Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 3 июля 2002 г. ПП N 1370-II
Государственный прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) на 2003 г.
Государственный прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) на 2003 г. разработан в соответствии с требованиями Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Приватизация государственного имущества в контексте социально-экономических преобразований в стране призвана обеспечить повышение эффективности функционирования российских предприятий и народно-хозяйственного комплекса в целом. Тенденция к сокращению и оптимизации государственного сектора экономики в сочетании с ростом эффективности управления государственным имуществом повышает значение приватизации для улучшения финансово-экономической деятельности конкретных предприятий и экономики в целом.
I. Приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) в 2003 г. и базовые принципы их реализации
Программа приватизации государственного имущества в 2003 г., как часть формируемой в условиях рыночной экономики системы управления государственным имуществом, направлена на усиление плановости, публичности и контроля в этой сфере.
Государственная политика в области приватизации государственного имущества в 2003 г. будет проводиться в соответствии со следующими приоритетами:
продолжение структурных преобразований в экономике;
своевременное, полное и, по возможности, равномерное поступление в бюджет всех запланированных доходов от приватизации;
получение дополнительных доходов в бюджет Республики Саха (Якутия) за счет продажи ликвидного имущества способами, обеспечивающими максимальные денежные поступления;
привлечение к участию в приватизации субъектов малого предпринимательства, не имеющих значительного начального капитала;
оптимизация структуры государственной собственности путем акционирования и приватизации избыточной части государственного сектора экономики;
сокращение расходов государственного бюджета на управление республиканским имуществом;
приватизация предприятий одновременно с земельными участками, на которых они расположены, в целях повышения стоимости и инвестиционной привлекательности предприятий;
обеспечение при приватизации предприятий прав государства на принадлежащие ему объекты интеллектуальной собственности;
активизация фондового рынка;
привлечение инвестиций, в том числе в экономику.
Реализация указанных приоритетов будет достигаться за счет принятия индивидуальных решений о способе, сроке и начальной цене приватизации имущества на основании всестороннего анализа складывающейся экономической ситуации и конъюнктуры рынка, проведения полной инвентаризации и независимой оценки имущества, аудиторской проверки государственных унитарных предприятий, соотнесения предлагаемого к приватизации объема государственного имущества с возможностями рыночного спроса на него.
Планируемые поступления в республиканский бюджет от приватизации указанного в Программе государственного имущества предполагается обеспечить в основном за счет продажи пакетов акций крупных открытых акционерных обществ, привлекательных для инвесторов, на аукционах и (или) специализированных аукционах.
Предполагается повысить эффективность процесса приватизации за счет дальнейшего повышения информационной открытости при подготовке и реализации приватизационных решений, рассмотрения различных вариантов стратегии продаж и выбора индивидуально-определенной стратегии для каждого объекта. Такая стратегия формируется на основе комплексного анализа конъюнктуры рынка, включающего прогноз покупательского спроса, заинтересованности и конкуренции потенциальных покупателей, а также анализ производства аналогичной и сходной продукции, определение предприятий, производственная деятельность которых влияет на деятельность приватизируемого предприятия (например, конкурирующих с ним или участвующих в едином производственном цикле). Такой подход позволяет выработать наиболее выгодную стратегию продаж, которая может предусматривать не только последовательность приватизации пакетов акций одного и того же акционерного общества, но и планирование последовательности выставления на продажу пакетов акций различных обществ, для создания у потенциальных покупателей максимальной заинтересованности.
Кроме того, в 2003 г. планируется применить в ходе приватизации ряд новых способов, рассчитанных на привлечение к участию в приватизации субъектов малого предпринимательства, не имеющих значительного начального капитала. К таким способам относятся: продажа имущества путем публичного предложения, продажа при отсутствии конкурсности, продажа акций по результатам доверительного управления. Причем предусматривается поэтапное применение новых способов приватизации и только в случаях, когда имущество не было продано на аукционе.
Оптимизация структуры собственности Республики Саха (Якутия) и сокращение расходов бюджета Республики Саха (Якутия) на управление имуществом Республики Саха (Якутия) достигается в значительной степени за счет продажи некрупных пакетов акций открытых акционерных обществ, деятельность которых не связана со стратегическими интересами государства по обеспечению национальной безопасности, а также приватизации государственных унитарных предприятий, не выполняющих важных для общества и государства функций. Участие государства в подобных акционерных обществах не соответствует стратегическим целям и задачам управления: такие акции, с одной стороны, не приносят ощутимого дохода в бюджет в виде дивидендов, с другой - не дают возможности государству реально влиять на управление акционерным обществом. При этом само управление требует от государства существенных затрат, связанных с обеспечением участия представителей государства в органах управления акционерного общества. Преобразование государственных предприятий в акционерные общества также способствует оптимизации структуры собственности Республики Саха (Якутия), поскольку такие предприятия в большинстве своем решают задачи, не требующие специального контроля со стороны государства, которые могут быть более эффективно решены акционерными обществами. Правовой статус государственных унитарных предприятий, структура органов их управления не позволяют им быть полноценными и эффективными субъектами рыночной экономики. Преобразование их в акционерные общества с последующей приватизацией акций позволит не только привлечь средства в бюджет, но и использовать приватизацию для осуществления структурных преобразований в соответствующей отрасли и повышения эффективности управления государственной собственностью.
Важным нововведением в практике управления государственным имуществом является приватизация предприятий одновременно с земельными участками, на которых они расположены. Это повышает стоимость и инвестиционную привлекательность предприятий. Земельные участки будут включаться в состав имущества предприятия, подлежащего приватизации, по кадастровой оценке и с установлением необходимых ограничений и сервитутов. Приватизация земельных участков в составе предприятий реализует государственную политику по формированию единых объектов недвижимости, стимулированию их эффективного использования и оборота.
Для обеспечения национальной безопасности, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан государство будет определять открытые акционерные общества, в которых оно должно доминирующим образом влиять на важнейшие решения, принимаемые органами управления. В таких акционерных обществах в собственности Республики Саха (Якутия) предусматривается сохранение контрольных, блокирующих пакетов акций либо использование специального права (золотой акции).
II. Характеристика государственного имущества Республики Саха (Якутия), подлежащего приватизации в 2003 г.
Приватизация в 2003 г. государственных унитарных предприятий и акций акционерных обществ, включенных в настоящую Программу, основана на предложениях Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и на анализе широкого спектра данных о деятельности этих предприятий. Принимались во внимание основные показатели финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия или акционерного общества, характеристика его положения на рынке, состав имущества, структура уставного капитала. Обоснованием приватизации по каждому предприятию и акционерному обществу служили такие критерии, как недостаточность размера имеющегося у государства пакета акций для эффективного управления обществом, необходимость интеграции предприятия в производственно-финансовую структуру, получение доходов в бюджет Республики Саха (Якутия), потребность в инвестициях, отсутствие (утрата) в деятельности предприятия или общества целей, требующих государственного управления соответствующим предприятием.
В соответствии с настоящей Программой в 2003 г. предполагается приватизировать акции 7 акционерных обществ (таблица N 1), 13 государственных унитарных предприятия (таблица N 2), государственного имущества (таблица N 3).
Намеченные к приватизации в 2003 г. государственные унитарные предприятия характеризуются следующими экономическими показателями: общая среднесписочная численность работников - 9879 человек; выручка от реализации продукции (работ, услуг) в 2002 г. составила - 2825847 тыс. рублей; балансовая стоимость основных средств на 1 января 2002 г. - 2115442 тыс. рублей: стоимость чистых активов - 2068642 тыс. рублей (2 предприятия имеют отрицательные чистые активы 15 962 тыс. рублей).
По доле в уставном капитале акций, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), указанные акционерные общества распределяются следующим образом:
Пакет акций, подлежащих приватизации, в уставном капитале акционерного общества |
Количество акционерных обществ, акции которых подлежат приватизации |
|
Ед. | % к итогу | |
100% | - | - |
Более 50% | 1 | 14,29 |
Более 25%, но менее 50% | 4 | 57,14 |
25% и менее | 2 | 28,57 |
Итого | 7 | 100,0 |
Акции акционерных обществ, которые предполагается приватизировать в 2003 г., представлены в основном некрупными пакетами (57,14%).
Акции 7 обществ будут полностью приватизированы в 2003 г.
III. Прогноз проведения приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) в соответствующих отраслях экономики Республики Саха (Якутия) в 2003 г.
В отраслевом разрезе намеченные к приватизации государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых предполагается приватизировать, в 2003 г. распределяются следующим образом:
Отрасль экономики | Количество государственных унитарных предприятий |
Количество акционерных обществ |
Угольная промышленность | 1 | - |
Добыча и обогащение драгоценных металлов и алмазов, ювелирная промышленность |
- | 1 |
Транспорт | 1 | - |
Связь | 1 | - |
Геология и разведка недр | 3 | - |
Прочие финансово-кредитные организации | - | 1 |
Страхование | - | 1 |
Прочие | 7 | 4 |
Итого | 13 | 7 |
IV. Прогноз поступления в бюджет Республики Саха (Якутия) доходов от приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) и оценка социально-экономических последствий реализации программы
В результате реализации Государственного прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) на 2003 г. объем государственного сектора экономики уменьшится в среднем на 0,9%, в том числе:
количество государственных унитарных предприятий планируется снизить на 0,6%;
количество пакетов акций, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), планируется снизить на 0,3% по номинальной стоимости.
В результате проведения данных мероприятий государство снимет с себя риск "размывания" таких пакетов акций и их обесценивания за счет вывода активов. Таким образом, одной из ключевых задач государственной политики в сфере приватизации в 2003 г. будет оптимизация структуры имущества Республики Саха (Якутия), продажа низкодоходного имущества, возможности для эффективного управления которым ограничены.
Исходя из анализа экономических характеристик предлагаемого к приватизации имущества Республики Саха (Якутия) и опыта его продаж, при осуществлении необходимых организационных мероприятий и благоприятной конъюнктуры рынка, в 2003 г. ожидается получение доходов от приватизации имущества Республики Саха (Якутия), включенного в настоящую Программу, в размере до 347,437 млн. рублей.
Политика разгосударствления в отраслях экономики заключается в акционировании большинства предприятий с последующей продажей акций. При этом в собственности государства в долгосрочной перспективе планируется оставить акции 12 стратегически важных обществ. Это увеличит инвестиционную привлекательность акционерных обществ, акции которых будут приватизированы, и позволит включить их активы в инвестиционный оборот. Расширение налогооблагаемой базы, как следствие притока инвестиций в акционерные общества, послужит источником пополнения бюджетов всех уровней и создаст предпосылки для улучшения жизненного уровня граждан. Это станет дополнительным стимулом роста экономики, увеличения прибыли предприятий, платежеспособного спроса и улучшения инвестиционного климата, что, в свою очередь, создаст благоприятные условия для реализации Программы в полном объеме.
V. Приватизация государственного имущества Республики Саха (Якутия) в 2003 г.
Общий объем поступлений от приватизации в 2003 г. государственного имущества Республики Саха (Якутия) составит 347,437 млн. рублей.
При этом ожидаются доходы от приватизации государственных унитарных предприятий в сумме 200,965 млн. рублей.
От приватизации государственного имущества в 2003 г. - 140,255 млн. рублей.
От реализации акций акционерных обществ, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), планируется получить 6,217 млн. рублей.
Таблица N 1
Перечень
акционерных обществ, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), акции которых подлежат приватизации в 2003 г.
N п/п |
Наименование хозяйственного общества |
Размер пакета акции (доли) (% УК), находящихся в собственности Республики Саха (Якутия) |
Размер пакета акций (доли) (% УК), выставляемых на продажу |
Прогноз доходов (тыс. руб.) * |
Добыча и обработка драгоценных металлов и алмазов, ювелирная промышленность | ||||
1 | ОАО "Золото Нерюнгри" | 15,00 | 15,00 | 225.00 |
Прочие финансово-кредитные организации | ||||
2 | ОАО ФПК "Вилюй" | 47,20 | 47,20 | 2000,00 |
Страхование | ||||
3 | ОАО НСК "Росгосстрах-Аргыс Саха (Якутия)" |
38,64 | 38,64 | 2191,71 |
Прочие | ||||
4 | ОАО "ТД "Сахадальснаб" | 26,70 | 26,70 | 200,30 |
5 | ОАО "Спортивный клуб "Энергетик" |
83,50 | 83,50 | 609,00 |
6 | ОАО "Арктикснаб" | 49,00 | 49,00 | 966,10 |
7 | ОАО "Лена-Амур" | 10,00 | 10,00 | 25,00 |
Итого | 6217,11 |
Примечание: * Прогноз доходов от приватизации госпакетов акций определен по номинальной стоимости госпакета. В соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности РФ в дальнейшем указанные госпакеты акций должны быть реализованы по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком.
Таблица N 2
Перечень
государственных унитарных предприятий, подлежащих акционированию в 2003 г. с последующей приватизацией акций
N п/п | Наименование и местонахождение государственного унитарного предприятия |
Стоимость основных средств на 01.01.2002 (тыс. руб.) |
Средне-списоч- ная численность работающих (чел.) |
Суммарный объем выручки от продажи работ, услуг, продукции (тыс. руб.) |
Стоимость чистых активов (тыс.руб.) |
Предварительная выкупная стоимость земельных участков (тыс. руб. при 3-кратной ставке земельного налога) |
Размер госпакета на реализацию (%) |
Прогноз доходов (тыс. руб.) (гр.3+гр.7)* гр.8/100 |
Гр.1 | Гр.2 | Гр.3 | Гр.4 | Гр.5 | Гр.6 | Гр.7 | Гр.8 | Гр.9 |
Угольная промышленность | ||||||||
1 | ГУП Разрез "Зырянский", пос. Зырянка |
288541 | 427 | 78842 | 88932 | 567,65 | 10 | 28910,87 |
Транспорт | ||||||||
2 | МУП "Тиксинский морской порт", пос. Тикси, ул. Морская, 1 * |
176325 | 17 | 4703 | 176424 | 648,0 | 10 | 17697,3 |
Связь | ||||||||
3 | ГУП "Сахателеком", г. Якутск, ул. Курашова, 22 |
753687 | 4311 | 1089275 | 884875 | 8 650,8 | 10 | 76233,78 |
Геология и разведка недр | ||||||||
4 | ГГГП "Восточно-Якутское", пос. Хандыга, ул. Домохотова, 3 |
44579 | 290 | 89010 | 40532 | 61,3 | 10 | 4464,03 |
5 | ГГГП "Алдангеология", г. Алдан, ул. Ленина, 8 |
22026 | 549 | 93482 | 147015 | 1156,08 | 10 | 2318,21 |
6 | ГГГП "Южякутгеология", пос. Чульман, ул. Геологов, 7 |
55476 | 618 | - | - | 1111,5 | 10 | 5658,75 |
Прочие | ||||||||
7 | ГУП ФАПК "Якутия", г. Якутск, ул. Дзержинского, 68 |
159896 | 748 | 413614 | 110344 | 2343,7 | 10 | 16223,97 |
8 | ГУП ФАПК "Сахабулт" | 288003 | 484 | 148888 | 191655 | 1356,0 | 10 | 28935,9 |
9 | ГУП "Сахамебель им. Павлова" |
36119 | 159 | 38942 | 37978 | 778,1 | 10 | 3689,71 |
10 | ДГУП "Сахагоспродрезерв", г. Якутск, ул. Аммосова, 18 |
32703 | 181 | - | 45831 | 1963,9 | 10 | 3466,69 |
11 | ГУП "Якутский хлебокомбинат", г. Якутск, ул. Очиченко, 17 |
123733 | 722 | 268271 | 47890 | 815,0 | 10 | 12454,8 |
12 | ГУП ФАПК "Туймаада" | 2997 | 81 | 62234 | 161389 | 0 | 10 | 299,7 |
13 | ГУП "Хандыгаснаб" | 5783 | 36 | 9398 | -8910 | 333,85 | 10 | 611,69 |
Итого 200965,4 |
Примечание: Прогнозные доходы от приватизации акций образованных открытых акционерных обществ определены по остаточной балансовой стоимости основных средств и стоимости земельного участка, а также из расчета, что стоимость номинал 1 акции равен 1 рублю. В ходе подготовки к приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) цена реализации имущества будет определена в соответствии с требованием ст. 12 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Кроме того, данное предприятие проводит комплекс мероприятий по перерегистрации в государственное унитарное предприятие.
Таблица N 3
Перечень
государственного имущества, подлежащего приватизации в 2003 г.
N п/п | Наименование и местонахождение государственного имущества |
Балансовая стоимость государственного имущества на 01.01.2002 (тыс. руб.) |
Предварительная выкупная стоимость земельных участков (тыс. руб. при 3-кратной ставке земельного налога) |
Прогноз доходов (тыс. руб.) (Гр.3+Гр.4) |
Гр.1 | Гр.2 | Гр.3 | Гр.4 | Гр.5 |
1 | Коттеджи, незавершенные строительством, Тульская обл., Суворовский р-он, д. Шмарово |
139992,6 | 262,83 | 140255,43 |
Итого 140255,43 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.