Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2003 г. ГС N 98-III "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Обводнение и водоснабжение заречной группы улусов на 2002-2006 гг."

2. Постановление вступает в силу с момента принятия.

 

Председатель

Государственного Собрания (Ил Тумэн)

Республики Саха (Якутия)

Н. Соломов

 

Программа
"Обводнение и водоснабжение группы заречных улусов на 2002 - 2006 гг."
(утв. постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2003 г. ГС N 98-III)

 

Паспорт
Программы обводнения и водоснабжения заречных улусов на 2002-2006 гг.

 

 

Основание для разработки Программы          Распоряжение Президента Республики
Дата утверждения (наименование и номер      Саха (Якутия)  от 10.06.02 г. N 142-РП
соответствующего нормативного документа)

 

Государственный заказчик-координатор        Министерство  сельского хозяйства
Программы                                   Республики Саха (Якутия)

 

Заказчик   по   энергообеспечению           Министерство жилищно-коммунального
                                            хозяйства и энергетики
                                            Республики Саха (Якутия)

 

Основные разработчики                       Министерство сельского хозяйства,
                                            Институт региональной экономики и
                                            Институт "ЯкутТИСИЗ"

 

Цель Программы                              Улучшение качества питьевой воды,
                                            повышение продуктивности
                                            животноводства, урожайности сельско-
                                            хозяйственных культур, увеличение
                                            рыбных запасов и регулирование
                                            природного баланса влаги в окружающей
                                            среде.

 

Задачи Программы                            Основной задачей Программы является -
                                            создание условий регулирования баланса
                                            влаги в заречных улусах  республики,
                                            восстановление  экологического
                                            равновесия региона, обеспечение
                                            качественной водой населения этих улусов.

 

Ответственные за исполнение основных        Главным исполнителем является
программных мероприятий                     Министерство сельского хозяйства, по
                                            вопросам энергетики  Министерство
                                            жилищно-коммунального хозяйства и
                                            энергетики.

 

Сроки реализации Программы                  2002-2006 гг.

 

Объем и источники финансирования            Суммарный объем финансирования Программы
Программы                                   составляет 655 294 тыс. рублей.
                                            Источниками финансирования являются:
                                            - Фонд будущих поколений на сумму
                                            560 489 тыс. рублей;
                                            - привлеченные средства на сумму
                                            94 805 тыс. рублей.

 

Ожидаемые результаты реализации             Восстановление экологического равно-
Программы                                   весия, обеспечение качественной водой
                                            населения, увеличение объемов производства
                                            сельскохозяйственной продукции.

 

Контроль исполнения Программы               Управление Программой осуществляет
                                            Министерство   сельского    хозяйства
                                            Республики  Саха (Якутия).
                                            Ежегодно  в   срок   до   1   февраля
                                            Министерство сельского хозяйства
                                            представляет производственно-финансовый
                                            отчет о ходе реализации Программы в
                                            Правительство Республики Саха (Якутия).

 

2. Введение

 

В четырех охватываемых Программой обводнения и водоснабжения улусах (Мегино-Кангаласский, Усть-Алданский, Таттинский и Чурапчинский), по состоянию на 01.10.2002 г. всего проживает 91,8 тыс. человек. Наиболее острой в этих улусах всегда стояла и стоит проблема обеспечения населения качественной питьевой и технической водой. Основной задачей данной Программы является решение этой проблемы. Программа разработана на основе изучения и анализа экологической ситуации в этих улусах, многолетнего медицинского обследования и наблюдения состояния здоровья населения данного региона.

Неудовлетворительное качество питьевой воды, высокая минерализация, органическое и бактериальное загрязнение периодически вызывает подъемы таких инфекционных заболеваний, как вирусный гепатит и кишечные инфекции. По данным обследования Института здоровья РС (Я), в период 1994-1996 гг. в данном регионе республики показатели хронической болезненности органов пищеварения более чем в 10 раз превышали частоту болезненности органов пищеварения населения, устанавливаемой по обращаемости населения в лечебно-профилактические учреждения в РС(Я) целом.

Проведение раскорчевки значительной площади лесного массива для расширения посевных площадей сельскохозяйственных культур, вырубки леса для строительных и отопительных целей, также под трассы линий электропередач и связи привело к коренному изменению естественного хода формирования местного стока воды с водосборной площади и повлекло за собой нарушение экологического равновесия существующих озер и рек и загрязнение окружающей среды.

Изучение данной проблемы начато еще с начала 60-х гг. Проведенный специалистами Минводхоза РСФСР, Минэнерго СССР и ряда других организаций анализ и сравнение вариантов решения подтвердили, что единственно реальным источником обеспечения питьевой, технической водой, равновесия восстановления экологического региона является подача воды из реки Лена.

 

3. Современное состояние водоснабжения заречных улусов

 

В сельских населенных пунктах водоснабжение осуществляется непосредственно из озер без специальной водоподготовки, очистки и обеззараживания. Население вынуждено для питьевых целей заготавливать лед и пользоваться им круглогодично, что резко снижает водопотребление (до 3 - 4 литров в сутки), и крайне негативно сказывается на общей санитарной культуре.

В Заречье воды озер, как правило, имеют неблагоприятные органолептические свойства (высокую цветность, мутность, посторонние запахи и привкус), высокую минерализацию, обогащены природным магнием, бедны фтором и йодом, характеризуются высокой окисляемостью, что свидетельствует о загрязнении органическими веществами, крайне неудовлетворительны по бактериологическим показателям.

Согласно Федеральному Закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Как показывает многолетний лабораторный мониторинг, воды поверхностных водоемов и водотоков Центральной Якутии схожи по качеству и характеризуются как слабо- и среднеминерализованные, по химическому составу гидрокарбонатно-кальциевые. Воды бедны биогенными компонентами, микроэлементами, умеренно, (местами сильно), загрязнены веществами органического происхождения, крайне неудовлетворительны по бактериологическим показателям.

Повсеместно воды поверхностных источников в Заречных улусах крайне неудовлетворительны по органолептическим показателям. Цветность воды практически всех озер доходит от 100-150 град. до 495 град. при норме не более 35, наблюдается превышение нормативов по запаху, вкусу, наличию осадка, мути. Хотя вода с необычными органолептическими свойствами не всегда несет в себе угрозу для здоровья, эти показатели являются "сигнальными" в отношении загрязнения водного объекта антропогенного характера. Это подтверждается наиболее неблагоприятными органолептическими свойствами именно тех источников, которые подвергаются интенсивному загрязнению талыми и ливневыми стоками, смывающими хозяйственно-бытовые отходы с территории населенных пунктов. Так, для воды оз. Чурапча характерно загрязнение нефтепродуктами до 1-3 ПДК, фенолами - до 5 ПДК.

О загрязнении поверхностных вод органическими веществами свидетельствует и довольно значительное содержание в них соединений азота, (нитритов, нитратов, аммиака), железа, фенолов, высокие показатели окисляемости. В ледовой воде с оз. Чурапча, исследованной в 1995 г. в Московском НИИ коммунального водоснабжения, было определено значительное содержание бензапирена, свинца, сурьмы, мышьяка, германия, цианидов, 4-ххлористого углерода, что можно объяснить экзогенным загрязнением горюче-смазочными материалами, так как автозимник, прокладываемый по льду озера, интенсивно эксплуатируется в течение 6 зимних месяцев.

По минерализации и жесткости воды сильно варьируют. Так, если показатель сухого остатка (минерализации) воды р. Лена составляет 140-200 мг/л., р. Амга - 200-250 мг/л., м. Булуус - 300 мг/л., то в оз. Чурапча, Мюрю, Бириллэх (с. Игидэй), Лабачай (с. Боробул) он доходит до 1200-2000 мг/л. Жесткость в этих же озерах составляет 11-20 мг-экв/л при норме не более 7 мг-экв/л.

Результаты радиохимических исследований с определением естественных и искусственных радионуклидов свидетельствуют о низком уровне объемной активности радионуклидов, показатель которой ниже средних показателей (контрольных показателей) по республике и более чем в 100 раз ниже гигиенических нормативов.

По бактериологическим показателям все источники оцениваются как умеренно и сильно загрязненные (коли-индекс более 2400).

Создавшееся положение с низким качеством воды в водоисточниках и неудовлетворительной ситуацией с ее очисткой и обеззараживанием имеет прямую связь с качеством питьевой воды, поступающей к потребителю.

Таким образом, поверхностные водоемы и водотоки Заречной группы улусов могут использоваться в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения только при условии очистки и обеззараживания забираемой воды.

В Чурапчинском, Усть-Алданском, Таттинском и Мегино-Кангаласском улусах всего водозаборов 147, из них не имеют зон санитарной охраны 109, что составляет 74%, на всех 100% объектов отсутствует комплекс водоочистки и обеззараживания.

Качество питьевой воды, подаваемой населению, не соответствует требуемым гигиеническим нормативам. Процент проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам, достигает по микробиологическим показателям 20 - 84,6%, по санитарно-химическим показателям - 77 - 100%.

В течение последних 10 лет в республике, как и в целом по России, отмечается тенденция к снижению заболеваемости кишечными инфекциями, но удержать ее на минимальных показателях до сих пор остается чрезвычайно трудной задачей. Традиционно показатели заболеваемости дизентерией и другими кишечными инфекциями в полтора -три раза превышают таковые по Российской Федерации.

Как известно, на территории Республики Саха (Якутия) отмечается высокий уровень инфекционной заболеваемости. При этом в структуре всех инфекционных заболеваний кишечным инфекциям и вирусным гепатитам принадлежит второе место после острых респираторных вирусных инфекций и гриппа. Значительную роль в распространении этих инфекций играет водный фактор передачи.

Подавляющее большинство больных кишечными инфекциями составляют дети, преимущественно из сельских районов республики, где условия водоснабжения населения не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.

Особенно неблагополучная эпидемиологическая ситуация складывается в Заречной группе районов - Чурапчинском, Усть-Алданском, Таттинском, Мегино-Кангаласском районах, -- где за последние 5 лет ежегодно от вышеуказанных инфекций страдают от 150 до 210 человек. При этом показатели заболеваемости на 100 т.н. в 3-7 раз превышают аналогичные показатели в эпидемиологически благополучных, с высоким уровнем благоустройства, Мирнинском или Нерюнгринском районах. В отдельные годы заболеваемость вирусным гепатитом и дизентерией в Усть-Алданском, Чурапчинском, Таттинском районах в 2-3 раза превышала республиканские показатели.

Затраты только на одно лечение этих инфекций, связанных с недоброкачественной водой, на вышеназванных территориях ежегодно составляет более 700 тысяч рублей. С учетом затрат на полную реабилитацию больных в условиях Якутии, временной утраты трудоспособности, других социально-экономических и морально-психологических последствий, экономический ущерб будет в 5 - 6 раз превышать указанные суммы. Проводимые мероприятия по обводнению и водообеспечению Заречной группы районов могут снизить заболеваемость кишечными инфекциями до спорадических случаев и тем самым значительно уменьшить экономический ущерб.

 

Заболеваемость острыми кишечными инфекциями в Чурапчинском, У-Алданском,
Таттинском, М-Кангаласском и Мирнинском районах
в сравнении с РС (Я) за 5 лет.

 

    Бактериальная дизентерия        
  1998   1999   2000   2001   2002  
  абс. на 100
т.н.
абс. на 100
т.н.
абс. на 100
т.н.
абс. на 100
т.н.
абс. на 100
т.н.
Чурапчинский 7 36,5 9 46,4   82,1 10 51,9 22 114
Усть- Алданский 20 87,7 43 190,3 22 17,8 35 155,8 69 327
Таттинский 25 140,4 5 29,2 4 22,6 10 56,5 31 176,1
М-Кангаласский 19 58,1 8 24.фев 3 9 10 30,3 17 51,8
Мирнинский 117 134,8 56 66,2 26 30,8 29 33,6 42 47,1
РС(Я) 1696 167 1798 180,5 1665 169,5 1726 173,5 1829 185,8
    Острые кишечные инфекции            
    1998   1999   2000   2001   2002
  абс. на 100
т.н.
абс. на 100
т.н.
абс. на 100
т.н.
абс. на 100
т.н.
абс. на 100
т.н.
Чурапчинский 36 187,5 26 134 14 71,8 19 98,7 13 67,3
Усть- Алданский 24 105,3 15 66,4 31 137,8 18 80,1 9 42,6
Таттинский 9 50,6 1 5,6 0 0 2 11,3 1 5,7
М-Кангаласский 21 64,2 15 45,5 15 45,2 21 63,6 21 64
Мирнинский 74 85,3 74 87,5 47 55,6 32 37 20 22,4
РС(Я) 3840 378,1 3694 370,9 4058 413,2 3494 351,3 3445 350
    Вирусный гепатит А              
    1998   1999   2000   2001   2002
  абс. на 100
т.н.
абс. на 100
т.н.
абс. на 100
т.н.
абс. на 100
т.н.
абс. на 100
т.н.
Чурапчинский 14 72,9 10 51,5 7 35,9 4 20,8 5 25,9
Усть- Алданский 4 17,5 5 22,1 3 13,3 17 75,7 0 0
Таттинский 2 11,2 8 45,2 0 0 3 17 16 90,9
М-Кангаласский 4 12,2 1 3 2 6 11 33,3 4 12,2
Мирнинский 21 24,2 6 7,1 27 32 14 16,2 7 7,8
РС(Я) 276 27,2 165 16,6 298 30,3 608 61,1 437 44,4

 

Создавшееся положение отрицательно влияет и на степень продуктивности животных, и на урожайность сельскохозяйственных культур. Так, из-за нарушения баланса влаги, в динамике урожайности сельскохозяйственных культур в период 1995-2000 гг. наблюдается интенсивное снижение.

В 50-е гг. началась интенсификация сельхозпроизводства. Для этого надо было расширить пашни, сенокосных угодий, укрупнить хозяйства и т.д., переселить людей с "бесперспективных" поселков в центральные поселки. В связи с этим было раскорчевано более 20,0 тыс. га леса для освоения под пашню, кроме того, для отопления и строительства вырублены близлежащие к поселкам леса в радиусе до 70 км. Вырублено леса под трассы линий электропередачи и линий связи общей протяженностью 1260 км. Построены дороги федерального значения Н.Бестях - Б.Невер, Н.Бестях - Чурапча - Ытык - Кюель - Хандыга; республиканского значения Н.Бестях - Майя - Амга, Майя - Тюнгюлю - Борогонцы; внутри улусного значения дороги между поселками. По оценочным данным, для отсыпки полотна дорог в этих улусах были разработаны грунтовые карьеры площадью 920 га; рекультивация карьеров не проводилась, кроме того, уничтожение тысяч гектаров лесными пожарами.

Местное земледельческое население, сформировавшееся под влиянием многовековых традиций, несмотря на суровость климата, трудности с водой и бедствия, причиняемые периодическими засухами, тяготеет к этим местам. Попытки государства, предпринимавшиеся в 1942-43 гг. по переселению населения из Чурапчинского улуса в места с более благоприятными естественно - климатическими условиями, оказались безуспешными. По документам партийного архива из Чурапчинского улуса были переселены 41 колхоз, 1655 хозяйств, 4988 человек. Более половины переселенцев не вернулись обратно, так как погибли во время переселения. Это было трагедией всего Чурапчинского улуса. Довоенного уровня по населению улус достиг только в 1986 г.

Практические работы по решению этой проблемы начались с выходом Постановления Правительства РС (Я) N 256 от 15 июня 1992 г. "О строительстве объектов водоснабжения группы Заречных районов". В настоящее время введен в эксплуатацию магистральный водовод р.Лена - оз. Мюрю протяженностью 73,7 км, который обеспечил гарантированное водоснабжение 5 поселков (Тумул, Сыырдаах, Маягас, Чаранг и Борогонцы) Усть-Алданского улуса с численностью населения 15,8 тыс. чел, КРС - 8,8 тыс. голов и орошение 430 га сельхозугодий, регулярно обеспечивает водой водоемы "Бакыам", "Сыырдаах", "Куосагас-1", "Куосагас-2" общим объемом 1,5 млн.м3. Построены локальные водопроводы в с.с. Тумул, Сыырдаах, Маягас и частично с.Борогонцы, что увеличило урожай овощей, картофеля почти в 3 раза.

Закончено строительство очереди магистрального водовода р. Лена - п. Туора-Кюель - р. Таатта общей протяженностью 149 км., в т.ч. 101,5 км трубопровод и 47,5 км магистральный канал, объемом водоподачи 19,6 млн.м3 в сезон, который позволит решить водоснабжение 25 населенных пунктов Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Таттинского улусов.

Начато строительство локальных водопроводов в с.с. Майя, Табага, Бютейдях, Туора-Кюель. Построено ВЛ - 35 Н-Бестях - водоем Мундулаах протяженностью 36,0 км.

 

4. Цели, задачи и ожидаемые результаты реализации Программы

 

Основной целью строительства и обустройства водоводов в заречных улусах является:

- создание условий для восстановления экологического равновесия региона;

- обеспечение населения питьевой водой;

- обеспечение потребностей сельскохозяйственного производства;

- увеличение рыбных запасов.

Срок реализации Программы 2002-2006 гг.

Ожидаемые результаты:

- Улучшение здоровья населения, повышение продуктивности животноводства при улучшении качества питьевой воды.

- Увеличение рыбных запасов, ондатры при ежегодном пополнении озер, лежащих по трассе водоводов.

- Увеличение гарантированной урожайности сельскохозяйственной продукции при постоянном орошении 5790 га пашен и лугов.

- Санитарные пропуски по р. Таатта, р. Суола в засушливые периоды улучшат микроклимат в местности, что повысит урожайность близлежащих сенокосов, пастбищ.

 

5. Основные мероприятия по обводнению и водоснабжению на 2003 - 2006 гг.

 

В качестве источников средств программных мероприятий предлагаются следующие источники финансирования:

- средства Фонда будущих поколений - 560 489 тыс. руб.;

- прочие привлеченные средства - 94 805 тыс. руб.

Итого: 655 294 тыс. руб.

Для централизованного обеспечения качественной и достаточной по количеству питьевой, производственной водой мест традиционного проживания коренного населения, как Заречье, и в целях максимального использования построенных магистральных водоводов предлагается следующее :

 

I. Магистральный водовод р. Лена - оз. Мюрю.

 

1. Завершить строительство локальных водопроводов в с.с. Борогонцы, Сасылыкан и Соттинцы.

2. Реконструкция существующих оросительных систем "Элесин", "Тумул" для увеличения посадки картофеля и кормовых культур.

Общая стоимость этих мероприятий по линии водовода р. Лена - оз. Мюрю составит в ценах 1991 г. - 0.47 млн. руб. (8.98 млн. руб. - в ценах 2002 г.) (Табл. 2.)

 

II. Магистральный водовод р. Лена - оз. Туора-Кюель.

 

Для обеспечения населения питьевой водой необходимо:

1. С учетом расположения поселков установить 4 шт. водоочистных установок с производительностью 10 м3/час и 8 шт. - 2 м3/час.

Общая стоимость установок в ценах 1991 г. составит 0.6 млн. руб. (12,764 млн. руб. в ценах 2002 г.) (табл. 3),с учетом предложения Госкомитета РС (Я) по санэпиднадзору о приобретении аналитических приборов на сумму 1364 тыс. руб.

2. В трех улусах, (Мегино-Кангаласский, Чурапчинский, Таттинский), и в селах, прилегающих к трассе водовода и к р.р. Татта, Суола - начать строительство локальных водопроводов и водоемов.

Общая стоимость строительства локальных водопроводов с водоемами для сел, расположенных по трассе охвата магистрального водовода р. Лена - оз. Туора - Кюель - р. Татта и водовода п. Бедеме - оз. Нал-Тюнгюлю, (22 населенный пункт), в ценах 1991 г. составит 6.26 млн. руб. (119.03 млн. руб. в ценах 2002 г.) (Табл.3), что обеспечит орошение земель, с учетом приусадебных участков, общей площадью 3560 га и техническое водоснабжение всех сел.

3. Допоставить насосное оборудование в построенных насосных станциях для достижения расчетной мощности.

Стоимость работ в ценах 1991 г. составит 0.79 млн. руб. (15.0 млн. руб. в ценах 2002 г. (Табл. 4).

4. Для регулирования пропуска воды по р.Татте необходимо с этого года начать проектирование и строительство плотин со шлюзами-регуляторами, взамен построенных хозспособом глухих земляных дамб без водопропускных сооружений.

При строительстве плотин со шлюзами-регуляторами по р.Татта данные сооружения обеспечат следующее :

- В маловодные, засушливые годы беспрепятственный пропуск подаваемой водоводом воды до конечного пункта - с.Уолба Таттинского улуса;

- В средневодные годы - лиманное орошение пойменных лугов р.Татты;

- В многоводные годы путем регулирования пропуска весеннего паводка р.Татты

- защиту с.Ытык-Кюель от затопления, случившегося в 1980 г. во время прорыва глухих земляных дамб.

- Общая стоимость 7 плотин со шлюзами - регуляторами, которые обеспечат дополнительное лиманное орошение лугов общей площадью 1800 га, в ценах 1991 г. составит 4.21 млн. руб. (79.96 млн. руб. в ценах 2002 г.) (Табл.4)

5. Для гарантированного обеспечения электроэнергией насосных станций N 3 и N 4 необходимо строительство ВЛ - 35 кв. "с.Майя - с. Бютейдях" протяженностью 54 км. Стоимость строительства в ценах 1991 г. составляет 2.7 млн. руб. (51.3 млн. руб. в ценах 2002 г.) (Табл.5).

8. В связи с тем, что такие протяженные водоводы в республике построены впервые, необходимо проведение экологического мониторинга. Стоимость экологического мониторинга, рассчитанная на 6 лет в ценах 1991 г., составляет 0.16 млн. руб. (2.94 млн. руб. в ценах 2002 г.) (Табл. 3).

 

III. Магистральный водовод п.Бедеме-оз.Нал Тюнгюлю Мегино-Кангаласского улуса.

 

1-ая очередь. Водоснабжение 5-ти населенных пунктов, (Тюнгюлю, Келлярики, Тумул, Тарат и Арылах), с общим населением- 5608 человек, 8091 голов КРС, с объемом водопотребления 850 тыс.м3 в год.

Для водообеспечения Тюнгюлюнского куста поселков предусмотрены следующие сооружения:

1. Бедеминское водохранилище на р. Суола с автоматическим водосбросом, объемом 450 тыс.м.3, площадью 20,5 га;

2. Насосная станция на водохранилище производительностью 0,6 м3/сек.

3. Магистральный водовод протяженностью 19.8 км, из них:

630 х 8 - 11,0 км.

530 х 7 - 8,8 км.

4. Водоем для водоснабжения п.Тюнгюлю объемом 890 тыс.м3, площадью 25,0 га.

Стоимость строительства магистрального водовода п. Бедеме - оз. Нал - Тюнгюлю составит в ценах 1991 г. - 10.02 млн. руб. (190.4 млн. руб. в ценах 2002 г.) (Табл. 5).

В целом по линии магистрального водовода р. Лена - оз.Туора-Кюель -р.Татта стоимость в ценах 1991 г. составит 34.48 млн. руб. (655.29 млн. руб. в ценах 2002 г.).

Разбивка по годам строительства приведена в Табл.1.

 

IV.Магистральный водовод р. Мыла - с. Дюпся Усть-Алданского улуса

 

Для обеспечения питьевой водой населенных пунктов с. Дюпся, Остойка и Бэди с общим количеством населения 4,5 тыс. человек.

- Строительство плотины с автосбросом на р. Мыла.

- Строительство водовода длиной 15 км. d 400 мм

- Водохранилище около с. Дюпся

- ВЛ - 10 кв от подстанции "Барда" до насосной станции на водохранилище на р. Мыла - 9,0 км.

 

V. Магистральный водовод Улахан-Кюель-оз.Нама Чурапчинского улуса

 

Для обеспечения питьевой с.Кытанах общим количеством населения 850 человек.

- Строительство магистрального трубопровода - 6 км.

- Строительство беструбного участка протяженностью 6 км.

- Строительство насосной станции.

- Земляные работы на оз.Лоскуй и Нама

 

VI. Внешнее электроснабжение водовода "р.Лена-оз.Туора-Кюель-р.Татта"

 

Передача электроэнергии от Якутской ГРЭС в Заречную группу районов осуществляется по уникальному переходу ВЛ через р. Лена выполненного на металлических опорах.

В настоящее время внешнее электроснабжение водовода "р. Лена -оз.Туора-Кюель" производится по существующим линиям ВЛ-35 кВ находящимся на балансе и обслуживании Центральных электрических сетей АК "Якутскэнерго". Не завершенные строительством ВЛ 35 кВ "ПС Временная-ПС ГНС", "ПС Временная-ПС НС-2" не позволяют вывести насосные станции на проектную мощность и снижает надежность электроснабжения Заречных улусов. Завершение строительства вышеуказанных ВЛ 35 кВ и подключение их к ПС 110/35 кВ "Временная" позволит повысить качество электроэнергии, но не повысит надежность электроснабжения до должного уровня. Так как в свою очередь ПС 110/35 кВ "Временная" питается по одноцепной ВЛ-110 кВ Л-115, 112 Табага - Чурапча - Хандыга, которая обеспечивает электроснабжение всей группы заречных районов. ВЛ 110 кВ Л-115 Табага -Хандыга, имеет деревянное исполнение, построена в период 1979-86 годов. Общая протяженность составляет 370 км всего на линии установлено 1503 опор. ВЛ проходит по территории четырех районов. Износ линии составляет порядка 80%.

На головном участке линии от "Перехода" до ПС Чурапча наблюдается массовое загнивание древесины элементов опор. Требуется капитальный ремонт этой ВЛ.

При ремонте Л-115 электроснабжение Заречных улусов осуществляется от резервных ДЭС. При работе ДЭС от пусковых токов самозапуска электродвигателей насосов водовода "р. Лена-оз.Туора-Кюель" происходят повреждение двигателей АИ-20 установок ПАЭС-2500 ДЭС Заречья, которые не рассчитаны на большие ударные нагрузки. При существующей схеме электроснабжения на напряжении 35 кВ ударные нагрузки возникают не только при первоначальных запусках электродвигателей, но и при самозапусках мощных электродвигателей насосов после глубоких посадок напряжения вследствие коротких замыканий на линиях электропередачи Заречья. Фактически в период работы водопровода в 2001-2002 гг. зафиксировано повреждения на четырех двигателях АИ-20 установок ПАЭС-2500, что свидетельствует о неспособности установленных в Заречье ПАЭС-2500 нести нагрузки, возникающих при работе насосных станций водовода.

Практика пробных пусков группы насосов водовода показала, что из-за посадок напряжения во время пусковых моментов электродвигателей каскада насосов, время запуска удлиняется. В результате длительных запусков двигателей происходит срабатывание защиты РЗАИ на стороне линии ВЛ-110 кВ, что в свою очередь приводит к ухудшению показателей качества электроэнергии и надежности электроснабжения.

Существующая схема внешнего электроснабжения водовода "р. Лена -оз.Туора-Кюель" имеет серьезные недостатки по надежности и пропускной способности. Проведенные расчеты пусковых токов каскада насосов показали, что из-за большой протяженности воздушных линий и малого сечения проводов ВЛ-35 кВ качество электроэнергии в точках подключения группы насосов, не отвечает требованиям нормативно- технической документации. А это в свою очередь негативно влияет не только на токоприемники водовода, но и на остальных потребителей Заречной группы районов.

По проекту для осуществления электроснабжения водовода необходимо строительство:

- ВЛ-110 кВ Временная -Табага;

- ПС 110/35/6 кВ Табага;

- ВЛ-35 кВ Табага-Бютейдях;

- ВЛ-35 кВ Временнная - ПС 35/6 кВ НС-2;

- ВЛ-35 кВ Временная -ПС 35/6 кВ ГНС.

Для повышения надежности электроснабжения насосных станций водовода "р. Лена -оз.Туора-Кюель", улучшения качества подаваемой электроэнергии, на первом этапе необходимо:

1. Осуществить строительство новой ВЛ 110 (220) кВ Хаптагай - Временная.

Протяженность трассы ВЛ 110 (220) кВ Хаптагай - Временная - 25 км;

Материал опор - металл;

Количество цепей - две;

Уточенная стоимость работ будет определена при корректировки существующего проекта ВЛ 110 (220) кВ Табага -Майя с учетом реконструкции ПС 110 кВ Временная.

2. Завершить ранее начатое строительство ВЛ 35 кВ:

- "ПС Временная -ПС ГНС";

- "ПС Временная -ПС НС-2";

и подключение их к ПС 110/35 кВ "Временная".

Строительство двухцепной ВЛ обеспечит возможность резервирования потребителей при возможных нарушениях в работе одной из цепей ВЛ, кроме того появиться возможность вывода в ремонт ВЛ 110 кВ Л-115, 112 Табага - Чурапча - Хандыга на участке ПС Временная - ПС Хандыга без введения ограничений в питании насосных станций водовода "р. Лена -оз. Туора-Кюель".

Металлическое исполнение опор позволяет значительно повысить надежность энергоснабжения объектов водовода. Срок службы металлических опор в нормальных условиях составляет порядка 50 лет. Из опыта эксплуатации деревянных опор срок их службы исчисляется 10-15 годами. Такой интенсивный процесс старения обусловлен климатическими условиями Крайнего Севера: большими перепадами температур, выветриванием древесины, влажностью и рядом других причин.

Ввод ВЛ 110 (220) кВ Хаптагай - Временная позволит:

- взаимно увязать выполнение планов АК "Якутскэнерго" по повышению надежности электроснабжения Заречной группы улусов путем строительства ПС-110 кВ "Майя" и продолжения строительства ВЛ-110 кВ "Майя-Амга";

- повысить надежность энергоснабжения ряд сельскохозяйственных районов Заречной группы улусов республики и в первую очередь обеспечить бесперебойную работу объектов водовода;

- маневрировать сроками завершения строительства водовода по времени и по финансовым возможностям;

- вывести насосные станции водовода "р.Лена - оз.Туора-Кюель" на проектные мощности.

Государственным заказчиком по объектам энергообеспечения водовода выступает Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в лице ГУ "Дирекция по реконструкции и строительству объектов жилищно-коммунального хозяйства и энергетики при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия)".

Технический надзор за ведением строительства выполняет ОАО "АК "Якутскэнерго".

Подрядные организации и поставщики материалов и оборудования определяются путем проведения тендеров.

Источниками финансирования строительства и реконструкции первоочередных объектов энергообеспечения водовода являются государственные средства на общую сумму 128,6 млн рублей, в том числе в 2003 г. согласно распоряжению Президента Республики Саха (Якутия) финансирование осуществляется за счет средств Целевого фонда будущих поколений Республики Саха (Якутия).

Реконструкция ПС "Временная" предусматривается программой в размере 20,6 млн рублей, в том числе в 2003 г. в размере 11,6 млн рублей.

На строительство ВЛ 110 (220) кВ Хаптагай - Временная предусматривается направить 107,9 млн рублей, в том числе в 2003 г. 28,4 млн рублей. Предполагается произвести монтаж линии вдоль существующей Л-115 от п. Хаптагай до ПС Временная протяженностью ориентировочно 25 км в габаритах 220 кВ.

 

6. Перспективы развития водоснабжения заречных улусов на 2006 - 2010 гг.

 

Магистральный водовод оз. Нал-Тюнгюлю - ур. Хабаргалах (II очередь водовода Бедимэ - Нал - Тюнгюлю).

Данный магистральный водовод является продолжением водоподачи для водоснабжения еще 15-ти населенных пунктов (Балыктах, Нуорагана, Усун-Кель, Киленки, Арылах, Тиэйэ, Чеппара, Кындал, Толон, Дэбдиргэ, Томтор, Хара - Алдан, Туора - Кель, Мугудай и Тэлэй Диринг) с населением - 11814 человек, 30134 голов КРС, с объемом водопотребления - 2177 тыс. куб.м. в год, водопотребление которых учтено в ТЭО. Необходимо начать проведение проектно-изыскательских работ для более точного выбора трассы, уточнения создаваемых водоемов и схемы электроснабжения. По предварительным подсчетам, протяженность трассы составляет 76,5 км., в т.ч. трубопровод с d 600 мм - 5,60 км., с d 500 мм - 13,5 км. Водоподача осуществляется 3-мя насосными станциями расходом 0,4 куб. м./с, сезонный объем водоподачи 3,7 млн. куб.м. Подключение возможно к существующим ВЛ - 35 у п.п. Нуорагана и Чеппара.

 

Таблица N 1

 

Сводка затрат по обустройству групповых заречных водоводов и строительства водовода с. Бедеме-оз.Нал-Тюнгюлю (обводнение и водоснабжение заречных улусов)

 

                                                                                                          тыс. рублей
NN п/п Наименование строительства Всего затрат в
ценах 2002 г.
в т.ч. по годам строительства
2002 2003 2004 2005 2006
1. Водоснабжение населенных
пунктов (водопроводы локальные)
143718 708 15674 39460 50788 37088
2. Водохозяйственные сооружения 92863 5641 5800 29000 33405 19017
3. Групповой водовод
с.Бедеме-оз.Нал-Тюнгюлю
190400 36247 110734 43419 0 0
4. Строительство водовода
Мыла-Дюпся Усть-Алданского
улуса
42097     18897 23200  
5. Строительство водовода
Улахан-Кюель-оз.
Нама
6916     2305 2305 2306
6. ЛЭП-35 кв Майя-Табага-Бютейдях 51 300 0 0 34000 17300 0
7. Строительство ВЛ 110 Хаптагай-
- Временная
107000 0 28000 39000 40000 0
8. Реконструкция ПС 110/35 кВ
Временная
21000 0 12000 9000 0 0
  Всего: 655294 42596 172208 215081 166998 58411
  Внебюджетный источник (средства
Целевого Фонда будущих
поколений)
560489 29556 140234 198296 140296 52107
  Другие источники (Собственные
средства предприятий,
банковские кредиты и т.д)
94805 13040 31974 16785 26702 6304

 

Таблица N 2

 

Водоснабжение населенных пунктов вдоль водовода р.Лена - оз.Мюрю (локальные водопроводы)

 

                                                                                  Индекс к 1991 г. - 19.0
N Наименование
объектов,
населенных пункт.
Мощность
(числ.насел.)
Ориентиров
стоимость в
ценах 1991 г.
(2002 г.)
тыс. руб.
в т. ч. по годам
ед. изм. кол-во 2002 2003 2004 2005 2006
1 Соттинцы чел 2803 210 (3990)     50(950) 160(3040)  
2 Сасылыкан чел 150 50(950)       50(950)  
3 Бэйдинэ чел 1700 212(4037)     105(2000) 107(2037)  
  Всего по
Усть-Алданскому
улусу
  4653 472(8977)     155(2950) 317(6027)  

 

Таблица N 3

 

Перечень
по строительству локальных водопроводов по селам, расположенным вдоль водовода р. Лена-оз. Туора-Кюель-р. Татта.

 

                                                                                       Индекс к 1991 г. ~ 19.0
N Наименование
объектов,
населенных
пункт.
Мощность
(числ.насел.)
Ориентиров.
стоимость в
ценах 1991 г
(2002 г.)
тыс. руб.
в т. ч. по годам
ед. изм. кол-во 2002 2003 2004 2005 2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Мегино - Кангаласский улус
1. п.Петровка -"- 1181 170 (3230)       53(1000) 117(2230)
2 п.Чуя -"- 686 150(2850) 4(68) 37(700) 109(2082)    
3. п.Табага -"- 1452 380 (7220) 10(200) 131(2500) 239(4520)    
4. п.Бютейдях -"- 1368 190(3607) 18(340)   137(2602) 35(665)  
5. п.Суола-11 -"- 403 240 (4560)       106(2000) 134(2560)
6. п.Хоробут -"- 1510 360 (6840)     21(400) 159(3000) 180(3440)
7. п.Суола-1 -"- 504 240 (4560)       106(2000) 134(2560)
8. п.Бэдимэ -"- 787 300 (5700)   126(2400) 174(3300)    
9. п.Тюнгюлю -"- 3076 320 (6080)   130(2476) 190(3604)    
10 п.Тумул -"- 584 100(1900)   85(1622) 15(278)    
11 п.Тарат -"- 670 80 (1520)       26(500) 54(1020)
  Всего по
Мегино-Кангалас-
скому улусу
  12221 2530(48067) 32(608) 509
(9698)
885
(16786)
485 (9165) 619 (11810)

Чурапчинский улус
1 Туора-Кюель чел. 836 170(3230)   121(2300) 49(930)    
2 Юрюнг-Кюель -"- 672 190 (3610)     97(1850) 93(1760)  
3 Диринг -"- 1970 190 (3610)   105(2000) 85(1610)    
4 п.Дьябыла -"- 1736 620(11780)     21(400) 424(8000) 175(3380)
5 п.Харбала 1 -"- 958 370 (7030)     25(483) 159(3000) 186(3547)
6 п.Харбала 11 -"- 716 350 (6650)       159(3000) 191(3650)
  Всего по
Чурапчинскому
улусу
  6888 1890 (35910)   226(4300) 277(5273) 835(15760) 552(10577)
  Таттинский улус
1 Кыйы чел 1236 345 (6555) 5(100) 53(1000) 287(5455)    
2 п.Черкех -"- 1700 560 (10640)     206(3900) 354(6740)  
3 п.Боробул -"- 1106 395 (7505)       159(3000) 236(4505)
4 п.Уолба -"- 606 350 (6650)       159(3000) 191(3650)
5 п.Усть-Таатта -"- 1080 195 (3705)       106(2000) 89(1705)
  Всего по
Таттинскому
улусу
-"- 5728 1845 (35055) 5 (100) 53 (1000) 493 (9355) 778
(14740)
516 (9860)
  Всего:   24837 6265
(119032)
37 (708) 788
(14998)
1655
(31414)
2098
(39665)
1687
(32247)
II Строительство
очистных
установок и
аналит.приб.
    625 (12764)   25(476) 212 (4296) 212 (4296) 176 (3696)
III Экологический
мониторинг
    155 (2945)   11 (200) 44 (800) 44 (800) 56 (1145)
  Всего:     7045
(134741)
37 (708) 824
(15674)
1911
(36510)
2354
(44761)
1919
(37088)

 

Таблица N 4

 

Водохозяйственные сооружения

 

N Наименование
объектов,
населенных
пункт.
Мощность
(числ.насел.)
Ориентиров
стоимость в
ценах 1991 г.
(2002 г.)
тыс. руб.
в т. ч. по годам
ед. изм. кол-во 2002 2003 2004 2005 2006
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Перечень по строительству плотин со шлюзами-регуляторами по р.Татта.
  Чурапчинский улус
1. Шлюз-регулятор
на створе Лампа
мЗ /сек 13 350(6650)     60(1155) 140(2617) 150(2878)
2. Строит-ство
шлюзов-регулято-
ров на створах
"Уохай","Маган-
Кэрэх"
  20 800 (15200) 99(1894) 68(1300) 350(6650) 283(5356)  
3. Реконструкция
шлюза-регулятора
Арагастах,
Лахалдыы.
мЗ /сек 23 400 (7600) 124(2355) 158(3000) 118(2245)    
  Таттинский улус
4. Строительство
плотин со
шлюз-регулятором
на ур.Сискэсс
  60 600(11400)     266(5058) 334(6342)  
5. Строительство
плотин со
шлюзом-регулято-
ром на р.Татта
(Черкех).
мЗ /сек 60 600(11400)       200(3800) 400(7600)
6. Строительство
плотин со
шлюз-регулятором
на у р.
"СылгыЬыт".
мЗ /сек 60 600 (11400)       200(3800) 400(7600)
7. Шлюз-регулятор
на р.Татта
с.Ытык-Кюель.
мЗ /сек 60 600 (11400)     300(5700) 300(5700)  
Усть-Алданский улус
8. Сооружение
искусственных
водоемов на аласах
вдоль водовода р.
Лена-оз. Мюрю

м3

900

110(2100)
   
36(700)

36(700)

38(700)
  Всего по
Таттинскому,
Чурапчинскому,
Усть-Алданскому
улусам
   
4208(79963)

223(4249)

226(4300)

1180
(22445)

1543
(29252)

1036
(19717)
9. Приобретение
оборудования
насосных станций
водовода и
пуско-наладочн.
работы
р.Лена-оз.Туора-Кю-
ель
   
789(15000)

73(1392)

79(1500)

383(7255)

254(4853)
 
  Всего по
водохозяйственным
сооружениям
   
4887(92863)

296(5641)

305(5800)

1527
(29000)

1761
(33405)

998
(19017)

 

Таблица N 5

 

Перечень
по строительству объектов групповых водоводов Заречной группы улусов

 

                                                                                              Индекс к 1991 г. ~ 19.0
N Наименование объектов,
населенных пункт.
Мощность
(числ. насел.)
Ориентиров
стоимость в
ценах 1991 г.
(2002 г.)
тыс. руб.
в т. ч. по годам
ед. изм. кол-во 2002 2003 2004 2005 2006
1 Строительство водовода
п.Бедеме-оз.Нал-Тюнгю-
лю
числ 5608 10021
(190400)
1908
(36247)
7933
(110734)
180
(43419)
   
2 Строительство ЛЭП
Майя-Табага-Бютейдях
км 54 2700 (51300)     1789
(34000)
911 (17300)  
3 Строительство водовода
Мыла-Дюпся
км 15 2215(42097)     994
(18897)
1221(23200)  
4. Строительство водовода
Улахан-Кюель-оз.Нама
км 12 364(6916)     121(2305) 121(2305) 122(2306)
  Итого     15300(290713) 1908
(36247)
7933
(110734)
3084
(98621)
2253
(42805)
122
(2306)

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 25 апреля 2003 г. ГС N 98-III "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Обводнение и водоснабжение заречной группы улусов на 2002-2006 гг."


Текст постановления опубликован в приложении "Якутские ведомости" от 11 июня 2003 г. N 21


Настоящее постановление вступает в силу с момента принятия