Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1 к постановлению
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 15 июля 2004 г. ГС N 673-III
Республиканская программа
"Строительство образовательных учреждений в сельской местности
Республики Саха (Якутия) на период 2004-2008 гг."
Паспорт программы
Наименование программы "Строительство образовательных учреждений в
сельской местности Республики Саха (Якутия)
на период 2004-2008 гг."
Основание программы Постановление Правительства
Республики Саха (Якутия)
Государственный Министерство образования РС (Я)
заказчик-координатор
Программы
Государственные Министерство строительства и промышленности
заказчики Программы строительных материалов РС (Я) Министерство
сельского хозяйства Администрации муниципальных
образований
Основные разработчики Министерство образования РС (Я)
программы Министерство строительства и промышленности
строительных материалов РС (Я)
Министерство сельского хозяйства
Основная цель программы Укрепление и развитие материально-технической
базы образовательных учреждений в сельской
местности для создания условий повышения
качества образования и сохранения здоровья детей
Сроки реализации Программные мероприятия охватывают
программы период с 2004 по 2008 гг.
Исполнители программы и Министерство строительства и промышленности
основных мероприятий строительных материалов РС (Я)
Министерство экономического развития РС(Я)
Министерство финансов РС (Я)
Администрации муниципальных образований
Объем и источники 3 443560,0 тыс. руб.
финансирования программы (3 млрд.443 млн. 560 тыс. руб.)
Федеральный бюджет - 700892,0 тыс. руб.
Республиканский бюджет - 2274775,0 тыс. руб
Бюджетные средства ЦБФ алмазных провинций-
264 981,0 тыс. руб.
Средства предприятий - 147 412,0 тыс. руб.
Местный бюджет - 55 500,0 тыс. руб.
Ожидаемые результаты Массовое строительство образовательных
реализации программы учреждений в сельской местности станет фактором
развития школ и всего социально-экономического
развития села.
Коренное обновление ветшающей материально-
технической базы сельских образовательных
учреждений обеспечит повышение образовательного
уровня учащихся общеобразовательных школ в
сельской местности, повышение качества
образования в соответствии с современными
требованиями.
Перечень индикаторов Мощность введенных объектов
эффективности мероприятий Выделение и освоение капитальных
программы вложений
Контроль исполнения Управление и контроль реализации
программы программы осуществляет межведомственная
комиссия.
Информация и проект доклада о ходе выполнения
Программы представляется ежегодно Президенту
Республики Саха (Якутия) и в Правительство
Республики Саха (Якутия).
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Сеть общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия) характеризуется преобладанием учебных заведений, расположенных в сельской местности. По состоянию на 01.01.2003 из 666 общеобразовательных школ 481 (72,2%) находится в селах, 379 (79% от числа сельских школ) - школы малокомплектные и малочисленные, в том числе: малочисленных - 97, малокомплектных - 282. Число учащихся, обучающихся в сельских школах - 76327 (45,5% от общего числа школьников). Из 758 дошкольных образовательных учреждений в сельской местности находится 514 ДОУ с охватом 23688 детей. Охват общественным дошкольным образованием в возрасте от 3-7 - 78,2% (в 2001 г. - 78,5%),
Проблема сельской школы - это общенациональная проблема, связанная с судьбой не только села, но и всей республики в целом, потому что в силу своей многовековой истории, экономических, географических, культурно-исторических условий в большей мере именно с селом связывается процесс национально-культурного развития народов Якутии. Кардинальные изменения социальных и экономических условий жизни села порождают множество проблем, которые не могут быть решены без активного участия сельской школы. Школа даже в сложных социально-экономических условиях сохраняет способность к сохранению стабильности и снятию социального напряжения на селе.
Материально-техническая база образовательных учреждений, и в первую очередь, в сельской местности, в основном не соответствует современным требованиям образовательного процесса, более того, стала фактором угрозы для жизни и здоровья обучающихся. Две трети сельских школ республики расположены в зданиях, которые нуждаются либо в ремонте, либо находятся в аварийном состоянии, либо расположены в приспособленных помещениях.
По состоянию на 01.12.2003 в республике 666 общеобразовательных школ размещены в 1788 зданиях. Из них:
-типовых каменных зданий - 233;
-433 школы размещены в 1533 деревянных зданиях (86% от общего количества), из них 63 здания находятся в аварийном состоянии (13% от общего количества школ);
-356 здания имеют 100% износ (19%);
-414 зданий имеют износ свыше 50% (22,7%)
Из 758 ДОУ (из них МО РС(Я) - 712) аварийных - 136 ДОУ (19,5%), 149 (21,4%) не имеют центрального отопления.
Правительством республики принимаются меры по снижению кризисной ситуации в ресурсном обеспечении системы образования. Приняты целевые программы укрепления материально-технической базы учреждений образования республики. За последние 10 лет построены каждая пятая школа, каждое десятое дошкольное учреждение, обновлены здания педагогических училищ.
Строительство ведется, но темпы ветшания материальной базы учреждений опережают темпы строительства, реконструкции и ремонта. Новое строительство не дает прироста ученических мест в школах, а идет замена ветхих и аварийных зданий. Растет число зданий и объектов, требующих реконструкции и капитального ремонта. Особенно в тяжелом положении находятся учреждения образования в сельской местности.
Чтобы заменить школы, размещенные в аварийных и ветхих зданиях, требуется ежегодно инвестиций на не менее 500,0 млн. рублей. Для сравнения, в 2003 г. по инвестиционной программе было предусмотрено 202,5 млн. рублей, в 2004 г. - 457,5 млн. руб.
Существующий фонд зданий образовательных учреждений формировался на протяжении длительного времени, состав помещений в них различен, причем во многих существующих зданиях он не отвечает современным требованиям. В республике немало школ и дошкольных учреждений, размещенных в приспособленных помещениях.
Массовое строительство школ в сельской местности позволит сохранить и развить не только сельскую школу, но и все село в целом. Решение проблемы развития материально-технической базы образовательных учреждений требует значительных капитальных вложений.
Без государственной поддержки не удастся достичь высоких результатов деятельности сельских школ. Реализация этой идеи должна стать общегосударственной задачей
II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
Основная цель: Укрепление и развитие материально-технической базы образовательных учреждений в сельской местности для создания условий повышения качества образования и сохранения здоровья детей.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
- экспертиза и корректировка проектно-сметной документации строек, находящихся на консервации;
- расконсервация, продолжение незавершенных объектов образования;
- организация проектно-изыскательских работ;
- строительство и ввод объектов образования взамен ветхих и аварийных зданий.
Сроки реализации Программы (2004-2008 гг.) учитывают ресурсные возможности обеспечения программных мероприятий на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях.
III. Концепция проектирования и строительства
образовательных учреждений в сельской местности
При анализе сложившейся системы населенных пунктов, структуры и динамики внутриулусных взаимосвязей и взаимозависимостей, для каждого конкретного улуса должна быть предложена своя система образовательных учреждений, состоящая, как правило, из разных типов школ для начального, базового и среднего образования.
При разработке новых проектов учебных заведений необходимо учесть следующие факторы:
-массовый переход всех общеобразовательных учреждений на профильное обучение, который предполагает создание и соответствующее технологическое оснащение профильных кабинетов и кафедр;
-повсеместное введение единого государственного экзамена потребует повышения требований к качеству обучения в старшей ступени;
-широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс предполагает наличие нескольких компьютерных классов, проекционных залов;
-ориентация школы на всемерное развитие задатков и способностей учащихся предполагает создание в каждом образовательном учреждении предметно-пространственной среды: пространства для общения и уединения, пространства для подвижных игр и спокойной работы, пространства для пробы своих возможностей и для демонстрации достижений.
-возрастающая тенденция интеграции различных ступеней образования на базе общеобразовательной школы типа "школа-детский-сад", "школа-ПТУ"; "школа-интернат", "школа-Вузовский колледж", "школа-ресурсный центр";
-становление школы как центра дополнительного образования не только детей, но и всего населения, когда в сельском населенном пункте нет других более крупных социальных объектов.
Исходя из вышеизложенного, при проектировании общеобразовательных учреждений на селе основополагающими принципами должны стать следующие:
-многофункциональность учебного заведения. Школы будут наделены не только функциями образования, но и культурно-оздоровительными функциями и будут представлять кооперированные здания многофункционального назначения как своеобразные центры населенных мест. Актовый, спортивный залы, кружковые помещения, библиотека, информационные центры должны будут проектироваться с учетом обслуживания населения во внеурочное время;
-непрерывность и ступенчатость образования (от дошкольного учреждения до старшей профильной школы);
-фундаментальность, доступность и открытость образования (наличие соответствующих кабинетов, возможность дифференциации, индивидуализации и виртуального общения);
-обеспечение условий для сохранения и развития здоровья и жизни ребенка (строительство теплых туалетов, где отсутствует и невозможно капиталоемкое строительство и содержание централизованных систем водоснабжения и канализации)
-надежность и простота инженерно-технического обеспечения зданий, использование ресурсосберегающих технологий (электрооборудование, система отопления и т. д);
-использование современных строительных материалов и технологий.
Анализ существующих проектов сельских школ ряда улусов различных регионов республики выявил следующие общие требования к зданиям общеобразовательных учреждений, независимо от типа и вида, которые позволят организовать полноценный образовательный процесс.
Помещения общего пользования должны включать:
Культурный комплекс: актовый зал, библиотеку с читальным залом и информационным блоком с выходом в Интернет, хореографический зал, зал интеллектуальных игр.
Спортивный комплекс: спортзал (спортзалы), рассчитанный на 4-часовое обучение в каждом классе, тир, спортивную площадку, помещения для водных процедур.
Социально-психологический комплекс: кабинет социального психолога, кабинет психолога, кабинет психологической разгрузки.
Центр здоровья: процедурную, стоматологический кабинет, комнату врача.
Пищевой блок: обеденный зал, туалетные комнаты, технические помещения с современным технологическим оборудованием для быстрого приготовления пищи, кладовую для инвентаря.
Универсальные мастерские, обеспечивающие развитие разных трудовых навыков: инструментальную, комнату мастера, собственно мастерские по обработке древесины, металлов, тканей, по техническим видам труда и кулинарии.
Рекреации и коридоры: площадки отдыха, предназначенные для общения учащихся с соответствующими приспособлениями.
Вестибюли с гардеробом по ступеням обучения: начальную, основную, общую среднюю.
Учебные помещения:
Начальные классы: четыре учебных кабинета, кабинет учителя и игровую комнату или комнату отдыха, отделенную раздвижной стенкой.
Основная и средняя школа: кабинеты математики, информатики, русского языка, литературы, родного языка, иностранных языков, химии, физики, биологии, географии, черчения и рисования, мировой культуры, профориентации, совмещенные с кабинетом для учителя и лабораториями, компьютерные кабинеты и проекционный зал.
Лаборатории могут быть отделены от учебного класса так же, как в начальных классах, раздвижными стенками, но для физики, химии, биологии - обязательно изолированные.
Оснащенность кабинетов для старшей ступени должна отвечать фундаментальности и профильности обучения., т.к. только школьное образование является фундаментом образования на протяжении всей последующей жизни.
Все кабинеты должны быть обеспечены локальной компьютерной сетью.
Набор помещений образовательных учреждений должен соответствовать существующим СНиП и ТСН (проект), разрабатываемым ЯкутПНИИС при министерстве строительства и промышленности строительных материалов РС(Я).
Современная школа как часть социума должна иметь, кроме всего этого, свою территорию: спортивную площадку, зеленую зону, площадки для транспорта, место для гаражей и опытно-производственные участки.
О мощности школ. Если учесть, что школа строится не на ближайшие десятки лет, то не стоит жалеть о вложенных сегодня средствах. Демографы предсказывают рост населения, развитие и дальнейшее освоение северных территорий, связанные с общим улучшением социально-экономической ситуации. Школа - это стержень развития села, фактор, привязывающий население к жизни на селе. В идеале, каждой сельской школе нужен индивидуальный проект, учитывающий растущие образовательные потребности населения.
Наделение школьных зданий дополнительными функциями приводит к созданию специфических предметно-пространственных образований, меняющих привычный облик наших населенных пунктов. Одним словом, школа XXI века - не только здание, в котором обучают, воспитывают, развлекают, развивают, но и здание, само воспитывающее культуру потребления среды обитания - культуры быта, эстетическую, нравственную культуру, при которой покосившиеся заборы, кучи неубранного мусора, заросшие газоны станут невозможны.
IV. Система программных мероприятий
Всего по Программе предусмотрено строительство 129 объектов образования за 5 лет, в том числе продолжение строительства 58 незавершенных (на 01.01.04.) объектов, начало строительства 71 нового объекта.
По Программе предусмотрен ввод 74 объектов на 10474 мест, в том числе:
-60 школ на 9843 мест;
-6 дошкольных образовательных учреждений на 390 мест;
-4 образовательных комплексов "школа - детский сад" на 388 мест;
-1 спального корпуса на 50 мест Верхневилюйского детского дома;
-2 школ-интернатов на 141 место;
-1 мастерской на 90 мест.
Среди планируемых объектов 74 будут построены в деревянном варианте (59%), как из более экономичного местного материала, 52 объекта (41%) - в каменном варианте.
Предусматривается проведение проектно-изыскательских работ для строительства 44 объектов образования.
Реализация Программы по годам выглядит следующим образом:
2004 г.: вводные объекты 15 на 2258 место
проектно-изыскательские работы 12 объектов
2005 г.: вводные объекты 14 на 1784 места
проектно-изыскательские работы 19 объектов
2006 г.: вводные объекты 10 на 1304 мест
проектно-изыскательские работы 15 объектов
2007 г.: вводные объекты 16 на 2147 мест
проектно-изыскательские работы 12 объектов
2008 г.: вводные объекты 19 на 2981 мест
проектно-изыскательские работы 1 объект
V. Ресурсное обеспечение Программы
При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном и республиканском уровнях, высокая социальная и политическая значимость строительства объектов образования в сельской местности, а также реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы, включая сельское население.
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств федерального, республиканского и муниципального бюджетов, внебюджетных источников и средств предприятий.
Общий объем финансирования Программы составляет 3 443 560,0 тыс. руб., (3 млрд. 443 млн. 560 тыс. руб.), в том числе за счет средств федерального бюджета - 686712,0 тыс. руб. (20%), средств республиканского бюджета - 2314219,4 тыс. руб. (67,4%), средств муниципального бю7джета - 54937,0 тыс. руб. (1,6%), средств предприятий - 137342,4 тыс. руб. (4%) и внебюджетных источников - 240349,2 тыс. руб. (7%). Потребность в капитальных вложениях по годам составляет:
2004 г. - 421880,0 тыс. руб.
в том числе из:
федерального бюджета - 29500,0 тыс. руб.
республиканского бюджета - 339223,2 тыс. руб.
муниципального бюджета - 6750,0 тыс. руб.
средств предприятий - 16875,2 тыс. руб.
внебюджетных средств - 29531,6 тыс. руб.
2005 г. - 477430,0 тыс. руб.
в том числе из:
федерального бюджета - 95486,0 тыс. руб.
республиканского бюджета - 321787,8 тыс. руб.
муниципального бюджета - 7638,9 тыс. руб.
средств предприятий - 19097,2 тыс. руб.
внебюджетных средств - 33420,1 тыс. руб.
2006 г. - 754970,0 тыс. руб.
в том числе из:
федерального бюджета - 150994,0 тыс. руб.
республиканского бюджета - 609988,05 тыс. руб.
муниципального бюджета - 12552,75 тыс. руб.
средств предприятий - 33474,0 тыс. руб.
внебюджетных средств - 58579,5 тыс. руб.
2007 г. - 910580,0 тыс. руб.
в том числе из:
федерального бюджета - 182116,0 тыс. руб.
республиканского бюджета - 769807,8 тыс. руб.
муниципального бюджета - 11410,2 тыс. руб.
средств предприятий - 30427,2 тыс. руб.
внебюджетных средств - 53247,6 тыс. руб.
2008 г. - 878700,0 тыс. руб.
в том числе из:
федерального бюджета - 173740,0 тыс. руб.
республиканского бюджета - 759357,0 тыс. руб.
муниципального бюджета - 11025,0 тыс. руб.
средств предприятий - 29400,0 тыс. руб.
внебюджетных средств - 51450,0 тыс. руб.
Затраты на реализацию Программы определены, исходя из потребностей ввода в действие объектов образования, из фактической стоимости строительства, мощности и удельных капитальных вложений в строительство.
Первоочередному финансированию подлежат работы на объектах не завершенных строительством, имеющих высокую степень строительной готовности, а также работы по замене зданий, находящихся в аварийном и ветхом состоянии.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется государственным заказчиком-координатором и государственными заказчиками.
VI. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Механизм реализации Программы предусматривает:
1. Ежегодное формирование Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия).
2. Проведение конкурса на проектно-изыскательские работы.
3. Производство проектно-изыскательских работ победителями конкурсов.
4. Государственную экспертизу проектно-сметной документации.
5. Корректировку проектно-сметной документации незавершенных строек.
6. Проведение подрядных торгов.
7. Заключение государственных контрактов на проектно-изыскательские и подрядные работы.
8. Технический и авторский надзор за проведением строительно-монтажных работ.
VII. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство образования Республики Саха (Якутия), являющийся государственным заказчиком -координатором Программы.
Министерство образования Республики Саха (Якутия):
- осуществляет координацию субъектов инвестиционной деятельности (заказчик - подрядчик);
- рассматривает вопросы формирования и выделения бюджетных средств заказчикам-застройщикам, проектным организациям;
- принимает участие в проведении конкурсов проектно-изыскательских и подрядных работ, в экспертизе проектно-сметной документации;
- принимает участие в работе государственных и рабочих комиссий по приемке объектов.
Министерство образования Республики Саха (Якутия) уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств перечень объектов, лимиты капитальных вложений и другие технико-экономические показатели.
Ход выполнения Программы в целом и составляющих ее мероприятий периодически рассматриваются на заседаниях коллегии Министерства образования Республики Саха (Якутия), в подготовке которых принимают участие все заинтересованные исполнители Программы.
Информация и проект доклада о ходе выполнения Программы представляется ежегодно Президенту Республики Саха (Якутия) и в Правительство Республики Саха (Якутия).
VIII. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических
последствий программы
В результате реализации Программы:
- будет сокращено количество ветхих и аварийных объектов образования;
- будут созданы безопасные условия функционирования образовательных учреждений;
- увеличится доля обучающихся в благоустроенных образовательных учреждениях;
- повысится уровень обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями;
- будут созданы условия для сохранения и укрепления здоровья детей.
В целом, обновление ветшающей материально-технической базы сельских образовательных учреждений обеспечит повышение образовательного уровня учащихся школ и воспитанников дошкольных образовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.