Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 24 августа 2001 г. N 445
Положение
о функциях министерств, ведомств и администраций улусов (городов) в механизме по управлению и контролю за состоянием государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия)
30 января 2003 г.
I. Общие положения
В условиях реформирования системы государственного управления и экономики для эффективного функционирования всех форм собственности возникает объективная необходимость формирования оптимальной структуры государственного сектора экономики. На сегодняшний день в российской экономике государственный сектор не проявляет себя как активный экономический субъект и основа экономики. Отсутствует система учета, оценки и прогноза показателей, характеризующих состояние государственного сектора экономики.
Под государственным сектором экономики следует понимать совокупность юридических лиц, управление которыми осуществляется государством через федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации "О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации" от 4 января 1999 г. N 1 субъектами государственного сектора экономики являются государственные унитарные предприятия, учреждения и хозяйственные общества с долей государственной собственности (федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации), превышающей 50% уставного капитала.
При этом к субъектам государственного сектора экономики республиканского уровня относятся государственные унитарные предприятия и учреждения, наделенные имуществом, находящимся в собственности Республики Саха (Якутия), в том числе, переданные в ведение администраций улусов и городов, а также хозяйственные общества и товарищества с долей Республики Саха (Якутия), превышающей 50% уставного капитала, дочерние государственные унитарные предприятия.
Крупные хозяйственные общества и товарищества с долей Республики Саха (Якутия), составляющей менее 50% уставного капитала, осуществляющие значимую для социально-экономического развития республики деятельность, могут быть отнесены к субъектам государственного сектора экономики республиканского подчинения на основании соответствующего решения Президента Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия) и при наличии механизма (блокирующий пакет акций, участие государства в органах управления хозяйственных обществ, товариществ, в крупных инвестиционных проектах) влияния на их деятельность со стороны государственных органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
Настоящее Положение разработано в целях формирования системы учета, оценки, прогноза параметров, характеризующих состояние государственного сектора экономики в Республике Саха(Якутия). Параметры отражают финансовые результаты, производственные показатели, состав и состояние расчетов и имущества организаций в отраслевом разрезе, долю государственного сектора экономики в макроэкономических показателях, систему учета, контроля, регулирования экономических процессов в государственном секторе.
Поскольку государственный сектор охватывает весь спектр финансово-экономических отношений, в нем должен быть определен механизм реализации их учета и контроля. В соответствии с настоящим Положением механизм реализации учета и контроля экономических процессов в государственном секторе экономики Республики Саха (Якутия) представлен следующими органами государственной исполнительной власти:
1. Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия)
2. Отраслевые министерства и ведомства, министерства и ведомства социальной сферы и администрации улусов (городов)
3. Республиканская служба по реформированию и банкротству
4. Министерство по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия)
5. Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия)
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 января 2003 г. N 33 пункт 6 абзаца 7 раздела I настоящего Положения исключен
6. Департамент по печати и средствам массовой информации при Правительстве Республики Саха (Якутия)
7. Комитет Республики Саха (Якутия) по статистике
II. Функции министерств, ведомств и администраций улусов (городов) в механизме управления и контроля за состоянием государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия)
Настоящее Положение определяет основные функции государственных органов исполнительной власти в механизме управления и контроля за состоянием государственного сектора.
1. Основным органом, координирующим экономическое развитие государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) является Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия). В соответствии со своими функциями и задачами совместно с Комитетом Республики Саха (Якутия) по статистике разрабатывает основные параметры оценки состояния государственного сектора экономики, подлежащие статистическому наблюдению.
В соответствии с настоящим Положением Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) на основе данных, представленных отраслевыми министерствами и администрациями улусов (городов), формирует прогноз развития государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия), который представляется на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) одновременно с прогнозом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
2. Отраслевые министерства и ведомства, министерства и ведомства социальной сферы, а также администрации улусов (городов) осуществляют контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций государственного сектора экономики. Ведут учет финансовых результатов, состояния расчетов, производственных показателей, основных фондов, прочих операционных и внереализационных доходов и расходов подведомственных организаций. Проводят балансовые комиссии по оценке текущего финансового состояния государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с долей государственной собственности в уставном капитале, эффективности использования ими государственного имущества, утвержденных органами исполнительной власти показателей экономической эффективности их деятельности.
В задачи балансовой комиссии входят утверждение финансово-хозяйственных планов предприятий, обеспечение безусловного перечисления государственными унитарными предприятиями в республиканский бюджет отчислений части чистой прибыли, а также начисленных акционерными обществами дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности. Комиссия вырабатывает предложения по совершенствованию управления государственными унитарными предприятиями, акционерными обществами, повышению эффективности их финансово-хозяйственной деятельности, реорганизации предприятий, ликвидации или продаже их как имущественных комплексов, а также рекомендации по совершенствованию деятельности руководителей предприятий и представителей государства в органах управления акционерных обществ.
Оптимизируют количество государственных учреждений и формируют заявку потребности в бюджетных средствах на очередной финансовый год исходя из объема и структуры выполняемой работы. Осуществляют управление государственными учреждениями, проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности, контроль за расходованием выделяемых им средств республиканского бюджета и эффективностью использования находящегося в оперативном управлении государственного имущества. Определяют и координируют уставную деятельность государственных учреждений, относящихся к их ведению.
В соответствии с настоящим Положением отраслевые министерства и ведомства представляют в Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия):
ежегодно, не позднее 1 апреля, показатели и планы финансово-хозяйственной деятельности, планы финансового оздоровления субъектов государственного сектора по курируемой отрасли (вместе с протоколами балансовых комиссий и с обязательным указанием размеров отчислений части чистой прибыли государственных унитарных предприятий);
прогнозируемые сводные параметры государственного сектора по курируемой отрасли в сроки, определяемые постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) "О разработке прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)".
В соответствии с настоящим Положением министерства и ведомства социальной сферы представляют в Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) прогнозируемые сводные параметры государственного сектора по курируемой отрасли социальной сферы в сроки, определяемые постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) "О разработке прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)".
3. Республиканская служба по реформированию и банкротству реализует мероприятия по антикризисному управлению, реструктуризации, ликвидации организаций любой формы собственности, направленные на формирование оптимальной структуры государственного сектора экономики.
В соответствии с настоящим Положением Республиканская служба по реформированию и банкротству ежегодно представляет на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия) перечень организаций, подлежащих реформированию (слияние, присоединение, выделение, акционирование) и ликвидации, ежеквартально представляет данные по закрепленным за Службой параметрам государственного сектора экономики в Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 января 2003 г. N 33 в пункт 4 раздела II настоящего Положения внесены изменения
4. Министерство по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия), Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) и администрации улусов (городов) ведут реестр организаций государственного сектора экономики республики, учет движения основных фондов, регулируют, совместно с отраслевыми министерствами, уставную деятельность организаций и их руководителей в соответствии с действующим законодательством, государственными целями и задачами, разрабатывают прогноз неналоговых доходов от управления государственным имуществом и приватизации.
Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) при разработке проекта Закона Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия)" представляет прогноз поступления неналоговых доходов в агропромышленном комплексе в Министерство по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия) для представления сводного прогноза доходов республиканского бюджета от управления государственным имуществом и приватизации в Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия).
В соответствии с настоящим Положением Министерство по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия), Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) ежегодно, в срок до 1 февраля, представляют на утверждение Межведомственной комиссии по вопросам управления государственным имуществом перечень организаций государственного сектора экономики, государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в акционерные общества. Ежеквартально представляют в Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) данные по параметрам государственного сектора, закрепленным за министерствами и Департаментом согласно настоящему Положению.
5. Комитет Республики Саха (Якутия) по статистике ежегодно выпускает бюллетень по показателям развития государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) в соответствии с утверждаемым ежегодно государственным заказом по обеспечению экономико-статистической информацией органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Ежемесячно отражает показатели, утвержденные приказом Министерства экономики РФ от 30.03.99 N 141 "Об утверждении системы показателей развития государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия)" в соответствующих статистических бюллетенях.
III. Система показателей развития государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) (в разрезе государственных органов исполнительной власти)
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 января 2003 г. N 33 в подзаголовок раздела III настоящего Положения внесено изменение
Министерство по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия), Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) и администрации улусов (городов):
1. Ежеквартально представляют в Комитет Республики Саха (Якутия) по статистике перечень государственных унитарных предприятий, учреждений, хозяйственных обществ с государственной долей в уставном капитале.
2. Исходя из своих функций для оценки состояния государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) на постоянной основе ведут учет следующих показателей:
1) Перечень объектов незавершенного строительства по отраслям экономики с указанием сметной стоимости объектов, источников и фактических объемов финансовых вложений, начала строительства и сроков ввода в эксплуатацию.
2) Среднегодовая балансовая и остаточная стоимость основных фондов организаций государственного сектора экономики.
3) Перечень объектов недвижимого имущества, переданных в хозяйственное ведение, в уставный фонд, в безвозмездное пользование.
4) Реестр государственных пакетов акций, в том числе пакеты акций в залоге, в управлении по доверенности, переданные в уставные капиталы других хозяйственных обществ и т.д.).
5) Общая стоимость, износ неиспользуемого и выведенного на консервацию и списанного государственного имущества.
6) Арендуемые объекты государственного недвижимого имущества (имущественные комплексы, здания, сооружения, морские, воздушные суда и др. основные фонды).
7) Учет и планирование доходов от использования государственного имущества (аренда, продажа государственного имущества, дивиденды за государственные пакеты акций, залог, доверительное управление, другие виды возмездного пользования государственным имуществом) и за предоставленные платные услуги.
8) Учет государственного имущества, переданного в залог или обремененного другим образом.
9) Учет данных по утверждению уставов государственных унитарных предприятий, учреждений.
10) Список представителей государства и поверенных в органах управления хозяйственных обществ.
11) Перечень государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в акционерные общества.
12) Перечень акционерных обществ, в уставных капиталах которых должна быть увеличена государственная доля.
13) Учет данных по проведению аудиторских проверок хозяйствующих субъектов.
14) Учет данных по заключению контрактов с руководителями государственных унитарных предприятий.
Республиканская служба по реформированию и банкротству
Исходя из своих функций для оценки состояния государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) на постоянной основе ведет учет следующих показателей:
1. Перечень организаций государственного сектора экономики, включенных в Республиканскую программу реструктуризации предприятий в отраслевом разрезе.
2. Отчетность и планирование по вопросам:
реформирования организаций государственного сектора экономики по отраслям экономики (слияние, присоединение, выделение и т.д.);
ликвидация организаций государственного сектора экономики в отраслевом разрезе;
реструктуризации задолженности организаций государственного сектора экономики (в отраслевом разрезе) по налогам и др. платежам по уровням бюджетов.
доля убыточных организаций государственного сектора экономики в общем объеме организаций республики, в том числе в общем объеме убыточных и по отраслям экономики.
Отраслевые министерства и ведомства, министерства и ведомства социальной сферы, а также администрации улусов (городов)
Отраслевые министерства и ведомства, министерства и ведомства социальной сферы, а также администрации улусов (городов) в соответствии со своими функциями и задачами для оценки состояния государственного сектора экономики Республики Саха (Якутия) на постоянной основе ведут учет следующих показателей:
1. Планы финансово-хозяйственной деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ с государственной долей в уставном капитале, утверждаемые ежегодно (финансовые результаты, состояние расчетов, производственные показатели, основные фонды, расшифровка прочих операционных и внереализационных доходов и расходов и т.д.).
2. Проведение экономическими службами министерств, ведомств анализа финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ с долей государственной собственности, превышающей 50% уставного капитала.
3. Приведение уставов государственных унитарных предприятий, учреждений в соответствие с действующим законодательством.
4. Организация контроля за проведением аудиторских проверок хозяйствующих субъектов.
5. Заключение контрактов с руководителями государственных унитарных предприятий.
6. Реорганизация, ликвидация предприятий, преобразование государственных унитарных предприятий в акционерные общества, сохранение в форме государственных унитарных предприятий, продажа имущественных комплексов и т.д.
7. Аттестация руководителей государственных унитарных предприятий.
8. Сбор и анализ отчетов руководителей государственных унитарных предприятий о финансово-хозяйственной деятельности.
9. Сведения о долгосрочных финансовых вложениях в разрезе юридических лиц, участником которых является государственное унитарное предприятие (размер доли, дивидендов, полученных от участия за отчетный период) в отраслевом разрезе.
10. Анализ (по видам продукции) цен реализации, нормативной и фактической себестоимости основной производимой продукции промышленных, строительных и сельскохозяйственных предприятий в государственном и негосударственном секторе экономики.
11. Сопоставительный анализ (по видам продукции) максимально возможного объема продаж с величинами безубыточных партий, фактически реализованной основной производимой продукции промышленных, строительных и сельскохозяйственных предприятий в государственном и негосударственном секторе.
12. Объем затрат на государственный заказ (по отраслям экономики) на продукцию, производимую организациями государственного и негосударственного секторов.
13. Физические объемы завоза грузов (по видам ТМЦ для производственных и социальных нужд) в государственный и негосударственный секторы экономики.
14. Физические объемы грузоперевозок организациями транспорта государственного и негосударственного секторов.
15. Пассажирооборот организаций транспорта в государственном и негосударственном секторе.
16. Средняя численность занятых по организациям государственного и негосударственного сектора в отраслевом разрезе.
17. Фонды оплаты труда организаций государственного и негосударственного секторов по отраслям экономики.
18. Номинальный начисленный размер среднемесячной заработной платы на одного работника государственного и негосударственного секторов в отраслевом разрезе.
19. Размер задолженности по заработной плате перед работниками организаций государственного и негосударственного сектора в отраслевом разрезе.
20. Определение части чистой прибыли государственных унитарных предприятий, перечисляемой в республиканский бюджет после уплаты всех налогов в виде платы за пользование государственным имуществом.
21. Суммы выпадающих доходов республиканского бюджета за счет предоставления налоговых льгот (освобождение от уплаты налогов, отсрочка, просрочка) в разрезе подведомственных организаций государственного сектора экономики.
22. Доля убыточных организаций государственного сектора в общем объеме организаций курируемой отрасли.
23. Смету о фактических (за финансовый год) и планируемых объемах бюджетных ассигнований государственных учреждений для сопоставления бюджетных расходов по государственному сектору в общем объеме финансовых вложений в экономику республики.
23. Сбор и анализ отчетов государственных учреждений об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам.
24. Средняя численность занятых государственных учреждений по отраслям экономики.
25. Размер задолженности по заработной плате перед работниками государственных учреждений в отраслевом разрезе.
Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия)
Является основным органом, координирующим и регулирующим состояние и развитие государственного сектора экономики.
В рамках своих полномочий осуществляет свод основных показателей развития государственного сектора экономики, их оценку и прогнозирование, в том числе:
1. Сводный анализ и оценка (в отраслевом разрезе) финансово-хозяйственной деятельности организаций государственного сектора экономики в соответствии с целями и задачами государства в их деятельности (финансовые результаты, состояние расчетов, производственные показатели, основные фонды, расшифровка прочих операционных и внереализационных доходов и расходов и т.д.).
2. Составление и оценка сводного плана финансово-хозяйственной деятельности организаций государственного сектора экономики и его корректировка в соответствии с государственными целями и задачами с последующим представлением на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия).
3. Доля государственного сектора экономики в общем объеме производимой промышленной, строительной и сельскохозяйственной продукции, транспортных услуг, торговли, бытового обслуживания населения.
4. Доля государственного сектора в общем объеме завоза грузов в республику (по видам ТМЦ для производственных и социальных нужд).
5. Объем государственных капитальных вложений по формам, источникам, целевому направлению финансирования, по отраслям экономики.
6. Средняя численность занятых на предприятиях и в организациях государственного сектора экономики республики в отраслевом разрезе и ее удельный вес к общей численности занятых на предприятиях и в организациях республики.
7. Фонд оплаты труда предприятий и организаций государственного сектора экономики республики в отраслевом разрезе.
8. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника государственного сектора экономики в отраслевом разрезе и ее удельный вес к среднереспубликанскому уровню.
9. Общие суммы выпадающих доходов республиканского бюджета за счет предоставления налоговых льгот организациям государственного сектора экономики (освобождение от уплаты налогов, отсрочка, просрочка) в отраслевом разрезе.
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Саха (Якутия):
Ежеквартально представляет в Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) отчет о налоговых доходах: фактические (за отчетный период) и планируемые объемы налогов на прибыль, имущество, добавленную стоимость, акцизов, платежи за пользование недрами и природными ресурсами, штрафов и пеней от предприятий и организаций государственного сектора экономики к общему объему поступлений в бюджет по соответствующим статьям.
Министерство финансов Республики Саха (Якутия):
Ежеквартально представляет в Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия) информацию о фактических (за отчетный год) и планируемых объемах бюджетных расходов по разделам бюджетной классификации в предприятиях и организациях государственного сектора экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.