Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 14 августа 2003 г. N 528
Организационно-методические указания
по подготовке органов управления, сил гражданской обороны
и Якутской территориальной подсистемы государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В целях совершенствования подготовки органов управления, сил гражданской обороны и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) к действиям по предназначению, предлагаю:
I. Главной задачей считать:
В области гражданской обороны - обеспечение готовности органов управления и сил гражданской обороны к выполнению возложенных задач при угрозе и возникновении войн (вооруженных конфликтов) в условиях применения всех видов современных средств поражения.
В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - реализацию мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение готовности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствование системы мониторинга и прогнозирования, инженерной, радиационной, химической и медико-биологической защиты, подготовку населения к действиям при чрезвычайных ситуациях.
В области пожарной безопасности - реализацию мероприятий, направленных на повышение защищенности личности, общества и государства от пожаров.
Руководителям органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), муниципальных образований, организаций (начальникам гражданской обороны, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям)
1. В области гражданской обороны
В целях дальнейшего повышения уровня подготовки органов управления и сил гражданской обороны Республики Саха (Якутия) по вопросам гражданской обороны основные усилия сосредоточить на их подготовку к проведению мероприятий гражданской обороны в военное время.
Особое внимание обратить на:
подготовку органов управления и сил гражданской обороны по вопросам организации планирования мероприятий гражданской обороны;
подготовку к работе важнейших объектов экономики при переводе гражданской обороны в различные степени готовности;
проведение комплекса практических мероприятий по инженерной, радиационной, химической, медицинской защите населения, его первичного жизнеобеспечения, а также повышение готовности гражданских организаций гражданской обороны к выполнению задач.
Продолжать работу по совершенствованию законодательной базы в области гражданской обороны. Особое внимание уделить созданию нормативной правовой базы на муниципальном и объектовом уровнях.
Постоянно вести работу по реализации требований Федерального закона "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.99 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны". Наращивать усилия по поддержанию в постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В рамках выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.99 N 620 "О гражданских организациях гражданской обороны" осуществлять постоянный контроль готовности гражданских организаций гражданской обороны. Особое внимание обратить на оснащение гражданских организаций ГО специальной техникой и имуществом.
Продолжать работу по совершенствованию вопросов содержания защитных сооружений гражданской обороны в постоянной готовности к приему укрываемых. Обеспечить содержание и эксплуатацию защитных сооружений и сохранность имущества ГО на приватизированных предприятиях.
Провести не менее двух комплексных проверок в области гражданской обороны городов, районов. В ходе проведения комплексных проверок особое внимание уделить готовности органов управления ГО к действиям по управлению переводом гражданской обороны с мирного на военное время.
Обеспечить готовность эвакоорганов к выполнению задач проведения эвакомероприятий в установленное планами время и в установленном объеме.
В ходе учений и тренировок приводить в готовность эвакоорганы с практической отработкой задач по предназначению, в том числе при экстренной эвакуации населения из опасных зон при ведении военных действий.
Совершенствовать работу по распределению загородной зоны и получению (обновлению) ордеров.
Продолжить организацию работ по созданию и содержанию запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в интересах гражданской обороны. Условия хранения имущества ГО мобилизационного резерва привести в соответствие с требованиями Инструкции по длительному хранению имущества ГО.
Совершенствовать систему выдачи средств индивидуальной защиты всем категориям населения при переводе гражданской обороны с мирного на военное время. В ходе проведения учений и проверок развертывать пункты выдачи средств индивидуальной защиты с практической выдачей противогазов на руки работающему персоналу объектов экономики и организаций, а так же населению, проживающему вблизи потенциально-опасных объектов.
Принять меры по пополнению запасов средств индивидуальной защиты и приборов радиационной и химической разведки.
Обеспечить готовность пунктов управления, их узлов связи к действиям по предназначению, в первую очередь - их подвижной (мобильной) составляющей. Продолжить работу по совершенствованию оснащенности пунктов управления и узлов связи современными техническими средствами.
Активизировать работу по реконструкции (созданию) республиканских автоматизированных систем централизованного оповещения, особенно в сельской местности, и поддержанию их в готовности к применению.
Организовать работу по реконструкции (созданию) автоматизированных систем централизованного оповещения гражданской обороны с учетом включения в состав территориальных систем оповещения органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы. Обеспечить готовность к задействованию технических средств оповещения населения и руководящего состава гражданской обороны.
2. В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера и смягчения их последствий
Обеспечить дальнейшую реализацию положений федеральных и республиканских законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О пожарной безопасности", а также других нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности.
Особое внимание обратить на:
повышение уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
нормативно-правовое регулирование деятельности Якутской территориальной подсистем РСЧС в вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обеспечение методического руководства, планирования и проведения в органах управления всех уровней мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с учетом конкретных территорий;
исполнение республиканской целевой программы снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, реализация основных требований программ страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера территориально-административных образованиях республики согласно действующим федеральным и республиканским законам, а также запасов материальных ресурсов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации о порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
совершенствование учебно-материальной базы объединенного учебно-методического центра Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Саха (Якутия) и УГПС МЧС России Республики Саха (Якутия) для подготовки руководящего состава территориальных подсистем РСЧС и ГО республики к действиям в чрезвычайных ситуациях;
планирование и проведение конкретных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, исходя из ежегодного прогноза возможных чрезвычайных ситуаций. Повысить личную ответственность руководителей всех уровней за организацию прогнозирования чрезвычайных ситуаций и планирования действий органов управления, сил и средств функциональных и территориальных звеньев РСЧС республики в чрезвычайных ситуациях;
на подготовку органов управления, сил и средств функциональных и территориальных звеньев РСЧС республики к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, прогнозируемых на подведомственной территории;
на совершенствование деятельности территориальной подсистемы РСЧС в проведении государственной экспертизы;
на продолжение работы по декларированию безопасности промышленных объектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 675, страхованию производств, связанных с повышенным риском производства и лицензированию их деятельности, разработке и принятию программ страховой защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, созданию страхового фонда документации.
При прогнозировании возникновения возможных чрезвычайных ситуаций на территории республики:
знать реальное положение дел на объектах энергетики и ЖКХ, организовать целенаправленный, систематический контроль подготовки и функционирования объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в осенне-зимний период с участием надзорных органов;
спланировать и определить меры оперативного реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями на объектах энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.
С целью своевременного выявления и предотвращения чрезвычайных ситуаций в отопительный сезон осуществлять контроль качества выполненных работ на объектах ЖКХ. Ежегодно, в августе-сентябре месяцах, до начала отопительного сезона, спланировать учения и тренировки в звеньях территориальной подсистемы РСЧС, практически проверить возможность оперативного получения и маневра отдельными видами МТС на ликвидацию возможных чрезвычайных ситуаций.
В первом квартале года, до начала весеннего паводка, спланировать и провести учения и тренировки в звеньях территориальной подсистемы РСЧС по теме: "Действия органов управления и сил РСЧС при ликвидации последствий паводков и наводнений". В феврале месяце разработать планы инженерно-технических мероприятий по подготовке к весенне-летнему паводку и безопасному пропуску паводковых вод. До 1 апреля произвести ревизию гидротехнических сооружений. В актах отразить состояние их готовности к паводку и рекомендации по снижению риска их разрушения. По всем гидротехническим сооружениям, содержащимся в неудовлетворительном состоянии, представляющим угрозу населению и территориям, принять необходимых мер по их ремонту и восстановлению. Разработать варианты развития возможной обстановки и действий по спасению населения из зон возможного затопления (подтопления) и его первоочередному жизнеобеспечению.
До начала пожароопасного периода спланировать и провести учения и тренировки в звеньях территориальной подсистемы РСЧС республики по теме: "Действия органов управления и сил РСЧС при ликвидации лесных пожаров". До 15 марта в административно-территориальных образованиях республики уточнить планы инженерно-технических мероприятий по предупреждению, локализации и тушению природных пожаров в пожароопасный период. Особое внимание при составлении планов обратить на вопросы предупреждения и проведения на территории превентивных мероприятий. Деятельность органов управления направить на внедрение в жизнь принципа вложения денег не в тушение пожаров, а в их недопущение. Проверить готовность населенных пунктов, расположенных в лесной зоне, дачных поселков, индивидуальных хозяйств, летних пастбищах сельскохозяйственных животных по обеспечению пожарной безопасности, их опашке и организации работ в весенний период.
Организовать выполнение мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Республики Саха (Якутия) с отработкой планов, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613.
Продолжить работы по совершенствованию и развитию нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера. Особое внимание уделить созданию нормативной правовой базы на муниципальном и объектовом уровнях.
В целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения" активизировать работу по созданию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов.
Наращивать усилия по поддержанию в постоянной готовности сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, созданию и оснащению территориальных аварийно-спасательных формирований.
Организовать заключение договоров местными органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления на создание подразделений ГПС МЧС России в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. N 103.
Уточнить перечни предприятий, на которых в обязательном порядке должна создаваться пожарная охрана за счет средств собственников.
Принять меры к приведению численности подразделений ведомственной пожарной охраны в соответствие со штатной положенностью (НПБ 201-96) и обеспечению (укомплектованию) их недостающей пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением, средствами индивидуальной защиты органов дыхания, связи и другим имуществом, необходимым для выполнения задач по предназначению.
Разработать комплекс мер по укреплению пожарной безопасности, в том числе по повышению эффективности деятельности ведомственной пожарной охраны, совершенствованию ее технического и кадрового потенциала, созданию пожарной охраны на подведомственных объектах, а также упорядочению ведомственной нормативной базы по обеспечению пожарной безопасности.
Обеспечить выполнение требований Федерального закона "О пожарной безопасности" в части обучения населения мерам пожарной безопасности руководителями предприятий (организаций) всех форм собственности.
Обеспечить при планировании проведения заседаний комиссий по чрезвычайным ситуациям административно-территориальных образований рассмотрение не менее одного раза в год вопросов состояния и совершенствования работы в области пожарной безопасности, обучения различных групп населения действиям в чрезвычайным ситуациях, а также способам защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Активизировать работу по укреплению кадрового и технического потенциала подразделений пожарной охраны, их боеспособности и боеготовности, а также обеспечению (укомплектованию) подразделений пожарной охраны недостающей пожарной техникой, пожарно-техническим вооружением, средствами индивидуальной защиты органов дыхания, связи и другим имуществом, необходимым для выполнения задач по тушению пожаров и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ.
Поднять уровень организации управления в кризисных ситуациях подчиненными органами управления, силами и средствами. Принять меры к обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов.
Предусмотреть отдельными строками в бюджетах муниципальных образований и организаций расходы на мероприятия пожарной безопасности, а также расходы на подготовку различных категорий населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Организовать тесное взаимодействие со средствами массовой информации, оперативно, достоверно и своевременно информировать граждан о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, о приемах и способах защиты от них.
Основные усилия направить на расширение информационного обеспечения действий сил РСЧС республики при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также хода и результатов проводимых учений и тренировок.
II. По подготовке аварийно-спасательных формирований, гражданских организаций гражданской обороны и служб гражданской обороны
Продолжить работу по созданию и оснащению служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 620 и от 18 ноября 1999 г. N 1266, а также Методическими указаниями МЧС России по созданию гражданских организаций гражданской обороны от 3 апреля 2000 года N 33-860-14.
Подготовку аварийно-спасательных формирований, гражданских организаций гражданской обороны и служб гражданской обороны проводить в соответствии с Федеральными законами "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О пожарной безопасности", постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций", от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", требованиями Организационных указаний по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 гг. и программами обучения.
Основой подготовки аварийно-спасательных формирований считать практические занятия. При подготовке аварийно-спасательных формирований и профессиональных спасателей, независимо от ведомственной принадлежности, руководствоваться специальными программами и программами подготовки, утвержденными Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований и спасателей. При этом особое внимание обратить на специальную и морально-психологическую подготовку личного состава к действиям в чрезвычайных ситуациях, приобретение и совершенствование навыков в действиях по ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий, а также на соблюдение правил безопасности и умение правильно и в установленные нормативы оказывать в порядке само- и взаимопомощи первую медицинскую помощь. Смотр их готовности к выполнению возложенных задач проводить в ходе учений, тренировок и всех видов соревнований.
Особое внимание обратить на соответствие технической оснащенности аварийно-спасательных формирований, уровня подготовленности и наличия соответствующих специальностей у спасателей, возможности ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, к ведению которых они допускаются.
Подготовку руководителей гражданских организаций гражданской обороны осуществлять в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны, обратив особое внимание на выработку умений и навыков по поддержанию в готовности подчиненных гражданских организаций гражданской обороны к действиям по предназначению, организации выполнения задач и управлению ими в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Личный состав гражданских организаций гражданской обороны готовить непосредственно по месту работы в соответствии с требованиями Примерной программы обучения личного состава гражданских организаций гражданской обороны, утвержденной министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 9 июля 2001 года, а также в ходе учений и тренировок по гражданской обороне. При подготовке основные усилия сосредоточить на практическом овладении личным составом приемов и способов действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Совершенствовать систему взаимодействия аварийно-спасательных формирований, гражданских организаций гражданской обороны, служб гражданской обороны с войсками гражданской обороны и поисково-спасательными формированиями МЧС России.
Республиканским органам исполнительной власти, министерствам и ведомствам уточнить данные о силах и средствах постоянной готовности РСЧС по состоянию на 1 января 2003 г., а также в соответствии с Табелем срочных донесений МЧС России и Методическими указаниями по созданию гражданских организаций гражданской обороны, введенных в действие директивой МЧС России от 3 апреля 2000 г. N 33-860-14, уточнить наличие, состав, укомплектованность и оснащенность гражданских организаций гражданской обороны по состоянию на 1 января 2003 года. Уточненные данные представлять в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Саха (Якутия) ежегодно до 1 ноября.
III.
На основе настоящих Организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - организационно-методические указания):
Главам администраций городов и районов Республики Саха (Якутия):
организовать разработку и ввести в установленном порядке в действие соответствующие организационно-методические указания и планы основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Настоящие Организационно-методические указания довести до глав администраций районов и городов, руководителей министерств и ведомств в части касающейся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.