Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Городского
Собрания депутатов г. Якутска
ПГС-34-3 от 7 июня 2005 г.
Муниципальная программа
"Развитие общественного пассажирского транспорта г. Якутска
в 2005-2006 гг."
Содержание
Паспорт программы
Наименование | Муниципальная программа "Развитие общественного пассажирского транспорта г.Якутска в 2005-2006 гг.". |
Разработчики Программы | Управление транспорта и связи, Департамент экономики, прогнозирования и ценообразования мэрии МО "Город Якутск". |
Цель Программы | Формирование эффективно функционирующего городского пассажирского транспортного комплекса г.Якутска, предоставляющего при минимальном уровне бюджетного финансирования качественные услуги по транспортному обслуживанию населения при соблюдении принципов надежности и безопасности пассажирских перевозок. |
Срок реализации Программы |
2005-2006 гг. |
Исполнители Программы | Мэрия г.Якутска, Управление транспорта и связи мэрии г.Якутска, МУП ЯПАП-1, индивидуальные предприниматели. |
Объемы и источники финансирования |
Всего: за 2005- 2006 г. 136,9 млн. рублей. в т.ч.: - местный бюджет - 9,9 млн.р.; - собственные средства - 7,0 млн.р.; - привлеченные средства - 110,0 млн.р. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Высокий уровень транспортного обслуживания населения, стабильная работа пассажирского автотранспорта всех форм собственности, улучшения контроля за качеством пассажирских перевозок. |
Контроль за исполнением Программы |
Управление транспорта и связи мэрии г.Якутска, Городское Собрание депутатов г.Якутска. |
I. Введение
Городской пассажирский транспорт, как одна из социально-значимых отраслей городского хозяйства, играет достаточно большую роль в обеспечении качества жизни городского и пригородного населения.
Пожалуй, это один из немногих секторов экономики, результаты которого в полной мере ощущают на себе все жители Муниципального образования "Город Якутск". Это определяет существенное влияние городского пассажирского транспортного комплекса как на эффективность городской экономики в целом, так и на качество реализации основных социальных функций. От эффективности функционирования пассажирского транспортного комплекса во многом зависит сохранение социальной, экономической и политической стабильности жизни города.
В условиях острейшего бюджетного дефицита, существования многочисленных проблем в федеральном законодательстве по вопросам организации транспортного обслуживания городского населения, Мэрия г.Якутска вынуждена самостоятельно решать накопившиеся проблемы данного сектора городского хозяйства путем поиска различных механизмов перевода муниципального предприятия представляющего услуги по городским и пригородным пассажирским перевозкам, на рыночные принципы хозяйствования и стабильной работы автопредпринимателей.
В настоящее время на территории МО "Город Якутск" маршрутные перевозки в городском, пригородном сообщениях осуществляют одно муниципальное автотранспортное предприятие (ЯПАП-1) имеющее 175 единиц подвижного состава и коммерческий транспорт, который работает только на городской маршрутной сети в количестве 700 единиц транспорта.
Предлагаемая Программа подготовлена в соответствии с "Основными направлениями по стабилизации работы и реформированию системы городского пассажирского транспорта Российской Федерации", одобрена коллегией Минтранса России (Протокол от 04.07.2001 г. N 4), подпрограммой "Реформирование пассажирского транспорта общего пользования" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России", Научно-технического заключения "Расчета пассажиропотоков на городских маршрутах г. Якутска" представленного Хабаровским Государственным техническим университетом и Постановлением Городского Собрания депутатов от 25.03.2003 г. ПГС N 4-9 Положения "О городских и пригородных пассажирских автобусных перевозках юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями".
II. Основные цели, задачи и мероприятия программы
Основной целью Программы является формирование эффективно функционирующего городского пассажирского транспортного комплекса г. Якутска, предоставляющего при минимальном уровне бюджетного финансирования качественные услуги по транспортному обслуживанию населения при соблюдении принципов надежности и безопасности пассажирских перевозок.
Формирование эффективно функционирующего городского пассажирского транспортного комплекса предполагает решение следующих основных задач:
1. Создание правовых, организационных и финансово-экономических условий, способствующих стабилизации работы и роста потенциала городского пассажирского транспортного комплекса на основе сбалансированного использования механизмов муниципального регулирования и рыночной самоорганизации.
2. Реализация принципов регулирования, оптимизация маршрутной сети и расписания движения городских и пригородных пассажирских перевозок.
3. Реализация принципов формирования тарифов на пассажирские перевозки.
4. Разработка и реализация принципов осуществления административного и общественного контроля над перевозками пассажиров.
5. Реализация мер, направленных на обеспечение безопасности пассажирских перевозок.
6. Формирование конкурентной среды на городском пассажирском транспортном комплексе с использованием конкурсных процедур.
7. Обновление подвижного состава.
8. Снижение зависимости городского пассажирского транспортного комплекса от муниципальной финансовой поддержки.
9.Организация выполнения социальных обязательств муниципалитета (предоставление льгот по оплате проезда отдельным категориям граждан, организация обслуживания на маршрутах с малыми пассажиропотоками, в позднее время и др.) на условиях полного возмещения объективно-необходимых затрат перевозчика.
Работа городского пассажирского транспортного комплекса города будет в итоге основываться на соблюдении следующих принципов:
- обеспечение транспортных потребностей городского населения за счет развития предпринимательства и конкуренции предприятий и предпринимателей при условии равенства различных форм собственности;
- организации устойчивой работы пассажирского автобусного транспорта и обеспечение социальных гарантий населения.
Задачи, стоящие перед разработчиками Программы предполагают следующие мероприятия и сроки их реализации:
N задачи | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
N 1 | 1.Подготовить и внести на рассмотрение Правительства РС (Я) и Государственного Собрания Ил Тумэн предложения и проекты: |
Городское Собрание депутатов |
|
-Закона РС (Я) "Об организации предоставления услуг на общественном пассажирском автомобильном транспорте на территории Республики Саха (Якутия); |
01.01.06г. | Управление транспорта, правовой комитет |
|
-Республиканской целевой Программы "Безопасность дорожного движения в РС (Я) до 2010 г."; |
01.01.06г. | Управление транспорта, правовой комитет, ДЭПиЦ, РТИ МВД РС (Я) по г.Якутску |
|
-Единых правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РС (Я); |
01.01.06г. | -"- | |
-Положения о допуске перевозчиков для осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам; |
01.01.06г. | Управление транспорта, правовой комитет, ДЭПиЦ, РТИ МВД РС (Я) по г.Якутску |
|
-Стандарты обеспеченности маршрута на пассажирском транспорте по обслуживанию населения в РС (Я); |
01.01.06г. | Управление транспорта, правовой комитет, ДЭПиЦ |
|
-О создании Фонда для обеспечения контроля за осуществлением пассажирских перевозок в РС (Я); |
01.09.05г. | Управление транспорта, правовой комитет, ДЭПиЦ |
|
2. Финансовое оздоровление МУП ЯПАП-1: | |||
-реструктуризация долгов; | 01.10.05г. | ПМУП ЯПАП-1, ДИО |
|
-изменение структуры управления; | 01.08.05г. | ДИО, ДЭПиЦ |
|
-создание сервисного обслуживания автобусов марки "ПАЗ" всех модификаций; |
01.09.05 | Управление транспорта, МУП ЯПАП-1 |
|
-освобождение от неликвидного имущества и приобретение нового; |
01.01.06г. | -"- | |
-решения вопросов с избыточными площадями. | 01.09.05г. | МУП ЯПАП-1, ДИО |
|
N 2 | 1. Привести в соответствие с расчетной потребностью, количество автобусов на городских маршрутах - не более 500 ед. |
До 01.09.05г. | Управление транспорта |
2. На наиболее пассажиронапряженных маршрутах (1,7,15,2,4,14,16) использовать автобусы большой или средней вместимости. На остальных маршрутах использовать автобусы средней и малой вместимости, что следует из характеристик пассажиропотоков; |
До 01.10.05г. | -"- | |
3. Использовать результаты обследования при проведении конкурсов; |
До 01.10.05г. | -"- | |
4. Выполнить работу по оптимизации маршрутной сети в целях разгрузки центра города от избыточного транспортного потока и сокращения затрат перевозчиков; |
01.08.05г. | -"- | |
5. Вести единое расписание движения для автобусов МУП ЯПАП-1 и частных перевозчиков. |
01.07.05г. | -"- | |
6. На конкурсной основе заключение договоров с частными перевозчиками, с учетом условий и ответственности соблюдения графика движения. |
2005-2006 гг. | -"- | |
N 3 | 1. Тарифное регулирование на пассажирские перевозки коммерческим транспортом обеспечивает РЭК - Госкомцен РС (Я) по согласованию с Мэрией г.Якутска; |
НП "Союз Автопредпри-ниматель", ДЭПиЦ |
|
2. Тарифное регулирование на пассажирские перевозки муниципальным транспортом обеспечивает Мэрия г.Якутска; |
МУП ЯПАП-1 ДЭПиЦ |
||
3. Сохранение основных единых принципов формирования тарифов: один раз в год (преимущественно перед началом финансового года и единого тарифа для муниципального и коммерческого транспорта). |
2005-2006 гг. | ДЭПиЦ | |
4. Подготовить предложения в РЭК-Госкомцен РС (Я) и Минтранс РС (Я) проект Положения "Об утверждении методики расчетного тарифа на автомобильном транспорте". |
01.11.05г. | ДЭПиЦ | |
N 4 | 1. Создание единой диспетчерской службы с внедрением автоматизированной радионавига-ционной системы диспетчерского управления и контроля. |
I этап - 01.12.05г. II этап - 01.06.06г. |
Управление транспорта, ФКУ, НП "Союз автопредпри-ниматель" |
2. Проведение обследования пассажиропотока на городских и пригородных маршрутах. |
Не менее 1 раза в год |
Управление транспорта, ГУ "Управление соцзащиты населения" |
|
N 5 | 1. Выполнить работу по оптимизации маршрутной сети в целях разгрузки центра города от избыточного транспортного потока и повышения безопасности движения. |
01.10.05г. | Управление транспорта |
2. Проведение систематического контроля за техническим состоянием автотранспорта выполняющих пассажирские перевозки. |
2005-2006 гг. | Управление транспорта, РТИ МВД РС (Я) по г.Якутску |
|
3. Не допускать на линии транспортные средства имеющие срок службы более 10 лет. |
2005-2006 гг. |
Управление транспорта, РТИ МВД РС (Я) по г.Якутску |
|
4. Исключить наличие на пассажирских маршрутах автобусов КАВЗ. |
2005 г. | Управление транспорта, РТИ МВД РС (Я) по г.Якутску |
|
N 6 | 1. Подготовить и представить на рассмотрение Городского Собрания депутатов Положение "О конкурсах на осуществление перевозок пассажиров на территории Округа МО "Город Якутск". |
20.07. 2005г. |
Управление транспорта, ДЭПиЦ |
2. Выставлять на конкурс на договорных условиях целые маршруты, а не отдельные расписания |
- | Управление транспорта | |
3. Использовать результаты обследования при проведении конкурсов. |
- | Управление транспорта | |
4. Провести конкурсы на предоставления услуг на пассажирские перевозки. |
01.09.05г. 01.09.05г. |
Управление транспорта | |
5. Урегулировать маршрутную сеть городских, пригородных автобусных перевозок в г.Якутске. |
Управление транспорта | ||
6. Узаконить порядок открытия и формирования маршрутной автобусной сети всех видов перевозок |
Управление транспорта | ||
7. Разработать положение о расписании движения автобусов. |
Управление транспорта | ||
8. Разработать и утвердить паспорта автобусных маршрутов |
Управление транспорта, | ||
9. Подготовить и узаконить положение по контролю регулирования пассажирских автобусных перевозок, принятие административных мер к перевозчикам, допускающим нарушения требований по обеспечению безопасной перевозки пассажиров |
Управление транспорта, ДЭПиЦ |
||
N 7 | 1. Внести предложения в проект республиканской целевой Программы "Развития автомобильного транспорта РС (Я) и Инвестиционную Программу Республиканского бюджета РС (Я) о приобретении автобусов в количестве 100 ед. |
01.06.05г. 01.05.06г. |
Управление транспорта, ДЭПиЦ |
2. Подготовка предложений и бизнес-плана коммерческим банкам для предоставления займа на приобретение подвижного состава для МУП ЯПАП-1. |
01.08.05г. | ФКУ ДЭПиЦ |
|
N 8 | В местном бюджете по ст. "Транспорт" предусматривать минимальные затраты на реализацию данной Программы и на возмещение убытков от перевозки льготной категории граждан согласно решений органа местного самоуправления. |
2005-2006г. | ДЭПиЦ ФКУ |
N 9 | 1. Предоставлять денежную компенсацию следующим категориям граждан: |
МУП ЯПАП-1 | |
- дети до 5 класса | 2005-2006 гг. | НП "Союз автопредприниматель" |
|
- многодетные семьи | 2005г. | "-" | |
- школьники 5 класса и старше, проживающих в пригороде; |
2005-2006 гг. | МУП ЯПАП-1 | |
- дети находящиеся под опекой - дети - сироты |
2005-2006 гг. | МУП ЯПАП-1 | |
- студенты, проживающие в пригороде | 2005 -2006 гг. | МУП ЯПАП-1 | |
2. Заключение Соглашений о возмещении расходов, связанных с предоставлением проезда по социальным проездным билетам между Мэрией г.Якутска и ГУ "Управления социальной защиты населения и труда" при Министерстве труда и социального развития РС (Я) по г.Якутску. |
2005 -2006 гг. | Управление транспорта, ДЭПиЦ, МУП ЯПАП-1, НП "Союз автопредпри-ниматель" ГУ "Управление соцзащиты" |
|
3. Проведение обследования фактического проезда льготной категории граждан, пользующиеся ЕСП. |
1 раз в квартал | -"- |
III. Анализ рынка пассажирских перевозок на
территории МО "Город Якутск"
Надежная и эффективная работа городского и пригородного общественного транспорта является показателем социально-политической и экономической стабильности.
На 01.05.05 г. в МО "Город Якутск" действует 19 городских, 6 пригородных и 4 сезонных пассажирских маршрутов. За 2004 г. в городе Якутске и его пригороде по данным Статуправления перевезено пассажиров всего 48904 млн.человек, муниципальным автотранспортным предприятием - 12347 млн.чел., индивидуальными предпринимателями - 36557 млн.человек.
В настоящее время на территории МО "Город Якутск" маршрутные перевозки в городском и пригородном сообщениях осуществляют Муниципальное унитарное предприятие ЯПАП-1 по 17 городским и 6 пригородным маршрутам, кроме того, в летний период действуют 4 сезонных "дачных" маршрутов, а также 1 междугородний до г.Нерюнгри и 700 индивидуальных предпринимателей (получивших лицензий) объединенные в некоммерческое партнерство "Союзавтопредприниматель", работающих на городских маршрутах.
Согласно данных обследования Хабаровского государственного технического университета, при расчете числа подвижного состава принималось номинальная вместимость:
ЛиАЗ -677- 80 чел.
ПАЗ-672 (3205)- 37 чел.
В целом за сутки на городских маршрутах г.Якутска перевозиться в среднем 135936 чел. из них:
- муниципальным транспортом - 34.388 чел. (25%);
- коммерческим транспортом - 101.548 чел. (75%).
Пассажирооборот за сутки в среднем по городу составляет 448.164,1 пасс.км, из них:
- муниципального транспорта - 107.979,3 пасс.чел. (24%);
- коммерческого транспорта - 340.185,8 пасс.чел. (76%).
Средняя дальность поездки пассажиров составляет:
- на муниципальном транспорте - 3,14 км
- на коммерческом транспорте - 3,35 км.
Меньшая средняя дальность поездки на муниципальных автобусах объясняется тем что значительное число работает на маршрутах в центральной части города, где высокая сменяемость пассажиров.
В среднем за час перевозится 7552 пассажира. Коэффициент неравномерности пассажиропотока по часам суток в целом по городу составляет Кн - 2,2. На отдельных маршрутах он колеблется от 1,53 до 3,15.
Максимальный объем перевозок (час "пик") наблюдается с 8-9 ч. утра и составляет 16724 чел. или 12,3%. Затем с 10 утра до 18 часов пассажиропоток равномерно устойчивый. В это время перевозится 80846 пассажиров, что составляет 69,5% от суточного объема. Перевозка в поздние часы резко сокращается. С 18 до 24 часов перевозится 16605 чел. или 12,2%.
Все перевозки пассажиров в пригородном сообщении в г.Якутске осуществляется автобусами ЯПАП-1.
В целом за сутки на пригородных маршрутах перевозится в среднем 14152 чел. Пассажирооборот за сутки в среднем составляет 142940,44 пасс.км. Средняя дальность поездки пассажиров составляет 10.10 км.
Большая средняя дальность поездки на муниципальных автобусах объясняется тем, что значительное число работает на маршрутах большой протяженностью, со средней длиной перегона от 1,01 км до 1,82 км и сравнительно небольшой по сравнению с городскими маршрутами, сменяемостью пассажиров.
На пригородных маршрутах в среднем за час перевозится 884 человек.
Максимальный объем перевозок (час "ПИК") наблюдается с 7-8 ч.утра и с 17 до 18 часов вечера. Затем с 8 утра до 17 часов пассажиропоток равномерно устойчивый. Перевозка в поздние часы резко сокращается.
Итоги обследования в начале 2004 г. показали, что в среднем на городских маршрутах доля пассажиров, оплативших проезд составила 58%, а доля льготных пассажиров и пассажиров, имеющих проездной билет составила 42%.
На пригородных маршрутах доля пассажиров оплативших проезд 12%, доля льготных пассажиров и пассажиров, имеющих проездной билет 88%.
Полученные результаты обследования позволяют сделать следующие выводы:
1. На долю МУП ЯПАП-1 приходится 25% от общего объема перевозок на городских маршрутах, 75% объемов перевозок выполняют частные перевозчики.
2. Из общего объема перевозок МУП ЯПАП-1 только 58% приходится на пассажиров, оплачивающих проезд.
3. На маршрутах города работает избыточное количество автобусов, превышающее необходимое для обеспечения фактических потребностей населения в перевозках при сложившейся структуре парка подвижного состава. На пригородных маршрутах количество подвижного состава соответствует объемам и распределению пассажиропотоков по часам суток.
4. Сложившаяся маршрутная сеть города не оптимальна. Основной ее недостаток в том, что большая часть маршрутов проходит через центр города.
5. Необходимым условием для развития нормальной конкуренции при наличии перевозчиков разных форм собственности является создание одинаковых условий работы и соблюдения единых правил.
К сожалению, частному перевозчику правовая неразбериха и отсутствия надлежащего контроля позволяет нарушать акты и законы прямого действия, и в первую очередь, ФЗ РФ N 196 "О безопасности дорожного движения", в основу которого заложен приоритет жизни и здоровья пассажиров, а не экономическая выгода перевозчиков. В погоне за выгодой, частные перевозчики нарушают существующее расписание движения, скоростной режим на маршрутах, зачастую производят выполнение маршрутов без лицензии и договоров, грубо нарушают правила и технику безопасности движения.
Распределение объема перевозок по автобусным маршрутам
/--------------------------------------------------------------------
|N маршрута | Количество пассажиров | % |
|-----------+----------------------------------+--------------------|
| 101 | 1498 | 10,5 |
|-----------+----------------------------------+--------------------|
| 102 | 1395 | 9,8 |
|-----------+----------------------------------+--------------------|
| 103 | 3480 | 24,6 |
|-----------+----------------------------------+--------------------|
| 104 | 1582 | 11,2 |
|-----------+----------------------------------+--------------------|
| 105 | 372 | 2,7 |
|-----------+----------------------------------+--------------------|
| 109 | 5825 | 41,2 |
\-------------------------------------------------------------------/
IV. Регулирование маршрутной сети и расписания перевозок
Существующая маршрутная сеть не полностью соответствует предъявляемым требованиям:
1. Нет соответствующего единого органа, отвечающего за учет и допуск перевозчиков всех форм собственности осуществляющих автобусные пассажирские перевозки;
2. Не установлен порядок оформления и перечень нормативной документации:
- обоснование и разрешение на открытие маршрута;
- наличие всей лицензионной документации;
- обязательное наличие паспорта маршрута;
- утвержденное расписание движения по маршруту;
3. Не определен контролирующий орган и меры воздействия на деятельность перевозчиков, допускающих отклонения требований по перевозке пассажиров и регулярности движения автобусов по маршрутам.
В целях достижения целей соответствия маршрутной сети всем предъявляемым требованиям и повышения уровня безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров необходимо осуществить комплекс мероприятий:
1. Урегулировать маршрутную сеть городских, пригородных автобусных перевозок в г. Якутске.
2. Узаконить порядок открытия и формирования маршрутной автобусной сети всех видов перевозок.
3. Разработать положение о расписании движения автобусов.
4. Разработать и утвердить паспорта автобусных маршрутов.
5. Подготовить и узаконить положение по контролю регулирования пассажирских автобусных перевозок, принятие административных мер к перевозчикам, допускающим нарушения требований по обеспечению безопасной перевозки пассажиров.
Маршрутная сеть городского пассажирского автотранспорта г. Якутска
N маршрутов |
Наименование маршрута |
Протяженность маршрута |
Кол-во подвижного состава на линии (ПАЗ-3205) |
Время рейса (мин.) |
Время рейсо-оборо- та (мин.) |
Максимальное кол-во рейсов за смену на 1 автобус |
Расчетное количество подвижного состава |
|
Ком. | Мун. | |||||||
1 | ДСК-Тех. участок | 16,5 | 18 | 3 | 57 | 115 | 10 | 23 |
2 | Медцентр-32 школа Газпром | 18,4 | 30 | 3 | 63 | 130 | 10 | 26 |
3 | Гимеин-Аэропорт | 17,1 | 20 | 3 | 46 | 94 | 10 | 19 |
4 | Залог-Газпром | 13,5 | 25 | 3 | 47 | 96 | 12 | 20 |
5 | Гимеин-маг. "Полет" | 14,1 | 25 | 3 | 45 | 96 | 12 | 20 |
6 | Дом-инвалидов-СВХМ | 15 | 30 | 3 | 55 | 110 | 10 | 22 |
7 | 202 мкр.-Племхоз | 11,9 | 4 | 4 | 36 | 74 | 12 | 8 |
8 | Лонгинова-Речной порт | 8,5 | 21 | 3 | 35 | 72 | 14 | 15 |
9 | 202 мкр.-п/л З. Космодемьянской |
16,5 | 3 | 3 | 47 | 96 | 12 | 6 |
10 | 202 мкр.-Речевая школа | 14,4 | 3 | 3 | 38 | 78 | 12 | 6 |
11 | ДСК-Текки Одулока | 16,5 | 25 | 4 | 56 | 114 | 10 | 23 |
12 | ЯГРЭС-Борисовка | 13,7 | 40 | 3 | 51 | 104 | 9 | 21 |
13 | ДСК-Тепличное хозяйство | 16,7 | 20 | 3 | 57 | 114 | 8 | 23 |
14 | 202 мкр.-Институт Мерзлотоведения |
7,4 | 11 | 1 | 28 | 58 | 18 | 12 |
15 | Областная больница-М.Марха | 20,5 | 35 | 62 | 125 | 10 | 25 | |
16 | Медцентр-Техучасток | 16,5 | 18 | 45 | 94 | 10 | 18 | |
17 | Медцентр-Кирзавод | 22 | 28 | 3 | 64 | 130 | 10 | 26 |
18 | Металлобаза-Призывной пункт | 18 | 32 | 57 | 115 | 12 | 23 | |
19 | Институт Мерзлотоведения-Авторынок "Лера" |
12,5 | 25 | 45 | 95 | 12 | 19 | |
20 | Тепличное Хозяйство-Р.Зорге | 26,5 | 45 | 86 | 180 | 8 | 36 |
Распределение пассажиропотока по часам суток на городских маршрутах
/----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\ \
| N маршрута | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | 6-7 | 7-8 | 8-9 | 9-10 |10-11 | 11-12 | 12-13 |13-14 | 14-15 | 15-16 |16-17 | 17-18 | 18-19 | 19-20 | 20-21 | 21-22 | 22-23 | 23-24 | Всего |
|------------+-------+------+-----+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+--------+-------+-------+---------+--------+-----------|
| 101 | | 100 | 160 | 166 | 106 | 102 | 80 | 129 | 122 | 84 | 63 | 119 | 77 | 79 | 63 | 46 | 2 | | 1498 |
|------------+-------+------+-----+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+--------+-------+-------+---------+--------+-----------|
| 102 | 7 | 119 | 40 | 79 | 11 | 10 | | | 81 | 198 | 209 | 213 | 198 | 81 | 72 | 77 | | | 1395 |
|------------+-------+------+-----+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+--------+-------+-------+---------+--------+-----------|
| 103 | 74 | 261 | 283 | 255 | 209 | 247 | 278 | 284 | 271 | 233 | 241 | 223 | 235 | 226 | 92 | 68 | | | 3480 |
|------------+-------+------+-----+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+--------+-------+-------+---------+--------+-----------|
| 104 | 12 | 258 | 35 | 114 | 93 | 67 | 130 | 121 | 65 | 130 | 86 | 85 | 120 | 109 | 63 | 52 | 42 | | 1582 |
|------------+-------+------+-----+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+--------+-------+-------+---------+--------+-----------|
| 106 | | 123 | | 7 | 21 | 68 | | 27 | 68 | 58 | | | | | | | | | 372 |
|------------+-------+------+-----+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+------+-------+-------+--------+-------+-------+---------+--------+-----------|
| 109 | 86 | 433 | 648 | 265 | 350 | 461 | 395 | 361 | 291 | 449 | 532 | 487 | 507 | 252 | 211 | 97 | | | 5825 |
\----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
4.1. Контроль над регулированием перевозок пассажиров
В целях повышения безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров, укрепления транспортной дисциплины, культуры и качества обслуживания необходимо осуществить комплекс мероприятий, регламентирующих и позволяющих установить контроль над деятельностью участников перевозочного процесса.
К ним надо отнести следующие:
1. Необходимо разработать единые "Правила осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом в Республике Саха (Якутия), с привлечением специалистов в области автомобильных пассажирских перевозок, научных работников КГТУ. Постановлением Городского Собрания утвердить единые "Правила :", требования которых должны быть обязательны для всех перевозчиков независимо от формы собственности, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров.
2. Необходимо с привлечением специалистов в области автомобильных перевозок и научных работников КГТУ разработать и утвердить стандарты транспортной обеспеченности маршрутов, в которых должны быть по каждому маршруту определены:
- типы используемых транспортных средств и их предельный возраст;
- предельно допустимые интервалы движения транспортных средств;
- предельно необходимое количество выполняемых рейсов, которое определяется на основании сложившегося пассажиропотока.
3. Необходимо разработать и утвердить Постановление Правительства РС (Я) о порядке допуска перевозчиков на маршрутную сеть, для осуществления регулярных перевозок пассажиров.
4. Признать автомобильный пассажирский транспорт в г. Якутске сектором с особыми условиями правового регулирования, в котором на принципе свободной конкуренции должны быть наложены разумные ограничения. При этом конкуренция на самом маршруте должна заменяться конкуренцией перевозчиков на конкурсе за право работать на этом маршруте. Заказчик перевозок должен получить возможность заключать с перевозчиками на конкурсной основе долгосрочные контракты на выполнение перевозок по маршрутной сети. При этом перевозчики, не имеющие такого контракта, на маршруты допускаться не должны. Это позволит гарантировать пассажирам социально приемлемые тарифы, выполнение расписаний движения и перевозки комфортабельными автобусами на полноценной маршрутной сети.
Именно в таком подходе могут быть заложены основы добросовестной конкуренции среди перевозчиков.
5. Установить механизм контроля над исполнением перевозчиками законов, правил, стандартов, нормативов и принятых договорных обязательств, а также механизма привлечения нарушителей транспортной дисциплины к ответственности.
На городских, пригородных перевозках с каждым годом увеличивается количество перевозчиков частной формы собственности, которые не располагают необходимым имуществом, подготовленных специалистов для выполнения квалификационных требований по допуску владельцев транспортных средств к осуществлению перевозок пассажиров.
Частного перевозчика защищает антимонопольное законодательство и закон о предпринимательской деятельности, но никто не контролирует его деятельность.
В Постановлении Правительства Российской Федерации N 184 от 7 апреля 2004 г. определены функции транспортной инспекции по контролю и надзору за исполнением органами власти, юридическими лицами и гражданских общехозяйственных правил поведения.
Согласно, указанного постановления, транспортная инспекция не может выполнять хозяйственные функции.
Органы государственной инспекции безопасности дорожного движения имеют свои задачи и не могут постоянно контролировать технологический процесс по перевозке пассажиров.
В данном случае функции контроля и сопровождение перевозочного процесса обязан выполнять организатор перевозок. И такие структуры необходимо организовать для городских и пригородных перевозок в каждом муниципальном образовании.
Для борьбы с нарушителями правил пассажирских перевозок необходимо при организаторе перевозок утвердить контрольно-ревизорские службы, уполномоченные составлять протоколы по выявленным нарушениям и передавать материалы в комиссию при администрации города для привлечения нарушителей к ответственности согласно Кодексу РФ "Об административных правонарушениях".
На основании вышеуказанного, требуется инициатива и огромная работа прежде всего Правительства РС (Я) в частности Министерства транспорта и связи Республики.
В связи с передачей полномочий в органы местного самоуправления согласно N 131 ФЗ следует организовать в мэрии г. Якутска структуру по контролю и сопровождению перевозочного процесса в г. Якутске.
На первом этапе реализации данной Программы необходимо создать Единую диспетчерскую службу, которая даст возможность осуществлять постоянный контроль за работой общественного пассажирского транспорта. Предлагается внедрить в городе автоматизированную радионавигационную систему диспетчерского управления и контроля за работой городского пассажирского транспорта, представленную Московским Научно-производственным предприятием "Транснавигация".
После создания в городе Единой диспетчерской службы - реорганизация Управления транспорта и связи в Управление по организации пассажирских перевозок с соответствующим штатным расписанием.
V. Формирование тарифов на пассажирские перевозки
Постановлением Правительства РС (Я) от 26 декабря 2002 г. N 655 были переданы полномочия по регулированию тарифов на пассажирские перевозки на муниципальном транспорте местным органам самоуправления.
Тарифы на пассажирские перевозки, осуществляющие коммерческим транспортом утверждает РЭК Госкомцен РС (Я).
(руб.)
N |
Тарифы |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
% роста | |
2005г. к 2001г. |
2005г. к 2004г. |
|||||||
1. | Якутск | 3 | 4 | 6 | 6 | 8 | 2,7 р. | 33,0 |
2. | Якутск-Табага | 11-20 | 20-50 | 31-00 | 31-00 | 39-00 | 3.5 р. | 25,8 |
3. | Якутск-Маган | 9-80 | 16-00 | 24-00 | 24-00 | 30-00 | 3.1 р. | 25.0 |
4. | Якутск-Хатассы | 6-90 | 11-50 | 17-50 | 17-50 | 22-00 | 3.2 р. | 25.7 |
5. | Якутск-Кангалассы | 15-00 | 23-50 | 35-00 | 35-00 | 44-00 | 3,0 р. | 25,7 |
6. | Якутск-Кильдямцы | 13-60 | 22-00 | 31-00 | 31-00 | 39-00 | 2,9 р. | 25,8 |
7. | Якутск-Жатай (Захаровка) |
7-60 | 13-00 | 20-00 | 20-00 | 25-00 | 3,3 р. | 25,0 |
8. | Якутск-Кирзавод | 6-00 | 7-00 | 11-00 | 11-00 | - | - | - |
9. | Дачные маршруты | 8-00 | 12-00 | 12-00 | 15-00 | 25,0 |
На сегодняшний день применяется временная методика определения расчетных тарифов на перевозки пассажиров в городском, пригородном и местном сообщениях и порядок работы по ним с предприятиями всех видов транспорта.
Данная методика имеет следующие недостатки:
- в себестоимость перевозок не включена инвестиционная составляющая;
- в себестоимость перевозок не включены расходы на оплату услуг, предоставляемые линейными сооружениями (автовокзал);
- при определении размера компенсации убытков будущих периодов принимаются для расчетов фактические расходы по себестоимости, а не нормативные.
В связи с тем, что уровень проездной платы определяется с учетом не только интересов перевозчиков но и учитывая интересы пассажиров (население), а также в связи с тем, что изменение уровня тарифов на проезд производится только при наличии объективных предпосылок и не более одного раза в год, постоянно занижается уровень доходов автотранспортного предприятия выполнивших фактическую работу по перевозке пассажиров.
Так как отмеченные недостатки носят постоянный, хронический характер, подтверждает необходимость о внесении предложения в Правительство РС (Я) по утверждению Методики формирования расчетных тарифов для предприятий отрасли, включив в расчеты инвестиционную составляющую, отчисления на линейное сооружение и определить нормативные затраты для компенсации убытков перевозчиков.
"Диаграмма"
Динамика изменения стоимости проездных билетов по городским
и пригородным маршрутам за период 2002-2005 гг. МУП ЯПАП-1
N | До 2003 г. | с 01.03.2003 г. | с 01.01.2005 г. | |||||||||||||||||||
Виды проездных билетов |
Кол-во поездок |
Действ тариф |
Ст-ть 100% |
Установлен-ная льгота % |
Стоимость проездного |
Кол-во поездок |
Действ-й тариф |
Ст-ть 100% |
Установлен-ная льгота % |
Стоимость проездного |
Кол-во поездок |
Действ тариф |
Ст-ть 100% |
Установлен-ная льгота % |
Стоимость проездного | |||||||
работ- никам |
студентам | работ- никам |
студентам | работм | сту-ден- там |
работ-м | студен- там |
работм | студен- там |
работникам | студентам | |||||||||||
ГОРОД ЯКУТСК |
||||||||||||||||||||||
1 | Для организаций |
125 | 4 | 500 | 30 | 30 | 350 | 350 | 125 | 6 | 750 | 30 | 30 | 525 | 525 | 50 | 8 | 400 | 0 | 0 | нет | нет |
2 | Общего пользования |
120 | 4 | 480 | 48 | 48 | 250 | 250 | 120 | 6 | 720 | 30 | 30 | 504 | 504 | 50 | 8 | 400 | 0 | 0 | нет | нет |
3 | Студенческий | 100 | 4 | 400 | 57,5 | 57,5 | 170 | 170 | 100 | 6 | 600 | 30 | 30 | 420 | 420 | 50 | 8 | 400 | 0 | 0 | нет | нет |
4 | Для нераб. пенсион. и матерей-оди- ночек |
100 | 4 | 400 | 77,5 | 77,5 | 90 | 90 | 100 | 6 | 600 | 50 | 50 | 300 | 300 | 50 | 8 | 400 | 0 | 0 | нет | нет |
5 | Ученический | 50 | 4 | 200 | 65 | 65 | 70 | 70 | 50 | 6 | 300 | 50 | 50 | 150 | 150 | 50 | 8 | 400 | 0 | 0 | нет | нет |
ПРИГОРОДЫ |
||||||||||||||||||||||
1 | Хатассы | 50 | 11,5 | 575 | 40 | 65 | 345 | 200 | 50 | 17,5 | 875 | 30 | 50 | 612 | 435 | 50 | 22 | 1100 | 0 | 0 | нет | нет |
2 | Табага | 50 | 20,5 | 1025 | 40 | 65 | 615 | 360 | 50 | 31 | 1550 | 30 | 50 | 1085 | 775 | 50 | 39 | 1950 | 0 | 0 | нет | нет |
3 | Кангалассы | 50 | 23,5 | 1175 | 40 | 65 | 705 | 410 | 50 | 35 | 1750 | 30 | 50 | 1225 | 875 | 50 | 44 | 2200 | 0 | 0 | нет | нет |
4 | Кильдямцы | 50 | 20,5 | 1025 | 40 | 65 | 660 | 385 | 50 | 31 | 1550 | 30 | 50 | 1086 | 776 | 50 | 39 | 1950 | 0 | 0 | нет | нет |
5 | Кирзавод | 50 | 7 | 350 | 40 | 65 | 220 | 130 | 50 | 11 | 550 | 30 | 50 | 385 | 275 | |||||||
6 | Маган | 50 | 16 | 800 | 40 | 65 | 480 | 280 | 50 | 24 | 1200 | 30 | 50 | 840 | 600 | 50 | 30 | 1500 | 0 | 0 | нет | нет |
7 | Жатай | 50 | 13 | 650 | 40 | 65 | 390 | 230 | 50 | 20 | 1000 | 30 | 50 | 700 | 500 | 50 | 25 | 1250 | 0 | 0 | нет | нет |
8 | Б.Марха | 50 | 5,5 | 275 | 40 | 65 | 170 | 100 | 50 | 8,8 | 440 | 30 | 50 | 310 | 220 | 50 | 11 | 550 | 0 | 0 | нет | нет |
9 | М.Марха | 50 | 8,5 | 425 | 40 | 65 | 255 | 150 | 50 | 13 | 650 | 30 | 50 | 455 | 325 | 50 | 17 | 850 | 0 | 0 | нет | нет |
10 | Тулагино | 50 | 16 | 800 | 40 | 65 | 455 | 265 | 50 | 24 | 1200 | 30 | 50 | 841 | 601 | 50 | 30 | 1500 | 0 | 0 | нет | нет |
11 | Жатай-Канга- лассы |
50 | 19,5 | 975 | 40 | 65 | 585 | 340 | 50 | 29 | 1450 | 30 | 50 | 1015 | 725 | 50 | 36 | 1800 | 0 | 0 | нет | нет |
12 | Жатай-Б.Мар- ха |
50 | 9 | 450 | 40 | 65 | 270 | 160 | 50 | 13,5 | 675 | 30 | 50 | 472 | 337 | 50 | 17 | 850 | 0 | 0 | нет | нет |
13 | Кирзавод-ДС- Р-Жатай |
50 | 20 | 1000 | 40 | 65 | 0 | 350 | 50 | 30 | 1500 | 30 | 50 | 0 | 750 | 50 | 11 | 550 | 0 | 0 | нет | нет |
14 | Якутск-Газо- провод |
50 | 5,5 | 275 | 40 | 65 | 180 | 95 | 50 | 8,8 | 440 | 30 | 50 | 308 | 220 | |||||||
15 | Жатай- М.Марха |
50 | 6 | 300 | 40 | 65 | 0 | 105 | 50 | 9 | 450 | 30 | 50 | 0 | 225 | |||||||
16 | Маган-ДСР | 50 | 16 | 800 | 40 | 65 | 0 | 280 | 50 | 24 | 1200 | 30 | 50 | 0 | 603 | |||||||
17 | Кирзавод- Газопровод |
50 | 3 | 150 | 40 | 65 | 0 | 90 | 50 | 4,5 | 225 | 30 | 50 | 0 | 112 | |||||||
18 | Владимировка | 50 | 11,5 | 575 | 40 | 65 | 346 | 205 | 50 | 17,5 | 875 | 30 | 50 | 610 | 437 | 50 | 22 | 1100 | 0 | 0 | нет | нет |
19 | Тулагино- пер. Жатай |
50 | 40 | 65 | 0 | 135 | 50 | 0 | 30 | 50 | 0 | 205 | 50 | 14 | 700 | 0 | 0 | нет | нет |
Примечание: в связи с отсутствием возмещения выпадающих доходов от продажи льготных проездных билетов, с 1 января 2005 г. необходимость в них отпала.
VI. Финансовое обеспечение программы
"Развитие общественного пассажирского транспорта г. Якутска
на 2005-2006 гг."
тысяч рублей
N |
Наименование мероприятия |
Местный бюджет | Собственные средства предприятий |
Привлеченные средства 2006г. |
Всего |
||
2005г. | 2006г. | 2005г. | 2006г. | ||||
1. | Мероприятия по акциони-рованию МУП ЯПАП-1 |
6000 | 8000 | - | - | - | 14000 |
2. | Приобретение бортового оборудования при создании ЕДС |
- | - | 2329 | - | - | 2329 |
3. | Приобретение и установка автоматизированной радио-навигационной системы дис-петчерского управления и контроля за работой город-ского пассажирского тран-спорта |
3900 | - | - | - | - | 3900 |
4. | Содержание штата "ЕДС" | - | - | - | 4634,3 | - | 4634,3 |
5. | Приобретение подвижного состава | - | - | - | - | 100000 | 100000 |
6. | Создание сервисного ремон-тного обслуживания |
- | - | - | 10000 | 10000 | |
7. | Устройство конечных остановок | - | 2000,0 | - | - | - | 2000,0 |
Всего: | 9900 | 10000 | 2329 | 4635 | 110000 | ||
Итого: | 19900 | 6964 | 136864 |
VII. Социально-экономический эффект от реализации программы
В данной Программе перечислены основные проблемные вопросы такие как:
- отсутствие со стороны органов государственной власти последовательной политики в отношении автотранспортных пассажирских перевозок в республике;
- наличие на рынке большого числа перевозчиков и, как следствие, наличие на рынке жесткой, а порой и недобросовестной конкуренции. Перенасыщение рынка перевозчиками, зачастую недобросовестными, ставит в прямую зависимость уровень безопасности пассажирских перевозок;
- отсутствие идеологии регулирования маршрутной сети города и порядка согласования расписаний движения автобусов на маршрутах;
- отсутствие единых правил поведения участников рынка пассажирских перевозок.
Предложенные в Программе пути решения проблем потребуют от мэрии г.Якутска провести комплекс мероприятий направленных на выполнение обозначенных задач.
Это в первую очередь:
- приложить все усилия по совершенству законодательно-правовой и нормативной базы, регулирующей направления автотранспортной деятельности;
- наладить добросовестную конкуренцию на рынке перевозок;
- создать оптимальную структуру управления пассажирскими перевозками.
- принять неотложные меры по утверждению ряда нормативных документов по созданию оптимальной маршрутной сети города, ее регулированию, установлению единых правил согласования расписаний движений автобусов.
Кроме того, создание службы контроля над осуществлением пассажирских перевозок позволит установить порядок в отрасли:
- реализовать меры, направленные на обеспечение безопасности пассажирских перевозок, это в первую очередь обновление подвижного состава, выбор перевозчика на конкурсной основе и оптимизация маршрутной сети;
- обеспечить рентабельную и устойчивую производственную и финансово-хозяйственную деятельность муниципального предприятия;
- обеспечить формирование тарифов на пассажирские перевозки с учетом интересов не только населения но и перевозчика. Эффективным представляется реализация идеи обновления методики формирования тарифов на пассажирские перевозки.
Реализация муниципальной программы "Развитие общественного транспорта в 2005-2006 гг." повысит эффективность управления, регулирования и контроля за деятельностью общественного транспорта в городе.
Удовлетворение потребности граждан города в качественных транспортных услугах и достижение устойчивой работы пассажирского автомобильного транспорта путем возобновления пассажирских перевозок автобусами большой вместимости.
Социальным эффектом реализации Программы является создание дополнительных рабочих мест и привлечение квалификационных кадров в результате выполнения работ по созданию нового сервисного обслуживания автобусов "ПАЗ", пополнения подвижного состава на транспорте, восстановления и ремонта существующего транспортного парка ЯПАП-1, осуществляющего пассажирские перевозки.
Поэтапное пополнение и восстановление подвижного состава ЯПАП-1 повысит экономическую эффективность их деятельности, сократит потери в результате вынужденных простоев, улучшит качество и безопасность пассажироперевозок.
Осуществление Программы повышает бюджетную эффективность поскольку расширение сферы деятельности по оказанию транспортных услуг и сервисного обслуживания создаст дополнительное товарно-денежное обращение в экономике МО "Город Якутск", увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
VIII. Контроль за реализацией программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет Управление транспорта и связи мэрии г. Якутска. Исполнители мероприятий Программы несут ответственность за правильное и своевременное выполнение мероприятий, рационального использование выделенных на их реализацию финансовых средств.
Ежегодно в установленном порядке мэрия г.Якутска предоставляет отчет о ходе реализации данной Программы на Городское Собрание депутатов г.Якутска.
И.о. руководителя Аппарата Городского
Собрания депутатов г. Якутска |
А.А. Филиппов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Городского Собрания депутатов г. Якутска от 7 июня 2005 г. ПГС-34-3 "Об утверждении муниципальной целевой Программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.