Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 21 декабря 2004 г. N 625
"Об утверждении Концепции развития системы образования и
реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями
здоровья на 2005-2008 гг."
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2005 г. N 653 настоящее постановление снято с контроля
В целях реализации государственных гарантий на обеспечение равных возможностей, реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и во исполнение Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития системы образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья на 2005-2008 гг.
2. Министерству образования Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерству здравоохранения Республики Саха (Якутия) разработать Программу реализации Концепции в срок до 1 февраля 2005 г.
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Е.И. Михайлову.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
Е. Борисов |
Концепция
развития системы образования и реабилитации детей-инвалидов,
детей с ограниченными возможностями здоровья на 2005-2008 гг.
(утв. постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2004 г. N 625)
1. Введение
Концепция развития системы образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту - Концепция) призвана обеспечить реализацию государственных гарантий на обеспечение равных возможностей, реабилитацию и социальную интеграцию в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Государственная политика в отношении детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, проводимая в Республике Саха (Якутия), основывается на государственной политике Российской Федерации, регулируется Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Законами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) "Об образовании", Законом Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 63 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (2004 г.) и является частью социально-экономической политики республики, предусматривающей комплексный подход к реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, одним из компонентов которой является получение ими образования и реабилитация.
По-видимому, в тексте документа допущена ошибка. Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не имеет статьи 63.
В Концепции формулируются подходы к рациональному использованию имеющихся возможностей и предлагаются пути осуществления действий по повышению качества образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Общие положения
Образование и реабилитация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья возложены на учреждения образования, социального развития, здравоохранения и занятости населения.
Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя создание специальных условий для получения дошкольного, общего и профессионального образования.
Медико-социальная реабилитация включает в себя социальную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, семей с детьми-инвалидами, предоставление реабилитационных услуг и технических средств реабилитации, развитие системы реабилитационных учреждений, обеспечение интеграции в общество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
Параллельно с учебным процессом должны осуществляться мероприятия по медико-социальной реабилитации, направленные на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Концепция республиканской социальной политики в сфере образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой систему определений приоритетных целей, задач и мер республиканской политики, направленную на обеспечение равных возможностей, реабилитации и социальной интеграции в общество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Концепция исходит из необходимости:
государственной поддержки детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
повышения ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления по вопросам защиты прав и законных интересов детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
создания условий для получения образования, медико-социальной реабилитации и интеграции в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Субъектами реализации республиканской социальной политики в сфере образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья выступают органы государственной власти и местного самоуправления, образовательные и социальные учреждения, реабилитационные центры, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых условий для развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Цели и задачи Концепции
Основой государственной политики в отношении детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья является комплексная (социальная, медицинская, педагогическая) реабилитация, позволяющая им достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности.
Целью Концепции является устойчивое повышение уровня и качества образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация цели Концепции осуществляется посредством решения следующих задач:
создание условий для обучения, медико-социальной реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование имеющихся и формирование новых структур, предназначенных для обучения, медико-социальной реабилитации, социальной коммуникации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
формирование адекватного отношения общества к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья.
Обязательным условием достижения поставленной цели является согласованная целенаправленная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан, действующих в пределах своих полномочий и возможностей.
4. Основные принципы Концепции
1. Государственная гарантия социальной поддержки и реабилитационной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
2. Комплексный подход к реабилитации и интеграции в общество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Непрерывность, поэтапность и преемственность социально-педагогической и медицинской реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Эффективность мер социальной поддержки детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Основные понятия, используемые в Концепции
Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
ребенок-инвалид - ребенок в возрасте до 18 лет с тяжелыми физическими нарушениями, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями, следствиями травм;
ребенок с ограниченными возможностями здоровья - ребенок, имеющий временное или постоянное препятствие в развитии, поддающееся коррекции в специально организованных социальных условиях (медицинских, образовательных, социальных);
реабилитация - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
психолого-педагогическая реабилитация - создание специальных образовательных условий, включающее в себя разработку и реализацию индивидуальных программ с учетом интеллектуальных и физических возможностей, рекомендаций психологов и врачей, целенаправленную работу с семьей;
медицинская реабилитация - восстановление или компенсация утраченных или нарушенных функциональных способностей человека;
профессиональная реабилитация - система, включающая мероприятия по профессиональной ориентации, профессиональному образованию, профессионально-производственной адаптации и восстановление конкурентоспособности инвалидов на рынке труда;
социальная реабилитация - система, включающая меры по восстановлению способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.
6. Анализ состояния системы образования и реабилитации детей-инвалидов,
детей с ограниченными возможностями здоровья
В 2004 г. из 301111 детей, проживающих в Республике Саха (Якутия), 7202 (2,45%) относятся к категории детей-инвалидов, 6216 (2,06%) детей - к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья. Все они нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К данной категории детей относятся дети с нарушением восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе глубоко умственно отсталые) и с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, а также со сложными, комбинированными и иными недостатками развития.
Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья пользуются услугами специального образования в различных его организационных формах (обучение на дому, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего назначения) и медико-социальной реабилитации в реабилитационных центрах.
В последние годы в области образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, молодых инвалидов произошли позитивные изменения:
приняты нормативно-правовые акты, определяющие основные права детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, регулирующие основы государственной политики применительно к этой категории населения;
развивается система коррекционно-образовательных учреждений, в первую очередь, школьных: сегодня в республике функционируют 23 специальных (коррекционных) образовательных учреждения для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (2320 детей), 325 специальных (коррекционных) классов, организованных при общеобразовательных учреждениях (2849 детей);
созданы и функционируют 32 реабилитационных центра в улусах и городах, в том числе 6 республиканских.
Больше внимания стало уделяться вопросам обучения больных детей на дому. В 2004 г. 1096 детей с ограниченными возможностями здоровья обучались на дому, из них детей-инвалидов - 716.
Всего детей-инвалидов, детей с отклонениями в развитии, охваченных адекватным обучением - 5169, что составляет 2,99% от общего количества обучающихся в образовательных учреждениях.
В связи с увеличением из года в год количества детей, имеющих отклонения в здоровье, связанных, прежде всего, с нарушением зрения, слуха и речи, опорно-двигательного аппарата, в дошкольных образовательных учреждениях функционируют 172 коррекционные группы, где воспитываются 2984 ребенка;
появились и функционируют инновационные модели специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
увеличилось число дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида;
разрабатываются и реализуются республиканские программы "Государственная программа развития образования", "Семья и дети Республики Саха (Якутия)", подпрограмма "Дети-инвалиды";
созданы общественные организации, деятельность которых заключается в оказании помощи и защите прав лиц с ограниченными возможностями здоровья;
начата подготовка кадров для системы специального образования: в Педагогическом институте Якутского государственного университета по специальностям "Олигофренопедагогика", "Логопедия", специализациям "Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях", "Логопедическая работа с детьми, имеющими проблемы интеллектуального развития", в Якутском педагогическом колледже N 1 по специальности: "Коррекционная педагогика", специализации "Логопед дошкольных и школьных учреждений", в Якутском педагогическом колледже N 2 - по специализации "Воспитатель логопедической группы".
Ежегодно более 3000 детей-инвалидов с различными патологиями проходят реабилитацию в реабилитационных центрах.
В 2003 г. в республике по системе бюро медико-социальной экспертизы 590 инвалидов детства получили рекомендации на профессиональное обучение. Из них 403 инвалидам предоставлена профориентационная помощь.
7. Основные проблемы
Отсутствует ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям младенческого и раннего возраста;
недостаточно осуществляется консультирование семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, и их социальная поддержка;
большинство образовательных и социальных учреждений не соответствуют современным требованиям (материально-техническая база, учебно-методическое и кадровое обеспечение);
нет комплексной системы профессиональной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
рекомендации бюро медико-социальной экспертизы на профессиональное обучение инвалидов выполняются частично;
отсутствуют необходимые условия для получения инвалидами доступного профессионального образования.
8. Основные направления социальной поддержки в сфере образования и
реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными
возможностями здоровья
1. Меры по совершенствованию нормативно-правовой базы государственной поддержки образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Повышение уровня и качества образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Улучшение материально-технической базы образовательных учреждений и реабилитационных центров.
9. Система мер по реализации социальной поддержки в сфере
образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными
возможностями здоровья
1. Совершенствование нормативно-правовой базы государственной поддержки образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Экономическое обеспечение дальнейшего совершенствования механизмов многоканального финансирования сферы образования, реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Совершенствование системы социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Создание единой государственной системы раннего развития ребенка и ранней психолого-медико-педагогической помощи.
5. Создание системы психолого-медико-педагогической поддержки лиц, не охваченных специальным образованием (глубоко умственно отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множественными нарушениями).
6. Создание и развитие специальных образовательных условий для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Развитие инновационной деятельности в специальных (коррекционных) образовательных и реабилитационных учреждениях, условий их функционирования (материальных, учебно-методических, кадровых и др.).
8. Строительство и создание реабилитационных центров, образовательных учреждений для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
9. Внедрение и использование инновационных информационных технологий в обучении детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
10. Формирование и развитие научно-методического и информационно-аналитического обеспечения социальной политики в сфере образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
11. Разработка программ специальных мероприятий (тренингов, лекториев, семинаров, диспутов, конкурсов и др.) с целью повышения психологической культуры, общекультурного, педагогического и реабилитационного просвещения родителей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе родителей-инвалидов).
12. Разработка и реализация республиканской программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психолого-педагогических кадров, специалистов-реабилитологов для системы специального образования и медико-социальной реабилитации.
13. Создание банка данных о детях-инвалидах и детях с ограниченными возможностями здоровья (совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне отдельных ведомств, органов местного самоуправления, а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения документированной информации о детях-инвалидах, молодых инвалидах в целях оказания им своевременной психолого-медико-педагогической и социальной поддержки).
14. Осуществление целенаправленной работы через средства массовой информации по повышению позитивного отношения общества к инвалидам.
10. Ожидаемые результаты реализации Концепции
В результате реализации Концепции ожидаются следующие результаты:
создание нормативно-правовой базы в сфере образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
повышение качества образования в его различных организационных формах детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий для развития и получения всех видов образования (в том числе интегрированного обучения) детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
внедрение новых программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации всех специалистов, работающих с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
внедрение новых технологий и методик в образовании и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение беспрепятственного доступа детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной инфраструктуры и информации;
формирование единого банка данных о детях-инвалидах, детях с ограниченными возможностями здоровья;
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений и реабилитационных центров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2004 г. N 625 "Об утверждении Концепции развития системы образования и реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья на 2005-2008 гг."
Текст постановления опубликован в приложении "Якутские ведомости" от 26 января 2005 г. N 4, от 22 марта 2005 г. N 13
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 ноября 2005 г. N 653 настоящее постановление снято с контроля
Настоящий документ снят с контроля