Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В Конституционный Суд
Российской Федерации
Заявитель:
Государственное Собрание (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
(677022, Республика Саха (Якутия),
г. Якутск, ул. Ярославского, д. 24/1)
тел.: 43-53-25
факс: 43-53-33
Правовой акт и орган, издавший его:
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г.
N 173-ФЗ (в ред. федеральных законов от
25.07.2002 N 116-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ)
принят Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации
30 ноября 2001 г.
103265, г. Москва, Охотный ряд, д. 1
Запрос
о проверке конституционности пункта 4 статьи 30 Федерального закона
от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" (в ред. федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ
и от 31.12.2002 N 198-ФЗ)
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), руководствуясь частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, статьями 3 и 36 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", просит Конституционный Суд Российской Федерации проверить соответствие пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ), принятого Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 30 ноября 2001 г., одобренного Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 5 декабря 2001 г., подписанного Президентом Российской Федерации 17 декабря 2001 г. и опубликованного в "Российской газете" 20 декабря 2001 г. N 247, Конституции Российской Федерации.
Положение пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определяет порядок оценки (конвертации) приобретенных пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем исчисления пенсионного капитала для расчета размера трудовой пенсии и гласит:
"4. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:
1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих союзов;
3) служба в Вооруженных силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства".
Таким образом, при расчете пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г., учитываются только календарные годы трудовой и иной общественно-полезной работы. Между тем, до введения в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" действовало право на льготное исчисление некоторых периодов, засчитываемых в трудовой стаж. К ним также относились и периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые учитывались в полуторном размере (статья 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу). Право северян на льготное исчисление трудового стажа было им предоставлено по объективным причинам: трудные природно-климатические условия приводят к быстрому изнашиванию организма, обуславливают тяжелые условия труда.
Более того, статья 28 действующего сейчас Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" устанавливает, что "при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере:".
В итоге работающие на Крайнем Севере зарабатывали свои пенсионные права при одних условиях, справедливо полагая, что в соответствии с законом они зарабатывают свой трудовой стаж как год за полтора, но новый закон лишил их этого, причем лишение льготы имеет обратную силу, т.е. произведен перерасчет трудового стажа пенсионеров, что противоречит части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".
По поводу аналогичной ситуации высказал свою правовую позицию Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 24 мая 2001 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами А.С.Стах и Г.И.Хваловой", где указано, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из части 1 статьи 1, статей 2, 18, части 1 статьи 54, части 2 статьи 55 и статьи 57 Конституции Российской Федерации, поскольку:
- "По смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий предоставления жилищных субсидий, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, нуждающихся в этих субсидиях и рассчитывающих на их получение, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности, посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, в том числе при решении вопроса о выборе места жительства и работы".
- "Увеличение для этих граждан минимально необходимого стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, не согласуется, кроме того, с требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку такое увеличение, даже если оно и обусловлено недостаточностью финансовых ресурсов, выделяемых на решение проблем переселения граждан из указанных районов и местностей, не может служить адекватным правовым средством обеспечения баланса между правами этих граждан и правомерными интересами общества и государства".
Таким образом, пункт 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" противоречит Конституции Российской Федерации, отменив право северян на льготное исчисление трудового стажа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 3, 36, 85, 86 и 87 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) просит Конституционный Суд Российской Федерации решить вопрос о соответствии пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" требованиям, вытекающими из части 1 статьи 1, статей 2, 7, 18, части 1 статьи 54, части 2 статьи 55, статьи 57 Конституции Российской Федерации.
Просим данный запрос приобщить к делу "О проверке конституционности пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, поступившего от группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 10 июля 2002 г. N Б20-304.
Приложение:
1) копия настоящего запроса - 30 экз.;
2) постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2003 г. ГС N 199-III "Об обращении Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - 31 экз.;
3) текст Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с изменениями от 2 июня 1993 г., 8 января 1998 г., 27 декабря 2000 года, 6 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288) - 31 экз.;
4) текст Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г.) - 31 экз.;
5) постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами А.С.Стах и Г.И.Хваловой" - 31 экз.;
6) постановление Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2003 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности постановления Верховного Совета Якутской-Саха ССР от 28 июня 1991 г. N 539-ХII "Об упорядочении районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской-Саха ССР" и постановления Совета Министров Якутской-Саха ССР от 24 сентября 1991 г. N 486 "О порядке применения районных коэффициентов к заработной плате, пенсиям, стипендиям, пособиям и другим выплатам населению, проживающему на территории Якутской-Саха ССР" - 31 экз.;
7) заявление Б.Н.Морозова в Конституционный Суд Российской Федерации от 27 апреля 2003 г. - 31 экз.;
8) заявление Н.А. Морозовой в Конституционный Суд Российской Федерации от 27 апреля 2003 г. - 31 экз.;
9) документ об уплате государственной пошлины - 31 экз.
Представлять Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) при рассмотрении данного запроса в Конституционном Суде Российской Федерации поручено председателю постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской Федерации и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, народному депутату Республики Саха (Якутия) Корниловой Зое Афанасьевне, проживающей по адресу: 677007, г. Якутск, пр. Ленина, 25, кв. 61, служебный телефон 43-53-71.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 11 июня 2003 г. ГС N 199-III "Об обращении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.