Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Президента
Республики Саха (Якутия)
от 4 апреля 2003 г. N 106-РП
Основные нормы
составления символики муниципальных образований улусов (районов), города Якутска и других городов Республики Саха (Якутия) на основе федеральных общегеральдических правил
Представляемое здесь изложение гербоведческих и геральдико-правовых норм подчинено практической задаче: облегчить работу тех, кто разрабатывает официальную символику муниципальных образований, города Якутска и городов Республики Саха (Якутия), а также для практической работы официальных лиц органов власти и самоуправления, связанных с геральдической проблематикой по долгу службы.
Рекомендация разработана в соответствии с указами Президента Российской Федерации "О Государственном гербе Российской Федерации" и "О Государственном флаге Российской Федерации", также с законами Республики Саха (Якутия) "О Государственном гербе Республики Саха (Якутия)" от 26 декабря 1992 г. и "О Государственном флаге Республики Саха (Якутия)" от 14 октября 1992 г.
I. Первоочередные рекомендации
При составлении символики необходимо обратить внимание на установленные по общегеральдическим правилам и нормативным актам ограничения в использовании Государственного герба и Государственного флага Республики Саха (Якутия):
Гербы (геральдические знаки) и флаги муниципальных образований Республики Саха (Якутия) не могут быть идентичны государственным гербам и государственным флагам Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), субъектов Российской Федерации соответственно.
Государственный герб (отдельные элементы герба) Республики Саха (Якутия) может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
Государственный флаг Республики Саха (Якутия) не может использоваться в качестве геральдической основы флагов муниципальных образований. Государственный герб Республики Саха (Якутия) не может использоваться в предпринимательской деятельности.
Контроль за надлежащим воспроизведением и использованием Государственного герба (отдельных элементов) и Государственного флага Республики Саха (Якутия) в соответствии с нормами действующего законодательства и правовых актов осуществляется Геральдическом советом при Президенте Республики Саха (Якутия).
Запрещается использование изображений Государственного флага и отдельных элементов Государственного герба Республики Саха (Якутия) на бланках документов, печатях, штампах, вывесках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
При воспроизведении изображения Государственного флага и отдельных элементов Государственного герба Республики Саха (Якутия) необходимо обеспечить строгое цветовое и изобразительное соответствие их эталонному изображению и описанию согласно законам Республики Саха (Якутия) от 14 октября 1992 г. N 1158-12 "О Государственном флаге Республики Саха (Якутия)" и от 26 декабря 1992 г. N 1288-12 "О Государственном гербе Республики Саха (Якутия)". Допускается одноцветное воспроизведение отдельных элементов Государственного герба Республики Саха (Якутия).
Традиционная символика, старые гербы могут иметь приоритет, но при их восстановлении необходимо учесть множество исторических и правовых обстоятельств.
Основой герба должен быть геральдический щит, а цвета, их сочетания, повороты имеющихся фигур должны соответствовать установленным гербоведческим нормам.
Учредитель обязан помнить, что единственным эталоном герба является его геральдическое описание, изобразительный эталон не допускается.
Необходимо избегать дробления щита на несколько отдельных композиций, никак не связанных общими элементами, также изображения конкретных сооружений и предметов, надписей, за исключением девизов, а также украшений вокруг щита, за исключением некоторых случаев.
В гербах муниципалитетов не может воспроизводиться Федеральная символика (орел и триколор), а республиканская символика может использоваться в муниципальных гербах только на определенных условиях.
II. Право на герб
1. Муниципальные образования обладают правом на герб.
Согласно традиции, город может иметь герб даже не будучи отдельным муниципальным образованием. Но право на этот герб принадлежит не самому городу, а муниципальному образованию, к которому этот город относится.
Населенные пункты, не являющиеся отдельными муниципальными образованиями и не имеющие статуса города, претендовать на герб не могут. Органы местного самоуправления вправе вводить для таких населенных пунктов административные эмблемы.
Городские гербы, утвержденные в законодательном порядке до 1917 г., остаются в силе как не отменявшиеся в законодательном порядке ни в годы революции, ни позднее. Поэтому правильнее говорить не о возрождении или восстановлении исторического герба города, а о восстановлении его употребления, или об обращении к историческому гербу. Переименование города не лишает его права на исторический герб.
2. Право на исторический городской герб сохраняется за городом, если он является муниципальным образованием. Если же он входит в качестве составной части в более крупное муниципальное образование (район и т.п.), то право на использование исторического герба переходит этому образованию.
3. В случае слияния муниципальных образований, уже имеющих гербы, возможно:
3.1. создание нового герба с использованием или без использования элементов существовавших ранее гербов;
3.2. принятие герба одного из муниципалитетов в качестве общего;
3.3. соединение гербов в один составной.
III. Значение и символика герба
4. Роль герба, как опознавательного знака, является ключевой.
Герб должен быть узнаваем и иконографически своеобразен.
5. Герб должен отражать местную историю, топографию, достопримечательности улуса (района). Превращать герб в "краткий путеводитель" и попытаться отразить в нем все локальные особенности не рекомендуется:
- отразить все особенности в одном гербе не представляется возможным;
- герб создается на века, а такие местные черты, как, например, структура производства, могут радикально измениться уже через несколько лет;
- есть риск создать перегруженную композицию, неподдающуюся прочтению и опознаванию.
6. Один из классических способов создания герба - это принятие изображения, перекликающегося с названием, именем обладателя герба (например, орел в гербе города Орла и т.д.). Такие гербы называются гласными.
При этом изображение может не отражать действительное происхождение названия, достаточно одного созвучия. Герб может отражать старое, впоследствии отмененное название города или местности; в нем могут быть обыграны различные диалектные или профессиональные термины и т.п.
7. Нет необходимости ограничиваться узким кругом "самых геральдических" знаков. Например, голубь, улитка или бабочка не менее геральдичны, чем лев или орел и т.п.
В геральдике существует обширная практика употребления фантастических фигур, как глубоко традиционных (кентавр и т.п.), или переносимых в геральдику из фольклора, народного искусства (эпоса) и т.д. Все это расширяет возможности герботворчества, но в то же время существуют ограничения, определяющие какие фигуры не должны включаться в герб. Об этих ограничениях см. в разделах 12, 13.
IV. Основные геральдические и геральдико-правовые нормы
8. Важнейшие элементы герба помещаются в пределах ограниченного пространства, условно именуемого геральдическим щитом (полем щита).
9. Цвета всех деталей (фигур, поля и т.д.) должны быть определены. Желательно ограничиться основными геральдическими цветами: двумя "металлами" - золотом и серебром (в геральдике не проводится различия между золотом и желтым, между серебром и белым цветом), пятью "финифтями" ("эмалями") - лазурью (это понятие объединяет различные оттенки синего и голубого, между которыми также не проводится различие), червлению (красный, алый цвет), зеленью, черным и пурпуром (может передаваться различными оттенками фиолетового, холодно-малинового, сиреневого).
Допускается также стилизованное изображение некоторых мехов (горностаевый, беличий и т.д.); каждый из мехов считается в геральдике отдельным цветом и телесный цвет (при изображении людей, ангелов, кентавров и др. человекоподобных чудовищ).
10. Основные фигуры, помещаемые на металлическом фоне (металлическом поле), должны быть финифтяными, и, наоборот, фигуры в финифтяном поле должны быть металлическими.
Металл на металл, финифть на финифть не накладывается. Это "основное правило геральдики".
11. Стороны в геральдике определяются с точки зрения того, кто стоит за гербовым щитом и держит его; таким образом, от зрителя правая геральдическая сторона находится слева, левая геральдическая сторона - справа.
Живые существа - люди, животные, ангелы и т.п. и некоторые искусственные фигуры (например, корабли) изображаются в геральдике обращенными или прямо (на зрителя), или направо (от зрителя - налево). Подобным образом орудия (меч, стрела, молот и т.п.) обычно изображаются обращенными вверх или направо.
Поворот геральдически влево нетипичен для геральдики. При изображении нескольких фигур они могут быть обращены в одну сторону, друг к другу или же в разные стороны.
12. Недопустимо помещение в гербе конкретных архитектурных сооружений (зданий, памятников и др ).
13. Необходимо избегать включения в герб элементов, являющихся исключительной принадлежностью позднего, нового и новейшего времени, а также технологически специфических форм (станки, автомобили, специальные инструменты и др.); их рекомендуется заменять традиционными условными знаками-аналогами.
14. Герб не является графически неизменным. Герб не товарный знак, он имеет высокий статус и существует по иным правилам. Допускается перерисовка герба в разных стилях, в щитах разных форм и пропорций: изменением герба как такового это не является. Варианты одного и того же герба в разных стилизациях могут параллельно находиться в официальном употреблении. Эталоном герба является не рисунок (его роль пояснительная), а геральдическое описание, запечатлевающее "формулу герба".
Описание составляется с применением особой гербоведческой терминологии. В ходе проведения экспертизы в герольдии ее специалисты могут составить описания, соответствующие и гербу, и всем научным требованиям. В таких случаях данное описание утверждается органами местного самоуправления.
15. Щит герба, как правило, должен иметь одно поле.
Это поле может делиться на разноцветные участки, но должно быть объединено общей фигурой, образовывающей цельную композицию. В противном случае герб окажется соединенным из двух или нескольких гербов, а это допустимо лишь в тех случаях, если имеет место слияние муниципалитетов, городов, территорий, уже имевших свои гербы в прошлом.
При соединении нескольких гербов в одном необходимо, чтобы разные способы их сочетания (в рассеченном щите, пересеченном щите, в щите, в разбитом на четверо и т.д.) имели разное геральдическое и правовое значение, что определяется международными и отечественными нормами и прецедентами, и что каждый отдельный случай заслуживает отдельного обсуждения.
16. В состав герба может входить девиз - лаконичная надпись, воспроизводящая призыв, утверждение, назидание или какую-либо историческую фразу. Девизы помещаются за пределами щита на лентах, декоративных полосах (обычно помещаемых ниже щита). Как правило, цвет литер (букв девиза) соответствует расцветке главной фигуры герба, а цвет ленты - главного поля герба, хотя при наличии обоснования возможно и другое цветовое решение. Иное помещение надписей в гербах - как в пределах, так и за пределами щита, - не согласуется с геральдическими правилами и потому неприемлемо. Это касается прежде всего названий и их аббревиатур, а также цифровых обозначений (дат основания и т.п.).
Герб является "изобразительным именем" и дополнять его "писаным именем" нецелесообразно.
К тому же на бланках и гербовых печатях органов самоуправления герб все равно сопровождается надписью-названием.
17. Двуглавый орел Российской Федерации, ее государственный бело-сине-красный флаг, лента этих же цветов - все эти эмблемы не могут служить ни элементом, ни геральдической основой для герба, ни основой для его части. Внесение общероссийских символов в местные гербы допускается в порядке, установленном герольдией России.
V. Общие замечания
18. Правильность герба определяется не только тем, как он выглядит, но и тем, как он употребляется. Поэтому нормативный акт (закон, положение и т.д.) о гербе, как и сам герб, еще на стадии проекта должен пройти экспертизу в герольдии - это обеспечит соблюдение всех норм.
19. Никакие консультации, "регистрации" и т.п. в каких-либо общественных коллегиях, центрах и иных подобных организациях или же в государственных органах, не имеющих соответствующих полномочий, не могут заменять согласование, экспертизу и регистрацию герба (а равно и иного официального символа) в Государственной герольдии.
Точно также экспертизу не заменяет использование настоящих методических рекомендаций, в которых удалось коснуться нескольких важнейших тем.
Примечание:
Действует принцип, согласно которому герб служит отличительным знаком, поэтому два разных муниципалитета, или тем более муниципалитет и субъект федерации не могут и не должны иметь одинаковый герб.
Вице-президент, |
А. Акимов |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 2003 г. N 106-РП "Об основных нормах составления символики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.