Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 мая 2005 г. N 281 настоящее Постановление снято с контроля
В целях формирования высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, развития внутреннего и въездного туризма Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития туризма в Республике Саха (Якутия).
2. Министерству по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (Скрыбыкин А.Н.) разработать "Государственную целевую Программу развития туризма в Республике Саха (Якутия) до 2010 г." в срок до 1 апреля 2004 г. и внести на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.В. Власова.
Председатель Правительства |
Е. Борисов |
Концепция развития туризма в Республике Саха (Якутия)
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2003 г. N 718)
Преамбула
Туризм необходимо рассматривать не только как межотраслевую экономическую систему, но и как социальное явление, доступное любому потребителю. Туризм увязывает потребности в человеческих контактах, развитии личности и мышления с критериями социальной справедливости, охраны окружающей среды, возрождения исторического наследия, культуры и искусства. Развитие туризма стимулирует сохранение культурных традиций, возрождение традиционных ремесел, изучение истории, экономическое развитие отдаленных сельскохозяйственных территорий, занятость местного населения в сфере услуг и производстве экологически чистых продуктов питания.
За прошедшие десятилетия в Республике Саха (Якутия) сложились необходимые условия для развития туризма на основе эффективного использования богатейшего природного потенциала, распространения знаний об уникальной истории и культуре народов, населяющих ее территорию, формирования привлекательного имиджа региона.
Туризм Якутии еще не приступил к реализации своих потенциальных возможностей, существуют значительные резервы в его количественном и качественном развитии. При должном внимании к назревшим проблемам, применении комплексных подходов в реализации государственной политики, туризм может стать одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся отраслей экономики Республики Саха (Якутия).
1. Мировые тенденции развития туризма
Современная индустрия туризма является одной из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. В настоящее время количество рабочих мест в данной сфере достигло 192 млн. или 8 % от общих показателей занятости в мире.
По данным ВТО и Международного валютного фонда, начиная с 1998 г. туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 млрд. долларов США, или 7,9 %). Доходы от туризма будут расти опережающими темпами и рост составит 4,2 раза.
Базисной тенденцией является перераспределение туристских потоков между регионами мира. К 2010 г. на мировом рынке туристских услуг прогнозируется относительный рост доли Восточной Азии и азиатско-тихоокеанского региона при снижении удельного веса европейского и американского регионов. Перемещение основных зон мирового туризма будет соответствовать росту сектора воздушного транспорта. Риск экономического спада, иные политические и гуманитарные риски во все меньшей степени будут сказываться на росте туризма, так как спрос на услуги данной сферы имеет свои собственные детерминанты. Основные пропорции туризма останутся стабильными: одна четверть будет приходиться на межрегиональный туризм и три четверти - на внутрирегиональный. Наибольший рост числа туристов среди туристогенерирующих стран до 2010 г. будет в Японии - с годовым уровнем 7 %.
По прогнозам ВТО перспективными направлениями развития туризма в 21 веке являются:
Приключенческий туризм. Наличие развитой, комфортабельной инфраструктуры туризма в регионах, традиционно специализирующихся на этом виде услуг, предопределяет рост заинтересованности в путешествиях в не освоенные или ранее не доступные территории, развитие приключенческого и экстремального туризма.
Круизы. Круизный сектор туризма развивается феноменальными темпами благодаря сочетанию ряда факторов, стимулирующих стабильный спрос потребителей: комфортабельность, информативность, престижность.
Экологический туризм. Данный вид туризма основан на посещении и ознакомлении туристов с объектами и явлениями экологически чистой природы.
Культурно-познавательный туризм. Туристские потоки данного типа сосредоточены в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Организуются образовательные туры для небольших групп и однодневные экскурсии с посещением культурных памятников отдыхающими. В связи с этим большое значение приобретает проведение эффективных мер по сохранению памятников культуры и управлению потоками туристов.
Тематический туризм. Данный вид предусматривает повышенный интерес к какому-то явлению (например, климатическим особенностям, флоре или фауне местности), который превалирует над обычными мотивами отдыха.
Одной из основных тенденций является сокращение времени, которое люди смогут выделять на свой отдых, особенно на основных рынках - поставщиках туристов. Путешественники будут "богаты деньгами, но бедны временем". Следовательно, повышенным спросом будут пользоваться туристские продукты, предусматривающие максимум удовольствий и впечатлений за минимум времени.
2. Современное состояние инфраструктуры туризма в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия)
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристского потока. По оценкам специалистов ВТО потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей составляет всего 7,4 млн. человек. Аналитические и статистические данные показывают, что средняя продолжительность пребывания составляет 6,5 суток, большинство туристов пользуется услугами национальных российских перевозчиков, в 2000 г. расходы по поездкам в Россию составили 374 млн. долл. США.
Активное развитие туризма в Республике Саха (Якутия) тормозят следующие факторы:
нepaзвитaя туpиcтичecкaя инфpacтpyктypa, знaчитeльный мopaльный и физичecкий изнoc cyщecтвyющeй мaтepиaльнoй бaзы, особенно транспортных средств, острый дефицит гocтиниц туpиcтcкoгo клacca c coвpeмeнным ypoвнeм кoмфopтa и обслуживания;
низкий уровень инвестиций в cpeдcтвa paзмeщeния тypиcтoв и иную тypиcтичecкyю инфpacтpyктypy;
нeвыcoкoe кaчecтвo oбcлyживaния вo вcex ceктopax из-зa низкoгo ypoвня пoдгoтoвки кaдpoв и oтcyтcтвия oпытa paбoты в ycлoвияx pынoчнoй экoнoмики;
слабая сбытовая деятельность, ограниченность выхода на внешние рынки из-за отсутствия целенаправленной имиджевой рекламы республики, ярко выраженной сезонности приема туристских потоков, большой доли транспортной составляющей в стоимости туров, резко удорожающей цену услуг.
Эти проблемы характерны не только для республики, но и для других регионов России, они имеют системный характер.
Тем не менее за последние годы, благодаря активной государственной поддержке туризма и сферы предпринимательства, в регионе созданы предпосылки для привлечения въездных туристских потоков. Накоплен необходимый опыт в обслуживании иностранных туристов, на территории республики действуют 12 туроператорских компаний, охватывающих практически все основные направления туристской деятельности, разработаны десятки новых туристских маршрутов, наметились позитивные сдвиги в развитии инфраструктуры туризма.
Также к положительным факторам развития туризма в Республике Саха (Якутия) можно отнести развитие страховых услуг и наличие разветвленной инфраструктуры спасательных подразделений Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Саха (Якутия).
В настоящее время гостиничная база и другие места размещения в г. Якутске позволяют обслужить одновременно 1200 гостей. Основными потребителями услуг гостиничного сектора являются российские граждане, осуществляющие поездки с деловыми целями. Согласно данных гостиниц, деловые визитеры составляют 70 % годовой загрузки гостиничной базы г. Якутска. Соответственно емкость гостиничного сектора основного транспортного узла республики недостаточна для приема даже небольших туристских потоков.
В городах Якутск, Мирный, Нерюнгри ресторанный бизнес достиг достаточного уровня, чтобы с приемлемым качеством обслуживать туристские потоки, во многих муниципальных образованиях созданы условия для развития предпринимательства в сфере общественного питания.
Сувенирная торговля на местах развита слабо, а в ряде улусов и местностей просто отсутствует. Не используются возможности продажи продукции местных производителей.
Остро стоит вопрос внутренних перевозок в связи с неадекватным ростом их стоимости относительно доходов населения. Это существенно ограничивает географию туристских маршрутов и путешествий, в особенности в отдаленных улусах республики. Объемы перевозок значительно сократились в связи с физическим и моральным износом транспортных средств, что отражается на привлекательности туристского продукта.
Низкая транспортная доступность северных районов республики, неразвитость сети автомобильных дорог являются фактором, тормозящим развитие туризма в данной зоне. Транспортировка туристских групп возможна лишь воздушным (вертолетным), либо водным транспортом. Таким образом, расширение масштабов туризма в Якутии напрямую зависит от развития авиации и речного флота на внутренних линиях.
Современный аэропорт в г. Якутске, отвечающий международным стандартам, способствует организации прямых зарубежных авиаперелетов для больших групп туристов и позволяет надеяться на значительное повышение потока из Европы и стран Юго-Восточной Азии уже в среднесрочной перспективе.
В эксплуатации АСК "ЛОРП" и АК "Алроса" находятся 2 круизных судна - "Демьян Бедный" и "Михаил Светлов", соответствующие международным стандартам, что является предпосылкой для развития круизного туризма в республике.
Современные средства связи, особенно Интернет-технологии, в настоящее время значительно упростили обмен деловой информации и приблизили нас к мировым рынкам.
Анализ различных сегментов рынка туристских услуг Республики Саха (Якутия) показывает, что в 1990 - 2002 гг. наиболее интенсивно развивался выездной туризм, как деятельность, не требующая капиталовложений в туристскую индустрию и создание туристского продукта. Экономический кризис 1998 г. несколько ослабил платежеспособный спрос и стабилизировал выездной поток до 5 тысяч человек в год.
В настоящее время наблюдается активизация внутреннего туризма, но потребление услуг размещения и обслуживания пока характеризуется низкой требовательностью к уровню сервиса, адекватно минимизации цены тура. Отмечается тенденция роста туристско-этнографических комплексов, программ выходного дня. Доля загородных туристских спортивно-оздоровительных баз круглогодичного действия очень невелика. Достаточно сказать, что столица Республики город Якутск таких баз не имеет вовсе. Специализированные стационарные туристско-оздоровительные, молодежные и детские лагеря отсутствуют.
Въездной туризм в Якутию получил развитие в начале перестроечного процесса. На начальном этапе реформ отмечалось до 1800 прибытий в год, в дальнейшем объем приезжающих туристов сократился до 60. В 2002 г. наметился рост интереса к туристскому потенциалу региона, республику посетило 530 въездных туристов. Основные маршруты въездного туризма в 2002 г.: культурно-познавательная программа "Якутск", включая окрестности города; круизы; экспедиция на "Полюс Холода"; туры на оленьих упряжках; охотничьи и рыболовные туры; сплавные и пешеходные маршруты, наблюдение за дикой природой. Распределение туристских потоков по сезонам: 70 % годовой загрузки - в летние месяцы, по 10 % - весной, осенью и в зимний период. Наибольший интерес к республике отмечается со стороны таких стран, как Япония, Германия, США, Швейцария, Франция.
3. Основные положения Концепции
Богатейшие туристско-рекреационные ресурсы Республики Саха (Якутия) являются предпосылкой становления и эффективного развития туризма как приоритетной отрасли экономики, мощного разветвленного межотраслевого комплекса, обеспечивающего социальные, политические и экономические выгоды региона.
Выделяются следующие базисные положения:
Туризм является сложным межотраслевым комплексом, требующим системного подхода к регулированию социально-экономического взаимодействия многих отраслей хозяйства на государственном федеральном и региональных уровнях.
Национальный туристский продукт состоит не только из продукта деятельности организаторов туризма, которые являются посредниками в этом процессе. Это - широкое социально-экономическое явление, в процессе которого экономические выгоды проявляются в смежных с туризмом отраслях хозяйства (перевозки, размещение, питание, аттракции, торговля, банковские, финансовые, страховые и иные сопутствующие услуги и работы). Гармоничное развитие всех составляющих туристского продукта является основной задачей процесса регулирования деятельности в сфере туризма. Комплексный подход к координации и регулированию деятельности туристской индустрии и смежных отраслей, образующих инфраструктуру туризма способен качественно изменить положение туристской отрасли в экономике региона, обеспечить дополнительные доходы бюджетной системы.
Целевая функция развития туризма заключается в повышении качества и уровня жизни населения республики, обеспечении занятости, духовного и физического оздоровления населения, повышения доходов граждан и бюджетов всех уровней, что является реальным претворением в жизнь основополагающих принципов Конституции Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
4. Цели и задачи Концепции
Главной целью развития туризма в Республике Саха (Якутия), как приоритетной отрасли экономики, является превращение туристской отрасли в доходообразующую, призванную обеспечить устойчивое динамичное развитие туризма, достойный уровень жизни населения республики, обеспечение занятости населения, социальную поддержку, повышение доходов граждан и бюджетов всех уровней, рациональное использование туристских ресурсов.
Для достижения намеченной цели необходимо обеспечить решение следующих поставленных задач:
создание и формирование экологически и социально ориентированного, высокорентабельного и конкурентоспособного межотраслевого туристского комплекса, основанного на рациональном использовании туристских ресурсов, культурного и природного наследия, способного обеспечивать широкие потребности клиентов в туристских услугах;
сохранение и рациональное использование культурно-исторических и природно-рекреационных ресурсов и наследия;
разработка маркетинговой стратегии продвижения национального, регионального и местного туристского продукта на внутреннем и международном рынках и создания благоприятного имиджа республики как туристского региона;
создание нормативно-правовой базы для эффективного и динамичного развития предпринимательства в сфере туризма, формирования благоприятного инвестиционного климата в туристской отрасли, качественного воспроизводства материальной базы туризма (объектов размещения и инфраструктуры) посредством привлечения инвестиций;
обеспечение индустрии туризма профессиональными кадрами, создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации в соответствии с международными стандартами и требованиями;
обеспечение доступности туристских и лечебно-оздоровительных ресурсов для местного населения, всех социальных групп, максимальное удовлетворение потребностей в туристских услугах, создание санаторно-курортной базы;
совершенствование системы обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов.
Государственное регулирование туристской деятельности должно быть нацелено на осуществление следующих мер:
обеспечение эффективного уровня координации и взаимодействия между государственным, муниципальным и частным секторами;
поддержка туристской отрасли административным ресурсом;
формирование источников бюджетного и внебюджетного финансирования для поддержки приоритетных направлений деятельности туристской отрасли (внутреннего и въездного туризма);
определение приоритетных мероприятий по маркетингу и продвижению туристских продуктов республики, организация местных туристских выставок, участие в отечественных и зарубежных туристских выставках, других специализированных мероприятиях;
создание важнейших базовых компонентов инфраструктуры туризма (мест размещения и питания, дорожной сети, систем транспорта, контрольно-спасательных служб и прочее);
формирование и обеспечение законодательной и нормативно-правовой базы, направленной на упорядочение и совершенствование легитимных отношений в сфере туристской индустрии;
обеспечение защиты и безопасности туристов как неотъемлемой части качественного туристского продукта и прав потребителей;
совершенствование учета и статистики, развитие научно-исследовательской деятельности в сфере планирования и стимулирования туризма, развития новых видов и форм туристской деятельности, а также гармоничного развития туристского комплекса;
профессиональная подготовка и переподготовка кадров для туристской отрасли, включая разработку образовательных и учебных стандартов с учетом особенностей национальной культуры для всех сегментов сферы услуг, задействованных в туристском обслуживании;
контроль за землепользованием и применением норм застройки в зонах развития туризма; ведение кадастров и реестров туристских объектов и ресурсов;
лицензирование деятельности туристских организаций, перевозчиков и других предприятий туристской индустрии;
эффективное управление качеством предоставляемых населению услуг, защита прав потребителей, обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества туристов;
пропаганда среди населения ценности и полезности туризма, необходимости охраны окружающей среды; целеориентированное привлечение местного населения к производству туристских услуг, работ, способствующих потреблению типичных туристских услуг и товаров;
дальнейшее развитие молодежного, студенческого, и детского туризма, представляющих массовый и активный контингент потенциальных туристов, восприимчивых к наиболее доступным видам туризма, таким, как самодеятельный, спортивный, краеведческий, которые являются малозатратными и в то же время многоплановыми, прикладными в сфере роста личности, формирующего патриотическое сознание и навыки здорового образа жизни;
на продуманную организацию туризма для инвалидов: взаимодействие всех министерств и ведомств, строительство специализированных туристских объектов, создание безбарьерной архитектуры;
государственная поддержка финансированием из бюджетных и внебюджетных источников всех форм социального туризма, создание благоприятных условий для предоставления услуг социального туризма населению различных социально-демографических категорий и групп.
5. Механизм и этапы реализации Концепции
Необходимым механизмом для достижения целей данной Концепции является Государственная программа развития туризма в Республике Саха (Якутия), предусматривающая поэтапное развитие туристской отрасли до 2010 г. Реализация программных задач возможна только при концентрации усилий всех заинтересованных министерств и ведомств, прямо и косвенно участвующих в обслуживании туристов, а также при полной поддержке Правительства Республики Саха (Якутия). Создание современной индустрии туризма, как основы туристского комплекса, должно стать приоритетной задачей экономического развития республики.
Эффективным инструментом в достижении поставленных задач может стать создание межотраслевых и межрегиональных общественных фондов, ассоциаций, некоммерческих партнерств и других объединений на добровольной основе с участием туристских компаний, промышленный предприятий, транспортных компаний, банков, иностранных инвесторов, других предприятий и организаций, участвующих в обслуживании туристов, либо заинтересованных в развитии туризма, независимо от форм собственности и государственной принадлежности.
Основными направлениями деятельности данных структур должны стать:
осуществление совместных инвестиционных программ по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов туризма и сопутствующих объектов социальной инфраструктуры;
увеличение эффективности продаж туристских услуг за счет централизации сбытовой политики и продвижения услуг на мировые рынки;
увеличение объема и повышения качества предлагаемых туристских услуг;
диверсификации туристского продукта.
6. Этапы реализации Концепции
Реализация Концепции развития туризма в Республике Саха (Якутия) будет осуществляться в три этапа: первый - 2003 - 2006 гг., второй - 2006 - 2010 гг., третий - 2011 г. и далее. На каждом из этих этапов, исходя из складывающейся в республике экономической ситуации и основных установок концепции, будут решаться свои специфические задачи.
На первом этапе (2003 - 2006 гг.) предполагается решение следующих основных задач:
разработка и принятие республиканского Закона "О государственной поддержке туризма" и "Государственной программы развития туризма в Республике Саха (Якутия) до 2010 г.", создающих правовую и финансовую базу регулирования туризма и смежной деятельности в Республике Саха (Якутия);
проведение маркетинговых исследований и анализа возможностей туристского рынка, формирование базы данных (реестра и кадастра) туристско-рекреационного потенциала;
совершенствование нормативной и правовой базы туризма в целях стимулирования развития туризма и привлечения инвестиций (участие в формировании правовой базы на федеральном уровне, генерация законодательной и нормативно-правовой базы на республиканском уровне);
проведение широкомасштабной рекламной кампании с целью формирования имиджа республики как региона, благоприятного для развития туризма;
реконструкция и строительство важнейших туристских объектов (гостиниц, тематических парков и комплексов, туристско-информационных центров, развитие систем аттракций и транспортных коммуникаций, систем связи, торговли товарами туристского спроса и других необходимых, привлекательных и высокодоходных элементов туристской инфраструктуры);
создание системы образования и профессиональной подготовки кадров для сферы туризма (гидов, проводников, экскурсоводов, работников сферы обслуживания и управления), подготовка преподавательских кадров для системы туристского образования, в том числе за рубежом. Создание и обеспечение деятельности филиалов ведущих российских образовательных учреждений сферы туризма для эффективной подготовки кадров в республике.
На втором этапе (2006 - 2010 гг.) предполагается решение следующих основных задач:
формирование современной материально-технической базы индустрии туризма по основным, пользующимся устойчивым спросом, направлениям, включая создание экологических туристских деревень высшей категории классности на основе гармоничного использования национального колорита и культурных традиций;
привлечение финансовых средств в реализации проектов федерального и республиканского значения;
усиление маркетинговой деятельности и рекламной кампании по продвижению республиканского турпродукта;
создание сети информационных и справочных бюро для туристов в аэропортах, автовокзалах и других местах массового посещения и пребывания туристов;
совершенствование системы образования и профессиональной подготовки кадров, подготовка преподавательских кадров для системы туристского образования.
На третьем этапе (2011 г. и далее) предполагается решение следующих задач:
формирование систем базовой туристской инфраструктуры (гостиницы, транспорт, объекты питания и т.д.);
широкомасштабное строительство туристских объектов, включая крупные гостиничные комплексы, мотели на основных транспортных магистралях, на основе привлечения отечественных и иностранных инвестиций, в том числе за счет централизованных государственных капиталовложений и льготных инвестиционных кредитов;
обустройство объектов туристского интереса и маршрутов;
создание сети собственных предприятий по выпуску необходимой продукции туристского назначения;
развитие межрегиональных связей, создание отлаженной сети предоставления туристских услуг в дальневосточном регионе;
создание развитой системы предоставления информационных услуг туристам (путеводители, карты, системная информация на электронных носителях, в сети Интернет).
Заключение
Концепция развития туризма в Республике Саха (Якутия) разработана с учетом совокупности социально-экономических, природных и культурных особенностей республики. Настоящая Концепция адресована законодательным и исполнительным органам Республики Саха (Якутия), хозяйствующим субъектам туристской сферы и смежных отраслей. Анализ основных проблем отрасли позволил определить цели, задачи и стратегические направления развития туризма в Республике Саха (Якутия).
Реализация основных положений настоящей Концепции способствует формированию единой государственной политики в сфере туризма и созданию современного конкурентоспособного туристского комплекса. Для реализации поставленных задач и достижения указанной цели необходима разработка Республиканской целевой программы развития туризма в Республике Саха (Якутия) на средне- и долгосрочный период. Предусматривается возможность уточнения и коррекция программы на этапах ее выполнения с учетом реальных условий.
Приложение
к Концепции развития туризма
в Республике Саха (Якутия),
утв. постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 20 ноября 2003 г. N 718
В настоящем приложении представлены разделы:
1. Перспективные направления развития по видам туризма
С учетом распределения туристских ресурсов и возможностей позиционирования на внешнем рынке в Республике Саха (Якутия) выделяются следующие приоритетные направления въездного туризма:
экологический туризм, основанный на признании в качестве главной рекреационной ценности туристских и экскурсионных поездок и отдыха в условиях экологически чистой среды, предполагающий посещение особо охраняемых природных территорий;
круизные программы (Якутск - Тикси, Якутск - Витим, Якутск - Ленские Столбы на круизных теплоходах); использование скоростного комфортабельного флота малой вместимости для целей туризма;
культурно-познавательный и культурно-религиозный туризм (культура и традиции народов Республики Саха (Якутия);
приключенческий и экстремальный туризм, включающий автотуры, в том числе на Полюсы холода (Оймякон, Верхоянск), сплавные и пешеходные маршруты, спортивное рыболовство, охотничьи туры, конные маршруты, на собачьих и оленьих упряжках, лыжные и горнолыжные туры, наблюдения за дикой природой, другие приключенческие и экстремальные программы;
индустриальный туризм, включающий туры с познавательным интересом к таким отраслям промышленности, как алмазодобывающая (Мирнинский, Сунтарский, Нюрбинский улусы), золотодобывающая (Оймяконский, Алданский улусы), пушно-меховая и др.;
профессионально-деловой туризм, предполагающий проведение конгрессов, конференций, семинаров, тематических выставок, аукционов, в том числе международных;
научный и познавательный туризм, включающий специализированные программы в сфере археологии и палеонтологии, природоведения, орнитологии, изучения и наблюдения животного мира, мерзлотоведения, программы с наблюдением северного сияния;
специализированный сегмент: программа молодежного и пенсионного обмена, развитие побратимских связей на международном и межрегиональном уровне, добровольные трудовые поездки, связанные с охраной окружающей среды;
религиозное паломничество: программы религиозных организаций, связанные с исполнением обрядов, поклонением святыням, с другими религиозными целями.
В сфере внутреннего туризма приоритетными направлениями являются:
маршруты выходного дня;
межулусные поездки с культурными и рекреационными целями;
инсентив-туризм, основанный на организации коллективных поездок работников предприятий с экскурсионными, познавательными и оздоровительными целями;
событийный туризм, опирающийся на привлечение массового контингента туристов, в том числе местного населения, на крупные культурные, спортивные или научные мероприятия;
мероприятия, направленные на развитие социального туризма, организацию молодежного туризма, отдыха пожилых людей и социально незащищенных категорий населения, самодеятельного и спортивно-оздоровительного туризма, а также осуществление мер, направленных на стимулирование предприятий социального туризма в целях введения новых мощностей отдыха и размещения для детей, молодежи, пожилых людей и инвалидов через льготное кредитование, безвозмездную передачу земельных участков под строительство целевых объектов.
2. Развитие инфраструктуры туризма
Основная задача состоит в образовании многоуровневой гостиничной системы, основной составляющей частью которой станут три крупных приемо-обслуживаюших центра с гостиницами повышенной комфортности в центрах прибытия туристов - городах Якутск, Мирный, Нерюнгри (первый уровень). Современные гостиничные комплексы должны полностью соответствовать международным стандартам.
Учитывая сложившуюся транспортную схему, в среднесрочной перспективе город Якутск сохранит статус основного транзитного пункта для туристов. Емкость гостиничной базы столицы республики должна включать дополнительно специализированную туристскую гостиницу на 300 мест с набором услуг и качеством обслуживания не ниже требований 3-звездного уровня. Эта задача выполнима, если принять во внимание современные возможности города Якутска.
В городах Мирный и Нерюнгри требуется расширение гостиничной базы и реконструкция существующей.
Сеть малых гостиниц на 25 - 50 мест (второй уровень) должна составлять основу гостиничного хозяйства в локальных туристских центрах (улусных центрах с хорошим транспортным сообщением с городами Якутск, Мирный, Нерюнгри).
Необходимым условием для локального туристского центра является наличие транспортной инфраструктуры (аэропорт, речная пристань, автомобильная дорога) и постоянный туристский поток, обеспечивающий не менее 60 % загрузки гостиничного фонда.
В случае увеличения длительности туров и количества посещений туристами определенных населенных пунктов или регионов республики, возможным станет создание в этих местах собственных гостиничных комплексов, состоящих из мини-гостиниц коттеджного типа на 8 - 10 человек. Подобная гостиничная база может быть мобильной, транспортироваться воздушным или наземным видами транспорта и размещаться в самых отдаленных местах республики. Условие мобильности представляется важным фактором в сохранении экологического равновесия в рекреационных комплексах.
Реализация вышеуказанных направлений развития гостиничного хозяйства на начальном этапе позволит создать 850 мест для одновременного размещения туристов в условиях, соответствующих международным стандартам. С учетом сезонности (180 дней в году) и средней загрузки гостиничной базы (60 %) общий объем возрастет до 91,8 тыс. туродней, что соответствует приему 13,1 тыс. туристов по семидневной программе пребывания. При данном объеме потоков число занятых в туристской и смежных отраслях составит более 1000 человек, из расчета 1 рабочее место на 13 туристов.
Транспортно-дорожный комплекс
Транспорт играет исключительно важную роль в обеспечении нормального функционирования туристской отрасли республики Неразвитость дорожно-транспортной системы делает невозможным эффективное развитие туризма и его инфраструктуры.
Водный транспорт
Для увеличения количества туристов необходимо новое строительство и укрепление действующих причалов и дебаркадеров, качественное обновление изношенного подвижного состава, осуществление контроля над состоянием водных путей, обустройство туристскими объектами береговых территорий в местах стоянок судов по круизным маршрутам.
Спрос на круизное обслуживание значительными темпами опережает предложение, что требует принятия конкретных мер для решения данной проблемы. Наибольшим спросом будет пользоваться продукт высшего уровня классности для состоятельных туристов. Для этого необходимо расширение состава плавсредств за счет судов разного типа вместимости с повышенной комфортностью.
Воздушный транспорт
Республиканский авиационный парк практически выработал свой ресурс, резко сократились объемы перевозок, аэродромная сеть не реконструируется с 1994 г., техническая оснащенность аэропортов в основном не соответствует нормативам. Поэтому залогом эффективного развития туризма является расширение и техническое переоснащение самолетно-вертолетного парка, малой авиации республики, средств и методов воздухоплавания, формирование разветвленной сети местных и региональных авиалиний.
Автомобильные дороги
Изолированность региона, сложная транспортная сеть и ее неразвитость тормозят развитие туризма. Должна быть предусмотрена программа обустройства существующей и строящейся дорожной сети предприятиями индустрии туризма (мотелями, пунктами питания, средствами связи, туалетами и прочее). Имеет перспективу организация аттрактивного сафари для туристов и экскурсантов на высококомфортных автомашинах повышенной проходимости.
Железнодорожный транспорт
Перспектива доведения железной дороги до города Якутска станет новым импульсом развития туристской отрасли. Утрата уровня технического оснащения и безопасности средств транспорта снижает доступность туристских ресурсов, отражается на качестве национального туристского продукта. Модернизация транспортного комплекса является объективной необходимостью не только для развития туристской отрасли, но и экономики республики в целом.
Система питания
Для качественного обслуживания приезжающих гостей необходимо разработать и внедрить международные стандарты туристского обслуживания в сфере питания. Следует инициировать и всячески поддерживать развитие услуг и предоставления питания различных видов (национальной, восточной, европейской кузни и других) с учетом, как местных, так и общепринятых традиций.
Повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров
Одним из важнейших направлений Концепции является подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, от которых зависит успех гостиничного, туристского и ресторанного бизнеса, а также экскурсионного дела и организации аттракций, что требует создания единой системы непрерывной подготовки туристских кадров в республике, отвечающей международным образовательным стандартам. Особое внимание следует уделить подготовке туристских кадров в улусах и на вновь вводимых объектах туризма. Расширение въездных туристских потоков диктует приоритеты в сфере обучения кадров туристской отрасли владению специалистами иностранными языками.
3. Основные направления маркетинговой стратегии.
Разработка и реализация рекламно-информационных программ
Важнейшими маркетинговыми задачами государства являются:
проведение маркетинговых исследований (прогноз, определение тенденций развития рынка, определение сегментов целевых рынков);
разработка стратегической маркетинговой концепции с рекомендациями для предприятий;
предоставление консультационных услуг по вопросам реализации маркетинга;
формирование имиджа республики как туристской дестинации, благоприятной для туризма;
осуществление мероприятий по связям с общественностью и в области рекламы, проведение эффективных PR-акций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2003 г. N 718 "О Концепции развития туризма в Республике Саха (Якутия)"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля