Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2004 г. N 170 "Об утверждении Межведомственной программы развития воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) на 2004-2007 гг."

2. Координатором Межведомственной программы развития воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) на 2004-2007 гг. определить Министерство образования Республики Саха (Якутия).

3. Министерству образования Республики Саха (Якутия) (Габышева Ф.В.), Министерству по молодежной политике Республики Саха (Якутия) (Еремеев А.И.), Комитету по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) (Сергучев А.Е.), Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) (Александров В.Л.), Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по физической культуре и спорту (Гуляев М.Д.), Министерству науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) (Толстых Г.В.), Министерству внутренних дел Республики Саха (Якутия) (Назаров А.В.), Министерству охраны природы (Алексеев В.Г.), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (Песковская Ю.А.), Министерству по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (Скрыбыкин А.Н.), Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Ефимов В.П.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.), Министерству культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) (Борисов А.С.) при формировании государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2004-2007 гг. предусмотреть финансирование Межведомственной программы развития воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) на 2004-2007 гг. за счет своих целевых программ.

4. Рекомендовать главам муниципальных образований улусов (районов) и городов Республики Саха (Якутия):

4.1. Обеспечить долевое финансирование Межведомственной программы развития воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) на 2004-2007 гг. за счет местного бюджета и внебюджетных средств, разработав улусные (районные) программы по развитию воспитания детей и молодежи.

4.2. Развивать благотворительную и спонсорскую деятельность физических и юридических лиц по финансированию мероприятий Межведомственной программы развития воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) на 2004-2007 гг.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.И. Михайлову.

 

 

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

Е. Борисов

 

 

Межведомственная программа развития воспитания детей и молодежи
в Республике Саха (Якутия) на 2004-2007 гг.
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 13 апреля 2004 г. N 170)

 

Паспорт
Межведомственной программы развития воспитания детей и молодежи
в Республике Саха (Якутия) на 2004-2007 гг.

 

/------------------------------------------------------------------------------------\
|Номер и дата документа об|Постановление  Правительства  Республики  Саха   (Якутия) |
|утверждении Программы    |от 13 апреля 2004 г. N 170                                |
|-------------------------+----------------------------------------------------------|
|Основание                |- Конвенция ООН о правах ребенка;                         |
|для разработки Программы |- Семейный кодекс Российской Федерации;                   |
|                         |- Закон  РФ  "Об  основных  гарантиях   прав     ребенка в|
|                         |Российской Федерации";                                    |
|                         |- Закон  РФ  "О  государственной  поддержке   молодежных и|
|                         |детских общественных объединений";                        |
|                         |- Закон РФ "Об образовании";                              |
|                         |- Закон РС(Я) "Об образовании";                           |
|                         |- Закон РС(Я) "О правах ребенка";                         |
|                         |- Закон РС(Я) "Об учителе";                               |
|                         |- Закон   РС(Я)   "О   профилактике       безнадзорности и|
|                         |правонарушений  несовершеннолетних   в     Республике Саха|
|                         |(Якутия)";                                                |
|                         |- Закон  РС(Я)  "Об  организации   работы   по   опеке   и|
|                         |попечительству                                            |
|                         |в Республике Саха (Якутия)";                              |
|                         |- Закон РС(Я) "О государственном сельском  образовательном|
|                         |учреждении";                                              |
|                         |- Закон РС(Я)  "О  государственной  молодежной   политике |
|                         |в Республике Саха (Якутия)";                              |
|                         |- Национальная   доктрина   образования    в    Российской|
|                         |Федерации,   одобренная    постановлением    Правительства|
|                         |Российской Федерации от 4  октября  2002  г.    N   751 "О|
|                         |Национальной доктрине образования в Российской Федерации";|
|                         |- Государственная  программа  "Патриотическое   воспитание|
|                         |граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.";           |
|                         |- Государственная программа развития образования детей  на|
|                         |2001-2006 гг.  (Министерство образования РС(Я));          |
|                         |- Президентская целевая программа "Семья и дети Республики|
|                         |Саха (Якутия)";                                           |
|                         |- Государственная  целевая   программа   охраны   здоровья|
|                         |населения Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 гг.;      |
|                         |- Президентская программа по защите конституционных  прав,|
|                         |свобод и законных интересов лиц и организаций в Республике|
|                         |Саха (Якутия) от  преступных  посягательств  на  2003-2006|
|                         |гг.;                                                      |
|                         |- Республиканская целевая программа "Молодежь республики -|
|                         |XXI веку";                                                |
|                         |- Республиканская целевая программа "Создание условий  для|
|                         |духовно-нравственного  развития  граждан  Республики  Саха|
|                         |(Якутия)";                                                |
|                         |- Целевая программа "Охрана  окружающей  среды  Республики|
|                         |Саха (Якутия) на 2003-2006 гг.";                          |
|                         |- Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г.    N|
|                         |1756-р                                                    |
|                         |"О  Концепции  модернизации  российского    образования на|
|                         |период до 2010 г.";                                       |
|                         |- Распоряжение Правительства РС(Я) от 26 августа 2003 г.  |
|                         |N 1004-р "О разработке республиканской  целевой  программы|
|                         |развития воспитания детей и молодежи на 2004-2007 гн.";   |
|                         |- Приказ Министерства образования РФ от  25  декабря  2001|
|                         |г.                                                        |
|                         |N 193 "О реализации решения коллегия Минобразования России|
|                         |N 19/2 "Об итогах реализации Программы развития воспитания|
|                         |в системе  образования  России  на  1999-2001    гн.  и об|
|                         |основных  направлениях  развития  воспитания   в   системе|
|                         |образования на 2002-2004 гг.";                            |
|                         |- Концепция развития физической культуры и спорта в РС(Я);|
|                         |- Доктрина  здорового  образа  жизни  в    Республике Саха|
|                         |(Якутия).                                                 |
|-------------------------+----------------------------------------------------------|
|Государственный  заказчик|Правительство  Республики Саха (Якутия)                   |
|Программы                |                                                          |
|-------------------------+----------------------------------------------------------|
|Основные     разработчики|Министерство образования РС(Я);                           |
|Программы                |Министерство науки и профессионального образования РС(Я); |
|                         |Министерство внутренних дел РС(Я);                        |
|                         |Министерство по молодежной политике РС(Я)                 |
|                         |Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я)     |
|-------------------------+----------------------------------------------------------|
|Назначение Программы     |Программа является механизмом  реализации  государственной|
|                         |политики Республики Саха  (Якутия)  в  области  воспитания|
|                         |детей и молодежи.                                         |
|-------------------------+----------------------------------------------------------|
|Цель и задачи Программы  |Цель - создание необходимых условий  (научно-методических,|
|                         |организационных,  кадровых,  информационных  и    др.) для|
|                         |формирования целостной системы  воспитания  и  образования|
|                         |детей и молодежи Республики Саха  (Якутия)  в  современных|
|                         |условиях,       направленной               на формирование|
|                         |человека-гражданина,                   семьянина-родителя,|
|                         |специалиста-профессионала,    развитие        социальной и|
|                         |культурной компетентности личности, ее  самоопределения  и|
|                         |самореализации, повышение качества среды воспитания.      |
|                         |Задачи:                                                   |
|                         |-  обеспечение  приоритетности  воспитания  в  республике;|
|                         |укрепление и развитие воспитательных функций социальных  и|
|                         |общественных  институтов;  разработка  нормативно-правовых|
|                         |документов,   регулирующих   воспитательную   деятельность|
|                         |учреждений   образования   и   культуры    по    различным|
|                         |направлениям;                                             |
|                         |-  развитие   гуманистических   принципов     содержания и|
|                         |механизмов нравственного, гражданского  и  патриотического|
|                         |воспитания,   повышение   культуры       межнациональных и|
|                         |межэтнических отношений;                                  |
|                         |-  определение  государственного  социального    заказа по|
|                         |актуальным направлениям воспитания;                       |
|                         |- организация научно-исследовательской работы, обеспечение|
|                         |научно-методической поддержки  специалистов,  занимающихся|
|                         |воспитательной деятельностью;                             |
|                         |-   повышение    профессионального    уровня    управления|
|                         |воспитательным                       процессом, укрепление|
|                         |государственно-общественного    статуса    образовательных|
|                         |учреждений;                                               |
|                         |- внедрение в  учебно-воспитательный  процесс  эффективных|
|                         |здоровьесберегающих   воспитательных   и   образовательных|
|                         |технологий,   отличающихся   гибкостью,    вариативностью,|
|                         |открытостью и личностно-ориентированной направленностью;  |
|                         |- обеспечение взаимодействия  семьи и  социума  в  решении|
|                         |воспитательных   проблем;   более   широкое    привлечение|
|                         |родителей к участию в образовательном  процессе;  создание|
|                         |системы психолого-педагогического  просвещения родителей; |
|                         |-  реализация  кадровой   политики   в   деле   подготовки|
|                         |специалистов по различным аспектам воспитания;            |
|                         |- укрепление материально-технической базы  образовательных|
|                         |учреждений, учреждений дополнительного образования детей; |
|                         |- обеспечение взаимодействия системы образования со  всеми|
|                         |социальными  институтами,  повышение  качества   работы со|
|                         |средствами  массовой  информации  и  печати  по   вопросам|
|                         |воспитания  детей  и  молодежи;   развитие     школьного и|
|                         |студенческого самоуправления в системе образования.       |
|-------------------------+----------------------------------------------------------|
|Cтруктура                |I. Семейное воспитание.                                   |
|Плана действий по        |II. Воспитание в образовательных учреждениях              |
|реализации Программы     |1. Здоровье и безопасность жизнедеятельности              |
|                         |2. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация      |
|                         |3. Художественно-эстетическое  воспитание                 |
|                         |4.   Патриотическое,    гражданско-правовое    воспитание,|
|                         |сохранение и развитие родного языка и культуры            |
|                         |5.  Профилактика  преступности  среди  детей  и  молодежи,|
|                         |работа с детьми "группы риска"                            |
|                         |6.   Развитие   детских   общественных       организаций и|
|                         |объединений, ученического самоуправления                  |
|                         |III. Воспитание в системе дополнительного образования     |
|-------------------------+----------------------------------------------------------|
|Сроки                    |2004-2007 гг.                                             |
|реализации Программы     |                                                          |
|-------------------------+----------------------------------------------------------/
|Исполнители Программы    |Министерство образования РС(Я);                          |
|и основных мероприятий   |Министерство здравоохранения РС(Я);                      |
|                         |Министерство культуры и духовного развития РС(Я);        |
|                         |Министерство науки и профессионального образования РС(Я);|
|                         |Министерство по молодежной политике РС(Я);               |
|                         |Министерство внутренних дел РС(Я);                       |
|                         |Государственный комитет по физической культуре  и  спорту|
|                         |РС(Я);                                                   |
|                         |Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я);   |
|                         |Министерство труда и социального развития РС(Я);         |
|                         |Министерство охраны природы РС(Я);                       |
|                         |Министерство  по  делам   предпринимательства,   развития|
|                         |туризма и занятости РС(Я);                               |
|                         |Департамент государственной федеральной службы  занятости|
|                         |по РС(Я);                                                |
|                         |Образовательные     учреждения,     органы     управления|
|                         |образованием,  администрации  муниципальных   образований|
|                         |РС(Я)                                                    |
|                         |                                                         |
|-------------------------+---------------------------------------------------------|
|Объемы                   |     Финансирование Программы предусматривается  за  счет|
|и источники              |действующих отраслевых республиканских целевых программ: |
|финансирования           |- Государственная программа развития образования детей на|
|                         |2001-2006 гг.  (Министерство образования РС(Я) - 33888,36|
|                         |тыс. рублей;                                             |
|                         |- Президентская   целевая   программа   "Семья   и   дети|
|                         |Республики Саха (Якутия)" - 13115,1 тыс. рублей;         |
|                         |- Государственная  целевая  программа   охраны   здоровья|
|                         |населения РС(Я) на 2002-2006 гг.  - 1742,4 тыс. рублей;  |
|                         |- Президентская программа по защите конституционных прав,|
|                         |свобод  и  законных  интересов  лиц  и     организаций от|
|                         |преступных посягательств на 2003-2006 гг.  -  92,22  тыс.|
|                         |рублей;                                                  |
|                         |- Республиканская целевая программа "Молодежь  республики|
|                         |- XXI веку" - 12152,0 тыс. рублей;                       |
|                         |- Республиканская целевая программа "Создание условий для|
|                         |духовно-нравственного развития граждан  РС(Я)"  -  1900,0|
|                         |тыс. рублей;                                             |
|                         |- Министерство охраны природы РС(Я) - 740 тыс. рублей,   |
|                         |в т.  ч.  по  подпрограмме  "Экологическое   воспитание и|
|                         |образование" республиканской  целевой  программы  "Охрана|
|                         |окружающей среды РС(Я) на 2003-2006 гг."  -  490,0   тыс.|
|                         |рублей;                                                  |
|                         |По линии WWF - 250,0 тыс. рублей.                        |
|                         |     Бюджет МО РС(Я)- 20489,63 тыс. рублей;              |
|                         |     Бюджет Министерства культуры РС(Я)  -  10693,0  тыс.|
|                         |рублей;                                                  |
|                         |     Бюджет Министерства по молодежной политике РС(Я) -  |
|                         |2750,0 тыс. рублей;                                      |
|                         |     Бюджет  Министерства   науки   и   профессионального|
|Ожидаемые        конечные|образования РС(Я) - 5000,0 тыс. рублей;                  |
|результаты     реализации|     Бюджет СДОО РС(Я) - 2838,1 тыс. рублей;             |
|Программы                |     Бюджет  муниципальных  образований  -  17182,2  тыс.|
|                         |рублей                                                   |
|                         |     Итого: 122583,01 тыс. рублей                        |
|                         |                                                         |
|                         |                                                         |
|                         |  Обеспечение  условий   для   воспитания     физически и|
|                         |нравственно  здоровой  личности,  гражданина  республики,|
|                         |созидателя     жизни,     носителя         национальных и|
|                         |общечеловеческих  ценностей,  человека,     включенного в|
|                         |активный созидательный труд.                             |
|                         |                                                         |
|                         |I. Социально-общественные:                               |
|                         |   укрепление и развитие института семьи как  первоосновы|
|                         |общества;                                                |
|                         |   консолидация общества в деле воспитания  подрастающего|
|                         |поколения - фундамента благополучного будущего Якутии;   |
|                         |     планомерное  обеспечение  профессиональными  кадрами|
|                         |республики в различных областях народного хозяйства;     |
|                         |      повышение  социального  и   общественного   статуса|
|                         |педагогических работников и системы образования в целом; |
|                         |         повышение   качества    среды    воспитания    и|
|                         |жизнедеятельности общества.                              |
|                         |                                                         |
|                         |II. Педагогические:                                      |
|                         |   целостность системы воспитания детей в Республике Саха|
|                         |(Якутия);                                                |
|                         |   создание воспитывающей  среды  для  развития  личности|
|                         |детей, их саморазвития, самоутверждения и самореализации;|
|                         |обеспечение    культурно-исторической     преемственности|
|                         |поколений,  развитие  национальной  культуры  как  основы|
|                         |гражданского и патриотического сознания;                 |
|                         |         формирование   социальной   и    коммуникативной|
|                         |компетентности, здорового образа жизни детей и молодежи. |
|                         |                                                         |
|                         |III. Организационно-кадровые:                            |
|                         |    повышение  профессионального  мастерства  и  качества|
|                         |труда  педагогических,  научно-педагогических  и   других|
|                         |работников образовательных учреждений;                   |
|                         |       обновление   системы   аттестации   педагогических|
|                         |работников  с  усилением  требований   к   воспитательной|
|                         |деятельности;                                            |
|                         |   повышение общественного престижа, социального  статуса|
|                         |и востребованности труда педагогических  работников;     |
|                         |развитие системы  стимулов,  обеспечивающих   поддержку и|
|                         |совершенствование  уровня  профессионального   мастерства|
|                         |педагогических   работников,    ведущих    воспитательную|
|                         |деятельность.                                            |
|                         |                                                         |
|                         |IV. Материально-технические:                             |
|Система организации      |            укрепление       материально-технической базы|
|контроля                 |образовательных  учреждений   и   учебно-производственных|
|за исполнением Программы |комплексов;                                              |
|                         |         создание   здоровых   и       безопасных условий|
|                         |жизнедеятельности;                                       |
|                         |   расширение возможностей финансирования образования  за|
|                         |счет привлечения денежных средств из допускаемых  законом|
|                         |источников.                                              |
|                         |                                                         |
|                         |V. Научно-методические:                                  |
|                         |      научное  обоснование  медицинских,  педагогических,|
|                         |физиолого-психологических,    эргономических       и иных|
|                         |требований к государственным образовательным  стандартам,|
|                         |учебно-воспитательному процессу и разработка  методик  их|
|                         |реализации;                                              |
|                         |- совершенствование       нормативно-правовой и          |
|                         |научно-методической  базы   для   проведения     работы с|
|                         |педагогическими  кадрами,  участниками  образовательного,|
|                         |воспитательного процесса.                                |
|                         |                                                         |
|                         |- Мониторинг    воспитательной    системы,     экспертиза|
|                         |инновационных проектов и программ.                       |
|                         |- Ежегодный  доклад   Министерства   образования   РС(Я),|
|                         |Министерства здравоохранения  РС(Я),  Комитета  по  делам|
|                         |семьи и детства при Президенте РС(Я), Министерства  науки|
|                         |и профессионального образования  РС(Я),  Министерства  по|
|                         |молодежной политике  РС(Я),  управлений   образования, по|
|                         |делам молодежи, семьи и детства муниципальных образований|
|                         |о ходе  реализации  Программы  на  Коллегии  Министерства|
|                         |образования РС(Я).                                       |
|                         |- Тематические  и   комплексные   проверки   деятельности|
|                         |образовательных   учреждений,   управлений   и    отделов|
|                         |образования,  по  делам   молодежи,   семьи     и детства|
|                         |муниципальных образований.                               |
|                         |         Отчеты  образовательных  учреждений,  управлений|
|                         |образования,  по  делам   молодежи,   семьи     и детства|
|                         |муниципальных образований перед населением.              |
\-----------------------------------------------------------------------------------/

 

 

Введение

 

Воспитание является приоритетным направлением государственной политики России в области образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в обществе, осуществляемая в семье и через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Среди различных источников воспитания особую роль выполняют образовательные учреждения, реализующие государственную политику в области воспитания и образования детей. Важнейшая задача семьи и педагогов - помочь молодому поколению в раскрытии внутреннего мира, поисках смысла жизни, создании условий для их саморазвития и самореализации. Задача государства и общества - создание морально-психологических, материальных условий для эффективной деятельности педагога, активное участие в образовательном и воспитательном процессе, в формировании воспитывающей среды.

Программа ориентирована на обновление структуры и содержания воспитания на основе отечественного опыта и тенденций развития образования в мире, обеспечение интегрированности и многомерности учебного и воспитательного процессов. Особую актуальность в свете социально-экономических преобразований, социокультурных изменений приобретает формирование ценностных, мировоззренческих оснований воспитания и единой системы воспитания, охватывающей всех детей различного социального положения, способностей, состояния здоровья и т.д.

Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в Республике Саха (Якутия) на долгосрочной основе. Она направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающего поколения, определенной в Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) "Об образовании", Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине развития российского образования, Концепции модернизации российского образования до 2010 г., Программе развития образования в Республике Саха (Якутия) на 2001-2006 гг., государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.", Президентской программе "Семья и дети Республики Саха (Якутия) на 2002-2010 гг."

Реализация данной Программы будет способствовать решению наиболее злободневных проблем в воспитании детей и молодежи, улучшению качества и условий работы педагогических работников и нацелена на модернизацию системы воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия).

Программа имеет статус межведомственной программы, предназначена для органов управления образования, здравоохранения, подразделений по работе с семьей и детьми, органов правопорядка, молодежной политики, физической культуры и спорта, а также образовательных учреждений всех типов и видов в качестве основы для разработки программ на разных уровнях.

 

1. Основные тенденции, проблемы воспитания детей
и молодежи в Республике Саха (Якутия)

 

Обоснование разработки Программы

 

В области воспитания и образования общество стоит перед сложной задачей: с одной стороны, необходимо как можно быстрее повысить общий уровень качества образования, что является важным фактором конкурентоспособности в условиях глобализации; с другой стороны, нужны кардинальные изменения в системе воспитания, которая в последние годы, утратив системность, приобрела мероприятийный характер. Последствия этого - падение нравственности, бездуховность, криминализация, разобщенность общества - характерные признаки современного российского общества.

В условиях экономического, политического реформирования в России воспитание детей и молодежи за последние годы существенно изменяется. Cвое негативное воздействие на семью оказывает социально-экономический и политический кризис, в результате которого произошли глубокие изменения в жизнедеятельности семьи. Наблюдается резкая дифференциация доходов семей. Многие из них не смогли приспособиться к новым условиям, сформировать защитные стратегии и механизмы. Углубляется дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Все это негативно отражается на воспитательном потенциале семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на развитие ребенка. На воспитание оказывают влияние происходящие в обществе преобразования: социокультурные изменения жизни подрастающего поколения, формирование системы образовательных учреждений, продолжающееся социальное расслоение общества, содержание и характер деятельности средств массовой информации, детских и молодежных общественных объединений, религиозных организаций.

В Республике Саха (Якутия) образовательная политика оказала значительное влияние на все стороны общественного развития.

Создана нормативно-правовая база - приняты основополагающие законы "О правах ребенка", "Об образовании", "Об учителе", "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)", "Об организации работы по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия)", "О государственной молодежной политике в Республике Саха (Якутия)", "О приемной семье и семейном детском доме", "О государственном сельском образовательном учреждении", "О государственной поддержке летней занятости детей и подростков школьного возраста в стационарных центрах и лагерях труда и отдыха Республики Саха (Якутия)", "О профилактике и ограничении курения табака и табачных изделий в Республике Саха (Якутия)".

Согласно Закону Республики Саха (Якутия) "Об образовании" обязательным является общее среднее образование. Указами Первого Президента Республики Саха (Якутия) 1996 г. был объявлен Годом молодежи, 1997 - Годом образования, 1999-2000 гг. - прошли как Годы детства и детского спорта.

В Республике Саха (Якутия) разработаны модели воспитания с учетом национальной, культурной, социальной специфики.

В настоящее время Министерством образования Республики Саха (Якутия) разработаны Концепция воспитательной работы в Республике Саха (Якутия) (1996), Базовая программа воспитательной работы "Эркээйи", программы "Качество жизни - в качестве образования" (1997), "Сельская школа - духовный центр преобразования села"(1999), "Программа развития образования на 2001-2006 гг.", действует система социально-педагогических комплексов, призванных способствовать воспитанию ребенка в семье, учреждениях образования, социуме путем объединения всех усилий, и др.

В последние годы отмечается позитивное взаимодействие образовательных учреждений с семьей по вопросам воспитания детей.

В республике общественным дошкольным образованием охвачено 82,1% детей в возрасте от 1 года до 6 лет (для сравнения в 2001/2002 учебном году - 80,9%). Приведенный показатель сравнительно высокий, тем более, что в среднем по России в 2000 г. обеспеченность детей в возрасте от 1 года до 6 лет постоянными дошкольными учреждениями равнялась 54,9%. Чтобы помочь родителям в создании условий для развития индивидуальности каждого ребенка, развития способностей, и, в первую очередь, формирования познавательных потребностей, а также сохранения сети дошкольных учреждений, в республике введена обязательность посещения дошкольных образовательных учреждений с 5 лет. Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей. В последние годы значительно расширилась доля детских садов с приоритетным осуществлением интеллектуального развития ребенка, экологического воспитания, художественно-эстетического развития; физического развития; общеразвивающих, детских садов комбинированного вида; домашних детских садов; образовательных учреждений "Начальная школа - детский сад".

В дошкольном образовании разрабатываются и внедряются педагогические технологии нового поколения, ориентированные на сотворчество педагогов и родителей в развитии личности ребенка; дошкольные образовательные учреждения стали более самостоятельными в выборе программ воспитания и обучения детей. 56,4% дошкольных учреждений работают по комплексной республиканской программе "Тосхол" для национальных дошкольных учреждений, разработанной в 1998 г. с учетом положений этнической педагогики и современных требований к содержанию дошкольного образования. В 45,7% ДОУ действует Типовая программа РФ, направленная на всестороннее развитие ребенка. 15,6 % ДОУ работают по программе "Развитие" Венгера Л.А. и основное внимание уделяют формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач. Необходимо отметить, что по данной программе в республике работает 171 педагог, прошедший курсовую переподготовку в Москве и ИПКРО МО РС(Я). 13,8% ДОУ выбрали программу "Радуга". Кроме того, ДОУ внедряют программы "Детство", "Школа 2100", которая имеет преемственное содержание с начальной школой, реализуют программы раннего обучения чтению Н.А. Зайцева, "Основы безопасности детей дошкольного возраста", "Юный эколог", "Старт" и другие. По авторским программам, которые прошли экспертизу в улусных управлениях образованием, работают свыше 10% ДОУ республики.

Общеобразовательные учреждения являются ключевым звеном в процессе социализации ребенка. От того, что получают дети в школе, зависит их дальнейшая судьба. Современный воспитательный процесс в школах основывается на культурных ценностях, обычаях и традициях народов республики, обеспечивает нравственно-культурную преемственность поколений. Однако сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса, реализация которого повышает эффективность решения школой воспитательных задач. Необходима интеграция обучения и воспитания, что позволяет трансформировать социальный опыт, включающий знания, умения как способы осуществления собственной деятельности, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений, направленных на целостное развитие детей.

Положительные изменения наметились в становлении и укреплении психологической службы в образовательных учреждениях, целью которых является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития личности, индивидуальности на всех возрастных этапах, способности к саморазвитию, профессиональному и жизненному самоопределению. Меняется воспитательная деятельность классных руководителей. Ее определяющим компонентом становится мониторинг развития ребёнка и всего классного коллектива. Такой подход к организации развивающей деятельности детей делает ее более целесообразной и целенаправленной.

За прошедшие десять лет серьезных успехов достигла национальная школа. Вместе с тем, в условиях многонациональной республики необходимо обратить внимание на повышение культуры межнациональных отношений при сохранении достижений в развитии национальной школы. Необходимо сохранять и развивать двуязычность образовательного процесса, гарантированного Конституциями РФ и РС(Я), учитывать поликультурность образовательного процесса и всей системы образования в целом, отражающей общественное развитие Республики Саха (Якутия).

Ученическое самоуправление организовано во всех улусах республики.

С 1999 г. работает ученическое представительство министра образования "Субэ".

В республике продолжает обновляться и развиваться детское движение, насчитывающее 511 детских общественных организаций.

Во многих школах складывается целостная система профилактической работы по предупреждению асоциальных явлений - наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений и преступлений, безнадзорности детей и подростков. Исправление ситуации обеспечивается конструктивным взаимодействием всех заинтересованных структур и ведомств. В республике профилактическая работа строится на основе таких республиканских подпрограмм Президентской программы "Семья и дети РС(Я)", как "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", программа деятельности ОУ по профилактике наркомании и токсикомании среди детей и подростков, республиканская целевая программа "Молодежь республики - XXI веку", республиканская целевая программа по предупреждению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) на 2002-2004 гг., Президентская программа по защите конституционных прав, свобод и законных интересов лиц и организаций от преступных посягательств на 2003-2006 гг.

Все более актуальными становятся проблемы социального сиротства, агрессивности несовершеннолетних, алкоголизации и наркомании среди детей и подростков. Отсутствует системность и скоординированность заинтересованных учреждений и ведомств по психолого-педагогической, медико-социальной работе с детьми, по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Наблюдается низкая педагогическая культура родителей, их отстраненность от проблем воспитания детей. Стабильно высоким остается показатель количества детей, оставшихся без попечения родителей. Численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, увеличилась с 1998 г. на 60 %.

Более 1000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в соответствующих образовательных учреждениях. Только за последние 3 года число таких детей возросло на 183 человека.

Удельный вес подростковой преступности на территории республики выше среднего показателя по России.

Занятость подростков является одним из основных факторов снижения криминальной статистики. В целом по республике в детских общественных объединениях состоят 52481 учащихся (29 %), тогда как в США и Германии, например, охват детей, состоящих в детских общественных организациях достигает 90 %. В учреждениях дополнительного образования в 2003 г. занимались 81719 детей - 46 % (по РФ - 38,5%), что объясняется территориальной отдаленностью учреждений от республиканского центра, единичностью УДОД в улусе, не всегда способного удовлетворить познавательные интересы детей и социальные запросы населения. В учреждениях дополнительного образования отмечается низкий уровень охвата детей из потенциальной группы риска. Материальная база учреждений дополнительного образования остается без видимых улучшений - 55, 2 % зданий требуют капитального ремонта.

В настоящее время СМИ являются для детей одним из доступных и предпочтительных источников получения информации в отличие от чтения книг, бесед со старшим поколением и др. Необходимо отметить, что в последнее время характер и содержание федеральной продукции масс-медиа позволяют говорить о несоблюдении Закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка", статья 14 которого предусматривает защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Таким образом, в развитии воспитания имеется ряд следующих проблем:

рассогласованность в ценностях воспитания между семьёй, образовательными учреждениями, социумом;

нескоординированность действий различных социальных институтов: семьи, образовательных и культурно-просветительных учреждений, правоохранительных органов, органов здравоохранения;

наблюдаемая дезорганизация жизни семьи, разрушение семейных традиций, невыполнение семьёй своих воспитательных функций;

ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и подростков; рост школьных неврозов, внутренней тревожности и агрессивности в поведении;

негативное влияние средств массовой информации на детей и подростков; низкопробная продукция, пропагандирующая праздный образ жизни, агрессию, жестокость, насилие, наркоманию, проституцию, суицидальное настроение;

отсутствие необходимых финансовых средств на организацию воспитательной деятельности педагогов и воспитанников в сфере внеурочной деятельности детей и подростков;

крайне медленный переход в педагогическом сознании и педагогической деятельности с авторитарных на гуманистические позиции, с культуры монолога на культуру диалога;

недостаточная работа педагогов-предметников в сфере воспитания, что ведёт к снижению мотивации учения и искусственному разделению обучения и воспитания;

- недостаточно эффективная кадровая политика в вопросах подготовки педагогов-воспитателей (методистов, классных руководителей, классных воспитателей, старших вожатых, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов и др.), призванных осуществлять новую идеологию воспитания.

Эти тенденции свидетельствуют о том, что воспитание детей требует комплексного подхода и участия всех государственных, общественных и социальных институтов.

 

2. Основные подходы и принципы развития воспитания
в Республике Саха (Якутия)

 

Воспитание в соответствии с Законом Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) "Об образовании" рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая как в системе образования, так и иными общественными и социальными институтами, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Стратегия развития воспитания определяется в соответствии с законодательством. Признается вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий.

Дети и молодежь являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. Государством должны быть обеспечены целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных этапах социализации.

Воспитание в Республике Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с принципами организации воспитания действующей Федеральной программы развития воспитания в системе образования России.

Основным принципом воспитательной работы определяется принцип культурно-исторической преемственности. Воспроизводство духовно-нравственного и национально-культурного потенциала будет способствовать формированию личности, устойчивой к негативным внешним влияниям.

Принцип духовности подразумевает воспитание человека высокой культуры и нравственности; оказание помощи детям и молодежи в их духовно-нравственном становлении; формирование у учащихся духовных ориентаций и потребностей в усвоении и присвоении ценностей культуры; соблюдение в жизненных ситуациях норм гуманистической морали, интеллигентности.

Принцип персонификации включает в себя учет индивидуальных особенностей детей, возможностей и задатков, изучение личностных психологических особенностей детей и подростков, ориентацию на самоопределение и самовоспитание личности.

Принцип своевременности (конкретности) требует учета динамики развития подрастающей личности в его индивидуальном биоритме.

Принцип ответственности участников воспитательного процесса. Данный принцип подразумевает создание условий для самовоспитания как детей и молодежи, так и иных участников.

Принцип открытости системы воспитания предполагает сотрудничество, партнерство субъектов воспитания.

Принцип социализации подразумевает формирование воспитательного пространства в малом социуме (детском коллективе), интеграцию, объединение усилий субъектов воспитательной системы; формирование у детей и молодежи положительного социального опыта освоения социальных ролей, умения компетентно взаимодействовать с людьми, окружающей средой.

 

3. Структура и содержание воспитательной деятельности
в Республике Саха (Якутия)

 

Создание системы воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) зависит от выбора приоритетных направлений и принципов организации воспитания. Основными направлениями содержания воспитательной деятельности в Республике Саха (Якутия) являются: здоровье детей и основы безопасности жизнедеятельности; трудовое воспитание и профессиональная ориентация; художественно-эстетическое воспитание; патриотическое, гражданско-правовое воспитание, сохранение и развитие родного языка и культуры; профилактика правонарушений детей и молодежи и безнадзорности; развитие детских и молодежных общественных организаций и объединений, ученического и студенческого самоуправления.

 

3.1. Семейное воспитание

 

Cемья является первоосновой общества, важнейшей социальной ценностью. Основная функция семьи - воспитание и развитие детей.

Крайне важной является задача создания среды, благоприятной для семейного воспитания. Сама семья как первичная среда воспитания динамична и обладает способностью к самоорганизации и саморазвитию, что проявляется в обогащении семейного образа жизни, увеличении ее социальной активности, ответственности, творческого потенциала.

Задачи семьи в области воспитания:

формирование здорового образа жизни;

создание максимальных условий для роста и развития ребенка;

обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка;

передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

обучение детей полезным трудовым, игровым и учебным навыкам и умениям;

воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного "Я".

Направления деятельности:

совершенствование нормативно-правовой базы по правам ребенка, поддержке малообеспеченных и многодетных семей, повышению ответственности семьи в воспитании детей;

повышение психологической и педагогической культуры родителей;

работа с семьями группы риска;

организация психологической помощи семье;

разработка мер общественной и социальной поддержки семей, хорошо воспитывающих своих детей;

привлечение родителей к активному сотрудничеству с образовательными учреждениями;

распространение передового опыта семейного воспитания.

 

3.2. Воспитание в образовательных учреждениях

 

3.2.1. Воспитание в дошкольных образовательных учреждениях

 

Главная цель воспитания в дошкольном образовательном учреждении заключается в общем гармоничном развитии детей в соответствии с их потенциальными возможностями, формировании базисной личностной культуры, обеспечении общей готовности целого комплекса способностей - самообслуживания, коммуникации, познавательной мотивации, развитие творческого воображения.

Школа становления: ясли - детский сад - сад-школа.

Задачи:

охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;

оказание помощи в становлении самостоятельности;

развитие эмоциональной сферы, общительности, формирование навыков общей культуры;

знакомство с природой, воспитание доверительного, доброго отношения к окружающему миру;

формирование первоначальных трудовых навыков;

обучение родному языку, приобщение к истокам национальной культуры;

привитие нравственных принципов, моральных и этических норм человека будущего, способного жить в гармонии с обществом и окружающей средой.

Основные направления работы:

совершенствование комплексных программ развития личности ребенка и его социально-трудовой адаптации для детей различных интеллектуальных и физических возможностей;

обновление содержания физкультурно-оздоровительной деятельности;

создание необходимой материальной базы;

подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов (социальный педагог, психолог, логопед, педиатр и т.д.).

 

3.2.2. Воспитание в общеобразовательных учреждениях

 

Важнейшими задачами школы являются создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, формирования основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей школьника, профессионального самоопределения, творческого развития учащихся, формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Востребовано создание инновационной модели развития сельской и городской школы с учетом их социокультурных особенностей и разработка критериев эффективности учебно-воспитательной работы школы.

Необходимы активизация работ по экологизации учебных предметов, а также по изучению нравственно-этических вопросов в курсе всех предметов, создание на базе школ комплексных социально-педагогико-психологических служб помощи учащимся, их семьям с соответствующим кадровым обеспечением.

Школа развития самостоятельности - начальная школа (1-4 классы)

Задачи:

охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;

формирование отношения к природе как источнику жизни;

формирование моральных и нравственных ценностей;

формирование потребности в творческой деятельности;

воспитание общительности, умения ребенка сотрудничать с детьми, со старшими;

приобщение к национальным традициям;

формирование жизненно важных трудовых навыков;

развитие художественно-эстетических способностей;

развитие потребности в активной познавательной и творческой деятельности;

воспитание патриотизма.

Школа самоутверждения - средние классы (5-9 классы)

Задачи:

охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;

воспитание воли, мужества и целеустремленности, самоконтроля и рефлексии ребенка;

оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за свою деятельность;

приобретение навыков и умений организаторской деятельности, сотрудничества;

воспитание потребности в труде;

создание условий для расширения возможностей в ознакомлении с профессиями;

организация различных форм деятельности в целях овладения социальной и культурной компетентностью;

создание творческой, духовно-нравственной атмосферы в школе, способствующей гармоничному развитию и позитивному самоутверждению каждого учащегося.

Школа выбора и самоопределения - старшие классы (10-11 классы)

Задачи:

охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;

создание условий для профессионального самоопределения, овладения рабочей профессией;

организация психолого-педагогической помощи в развитии самостоятельности, самоорганизации и самоопределения;

подготовка к семейной жизни;

развитие способности противостоять отрицательным влияниям среды;

формирование гражданского сознания.

Направления работы:

развитие многообразия типов образовательных учреждений и образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию обучения и воспитания, реализацию личностно-ориентированного подхода;

разработка инвариантных моделей содержания воспитания в образовательных учреждениях с учетом современной социокультурной ситуации, ценностей воспитания и обучения;

поддержка родителей в осуществлении их прав на участие в управлении образовательным учреждением;

совершенствование комплексных программ развития личности ребенка и его социально-трудовой адаптации с учетом интеллектуальных и физических возможностей;

развитие ученического самоуправления и поддержка детских, молодежных общественных организаций;

укрепление материальной базы.

 

3.2.3. Воспитание в системе специального образования

 

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дает следующее определение: "Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи".

Целью и задачами воспитательного процесса являются формирование общей культуры личности воспитанников, удовлетворение потребности в получении начального профессионального образования, конкретной профессии (специальности), соответствующей уровню воспитанников, а также ускоренного приобретения трудовых навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ, адаптация воспитанников к жизни в обществе, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни, лечение, коррекция отклонений в развитии воспитанников.

Направления работы в системе специального (коррекционного) образования:

обеспечение специальных условий воспитания детей-инвалидов (специальные учебные планы и программы);

реорганизация воспитательной работы по семейному типу;

разработка и внедрение методик по адаптации ребенка с ограниченными возможностями к жизни в обществе, его социализации;

обеспечение психолого-педагогической поддержки и медико-правовой помощи;

совершенствование технологий спортивно-оздоровительной работы (создание спортивных секций, занятий по лечебной гимнастике);

подготовка педагогов-воспитателей для работы с детьми с отклонениями в развитии и детьми-сиротами в вузах и ссузах республики;

научно-методическое обеспечение учителей и учащихся (специальные учебники, методические пособия и наглядные материалы).

По социально-реабилитационной работе также предусматривается:

создание централизованного межведомственного Координационного совета и единой информационной базы данных по работе с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

разработка и реализация программ по социально-психологической реабилитации, ресоциализации и адаптации несовершеннолетних;

обеспечение условий для получения реальных, востребованных профессий в производственной сфере с учетом инфраструктуры республики и рынка труда;

расширение сети детско-подростковых лагерей, площадок, клубов по различным направлениям (экологическое, трудовое, военно-патриотическое, спортивно-оздоровительное и др.);

создание системы отбора, подготовки и переподготовки кадров по социально-реабилитационной работе.

 

3.2.4. Воспитание в учреждениях дополнительного образования

 

Учреждения дополнительного образования предназначены для развития детей, интересующихся тем или иным видом науки, техники, творчества (художественно-эстетическое, научно-техническое, эколого-биологическое, физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, социально-педагогическое направления). Создание условий для развития детского творчества требует решения следующих задач:

совершенствование нормативно-правовой базы системы дополнительного образования детей;

обеспечение доступности дополнительного образования для всех детей и подростков;

мониторинг состояния и перспективы развития системы дополнительного образования детей по основным направлениям деятельности;

повышение качества содержания дополнительного образования детей, его организационных форм, методов и технологий;

интеграция общего и дополнительного образования;

создание и развитие материально-технической базы системы дополнительного образования, финансовое и ресурсное обеспечение системы дополнительного образования детей;

использование и развитие информационных технологий для повышения творческого потенциала детей и педагогов дополнительного образования;

совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров системы дополнительного образования детей.

 

3.2.5. Воспитание в системе профессионального образования

 

Воспитание в системе профессионального образования направлено на формирование высококвалифицированного специалиста, гражданина, социально активной, нравственной, духовно и физически здоровой, творческой личности в системе профессионального образования. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Определение содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям учреждений профессионального образования.

2. Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и духовном развитии.

3. Формирование у обучающихся гражданской позиции, здорового образа жизни, способностей к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии.

4. Формирование базовой культуры личности, овладение социальным опытом.

Направления деятельности по созданию воспитывающей среды в системе профессионального образования:

- ориентация воспитательной деятельности на реализацию профессионального потенциала обучающегося в трудовой социально значимой деятельности в соответствии с реальными требованиями общества, потребностями личности;

- развитие системы дополнительного образования, досуговой, клубной деятельности, молодежных общественных организаций и объединений в формировании гражданского самосознания, духовно-нравственном становлении обучающихся;

- расширение сети службы социально-психологической помощи;

- развитие системы подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих организацию внеучебной деятельности.

 

3.3. Создание воспитывающей социальной среды

 

Социальная среда - это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Социальная среда - важнейший фактор формирования личности. Воспитательная среда включает в себя предметно-пространственное, поведенческое, событийное и информационное социокультурное окружение. Определяющую роль в создании воспитывающей социальной среды играет эффективное взаимодействие социальных и общественных институтов. Для того чтобы социальная среда преобразовалась в эффективное воспитательное пространство, необходимо решение следующих задач:

- создание благоприятного для роста и развития детей пространства (строительство детских, спортивных площадок, озеленение жилых массивов);

- обеспечение информационной защиты подрастающего поколения

от негативного влияния средств массовой информации;

- поддержка семей, занимающихся воспитанием детей;

- расширение детского репертуара учреждений культуры и искусства;

- организация подготовки аниматоров, организаторов семейного, детского досуга, спортивно-массовых мероприятий.

 

4. Обеспечение и механизм реализации программы

 

Координацию работы по реализации Программы осуществляют Министерство образования РС(Я), Министерство науки и профессионального образования РС(Я),Министерство внутренних дел РС(Я), Министерство по молодежной политике РС(Я), Комитет по делам семьи и детства при Президенте РС(Я). Контроль за реализацией данной Программы возлагается на Правительство Республики Саха (Якутия).

На уровне улусов и городов республики разрабатываются и реализуются соответствующие целевые программы.

Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:

1. Нормативно-правовое обеспечение:

совершенствование и развитие республиканского законодательства в области воспитания и образования;

разработка нормативных и правовых актов на различных уровнях, направленных на совершенствование работы с педагогическими кадрами.

2. Научно-методическое и информационно-методическое обеспечение:

изучение опыта организации системы воспитания в Российской Федерации и за рубежом;

организация и проведение научных исследований, разработка инновационных проектов по актуальным проблемам воспитания;

разработка и реализация целевых государственных, отраслевых, межвузовских научных, научно-технических и инновационных программ и проектов, обеспечивающих выполнение научно-исследовательских работ по основным направлениям развития воспитательной работы в системе образования;

научное и методическое обеспечение разработки преемственных государственных образовательных стандартов, содержащих национально-региональные компоненты, примерных образовательных программ, примерных учебных планов и программ курсов, учебных дисциплин и иных документов, определяемых потребностями создания целостной системы воспитания;

научно-теоретическое осмысление и обобщение эффективных практических разработок и методик воспитательной работы в Республике Саха (Якутия) ;

издание учебно-методических пособий по вопросам воспитания.

3. Кадровое обеспечение осуществляется по следующим аспектам:

профориентационный отбор и подготовка детей к педагогическим профессиям в период их обучения в школе;

совершенствование содержания и расширение специальностей с учетом потребностей региона в педагогических работниках системы воспитания в средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях педагогического профиля;

разработка механизма межрегионального и межведомственного сотрудничества по подготовке и переподготовке педагогических работников;

повышение эффективности системы аттестации педагогических, научно-педагогических работников, руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием всех уровней.

4. Материально-техническое обеспечение:

сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений и других организаций системы образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов;

разработка новых строительных норм и правил, норм проектирования всех видов и типов образовательных учреждений с учетом воспитательных задач;

строительство, ремонт зданий и сооружений организаций системы образования.

5. Взаимодействие с социальными и общественными институтами

совершенствование нормативно-правовой базы, способствующей развитию меценатской и попечительской деятельности, определяющей формы и содержание информационного воздействия на подрастающее поколение, включая средства массовой информации;

развитие попечительской деятельности;

активное содействие развитию детских и молодежных общественных организаций и объединений;

организация работы с детьми и подростками по месту их жительства;

укрепление межведомственного сотрудничества государственных и образовательных учреждений по вопросам правопорядка, здравоохранения, культуры и др.;

совершенствование государственной информационной политики в интересах воспитания подрастающего поколения;

организация сотрудничества образовательных учреждений и различных предприятий и организаций по вопросам воспитания, профессионального становления детей и молодежи.

6. Организационно-методическое обеспечение:

организация и проведение семинаров, конференций, конкурсов, выставок, фестивалей, смотров и т.д., направленных на реализацию воспитательных задач;

создание летних школ, лагерей актива для совершенствования воспитательной работы в образовательных учреждениях;

координация и управление проектами и программами по развитию воспитания в республике.

 

5. Организация и контроль выполнения программы

 

Координация и контроль выполнения Программы возложены на Координационный совет при Правительстве Республики Саха (Якутия), в который входят представители различных ведомств и общественных организаций. Координационный совет:

анализирует ход выполнения Плана действий по реализации Программы и вносит предложения по его коррекции;

осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение реализации Программы;

координирует взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств, родительской общественности по развитию системы воспитания детей;

ежегодно информирует Правительство Республики Саха (Якутия) о ходе реализации Программы воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия).

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2004 г. N 170 "Об утверждении Межведомственной программы развития воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) на 2004-2007 гг."


Текст постановления официально опубликован не был