РС(Я), Республиканский военкомат, НВК "Саха", Исполнительные органы муниципальных образований РС(Я) |
||
Соисполнители Программы | Детские, молодежные, физкультурные общественные организации и клубы, исполнительные органы муниципальных образований |
||
Научное обеспечение Программы | Мониторинг, социологические исследования по различным направлениям государственной молодежной политики и физической культуры и спорта |
||
Объемы и источники финансирования | Указаны в приложении к Программе | ||
Подпрограммы | 2003 | 2004 | 2005 |
1. Поддержка развития молодежной социальной инфраструктуры и общественных инициатив |
23.710.000 | 26.080.000 | 28.688.000 |
2. Президентские путевки | 1.000.000 | 1.100.000 | 1.210.000 |
3. Патриотическое воспитание молодежи в Республике Саха (Якутия) |
1.000.000 | 1.100.000 | 1.210.000 |
4. Волонтер | 2.824.000 | 3.106.400 | 3.417.040 |
5. Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) |
24.850.000 | 24.825.000 | 17.490.000 |
Всего: По статье 1803 "Молодежная политика" По статье 1703 "Физическая культура и спорт" НИОКР: всего, в том числе: По статье 1803 "Молодежная политика" По статье 1703 "Физическая культура и спорт" |
53.384.000 28.534.000 24.850.000 400.000 200.000 200.000 |
56.211.400 31.386.000 24.825.000 |
52.015.400 34.525.400 17.940.000 |
Общий объем за 2003-2005 гг. По статье 1803 "Молодежная политика" По статье 1703 "Физическая культура и спорт" Итого: |
94.445.400 67.165.000 161.610.400 |
||
Важнейшие целевые индикаторы | Снижение уровня безработицы путем обеспечения вторичной и сезонной занятости молодежи; развитие волонтерского движения и увеличение количества волонтеров по республике; улучшение здоровья молодого поколения, снижение смертности; снижение показателей правонарушений среди молодежи; качественный рост физкультурно-спортивной работы; развитие молодежной социальной инфраструктуры; поддержка молодежных, физкультурных общественных организаций и клубов |
||
Система организации контроля за исполнением Программы |
Координацию деятельности по реализации Программы, информирование Президента, Правительства Республики Саха (Якутия) о ходе реализации Программы осуществляет Министерство по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия). Ежегодно, с учетом финансового обеспечения, Программа подвергается корректировке и внесению изменений в программные мероприятия |
||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Формирование трудовых ресурсов, соответствующих требованиям рынка, обновление реального сектора экономики за счет молодых трудовых кадров; развитие системы профориентации, занятости и самозанятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и временных работ; информационное обеспечение молодежи в области занятости, профессионального самоопределения; дальнейшее развитие физической культуры, массового спорта, подготовка спортсменов Республики Саха (Якутия) к III Международным спортивным играм "Дети Азии" и 28 Олимпийским играм (2004 год); расширение спортивной, физкультурно-оздоровительной и профилактической работы с населением, воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни; реальное участие молодежных общественных организаций в решении задач по гражданскому становлению и самореализации молодежи; внедрение элементов и новых форм гражданско-патриотического воспитания в систему общего и профессионального образования; развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование молодежных и детских кружков, клубов по месту жительства; формирование гражданско-патриотических чувств у молодых граждан, уважения к истории, культуре и традициям России и Республики Саха (Якутия); максимальное участие молодого поколения, молодежных и детских общественных организаций в решении социально-экономических и политических задач, стоящих перед республикой, их качественный рост. |
1. Обоснование разработки
Одной из основных задач современной государственной политики Республики Саха (Якутия) является привлечение молодого поколения к активной общественно-политической и социально-экономической жизни, к занятиям физической культурой и спортом, создание современного механизма выработки и принятия решений по основным направлениям молодежной политики с широким привлечением общественной инициативы самих молодых людей, общественных молодежных организаций.
Республиканская целевая программа "Молодежь Республики - 21 веку" (2003-2005 гг.) является продолжением организационной работы, которая проводилась Министерством по молодежной политики, физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) в 2001-2002 гг..
Ход реализации Программы показал необходимость поиска новых форм работы и дополнительных ресурсов по решению следующих проблем, таких как:
развитие сети молодежных учреждений по решению социальных проблем молодежи, организации ее занятости и досуга;
информационное, кадровое и материально-техническое обеспечение молодежной политики;
создание системы межулусного, регионального и международного сотрудничества;
внедрение эффективного механизма государственной поддержки молодежных и детских общественных организаций;
поддержка научной и творческой молодежи;
развитие молодежной инфраструктуры на селе, решение вопросов по закреплению молодых специалистов на селе.
В 2001 г. численность молодых граждан Республики Саха (Якутия) в возрасте от 14 до 29 лет составила 266 354 человека, или 27 % от численности всего населения республики. Большинство молодых граждан проживает в городской местности - 68 %, в сельской местности соответственно проживает 32 %. Соотношение между мужчинами и женщинами практически равное - 51,5 % мужчин и 48,5 % женщин. 30,1% составляет молодежь в возрасте от 14 до 17 лет, молодые люди в возрасте от 17 до 29 лет составляют 69,9 %.
Ситуация в молодежной среде может характеризоваться следующими тенденциями:
почти 75 % молодых людей чувствуют себя слабо социально защищенными;
большинство молодежи указывают на отсутствие информации о своих правах и возможностях, особенно это касается северных улусов;
наиболее острыми проблемами, стоящими перед молодежью, являются решение жилищного вопроса, безработица, обеспечение личной безопасности и безопасности семьи, проведение досуга;
ухудшается здоровье детей и молодежи, 50 % имеют отклонения в здоровье;
перемены, происходящие в современном обществе, свидетельствуют о все большем закреплении в сознании молодежи либеральных ценностей, таких как свобода, выбор, независимость, самореализация.
Несмотря на существующие некоторые негативные тенденции в молодежной среде, в молодом поколении заложен существенный потенциал к движению по пути становления реальной демократии, гражданского общества и свободной рыночной экономики.
В силу этого молодежь должна стать одной из наиболее влиятельных социально-политических сил общества. Значительная часть трудовой молодежи должна вписаться в программу экономических реформ, внести ощутимый вклад в их развитие. Все в большей степени требуется стимуляция экономической активности молодежи в новых рыночных сферах.
Исходя из этого, настоящая Программа рассматривает молодежь в качестве реального субъекта активного действия, социального обновления и новаторства.
И именно молодому поколению, являющемуся носителем новых идей, взглядов, знаний, своим созидательным трудом, занятиями физической культурой и спортом предстоит обеспечить социально-экономическое благосостояние Республики Саха (Якутия).
Как показывает мировой опыт, в условиях становления рыночных стандартов поведения и трансформации сознания (экономическая свобода действий, предприимчивость, готовность к риску, ориентация на успех, рационализм и прагматизм) появляется опасность возникновения доминанты материального благополучия, власти денег, легкой наживы, эгоизма.
Поэтому исключительно важное значение имеет развитие духовности, физической культуры и спорта, воспитание гражданских и патриотических чувств у молодых граждан, поскольку это является неотъемлемой стороной формирования жизнеспособного поколения. Формирование гражданских качеств личности, нацеливание молодежи на большую самостоятельность должны иметь первостепенное значение. Для этого необходимы целенаправленные и скоординированные усилия как государства, так и общественных организаций.
Программа нацелена на переориентацию молодежи от потребительского отношения к жизни на применение практических умений самообеспечения, самоорганизации, саморазвития, на ответственное отношение к собственному здоровью, на занятия физической культурой и спортом.
Государством должны быть созданы соответствующие условия положительной мотивации у молодежи для формирования ответственности и достижения экономического самообеспечения, на восприятие и усвоение ценностей и качеств, востребованных современным обществом. В соответствии с этим основной функцией государства в молодежной политике становится поддержка в реализации собственных возможностей молодых людей, что означает переход от патернализма (всемерная опека государства) к партнерству, стимулирующему у молодежи раскрытие ее способностей и творческого потенциала.
Расширение практики социального партнерства с молодыми гражданами, общественными организациями, вовлечение их в процесс выработки и принятия решений будет способствовать широкому использованию общественной инициативы при выполнении соответствующих программ.
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 11 января 2001 г. N 1309 "Об объявлении в Республике Саха (Якутия) пятилетия молодого поколения "Молодежь Республики - 21 веку" закрепляет приоритет интересов, благосостояния и ответственности молодого поколения за будущее республики.
Реализация государственной политики в этой области осуществляется в условиях, когда уровень развития мирового сообщества определяется всеобщей интеграцией, новыми информационными системами, высокими технологиями, конкурентоспособным производством, наукой, достижениями культуры и спорта.
В связи с этим на современном этапе новых социально-экономических условий перед Российской Федерацией, и Республикой Саха (Якутия) в частности, встала качественно новая задача - выработка новой системы воспитания и образования молодого поколения на основе духовных факторов, принципов здоровой созидательной жизни.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является активное вовлечение молодых граждан во все сферы жизнедеятельности общества и создание условий для самореализации молодых граждан, развития молодежных общественных инициатив.
Для достижения данной цели требуется решение следующих задач:
1. Реализация общественно значимых молодежных инициатив, деятельность молодежных и детских общественных объединений, создание системы регионального и международного сотрудничества в сфере государственной молодежной политики.
2. Воспитание гражданственности и патриотизма молодых людей.
3. Формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической и экономической жизни республики и государственной деятельности.
4. Приобщение к здоровому образу жизни молодого поколения, развитие физической культуры и спорта, формирование ответственности за свою семью, собственное физическое и психологическое здоровье как важное условие самореализации.
5. Реализация интеллектуального, профессионального и творческого потенциала молодежи и молодежных, детских общественных организаций.
6. Содействие в трудоустройстве и обеспечении занятости молодежи и несовершеннолетних.
7. Обеспечение экономической самостоятельности молодых граждан посредством стимулирования их деловой активности, обеспечения жильем.
8. Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде.
9. Развитие инфраструктуры государственной молодежной политики, физической культуры и спорта.
10. Развитие информационно-аналитического и кадрового обеспечения государственной молодежной политики, физической культуры и спорта.
3. Сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2003-2005 годов:
первый этап- 2003 г.;
второй - 2004-2005 гг..
На первом этапе предусматривается:
проработка организационных основ реализации Программы;
создание нормативно-правовой базы для реализации Программы;
разработка перечней планов по реализации подпрограмм;
На втором этапе - проведение ведомственных и республиканских мероприятий Программы согласно приложению.
4. Система основных мероприятий Программы
Программа предусматривает комплексное решение вопросов по вовлечению молодежи во все сферы жизнедеятельности общества через изменение общественного сознания молодежи, воспитание потребности к труду и активной жизненной позиции. В программные мероприятия входит осуществление мер по созданию государственной системы поддержки молодых граждан, включая научные исследования, кадровое, информационное, нормативно-правовое и организационное обеспечение.
В этой связи предусматриваются следующие основные подпрограммы реализации Программы:
1. Подпрограмма "Поддержка развития молодежной инфраструктуры и общественных инициатив".
2. Подпрограмма "Президентские путевки".
3. Подпрограмма "Патриотическое воспитание граждан в Республике Саха (Якутия)".
4. Подпрограмма "Волонтер".
5. Подпрограмма "Развитие физической культуры и спорта".
1. Подпрограмма "Поддержка развития молодежной социальной инфраструктуры и общественных инициатив" направлена на создание структур и механизмов, обеспечивающих различные формы государственной поддержки молодежных общественных инициатив путем организации конкурсов и фестивалей, проведения мониторинга, исследований по проблемам молодежи и развития учреждений социального обслуживания молодежи, профилактики и снижения роста молодежной преступности, привлечения молодежи к охране общественного порядка, создания структур и механизмов, обеспечивающих различные формы трудоустройства подростков и молодежи.
Для осуществления целей данной Подпрограммы необходимо осуществить:
разработку проектов нормативно- правовых документов, регулирующих развитие социальной инфраструктуры и общественных инициатив;
изучение и анализ социального положения молодежи, научные исследования по конкретным направлениям программы и последующее осуществление мониторинга;
поддержку молодежных общественных инициатив путем организации конкурсов и фестивалей;
развитие социальных служб по работе с молодыми гражданами;
обеспечение занятости молодых граждан через развитие новых форм профессиональной подготовки и переподготовки, реализацию активных программ занятости в области семейной экономики, развития молодежного предпринимательства и т.д.;
оказание содействия в обеспечении жильем молодых граждан;
межрегиональное сотрудничество;
поддержку одаренной и научной молодежи;
развитие детского и молодежного общественного движения;
создание молодежных общественных отрядов по охране правопорядка.
Социальный эффект:
снижение негативных последствий, связанных с молодежной безработицей и преступностью;
создание механизмов социальной защиты молодежи в рыночных условиях;
повышение квалификации и конкурентоспособности молодежи;
снижение социальной напряженности;
психокоррекция поведения молодых людей;
выявление позитивных и негативных тенденций в молодежной среде;
активизация деятельности молодежных и детских организаций;
развитие системы выявления и поддержки талантливой молодежи в области науки, культуры, спорта, общественной деятельности.
Эффективное использование инновационного потенциала молодежи во многом гарантирует успешность реализации государственной молодежной политики, развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия).
Необходимость решения комплекса проблем молодых граждан в социально- экономической сфере вызвана необходимостью координации работы государственных и негосударственных структур в данном направлении.
2. Подпрограмма "Президентские путевки" направлена на привлечение молодых специалистов в приоритетные отрасли экономики: горнодобывающую и нефтегазовую отрасли, алмазно-бриллиантовый, дорожно-строительный и энергетический комплексы.
Для осуществления целей данной Подпрограммы необходимо осуществить:
разработку и совершенствование действующей нормативно- правовой базы в сфере закрепления молодых специалистов;
реализацию инициатив молодежи, направленных на их участие в социально- экономическом развитии республики в приоритетных отраслях экономики;
создание условий по положительной мотивации молодых граждан для работы в приоритетных отраслях экономики;
создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти на всех уровнях;
создание механизма привлечения молодых специалистов через предоставление участникам Подпрограммы права получения (строительства) жилья, предоставления права получения второго высшего образования за счет республиканского бюджета, включение в кадровый резерв Правительства Республики Саха (Якутия);
проведение мониторинга участия молодых граждан в развитии приоритетных отраслей экономики.
Социальный эффект:
активное участие молодежи в социально- экономическом развитии Республики Саха (Якутия);
повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда;
уменьшение безработицы среди молодежи.
3. Подпрограмма "Патриотическое воспитание граждан в Республике Саха (Якутия)" направлена на формирование новых подходов к воспитанию гражданственности и патриотизма у молодежи в условиях преобразования жизни общества.
Для осуществления целей данной Подпрограммы необходимо осуществить:
разработку и усовершенствование нормативно-правовой базы в сфере создания условий для духовно-нравственного, психологического, гражданского воспитания молодежи в современных условиях;
реальное участие молодежных общественных организаций в решении задач по гражданскому становлению и самореализации молодежи;
пропаганду отечественной истории и культуры, государственной символики Республики Саха (Якутия), РФ, здорового образа жизни, гражданского долга с использованием информационных технологий;
внедрение элементов и новых форм гражданско-патриотического воспитания в систему общего и профессионального образования;
развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование молодежных и детских кружков, клубов по месту жительства;
развитие системы военно-спортивных клубов и центров;
создание экспериментальных площадок для отработки методик гражданско- патриотического воспитания.
Социальный эффект:
формирование чувства гражданственности и патриотизма у молодежи;
подготовка допризывной молодежи к службе в армии;
снятие негативного отношения к армии у молодежи.
4. Подпрограмма "Волонтер" направлена на содействие занятости несовершеннолетних и молодых граждан.
Для осуществления целей данной Подпрограммы необходимо осуществить:
разработку и совершенствование действующей нормативно-правовой базы в сфере занятости, профориентации;
реализацию инициатив молодежи, направленных на решение вопросов самозанятости, профессионального самоопределения;
решение проблем мотивации труда и привитие новых ценностных ориентиров через реализацию пилотных проектов, программ трудового обучения и организацию новых рабочих мест для молодежи;
разработка и внедрение современных технологий работы органов по делам молодежи, социальных служб;
создание условий положительной мотивации у молодежи для самореализации;
создание цикла теле-радиопередач, литературно-художественных произведений по воспитанию потребности к труду;
развитие системы профориентации, занятости и самозанятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и временных работ;
информационное обеспечение молодежи в области занятости, профессионального самоопределения;
проведение мониторинга рынка труда;
развитие добровольческого движения среди учащейся молодежи.
Социальный эффект:
обеспечение временной занятости молодежи;
повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда;
уменьшение безработицы среди молодежи.
5. Подпрограмма "Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия)" направлена на создание условий для занятий физической культурой и спортом, стабилизации показателей физической подготовленности и улучшения состояния здоровья населения республики.
Для осуществления целей данной Подпрограммы необходимо осуществить:
проведение единой государственной политики в развитии физической культуры и спорта;
совершенствование учебно-методического и информационно-образовательного обеспечения населения по вопросам физической культуры и спорта;
поддержку деятельности органов управления физической культурой и спортом в улусах и городах республики и спортивных общественных организаций;
развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;
подготовку качественного спортивного резерва и развитие спорта высших достижений, поддержку команд по игровым видам спорта;
расширение спортивной, физкультурно-оздоровительной и профилактической работы с населением, воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни.
создание необходимых условий для оздоровления, физического и духовно-нравственного развития личности в процессе занятий физической культурой и спортом;
создание целостной нормативно- правовой базы управления физической культурой и спортом в республике;
повышение квалификации работников физической культуры и спорта;
обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием спортивных сооружений муниципальных образований.
Социальный эффект:
улучшение состояния физического здоровья населения, снижение заболеваемости за счет привлечения его к спортивной деятельности и формирование здорового образа жизни;
создание устойчивой, современной научно- практической и методической базы для подготовки спортивного резерва сборных команд республики;
пропаганду здорового образа жизни.
5. Механизм реализации Программы
5.1. Организационно-управленческое обеспечение и контроль за реализацией
Механизм реализации Программы определяется ее государственным статусом и учитывает сложившиеся к настоящему времени тенденции, связанные с консолидацией общества и активизацией участия общественности, молодежи в решении задач молодежной политики.
Для управления ходом реализации Программы и координации деятельности исполнителей и ресурсов, задействованных в ней, предлагается следующая организационная схема:
1) Ведущим субъектом в механизме реализации Программы является Министерство по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия), которое осуществляет организацию, координацию и контроль работ за реализацией программы, обеспечивает контроль за расходованием средств.
2) Основными элементами реализации молодежной политики, являются:
общественный совет при главе муниципального образования улуса (района), г. Якутска объединяющий усилия организаций, работающих с молодежью, осуществляющий совместно с отделом по делам молодежи выработку основных направлений муниципальной молодежной политики;
межведомственные комиссии, оргкомитеты, экспертно-консультативные советы для межотраслевой координации при органах по делам молодежи, физкультуры и спорта;
предприятия и организации различных организационно-правовых форм, работающие на основе договорных отношений с Министерством по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия);
3) Базовым звеном являются отделы по делам молодежи, физической культуры и спорта администраций муниципальных образований улусов (районов), г. Якутска, учреждения и организации, работающие под их началом (центры, клубы, службы и т.д.), подведомственные учреждения Министерства по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия).
Взаимодействие Министерства по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) с исполнителями Программы осуществляется на основе договоров, определяющих права и обязанности заказчика и соисполнителя, регулирующих их взаимоотношения.
Кроме этого, для эффективной реализации Программы, усиления межведомственного взаимодействия все отраслевые государственные исполнители Программы, занимающиеся вопросами молодежной политики, ежегодно включают в свои ведомственные планы профильные мероприятия, указанные в Программе, с финансовым обеспечением или оказывают содействие в их проведении. По итогам года информируют о выполнении Министерство по молодежной политики, физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия).
Координация деятельности по реализации Программы возлагается на Министерство по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия). Также Министерство по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) обеспечивает контроль за исполнением Программы и информирует о ходе реализации Программы Президента, Правительство Республики Саха (Якутия).
Соисполнителями мероприятий Программы являются детские и молодежные общественные организации. Ежегодно Министерство по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) объявляет конкурсы по различным направлениям Программы для молодежных общественных организаций в целях оказания государственной поддержки при реализации их перспективных и социальнозначимых программ.
5.2. Нормативно-правовое обеспечение
В краткосрочной перспективе сосредоточить усилия на совершенствовании правового обеспечения Программы пятилетия, разработке нормативных актов по механизмам ее реализации. Это будет способствовать совершенствованию правового регулирования многообразных общественных, спортивных и производственных отношений с участием молодежи на период пятилетия.
Создать нормативно-правовую базу, определяющую статус специалиста по работе с молодежью наслежного уровня, а также специалиста в области физической культуры и спорта.
Для неуклонного повышения правовой культуры молодежи разработать необходимые меры по созданию системы правового просвещения, которая обеспечивала бы информированность молодежи о правах и обязанностях в сферах труда, здравоохранения, образования, социального обеспечения и ряде других.
В рамках Программы необходимо создать нормативно-методическое сопровождение деятельности молодежных общественных организаций, участников реализации Программы.
В целом требуется разработка механизма по системному взаимодействию с министерствами, ведомствами, хозяйствующими субъектами, общественными организациями на договорной основе по вопросам реализации Программы. В настоящее время в Республике Саха (Якутия) действует Закон Республики Саха (Якутия) "О государственной молодежной политике в Республике Саха (Якутия)" (принят постановлением Палаты Представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 8 декабря 1998 г. З N 50-II). В соответствии со ст.21 данного Закона реализация государственной молодежной политики осуществляется в форме республиканских целевых программ.
В целях реализации комплекса мероприятии Министерством по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) в 2003 г. будут разработаны и внесены на рассмотрение Президента, Государственного Собрания (Ил Тумэн) и Правительства Республики Саха (Якутия) следующие нормативно-правовые акты:
проект Закона "О государственной поддержке молодой семьи";
проект Указа Президента Республики Саха (Якутия) "О молодежных общественных формированиях правоохранительной направленности в Республике Саха (Якутия)";
проект распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) "О молодежном и детском общественном движении в Республике Саха (Якутия)";
проект постановления Правительства Республики Саха (Якутия) "Об организации деятельности молодежных и студенческих отрядов в Республике Саха (Якутия) на 2003 г.":
проект постановления Правительства Республики Саха (Якутия) "Внесение изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 1992 г. "О физической культуре и спорте""
5.3. Информационно-аналитическое и научное обеспечение
Постоянно и систематически исследовать демографическое, социально-экономическое, правовое, социально-психологическое и др. положение молодежи, осуществляя координацию деятельности научных учреждений по данным направлениям.
Государственным органам, осуществляющим организацию научных исследований по изучению социально-экономических проблем, предусмотреть организацию и проведение научных исследований по молодежной политике, с их обязательным финансированием за счет республиканского бюджета.
Во внутриведомственную статистику ввести информацию о динамике социального положения молодежи. Потребуется разработка статистических показателей для различных целевых групп молодежи, характера занятости, уровня доходов и т.п.
Социологическая информация о положении молодежи в большей мере должна найти свое отражение в средствах массовой информации, специальной литературе.
В средствах массовой информации следует целенаправленно формировать общественное мнение о ценностях современного общества, образ гражданина и патриота республики, отражать созидательный труд молодежи и его результаты, развитие физической культуры и спорта, широко освещать ход реализации Программы пятилетия молодежи.
Для формирования общественного мнения, пропаганды образа молодого человека-гражданина республики необходимо развивать систему информационного обеспечения молодежи, которая кроме традиционных средств массовой информации должна активно использовать новые информационные технологии, в том числе и использование сети "Интернет".
5.4. Кадровое обеспечение
Эффективная реализация Программы пятилетия молодежи, необходимость формирования современной молодежной инфраструктуры требуют особого внимания к кадровой политике. В целом требуется создание адекватной современным технологиям кадровой инфраструктуры основных отраслей промышленности и сферы услуг, обновление профессионального образования работников сферы молодежной политики, повышение их соответствия новым требованиям государственной молодежной политики и структуре потребностей рынка труда.
Необходимо провести анализ кадрового состава учреждений, ведомств, хозяйствующих субъектов на предмет выявления потребности в подготовке квалифицированных специалистов различного профиля и состава молодежи среди общего числа работающих. Особое внимание следует уделить подготовке по техническим специальностям.
С учетом новых задач, стоящих перед республикой, новых подходов к молодежи необходимо создать систему отбора, подготовки и переподготовки кадров из числа молодых граждан для государственной службы и хозяйствующих субъектов, способных в новых условиях принимать ответственные решения и отвечать за их реализацию.
Кроме этого потребуется создать систему подготовки, повышения квалификации работников сферы молодежной политики, физической культуры и спорта и вопросы их аттестации.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации Программы на весь период требуется всего - 161.610.440 тыс. руб.
В Законе Республики Саха (Якутия) "О Государственном бюджете" установить ежегодное первоочередное выделение средств республиканского бюджета на реализацию Программы "Молодежь Республики - XXI веку (2003-2005 гг.)" по подразделам 1803 "Молодежная политика" и 1703 "Физическая культура и спорт" с учетом принятых подпрограмм.
Главам муниципальных образований улусов (районов), г. Якутска ежегодно предусматривать в сметах расходов и доходов улусов и городов финансовое обеспечение молодежной политики на местах в размерах, обеспечивающих реальное позитивное влияние государства на ситуацию в молодежной среде.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета (с разбивкой по годам) определяются при разработке подпрограмм (планов) и уточняются по результатам рассмотрения бюджетных заявок основного исполнителя Программы. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями республиканского бюджета.
Финансирование расходов республиканских органов исполнительной власти и организаций, связанных с реализацией мероприятий Подпрограмм (планов), осуществляется в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета. В целях эффективного и рационального использования средств республиканского бюджета финансирование Подпрограмм осуществляется согласно утвержденной смете расходов.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим качество жизни молодых людей, их социальную интеграцию в общество.
Социальная эффективность Программы направлена на:
содействие в решении вопросов занятости молодежи и несовершеннолетних;
снижение уровня преступности в молодежной среде;
обеспечение экономических, социальных прав и гарантий молодежи;
повышение готовности молодежи к выполнению гражданского и конституционного долга;
реальное участие в реализации молодежной политики и повышение роли общественных объединений в укреплении государства;
повышение деловой активности молодежи и ее заинтересованность в развитии национальной экономики и на этой основе поддержании общественной и экономической стабильности;
повышение уровня доходов молодежи и молодых семей, улучшение социально-бытовых и жилищных условий;
укрепление здоровья и снижение заболеваемости среди молодежи;
создание условий для достижения спортсменами республики высоких результатов на российских, международных соревнованиях и олимпийских играх;
создание эффективной системы профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди молодежи посредством физической культуры и спорта;
снижение уровня безработицы путем обеспечения временной и сезонной занятости молодежи, увеличения числа рабочих мест, развития самозанятости и активного вовлечения молодежи в производство.
В целом ожидается качественный рост молодого поколения как активного субъекта трансформации общества, способного работать в условиях цивилизованного рынка, сохраняя при этом национальные традиции. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач по социально-экономическому развитию Республики Саха (Якутия) и определять ее будущее.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 января 2003 г. N 41 "Об утверждении новой редакции Программы пятилетия молодого поколения "Молодежь Республики - XXI веку" (2003-2005 гг.)"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2004 г. N 250 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2005 г.