Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 13 декабря 2003 г. N 775
Правила подготовки нормативных правовых актов исполнительных органов
государственной власти Республики Саха (Якутия)
Настоящие Правила разработаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" в целях упорядочения и повышения уровня подготовки нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
1. Общие положения
1.1. Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме в установленном порядке и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
1.2. Правовая норма - общеобязательное для неопределенного круга лиц государственное предписание (правило поведения) постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение и действующее независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
1.3. Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение законов Республики Саха (Якутия), указов и распоряжений Президента Республики Саха (Якутия), постановлений и распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия) во исполнение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также по инициативе исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в пределах их компетенции.
1.4. Нормативные правовые акты издаются исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Структурные подразделения и территориальные органы исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) не вправе издавать нормативные правовые акты.
1.5. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) или одним из них по согласованию с другими.
Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств, иных исполнительных органов государственной власти. Согласование нормативного правового акта оформляется визами.
Виза включает в себя наименование должности руководителя министерства (ведомства) или его заместителя и личную подпись визирующего, расшифровку подписи и дату.
Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта.
2. Порядок подготовки нормативного правового акта
2.1. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе.
В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридическая служба исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия).
2.2. Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение законов Республики Саха (Якутия), указов и распоряжений Президента Республики Саха (Якутия), постановлений и распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия), как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.
Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) могут создаваться рабочие группы.
2.3. В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия), практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.
3. Оформление нормативного правового акта
3.1. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.
Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.
3.2. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.
Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими исполнительными органами государственной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими исполнительными органами государственной власти.
Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта.
3.3. Если при подготовке нормативного правового акта выявилась необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый новый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания, которые сохраняют свою силу.
3.4. Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы исполнительного органа государственной власти.
3.5. Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем исполнительного органа государственной власти или лицом, исполняющим его обязанности.
Отдельные нормативные правовые акты могут подписываться (утверждаться) первыми заместителями (заместителями) руководителя исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия), на которых в установленном порядке возложено руководство отраслевыми службами (блоками), сформированными в этих органах.
Предоставление таких полномочий, а также круг вопросов, по которым заместитель руководителя исполнительного органа государственной власти вправе подписывать (утверждать) нормативные правовые акты, подлежит рассмотрению на заседании Правительства Республики Саха (Якутия) по представлению руководителя исполнительного органа государственной власти.
По поручению Правительства Республики Саха (Якутия) исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) готовит и представляет в установленном порядке проект решения о внесении соответствующих изменений (дополнений) в положение об исполнительном органе государственной власти Республики Саха (Якутия).
3.6. Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты:
наименование органа (органов), издавшего акт;
наименование вида акта и его название;
дата подписания (утверждения) акта и его номер;
наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.
Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими исполнительными органами государственной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату.
4. Ответственность должностных лиц за подготовку нормативных правовых актов
4.1. Нормативные правовые акты в трехдневный срок с момента подписания (утверждения) направляются руководителем исполнительного органа государственной власти для государственной регистрации в Департамент по государственно-правовым вопросам и взаимодействию с федеральными органами РФ.
4.2. Нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, для исполнения не направляются. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
4.3. Руководители исполнительных органов государственной власти несут персональную ответственность за несоблюдение настоящих Правил.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.