Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 12 февраля 1999 г. N 66
"О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки
в Республике Саха (Якутия)"
В целях гарантированного обеспечения прав населения Республики Саха (Якутия) на охрану здоровья и медицинскую помощь, повышения экономической устойчивости и эффективности деятельности учреждений здравоохранения, осуществления политики в области здравоохранения и медицинской науки Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Одобрить разработанную Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в Республике Саха (Якутия) (прилагается).
2. Утвердить план мероприятий по реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Республике Саха (Якутия) на 1999-2000 г. согласно приложению.
3. Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) по согласованию с Министерством финансов Республики Саха (Якутия), Министерством экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования до 15 марта 1999 г.:
3.1. Представить в Правительство Республики Саха (Якутия) проект Программы государственных гарантий по обеспечению населения Республики Саха (Якутия) бесплатной медицинской помощью.
3.2. Определить порядок распределения средств бюджета республики, направляемых на выравнивание условий финансирования программ здравоохранения.
4. Министерству финансов Республики Саха (Якутия), Министерству внешних связей Республики Саха (Якутия) рассматривать и привлекать инвестиционные проекты, предлагаемые в рамках структурной перестройки системы здравоохранения, финансируемые за счет международных финансово-экономических организаций.
5. Главам администраций городов и улусов Республики Саха (Якутия):
5.1. Разработать планы мероприятий по реализации положений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Республике Саха (Якутия).
5.2. Отчислять в установленном порядке в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) платежи за неработающее население республики.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Акимова А.К.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
В. Власов |
Концепция
развития здравоохранения и медицинской науки
Республики Саха (Якутия)
(одобрена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 12 февраля 1999 г. N 66)
1. Введение
Сложившееся экономическое положение в стране и республике, фактическое состояние здоровья населения и демографической ситуации, сложные условия деятельности медицинских учреждений требуют разработки продуманной стратегии реформирования системы здравоохранения.
Объемы бюджетного финансирования и средства обязательного медицинского страхования не обеспечивают возможности оказания населению бесплатных медицинских услуг на должном уровне, сокращают профилактические программы. Остается неудовлетворительным ресурсное обеспечение учреждений здравоохранения, на этом фоне особенно недопустимо неэффективное использование финансовых и материальных ресурсов.
Необходимы принципиально новый подход к вопросам охраны здоровья, продуманная стратегия реформирования здравоохранения.
2. Основные направления развития системы здравоохранения
2.1. Целью настоящей Концепции является осуществление государственной политики в области здравоохранения, сохранение и улучшение состояния здоровья населения Республики Саха (Якутия), создание необходимых условий для достижения высокого уровня индивидуального и общественного здоровья, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения.
2.2. Основными задачами Концепции являются:
увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;
сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения; повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении.
2.3. Реализация Концепции основана на следующих принципах:
Всеобщность, доступность и профилактическая направленность медицинской помощи;
единая государственная политика в области охраны здоровья;
многоукладность здравоохранения в сфере оказания медицинской помощи, с сохранением основных позиций за государственной системой здравоохранения;
развитие фармацевтической промышленности с приоритетным использованием местного сырья;
поэтапное сокращение и реорганизация неэффективно функционирующих государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений;
защита прав и интересов граждан в сфере здравоохранения путем реализации государственных гарантий, совершенствования системы лицензирования производителей медицинских услуг, обеспечения качества медицинской помощи;
проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений - максимального медицинского, социального и экономического эффекта на единицу затрат;
повышение заинтересованности и ответственности граждан в сохранении укреплении своего здоровья;
повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы подготовки и переподготовки медицинских кадров;
социальная защита работников здравоохранения и студентов медицинских учебных заведений.
3. Совершенствование организации медицинской помощи
3.1. Основным направлением в совершенствовании организации оказания медицинской помощи в здравоохранении является развитие первичного звена, перераспределение части объемов медицинской помощи стационарного сектора в амбулаторный.
3.2. Совершенствование организации медицинской помощи сельскому населению, с учетом преемственности всех ее видов и форм. Формирование на базе центральных улусных больниц лечебно-диагностических комплексов с вхождением в единое информационное пространство здравоохранения республики.
3.3. Повышение диагностических возможностей первичного звена здравоохранения на основе внедрения систем дистанционной диагностики, создание банка данных о здоровье населения, обеспечение современной медицинской техникой и подготовка квалифицированных медицинских кадров.
3.4. Создание института врачей общей (семейной) практики, развитие консультативно-диагностической службы.
3.5. Реорганизация амбулаторно-поликлинической сети с развитием и совершенствованием внебольничной помощи путем перераспределения ресурсов. Сокращение длительности госпитального этапа и доведение структуры коечного фонда до соответствия интенсивности лечебно-диагностического процесса: интенсивное лечение - до 20 процентов; восстановительное лечение - до 45 процентов; лечение хронических заболеваний - до 20 процентов; медико-социальная помощь - до 15 процентов.
3.6. Создание и развитие сети межулусных специализированных медицинских отделений, развитие передвижной формы лечебно-диагностической и консультативной помощи, отделений медико-социальной реабилитации и терапии, службы ухода, дневных стационаров, амбулаторной хирургии на базе поликлиник с целью максимального приближения специализированной помощи сельскому населению.
3.7. Использование стандартов диагностики и лечения пациентов в амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях.
3.8. Создание межрегионального медицинского учреждения на базе Национального центра медицины.
3.9. Совершенствование службы охраны материнства и детства, планирования семьи и безопасного материнства, развитие первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам.
3.10. Усиление работы по борьбе с заболеваниями, передаваемых половым путем, и другими болезнями, представляющими опасность для окружающих.
3.11. Реализация комплексных мер по развитию противотуберкулезной, психотерапевтической, психиатрической, наркологической, эндокринологической помощи населению.
3.12. Укрепление службы скорой медицинской помощи.
3.13. Создание равных прав на работу в системе обязательного медицинского страхования и участие в реализации государственных и муниципальных целевых программ организациям и лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность.
4.Совершенствование системы финансирования здравоохранения
Система финансирования здравоохранения должна обеспечивать тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими услуг, влиять на повышение эффективности использования ресурсов и качества медицинской помощи.
Для совершенствования системы финансирования здравоохранения необходимо:
дополнить действующее законодательство об охране здоровья нормами, обеспечивающими строгий контроль над расходованием средств, выделяемых государством на здравоохранение;
разработать правовые механизмы по соблюдению соответствия объемов и условий выполнения обязательного медицинского страхования населения финансовому обеспечению;
установить порядок распределения средств бюджета республики направляемых для выравнивания условий финансирования целевых программ;
определить механизмы финансового покрытия части затрат на оказание медицинской помощи населению на основе развития добровольного медицинского страхования;
способствовать созданию конкурентной среды на рынке медицинских услуг;
проведение преобразований, направленных на создание рациональной модели финансирования в системе обязательного медицинского страхования.
5. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
Развитие и совершенствование государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Саха (Якутия) осуществлять учетом приоритета профилактического направления здравоохранения.
Требуется реорганизация структуры учреждений службы, перестройка центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора путем образования отделов (отделений) по изучению влияния факторов среды на здоровье человека, отделений гигиенического воспитания и образования населения, создания социально-гигиенического мониторинга. Обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия должно способствовать четкое разделение государственного санитарно-эпидемиологического надзора и санитарно-эпидемиологической деятельности между организациями службы и лечебно-профилактическими учреждениями;
охрана территории Республики Саха (Якутия) от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсических веществ;
усиление взаимодействия с другими контрольными и надзорными органами;
совершенствование законодательной базы в сфере государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
воспитание "Культа здоровья" у населения.
6. Государственные гарантии по предоставлению бесплатной
медицинской помощи и защита прав пациента
Государственные гарантии по предоставлению бесплатной медицинской помощи обеспечиваются за счет средств соответствующих бюджетов, платежей по обязательному медицинскому страхованию.
Программа государственных гарантий по предоставлению гражданам Республики Саха (Якутия) бесплатной медицинской помощи принимается ежегодно, имея в составе: объемы медицинской помощи; базовую программу обязательного медицинского страхования; по душевой норматив финансирования здравоохранения, обеспечивающий предоставление гарантированных объемов медицинской помощи; выполнение обязательств по защите прав пациента.
7. Организация здравоохранения
Основными задачами организации здравоохранения следует считать:
разработка законодательной и нормативно-правовой базы, формирование и реализация целевых федеральных, республиканских и муниципальных программ;
координация деятельности органов государственной власти по решению вопросов здравоохранения;
обеспечение единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. Разработка нормативов обеспеченности больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, медицинскими кадрами, с учетом региональных особенностей и показателями здоровья населения;
установление общих принципов подушевого финансирования отрасли и показателей деятельности учреждений здравоохранения;
адаптация международных критериев классификации болезней и стандартов медицинской помощи;
привлечение ведомственных учреждений здравоохранения для реализации программы государственных гарантий исключение дублирования работы в отрасли; совершенствование системы оказания медицинской помощи в условиях развития медицинских услуг производителями всех форм собственности с сохранением основных позиций за организациями государственной и муниципальной систем;
разработка и реализация мероприятия по повышению эффективности работы учреждений здравоохранения;
создание условий для деятельности медицинских ассоциаций различного направления, содействующих формированию профилактической медицины;
интеграция индивидуального и общественного сектора системы охраны здоровья с международными организациями и ассоциациями.
8. Развитие медицинской науки
Основными задачами медицинской науки являются:
разработка региональных стандартов здоровья;
изучение и разработка региональных стандартов иммунного гомеостаза и физиологических параметров системы крови населения;
разработка методов фармакологической коррекции иммунных патологий с использованием лекарственных препаратов животного и растительного происхождения местной фармакологической промышленности, изучение иммунологического статуса как основного фактора, определяющего: изучение процессов адаптации человека к современным условиям проживания в антропогенно измененной среде и разработка мероприятий по профилактике развития профессиональных и экологически обусловленных болезней;
формирование стратегии сохранения и укрепления здоровья населения, разработка научных основ борьбы с наиболее распространенными заболеваниями на основе изучения механизмов формирования здоровья человека;
изучение состояния здоровья малочисленных народов, разработка комплекса медико-социальных мероприятий по профилактике заболеваемости;
разработка новых схем организации медицинской помощи и управления региональным здравоохранением;
бюджетное финансирование фундаментальных и прикладных исследований на конкурсной основе;
развитие международного научного сотрудничества с привлечением международных организаций, центров сотрудничества;
Координация вопросов развития медицинской науки и внедрения научных разработок в практику Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) совместно с академическими, вузовскими и отраслевыми научными учреждениями.
9. Совершенствование медицинского образования и кадровой политики
Основными задачами в кадровом обеспечении отрасли являются:
подготовка специалистов по новым направлениям; реорганизация системы планирования и распределения кадрового потенциала; распространение практики формирования целевых заказов и договоров на подготовку специалистов;
совершенствование оплаты труда и социальной защиты работников здравоохранения;
переход к созданию единой научно-производственной базы.
Принцип непрерывности профессионального ориентирования образования должен лежать в основе подготовки кадров: создание медико-биологических классов в общеобразовательных школах; кружков "Малой медицинской академии", внедрение дистанционного образования.
Реализация положений о целевой контрактной подготовке и трудоустройстве выпускников Медицинского института.
Направление в центральные медицинские институты специалистов на договорной основе.
Повышение качества подготовки медицинских кадров, отвечающих современным требованиям международных и федеральных образовательных стандартов, аналогично системе повышения квалификации и переподготовки кадров.
Планирование, прогнозирование и мониторинг подготовки специалистов здравоохранения Республики Саха (Якутия), в том числе врачей общей практики (семейных), менеджеров и экономистов, организаторов здравоохранения.
Направление на качественное улучшение профессионально - квалификационный уровень на основе изучения новейших достижений в медицине, науке и практике.
Создание единого Центра для осуществления координации и определения направления научных работ.
10. Совершенствование лекарственного обеспечения, гарантий
в области лекарственной помощи населению
Государственная политика в обеспечении населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения направлена на представление их потребителям в достаточном количестве и ассортименте. Реализацию этой политики следует осуществлять путем развития рынка фармацевтических услуг.
Основными направлениями реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам являются:
стимулирование максимально полного удовлетворения запросов (потребностей) граждан и медицинских учреждений в лекарственной продукции и изделиях медицинского значения;
гарантированное лекарственное обеспечение амбулаторной и стационарной медицинской помощи;
упорядочение льгот отдельным категориям граждан и обеспечение адресного предоставления на льготных условиях лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
формирование и утверждение формулярных перечней (списков) лекарственных средств, выбираемых в соответствии с критерием "эффективность-стоимость";
бесплатное лекарственное обеспечение в рамках перечня видов, объемов и условий оказания медицинской помощи по программам государственных гарантий;
обеспечение безопасности, эффективности и качества лекарственных препаратов путем отбора, стандартизации и контроля над соблюдением стандартов;
выработка механизмов государственного регулирования цен на лекарственные средства;
широкое применение в лечебном процессе препаратов растительного и животного происхождения, с организацией производства этих препаратов из местного сырья и на местной базе;
использование в медицинской практике немедикаментозных методов лечения.
План мероприятий по реализации Концепции развития здравоохранения
и медицинской науки Республики Саха (Якутия)
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 12 февраля 1999 г. N 66)
Наименование мероприятий |
Срок Исполнения |
Ответственные исполнители |
1.Совершенствование системы управления
здравоохранением
1. | Ввести в действие социальные нормативы в сфере здравоохранения РС (Я) |
1999 г. | Круглова Г.А Соколова Е.Л Семенов П. А. Замураева Г.Е. |
2. | Пересмотреть и утвердить нормативную документацию по вопросам лицензирования и сертификации медицинской деятельности. |
1999 г. | Игнатьев П.П. |
3. | Обеспечить реализацию целевых программ: "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом"; "Сахарный диабет"; "Анти-ВИЧ/СПИД"; Обеспечение безопасного материнства и охрана здоровья детей"; "Охрана здоровья населения" |
1999- 2000 гг. | Круглова Г.А. Егоров Б.А. Иванова Р.И. Алферьев В.А. Максимова Л.В Саввина А.И. |
2. Структурные преобразования в совершенствовании медицинской помощи и организации отрасли |
|||
4. | Подготовить и подписать, обеспечив в последующем их реализацию, Договоры о совместной деятельности с АК "Алроса", АК "Якутскэнерго", ГУП "Якутуголь". |
1999 г. | Яковлев П.Н. |
5. | Разработать нормативно-правовые акты по: -стандартизации медицинских услуг -материально-техническому обеспечению, в том числе обеспечению оборудованием и медицинской техникой лечебно-профилактических учреждений. |
1999-2000 гг |
Иванов В.Т. Цеева Н.М. Николаев В.А Назаров В.И |
6. | Подготовить программу реструктуризации учреждений здравоохранения с учетом степени интенсивности лечебно-диагностического процесса, степени дифференциации (специализации) коечного фонда, мощности стационаров и поликлиник |
IV квартал 1999г. | Круглова Г.А. Игнатьев П.П. Семенов П.А. |
7. | Разработать и внедрить стандарты оказания медицинской помощи женщинам и детям. Систематически проводить оценку и вносить коррективы в действующие стандарты и протоколы. |
1999 г. | Кирова Н.Н. |
8. | Осуществить разработку новых эффективных медицинских технологий и методов реабилитации больных, в т.ч. с социально значимой патологией |
1999-2001 гг. | Максимова Л.В. |
9. | Осуществлять реализацию республиканских целевых программ |
1999 г. | Минфин, Минэкономики, Минздрав, ТФОМС |
10. | Увеличить объем платных медицинских услуг, шире практиковать добровольное медицинское страхование |
1999-2000 гг. | Минздрав, ЛПУ, страховые медицинские компании |
11. | Организовать эффективную работу передвижных медицинских отрядов, укомплектовать их медицинскими кадрами, оснастить оборудованием, инструментарием и медикаментами |
1999-2000 гг. | Главные врачи ЛПУ |
12. | Разработать и внедрить в практику: -новые средства диагностики ВИЧ-инфекции (реакция цепной полимеризации-ПЦР, экспресс тесты) и лечения СПИДа (Фосфизид). -профилактические прививки против гепатита В группам риска |
1999 г. | Кожевников А.А. Гостхоржевич Е.Я. Комитет по санэпиднадзору |
13. | Образовать при Минздраве Республики Саха (Якутия), в органах управления здравоохранением межведомственные Советы по гигиеническому обучению и воспитанию населения. |
1999 г. | Попов В.Б. |
3. Подготовка научных и научно-педагогических медицинских кадров для Республики Саха (Якутия) |
|||
14. | Направление молодых специалистов из числа выпускников Медицинского института ЯГУ, научных и научно-педагогических медицинских кадров, а также врачей из практического здравоохранения в аспирантуру, клиническую ординатуру при Мединституте ЯГУ, мединститутов СО РАМН, центральных НИИ и ВУЗов. |
1999-2000 гг. | Минздрав, Мединститут ЯГУ, СО РАМН, Департамент по подготовке кадров и расстановке кадров |
15. | Направление лиц, имеющих ученые степени кандидата наук, в докторантуру при институтах СО РАМН, центральных НИИ и ВУЗах. |
1999-2000 гг. | Минздрав, Мединститут ЯГУ, СО РАМН, НИИ "Здоровье", Департамент по подготовке и расстановке кадров |
16. | Сотрудничество с ведущими НИИ, центрами, учебными заведениями зарубежных стран по вопросам развития медицинской науки. Участие в международных конгрессах, конференциях, симпозиумах. |
1999-2000 гг. | Минздрав, Мединститут ЯГУ, СО РАМН, НИИ "Здоровье", Департамент по подготовке и расстановке кадров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 1999 г. N 66 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Республике Саха (Якутия)"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2000 г. N 78 настоящий документ признан утратившим силу