2. Рекомендовать главам муниципальных образований содействовать дальнейшему развитию системы кочевых образовательных учреждений на основе утвержденной Концепции системы кочевых образовательных учреждений Республики Саха (Якутия).
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Д.Ф. Наумова.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
Е. Борисов |
Концепция
системы кочевых образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 22 апреля 2005 г. N 228)
Данная Концепция определяет основные направления развития системы кочевых образовательных учреждений в Республике Саха (Якутия) с целью обеспечения доступности и качества общего образования для представителей малочисленных народов Севера.
1. Историческая справка
В Республике Саха (Якутия) проживают около 120 народов, в том числе пять коренных малочисленных народов Севера: эвенки, эвены, долганы, юкагиры и чукчи.
По данным переписи населения 2002 г. в республике проживают 18232 эвенка, 11657 эвенов, 1097 юкагиров, 1272 долган и 602 чукчи. Анализ переписей показывает неблагоприятную картину: исчезли многие родовые объединения, этнические группы, существовавшие в XVII веке. За триста лет численность юкагиров сократилась в 6,4 раза.
Этническая структура населения республики объективно сложна и разнородна по многим основаниям, в т.ч. по уровню экономического и социального развития (по языку и культуре), исторической принадлежности народов к разным цивилизационным зонам. В "Уставе об управлении инородцев", утвержденном 22 июня 1822 г., все коренное население разделено на три категории: оседлые (якуты, русские и др.), кочевые (эвенки, юкагиры, эвены, чукчи, долганы) и бродячие. В свою очередь, эти этнические группы аборигенов Севера принадлежат к различным генетическим группам: эвены и эвенки - к тунгусо-маньчжурам, чукчи и юкагиры - к палеоазиатам, якуты и долганы - к тюркам.
За столетия совместного проживания с народами Якутии, за годы Советской власти произошли многие преобразования в жизни оленеводов. Были созданы родовые советы, начали работать школы-интернаты, кочевые школы, красные чумы, врачебные отряды. При этом не учитывалось самое главное - кочевой образ жизни этих народов. В 60-е годы было принято решение о переводе всего кочевого населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним отдельных местностей на оседлый образ жизни. Наряду с позитивными моментами это решение имело отрицательные социальные последствия.
Кочевая жизнь - это уникальная цивилизация, созданная народами в течение многих столетий, расширившая на планете плацдарм для жизнедеятельности человека. Более того, каждый народ создал уникальную и неповторимую этническую культуру, верования, обычаи и традиции, обеспечив непрерывную связь поколений, в совокупности составляющую циркумполярную культуру народов Севера.
Система образования любого народа не может быть построена вне уклада и образа жизни самого народа. У оленеводов, охотников и рыбаков, т.е. у коренных малочисленных народов Севера - это кочевой, полукочевой образ жизни.
2. Современное состояние образования малочисленных народов Севера
В местах компактного проживания малочисленных народов Севера проживает 5657 детей дошкольного возраста. Родному языку обучаются 396 детей, или 22,5%. Решение проблемы затруднено из-за нехватки специалистов, знающих родной язык и владеющих методикой обучения и воспитания.
Родные языки изучаются в 31 школе (из 69), расположенных в местах компактного проживания малочисленных народов Севера, в том числе эвенский - в 19 школах (1014 учащихся), эвенкийский - в 9 школах (789 учащихся), юкагирский - в 2 школах (99 учащихся), чукотский - в 1 школе (80 учащихся).
Родные языки, как языки общения, сохранились в 7 населенных пунктах компактного проживания малочисленных народов:
- эвенский - в пп. Березовка Среднеколымского, Себян-Кюель Кобяйского, Тополиное Томпонского, Андрюшкино Нижнеколымского улусов;
- эвенкийский - в п. Иенгра Нерюнгринского, в с. Тяня Олекминского улусов;
- чукотский - в п. Колымское Нижнеколымского улуса.
В остальных улусах, где произошли изменения в традиционном укладе жизни малочисленных народов, родные языки почти утрачены, преподаются как учебный предмет и факультативные занятия.
В условиях модернизации российского образования вопросы сохранения традиционного уклада жизни, языков и культур малочисленных народов Севера рассматриваются как взаимообусловленный фактор развития.
В школах продолжается экспериментальная работа по возрождению и сохранению родных языков и традиционной культуры. Школы малочисленных народов Севера достигли определенных успехов в учебно-воспитательной работе. В настоящее время, несмотря на отсутствие соответствующих материально-технических условий, нормативно-правовой базы, функционируют 9 кочевых школ. Успешно выполняются задачи воспитания и обучения детей без отрыва от семьи, приобщения их к традиционным отраслям хозяйствования, сохранения культурного наследия кочующих народов.
Проблемы организации учебного процесса в кочевых условиях в местах традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера вытекают из существующих природно-климатических, социально-экономических условий:
1. Низкая плотность населения - 0,1 чел. на кв. км.
2. Удаленность улусных центров от столицы республики: 15 находятся на расстоянии более 1000 км наземным путем, 8 - более 2000 км наземным путем, 10 - более 1000 км воздушным путем. Средняя удаленность периферийных центров от улусного центра - 173 км.
3. Территориальная разобщенность сельских школ. Например, Аллаиховский улус - площадь 107,3 тыс. кв. км, школ - 6; Булунский улус - площадь 223,6 тыс. кв. км, школ - 9; Оленекский улус - площадь 318,1 тыс. кв. км, школ - 4. В Верхоянском улусе Суордахская средняя школа находится на расстоянии 402 км от центра улуса, в Кобяйском улусе Себян-Кюельская школа - в 460 км, в Нижнеколымском улусе Андрюшкинская школа - в 450 км, в Оленекском Эйикская школа - в 550 км, в Нижнеянском Нижнеянская школа - в 581 км, Усть-Янская школа - в 537 км от центра улуса.
4. Слаборазвитость транспортной инфраструктуры. В период ледостава рек и весеннего половодья большинство населенных пунктов на 4-5 месяцев отрезаны от сообщения наземным (водным) путем.
5. Низкая наполняемость классов. Средняя по республике - 13,5 чел., наименьший показатель в отдаленных сельских и арктических улусах - 5,1 чел.
6. Высокий среднегодовой расход на одного ученика сельских школ.
7. Проблемы устойчивой связи, энергообеспечения кочевых родовых общин, качества бытовых условий, транспорта и др.
Эти проблемы ставят неординарные задачи перед единой государственной системой общеобразовательной школы России, в том числе Республики Саха (Якутия).
Организация обучения и воспитания детей в условиях семейного, производственного кочевья народов Севера, углубленное изучение родных языков в естественных жизненных условиях, в процессе труда и традиционного образа жизни, ознакомление с живыми народными традициями, обычаями родителей, привитие ценностей этнической культуры народов приведет древнейшие народы к спасению от ассимиляции в новых исторических условиях.
Кочевая школа может способствовать укреплению связи поколений, воспитанию детей, в совершенстве владеющих родным языком, знающих традиции и культуру своего народа, способных продолжить образование в учебных заведениях и стать квалифицированными специалистами в различных областях.
Таким образом, при практическом решении задач по удовлетворению образовательных потребностей кочующих народов Севера решится проблема восстановления разорванных связей между поколениями народов Севера.
3. Цели и задачи создания
системы кочевых образовательных учреждений
Цели:
- создание системы доступного и качественного общего образования коренных малочисленных народов Севера (кочевых образовательных учреждений) с дифференцированным обучением на родном языке, позволяющем сохранить культуру, национальные традиции, язык народа и сформировать личность с высоким творческим потенциалом;
- воспитание граждан на примере вековых традиций хозяйствования народа, сохраняющего кочевой уклад жизни, способных использовать современные информационные технологии и технические средства в условиях Севера;
- создание условий для восстановления преемственности поколений, сохранения и дальнейшего развития традиционного образа жизни и этнической культуры народа.
Задачи:
- совершенствовать нормативно-правовую базу развития кочевых образовательных учреждений;
- совершенствовать материально-техническое и кадровое обеспечение системы кочевых образовательных учреждений;
- развивать интеллектуальные способности детей и создать условия для профильного обучения;
- обучать детей жизненно необходимым в условиях Севера навыкам;
- разработать содержание предметов национально-регионального компонента с учетом этнической культуры народов Севера;
- разработать программу языкового образования детей;
- создать новое поколение учебников, интегрированных учебно-методических пособий на родном языке учащихся;
- внедрить в учебный процесс современные технологии и дистанционное обучение.
4. Общие основания для создания системы кочевого образования
В Республике Саха (Якутия) имеются общие объективные основания для создания системы кочевого образования:
1. Несмотря на дисперсное расселение, малочисленные народы Севера сохранили единство этнических признаков: язык в письменной и устной форме, самобытную этническую культуру, общность материальной культуры, уклад жизни, традиционные формы хозяйствования (оленеводство, охота, рыболовство).
2. Создание кочевых школ невозможно без восстановления традиционного уклада жизни - кочевых родовых общин. Родовое и общинное самоуправление народа было укладом жизни, формой хозяйствования и коллективного выживания в экстремальных условиях Севера.
В республике создана законодательная база для функционирования кочевых родовых общин и поддержки малочисленных народов Севера.
3. Сложилась особая этнопедагогика народов Севера - неиссякаемый источник возрождения традиций и воспитания подрастающего поколения.
4. Существует практика создания кочевых филиалов общеобразовательных учреждений, базовых и опорных школ, школ-интернатов.
Ведется экспериментальная работа по созданию эффективных моделей образовательных учреждений в местах компактного проживания хозяйствования малочисленных народов Севера.
5. Основные направления работы
Создание и развитие системы кочевых образовательных учреждений невозможно без дальнейшего укрепления нормативно-правовой, социальной основы, материально-технической базы, научного и кадрового обеспечения, изменений в содержании и организации учебно-воспитательного процесса:
Социальная база. Фундаментом социальной базы, на котором будут созданы условия для всестороннего развития народов Севера, является восстановление уклада жизни народа. Необходима реализация Закона Республики Саха (Якутия) "О кочевых родовых общинах народов Севера".
С точки зрения создания кочевых школ родовые кочевые общины становятся опорой для 1) воссоединения семей оленеводов, охотников и рыбаков;2) возобновления способа традиционного хозяйствования; 3) возрождения, сохранения и развития языков и национальной культуры, традиций и обычаев. Эти и другие преимущества родовой кочевой общины станут стержнем социальной базы организации кочевых школ.
Нормативно-правовая база кочевой школы. В Российской Федерации принят ряд важных законов в сфере образования. В Республике Саха (Якутия) также действует совокупность законов, постановлений правительства и иных нормативных актов государства в сфере образования, нацеленных на обеспечение деятельности учреждений образования и науки, а также обеспечение права народов и граждан обучать и воспитывать детей на родном языке. На правовое обеспечение, обновление и возрождение национальных школ направлены Законы Республики Саха (Якутия) "О языках", "О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера", Концепция возрождения, сохранения и развития языков коренных народов Республики Саха (Якутия), Государственная программа развития языков коренных народов Республики Саха (Якутия) и др.
Вместе с тем, действующая нормативно-правовая база не в полной мере обеспечивает создаваемую систему кочевых образовательных учреждений. Для их поддержки целесообразно разработать и принять Закон "О системе кочевых образовательных учреждений".
В современных условиях требуется обновление существующей и создание нормативной базы на уровне муниципальных образований, а также образовательных учреждений.
Материально-техническая база. Укрепление материально-технической базы предполагает создание:
- в стойбищах родовых кочевых общин, в поселках и центрах улусов новых объектов образования, архитектурных конструкций с благоустройством, в том числе передвижных, соответствующих условиям Севера, национальному укладу жизни;
- создание нового поколения учебно-методических пособий на языках народов Севера и издательско-полиграфической базы, новых образовательных технологий и др.;
- создание условий для применения новых информационных технологий и дистанционного образования, устойчивой связи и энергообеспечения.
Научной базой создания кочевой школы должны служить целенаправленные социолингвистические, этнографические, социологические, лингвистические, филологические и научно-педагогические исследования научных учреждений, вузов, занимающихся данными проблемами. Для чего необходимы координация и интеграция их усилий в новых условиях социально-экономической жизни.
Кадровая база кочевой школы создается на основе этнопедагогики народа. Необходимо изменить современную систему подготовки педагогических кадров в направлении интеграции специальностей, т.е. подготовки педагогов, совмещающих разные специальности. Это объективно диктуется следующими обстоятельствами:
1) с первых школьных лет ребенку-северянину в силу ряда обстоятельств и особенностей этнопсихологии необходимо, чтобы все (или подавляющее большинство) предметы преподавались одним учителем.
2) учитель должен обеспечить достаточный баланс межпредметных связей. Это чрезвычайно важно, чтобы все предметы сливались в один процесс познания окружающего мира через призму взглядов и воздействия одного лица.
В связи с этим требуется подготовка специалистов-педагогов нового поколения, знающих основы этнопедагогики и этнопсихологии, владеющих языком того или иного народа Севера.
Учителя начальных классов малокомплектной (кочевой) школы должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, знать культуру и язык, знать жизнь, производство и занятия малочисленных народов Севера. В кочевых школах-садах в отдаленных стойбищах родовых общин нужны специалисты широкого профиля - учителя, владеющие дополнительными специализациями в различных комбинациях.
С учетом необходимости индивидуализированной подготовки специалистов широкого профиля предстоит внесение изменений в систему и профили подготовки педагогических кадров в учреждениях профессионального образования республики.
Все это предопределяет организацию новых типов учебных заведений, а также изменения профиля, структуры и программ обучения существующих учебных заведений Республики Саха (Якутия).
Задачи совершенствования системы образования и организации кочевой школы требуют совершенствования и системы подготовки кадров по следующим направлениям:
1. Введение профильных и профессионально ориентированных программ в общеобразовательных учреждениях в местах компактного проживания малочисленных народов Севера, на базе опорных и базовых школ.
2. Интеграция программ соответствующих кафедр вузов республики с действующими учреждениями среднего профессионального образования.
3. Интеграция программ учреждений среднего профессионального образования или создание на их базе новых учебных заведений для подготовки специалистов - учителей начальных классов с широкой специализацией.
В целом нужна постепенная реорганизация средних и высших учебных заведений с целью подготовки специалистов широкого профиля, на чьи плечи будут возложены задачи возрождения и развития коренных народов, в частности кадровое обеспечение кочевых школ.
Кочевая школа отличается специфическим содержанием образования, особой организацией школьной жизни, которые определяются собственной материальной и духовной культурой народа, потребностью во взаимодействии с другими культурами, качественной общеобразовательной подготовке, сочетающейся с традиционным укладом жизни.
Исходя из этого, основными направлениями работы кочевых школ являются изменение содержания учебно-воспитательной работы и изменение организации учебного процесса.
Изменение содержания учебно-воспитательной работы
Предлагается определение номенклатуры учебных предметов в соответствии с целями и задачами кочевой школы. В начальной школе ведутся такие предметы, как "Родной язык", "Русский язык", "Математика", "Естествознание". Вводятся новые предметы - "Уроки предков", "Национальная культура" (фольклор, обычаи и верования) и др.
Структуру содержания учебников необходимо строить с учетом жизни коренных малочисленных народов Севера. Например, у эвенов не четыре, а шесть времен года и восемь хозяйственных циклов. Внутри каждого периода содержание определяется хозяйственной деятельностью, изменением природы, календарными датами: летовка, сезон грибов, время поиска оленей, пастьба в зимнее время, ранняя весна, отел оленей, День оленевода и т.д.
С учетом кочевого образа жизни следует адаптировать учебники и учебные пособия по форме. Учебники и учебные пособия необходимо сделать удобными: а) легкими по весу; б) яркими по цвету; в) раздельными по четвертям. Учебники и учебно-методические пособия необходимо дополнить звуковыми приложениями и электронными вариантами учебных пособий. Для учебных целей предусмотреть изготовление национальных орудий и предметов труда, отражающих условия жизни, характер труда населения данной местности.
В учебно-воспитательном процессе могут быть использованы следующие области этнопедагогики:
- методы этнопедагогики в раздельном воспитании мальчиков и девочек;
- морально-этические нормы, общие для всего народа, этика взаимоотношений;
- отношение человека к окружающей природе (человек как частица природы);
- духовное наследия, верование, обычаи, обряды и традиции народа. Народы Севера должны передать новым поколениям следующие заповеди:
- оберегающее отношение к человеку, даже незнакомому: "Оставляй ему все, что можешь: источник огня, дрова на растопку, еду и др.";
- бережное отношение к Природе: "Относись к природе как к самому себе, как к своим предкам, ибо ты сам являешься ее частицей";
- бережное отношение ко всему окружающему: "Горы, реки, леса, тундра оберегают, защищают человека и все живое, и ты должен относиться к ним бережно";
- бережное отношение ко всему живому;
- бережное отношение к предкам: "Предки твои были сильнее, добрее и умнее тебя. Сохрани их в памяти и продолжай их дело";
- природосообразность человеческой деятельности: "Везде порядок. Посмотри кругом: на небе, в природе вокруг тебя, в смене времени года, дня и ночи. И у тебя должен быть порядок в поведении, в отношении к людям, в чуме, везде, где ты живешь, работаешь, охотишься, учишься";
- "Будь терпеливым, добрым, отзывчивым, честным, смелым".
Эти и другие заповеди народов Севера должны стать содержанием воспитания детей.
Изменение организации учебного процесса
Условия функционирования кочевых школ, разнообразие их моделей, зависимость учебного графика от особенностей производственной кочевой деятельности родителей обуславливают необходимость в особом учебном графике. Муниципальные образовательные учреждения, имеющие статус кочевых школ, могут придерживаться следующих вариантов примерного учебного графика для кочевых образовательных учреждений Республики Саха (Якутия):
1 вариант
Четверть | Сроки | Кол-во учебных недель |
Каникулы | |
Начало | Конец | |||
I | 1 августа | 1 октября | 9 | 2-9 октября |
II | 9 октября | 30 ноября | 8 | 1 декабря-31 января |
III | 1 февраля | 31 марта | 8 | 1-10 апреля |
IV | 10 апреля | 15 июня | 10 | 15 июня-1 августа |
Итого: | 35 | 127 каникулярных дней |
2 вариант
Четверть | Сроки | Кол-во учебных недель |
Каникулы | |
Начало | Конец | |||
I | 15 октября |
25 декабря |
10 | 26 декабря-9 января |
II | 10 января | 1 марта | 8 | 2-9 марта |
III | 10 марта | 1 мая | 8 | 2-31 мая |
IV | 1 июня | 1 августа | 9 | 1 августа-15 октября |
Итого: | 35 | 128 каникулярных дней |
Другие особенности обучения и воспитания:
I ступень - дошкольный период до 7 лет, в семейных (кочевых) детских садах;
II ступень - начальные классы (I-IV классы), в кочевых школах;
III ступень - средние классы (V-VIII классы), в базовой школе, с организацией сезонного кочевья;
IV ступень - старшие классы (IX-XI классы), в базовой школе, с организацией учебной практики в местах кочевья родителей.
Дошкольники могут также обучаться в кочевых школах-садах, школьники должны иметь возможность заочного, экстерната и дополнительного образования, а также сочетания различных форм обучения в соответствии с действующим законодательством.
6. Механизм реализации Концепции
В целях реализации Концепции необходимо объединение усилий различных министерств и ведомств, научных организаций, учреждений образования, органов управления образованием, ассоциаций народов Севера, компаний и всех структур, функционирующих в районах, местах проживания народов Севера.
Необходимо разработать целевую программу Республики Саха (Якутия) по созданию системы кочевых образовательных учреждений или целевые проекты в рамках действующих государственных программ развития села и образования. В условиях местного самоуправления судьба кочевых школ будет зависеть от деятельности органов самоуправления муниципальных образований и кочевых родовых общин при активной поддержке граждан, представителей народов Севера. На основе Концепции могут быть разработаны модели кочевых школ, продолжена экспериментальная работа и научные исследования в этом направлении, созданы современные локальные акты образовательных учреждений.
Одним из механизмов претворения в жизнь идей концепции является создание межведомственных координационных советов заинтересованных организаций и учреждений, ресурсных научно-методических центров, общественных объединений на республиканском и муниципальном уровнях, а также разноплановая деятельность по совершенствованию системы кочевых образовательных учреждений с привлечением всероссийских и международных организаций, попечителей и меценатов.
Приложение
к Концепции системы кочевых образовательных
учреждений Республики Саха (Якутия),
утв. постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 22 апреля 2005 г. N 228
Численность коренных малочисленных народов Севера
в Республике Саха (Якутия)
1989* | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002* | 2002 в % к 1989 |
|
Эвенки | 14428 | 12968 | 12955 | 12954 | 12693 | 12532 | 18232 | 126,37% |
Эвены | 8668 | 6448 | 6457 | 6400 | 6282 | 6391 | 11657 | 134,48% |
Долганы | 408 | 894 | 893 | 909 | 907 | 1034 | 1272 | 311,76% |
Юкагиры | 697 | 544 | 575 | 547 | 567 | 612 | 1097 | 157,39% |
Чукчи | 473 | 401 | 414 | 408 | 399 | 400 | 602 | 127,27% |
Всего по PC(Я) |
24674 | 21255 | 21294 | 21218 | 20848 | 20969 | 32860 |
* - официальные данные переписи населения Республики Саха (Якутия).
Перечень кочевых школ Республики Саха (Якутия)
/-----------------------------------------------------------------------------------\
| Муниципальные | Школы | Базовая школа |
| образования | (филиалы базовых школ) | |
|-------------------+---------------------------------+-----------------------------|
| Алданский |Эвенкийская общинная школа |Хатыстырская средняя |
| |"Угут" |общеобразовательная школа |
| |---------------------------------+-----------------------------|
| |Эвенкийская общинная школа "Амма"|Хатыстырская средняя |
| | |общеобразовательная школа |
|-------------------+---------------------------------+-----------------------------|
| Анабарский |Долганская школа-сад |Саскылахская средняя |
| |"Улахан-Кюель" |общеобразовательная школа |
|-------------------+---------------------------------+-----------------------------|
| Верхоянский |Улахан-Кюель, община "Мола" |Табалахская средняя |
| | |общеобразовательная школа |
|-------------------+---------------------------------+-----------------------------|
| Кобяйский |Эвенская кочевая школа "Себян" |Себян-Кельская средняя |
| | |общеобразовательная школа |
|-------------------+---------------------------------+-----------------------------|
| Нижнеколымский |Чукотская школа-сад "Нутендли" |Колымская средняя |
| | |общеобразовательная школа |
|-------------------+---------------------------------+-----------------------------|
| Олекминский |с. Тяня, община "Чарода" |Тянская средняя |
| | |общеобразовательная школа |
|-------------------+---------------------------------+-----------------------------|
| Оленекский |Эвенкийская кочевая школа-сад |Харыйалахская средняя |
| |"Куэнэлэкээн" |общеобразовательная школа |
|-------------------+---------------------------------+-----------------------------|
| Среднеколымский |Эвенская школа-сад общины |Среднеколымская средняя |
| |''Урадан" |общеобразовательная школа. |
| | |Березовская средняя |
| | |общеобразовательная школа |
\-----------------------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2005 г. N 228 "Об утверждении Концепции системы кочевых образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)"
Текст постановления опубликован в приложении "Якутские ведомости" от 21 мая 2005 г. N 23