Указ Президента Республики Саха (Якутия)
от 30 января 2003 г. N 735
"О Концепции государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия)"
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2011 г. N 1170 настоящий Указ признан утратившим силу
В целях проведения единой государственной кадровой политики по обеспечению эффективной реализации основных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия).
2. Руководителям министерств и ведомств, государственных предприятий и организаций, акционерных обществ с долей государственного участия в уставном капитале, главам муниципальных образований на основе данной Концепции разработать кадровые программы по реализации ее положений.
3. Контроль за исполнением данного Указа возложить на Департамент по подбору, расстановке кадров и государственной службы Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) (Куприянов Ю.С.).
Президент Республики Саха (Якутия) |
В. Штыров |
Концепция
государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия)
(утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 31 января 2003 г. N 735)
Настоящая концепция государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия) (далее концепция) содержит систему ведущих идей и взглядов, раскрывающих цели, задачи, приоритеты и принципы государственного регулирования кадровых процессов и отношений. Она призвана служить ориентиром для органов власти и самостоятельно хозяйствующих субъектов управления в работе с кадрами.
Концепция определяет систему кадрового обеспечения реализации основных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), осуществления правовой и административной реформ, Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации.
I. Состояние трудового потенциала и его соответствие потребностям стратегии устойчивого развития Республики Саха (Якутия)
Прошедшие за истекшее десятилетие изменения в социально-экономическом и общественно-политическом развитии в России (изменение государственности и экономического строя, разгосударствление значительной части собственности, децентрализация государственного управления и др.) имеют как позитивные так и негативные последствия. Конституционно закреплены права каждого гражданина заниматься предпринимательством, свободно выбирать вид, время и место своей трудовой деятельности, обозначился приток молодых в высшие сферы государственной власти и руководству крупными фирмами, банками и др. Но в то же время произошла дезорганизация кадровых процессов и отношений: многие стали трудиться не по специальности, сотни тысяч специалистов покинули страну, разрушилась десятилетиями сложившаяся система межрегиональной ротации, усилилась неуправляемая миграция кадров из стран ближнего зарубежья, что до сих пор обостряет проблему безработицы. Фактически исчерпала себя политика экстенсивного развития кадрового потенциала.
Эти отрицательные явления тяжело сказались на формировании и использовании кадрового потенциала, в том числе и в Республике Саха (Якутия).
В настоящее время общая численность населения республики составила 982,9 тысячи жителей (в 1992 г.-1135 тыс.). Экономически активное население -519,1 тысячи.
Крайне суровые климатические условия Севера для жизнедеятельности людей, их трудовой деятельности, высокая стоимость жизни создают большие трудности в решении вопросов занятости, стабилизации трудовых коллективов в предприятиях и организациях. За последующие годы наблюдался значительный отток населения в другие регионы. Это актуализирует задачу закрепления кадров, особенно из местного населения.
Несмотря на возрастающую потребность в квалифицированных кадрах, в республике удельный вес безработных составляет 6,6% (в 1992 - 3,4%).
В республике пока еще сильны экономические позиции государства: лица, занятые в государственных и муниципальных организациях, составляли в 2000 г. -52,0%, в смешанных формах собственности -18,2% (в России - 18%), в частных организациях 29,1% (в России -45%).
На сегодня среди особенностей, негативно влияющих на кадровую ситуацию в республике, отмечаются следующие:
структурная и территориальная несбалансированность на рынке труда: большинство трудовых ресурсов республики сосредоточено в городах и поселках, возникших на базе крупных предприятий и добывающих производств;
несоответствие подготовленных кадров по количеству, номенклатуре профессий потребностям рынка, острый недостаток специалистов высшего и среднего звена по техническим специальностям;
отсутствие устойчивых механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, гибкой и оперативной системы взаимодействия всех уровней системы профессионального образования с работодателями;
слабая работа по профессиональной ориентации молодежи и незанятого населения, вследствие чего наблюдается потеря интереса большинства молодежи к рабочим профессиям, в том числе к наиболее востребованным на рынке труда;
низкая закрепляемость молодых специалистов в улусах, особенно в северных.
Тем не менее, несмотря на возникшие за последующие годы проблемы в республике удалось удержать под контролем кадровую ситуацию, блокировать развитие ряда негативных тенденций. Это стало возможным потому, что была сохранена и демократически обогащена система государственного воздействия на кадры всех сфер и уровней. Одной из особенностей республики является установление тесного сотрудничества республиканских органов власти и территориальных структур федеральных органов. Это создает благоприятные возможности для согласования решений кадровых вопросов. Такая практика позволила сконцентрировать использование финансово-материальных и трудовых ресурсов на решении приоритетных для республики задач. Ныне это связано с кадровым обеспечением перспективного развития приоритетных отраслей экономики.
Одним из приоритетных направлений кадровой политики Республики Саха (Якутия) было и является кадровое обеспечение государственной и муниципальной службы.
На сегодня предотвращен форсированный рост государственных служащих, особенно в органах исполнительной власти.
Значительная часть работников, замещающих государственные должности, находится в наиболее дееспособном возрасте: 60,7% - в возрасте от 30 до 50 лет, их средний возраст 40 лет, как и в Российской Федерации. Однако настораживает то, что работники сельских администраций имеют средний возраст 44 года. Средний возраст работников республиканских органов власти 42 года. Следует обеспечить приток молодых специалистов во все органы власти: сейчас в возрасте до 30 лет - 20,9% .
Существенно увеличился удельный вес лиц в органах государственной власти республики и органов местного самоуправления, имеющих высшее образование -69,1% (в 1999 г. было 61%), причем, в органах исполнительной власти республиканского уровня - 86,8%, в органах законодательной власти - 78,3. Среди лиц, занимающих государственные должности, 35,1% имеют стаж работы в государственных органах более 10 лет, от 5 до 10 лет - 30,4%, от 1 года до 5 лет - 25%, до 1 года - 9,4%.
В государственной кадровой политике республики, в программе ее реализации важно поддержать развитие позитивных тенденций, обратив особое внимание на улучшение качественных параметров кадрового состава аппарата государственных органов, на подготовку работников по перспективным специальностям и специализациям с учетом приоритетных направлений стратегии развития республики, с учетом новых задач и потребностей. В широком плане необходимо повышение качества всего трудового, особенно кадрового потенциала (профессионального, личностного, мотивационного).
Формирование единой системы работы с кадрами всех уровней управления и всех сфер деятельности потребует активизации деятельности и повышения управленческой квалификации всех служб, занимающихся управлением персоналом. Одна из актуальных потребностей дня - обеспечение рационального использования кадров, разработка механизмов (нормативно-правовых, финансовых, организационных и др.) их закрепления на долгосрочную перспективу, стимулирование на эффективный и качественный труд. Кардинальное обновление работы с кадрами связано с оптимизацией структур управления, уточнения их функций и полномочий, повышением персональной ответственности руководителей.
Важно исходить из того, что важнейшей гарантией обеспечения занятости населения, решения проблем подготовки и рационального использования кадровых ресурсов является устойчивое финансово-экономическое положение Республики Саха (Якутии), стабильная социально-политическая обстановка в обществе, авторитет органов власти и высокая эффективность их управленческой деятельности. Через кадры идет возрождение духовности и нравственности людей, народов Республики Саха (Якутия).
II. Основные цели, задачи и принципы государственной кадровой
политики Республики Саха (Якутия)
Основными целями государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия) являются:
- обеспечение всех участков трудовой деятельности высокопрофессиональными, инициативными и обладающими высокими морально-волевыми качествами работниками в целях успешной и эффективной реализации основных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия);
осуществление максимально эффективного использования интеллектуально-кадрового потенциала, всех трудовых ресурсов республики, их сохранение и приумножение;
создание более благоприятных условий и гарантий для проявления каждым работником своих способностей, достижений вершин творчества, всемерно стимулируя его профессиональный рост и служебное продвижение, повышение качества и эффективности трудовой деятельности.
Целевые установки государственной кадровой политики республики реализуются посредством решения, прежде всего, следующих задач:
формирование кадрового потенциала, способного решать задачи нового этапа развития, осуществить модернизацию экономики и общества в соответствии с требованиями нового века;
организация и повышение качества системной подготовки кадров для государственной и муниципальной службы, отраслей экономики, прежде всего, для нефтегазового, лесопромышленного и транспортного комплексов и обеспечение соответствия их количества потребностям развивающегося рынка;
обеспечение большей согласованности действий всех звеньев государственного управления в кадровой сфере в условиях многоукладной рыночной экономики, налаживание работы по анализу и оптимизации кадровой политики в крупных хозяйствующих субъектах;
обеспечение потребностей кадров, прежде всего, за счет широкого привлечения местных трудовых ресурсов во все отрасли экономики;
- повышения профессионализма работников органов исполнительной и законодательной власти;
разработка критериев оценки профессионализма кадров и их внедрение в систему аттестации кадров;
разработка системы стимулирования добросовестного и творческого труда и закрепления работников в организациях;
создание эффективных служб управления персоналом на всех уровнях.
Реализация этих задач возможна на основе соблюдения в кадровой политике ряда основных принципов:
научности и реалистичности в определении потребностей в кадрах и возможностей их удовлетворения;
системности, обусловливающей органическое единство целей, принципов, методов и технологий работы с кадрами;
единства государственных и региональных интересов и потребностей;
опережения, исходящей из перспектив социального прогресса, изменения характера труда и социально-экономических преобразований;
демократичности, социальной справедливости решения кадровых проблем;
гармоничного сочетания интересов человека, государства и общества, формирующего высокую духовность;
правовой обоснованности, устанавливающей верховенство закона в решении кадровых вопросов, запрещающей любые формы ограничения конституционных прав человека на труд по признакам политической, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
постоянной обновляемости кадров в сочетании с их преемственностью, направленных на достижение позитивной стабилизации кадров, использования способностей работников разных возрастов.
Изложенные принципы придают государственной кадровой политике республики целостность, сущностную определенность и необходимый прагматизм. Они создают возможность гибкого воздействия государства на все кадровые процессы, обеспечивают единство требований профессионализма, гражданственности и стабильности.
Государство, его республиканские органы власти, как главные субъекты разработки и реализации кадровой политики, имеют легитимное право и возможности своевременно определять и корректировать цели и текущие за-
дачи совершенствования работы с кадрами, обеспечивать на уровне современных требований профессионализм кадров, особенно управленческих, на основе создания единого образовательного и информационного полей, разработки основ нормативно-правового регулирования кадровых процессов и отношений. Важно максимально эффективно использовать эти возможности на основе расширения управления и расширения сотрудничества государственных и предпринимательских структур, использования региональных ресурсов.
III. Приоритетные направления реализации государственной кадровой политики
Главным смыслом реализации государственной кадровой политики является кадровое обеспечение стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), укрепления ее государственности, создания лучших условий жизнедеятельности населения и повышения качества жизни.
Исходя из общегосударственных и республиканских интересов, учитывая насущные потребности развития Республики Саха (Якутия), считать приоритетными направления реализации ее кадровой политики:
обеспечение высококвалифицированными кадрами государственной и муниципальной службы;
развитие сотрудничества государственных и предпринимательских структур в кадровом обеспечении рыночной экономики, в регулировании рынка труда, стимулирование условий для создания новых рабочих мест на производстве, в сфере услуг за счет развития приоритетных отраслей экономики и малого бизнеса;
создание системы непрерывного и массового профессионального обучения кадров, всех работающих;
совершенствование технологий управления персоналом.
Приоритетным направлением реализации кадровой политики Республики Саха (Якутия) является кадровое обеспечение государственной и муниципальной службы, как важнейшего механизма государственного управления.
В республике сложились основы и успешно взаимодействуют федеральная государственная служба и республиканская государственная служба, идет становление муниципальной службы. Однако еще нет целостности этой деятельности, она реализуется как служба в отдельном органе, недостаточны ее эффективность и общественный престиж. В кадровой политике в системе государственной и муниципальной службы наблюдается непоследовательность, низка эффективность ряда кадровых технологий.
Государственная кадровая политика призвана сыграть решающую роль в формировании высокопрофессионального, компактного, стабильного, оптимально сбалансированного аппарата государственных и муниципальных органов, способного последовательно и экономично обеспечивать реализацию функций государства, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества. Этому должны способствовать открытость государственной и муниципальной службы, их под-контрольность государству и обществу, высокая персональная ответственность каждого лица, занимающего государственную или муниципальную должность, замещение этих должностей квалифицированными и добросовестными кадрами, обладающих необходимыми качествами государственного и общественного служения.
Приоритетными направлениями кадровой политики в системе государственной службы являются:
формирование эффективного механизма подбора и укрепления качественного состава государственных и муниципальных служащих;
- повышение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих;
совершенствование программ подготовки и профессионального развития государственных и муниципальных служащих.
Необходимо значительно активизировать работу республиканских органов власти с персоналом своих аппаратов, внедрению нового стиля его действий.
При реализации кадровой политики в органах государственной власти и управления необходимо обратить внимание на неукоснительное соблюдение действующего законодательства о государственной и муниципальной службе, на строгое исполнение на практике предусмотренных законом правовых норм, требований, технологий и процедур, недопущение формализма, бюрократизма и тем более - коррумпированности кадров.
Для качественного улучшения кадрового потенциала аппарата органов власти большое внимание должно быть уделено материальному фактору, достойной оплате труда персонала государственной службы, социальным гарантиям, их правовой и социальной защищенности, которые должны стимулировать эффективную деятельность государственных служащих, способствовать профессионально-квалификационному развитию и должностному росту.
Предстоит большая работа по кадровому обеспечению органов местного самоуправления, где муниципальная служба будет основана на единых с государственной службой принципах регулирования вопросов поступления на службу, ее прохождения, оплаты служебной деятельности, исчисления стажа, предоставления специальных гарантий и др.
Кадровая политика государства в реальном секторе экономики направлена на формирование в республике социальной рыночной экономики, превращение ее из преимущественно сырьевой в перерабатывающую природные ресурсы, более глубокую и всестороннюю интеграцию ее в экономику России и Азиатско-тихоокеанского региона. Органы государственной власти и управления
призваны регулировать весь спектр кадровых отношений в отраслях и на предприятиях, обеспечивать единые условия по формированию, развитию и рациональному использованию всех кадров и трудовых ресурсов республики:
необходимо уточнить предмет и разработать механизмы государственного регулирования кадровых процессов соответственно на государственных предприятиях, в акционерных обществах совместных форм собственности, в частно-предпринимательских структурах, в системе малого бизнеса. Оно не должно носить характера административного, тем более излишнего бюрократического вмешательства в решение кадровых вопросов, а должно быть более гибким, демократическим по механизмам и технологиям, основанным на принципе социального партнерства и взаимозаинтересованности;
государство, его органы призваны создавать законодательно установленные гарантии и стабильные условия для деятельности всех самостоятельно хозяйствующих субъектов, их руководителей, взаимоотношений работодателей и работников, добиваясь баланса интересов личности, предпринимателя и государства, развития заинтересованности каждого субъекта в эффективном труде;
- разработать и реализовать республиканские и отраслевые программы (краткосрочные и долгосрочные -до 2010 г.) кадрового обеспечения ведущих и перспективных отраслей экономики, которые могут стать основой республиканского заказа на подготовку кадров;
создать республиканскую и отраслевые системы мониторинга кадрового потенциала и прогнозирования потребностей кадров массовых профессий, специалистов, руководителей, их регионального и отраслевого использования.
Квалификация работников, соответствующая современным потребностям производства и стандартам рынка труда и услуг, является не только средством их защиты от безработицы, но и прямо влияет на инвестиционную привлекательность предприятий. Чем выше уровень подготовки работников, тем больше гарантий от безработицы и шансов для вторичной занятости. В ближайшей перспективе одним из важнейших приоритетов кадровой политики предприятий должна стать забота о повышении качественного состава работников, о росте их квалификации.
В настоящее время в республике имеется высококвалифицированный кадровый потенциал.
В период до 2010 г. в состав экономически активного населения, на учебу, на работу дополнительно придут более 212 тыс. человек 1984-1993 гг. рождения. На сегодняшний день это самая многочисленная группа населения, от будущего социального благополучия которой зависит весь социальный климат республики на ближайшие 30-40 лет. За этот же период около 152 тыс. человек формально оставит активную экономическую жизнь, достигнув пенсионного (по российскому цензу) возраста. Весь народнохозяйственный комплекс республики, сеть образовательных учреждений разного уровня должны быть готовы к размещению и использованию нового человеческого потенциала.
Согласно Государственной программе развития образования 2001-2006 гг. система подготовки кадров всех уровней - учебно-курсовые комбинаты крупных предприятий, ВУЗы, учреждения начального и среднего профессионального образования, сеть филиалов центральных ВУЗов и обучение по линии Департамента по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров при Президенте Республики Саха (Якутия) за ее пределами - могут до 2006 г. покрыть потребность в образовательных услугах указанного количества молодежи. Однако в части трудоустройства такая готовность отсутствует. В республике сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Перед республикой стоит триединая задача:
во-первых, подготовку специалистов поставить в жесткую зависимость от потребности производства и народ-
ного хозяйства в целом, тем самым должна быть поставлена задача "подготовки ради потребности", а не "подготовка ради подготовки";
во-вторых, необходимо ежегодно охватывать системой повышения квалификации не менее 1/5 всех работников, занятых в сфере трудовых отношений, т.е. около 95000 человек;
в-третьих, трудоустроить максимально возможное количество безработного населения, выпускников ВУЗов и ССУЗов.
Решение этой задачи возможно совместными усилиями государственных органов, муниципальных образований и предпринимательских структур.
В настоящее время уровень затрат предприятий, организаций и учреждений на организацию внутрифирменного обучения кадров не превышает 1% от размера выплаченной заработной платы. Для простого воспроизводства профессионального потенциала предприятия должно быть не менее 2%.
Основным условием профессионального развития населения является создание оптимальной, отвечающей нуждам республики и отдельного человека, системы подготовки кадров, соответствия количества обученных специалистов и их квалификации будущему развитию республики. Необходимо обратить внимание на тот факт, что при контроле цифр приема в образовательные учреждения всех уровней слабо контролируется весь учебный процесс и численность выпуска. Однако в среднем получают документ об образовании не более 70% от числа поступивших.
В ближайшие годы необходимо сконцентрировать основные усилия на организацию системы подготовки кадров нового типа, особенно управленческих.
Основу развития экономики республики будет определять функционирование алмазно-бриллиантового, топливно-энергетического комплексов при приоритетном и опережающем росте добычи и переработки нефти и газа, лесопромышленного, транспортного и научно-информационного комплексов с одновременным развитием других отраслей, нацеленных на экспорт и внутренний рынок.
Структурные изменения в экономике повлекут перераспределение трудовых ресурсов в целом на рынке труда, в том числе по услугам и отраслям. Развитие таких базовых отраслей экономики приведут к стабилизации и дальнейшему росту численности занятых в производственной сфере. На увеличение занятости повлияет также расширение внутреннего рынка, сферы услуг и рыночной инфраструктуры, разработка и реализация программы ежегодного создания новых рабочих мест.
В настоящее время наиболее важной задачей является максимальное сохранение уже сформированного трудового потенциала, адаптированного к условиям Севера, его оптимальное использование и регулирование с точки зрения перспектив социально-экономического развития республики. Для этого потребуется:
разработка системы более рациональной территориальной организации расселения населения; для чего необходимо определение улусов, городов, поселков приоритетного развития; перемещение и социальная защита вынужденных переселенцев из депрессивных территорий, ликвидируемых поселков в связи с санацией, закрытием убыточных, неперспективных градообразующих производств;
защита республиканского рынка труда от неорганизованной и нелегальной трудовой миграции, усиление контроля и учета за прибытием в республику иностранной рабочей силы, налаживание механизмов квотирования привлечения рабочей силы из-за пределов республики с учетом уровня занятости населения республики;
дальнейшее развитие вахтовой формы занятости и привлечение для этой цели рабочих кадров из сельских улусов для работы на предприятиях алмазо- и золотодобывающей промышленности и других отраслей.
Реализация этих мер приведет к постепенному снижению уровня безработицы до минимального уровня к 2010 г..
Реформирование социально-трудовой сферы будет осуществляться также на основе:
создания новых рабочих мест на производстве, в сфере услуг за счет развития семейной экономики, малого бизнеса, надомного труда, ремесленничества, художественных промыслов;
- переобучение и получение новых специальностей и квалификации незанятым населением.
В условиях структурной модернизации экономики, повышения ее эффективности и социальной направленности возрастает роль общего и профессионального образования, которое должно стать важной опорой всей государственной кадровой политики, определяющим фактором экономического роста и духовного обогащения республики.
Главной целью развития образования является формирование гармонично развитой, социально активной и творческой личности. Система образования уже сегодня должна ориентироваться на те потребности общества, которые проявятся через 5-10 лет. В условиях развития высокотехнологичных производств и роста информационных потоков нужны специалисты с комплексным базовым образованием, с развитыми коммуникативными навыками и конкретной профессиональной ориентацией.
Государственная политика в сфере образования Республики Саха (Якутия) обусловлена, прежде всего, развитием собственной республиканской системы образования в рамках общероссийского образовательного пространства и ориентирована на обеспечение кадровых потребностей растущего производства, усложняющегося управления и образовательных интересов населения, что возможно на основе реализации качественного, дифференцированного, профессионально-ориентированного образования. В качестве приоритетных определены следующие направления работы:
- обеспечение дошкольных и общеобразовательных учреждений учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием, особенно в северных и арктических улусах;
- подготовка учителей широкого профиля для работы в сельских малокомплектных школах;
обеспечение условий для неуклонного повышения престижа и социального статуса учителей и врачей;
развитие научно-исследовательской работы среди педагогов;
развитие наградной культуры в целях повышения мотивации учительского труда.
Современная система профессионального образования должна быть способна на основе единых федеральных образовательных стандартов адаптироваться к региональной специфике, содействовать расширенному воспроизводству и обогащению научно-технического и экономического потенциала республики. Необходимо формирование единого научно-образовательного комплекса республики, интегрирующего образовательные, научные и социально-культурные структуры.
В системе профессионального образования должен быть реализован принцип непрерывности образования через создание интегрированных учебных комплексов по подготовке специалистов разного уровня образования: начальное профессиональное - среднее профессиональное - высшее профессиональное - последипломное образование. Данная система позволит обеспечить преемственность и динамизм профессионального образования, предоставит возможность обучаться каждому желающему, гибко реагировать на потребности республики в специалистах разного уровня образования, станет экономически оправданной.
Развитие профессионального образования должно осуществляться по следующим направлениям:
- перепрофилирование профессиональной подготовки в ПТУ, их преобразование в структурные подразделения ВУЗов;
- внедрение новых обучающих технологий, подготовка по новым профессиям и специальностям начального и среднего профессионального образования в соответствии со спросом на рынке труда;
- открытие представительств - центров довузовской подготовки в улусах, расширение сети вузовских колледжей на базе президентских школ;
- создание университетских комплексов, как нового типа учебных заведений на базе интеграции разнопрофильных учебных заведений высшего, среднего, дополнительного профессионального образования, формирование ассоциаций с научно-исследовательскими институтами, базовыми предприятиями и организациями;
- открытие новых специальностей в соответствии с приоритетными направлениями развития республики, в первую очередь - по нефтегазовой отрасли, транспорту, связи, алмазно-бриллиантовому комплексу;
- широкое использование новых технологий в образовательном процессе, в первую очередь, дистанционных, информационных, подключение к сети Интернет, полная компьютеризация образовательных учреждений, сохранение при этом важнейших принципов и черт традиционной методики обучения. Организация межвузовского центра дистанционного обучения и единого межвузовского учебно-методического центра;
- укрепление и расширение сотрудничества с российскими и зарубежными учебными заведениями, научными и проектными организациями;
- создание механизмов адресной поддержки учащихся профессиональных учебных заведений из малообеспеченных семей, обеспечение условий для обучения и трудоустройства инвалидов.
Важным механизмом реализации кадровой политики является управление персоналом государственных и муниципальных органов власти, всех предприятий и организаций. В центре внимания этого воздействия должны быть вопросы профессионально-квалификационного роста всех работников, максимально эффективного использования их возможностей и способностей, профессионального, личностного и мотивационного потенциала ("человеческого ресурса") и потребностей конкретной организации.
Решение этих задач возможно при возрастании роли, ответственности и соответственно статуса служб по управлению персоналом (кадровых служб) государственных органов и других организаций.
В целях усиления координации деятельности и повышения взаимной ответственности государственных и хозяйственных управленческих структур повышается роль республиканской межведомственной комиссии по подбору, подготовке, расстановке и закреплению кадров на предприятиях приоритетных отраслей промышленности и других республиканских структур.
В связи с этим, будут продолжены работы по созданию системы мер по повышению инициативной роли и ответственности непосредственно руководителей государственных и муниципальных органов, крупнейших предприятий и организаций республики за реализацию республиканской кадровой политики, оптимизацию использования кадрового потенциала, за соблюдение нормативно-правовых требований в решении кадровых вопросов, обеспечение комплексной и объективной оценки работников, особенно при выдвижении или освобождении от должности, не допуская при этом субъективизма, тем более произвола.
В современных условиях службы по управлению персоналом будут призваны заниматься не только организационно-технической, консультативной и методической деятельностью, но и последовательно внедрять в практику новейшие кадровые технологии при отборе и подборе кадров, проведении конкурсов, квалификационных экзаменов, аттестаций, при выдвижении на руководящие должности; анализировать и прогнозировать тенденции формирования и развития кадрового состава (обновления, стабилизации, изменения возрастных структур, профессионально-квалификационного развития и др.); развивать гласность в работе с кадрами, способствовать созданию позитивного имиджа государственной и муниципальной службы.
Усилия всех субъектов государственного и хозяйственного управления будут направлены на создание системы работы с резервом руководящих кадров, включающей в себя совершенствование технологий формирования резерва руководящих кадров, их подготовки и переподготовки, механизмов должностных назначений и служебного роста. Необходимо создание ряда государственных квалификационных центров оценки кадров (на базе государственных структур, ведущих ВУЗов, научных учреждений). Целесообразно регулярное проведение кадрового мониторинга в целях выявления сдерживающих факторов развития и рационального использования кадров на всех уровнях.
В целях создания и развития системы подготовки и переподготовки кадров, придания ей большей целеустремленности и упорядоченности будут приняты следующие меры:
- расширение и совершенствование государственного заказа, включая подготовку кадров для приоритетных отраслей экономики;
- создание гибкой системы подготовки кадров, необходимых республике через корректировку старых и введение новых специальностей в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях республики;
- активное привлечение ВУЗов и других учебных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Хабаровска и других городов России, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья при подготовке кадров по специальностям, которые отсутствуют в ВУЗах и средних профессиональных учебных заведениях республики;
- организация проблемно-целевой учебы, предусматривающей обучение по конкретной и важной для производства проблемы.
IV. Взаимодействие с федеральными органами государственной власти
Одним из основных направлений деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в области государственной кадровой политики в республике является установление тесного сотрудничества с федеральными органами государственной власти по согласованию кадровых вопросов в территориальных структурах федеральных органов власти.
Эта работа будет осуществляться в рамках положений о правовом регулировании по предметам совместного ведения российского и республиканского законодательств, Конституций Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и охватывать следующие задачи:
участие в формировании федеральных органов государственной власти на территории Республики Саха (Якутия), подборе и назначении их руководителей, а также формировании их резерва руководящих кадров;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих кадров в рамках федеральных программ - Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, Плана подготовки государственных служащих федеральной государственной службы и других программ и др.
V. Система обеспечения реализации кадровой политики Республики Саха (Якутия)
Нормативно-правовое обеспечение кадровой политики будет осуществляться на основе Конституций Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), федерального и республиканского законодательств, регулирующих сферу государственной службы, социально-трудовых и кадровых отношений. Будет продолжаться работа по корректировке и обогащению республиканской законодательной и нормативной базы кадровой политики, учитывающей экономические и социальные особенности республики, развитие рыночно-демократических реформ. Особое внимание будет уделено развитию нормативно-правовой базы государственной и муниципальной службы Республики Саха (Якутия), местного самоуправления, регулирования их развития прежде всего на основе публично-правовой модели с использованием норм трудового и гражданского права. Требует правового обоснования контрактная целевая подготовка специалистов для приоритетных отраслей экономики, развития среднего и малого бизнеса. Будет совершенствоваться законодательная и нормативная база в области непрерывного профессионального образования и самообразования, системы оценки персонала, оплаты и морального стимулирования эффективного труда.
Кадровая политика Республики Саха (Якутия) может быть реализована не только с помощью системы организационных мер и финансовых инвестиций, но и на основе научного и информационного обеспечения.
До настоящего времени научные исследования в области государственного регулирования кадровых процессов в республике не проводились. Эта проблема является одной из самых болезненных и трудноразрешимых из-за нехватки научных кадров в области кадроведения. В перспективе будет осуществляться подготовка специалистов и научных кадров по этому направлению в ВУЗах других регионов Российской Федерации и за рубежом.
Научно-информационное обеспечение государственной кадровой политики должно подвести научную базу под всю систему кадровой деятельности. Усилия будут направлены на внедрение новых информационных технологий для совершенствования методики статистического учета и отчетности по составу кадров, состоянию рынка труда и занятости, персоналу государственной и муниципальной службы.
В ближайшие годы основные усилия государства будут направлены на информатизацию деятельности служб по работе с персоналом органов государственной власти и крупных предприятий с внедрением многофункциональных информационных систем нового поколения "Управление персоналом". Эта мера расширит информационную базу, как необходимую предпосылку повышения эффективности принятия кадровых решений.
Создание системы современного научно-информационного обеспечения кадровой политики позволит более глубоко анализировать и научно обоснованно создавать модели успешной профессиональной деятельности, разрабатывать стратегические задачи и планы кадровой работы.
Система учебно-методического обеспечения кадровой политики будет охватывать службы управления персоналом, все звенья подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Базовым центром по учебно-методическому обеспечению кадровой политики должен стать Институт управления при Президенте Республики Саха (Якутия). Усилия будут направлены на развитие и повышение статуса этого института, укрепление его научной, образовательной и материальной базы. Для должного учебно-методического обеспечения региональной кадровой политики также будет использоваться потенциал Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и других высших учебно-методических центров Российской Федерации.
VI. Ожидаемые результаты от реализации кадровой политики Республики Саха (Якутия)
В результате реализации кадровой политики Республики Саха (Якутия) будет создана комплексная система кадрового обеспечения всех органов власти и государственного управления, а также самостоятельно хозяйствующих субъектов, достигнуто более эффективное использование кадрового потенциала, рациональное территориальное размещение трудовых ресурсов республики, сформирована система подготовки и переподготовки кадров, которая в долгосрочной перспективе обеспечит кадрами большинство отраслей экономики, органы государственной власти и социальную сферу. Повысится образовательный уровень специалистов во всех ключевых отраслях экономики республики, произойдет существенное повышение профессионализма кадров, их конкурентоспособность на рынке труда, произойдет качественное обогащение кадрового потенциала.
При условии развития состязательности, конкурсного отбора кадров руководящего звена возрастут возможности совершенствования и роста эффективности деятельности органов государственного и хозяйственного управления. Повысится уровень профессиональной пригодности работников отраслей социальной инфраструктуры, что сможет уменьшить отток кадров из данных отраслей.
На долгосрочный период произойдет повышение мо-тивационной составляющей заработной платы кадров со средним и высшим профессиональным образованием, что благоприятно отразится на закрепляемости кадров на местах и снижении текучести кадров.
Все это придаст кадровой системе Республики Саха (Якутия) созидательную направленность, организованность, позволит обогатить возможности ее устойчивого социально-экономического и духовного развития. Государственная кадровая политика станет активной мобилизующей и организующей силой общественного развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 30 января 2003 г. N 735 "О Концепции государственной кадровой политики Республики Саха (Якутия)"
Текст Указа официально опубликован не был
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2011 г. N 1170 настоящий Указ признан утратившим силу