Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 22 апреля 2004 г. N 197
"О Концепции государственной политики в области науки и технологий
в Республике Саха (Якутия)"
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2011 г. N 180 настоящее постановление признано утратившим силу
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2010 г. N 243-р настоящее постановление снято с контроля
В целях реализации перехода Республики Саха (Якутия) на инновационный путь развития, повышения востребованности научно-технического потенциала Республики Саха (Якутия) и модернизации промышленности на основе новых технологий Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Концепцию государственной политики в области науки и технологий в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 г.
2. Министерству науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) совместно с Академией наук Республики Саха (Якутия), Якутским научным центром Сибирского отделения Российской академии наук и Якутским государственным университетом имени М.К. Аммосова в срок до 1 августа 2004 г. разработать и внести на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия) План мероприятий по реализации Концепции государственной политики в области науки и технологий в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 г.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.И. Михайлову.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
Е. Борисов |
Концепция
государственной политики в области науки и технологий
в Республике Саха (Якутия) на период до 2010 г.
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 22 апреля 2004 г. N 197)
I. Наука - важнейший ресурс
социально-экономического развития республики
Переход всей страны к рыночной экономике и реформирование всех общественных отношений потребовали разработки новой стратегии научно-технического развития. Стратегические направления государственной политики в области науки и технологии сформулированы в Основах политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом РФ В.В. Путиным 30 марта 2002 г. В этом документе обозначены национальные приоритеты и принципы системного подхода к "внедренческой" цепочке. Поставлена задача перехода к инновационной экономике на основе повышения востребованности научно-технического потенциала страны, способного вести исследования на уровне современной мировой науки и технологий, обеспечивающего гуманистическую направленность развития общества.
В числе задач на ближайшие годы - обеспечение необходимых условий для сохранения и развития наиболее перспективной части науки, концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований и разработок, внедрение современных информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение достойного уровня жизни и условий эффективной научной деятельности ученых, создание условий для воспроизводства кадрового научного потенциала - прихода в науку и наукоемкое производство молодежи.
Новизна и сложность возникающих научных проблем требуют для их решения комплексного подхода, основанного на интеграции и тесном взаимодействии академического, вузовского и отраслевого секторов науки, проведения исследований на стыке смежных отраслей знания, в рамках междисциплинарных проектов, глубокого и критичного анализа достигнутых результатов, направленного на поиск новых идей, открытий, методологических, методических и технологических подходов. При этом возрастает роль и значение обмена научной и технической информацией, регионального и международного сотрудничества ученых и специалистов.
Республика Саха (Якутия) располагает уникальным по составу и качеству сырья природно-ресурсным потенциалом. На ее территории находится значительная часть российских запасов углеводородного сырья, угля, цветных и драгоценных металлов. Алмазно-бриллиантовый, нефтегазовый, угольный, лесоперерабатывающий и другие промышленные комплексы обеспечивают сохранение необходимой устойчивости экономики республики и страны.
На современном этапе социально-экономическое развитие республики сдерживает влияние отрицательных факторов, таких как:
глобальные изменения климата на фоне сложных природно-климатических условий, увеличивающие риск природных и техногенных катастроф;
неразвитость транспортной инфраструктуры, труднодоступность богатых сырьевыми ресурсами районов, удаленность их от мощностей перерабатывающей промышленности, приводящие к снижению конкурентоспособности производства;
высокая капиталоемкость крупномасштабных проектов, снижающая их инвестиционную привлекательность;
неразвитость технологической инфраструктуры, приводящая к снижению эффективности развития экономики и социальной сферы, к повышению затрат на производство и жизнеобеспечение населения;
неэффективный механизм природопользования;
низкие уровень и качество жизни населения, нарастающие кризисные демографические явления;
отсутствие эффективных мер государственного регулирования в части специальной для Крайнего Севера налоговой, тарифной и таможенной политики.
Соответственно, целью государственной политики в сфере науки и техники является создание научно-технического комплекса, обеспеченного финансовыми ресурсами, производящего конкурентоспособную научную и инновационную продукцию, способного содействовать эффективному освоению достижений науки и техники всеми отраслями экономики и социальной сферы республики.
Важным фактором долговременного и устойчивого развития республики является ее научно-технический и научно-образовательный потенциал, который представлен академическими институтами Якутского научного центра Сибирского отделения РАН и Академии наук Республики Саха (Якутия), Якутским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, Якутским научным центром Сибирского отделения Российской академии медицинских наук и Правительства Республики Саха (Якутия), отраслевыми институтами: Якутниипромалмаз и ЦНИГРИ АК "Алроса", ГУП "Якутский государственный проектный, научно-исследовательский институт строительства", Якутским институтом туберкулеза, а также вузовским сектором науки Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова, Якутской сельскохозяйственной академией и другими вузами. В учреждениях науки и высшего профессионального образования республики работают около 4,0 тысяч человек, в том числе 350 докторов наук и более тысячи кандидатов наук.
В республике сложился ряд научных школ, признанных на российском и мировом уровнях. О вкладе ученых в развитие республики и страны свидетельствуют полученные награды в области науки и техники. Труд ученых республики был отмечен Государственной, Ленинской премиями, Премией Ленинского комсомола и другими. В республике трудится 21 лауреат государственных премий Республики Саха (Якутия).
Перечень научных разработок, накопленных в настоящее время в республике и предложенных для широкого использования, включает более 90 наименований.
Среди них наиболее перспективны:
разработки в области энергетики, включая использование нетрадиционных источников энергии;
комплекс разработок "Техника Севера";
физико-химические технологии размерной обработки алмаза, включая производство новых видов алмазного инструмента и использование изделий из алмаза в новых нетрадиционных областях (медицина и др.);
биотехнологии производства биологически активных пищевых добавок и препаратов из природного растительного, животного и микробного сырья;
научное, методическое, приборное и аналитическое обеспечение мониторинга окружающей среды для экологических и специальных задач;
технологии производства композиционных материалов и неразъемных соединений с заданными механическими и теплофизическими свойствами на металлической, керамической и полимерной основах;
переработка вторичного и отходов техногенного сырья;
производство гуминовых удобрений и сорбентов на базе бурых углей, возобновляемых удобрений на основе использования органно-минерального сырья (гуматы, биологически активные удобрения и др.);
научные основы адаптивно-ландшафтного земледелия для зональных систем АПК;
производство удобрений и фильтров для очистки питьевой воды на основе цеолитов.
В качестве главных направлений развития научно-технической сферы следует считать ее адаптацию к рыночным условиям и ориентацию на потребности народного хозяйства республики. Первоочередными задачами при этом являются внедрение системы государственного заказа науке, активизация инновационной деятельности, формирование механизмов трансформации результатов НИОКР в наукоемкие технологии, создание условий, способствующих производству и реализации научно-технической продукции на коммерческой основе.
Государственно-правовые, социально-гуманитарные, экономические и технологические исследования должны создать надежную базу для развития республики как самостоятельного, социально-экономически развитого субъекта Российской Федерации.
В данной Концепции в краткосрочной перспективе предусмотрена разработка научного обеспечения необходимого увеличения объемов и номенклатуры производства в приоритетных производственных отраслях, утверждаемых Правительством Республики Саха (Якутия) на 2004-2010 гг.
Поэтому в Концепции наравне с фундаментальными исследованиями приоритеты отданы научному обеспечению развития производительных сил республики, созданию новых материалов, разработке наукоемких, конкурентоспособных, энергосберегающих и экологически чистых технологий, продукции, в том числе в социальной сфере.
II. Цели и задачи государственной политики
в области развития науки и технологий
Развитие науки и технологий служит решению задач устойчивого социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации и относится к числу высших приоритетов социально-экономической политики республики.
Основной целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития республики на основе избранных приоритетов и научное обеспечение реализации стратегии устойчивого развития.
Для достижения цели государственной политики в области развития науки и технологий должны быть решены следующие основные задачи:
создание нормативно-правовых, организационных и экономических механизмов для повышения востребованности инноваций, обеспечения опережающего развития фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечение взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки;
переход основных крупных, средних и малых предприятий реального сектора экономики на режим устойчивой инновационной активности;
рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности при реализации приоритетных направлений развития науки;
совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров высшей квалификации для самой науки и для наукоемких производств;
государственная поддержка научных исследований и экспериментальных разработок по приоритетным направлениям развития науки с учетом мировых тенденций в этой сфере и наиболее актуальных потребностей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия);
укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы;
создание передовой технологической базы отраслей экономики, в т.ч. разработка и внедрение новых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность производимой продукции, высокую производительность производственных процессов и качество продукции; снижение ресурсо- и энергоемкости производств; повышение уровня импортозамещения, разработка новых технических принципов эксплуатации транспорта, оборудования, приборов в условиях низких температур;
ускоренная разработка и реализация научных и научно-технических достижений, способствующих предотвращению возникновения техногенных и экологических катастроф и снижению ущерба от них;
оказание помощи научным и производственным организациям в разработке проектов для участия в федеральных и международных научно-технических и инновационных программах.
III. Важнейшие направления государственной политики
в области развития науки и технологий
Важнейшими направлениями государственной политики в области развития науки и технологий являются:
развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
совершенствование нормативно-правового, организационного и экономического государственного регулирования в области развития науки и технологий;
формирование республиканской инновационной и венчурно-инвестиционной систем;
повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;
разработка и внедрение системы мер, направленных на сохранение и развитие кадрового и научно-технического потенциала;
развитие межрегионального и международного научно-технического сотрудничества.
IV. Приоритеты научного и научно-технического развития
В соответствии с направлениями государственной экономической политики, в частности, с программами развития отраслей экономики и социальной сферы республики, определение приоритетных направлений науки и научно-технического развития осуществляется Советом по науке и технической политике при Президенте Республики Саха (Якутия) во взаимодействии и с учетом мнений органа государственной власти, курирующего науку, Академии наук Республики Саха (Якутия), Якутского научного центра СО РАН, других учреждений и специалистов академического, вузовского, отраслевого секторов науки и ведомств на основе экономических критериев и оценок. При выборе приоритетов научных исследований необходимо учитывать такие критерии как:
поддержка научных направлений, обеспечивающих развитие базовых и перспективных отраслей экономики республики, направленных на повышение качества жизни людей на Севере, на социальное, политическое и национально-культурное развитие республики;
становление новых направлений исследований, которые будут определять технологическую и экономическую конкурентоспособность Республики Саха (Якутия) в XXI веке;
поддержка и развитие областей науки и научных школ, в которых ученые республики являются лидерами в России и мире.
К приоритетным направлениям исследований в области социально-экономических, гуманитарных и правовых наук отнесены:
развитие рыночной экономики с социальной ориентацией;
повышение роли Республики Саха (Якутия) в Азиатско-Тихоокеанском регионе планеты;
исследование по созданию комплексных условий повышения уровня и качества жизни населения республики и охраны труда;
разработка и внедрение комплекса условий, способствующих формированию и развитию инновационного предпринимательства;
исследования, отражающие качественно новый этап развития республики в рамках федерализма, направленные на укрепление правового государства, законности и правопорядка, стабилизацию межнациональных отношений, гражданского согласия, формирования социальных общностей, этносоциальной структуры, развитие демографических процессов;
научные изыскания, направленные на возрождение, социально-экономическое и культурное развитие народов Республики Саха (Якутия), функционирование и структурное развитие языков, теории и истории национальной литературы, обогащение духовных ценностей народов республики, самобытных традиций, научных основ педагогики, повышения национального самосознания;
создание фундаментальных трудов по многовековой истории народа саха, раскрывающих ее вклад в развитие отечественной и мировой цивилизации, истории освоения северных территорий и культурного наследия малочисленных народов Севера;
разработка фундаментальных научных основ сохранения и воспроизводства традиционных видов хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
научно-методическое обеспечение по вопросам перехода на местное самоуправление.
В области естественных, технических и точных наук приоритеты отданы развитию отраслей, которые определяют технологический и технический уровень производства, устойчивое развитие региона, включая проблемы жизнеобеспечения человека и охраны природы:
научное обеспечение развития алмазно-бриллиантового комплекса, в первую очередь, исследований, связанных с необходимостью улучшения сырьевой базы, разработкой технологий по подземной добыче алмазов, а также технологий, позволяющих расширить области использования алмазов;
разработка средне- и долгосрочных программ формирования и развития в республике нефтяной, газовой и угольной промышленности на базе крупных и уникальных месторождений: Талаканского, Иреляхского, Среднеботуобинского, Средневилюйского, Нерюнгринского, Денисовского и др. Участие в разработке программ, создание эффективных технологий и методов разведки, разработки, транспорта, хранения и глубокой физико-химической переработки нефти, газа, угля, адекватных экстремальным природно-климатическим и горно-геологическим условиям республики;
разработка научных основ и технологий создания новых композиционных материалов и их использования в промышленности, способов их упрочнения, новых технологий в строительстве, прогноза надежности и мониторинга функционирования систем трубопроводного и других видов транспорта, электрических и других сетей, горного, транспортного, нефтегазового оборудования в экстремальных горно-геологических и природно-климатических условиях Крайнего Севера и Арктики;
разработка экологически чистых и экономически выгодных технологий для добычи и переработки благородных и цветных металлов, в первую очередь, применительно к рудам Нежданинского месторождения;
исследования по разведке и освоению новых природных ресурсов, определяющих экономическую мощь республики на более длительную перспективу;
разработка и применение новых, нетрадиционных ресурсо- и энергосберегающих, экологически чистых технологий в энергетике;
участие в разработке стратегии транспортного освоения Сибири и Дальнего Востока с учетом интересов республики;
фундаментальные проблемы математики, методы вычислений, механико-математическое обеспечение решения задач в технике, экологии, медицине и других областях науки и практики;
в области физики и химии: разработка новых способов управления свойствами конструкционных, полупроводниковых и полимерных материалов, созданию новых материалов и веществ;
в области биологии: перспективным исследованиям по проблемам биотехнологии, молекулярной биологии, популяционной биологии луговой растительности; разработке теоретических основ мониторинга и сохранения биологического разнообразия (видового и экосистемного), а также генофондов человека, животных, растений и микроорганизмов;
в области медицины: исследования, направленные на формирование здорового образа жизни, повышение эффективности профилактики и лечения наиболее распространенных и социально значимых болезней человека на Севере, снижение заболеваемости и смертности населения; разработку и внедрение в производство новых лекарственных средств, биологически активных добавок; развитие наукоемких технологий в региональной медицине;
в области сельскохозяйственных наук: эффективное использование земельных ресурсов на основе адаптивно-ландшафтного земледелия; разработка новых экологически безопасных систем сохранения и воспроизводства почвенного плодородия мерзлотных почв с учетом водно-температурного режима;
селекция растений и животных на основе биотехнологических методов, создание адаптивных сортов и гибридов растений, линий и пород животных с высокой устойчивостью к неблагоприятным условиям среды и продуктивностью, качеством продукции;
разработка новых сбалансированных удобрений, добавок в рационы животных, биологических и ветеринарных препаратов;
в области экологической безопасности: всесторонний, в том числе спутниковый, мониторинг изменений климата полярных районов Арктики и их влияния на экосистемы, живые организмы, технические сооружения;
разработка методов прогнозирования, оценки рисков и предупреждения опасных природных и техногенных процессов;
исследования, направленные на улучшение экологической обстановки в республике, охрану окружающей среды.
V. Меры государственного регулирования развития науки и технологий
Необходимым условием осуществления наукоемких проектов и перехода региона и страны в целом на инновационный путь развития является государственная поддержка. Роль государства заключается прежде всего в выборе главных приоритетов научно-технического развития и концентрации на их реализации необходимых финансовых средств. Бюджетная политика должна быть ориентирована на эффективное использование государственных средств, вложенных в развитие науки и технологий. Основным принципом бюджетирования должно стать бюджетирование в зависимости от достигнутых результатов. Бюджет науки должен включать расходы на поддержание инфраструктуры научной деятельности (библиотечный фонд, экспериментальное оборудование и приборы, особенно в рамках центров коллективного пользования, организация конференций, стажировок, экспедиций и т.п.) и на базовое финансирование республиканских государственных научных организаций (учреждений). Финансирование научно-исследовательских разработок и прикладных исследований, проводимых научными учреждениями не республиканского подчинения должно осуществляться на договорной основе в форме государственного заказа.
Государственный заказ предопределяет и частичный постепенный переход научных учреждений республиканского подчинения на программно-целевой принцип финансирования научно-исследовательских работ, в том числе в области фундаментальных исследований.
Программно-целевое финансирование научных исследований в республике будет осуществляться при обеспечении конкурсности на основе экспертизы научных и научно-технических проектов, а также в случаях, когда совокупность проектов направлена на достижение единой конечной цели. В тех случаях, когда программы составлены из невзаимосвязанных между собой проектов, целесообразно переходить на систему грантов из республиканского бюджета. Грант по величине (объему) должен быть достаточен для выполнения проекта. Это необходимое условие повышения ответственности за результативность проекта. Грант должен включить средства на поддержание инфраструктуры научных организаций.
Наряду с прямой государственной поддержкой науки и технологии необходимо разработать новые методы стимулирования, включающие не только налоговое регулирование, механизмы ускоренной амортизации, информационного обеспечения, подготовки кадров, тарифное регулирование, а также направленные на стимулирование инвестиционной активности, включая создание венчурных фондов как формы интеграции средств предприятий, учреждений и вместе с тем повышения их заинтересованности в реализации разработанных технологий.
Государственный заказ науке формируется на основе анализа реальных проблем развития экономики и общества, изучения предложений органов государственной власти, товаропроизводителей и потребителей продукции, ученых. При этом в состав государственного заказа включается только ограниченное количество заданий, направленных на комплексное решение научных и научно-технических задач регионального значения и практическое использование результатов в экономике и социальной сфере. Соответствующие проекты подлежат открытому конкурсному отбору на основе государственной экспертизы, соотносящей необходимые бюджетные затраты с ожидаемым экономическим эффектом и предпосылками успешного завершения работ. Действенным механизмом реализации государственного заказа науке станет введение республиканской контрактной системы в сфере НИОКР. Ее основой являются публичные конкурсы, организуемые министерствами и ведомствами с учетом запросов предприятий, на право заключения контрактов по выполнению актуальных НИОКР. Правительством Республики Саха (Якутия) планируется введение механизма государственной поддержки научно-технического развития, основанного на долевом участии министерств и ведомств в финансировании научно-технических программ и проектов.
В области фундаментальных исследований выбор направлений определяется не только потребностям общества, но и диктуется внутренней логикой развития науки. С учетом этого важно обеспечить свободу научного поиска, создавая при этом систему мотивации практического использования научных результатов. Необходимо расширить участие НИИ и вузов в выполнении федеральных госзаказов и целевых программ, в конкурсах различных фондов.
Важным направлением реформирования научно-технической сферы республики является интеграция академической науки и высшей школы. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый вузовский профессор, аспирант, студент старших курсов мог участвовать в работе одного из академических институтов, а каждый ведущий ученый - вести педагогическую деятельность в вузе. В перспективе необходимо увеличить вклад вузов в науку, особенно в области фундаментальных исследований, а также предусмотреть организацию научно-образовательных комплексов.
VI. Основные меры государственного стимулирования научной,
научно-технической и инновационной деятельности
Основными мерами государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, ускорения разработок критических технологий являются:
финансирование научных исследований и экспериментальных разработок за счет средств федерального и республиканского бюджетов на уровне, обеспечивающем реализацию целей и задач настоящей Концепции и исходя из реальных возможностей республиканского бюджета;
обеспечение эффективного использования средств федерального и республиканского бюджета, выделяемых на финансирование фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;
целевое выделение бюджетных средств для реализации научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения, концентрация бюджетных ресурсов на реализации приоритетных направлений развития науки;
разработка и реализация механизма привлечения внебюджетных источников финансирования; поиск и эффективное использование внебюджетных источников для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых по заказам органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), а также для вовлечения в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности, полученных за счет бюджетов всех уровней;
стимулирование деятельности благотворительных организаций и иных хозяйствующих субъектов, направленной на финансирование фундаментальных исследований и НИОКР;
стимулирование развития малого научно-технического и инновационного предпринимательства, включая поддержку за счет бюджетов всех уровней инфраструктуры малого бизнеса, стимулирование развития венчурного инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов, подготовки специалистов по инновационному менеджменту, а также поддержка на конкурсной основе научно-технических и инновационных проектов;
доведение до 3% от объема средств, выделяемых из республиканского бюджета на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, для целевого финансирования поддержки сложившихся научных школ, а также исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки, осуществляемых молодыми учеными, аспирантами и студентами;
расширение объемов строительства жилья для молодых ученых, в том числе с привлечением ипотечного кредитования;
проведение инвентаризации научно-технического комплекса с целью укрепления материально-технической базы науки, повышения эффективности использования государственного имущества, включая создание центров коллективного пользования;
совершенствование академического сектора науки за счет концентрации ресурсов на решении фундаментальных научных проблем, оптимизации системы научной и научно-технической деятельности, уточнения количества подведомственных научных организаций и численности сотрудников;
использование в установленном порядке части основных фондов научных организаций, высвобождаемых в процессе реструктуризации научно-технического комплекса, для поддержки малого научного и инновационного предпринимательства, создания научных и технологических парков, инновационно-технологических центров и других объектов инновационной деятельности;
доведение целевого финансирования развития приборной базы, содержания уникальных стендов и установок, используемых при проведении исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки, до 5% от объема средств, выделяемых из республиканского бюджета на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
завершение создания нормативно-правовой базы, необходимой для вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и иных результатов научной и научно-технической деятельности, обеспечение баланса интересов всех субъектов правоотношений, связанных с этим процессом;
обеспечение эффективной реализации государственными заказчиками научно- технической продукции прав республики на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности;
обеспечение координации деятельности республиканских органов исполнительной власти по выявлению и пресечению нарушений прав республики на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности;
определение порядка переуступки прав Республики Саха (Якутия) на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности, полученные за счет средств республиканского бюджета, инвесторам, реализующим эти результаты на территории Республики Саха (Якутия) за счет внебюджетных средств;
создание профильных школ, координация деятельности школьных и молодежных научных программ ("Шаг в будущее", "Лаврентьевские чтения", ФМФ "Ленский край" и др.), проведение олимпиад всех уровней и организация научно-популярных лекций ведущих ученых для учителей школ и студентов;
государственная поддержка межрегионального и международного сотрудничества и кооперации в целях реализации важнейших инновационных и венчурно-инвестиционных проектов государственного значения, приоритетных направлений развития науки, расширения фундаментальных исследований;
создание нормативно-правовой базы, стимулирующей приток иностранных и российских, государственных и частных инвестиций в научную, научно-техническую и инновационную сферы; приведение законодательства Республики Саха (Якутия) в сфере науки в соответствие с нормами международного и российского права в этой области;
стимулирование создания международных и совместных с российскими научными учреждениями научных лабораторий, центров, научно-образовательных и научно-производственных интегрированных структур, в том числе путем активного продвижения на мировой и российский рынок научной и научно-технической продукции;
стимулирование взаимодействия с соотечественниками, занятыми научной, научно-технической и инновационной деятельностью за рубежом, активное привлечение их к реализации республиканских научных программ и проектов;
объединение с помощью электронных коммуникаций библиотечных фондов республики, внедрение новых информационных технологий, развитие телекоммуникационных сетей, переход на новые носители научно-технической информации;
создание законодательной базы для финансирования из бюджета прикладных исследований и разработок, имеющих коммерческую значимость и способствующих экономическому подъему, на условиях частичной или полной возвратности средств;
использование международного и межрегионального сотрудничества для подготовки научных кадров;
развитие научных, научно-технических и инновационных связей с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.
VII. Совершенствование и развитие сети научных учреждений
Органам государственной власти совместно с Академией наук РС(Я), Якутским научным центром СО РАН, Якутским государственным университетом, другими научными организациями и вузами необходимо реализовать согласованные с федеральными ведомствами (СО РАН, СО РАСХН, РАН, РАМН, федеральные министерства) проекты создания научно-производственных и научно-образовательных комплексов в области социально-гуманитарных наук, агропромышленного комплекса, добычи, транспортировки и переработки нефти, газа, угля, медицины и экологии, добычи и переработки цветных металлов, создания новых строительных материалов и др. Эти задачи должны решаться в рамках региональных целевых программ, в том числе на долевом участии в соответствующих Федеральных целевых программах.
Государственные научные учреждения, проводящие фундаментальные исследования, должны получить статус базовых институтов для кафедр соответствующего профиля вузов республики при необходимой финансовой поддержке государственными органами власти.
Для повышения эффективности деятельности учреждений научно-технической сферы необходимо стремиться к интеграции научно-технической инфраструктуры, в частности с финансово-промышленными группами и крупными производственными объединениями, развивать формы коллективного пользования дорогостоящим оборудованием, приборами и др.
VIII. Основные механизмы и этапы реализации настоящей Концепции
Важнейшими механизмами реализации настоящей Концепции являются:
участие научного сообщества в разработке и реализации основополагающих финансово-экономических документов: государственного бюджета Республики Саха (Якутия); международных, федеральных и республиканских целевых научно-технических программ: ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники на 2002-2006 гг.", ФЦП "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 гг.", ФЦП "Национальная технологическая база на 2002-2006 гг.", Региональных целевых программ: "Развитие алмазообрабатывающей промышленности РС(Я) на 2003-2006 гг.", "Развитие образования РС(Я) на 2001-2006 гг.", "Развитие нефтяной и газовой промышленности РС(Я) на 2003-2010 гг.", "Развитие ювелирной и камнеобрабатывающей отраслей промышленности, освоения месторождений цветных металлов в РС(Я)", "Развитие лесопромышленного комплекса РС(Я)", "Обеспечение надежности работы объектов жизнеобеспечения г. Якутска и улусов Центрального энергорайона РС(Я)", "Программа развития золотодобывающей промышленности РС(Я) и освоения месторождений цветных металлов в РС(Я) на 2002-2006 гг.", "Геологоразведочные работы на территории РС(Я) на 2002-2006 гг.", "Охрана здоровья населения РС(Я)", "Развитие информационных ресурсов, систем, технологий и средств их обеспечения в РС(Я) до 2006 г.", "Охрана окружающей среды РС(Я) на 2003-2006 гг.", "Развитие высоких технологий в телекоммуникациях, телевидении и радиовещании РС(Я) на период до 2006 г.", "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РС(Я) до 2006 г.", "Развитие энергетики до 2006 г.", "Энергосбережение РС(Я) на 2003-2006 гг. и на перспективу до 2010 г.", "Развитие угольной промышленности на 2003 - 2007 гг.", "Экономическое и социальное развитие РС(Я) на период до 2007 г.", "Научные основы создания высокоэффективной агроландшафтной системы ведения АПК Республики Саха (Якутия) с учетом рыночных отношений (до 2010 г.);
участие научного сообщества в разработке, экспертизе и реализации перспективных и годовых республиканских научно-технических программ;
разработка, экспертиза и реализация инновационных и венчурно- инвестиционных проектов первостепенного значения;
разработка, реализация и периодическая корректировка документов, определяющих уровень научного и научно-технического развития в республике, включая приоритетные направления развития науки техники и технологий, перечня критических технологий Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Концепция реализуется поэтапно.
На первом этапе (2004-2006 гг.) необходимо:
уточнить и конкретизировать основные направления науки и научно-инновационного развития по отраслевым и стратегическим комплексам;
разработать программу реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Республике Саха (Якутия) до 2010 г.;
уточнить нормативно-правовую базу научной, научно-технической, инновационной и венчурно-инвестиционной деятельности, обращая особое внимание на развитие системы мер экономического и иного стимулирования этой деятельности, а также на охрану и защиту прав Республики Саха (Якутия) на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности;
провести всесторонний сравнительный и сводный анализ производственно-технологических циклов, выявить слабые и сильные звенья в научно-технологических "цепочках";
провести анализ экономической эффективности отдельных отраслей промышленности и выявить на его основе отраслевые проблемы, которые могут быть решены инновационным путем;
создать систему подготовки менеджеров и специалистов в научно-технических и инновационных сферах;
обеспечить внедрение результатов государственного заказа на научно-техническую продукцию, разработать порядок формирования, исполнения, финансирования, контроля и приемки завершенных работ, а главное - практического использования получаемых результатов;
ориентировать инновации на структурную перестройку и модернизацию имеющихся производств, в первую очередь в интересах освоения ресурсосберегающих технологий, улучшения потребительских свойств продукции, в конечном итоге на повышение качества жизни населения республики и ее устойчивое развитие;
реализовать механизмы консолидированного и многоканального финансирования целевых программ научных исследований и экспериментальных разработок, важнейших инновационных проектов государственного значения с использованием бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников;
разработать механизмы повышения экономической заинтересованности в использовании результатов научно-технических разработок при решении социально-экономических задач, структурной перестройке и техническом перевооружении производства в целях повышения конкурентоспособности продукции и услуг;
создать систему научно-инновационного мониторинга;
разработать механизмы и нормативно-законодательную базу для стимулирования процессов инвестирования доходов, получаемых от эксплуатации природных ресурсов, в инновационную деятельность;
внести корректировку в действующие целевые республиканские программы на НИОКР в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники, в разработку критических технологий с учетом номенклатуры первоочередных важнейших инновационных проектов государственного значения;
сформировать центры коллективного пользования и оснастить их уникальным научным оборудованием с использованием средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников.
На втором этапе (2007-2010 гг.) необходимо завершить формирование республиканской инновационной и инвестиционно-венчурной инфрастуктуры, а также целостной структуры научно-технического комплекса, способного эффективно функционировать в условиях рыночной экономики.
Концепция призвана обеспечить дальнейшее развитие научно-технического комплекса как неотъемлемой части социально-экономического, интеллектуального и культурного потенциала Республики Саха (Якутия), реализовать мероприятия по повышению эффективности его использования в интересах освоения внутреннего и мирового рынка высокотехнологичной продукции, повышения качества жизни населения и обеспечения устойчивого развития республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2004 г. N 197 "О Концепции государственной политики в области науки и технологий в Республике Саха (Якутия)"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2011 г. N 180 настоящее постановление признано утратившим силу
Настоящий документ снят с контроля