2. Координатором Межведомственной программы развития воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) на 2004-2007 гг. определить Министерство образования Республики Саха (Якутия).
3. Министерству образования Республики Саха (Якутия) (Габышева Ф.В.), Министерству по молодежной политике Республики Саха (Якутия) (Еремеев А.И.), Комитету по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) (Сергучев А.Е.), Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Александров В.Л.), Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по физической культуре и спорту (Гуляев М.Д.), Министерству науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) (Толстых Г.В.), Министерству внутренних дел Республики Саха (Якутия) (Назаров А.В.), Министерству охраны природы (Алексеев В.Г.), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (Песковская Ю.А.), Министерству по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (Скрыбыкин А.Н.), Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Ефимов В.П.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.), Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (Борисов А.С.) при формировании государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2004-2007 гг. предусмотреть финансирование Межведомственной программы развития воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) на 2004-2007 гг. за счет своих целевых программ.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований улусов (районов) и городов Республики Саха (Якутия):
4.1. Обеспечить долевое финансирование Межведомственной программы развития воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) на 2004-2007 гг. за счет местного бюджета и внебюджетных средств, разработав улусные (районные) программы по развитию воспитания детей и молодежи.
4.2. Развивать благотворительную и спонсорскую деятельность физических и юридических лиц по финансированию мероприятий Межведомственной программы развития воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) на 2004-2007 гг.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.И. Михайлову.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
Е. Борисов |
Межведомственная программа развития воспитания детей и молодежи
в Республике Саха (Якутия) на 2004-2007 гг.
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 13 апреля 2004 г. N 170)
Паспорт
Межведомственной программы развития воспитания детей и молодежи
в Республике Саха (Якутия) на 2004-2007 гг.
/------------------------------------------------------------------------------------\
|Номер и дата документа об|Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) |
|утверждении Программы |от 13 апреля 2004 г. N 170 |
|-------------------------+----------------------------------------------------------|
|Основание |- Конвенция ООН о правах ребенка; |
|для разработки Программы |- Семейный кодекс Российской Федерации; |
| |- Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в|
| |Российской Федерации"; |
| |- Закон РФ "О государственной поддержке молодежных и|
| |детских общественных объединений"; |
| |- Закон РФ "Об образовании"; |
| |- Закон РС(Я) "Об образовании"; |
| |- Закон РС(Я) "О правах ребенка"; |
| |- Закон РС(Я) "Об учителе"; |
| |- Закон РС(Я) "О профилактике безнадзорности и|
| |правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха|
| |(Якутия)"; |
| |- Закон РС(Я) "Об организации работы по опеке и|
| |попечительству |
| |в Республике Саха (Якутия)"; |
| |- Закон РС(Я) "О государственном сельском образовательном|
| |учреждении"; |
| |- Закон РС(Я) "О государственной молодежной политике |
| |в Республике Саха (Якутия)"; |
| |- Национальная доктрина образования в Российской|
| |Федерации, одобренная постановлением Правительства|
| |Российской Федерации от 4 октября 2002 г. N 751 "О|
| |Национальной доктрине образования в Российской Федерации";|
| |- Государственная программа "Патриотическое воспитание|
| |граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг."; |
| |- Государственная программа развития образования детей на|
| |2001-2006 гг. (Министерство образования РС(Я)); |
| |- Президентская целевая программа "Семья и дети Республики|
| |Саха (Якутия)"; |
| |- Государственная целевая программа охраны здоровья|
| |населения Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 гг.; |
| |- Президентская программа по защите конституционных прав,|
| |свобод и законных интересов лиц и организаций в Республике|
| |Саха (Якутия) от преступных посягательств на 2003-2006|
| |гг.; |
| |- Республиканская целевая программа "Молодежь республики -|
| |XXI веку"; |
| |- Республиканская целевая программа "Создание условий для|
| |духовно-нравственного развития граждан Республики Саха|
| |(Якутия)"; |
| |- Целевая программа "Охрана окружающей среды Республики|
| |Саха (Якутия) на 2003-2006 гг."; |
| |- Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N|
| |1756-р |
| |"О Концепции модернизации российского образования на|
| |период до 2010 г."; |
| |- Распоряжение Правительства РС(Я) от 26 августа 2003 г. |
| |N 1004-р "О разработке республиканской целевой программы|
| |развития воспитания детей и молодежи на 2004-2007 гн."; |
| |- Приказ Министерства образования РФ от 25 декабря 2001|
| |г. |
| |N 193 "О реализации решения коллегия Минобразования России|
| |N 19/2 "Об итогах реализации Программы развития воспитания|
| |в системе образования России на 1999-2001 гн. и об|
| |основных направлениях развития воспитания в системе|
| |образования на 2002-2004 гг."; |
| |- Концепция развития физической культуры и спорта в РС(Я);|
| |- Доктрина здорового образа жизни в Республике Саха|
| |(Якутия). |
|-------------------------+----------------------------------------------------------|
|Государственный заказчик|Правительство Республики Саха (Якутия) |
|Программы | |
|-------------------------+----------------------------------------------------------|
|Основные разработчики|Министерство образования РС(Я); |
|Программы |Министерство науки и профессионального образования РС(Я); |
| |Министерство внутренних дел РС(Я); |
| |Министерство по молодежной политике РС(Я) |
| |Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я) |
|-------------------------+----------------------------------------------------------|
|Назначение Программы |Программа является механизмом реализации государственной|
| |политики Республики Саха (Якутия) в области воспитания|
| |детей и молодежи. |
|-------------------------+----------------------------------------------------------|
|Цель и задачи Программы |Цель - создание необходимых условий (научно-методических,|
| |организационных, кадровых, информационных и др.) для|
| |формирования целостной системы воспитания и образования|
| |детей и молодежи Республики Саха (Якутия) в современных|
| |условиях, направленной на формирование|
| |человека-гражданина, семьянина-родителя,|
| |специалиста-профессионала, развитие социальной и|
| |культурной компетентности личности, ее самоопределения и|
| |самореализации, повышение качества среды воспитания. |
| |Задачи: |
| |- обеспечение приоритетности воспитания в республике;|
| |укрепление и развитие воспитательных функций социальных и|
| |общественных институтов; разработка нормативно-правовых|
| |документов, регулирующих воспитательную деятельность|
| |учреждений образования и культуры по различным|
| |направлениям; |
| |- развитие гуманистических принципов содержания и|
| |механизмов нравственного, гражданского и патриотического|
| |воспитания, повышение культуры межнациональных и|
| |межэтнических отношений; |
| |- определение государственного социального заказа по|
| |актуальным направлениям воспитания; |
| |- организация научно-исследовательской работы, обеспечение|
| |научно-методической поддержки специалистов, занимающихся|
| |воспитательной деятельностью; |
| |- повышение профессионального уровня управления|
| |воспитательным процессом, укрепление|
| |государственно-общественного статуса образовательных|
| |учреждений; |
| |- внедрение в учебно-воспитательный процесс эффективных|
| |здоровьесберегающих воспитательных и образовательных|
| |технологий, отличающихся гибкостью, вариативностью,|
| |открытостью и личностно-ориентированной направленностью; |
| |- обеспечение взаимодействия семьи и социума в решении|
| |воспитательных проблем; более широкое привлечение|
| |родителей к участию в образовательном процессе; создание|
| |системы психолого-педагогического просвещения родителей; |
| |- реализация кадровой политики в деле подготовки|
| |специалистов по различным аспектам воспитания; |
| |- укрепление материально-технической базы образовательных|
| |учреждений, учреждений дополнительного образования детей; |
| |- обеспечение взаимодействия системы образования со всеми|
| |социальными институтами, повышение качества работы со|
| |средствами массовой информации и печати по вопросам|
| |воспитания детей и молодежи; развитие школьного и|
| |студенческого самоуправления в системе образования. |
|-------------------------+----------------------------------------------------------|
|Cтруктура |I. Семейное воспитание. |
|Плана действий по |II. Воспитание в образовательных учреждениях |
|реализации Программы |1. Здоровье и безопасность жизнедеятельности |
| |2. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация |
| |3. Художественно-эстетическое воспитание |
| |4. Патриотическое, гражданско-правовое воспитание,|
| |сохранение и развитие родного языка и культуры |
| |5. Профилактика преступности среди детей и молодежи,|
| |работа с детьми "группы риска" |
| |6. Развитие детских общественных организаций и|
| |объединений, ученического самоуправления |
| |III. Воспитание в системе дополнительного образования |
|-------------------------+----------------------------------------------------------|
|Сроки |2004-2007 гг. |
|реализации Программы | |
|-------------------------+----------------------------------------------------------/
|Исполнители Программы |Министерство образования РС(Я); |
|и основных мероприятий |Министерство здравоохранения РС(Я); |
| |Министерство культуры и духовного развития РС(Я); |
| |Министерство науки и профессионального образования РС(Я);|
| |Министерство по молодежной политике РС(Я); |
| |Министерство внутренних дел РС(Я); |
| |Государственный комитет по физической культуре и спорту|
| |РС(Я); |
| |Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я); |
| |Министерство труда и социального развития РС(Я); |
| |Министерство охраны природы РС(Я); |
| |Министерство по делам предпринимательства, развития|
| |туризма и занятости РС(Я); |
| |Департамент государственной федеральной службы занятости|
| |по РС(Я); |
| |Образовательные учреждения, органы управления|
| |образованием, администрации муниципальных образований|
| |РС(Я) |
| | |
|-------------------------+---------------------------------------------------------|
|Объемы | Финансирование Программы предусматривается за счет|
|и источники |действующих отраслевых республиканских целевых программ: |
|финансирования |- Государственная программа развития образования детей на|
| |2001-2006 гг. (Министерство образования РС(Я) - 33888,36|
| |тыс. рублей; |
| |- Президентская целевая программа "Семья и дети|
| |Республики Саха (Якутия)" - 13115,1 тыс. рублей; |
| |- Государственная целевая программа охраны здоровья|
| |населения РС(Я) на 2002-2006 гг. - 1742,4 тыс. рублей; |
| |- Президентская программа по защите конституционных прав,|
| |свобод и законных интересов лиц и организаций от|
| |преступных посягательств на 2003-2006 гг. - 92,22 тыс.|
| |рублей; |
| |- Республиканская целевая программа "Молодежь республики|
| |- XXI веку" - 12152,0 тыс. рублей; |
| |- Республиканская целевая программа "Создание условий для|
| |духовно-нравственного развития граждан РС(Я)" - 1900,0|
| |тыс. рублей; |
| |- Министерство охраны природы РС(Я) - 740 тыс. рублей, |
| |в т. ч. по подпрограмме "Экологическое воспитание и|
| |образование" республиканской целевой программы "Охрана|
| |окружающей среды РС(Я) на 2003-2006 гг." - 490,0 тыс.|
| |рублей; |
| |По линии WWF - 250,0 тыс. рублей. |
| | Бюджет МО РС(Я)- 20489,63 тыс. рублей; |
| | Бюджет Министерства культуры РС(Я) - 10693,0 тыс.|
| |рублей; |
| | Бюджет Министерства по молодежной политике РС(Я) - |
| |2750,0 тыс. рублей; |
| | Бюджет Министерства науки и профессионального|
|Ожидаемые конечные|образования РС(Я) - 5000,0 тыс. рублей; |
|результаты реализации| Бюджет СДОО РС(Я) - 2838,1 тыс. рублей; |
|Программы | Бюджет муниципальных образований - 17182,2 тыс.|
| |рублей |
| | Итого: 122583,01 тыс. рублей |
| | |
| | |
| | Обеспечение условий для воспитания физически и|
| |нравственно здоровой личности, гражданина республики,|
| |созидателя жизни, носителя национальных и|
| |общечеловеческих ценностей, человека, включенного в|
| |активный созидательный труд. |
| | |
| |I. Социально-общественные: |
| | укрепление и развитие института семьи как первоосновы|
| |общества; |
| | консолидация общества в деле воспитания подрастающего|
| |поколения - фундамента благополучного будущего Якутии; |
| | планомерное обеспечение профессиональными кадрами|
| |республики в различных областях народного хозяйства; |
| | повышение социального и общественного статуса|
| |педагогических работников и системы образования в целом; |
| | повышение качества среды воспитания и|
| |жизнедеятельности общества. |
| | |
| |II. Педагогические: |
| | целостность системы воспитания детей в Республике Саха|
| |(Якутия); |
| | создание воспитывающей среды для развития личности|
| |детей, их саморазвития, самоутверждения и самореализации;|
| |обеспечение культурно-исторической преемственности|
| |поколений, развитие национальной культуры как основы|
| |гражданского и патриотического сознания; |
| | формирование социальной и коммуникативной|
| |компетентности, здорового образа жизни детей и молодежи. |
| | |
| |III. Организационно-кадровые: |
| | повышение профессионального мастерства и качества|
| |труда педагогических, научно-педагогических и других|
| |работников образовательных учреждений; |
| | обновление системы аттестации педагогических|
| |работников с усилением требований к воспитательной|
| |деятельности; |
| | повышение общественного престижа, социального статуса|
| |и востребованности труда педагогических работников; |
| |развитие системы стимулов, обеспечивающих поддержку и|
| |совершенствование уровня профессионального мастерства|
| |педагогических работников, ведущих воспитательную|
| |деятельность. |
| | |
| |IV. Материально-технические: |
|Система организации | укрепление материально-технической базы|
|контроля |образовательных учреждений и учебно-производственных|
|за исполнением Программы |комплексов; |
| | создание здоровых и безопасных условий|
| |жизнедеятельности; |
| | расширение возможностей финансирования образования за|
| |счет привлечения денежных средств из допускаемых законом|
| |источников. |
| | |
| |V. Научно-методические: |
| | научное обоснование медицинских, педагогических,|
| |физиолого-психологических, эргономических и иных|
| |требований к государственным образовательным стандартам,|
| |учебно-воспитательному процессу и разработка методик их|
| |реализации; |
| |- совершенствование нормативно-правовой и |
| |научно-методической базы для проведения работы с|
| |педагогическими кадрами, участниками образовательного,|
| |воспитательного процесса. |
| | |
| |- Мониторинг воспитательной системы, экспертиза|
| |инновационных проектов и программ. |
| |- Ежегодный доклад Министерства образования РС(Я),|
| |Министерства здравоохранения РС(Я), Комитета по делам|
| |семьи и детства при Президенте РС(Я), Министерства науки|
| |и профессионального образования РС(Я), Министерства по|
| |молодежной политике РС(Я), управлений образования, по|
| |делам молодежи, семьи и детства муниципальных образований|
| |о ходе реализации Программы на Коллегии Министерства|
| |образования РС(Я). |
| |- Тематические и комплексные проверки деятельности|
| |образовательных учреждений, управлений и отделов|
| |образования, по делам молодежи, семьи и детства|
| |муниципальных образований. |
| | Отчеты образовательных учреждений, управлений|
| |образования, по делам молодежи, семьи и детства|
| |муниципальных образований перед населением. |
\-----------------------------------------------------------------------------------/
Введение
Воспитание является приоритетным направлением государственной политики России в области образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в обществе, осуществляемая в семье и через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
Среди различных источников воспитания особую роль выполняют образовательные учреждения, реализующие государственную политику в области воспитания и образования детей. Важнейшая задача семьи и педагогов - помочь молодому поколению в раскрытии внутреннего мира, поисках смысла жизни, создании условий для их саморазвития и самореализации. Задача государства и общества - создание морально-психологических, материальных условий для эффективной деятельности педагога, активное участие в образовательном и воспитательном процессе, в формировании воспитывающей среды.
Программа ориентирована на обновление структуры и содержания воспитания на основе отечественного опыта и тенденций развития образования в мире, обеспечение интегрированности и многомерности учебного и воспитательного процессов. Особую актуальность в свете социально-экономических преобразований, социокультурных изменений приобретает формирование ценностных, мировоззренческих оснований воспитания и единой системы воспитания, охватывающей всех детей различного социального положения, способностей, состояния здоровья и т.д.
Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в Республике Саха (Якутия) на долгосрочной основе. Она направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающего поколения, определенной в Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) "Об образовании", Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине развития российского образования, Концепции модернизации российского образования до 2010 г., Программе развития образования в Республике Саха (Якутия) на 2001-2006 гг., государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.", Президентской программе "Семья и дети Республики Саха (Якутия) на 2002-2010 гг."
Реализация данной Программы будет способствовать решению наиболее злободневных проблем в воспитании детей и молодежи, улучшению качества и условий работы педагогических работников и нацелена на модернизацию системы воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия).
Программа имеет статус межведомственной программы, предназначена для органов управления образования, здравоохранения, подразделений по работе с семьей и детьми, органов правопорядка, молодежной политики, физической культуры и спорта, а также образовательных учреждений всех типов и видов в качестве основы для разработки программ на разных уровнях.
1. Основные тенденции, проблемы воспитания детей
и молодежи в Республике Саха (Якутия)
Обоснование разработки Программы
В области воспитания и образования общество стоит перед сложной задачей: с одной стороны, необходимо как можно быстрее повысить общий уровень качества образования, что является важным фактором конкурентоспособности в условиях глобализации; с другой стороны, нужны кардинальные изменения в системе воспитания, которая в последние годы, утратив системность, приобрела мероприятийный характер. Последствия этого - падение нравственности, бездуховность, криминализация, разобщенность общества - характерные признаки современного российского общества.
В условиях экономического, политического реформирования в России воспитание детей и молодежи за последние годы существенно изменяется. Cвое негативное воздействие на семью оказывает социально-экономический и политический кризис, в результате которого произошли глубокие изменения в жизнедеятельности семьи. Наблюдается резкая дифференциация доходов семей. Многие из них не смогли приспособиться к новым условиям, сформировать защитные стратегии и механизмы. Углубляется дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Все это негативно отражается на воспитательном потенциале семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на развитие ребенка. На воспитание оказывают влияние происходящие в обществе преобразования: социокультурные изменения жизни подрастающего поколения, формирование системы образовательных учреждений, продолжающееся социальное расслоение общества, содержание и характер деятельности средств массовой информации, детских и молодежных общественных объединений, религиозных организаций.
В Республике Саха (Якутия) образовательная политика оказала значительное влияние на все стороны общественного развития.
Создана нормативно-правовая база - приняты основополагающие законы "О правах ребенка", "Об образовании", "Об учителе", "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)", "Об организации работы по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия)", "О государственной молодежной политике в Республике Саха (Якутия)", "О приемной семье и семейном детском доме", "О государственном сельском образовательном учреждении", "О государственной поддержке летней занятости детей и подростков школьного возраста в стационарных центрах и лагерях труда и отдыха Республики Саха (Якутия)", "О профилактике и ограничении курения табака и табачных изделий в Республике Саха (Якутия)".
Согласно Закону Республики Саха (Якутия) "Об образовании" обязательным является общее среднее образование. Указами Первого Президента Республики Саха (Якутия) 1996 г. был объявлен Годом молодежи, 1997 - Годом образования, 1999-2000 гг. - прошли как Годы детства и детского спорта.
В Республике Саха (Якутия) разработаны модели воспитания с учетом национальной, культурной, социальной специфики.
В настоящее время Министерством образования Республики Саха (Якутия) разработаны Концепция воспитательной работы в Республике Саха (Якутия) (1996), Базовая программа воспитательной работы "Эркээйи", программы "Качество жизни - в качестве образования" (1997), "Сельская школа - духовный центр преобразования села"(1999), "Программа развития образования на 2001-2006 гг.", действует система социально-педагогических комплексов, призванных способствовать воспитанию ребенка в семье, учреждениях образования, социуме путем объединения всех усилий, и др.
В последние годы отмечается позитивное взаимодействие образовательных учреждений с семьей по вопросам воспитания детей.
В республике общественным дошкольным образованием охвачено 82,1% детей в возрасте от 1 года до 6 лет (для сравнения в 2001/2002 учебном году - 80,9%). Приведенный показатель сравнительно высокий, тем более, что в среднем по России в 2000 г. обеспеченность детей в возрасте от 1 года до 6 лет постоянными дошкольными учреждениями равнялась 54,9%. Чтобы помочь родителям в создании условий для развития индивидуальности каждого ребенка, развития способностей, и, в первую очередь, формирования познавательных потребностей, а также сохранения сети дошкольных учреждений, в республике введена обязательность посещения дошкольных образовательных учреждений с 5 лет. Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей. В последние годы значительно расширилась доля детских садов с приоритетным осуществлением интеллектуального развития ребенка, экологического воспитания, художественно-эстетического развития; физического развития; общеразвивающих, детских садов комбинированного вида; домашних детских садов; образовательных учреждений "Начальная школа - детский сад".
В дошкольном образовании разрабатываются и внедряются педагогические технологии нового поколения, ориентированные на сотворчество педагогов и родителей в развитии личности ребенка; дошкольные образовательные учреждения стали более самостоятельными в выборе программ воспитания и обучения детей. 56,4% дошкольных учреждений работают по комплексной республиканской программе "Тосхол" для национальных дошкольных учреждений, разработанной в 1998 г. с учетом положений этнической педагогики и современных требований к содержанию дошкольного образования. В 45,7% ДОУ действует Типовая программа РФ, направленная на всестороннее развитие ребенка. 15,6 % ДОУ работают по программе "Развитие" Венгера Л.А. и основное внимание уделяют формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач. Необходимо отметить, что по данной программе в республике работает 171 педагог, прошедший курсовую переподготовку в Москве и ИПКРО МО РС(Я). 13,8% ДОУ выбрали программу "Радуга". Кроме того, ДОУ внедряют программы "Детство", "Школа 2100", которая имеет преемственное содержание с начальной школой, реализуют программы раннего обучения чтению Н.А. Зайцева, "Основы безопасности детей дошкольного возраста", "Юный эколог", "Старт" и другие. По авторским программам, которые прошли экспертизу в улусных управлениях образованием, работают свыше 10% ДОУ республики.
Общеобразовательные учреждения являются ключевым звеном в процессе социализации ребенка. От того, что получают дети в школе, зависит их дальнейшая судьба. Современный воспитательный процесс в школах основывается на культурных ценностях, обычаях и традициях народов республики, обеспечивает нравственно-культурную преемственность поколений. Однако сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса, реализация которого повышает эффективность решения школой воспитательных задач. Необходима интеграция обучения и воспитания, что позволяет трансформировать социальный опыт, включающий знания, умения как способы осуществления собственной деятельности, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений, направленных на целостное развитие детей.
Положительные изменения наметились в становлении и укреплении психологической службы в образовательных учреждениях, целью которых является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития личности, индивидуальности на всех возрастных этапах, способности к саморазвитию, профессиональному и жизненному самоопределению. Меняется воспитательная деятельность классных руководителей. Ее определяющим компонентом становится мониторинг развития ребёнка и всего классного коллектива. Такой подход к организации развивающей деятельности детей делает ее более целесообразной и целенаправленной.
За прошедшие десять лет серьезных успехов достигла национальная школа. Вместе с тем, в условиях многонациональной республики необходимо обратить внимание на повышение культуры межнациональных отношений при сохранении достижений в развитии национальной школы. Необходимо сохранять и развивать двуязычность образовательного процесса, гарантированного Конституциями РФ и РС(Я), учитывать поликультурность образовательного процесса и всей системы образования в целом, отражающей общественное развитие Республики Саха (Якутия).
Ученическое самоуправление организовано во всех улусах республики.
С 1999 г. работает ученическое представительство министра образования "Субэ".
В республике продолжает обновляться и развиваться детское движение, насчитывающее 511 детских общественных организаций.
Во многих школах складывается целостная система профилактической работы по предупреждению асоциальных явлений - наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений и преступлений, безнадзорности детей и подростков. Исправление ситуации обеспечивается конструктивным взаимодействием всех заинтересованных структур и ведомств. В республике профилактическая работа строится на основе таких республиканских подпрограмм Президентской программы "Семья и дети РС(Я)", как "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", программа деятельности ОУ по профилактике наркомании и токсикомании среди детей и подростков, республиканская целевая программа "Молодежь республики - XXI веку", республиканская целевая программа по предупреждению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) на 2002-2004 гг., Президентская программа по защите конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств на 2003-2006 гг.
Все более актуальными становятся проблемы социального сиротства, агрессивности несовершеннолетних, алкоголизации и наркомании среди детей и подростков. Отсутствует системность и скоординированность заинтересованных учреждений и ведомств по психолого-педагогической, медико-социальной работе с детьми, по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Наблюдается низкая педагогическая культура родителей, их отстраненность от проблем воспитания детей. Стабильно высоким остается показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей. Численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, увеличилась с 1998 г. на 60 %.
Более 1000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в соответствующих образовательных учреждениях. Только за последние 3 года число таких детей возросло на 183 человека.
Удельный вес подростковой преступности на территории республики выше среднего показателя по России.
Занятость подростков является одним из основных факторов снижения криминальной статистики. В целом по республике в детских общественных объединениях состоят 52481 учащихся (29 %), тогда как в США и Германии, например, охват детей, состоящих в детских общественных организациях достигает 90 %. В учреждениях дополнительного образования в 2003 г. занимались 81719 детей - 46 % (по РФ - 38,5%), что объясняется территориальной отдаленностью учреждений от республиканского центра, единичностью УДОД в улусе, не всегда способного удовлетворить познавательные интересы детей и социальные запросы населения. В учреждениях дополнительного образования отмечается низкий уровень охвата детей из потенциальной группы риска. Материальная база учреждений дополнительного образования остается без видимых улучшений - 55, 2 % зданий требуют капитального ремонта.
В настоящее время СМИ являются для детей одним из доступных и предпочтительных источников получения информации в отличие от чтения книг, бесед со старшим поколением и др. Необходимо отметить, что в последнее время характер и содержание федеральной продукции масс-медиа позволяют говорить о несоблюдении Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка", статья 14 которого предусматривает защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Таким образом, в развитии воспитания имеется ряд следующих проблем:
рассогласованность в ценностях воспитания между семьёй, образовательными учреждениями, социумом;
нескоординированность действий различных социальных институтов: семьи, образовательных и культурно-просветительных учреждений, правоохранительных органов, органов здравоохранения;
наблюдаемая дезорганизация жизни семьи, разрушение семейных традиций, невыполнение семьёй своих воспитательных функций;
ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и подростков; рост школьных неврозов, внутренней тревожности и агрессивности в поведении;
негативное влияние средств массовой информации на детей и подростков; низкопробная продукция, пропагандирующая праздный образ жизни, агрессию, жестокость, насилие, наркоманию, проституцию, суицидальное настроение;
отсутствие необходимых финансовых средств на организацию воспитательной деятельности педагогов и воспитанников в сфере внеурочной деятельности детей и подростков;
крайне медленный переход в педагогическом сознании и педагогической деятельности с авторитарных на гуманистические позиции, с культуры монолога на культуру диалога;
недостаточная работа педагогов-предметников в сфере воспитания, что ведёт к снижению мотивации учения и искусственному разделению обучения и воспитания;
- недостаточно эффективная кадровая политика в вопросах подготовки педагогов-воспитателей (методистов, классных руководителей, классных воспитателей, старших вожатых, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов и др.), призванных осуществлять новую идеологию воспитания.
Эти тенденции свидетельствуют о том, что воспитание детей требует комплексного подхода и участия всех государственных, общественных и социальных институтов.
2. Основные подходы и принципы развития воспитания
в Республике Саха (Якутия)
Воспитание в соответствии с Законом Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) "Об образовании" рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая как в системе образования, так и иными общественными и социальными институтами, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Стратегия развития воспитания определяется в соответствии с законодательством. Признается вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий.
Дети и молодежь являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. Государством должны быть обеспечены целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных этапах социализации.
Воспитание в Республике Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с принципами организации воспитания действующей Федеральной программы развития воспитания в системе образования России.
Основным принципом воспитательной работы определяется принцип культурно-исторической преемственности. Воспроизводство духовно-нравственного и национально-культурного потенциала будет способствовать формированию личности, устойчивой к негативным внешним влияниям.
Принцип духовности подразумевает воспитание человека высокой культуры и нравственности; оказание помощи детям и молодежи в их духовно-нравственном становлении; формирование у учащихся духовных ориентаций и потребностей в усвоении и присвоении ценностей культуры; соблюдение в жизненных ситуациях норм гуманистической морали, интеллигентности.
Принцип персонификации включает в себя учет индивидуальных особенностей детей, возможностей и задатков, изучение личностных психологических особенностей детей и подростков, ориентацию на самоопределение и самовоспитание личности.
Принцип своевременности (конкретности) требует учета динамики развития подрастающей личности в его индивидуальном биоритме.
Принцип ответственности участников воспитательного процесса. Данный принцип подразумевает создание условий для самовоспитания как детей и молодежи, так и иных участников.
Принцип открытости системы воспитания предполагает сотрудничество, партнерство субъектов воспитания.
Принцип социализации подразумевает формирование воспитательного пространства в малом социуме (детском коллективе), интеграцию, объединение усилий субъектов воспитательной системы; формирование у детей и молодежи положительного социального опыта освоения социальных ролей, умения компетентно взаимодействовать с людьми, окружающей средой.
3. Структура и содержание воспитательной деятельности
в Республике Саха (Якутия)
Создание системы воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) зависит от выбора приоритетных направлений и принципов организации воспитания. Основными направлениями содержания воспитательной деятельности в Республике Саха (Якутия) являются: здоровье детей и основы безопасности жизнедеятельности; трудовое воспитание и профессиональная ориентация; художественно-эстетическое воспитание; патриотическое, гражданско-правовое воспитание, сохранение и развитие родного языка и культуры; профилактика правонарушений детей и молодежи и безнадзорности; развитие детских и молодежных общественных организаций и объединений, ученического и студенческого самоуправления.
3.1. Семейное воспитание
Cемья является первоосновой общества, важнейшей социальной ценностью. Основная функция семьи - воспитание и развитие детей.
Крайне важной является задача создания среды, благоприятной для семейного воспитания. Сама семья как первичная среда воспитания динамична и обладает способностью к самоорганизации и саморазвитию, что проявляется в обогащении семейного образа жизни, увеличении ее социальной активности, ответственности, творческого потенциала.
Задачи семьи в области воспитания:
формирование здорового образа жизни;
создание максимальных условий для роста и развития ребенка;
обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка;
передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
обучение детей полезным трудовым, игровым и учебным навыкам и умениям;
воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного "Я".
Направления деятельности:
совершенствование нормативно-правовой базы по правам ребенка, поддержке малообеспеченных и многодетных семей, повышению ответственности семьи в воспитании детей;
повышение психологической и педагогической культуры родителей;
работа с семьями группы риска;
организация психологической помощи семье;
разработка мер общественной и социальной поддержки семей, хорошо воспитывающих своих детей;
привлечение родителей к активному сотрудничеству с образовательными учреждениями;
распространение передового опыта семейного воспитания.
3.2. Воспитание в образовательных учреждениях
3.2.1. Воспитание в дошкольных образовательных учреждениях
Главная цель воспитания в дошкольном образовательном учреждении заключается в общем гармоничном развитии детей в соответствии с их потенциальными возможностями, формировании базисной личностной культуры, обеспечении общей готовности целого комплекса способностей - самообслуживания, коммуникации, познавательной мотивации, развитие творческого воображения.
Школа становления: ясли - детский сад - сад-школа.
Задачи:
охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;
оказание помощи в становлении самостоятельности;
развитие эмоциональной сферы, общительности, формирование навыков общей культуры;
знакомство с природой, воспитание доверительного, доброго отношения к окружающему миру;
формирование первоначальных трудовых навыков;
обучение родному языку, приобщение к истокам национальной культуры;
привитие нравственных принципов, моральных и этических норм человека будущего, способного жить в гармонии с обществом и окружающей средой.
Основные направления работы:
совершенствование комплексных программ развития личности ребенка и его социально-трудовой адаптации для детей различных интеллектуальных и физических возможностей;
обновление содержания физкультурно-оздоровительной деятельности;
создание необходимой материальной базы;
подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов (социальный педагог, психолог, логопед, педиатр и т.д.).
3.2.2. Воспитание в общеобразовательных учреждениях
Важнейшими задачами школы являются создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, формирования основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей школьника, профессионального самоопределения, творческого развития учащихся, формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Востребовано создание инновационной модели развития сельской и городской школы с учетом их социокультурных особенностей и разработка критериев эффективности учебно-воспитательной работы школы.
Необходимы активизация работ по экологизации учебных предметов, а также по изучению нравственно-этических вопросов в курсе всех предметов, создание на базе школ комплексных социально-педагогико-психологических служб помощи учащимся, их семьям с соответствующим кадровым обеспечением.
Школа развития самостоятельности - начальная школа (1-4 классы)
Задачи:
охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;
формирование отношения к природе как источнику жизни;
формирование моральных и нравственных ценностей;
формирование потребности в творческой деятельности;
воспитание общительности, умения ребенка сотрудничать с детьми, со старшими;
приобщение к национальным традициям;
формирование жизненно важных трудовых навыков;
развитие художественно-эстетических способностей;
развитие потребности в активной познавательной и творческой деятельности;
воспитание патриотизма.
Школа самоутверждения - средние классы (5-9 классы)
Задачи:
охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;
воспитание воли, мужества и целеустремленности, самоконтроля и рефлексии ребенка;
оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за свою деятельность;
приобретение навыков и умений организаторской деятельности, сотрудничества;
воспитание потребности в труде;
создание условий для расширения возможностей в ознакомлении с профессиями;
организация различных форм деятельности в целях овладения социальной и культурной компетентностью;
создание творческой, духовно-нравственной атмосферы в школе, способствующей гармоничному развитию и позитивному самоутверждению каждого учащегося.
Школа выбора и самоопределения - старшие классы (10-11 классы)
Задачи:
охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;
создание условий для профессионального самоопределения, овладения рабочей профессией;
организация психолого-педагогической помощи в развитии самостоятельности, самоорганизации и самоопределения;
подготовка к семейной жизни;
развитие способности противостоять отрицательным влияниям среды;
формирование гражданского сознания.
Направления работы:
развитие многообразия типов образовательных учреждений и образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию обучения и воспитания, реализацию личностно-ориентированного подхода;
разработка инвариантных моделей содержания воспитания в образовательных учреждениях с учетом современной социокультурной ситуации, ценностей воспитания и обучения;
поддержка родителей в осуществлении их прав на участие в управлении образовательным учреждением;
совершенствование комплексных программ развития личности ребенка и его социально-трудовой адаптации с учетом интеллектуальных и физических возможностей;
развитие ученического самоуправления и поддержка детских, молодежных общественных организаций;
укрепление материальной базы.
3.2.3. Воспитание в системе специального образования
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дает следующее определение: "Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи".
Целью и задачами воспитательного процесса являются формирование общей культуры личности воспитанников, удовлетворение потребности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности), соответствующей уровню воспитанников, а также ускоренного приобретения трудовых навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ, адаптация воспитанников к жизни в обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни, лечение, коррекция отклонений в развитии воспитанников.
Направления работы в системе специального (коррекционного) образования:
обеспечение специальных условий воспитания детей-инвалидов (специальные учебные планы и программы);
реорганизация воспитательной работы по семейному типу;
разработка и внедрение методик по адаптации ребенка с ограниченными возможностями к жизни в обществе, его социализации;
обеспечение психолого-педагогической поддержки и медико-правовой помощи;
совершенствование технологий спортивно-оздоровительной работы (создание спортивных секций, занятий по лечебной гимнастике);
подготовка педагогов-воспитателей для работы с детьми с отклонениями в развитии и детьми-сиротами в вузах и ссузах республики;
научно-методическое обеспечение учителей и учащихся (специальные учебники, методические пособия и наглядные материалы).
По социально-реабилитационной работе также предусматривается:
создание централизованного межведомственного Координационного совета и единой информационной базы данных по работе с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
разработка и реализация программ по социально-психологической реабилитации, ресоциализации и адаптации несовершеннолетних;
обеспечение условий для получения реальных, востребованных профессий в производственной сфере с учетом инфраструктуры республики и рынка труда;
расширение сети детско-подростковых лагерей, площадок, клубов по различным направлениям (экологическое, трудовое, военно-патриотическое, спортивно-оздоровительное и др.);
создание системы отбора, подготовки и переподготовки кадров по социально-реабилитационной работе.
3.2.4. Воспитание в учреждениях дополнительного образования
Учреждения дополнительного образования предназначены для развития детей, интересующихся тем или иным видом науки, техники, творчества (художественно-эстетическое, научно-техническое, эколого-биологическое, физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, социально-педагогическое направления). Создание условий для развития детского творчества требует решения следующих задач:
совершенствование нормативно-правовой базы системы дополнительного образования детей;
обеспечение доступности дополнительного образования для всех детей и подростков;
мониторинг состояния и перспективы развития системы дополнительного образования детей по основным направлениям деятельности;
повышение качества содержания дополнительного образования детей, его организационных форм, методов и технологий;
интеграция общего и дополнительного образования;
создание и развитие материально-технической базы системы дополнительного образования, финансовое и ресурсное обеспечение системы дополнительного образования детей;
использование и развитие информационных технологий для повышения творческого потенциала детей и педагогов дополнительного образования;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей.
3.2.5. Воспитание в системе профессионального образования
Воспитание в системе профессионального образования направлено на формирование высококвалифицированного специалиста, гражданина, социально активной, нравственной, духовно и физически здоровой, творческой личности в системе профессионального образования. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Определение содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям учреждений профессионального образования.
2. Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и духовном развитии.
3. Формирование у обучающихся гражданской позиции, здорового образа жизни, способностей к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии.
4. Формирование базовой культуры личности, овладение социальным опытом.
Направления деятельности по созданию воспитывающей среды в системе профессионального образования:
- ориентация воспитательной деятельности на реализацию профессионального потенциала обучающегося в трудовой социально значимой деятельности в соответствии с реальными требованиями общества, потребностями личности;
- развитие системы дополнительного образования, досуговой, клубной деятельности, молодежных общественных организаций и объединений в формировании гражданского самосознания, духовно-нравственном становлении обучающихся;
- расширение сети службы социально-психологической помощи;
- развитие системы подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих организацию внеучебной деятельности.
3.3. Создание воспитывающей социальной среды
Социальная среда - это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Социальная среда - важнейший фактор формирования личности. Воспитательная среда включает в себя предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное социокультурное окружение. Определяющую роль в создании воспитывающей социальной среды играет эффективное взаимодействие социальных и общественных институтов. Для того чтобы социальная среда преобразовалась в эффективное воспитательное пространство, необходимо решение следующих задач:
- создание благоприятного для роста и развития детей пространства (строительство детских, спортивных площадок, озеленение жилых массивов);
- обеспечение информационной защиты подрастающего поколения
от негативного влияния средств массовой информации;
- поддержка семей, занимающихся воспитанием детей;
- расширение детского репертуара учреждений культуры и искусства;
- организация подготовки аниматоров, организаторов семейного, детского досуга, спортивно-массовых мероприятий.
4. Обеспечение и механизм реализации программы
Координацию работы по реализации Программы осуществляют Министерство образования РС(Я), Министерство науки и профессионального образования РС(Я),Министерство внутренних дел РС(Я), Министерство по молодежной политике РС(Я), Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я). Контроль за реализацией данной Программы возлагается на Правительство Республики Саха (Якутия).
На уровне улусов и городов республики разрабатываются и реализуются соответствующие целевые программы.
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
1. Нормативно-правовое обеспечение:
совершенствование и развитие республиканского законодательства в области воспитания и образования;
разработка нормативных и правовых актов на различных уровнях, направленных на совершенствование работы с педагогическими кадрами.
2. Научно-методическое и информационно-методическое обеспечение:
изучение опыта организации системы воспитания в Российской Федерации и за рубежом;
организация и проведение научных исследований, разработка инновационных проектов по актуальным проблемам воспитания;
разработка и реализация целевых государственных, отраслевых, межвузовских научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, обеспечивающих выполнение научно-исследовательских работ по основным направлениям развития воспитательной работы в системе образования;
научное и методическое обеспечение разработки преемственных государственных образовательных стандартов, содержащих национально-региональные компоненты, примерных образовательных программ, примерных учебных планов и программ курсов, учебных дисциплин и иных документов, определяемых потребностями создания целостной системы воспитания;
научно-теоретическое осмысление и обобщение эффективных практических разработок и методик воспитательной работы в Республике Саха (Якутия) ;
издание учебно-методических пособий по вопросам воспитания.
3. Кадровое обеспечение осуществляется по следующим аспектам:
профориентационный отбор и подготовка детей к педагогическим профессиям в период их обучения в школе;
совершенствование содержания и расширение специальностей с учетом потребностей региона в педагогических работниках системы воспитания в средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях педагогического профиля;
разработка механизма межрегионального и межведомственного сотрудничества по подготовке и переподготовке педагогических работников;
повышение эффективности системы аттестации педагогических, научно-педагогических работников, руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием всех уровней.
4. Материально-техническое обеспечение:
сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений и других организаций системы образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов;
разработка новых строительных норм и правил, норм проектирования всех видов и типов образовательных учреждений с учетом воспитательных задач;
строительство, ремонт зданий и сооружений организаций системы образования.
5. Взаимодействие с социальными и общественными институтами
совершенствование нормативно-правовой базы, способствующей развитию меценатской и попечительской деятельности, определяющей формы и содержание информационного воздействия на подрастающее поколение, включая средства массовой информации;
развитие попечительской деятельности;
активное содействие развитию детских и молодежных общественных организаций и объединений;
организация работы с детьми и подростками по месту их жительства;
укрепление межведомственного сотрудничества государственных и образовательных учреждений по вопросам правопорядка, здравоохранения, культуры и др.;
совершенствование государственной информационной политики в интересах воспитания подрастающего поколения;
организация сотрудничества образовательных учреждений и различных предприятий и организаций по вопросам воспитания, профессионального становления детей и молодежи.
6. Организационно-методическое обеспечение:
организация и проведение семинаров, конференций, конкурсов, выставок, фестивалей, смотров и т.д., направленных на реализацию воспитательных задач;
создание летних школ, лагерей актива для совершенствования воспитательной работы в образовательных учреждениях;
координация и управление проектами и программами по развитию воспитания в республике.
5. Организация и контроль выполнения программы
Координация и контроль выполнения Программы возложены на Координационный совет при Правительстве Республики Саха (Якутия), в который входят представители различных ведомств и общественных организаций. Координационный совет:
анализирует ход выполнения Плана действий по реализации Программы и вносит предложения по его коррекции;
осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение реализации Программы;
координирует взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств, родительской общественности по развитию системы воспитания детей;
ежегодно информирует Правительство Республики Саха (Якутия) о ходе реализации Программы воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2004 г. N 170 "Об утверждении Межведомственной программы развития воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) на 2004-2007 гг."
Текст постановления официально опубликован не был