Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Городского
Собрания депутатов г. Якутска
от 29 апреля 2003 г. ПГС-5-2
Целевая Программа
поддержки малого предпринимательства и развития занятости
муниципального образования "Город Якутск" на 2003 - 2007 гг.
Паспорт
Целевой Программы поддержки малого предпринимательства и развития занятости муниципального образования "Город Якутск" на 2003 - 2007 гг.
Наименование Программы | Целевая Программа поддержки малого предпринимательства и развития занятости муниципального образования "Город Якутск" на 2003-2007 гг. |
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке Программы |
Закон РФ от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О Государственной поддержке малого предпринимательства", Закон РС(Я) от 27.05.99 г. N 98-II "О малом предпринимательстве в Республике Саха (Якутия)", постановление Правительства РС(Я) "Об упорядочении республиканских целевых программ" от 25.05.2002 г. N 256, Порядок разработки и реализации улусных (городских) программ поддержки предпринимательства и развития занятости, утвержденный приказом министра по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я) N П-308 от 16.11.2001 г. |
Заказчик- координатор Программы |
Департамент потребительского рынка и услуг Мэрии г. Якутска. |
Основные разработчики проекта Программы |
Департамент потребительского рынка и услуг Мэрии г. Якутска, муниципальное учреждение "Городской фонд поддержки предпринимательства". |
Цель и задачи Программы Перечень программных мероприятий Исполнители мероприятий Программы Сроки и этапы реализации Программы Объем и источники финансирования Программы Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Система организации контроля за исполнением Программы |
- Совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства. - Совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в г. Якутске, координация усилий государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства. - Обеспечение финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства и создание новых рабочих мест. - Расширение доступа предпринимателей к информационным ресурсам путем вхождения в единую систему информационного обеспечения малого предпринимательства в РС(Я). - Получение аналитических материалов, характеризующих результативность мер, направленных на поддержку малого предпринимательства. - Взаимодействие с Республиканской целевой программой поддержки малого предпринимательства и развития занятости в РС(Я) на 2003 - 2006 гг., в рамках которого выполняются отдельные мероприятия целевой Программы. - Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства и занятости населения. - Создание благоприятного инвестиционного климата, отработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства. - Концентрация и обеспечение эффективного использования финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов, направляемых из различных источников на поддержку малого предпринимательства и развитие занятости. - Создание целостной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, обеспечивающей оказание финансово-кредитной поддержки, образовательных, информационных, лизинговых, страховых услуг и консалтинга. - Координация деятельности государственных, общественных, частных и международных организаций в направлении развития малого предпринимательства и занятости населения. - Практическое содействие созданию новых и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, укрепление социального статуса, повышение престижа предпринимателей, расширение информационного поля для малого предпринимательства. - Поощрение работодателей, создающих новые рабочие места. - Содействие занятости для развития предпринимательской активности безработных и незанятого населения. - Нормативно-правовая и административно-организационная поддержка малого предпринимательства. - Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. - Финансово-кредитная и имущественная поддержка малого предпринимательства. - Информационное, консультационное и образовательное обеспечение малого предпринимательства. - Научно-аналитическое и статистическое обследование субъектов малого предпринимательства. Департамент потребительского рынка и услуг;, Финансово-казначейское управление (ФКУ);, Департамент по экономике, прогнозированию и ценообразованию;, Департамент имущественных отношений;, Департамент агропромышленного комплекса Мэрии г. Якутска;, Комитет по статистике г. Якутска;, Городская налоговая инспекция по г. Якутску;, МУ "Городской фонд поддержки предпринимательства"; ГУ Фонд поддержки малого предпринимательства РС(Я); Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я); общественные объединения предпринимателей. - 2003-2007 гг. Общий объем финансирования Программы на весь период реализации составляет 141 000 тыс. рублей, в том числе: - Средства городского бюджета - 40 000 тыс. рублей - Средства ГУ Фонда поддержки малого предпринимательства РС(Я) - 40 000 тыс. рублей. - Средства рефинансирования Городского фонда поддержки предпринимательства - 36 000 тыс. рублей. - Привлеченные заемные средства коммерческих банков - 15 000 тыс. рублей. - Привлеченные заемные средства инвестиционно-финансовых структур, крупных промышленных предприятий - 10 000 тыс. рублей. Средства носят проектный характер и будут скорректированы при формировании бюджета муниципального образования "Город Якутск" и других источников на соответствующие годы. - Повышение уровня развития малого предпринимательства из расчета: на 1000 человек постоянного населения будет приходиться 6 малых предприятия. - Доля численности работающих в сфере малого предпринимательства в общей численности занятых в экономике г. Якутска составит 27%. - Увеличится вклад малого предпринимательства в валовый продукт г. Якутска до 8%. - Увеличится доля налоговых отчислений в доходной части местного бюджета от субъектов малого предпринимательства (до 12% всех налоговых поступлений в республиканский и местный бюджеты). МУ "Городской фонд поддержки предпринимательства" предоставляет: - ежеквартально не позднее 20 числа после отчетного периода в городской орган статистики, министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я), Фонд поддержки малого предпринимательства РС(Я) статистическую, справочную информацию о реализации Программы. - ежегодно до 20 января в адрес Мэрии г. Якутска, городской орган статистики, министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я) и Фонда поддержки малого предпринимательства РС(Я) годовые отчеты о ходе работ по программе и эффективности использования финансовых средств. - ежемесячно до 5 числа в министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я) направляет справочную и аналитическую информацию о реализации программы (по фактическому поступлению и использованию средств на реализацию программы, количеству созданных и сохраненных рабочих мест). |
I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
За последние годы малое предпринимательство зарекомендовало себя как одна из самых динамично развивающихся и жизнеспособных сфер экономики, которая вносит существенный вклад в стабилизацию социально-экономического состояния общества, позволяет создать атмосферу конкуренции, сокращение безработицы и увеличению численности занятых в отраслях материального производства.
По данным межрегионального отдела государственной статистики г. Якутска на 1 января 2003 г. число действующих малых предприятий составило 1129 единиц, а количество индивидуальных предпринимателей г. Якутска по состоянию на 1 июля 2002 г. составило 9447 человек, в том числе:
- транспорт - 2155;
- торговля, общественное питание - 5397;
- товарное производство (промышленность) - 658;
- строительство - 364;
- юридические, аудиторские, бухгалтерские услуги - 229;
- платные услуги населению - 168;
- медицинские услуги - 137.
Численность работников, занятых в сфере малого предпринимательства в г. Якутске на 01.01.2003 г. составляло 27055 человек, привлечено к работе на контрактной основе 1187 человек.
Выпуск товаров и услуг по всем видам деятельности малых предприятий за январь-декабрь 2001 г. составил 2928097,0 тыс. рублей, в том числе оборот розничной торговли - 1727895,0 тыс. рублей, платные услуги населению - 151901,8 тыс. рублей. Основной объем произведенной продукции (работ, услуг) получен в результате деятельности торговых, строительных, перерабатывающих малых предприятий. Силами малых предприятий производится колбасных изделий - 45,2% от общего объема их выпуска в республике, мясных полуфабрикатов - 21%, безалкогольных напитков - 18,7%, обуви - 40%, швейных изделий - 15%.
Сложившаяся отраслевая структура по количеству малых предприятий последние годы практически не меняется. Большая часть приходится на сферу торговли и общественного питания (54,5% от общего количества), строительство (6%), промышленность (9,8%), платные услуги (9%) и транспорт (19%).
Таким образом, непроизводственная сфера, прежде всего торговля, остается по-прежнему более привлекательной для предпринимательства, чем производственная, что объясняется, прежде всего, относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом. Активный рост числа малых предприятий в прошедшие годы наблюдался в торговле и в сфере услуг (в 1,2 раза), в транспорте (в1,5 раза), в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении (в 1,13 раза). Значительная часть малых предприятий является многопрофильным, что тоже существенно повышает их устойчивость на рынке.
Анализ деятельности последних лет показывает, что сектор малого предпринимательства переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретает эффективность и устойчивость малых предприятий. Малое предпринимательство доказало свою динамичность, умение адаптироваться к сложным условиям конкурентной среды. В результате ориентации экономики республики на расширение рынка услуг и усиление работы по наполнению рынка товарами местного производства наметилось некоторое улучшение экономических показателей.
Малый бизнес сегодня:
- придает рыночной экономике необходимую гибкость;
- мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения;
- вносит вклад в формирование конкурентной среды;
- осуществляет прорыв по ряду важнейших направлений НТП;
- решает проблемы занятости;
- смягчает социальную напряженность и способствует демократизации рыночных отношений.
Сложившаяся в последние годы ситуация в малом секторе экономики, а также необходимость обеспечения роста, требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства и ее направления на устранение факторов, сдерживающих рост малого предпринимательства и факторов, вынуждающих предпринимателей уходить в "теневой" сектор экономики.
Необходимо предпринять меры по преобразованию нормативно-правовой среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства. Это включает существенное продвижение в создании законодательной базы и механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие малых предприятий, как между собой, так и с органами власти.
Налогообложение субъектов малого предпринимательства должно стимулировать рост предпринимательской активности. Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся возможностей, в том числе малыми предприятиями. Необходимо создать эффективную и справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующего рыночной среде.
В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная за последние годы с участием государства инфраструктуры поддержки предпринимательства. Создание и укрепление системы фондов поддержки малого предпринимательства на всех уровнях призвано повысить стабильность и управляемость системы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечить выработку и проведение долговременной и последовательной государственной политики по финансированию развития малого предпринимательства.
В г. Якутске действует специализированная структура ЗАО "Сахализинг", в целях повышения образовательного уровня предпринимателей создан ГУДО "Школа бизнеса" при Финансово-экономическом институте ЯГУ, для информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства созданы ГУ "Республиканский информационно-маркетинговый центр", Интернет бизнес-центр, ООО "Консалтинг+".
Для разрешения экономических споров и в целях защиты прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства действует Третейский суд РС(Я) по разрешению экономических споров.
Осуществляется инициативное формирование объединений предпринимателей и отраслевых ассоциаций товаропроизводителей. В настоящее время в г. Якутске образовано более 20 общественных ассоциаций и объединений предпринимателей. Из них наиболее известны и активно работают Ассоциация женщин предпринимателей республики, Ассоциация предпринимателей г. Якутска, ОО "Автопредприниматель", Союз розничной торговли, Ассоциация предприятий бытового обслуживания г. Якутска и другие. Координация усилий этих структур и их совместное участие позволили бы эффективнее проводить государственный курс поддержки малого предпринимательства.
Одним из основных инструментов реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства является Городская целевая программа поддержки малого предпринимательства и развития занятости на 2003 - 2007 гг. (далее Программа). Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального закона от 14.06.95. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", но и необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства и поддержке основных целевых групп малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся к настоящему моменту опыт предшествующих программ. В Программе делается особый упор на совершенствование общих нормативно-правовых условий деятельности малых предприятий.
В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на республиканском уровне на средне- и долгосрочную перспективу.
II. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы
Настоящая Программа направлена на формирование стабильной и устойчивой среды малого предпринимательства на территории г. Якутска через совершенствование системы государственной поддержки на всех уровнях, обеспечение равных прав для развития предпринимательских проектов.
Программа предусматривает перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства, которые служат удовлетворению первоочередных нужд населения, используют в основном местные ресурсы, включая сырьевые и трудовые, имеют положительные социальные последствия для жителей.
В настоящей Программе выделено 5 разделов:
1. Нормативно-правовая и административно-организационная поддержка малого предпринимательства.
2. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
3. Финансово-кредитная и имущественная поддержка малого предпринимательства.
4. Информационное, консультационное и образовательное обеспечение предпринимательства.
5. Научно-аналитическое и статистическое обследование субъектов малого бизнеса.
Данная структура направлений обеспечивает преемственность развития системы государственной поддержки в интересах малого бизнеса, его субъектов, причем в каждом направлении предусматриваются свои цели, ставятся свои задачи и реализуются свои программные мероприятия по их решению.
Раздел 1 включает в себя разработку проектов нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование самоорганизации субъектов малого предпринимательства; разработку изменений и дополнений в нормы действующих нормативно-правовых актов, тормозящие развитие предпринимательства. Анализ нормативно-правовых актов, прямо либо косвенно касающихся регулирования предпринимательской деятельности, на предмет противоречия и неоднозначности применения норм, а также возможности принятия должностными лицами произвольных решений, и выработка рекомендаций и предложений по приведению их во взаимное соответствие; формирование нормативно-правовой базы имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства; подготовку нормативно-правовых актов, способствующих устранению административных барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых субъектов малого предпринимательства в г. Якутске.
Раздел 2. В рамках этого направления будут реализованы мероприятия по развитию инфраструктуры малого предпринимательства, а именно государственных и других специализированных институтов, формирующих условия для создания цивилизованных рыночных отношений и непосредственно обеспечивающих условия для интенсивного роста малого предпринимательства путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых и других услуг.
Предусмотрены мероприятия, содействующие выставочно-ярмарочной деятельности для продвижения продукции малых предприятий на внешний рынок.
Раздел 3. В рамках этого направления будут осуществлены мероприятия по развитию кредитно-финансовых механизмов микрокредитования, гарантирования займов в коммерческих банках, финансового лизинга, страховой деятельности, обществ взаимного кредитования.
В рамках данного направления в комплексе с другими мерами поддержки будут осуществлены мероприятия по имущественной поддержке малого предпринимательства, включающие апробацию и внедрение следующих механизмов: передачи и сдачи в аренду малым предприятиям бездействующих производственных площадей и прочего имущества крупных предприятий, имущества ликвидируемых предприятий, незавершенных объектов производственного назначения.
Также будут проведены мероприятия по обеспечению доступа малых предприятий к конкурсам (тендерам) на выполнение государственных заказов.
Раздел 4. Программой предусматривается развитие информационного, консультационного и образовательного обеспечения малых предприятий. Предоставление правовой, финансовой, экономической и иной информации с использованием современных информационных технологий.
В рамках данного направления также будет осуществляться мероприятия по совершенствованию и развитию информационной поддержки малого предпринимательства.
Для продвижения малых предприятий на российский и зарубежные рынки предусматривается создание функциональных систем поиска партнеров, предоставление информации о новых товарах и услугах, помощи малым предприятиям при заключении сделок.
Кроме этого будет осуществляться работа по обеспечению сферы малого предпринимательства квалифицированными кадрами.
Раздел 5. В рамках данного раздела запланировано проведение аналитических работ по определению дальнейших приоритетов и направлений развития малого предпринимательства, результативности принятых мер по поддержке малого предпринимательства; формирование информационно-статистических массивов, проведение мониторинга по малому предпринимательству для осуществления необходимой корректировки политики города, своевременного реагирования на изменение внешней среды и факторов.
III. Ресурсное обеспечение Программы.
Реализация Программы предполагает сочетание бюджетных и иных источников финансирования. Общий объем на весь период составляет 141 000 тыс. рублей, из них:
(тыс. руб.)
Источники финансирования | Объемы финансирования | |||||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | Всего | |
Всего, в том числе по источникам: | 21000 | 26000 | 28000 | 30000 | 36000 | 141000 |
Бюджет МО "Город Якутск" | 8000 | 8000 | 8000 | 8000 | 8000 | 40000 |
Средства ГУ Фонда поддержки малого предпринимательства РС(Я) |
8000 | 8000 | 8000 | 8000 | 8000 | 40000 |
Средства рефинансирования Городского фонда поддержки предпринимательства |
- | 5000 | 7000 | 9000 | 15000 | 36000 |
Заемные средства коммерческих банков |
3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 15000 |
Заемные средства инвестиционно-финансовых структур, промышленных предприятий |
2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 10000 |
Общая сумму финансирования Программы будет скорректирована при формировании бюджета муниципального образования "Город Якутск" и других источников на соответствующие годы.
IV. Механизм реализации Программы.
Основным механизмом реализации Программы является разработка и утверждение ежегодного Плана действий с указанием конкретных исполнителей и сроков реализации отдельных мероприятий. Реализация программных мероприятий Программы предусматривает взаимодействие Мэрии г. Якутска с Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я), общественными объединениями и инфраструктурами поддержки предпринимателей г. Якутска. Муниципальным заказчиком-координатором Программы является Мэрия г. Якутска, функции которой заключаются в:
- составлении бюджетной заявки на выделение средств из республиканского и местного бюджетов для финансирования мероприятий в очередном году;
- совершенствовании нормативной, правовой и методической базы для развития малого предпринимательства;
- содействии дальнейшему развитию инфраструктур поддержки малого предпринимательства;
- создании эффективных механизмов использования средств местного, республиканского и иных источников финансирования для достижения целей Программы;
- организации и проведении информационной, консультативной и образовательной поддержки субъектов малого предпринимательства;
- обеспечении контроля за реализацией Программы с целью анализа ситуации, обобщения положительного и отрицательного опыта.
Формирование, порядок, направление и использование средств регулируются законодательными и нормативными актами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), Уставом муниципального образования "Город Якутск". Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении программных мероприятий, осуществляется на основе отдельных соглашений и договоров.
Объемы и структура источников финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями местного бюджета МО "Город Якутск" и иных средств.
V. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации.
Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом реализации возлагаются на Департамент потребительского рынка и услуг Мэрии г. Якутска, являющимся муниципальным заказчиком-координатором.
Департамент потребительского рынка и услуг Мэрии г. Якутска обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств, осуществляет оперативный контроль за исполнением программы и разрабатывает предложения по изменению и дополнению Программы, ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям, координирует деятельность государственных, негосударственных и общественных организаций, функционирующих в сфере малого предпринимательства.
Муниципальный заказчик-координатор организует информационно-разъяснительную работу среди населения через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
Оценка реализации Программы производится ежеквартально, а также по итогам года. Исполнители Программы ежеквартально, а также по итогам года представляют муниципальному заказчику-координатору сводную информацию о результатах выполнения мероприятий Программы.
Муниципальный заказчик-координатор совместно с исполнителями анализирует и корректирует ход выполнения мероприятий Программы, ежегодно до 20 января предоставляет информацию об исполнении Программы за истекший отчетный год Министерству по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я) и вносит предложения по совершенствованию реализации Программы.
Финансово-кредитная поддержка субъектов малого предпринимательства осуществляется через Городской фонд поддержки предпринимательства по решению Экспертного совета.
Попечительский совет Городского фонда поддержки предпринимательства осуществляет надзор за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы.
Контроль за реализацией Программы возлагается на Департамент потребительского рынка и услуг Мэрии г. Якутска и Совет по предпринимательству при Мэрии г. Якутска.
VI. Оценка эффективности, прогноз показателей, индикаторов Программы.
Реализация мероприятий Программы в 2003-2007 гг. будет содействовать позитивным изменениям в социально-экономической ситуации в муниципальном образовании "Город Якутск", дальнейшему развитию предпринимательства, формированию рыночной системы хозяйствования на территории МО "Город Якутск" и приведет к следующим положительным результатам на начало 2008 г.:
- повышение уровня развития малого предпринимательства из расчета: на 1000 человек постоянного населения будет приходиться 6 малых предприятий;
- доля численности работающих в сфере малого бизнеса в общей численности занятых в экономике города составит 27%;
- увеличение вклада малого предпринимательства в валовый продукт г. Якутска до 8%;
- увеличение доли налоговых отчислений в доходную часть бюджета г. Якутска от субъектов малого предпринимательства до 12%;
- повышение образовательного уровня населения в области предпринимательства за счет получения дополнительного образования в сфере бизнеса;
- объем платных услуг на душу населения составит не менее 22860 рублей в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.