Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 5 июня 2003 г. N 378
"О Концепции ценовой политики Республики Саха (Якутия)"
В целях совершенствования системы государственного регулирования цен и тарифов на территории Республики Саха (Якутия), обеспечения сбалансированности интересов производителей и потребителей Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Концепцию ценовой политики Республики Саха (Якутия) согласно приложению.
2. Действие данной Концепции распространить на производителей товаров, продукции и услуг, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию согласно действующему законодательству. Положение Концепции применяется также при заключении контрактных цен на продукцию, товары и услуги, в том числе поставляемые по государственному (муниципальному) заказу Республики Саха (Якутия).
3. Опубликовать Концепцию ценовой политики Республики Саха (Якутия) в республиканских средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Г.Ф. Алексеева.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
Е. Борисов |
Концепция
ценовой политики Республики Саха (Якутия)
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 5 июня 2003 г. N 378)
1. Общие положения
Настоящая Концепция определяет цели, задачи, принципы, направления ценовой политики, регулирует отношения между участниками процесса ценообразования и направлена на создание благоприятных условий для функционирования и развития экономики Республики Саха (Якутия).
Ценовая политика представляет собой систему мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия), направленных на совершенствование процессов ценообразования, и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), федеральными и республиканскими законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и настоящей Концепцией.
2. Основные понятия
Основными понятиями, используемыми в настоящей Концепции, являются:
Товар - продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме;
Продукция - продукт производства в вещественной или информационной форме;
Услуги -деятельность, создающая желаемый результат для пользователя;
Цена - стоимость товара, продукции в денежном выражении;
Тариф - ставка или система ставок оплаты услуг;
Государственное регулирование цен и тарифов - воздействие государства в лице государственных органов на субъекты ценообразования при формировании цен и тарифов на товары, продукцию и услуги, перечень которых определяется федеральными и республиканскими нормативно-правовыми актами;
Ценообразование - процесс формирования и применения цен и тарифов на товары, продукцию и услуги;
Органы ценообразования - органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие регулирование цен и тарифов в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) полномочиями;
Субъекты ценообразования - физические и юридические лица, участвующие в процессе ценообразования;
Производители товаров, продукции и услуг - субъекты ценообразования, производящие товары, продукцию и услуги, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию или на поставку которых заключаются контрактные цены;
Потребители товаров, продукции и услуг - субъекты ценообразования, осуществляющие потребление и использование товаров, продукции и услуг;
Период регулирования - временной интервал, в течение которого действуют установленные цены и тарифы;
Полномочия органов ценообразования - права органов ценообразования, определенные федеральными и республиканскими нормативно-правовыми актами;
Нормативный метод формирования цен и тарифов - формирование цен и тарифов исходя из установленных норм потребления материальных, трудовых и иных ресурсов;
Норма прибыли - размер плановой прибыли, определяемый расчетным путем по всем статьям, включаемым в состав прибыли;
Перекрестное субсидирование - практика фиксации цен на уровне, при котором убытки от производства одного вида продукции погашаются прибылью от производства другого вида продукции, или при котором убытки от установления тарифов ниже средней стоимости для одной категории потребителей погашаются установлением завышенных тарифов для другой категории потребителей;
Контрактные цены - договорные цены между заказчиком и поставщиком на товары, продукцию и услуги, включая поставки по государственному (муниципальному) заказу;
Стимулирование снижения издержек - повышение заинтересованности производителей в экономии материальных, трудовых и иных затрат;
Ценовые механизмы - способы расчета статей затрат в составе цен и тарифов, позволяющие заинтересовать производителей в достижении тех или иных результатов в своей деятельности;
3. Цели и задачи ценовой политики
Основной целью проводимой политики в области ценообразования является обеспечение баланса интересов производителей и потребителей товаров, продукции и услуг. Баланс интересов предусматривает:
возмещение за счет цен и тарифов производителям товаров, продукции и услуг нормативных затрат и нормы прибыли, необходимых для развития производства товаров, продукции и услуг;
установление цен и тарифов, обеспечивающих доступность товаров, продукции и услуг для большинства потребителей;
Задачами ценовой политики являются:
защита потребителей товаров, продукции и услуг от монопольного завышения цен производителями, функционирующими на территории Республики Саха (Якутия);
стимулирование (через ценовые механизмы) производителей товаров, продукции и услуг в экономии материальных, трудовых и прочих затрат и в широком внедрении энергоресурсосберегающих технологий;
формирование централизованной скоординированной системы и единого порядка государственного ценового регулирования в Республике Саха (Якутия);
повышение инвестиционной привлекательности производителей товаров, продукции и услуг.
4. Принципы ценовой политики
Принципами ценовой политики, обеспечивающими решение поставленных целей и задач, являются:
сбалансированность прогноза социально-экономического развития, параметров республиканского и местного бюджетов, уровня цен и тарифов;
соотношение потребительских цен и доходов населения;
предсказуемость и одновременность пересмотра всех взаимоувязанных цен и тарифов;
нормативный метод формирования цен и тарифов;
обеспечение производителей товаров, продукции и услуг нормой прибыли, необходимой для развития производства;
единство методологии формирования цен и тарифов на все виды товаров, продукции и услуг;
создание условий для развития конкуренции через ценовые механизмы;
гласность по вопросам регулирования цен и тарифов.
5. Направления ценовой политики
Общим направлением в ценовой политике является обеспечение беспрепятственного развития рыночных отношений с одновременным сохранением государственного регулирования цен и тарифов на товары, продукцию и услуги первостепенной важности для жизнеобеспечения республики, производимые предприятиями-монополистами и предприятиями, занимающими доминирующее положение на рынке определенного товара, включая локальные рынки.
Основными направлениями в ценовой политике Республики Саха (Якутия), призванными обеспечить позитивные изменения в процессах ценообразования, являются:
переход от формирования тарифов по фактически достигнутым показателям к нормативному методу определения затрат;
внедрение в практику цен и тарифов, рассчитанных по эталонным (идеальным) техническим, технологическим и трудовым параметрам;
переход на формирование источников капитальных вложений в ценах и тарифах за счет средств, направляемых на обслуживание инвестиционных кредитов;
приоритетное включение в состав цен и тарифов мероприятий, направленных на снижение издержек производства и улучшение качества предоставления потребителям товаров, продукции и услуг;
обеспечение взаимосвязи фонда оплаты труда с показателями эффективности производства;
обеспечение взаимоувязки ценовой и инвестиционной политики;
обеспечение взаимоувязки ценовой политики с программой социально-экономического развития республики и отдельных предприятий, другими целевыми программами;
изменение политики ценообразования Республики Саха (Якутия) в связи с особенностями республики, обусловленными высокими затратами предприятий-производителей на транспортные расходы по завозу топливных, производственно-технических и других ресурсов;
постепенное сокращение размера убытков, возникающих в результате государственного регулирования цен и тарифов;
расширение методов регулирования цен и тарифов, постепенный переход к созданию системы согласованных цен;
развитие системы конкурсного отбора местных товаропроизводителей и внешних поставщиков по поставкам товаров, продукции и услуг, включая поставки по государственному (муниципальному) заказу;
ликвидация перекрестного субсидирования между видами продукции, товаров и услуг, реализуемых одной организацией, кроме случаев социальной необходимости;
постепенная ликвидация перекрестного субсидирования между категориями потребителей, в том числе:
сокращение количества категорий потребителей, пользующихся льготными тарифами на те или иные виды товаров, продукции и услуг, включая потребителей бюджетной сферы, сельского и жилищно-коммунального хозяйства;
предоставление льгот через адресную поддержку из бюджетов всех уровней, включая потребителей - юридических лиц;
гарантирование населению приемлемого уровня цен и тарифов на товары, продукцию и услуги первостепенной важности в рамках действующего законодательства;
защита производителей сельскохозяйственной продукции от монопольного занижения цен предприятиями-заготовителями продукции;
ослабление ценового регулирования и усиление бюджетного контроля за оказанием платных услуг организациями бюджетной сферы, кроме монопольных видов услуг сферы здравоохранения;
расширение тарифного меню для потребителей энергоснабжающих организаций, в том числе внедрение ставок по уровням напряжения, сезонам года и зонам суток, взаимоувязка тарифов для населения с нормами потребления и т.д.;
проведение мероприятий по повышению информированности потребителей о предстоящем изменении цен и тарифов;
6. Методы и периоды регулирования цен и тарифов
Государственное регулирование цен на товары, продукцию и услуги осуществляется с помощью следующих методов регулирования цен и тарифов:
Установление:
фиксированных цен и тарифов;
предельных минимальных или максимальных цен и тарифов;
коэффициентов к действующим ценам и тарифам (индексация);
максимальных пределов изменения цен;
фиксированных или предельных наценок (скидок) к ценам и тарифам на товары, продукцию и услуги;
предельного уровня (норматива) рентабельности;
фиксированных или предельных соотношений стоимости сырья и выработанной из него готовой продукции;
Кроме того:
заключение соглашений об уровнях и пределах изменения цен и тарифов между регулирующими органами и субъектами ценового регулирования (в тех случаях, когда заключение таких соглашений не противоречит законодательству Российской Федерации о конкуренции и ограничении монопольной деятельности);
введение временного (полного или частичного) моратория на изменение цен и тарифов;
введение обязательного предварительного декларирования цен и тарифов;
уведомления о предстоящем изменении цен и тарифов.
Помимо указанных методов регулирования цен и тарифов в условиях рыночной экономики применяются следующие виды цен и тарифов:
контрактные цены на продукцию, товары и услуги, включая поставки по государственному (муниципальному) заказу;
цены, зафиксированные при проведении тендерного отбора поставщиков товаров, продукции и услуг, в том числе на поставки по государственному (муниципальному) заказу.
Периодами регулирования цен и тарифов могут быть:
календарный период времени в пределах одного года;
краткосрочные цены и тарифы в пределах одного мероприятия (например, цены на завоз в навигацию);
долгосрочные цены и тарифы сроком действия выше одного года.
7. Система мер, принимаемых для реализации Концепции ценовой политики
Основным рычагом реализации Концепции является систематизация взаимодействия и разграничение полномочий между органами ценообразования, другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Взаимодействие указанных органов власти и самоуправления требуется при реализации следующих мероприятий, необходимых для внедрения в жизнь Концепции ценовой политики Республики Саха (Якутия):
совершенствование действующих и разработка новых нормативно-методических материалов по регулированию цен и тарифов;
разработка долгосрочных инвестиционных и ремонтных программ с указанием всех источников финансирования;
разработка топливно-энергетического баланса республики;
разработка механизма, обеспечивающего сбалансированность прогноза социально-экономического развития, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и уровня устанавливаемых цен и тарифов;
разработка долгосрочной программы ликвидации перекрестного субсидирования между видами продукции и категориями потребителей;
взаимоувязка процессов реформирования регулируемых предприятий с процессами ценообразования;
развитие системы конкурсного отбора местных товаропроизводителей и внешних поставщиков по поставкам товаров, продукции и услуг, включая поставки по государственному (муниципальному) заказу;
создание (через ценовые механизмы) условий для повышения конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей республики;
повышение эффективности формирования и использования амортизационных отчислений, как собственных источников развития производства;
разграничение полномочий между органами ценообразования и другими органами исполнительной власти;
разграничение полномочий между органами ценообразования и органами местного самоуправления по вопросам регулирования цен и тарифов;
взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и субъектами ценообразования, функционирующими вне пределов республики;
проведение всестороннего анализа, мониторинга и прогнозирования цен и тарифов;
совершенствование отраслевых тарифных соглашений и создание системы формирования фонда оплаты труда, включаемого в расчет цен и тарифов;
защита уровня оплаты труда производителей продукции от инфляционных процессов и включение в состав цен и тарифов уровня фонда оплаты труда в зависимости от эффективности производства;
создание условий производителям товаров, продукции и услуг возможности стимулирования работников за счет сэкономленных источников средств;
контроль за целевым расходованием производителями продукции средств, включенных в расчет цен;
повсеместный контроль за правильностью применения регулируемых цен и тарифов, принятие мер административного, экономического, политического, информационно-воспитательного воздействия к нарушителям;
исключение возможности использования физическими и юридическими лицами цен и тарифов в целях политических и экономических манипуляций;
Кроме этого, в целях реализации принципов и направлений Концепции требуется проведение таких мероприятий, как:
своевременное внесение изменений в нормативно-правовые акты по вопросам ценообразования;
повысить ответственность ценовых органов за объективность и своевременность рассмотрения материалов по установлению цен и тарифов;
повысить ответственность предприятий-производителей за достоверность показателей, предоставляемых для установления цен и тарифов;
широкое освещение в средствах массовой информации материалов и показателей по ценам и тарифам в пределах, не разглашающих коммерческую тайну производителей продукции;
бесплатная публикация в официальных изданиях постановлений и других решений по установлению цен и тарифов;
обеспечение широкого обсуждения проектов концептуальных документов по ценообразованию;
проведение постоянных семинаров для производителей и потребителей товаров, продукции и услуг, а также для специалистов по ценам органов местного самоуправления;
проведение продуманной перспективной кадровой политики в ценообразовании, сохранение имеющегося кадрового потенциала специалистов по ценам в улусах и городах, дальнейшее повышение их квалификации, взаимный обмен опытом, а также внедрение целевого обучения студентов.
8. Заключительные положения
Ценовая политика, определяемая настоящей Концепцией, должна быть увязана с процессами социально - экономического развития республики и с технологической и финансово-экономической деятельностью производителей и потребителей товаров, продукции и услуг.
Проведение единой ценовой политики на основе Концепции в Республике Саха (Якутия) осуществляют Правительство Республики Саха (Якутия), Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия), другие министерства и ведомства в пределах предоставленных полномочий и органы местного самоуправления (в соответствии с действующим федеральным законодательством, нормативно- правовыми актами Республики Саха (Якутия) и Соглашениями).
Действие данной Концепции распространяется на производителей товаров, продукции и услуг, цены и тарифы на которые подлежат государственному регулированию согласно действующему законодательству. Положения Концепции применяются также при заключении контрактных цен на продукцию, товары и услуги, в том числе поставляемые по государственному (муниципальному) заказу Республики Саха (Якутия).
Принятая Концепция предполагает создание условий для развития рыночных отношений, для повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов и снижения уровня инфляции, что в конечном итоге приведет к улучшению показателей социально-экономического развития республики и к росту благосостояния народа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 июня 2003 г. N 378 "О Концепции ценовой политики Республики Саха (Якутия)"
Текст постановления опубликован в газете "Якутия" от 24 июня 2003 г. N 110
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2022 г. N 354 настоящий документ признан утратившим силу с 27 июня 2022 г.