Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 16 июня 2004 г. ГС N 628-III
Государственная целевая программа
"Создание условий для духовно-культурного развития народов Республики Саха (Якутия) (2005 - 2010 гг.)"
Паспорт
Государственной целевой программы
"Создание условий для духовно-культурного развития народов
Республики Саха (Якутия) (2005 - 2010 гг.)"
Наименование - Государственная целевая программа "Создание условий
Программы для духовно-культурного развития народов Республики
Саха (Якутия) (2005-2010 гг.)"
Дата принятия решения - протокол совещания при Президенте Республики Саха (Якутия)
о разработке от 15 февраля 2003 г. N 89;
Программы, дата ее Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 22 января
утверждения 2004 г. N 1412 "О государственной поддержке сферы
культуры и искусства Республики Саха (Якутия)"
Государственный - Министерство культуры и духовного развития
заказчик-координатор Республики Саха (Якутия)
Программы
Основные разработчики - Министерство культуры и духовного развития
Программы Республики Саха (Якутия), администрации муниципальных
образований Республики Саха (Якутия)
Цели Программы - повышение благосостояния граждан Республики Саха
(Якутия) путем создания условий для развития духовной
культуры народов республики;
сохранение творческого потенциала и духовного наследия
республики;
обеспечение единства пространства культуры и искусства
республики и равных возможностей доступа граждан к
культурным ценностям
Задачи Программы - формирование духовно-нравственных ориентиров граждан
республики в условиях глобализации и становления
информационного общества;
развитие учреждений культуры и искусства республики в
условиях местного самоуправления;
стимулирование художественного творчества;
развитие новых форм деятельности в сфере культуры;
защита и развитие материального и духовного, движимого
и недвижимого культурного наследия;
создание единого информационного культурного
пространства республики;
совершенствование системы непрерывного образования и
переподготовки специалистов культуры и искусства;
формирование конкурентоспособной и саморазвивающейся
инфраструктуры учреждений культуры и искусства
республики;
развитие социокультурной интеграции инвалидов и
детей-инвалидов.
Сроки и этапы - 2005-2010 гг.
реализации Программы
Перечень подпрограмм - подпрограмма "Государственная поддержка учреждений
их основных мероприятий и культуры и искусства в условиях местного
самоуправления", включающая разделы "Совершенствование
системы непрерывного образования в сфере культуры и
искусства", "Укрепление инфраструктуры учреждений
культуры муниципальных образований", "Укрепление
материально-технической базы театрально-зрелищных
учреждений республики", "Развитие народного
творчества", "Инвестиции в сфере культуры и
искусства";
подпрограмма "Сохранение и создание духовно-культурных
ценностей народов Республики Саха (Якутия)",
включающая разделы "Конкурс творческих проектов в
области культуры и искусства", "Система
государственных заказов в сфере искусства";
подпрограмма "Распространение культурных ценностей",
включающая разделы "Профессиональное искусство:
гастроли, творческие акции, конкурсы и фестивали",
"Развитие кинообслуживания населения";
подпрограмма "Достижения в области литературы и
искусства в Республике Саха (Якутия)", включающая
разделы "Развитие литературы Республики Саха
(Якутия)", "Перевод и издание произведений якутских
авторов", "Поддержка и распространение достижений
деятелей искусства Республики Саха (Якутия)"
Исполнители подпрограмм - Министерство культуры и духовного развития
и их основных Республики Саха (Якутия), Министерство образования
мероприятий Республики Саха (Якутия), Министерство по молодежной
политике Республики Саха (Якутия), Академия духовности
Республики Саха (Якутия), Комитет по делам семьи и
детства при Президенте Республики Саха (Якутия),
управления по клубной, библиотечной, музейной работе,
по учебным заведениям Министерства культуры и
духовного развития Республики Саха (Якутия),
учреждения культуры и искусства республики, учреждения
культуры муниципальных образований, общественные
организации, физические лица
Объемы и источники - Общий объем финансирования Программы составляет
финансирования 2 104 454,9 тыс.рублей, в том числе:
Программы средства государственного бюджета
Республики Саха (Якутия) - 1 864 630,8 тыс.рублей;
средства бюджетов муниципальных образований -
136 150,7 тыс.рублей;
внебюджетные средства - 103 673,4 тыс.рублей
Ожидаемые конечные - повышение благосостояния граждан Республики Саха (Якутия)
результаты реализации путем духовно-нравственного потенциала
Программы жителей республики;
доступность и расширение предложения населению
культурных благ и информации в сфере культуры;
укрепление инфраструктуры учреждений культуры и
искусства республики;
создание республиканской информационной сети в отрасли
культуры и искусства;
повышение конкурентоспособности культурных товаров;
повышение профессионального уровня специалистов,
мастеров и творцов в сфере культуры и искусства
республики
Перечень индикаторов - увеличение количества специалистов с высшим
эффективности специальным образованием по отрасли на 10 процентов;
мероприятий Программы внедрение новых моделей учреждений культуры и
искусства;
увеличение процента охвата населения библиотечным,
музейным обслуживанием на 10 процентов;
приобщение населения республики к шедеврам мировой
культуры;
частичный переход сети учреждений культуры и искусства
на самофинансирование;
увеличение количества лауреатов и дипломантов
российских и международных конкурсов и фестивалей;
увеличение объема платных услуг на 50 процентов по
сравнению с 2003 г.;
деятельность фондов культурных ценностей;
улучшение условий труда, жизни и быта работников
культуры
Системаорганизации - контроль за реализацией Программы осуществляется
контроля за Министерством культуры и духовного развития
реализацией Программы Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном для контроля за
реализацией целевых программ
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Государственная целевая программа "Создание условий для духовно-нравственного развития народов Республики Саха (Якутия) (2005-2010 гг.)" (далее - Программа) разработана на основании Конституции Российской Федерации, Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), Основ законодательства Российской Федерации о культуре, федеральных законов "О библиотечном деле", "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Концепции национальной безопасности Российской Федерации и направлена на реализацию стратегического плана действий по реализации предвыборной программы Президента Республики Саха (Якутия) В.А.Штырова и вице-президента Республики Саха (Якутия) А.К.Акимова "Будущее в наших руках" до 2006 г. с учетом предложений и рекомендаций делегатов VII съезда деятелей духовной культуры народов Республики Саха (Якутия) (январь 2004 г.).
Государственная политика в сфере культуры и искусства формируется путем определения конкретных целей и задач духовно-нравственного развития граждан, моделирования культурного пространства в целях обеспечения развития и обновления личности, реализации прав и свобод граждан в сфере культуры и создания условий для их творческой самореализации, а также предоставления прав отдельным народам и иным этническим образованиям на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности.
Духовное возрождение общества, его нравственные ценности воздействуют на уровень экономического развития, подъем всех сфер жизни и в конечном итоге на обеспечение интересов республики и страны в целом. Утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие многовековых духовно-нравственных, исторических традиций и норм общественной жизни - чрезвычайно важная, первостепенная задача государства.
Разработка и принятие Программы являются важнейшими направлениями государственной политики в сфере культуры и искусства и ориентированы на решение следующих задач:
формирование духовно-нравственных ориентиров граждан республики в условиях глобализации и становления информационного общества;
развитие учреждений культуры и искусства республики в условиях местного самоуправления;
стимулирование художественного творчества;
развитие новых форм деятельности в сфере культуры;
защита и развитие материального и духовного, движимого и недвижимого культурного наследия;
создание единого информационного культурного пространства республики;
совершенствование системы непрерывного образования и переподготовки специалистов культуры и искусства;
формирование конкурентоспособной и саморазвивающейся инфраструктуры учреждений культуры и искусства республики;
обеспечение социокультурной интеграции инвалидов и детей-инвалидов.
Сегодня в республике сеть учреждений культуры и искусства включает 2 высших, 4 средних специальных учебных заведения, 93 детские музыкальные школы, детские художественные школы и детские школы искусств, 11 театрально-зрелищных учреждений, 529 библиотек, 79 музеев, 565 культурно-досуговых учреждений, 138 киноустановок и 7 кинотеатров, в которых работают 11 250 человек. Среди специалистов отрасли в среднем сохраняется невысокий образовательный уровень, только 28 процентов специалистов имеют высшее специальное образование.
На государственную охрану в республике принято 529 недвижимых памятников истории и культуры.
В современных условиях рыночных отношений инфраструктура учреждений культуры и искусства должна быть саморазвивающейся и конкурентоспособной системой, создающей максимальные условия для предоставления современных услуг населению, сохранения и распространения историко-культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия). Однако в условиях бюджетных ограничений усилия органов государственной власти были в основном сосредоточены на предотвращении полного развала всей отрасли.
В настоящее время учреждения культуры фактически не имеют возможностей для развития рынка современных видов услуг, находятся в крайне трудном положении. Материально-техническое состояние большинства учреждений культуры в сельской местности признано неудовлетворительным: из 1318 зданий 576 (43,7 процента) нуждаются в капитальном ремонте, 153 (11,6 процента) находятся в аварийном состоянии.
Оборудование большинства учреждений культуры и искусства эксплуатируется в течение 15-20 лет. Более 50 процентов инвентаря полностью выработали свой ресурс и подлежат списанию, остальные морально и технически устарели. Обеспеченность компьютерной техникой библиотек, музеев и культурно-досуговых учреждений составляет 23 процента.
В государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на содержание одного культурно-досугового учреждения в 2000 г. было предусмотрено в среднем 431,8 тыс.рублей, из которых на укрепление материально-технической базы (капитальный ремонт и приобретение оборудования) приходилось 23,8 тыс.рублей, в 2001 г. - соответственно 579,5 тыс.рублей и 31,9 тыс.рублей, в 2002 г. - 877,0 тыс.рублей и 39,7 тыс.рублей; на содержание одной библиотеки в 2000 г. было предусмотрено в среднем 225,0 тыс.рублей, из которых на укрепление материально-технической базы приходилось 6,1 тыс.рублей, в 2001 г. - 278,8 тыс.рублей и 7,2 тыс.рублей, в 2002 г. - 395,4 тыс.рублей и 12,8 тыс.рублей; на укрепление материально-технической базы одного музея в среднем в 2000 г. было выделено 19,2 тыс.рублей, в 2001 г. - 67,3 тыс.рублей, в 2002 г. было предусмотрено 78,5 тыс. рублей; на приобретение оборудования для одного среднего специального учебного заведения в среднем в 2001 году было выделено 31,2 тыс.рублей, в 2002 г. - 78,5 тыс.рублей, в то время как цена одного пианино составляет в среднем 150,0 тыс.рублей.
Разработка Программы обусловлена негативными тенденциями в обществе и ослаблением согласованных действий между учреждениями и организациями социальной сферы в духовно-нравственном развитии общества, их недостаточным взаимодействием с органами власти и управления всех уровней.
Данные проблемы требуют неотложного решения. В связи с этим стала очевидной необходимость разработки настоящей Программы.
2. Основные цели и задачи,
сроки и этапы реализации Программы
Программа нацелена на повышение благосостояния граждан Республики Саха (Якутия) путем создания условий для духовно-нравственного развития народов республики, а также на сохранение творческого потенциала и духовного наследия народов Якутии, обеспечение единого культурного пространства и равных возможностей доступа граждан к культурным ценностям и информации.
Сохраняя преемственность с реализуемыми в 2000-2005 гг. целевыми программами сохранения и развития культуры республики, Программа ориентирована на последовательную модернизацию отрасли с целью решения основных задач:
формирование духовно-нравственных ориентиров граждан республики в условиях глобализации и становления информационного общества;
развитие учреждений культуры и искусства республики в условиях местного самоуправления;
стимулирование художественного творчества;
развитие новых форм деятельности в сфере культуры;
защита и развитие материального и духовного, движимого и недвижимого культурного наследия;
создание единого информационного культурного пространства республики;
развитие системы непрерывного образования и переподготовки специалистов культуры и искусства;
формирование конкурентоспособной и саморазвивающейся инфраструктуры учреждений культуры и искусства республики;
развитие социокультурной интеграции инвалидов и детей-инвалидов.
Срок реализации Программы - 2005-2010 гг.
3. Система программных мероприятий
Программа предусматривает разработку и реализацию мероприятий, которые направлены на решение следующих проблем в рамках подпрограмм:
государственная поддержка учреждений культуры и искусства в условиях местного самоуправления;
сохранение и создание духовно-культурных ценностей народов Республики Саха (Якутия);
распространение культурных ценностей;
достижения в области литературы и искусства в Республике Саха (Якутия).
4. Нормативно-правовое обеспечение Программы
При реализации Программы государственный заказчик-координатор Программы и исполнители программных мероприятий должны руководствоваться Основами законодательства Российской Федерации о культуре, федеральными законами "О библиотечном деле", "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", "О народных художественных промыслах", "О национально-культурной автономии", "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "О свободе совести и религиозных объединений", Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", законами Республики Саха (Якутия) "О государственной охране памятников истории и культуры Республики Саха (Якутия)", "О музейном фонде и музеях Республики Саха (Якутия)", "О кинематографии", "О библиотечном деле".
Для проведения программных мероприятий необходимо разработать нормативные акты, регулирующие механизм их реализации.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Проведение программных мероприятий осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и бюджетов муниципальных образований. Кроме того, к реализации Программы привлекаются внебюджетные источники.
Общий объем финансирования Программы в 2005-2010 гг. составляет 2 104 454,9 тыс.рублей в ценах 2004 г., в том числе:
средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 1 864 630,8 тыс.рублей;
средства бюджетов муниципальных образований - 136 150,7 тыс.рублей;
внебюджетные средства - 103 673,4 тыс.рублей.
6. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в рамках и объемах утвержденных сумм, включенных в Программу, на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых Министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) как государственным заказчиком - координатором Программы, со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и исполнителя по обеспечению реализации Программы, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает осуществление государственным координатором контроля за ходом работ по выполнению государственного контракта. Финансирование объектов и проектов в рамках программных мероприятий осуществляется на основе государственного заказа и конкурса. Отбор исполнителей программных мероприятий производится на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Государственный заказчик-координатор Программы на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год заключает с исполнителями Программы государственные контракты на финансирование мероприятий Программы из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и бюджетов муниципальных образований. Государственные контракты заключаются с организациями и учреждениями, включенными в реализацию Программы, по результатам проведения конкурсов.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с объемами, предусмотренными утвержденной Программой, Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) как государственный заказчик-координатор Программы в установленном порядке уточняет объемы финансирования за счет других источников, а также проводит корректировку перечня первоочередных проектов для реализации Программы в установленные сроки.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодных рабочих документов:
организационного плана действий по реализации первоочередных мероприятий каждой подпрограммы;
перечня работ по подготовке и проведению программных мероприятий с разграничением исполнителей, определением объемов и источников финансирования.
7. Организация управления Программой
и контроль за ее реализацией
Учитывая масштабность и степень сложности решения программных проблем, а также необходимость рациональной организации управления и реализации Программы, осуществлено ее деление на подпрограммы. Государственным заказчиком- координатором Программы является Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).
Государственный заказчик-координатор отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и выполнению программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на финансирование из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год, а также готовит доклады о ходе реализации Программы за отчетный год.
Государственный заказчик-координатор Программы несет ответственность за ход ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение Программы. Для реализации Программы государственный заказчик-координатор может создать дирекцию Программы, определив ее персональный состав.
Контроль за реализацией Программы обеспечивает Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия).
Контроль осуществляется на основе государственной и ведомственной отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений.
Контроль за реализацией Программы включает:
периодическую отчетность о реализации программных мероприятий;
контроль за рациональным использованием исполнителем выделяемых финансовых средств;
контроль за сроками выполнения договоров, контрактов и соглашений;
контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.
Исполнители отчитываются об использовании выделенных им финансовых средств в соответствии с порядком, установленным государственным заказчиком-координатором Программы.
8. Оценка эффективности реализации Программы
Мероприятия Программы направлены на повышение благосостояния граждан Республики Саха (Якутия) путем создания условий для духовно-культурного развития граждан республики и содействуют:
созданию условий для развития духовно-нравственного потенциала граждан республики;
увеличению доступности и расширению предложения населению культурных благ и информации в сфере культуры;
формированию развитой инфраструктуры учреждений культуры и искусства республики;
созданию республиканской информационной сети в отрасли культуры и искусства;
формированию развитой конкурентоспособной инфраструктуры учреждений культуры и искусства республики;
повышению профессионального уровня специалистов, работающих в отрасли культуры и искусства республики.
Реализация Программы должна обеспечить следующие индикаторы эффективности мероприятий:
увеличение количества специалистов с высшим специальным образованием по отрасли на 10 процентов;
внедрение новых моделей учреждений культуры и искусства;
увеличение процента охвата населения библиотечным, музейным обслуживанием на 10 процентов;
приобщение населения республики к шедеврам мировой культуры;
частичный переход сети учреждений культуры и искусства на самофинансирование;
увеличение количества лауреатов и дипломантов российских и международных конкурсов и фестивалей;
увеличение объема платных услуг на 50 процентов по сравнению с 2003 г.;
улучшение условий труда, жизни и быта работников культуры.
Подпрограмма
"Государственная поддержка учреждений культуры и искусства
в условиях местного самоуправления"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Одним из важнейших приоритетов при проведении государственной политики в области культуры и искусства является подготовка специалистов высшей квалификации для работы в современных условиях.
Образование в области культуры и искусства представлено в республике целостной системой, включающей в себя начальную (93 детские музыкальные школы, детские художественные школы и детские школы искусств), среднюю (музыкальное, художественное, хореографическое училища, колледж культуры и искусства) и высшую (Арктический государственный институт культуры и искусств и Высшая школа музыки) ступени профессионального образования.
Для совершенствования системы, повышения качества художественного образования необходима координация учебных планов и программ, внедрение и развитие новых специальностей и специализаций, развитие методического обеспечения образовательного процесса, систематическое издание необходимых материалов, сохранение учебно-методических, научных и творческих связей с учебными заведениями, организация стажировок преподавателей. Полноценная деятельность учреждений художественного образования возможна при оснащении их специальным оборудованием: музыкальными инструментами, художественными материалами, компьютерной техникой со специфическим программным обеспечением, сценическими костюмами и другим образованием.
В республике не обеспечена возможность систематического повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников культуры и искусства всех специальностей и, следовательно, не созданы условия для непрерывного образования специалистов, отвечающих современным требованиям. Таким образом, обнаруживается необходимость значительного увеличения числа работников, имеющих профильное высшее образование, и существенного омоложения корпуса специалистов культуры и искусства.
Раздел "Совершенствование системы непрерывного образования в сфере культуры и искусства" сформирован с учетом первоочередных задач учебных учреждений сферы культуры и искусства республики по обеспечению отрасли высококвалифицированными специалистами.
В особо сложных условиях на сегодня оказались сельские учреждения культуры, дальнейшее развитие которых напрямую связано с состоянием их материально-технической базы.
Библиотеки. Для значительной части населения республики библиотеки являются единственным доступным источником пользования печатными документами и информацией. В последние годы успешно работают библиотеки нового типа, ориентированные на удовлетворение разнообразных читательских интересов: библиотеки семейного чтения, бизнес-библиотеки, библиотеки милосердия, библиотеки приключений и другие библиотеки. Национальная библиотека выполняет функцию Управления по делам библиотек республики, совокупный библиотечный фонд которых составляет более 8 млн.печатных изданий.
Основным направлением информатизации библиотечного дела является создание единой информационно-библиотечной сети Республики Саха (Якутия), которая позволит организовать работу библиотек по информационной поддержке населения, местного самоуправления, обеспечению электронной доставки документов, частично устранит социальное расслоение общества и многое другое. Для внедрения передовых информационных технологий в практику работы требуются техническое переоснащение и переоборудование библиотек.
Музеи. Материальное и духовное наследие народов республики сосредоточено в государственной сети музеев. Подъем национального самосознания и активизация всеобщего интереса к многонациональной культуре народов республики создали условия для перепрофилирования музеев, их перехода от однотипности к многообразию форм и направлений. Однако экспозиции многих музеев, поставленные в 1970-1980 годах, морально устарели. Из 224 зданий и сооружений музеев 53 требуют капитального ремонта, 14 находятся в аварийном состоянии. Из 79 музеев только 5 оснащены техническими средствами охраны, в 43 музеях охрану осуществляют сторожа. Необходима поддержка государственной сети музеев в укреплении материально-технической базы, создании новых экспозиций, обеспечении безопасности музейных собраний.
Культурно-досуговые учреждения. В последние годы усилилась роль культурно-досуговых учреждений как центров культурного общения людей, развития их таланта, традиций, духовных ценностей, сформировались новые типы однопрофильных и многопрофильных культурно-досуговых учреждений. На основе существовавших прежде учреждений культуры села созданы и действуют новые модели социально-культурных комплексов и объединений. Республиканский научно-методической центр народного творчества и социально-культурной деятельности имени А.Е.Кулаковского является научно-методическим центром, курирующим вопросы деятельности и развития культурно-досуговых учреждений республики.
Анализ материально-технической базы культурно-досуговых учреждений показывает, что из 518 зданий и сооружений в аварийном состоянии находятся 63 (12 процентов), 301 (58 процентов) нуждаются в капитальном ремонте. Здания, эксплуатируемые с 1950-1960 гг., оснащены звуковым и световым оборудованием, не соответствующим требованиям сегодняшнего дня. Для полноценного функционирования учреждений культуры необходимо решение этих проблем.
Театрально-зрелищные учреждения. Профессиональное искусство, являющееся показателем уровня духовного и интеллектуального развития любого народа, в последние годы получило большую поддержку государства. Важным условием для эффективного функционирования театрально-зрелищных учреждений является состояние их материально-технической базы, обеспеченность современным оборудованием, а также другим необходимым имуществом культурного, социального и иного назначения.
С принятием Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" начиная с 2005 года местное самоуправление вводится на поселенческом уровне. С целью поддержки сельских учреждений культуры раздел "Укрепление инфраструктуры учреждений культуры муниципальных образований" направлен на формирование развитой инфраструктуры учреждений культуры для создания конкурентоспособной и саморазвивающейся системы учреждений культуры.
Фундаментом культуры является многовековое наследие традиционной культуры. В условиях расширяющейся в мире политики глобализации сегодня чрезвычайную актуальность приобретает проблема сохранения самобытной традиционной культуры, накопленного веками культурного наследия. Значительную роль в процессе возрождения и актуализации духовного наследия прошлого и его включения в систему современных мировых культурных ценностей играет поддержка развития самодеятельного народного творчества: выявление носителей культурного наследия, создание благоприятных условий для их творческой деятельности, популяризации и передачи своих знаний и навыков новым поколениям. Одним из эффективных факторов, активизирующих фольклорную, историческую память народа и его способность к самосохранению, является проведение фестивалей, конкурсов, смотров.
Также для сохранения, обеспечения широкого доступа к изучению и освоению национального народного наследия необходимо проведение фольклорно-этнографических экспедиций, социологических исследований, научно-практических конференций, издание научно-методических и информационных материалов. Мероприятия, направленные на сохранение и распространение традиционной культуры народов Якутии, включены в раздел "Развитие народного творчества".
Из-за отсутствия единой проектно-сметной документации в последние годы в селах республики строятся здания, не отвечающие современным требованиям. Сегодня на селе целесообразно строительство типовых комплексов социально-культурного назначения, объединяющих в себе библиотеку, музей, клуб, киноустановку. В связи с этим возникает необходимость составления проектно-сметной документации для строительства типовых зданий: социально-культурных комплексов; культурно-образовательных центров; культурно-информационных, социально-информационных, информационно-образовательных центров.
Развитие отрасли напрямую зависит от наличия квалифицированных кадров, создания оптимальных условий их жизнедеятельности. Из 11 250 работников культуры и искусства в сельской местности работают 7 944 человека, обеспеченность их жильем очень низка. В настоящее время на рынке жилья функционируют различные схемы его получения, однако низкий уровень оплаты труда не позволяет работникам культуры участвовать в них. Одним из решений проблемы является кредитование строительства индивидуального жилья на селе и участие в республиканских программах ипотечного кредитования.
В раздел "Инвестиции в сфере культуры и искусства" включены строительство мансардного этажа под мастерские Якутского художественного училища и реконструкция здания бывшего Реального училища под Республиканский колледж культуры и искусства.
При реализации некоторых разделов предусматривается конкурсное финансирование мероприятий.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Основными целями подпрограммы являются создание условий для развития непрерывного образования в сфере культуры и искусства, поддержка учреждений культуры при переходе на местное самоуправление, повышение социального и общественного статуса государственных, муниципальных учреждений культуры и искусства.
Задачи подпрограммы нацелены на:
организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений культуры и искусства;
модернизацию материально-технической базы учреждений культуры и искусства республики;
поддержку развития самодеятельного народного творчества;
разработку проектно-сметной документации для строительства типовых социально-культурных комплексов;
получение работниками культуры кредитов на строительство или приобретение жилья по месту жительства.
Подпрограмма
"Сохранение и создание духовно-культурных ценностей народов
Республики Саха (Якутия)"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
С переходом на новые условия хозяйствования специалисты учреждений культуры и искусства предлагают новые формы организации и проведения культурной деятельности в форме различных проектов и программ. В связи с этим назрела необходимость конкурсного финансирования данных проектов. Поддержка инициативы, новых перспективных идей активизировала и стимулировала бы дальнейшее развитие как учреждений культуры, так и деятельность отдельных творческих личностей.
Проведение конкурса позволит выявить наиболее прогрессивные проекты для сферы культуры и искусства, обеспечит повышение профессионального уровня деятельности учреждений, обогащение духовного и творческого потенциала и активизацию социально-культурной жизни в целом.
Мероприятия первого раздела "Конкурс творческих проектов в области культуры и искусства" направлены на поддержку проектов учреждений и деятелей культуры и искусства по направлениям, являющимся в настоящее время приоритетными для развития культуры и искусства.
Познавательная и социальная функции искусства определяют то, что оно является мощным средством целенаправленного воздействия, воспитания людей через их эмоциональное переживание и интеллектуальный труд. Таким образом, возрастает необходимость в создании спектаклей, обращающихся к общечеловеческим нравственным, духовным ценностям, в осмыслении прошлого и настоящего, а также явлений современной действительности, затрагивающих внутренний мир человека.
Мероприятия второго раздела "Система государственных заказов в сфере искусства" основаны на безусловном признании основополагающей роли профессионального искусства в формировании духовных ориентиров и высоких эстетических идеалов у граждан и направлены на комплектование репертуаров театров республики произведениями классиков мировой, российской и якутской литературы. Данный раздел предусматривает реализацию мероприятий по созданию произведений искусства на основе государственного заказа.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Основными целями подпрограммы являются определение инновационных направлений развития духовной культуры народов республики и закрепление эффективных форм ее функционирования, соответствующих культурным интересам граждан и повышающих культурные ресурсы республики.
Задачи подпрограммы нацелены на создание новых возможностей активной культурной деятельности по следующим приоритетным направлениям:
грантовая поддержка творческих идей и проектов, направленных на формирование духовно-нравственных ориентиров граждан республики;
поддержка учреждений культуры и искусства, способных качественно развивать инновационные направления деятельности, имеющих общественную значимость;
укомплектование репертуаров театров республики произведениями классиков мировой, российской и якутской литературы на основе государственного заказа;
развитие индустрии культуры и рыночной инфраструктуры;
создание моделей центров духовной культуры.
Подпрограмма
"Распространение культурных ценностей"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В период социально-экономических преобразований основной целью государственной политики в сфере культуры и искусства являлось сохранение культурного наследия народов Якутии, основных институтов культурной жизни республики. Вместе с тем в настоящее время выдвигается ряд новых задач в сфере профессионального искусства, которые требуют корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов. Главные акценты переносятся с задач сохранения ранее накопленного культурного потенциала на задачи его дальнейшего развития, обеспечения максимально полного удовлетворения культурных потребностей граждан.
Для обеспечения общедоступности искусства, формирования и развития художественного вкуса, удовлетворения эстетических запросов и потребностей жителей Республики Саха (Якутия), повышения творческого потенциала театрально-зрелищных учреждений необходимо наличие слаженной, системно проводимой гастрольной деятельности. Театрально-зрелищные учреждения республики испытывают также насущную потребность в организации республиканских театральных фестивалей, конкурсов, масштабных концертных акций. Обмен опытом, навыками, знаниями несомненно будет способствовать росту профессионального мастерства коллективов, накоплению театральных впечатлений, активизации их творческого процесса.
В целях общественного признания творческого поиска театральных коллективов республики, авторов, режиссеров, театральных художников, сценографов, актеров, исполнителей и поддержки их яркого дарования значимым событием в культурной жизни Якутии станет учреждение ежегодных республиканских премий в области театрального искусства.
На основании изложенного и учитывая, что основной целью реализации мероприятий раздела "Профессиональное искусство: гастроли, творческие акции, конкурсы и фестивали"" является способствование развитию профессионального искусства Республики Саха (Якутия) и повышение его престижа, в Программе заложены мероприятия, нацеленные на разрешение представленных выше проблем.
В 2002 г. на средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) было приобретено 18 фильмов на сумму 499,0 тыс.рублей (по одной копии). Необходимо постоянно пополнять репертуар кинотеатров и киноустановок фильмами для детей, кинокартинами российского производства, многие из которых конкурентоспособны на сложившемся рынке кино.
Транспортировка кинофильмов от кинокопировальных фабрик до Госфильмофонда (город Якутск) осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), от центрального населенного пункта улуса до киноустановок - за счет средств бюджетов муниципальных образований. В связи с разделением бюджетов на республиканский и местный уровни возникла проблема по оплате перевозок фильмов между городом Якутском и центрами улусов.
В целях восстановления показа фильмов на широком экране необходимо привести в соответствие с ГОСТами кинопроекционную аппаратуру, законсервированную или размонтированную в 1990 гг. во многих улусах, а также оснастить их современной системой звука.
С 1996 г. в Якутии не ведется подготовка основного звена кадров кинематографии - киномехаников, демонстраторов фильмов. Кроме того, появились новые технологии киновидеопроизводства, без применения которых невозможно дальнейшее развитие кино в Якутии. Обучение и повышение квалификации работников кино - основная задача отрасли.
Становление якутской национальной кинематографии имеет огромный творческий потенциал. Государственная национальная кинокомпания "Сахафильм" за 10 лет существования выпустила 1 полнометражный художественно-этнографический фильм на кинопленке, 10 короткометражных и 40 документальных видеофильмов. В настоящее время, когда ни один международный кинофестиваль не принимает на рассмотрение фильмы на видеоносителях, кинематографисты Якутии имеют множество наград.
Итогом реализации мероприятий раздела "Развитие кинообслуживания населения" станет создание развитой системы кинообслуживания и кинопроизводства в республике.
2. Цель и задачи подпрограммы
Целью подпрограммы является проведение мероприятий, способствующих реализации творческого потенциала работников искусства, усилению доступности и расширению предложения населению культурных благ и информации в сфере культуры.
Задачами подпрограммы являются:
организация гастролей известных деятелей искусств и коллективов регионов Российской Федерации в Республике Саха (Якутия);
проведение и участие в фестивалях, конкурсах, театральных, концертных акциях, творческих экспедициях, художественных выставках в Республике Саха (Якутия), других регионах Российской Федерации и за рубежом;
создание развитой системы кинообслуживания населения республики;
оснащение сельских учреждений культуры современным кинооборудованием;
организация повышения квалификации работников кинематографии;
организация кинопроизводства в республике.
Подпрограмма
"Достижения в области литературы и искусства
в Республике Саха (Якутия)"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
В последнее десятилетие творческая интеллигенция республики переживает непростые времена. С одной стороны - небывалое раскрепощение творческого процесса, появление в литературе и искусстве десятков новых ярких имен, возвращение целых пластов творческого наследия репрессированных и незаслуженно забытых деятелей культуры, а с другой - небывалые трудности, с которыми столкнулись писатели, художники, артисты в условиях рынка. Резко сузились возможности реализации творческой работы, упали тиражи книг, журналов, сократилась гастрольная деятельность артистов по республике и за ее пределами, практически прекратились гастроли лучших профессиональных коллективов России в республику, издание произведений якутских писателей в центральных издательствах страны. Деятели литературы и искусства, особенно те, кто находится на творческой работе, лишились многих льгот и других видов социальной поддержки, которые так необходимы им сегодня для сохранения и дальнейшего развития творческого потенциала. В то же время перед творческой интеллигенцией стоят большие задачи совмещения национальных традиций и обычаев с современным мироощущением якутян, поскольку в этом единстве скрыта естественная жизненная энергия культуры. Современная цивилизация требует от деятелей литературы и искусства выхода на всемирную арену. Для начала осуществления этих масштабных задач требуется системная, стабильная государственная и общественная поддержка на всех уровнях.
Большинство писателей, художников, многие артисты не являются штатными работниками 11 театрально-зрелищных учреждений республики. Не все из них являются членами общественных организаций, таких, как творческие союзы Республики Саха (Якутия). Многие выпускники творческих вузов, обладая несомненно глубоким творческим потенциалом, не могут реализовать свои возможности. При плановой организации системных мероприятий, основанных на конкурсном отборе конкретных творческих проектов, возможна отдача в достижении высших результатов в области литературы и искусства.
Назревшей необходимостью государственной политики по взаимодействию с деятелями литературы представляется возрождение практики государственных заказов на создание лучших литературных произведений, перевод шедевров мировой литературы на языки народов Республики Саха (Якутия), произведений писателей республики на русский и иностранные языки. Мероприятия, предусмотренные в разделе "Развитие литературы Республики Саха (Якутия)", должны способствовать творческому процессу деятелей литературы республики, обеспечению больших возможностей для доступа якутян к шедеврам мировой литературы.
Популяризация лучших произведений литературы и искусства якутских авторов за пределами республики, интеграция деятелей литературы республики в российскую и мировую литературу требуют государственной поддержки. Это заложено в мероприятиях раздела "Перевод и издание произведений якутских авторов".
Мероприятия, предусмотренные в разделе "Поддержка и распространение достижений деятелей искусства Республики Саха (Якутия)", позволят создать условия для активного творческого процесса деятелей искусства республики, укрепления статуса творческого работника, обеспечения доступа якутян к культурным ценностям через организацию фестивалей искусств, художественных выставок, фестивалей.
При реализации разделов предусматривается конкурсное финансирование мероприятий.
2. Основные цели и задачи подпрограммы
Основными целями и задачами подпрограммы являются:
внедрение практики государственного заказа (на конкурсной основе) на создание лучших литературных произведений;
перевод произведений писателей Республики Саха (Якутия) на русский и иностранный языки, шедевров мировой литературы - на языки народов Республики Саха (Якутия);
материальное поощрение деятелей искусства Республики Саха (Якутия), получивших признание на российском и мировом уровнях;
проведение творческих экспедиций, фестивалей искусств, участие в российских, международных конкурсах, фестивалях, художественных выставках, осуществление различных форм творческих обменов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2004 г. ГС N 628-III "О государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.