Постановление Правительства Республики Саха (Якутия)
от 30 июня 2005 г. N 393
"Об утверждении Методики расчета платежеспособности бюджета
Республики Саха (Якутия)"
Информация об утрате силы настоящего документа содержится в документе:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2006 г. N 269
Во исполнение Программы реформирования региональных финансов Республики Саха (Якутия), утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2004 г. N 548, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Методику расчета платежеспособности бюджета Республики Саха (Якутия).
2. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) использовать данную Методику при привлечении новых долговых обязательств.
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
Е. Борисов |
Методика
расчета платежеспособности бюджета Республики Саха (Якутия)
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 30 июня 2005 г. N 393)
1. Общие положения
Настоящая Методика разработана в целях повышения эффективности управления государственным долгом Республики Саха (Якутия), обеспечения Правительства Республики Саха (Якутия) агрегированной информацией, позволяющей в максимально возможной мере оценить влияние тех или решений на состояние государственных финансов, а также для осуществления мониторинга соблюдения Республикой Саха (Якутия) требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Настоящая Методика расчета платежеспособности бюджета разработана с использованием Методики оценки финансового положения и качества управления финансами, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 223.
Разработанная Методика носит полностью формализованный характер. Основным достоинством такого подхода является простота расчета платежеспособности бюджета и возможность оперативно оценивать способность Республики Саха (Якутия) выполнять свои долговые обязательства.
В основе Методики лежит система индикаторов, отражающих отдельные факторы финансового положения Республики Саха (Якутия).
В качестве исходных данных для проведения расчета используются официальные статистические данные, финансовая отчетность об исполнении бюджета Республики Саха (Якутия), а также данные по долговым обязательствам, составляющим государственный долг Республики Саха (Якутия).
2. Описание расчетов
Индикаторы оценки финансового положения Республики Саха (Якутия) отражают ключевые факторы платежеспособности, которые определяют текущее финансовое состояние и потенциальные финансовые возможности, а также устойчивость к воздействию негативных внешних факторов.
Индикаторы сгруппированы по следующим направлениям:
экономика;
финансовая гибкость;
долговая нагрузка;
выполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации;
финансовая политика.
В рамках направления "Экономика" рассчитываются 3 (три) индикатора. Исходными данными для расчетов индикаторов являются официальные статистические данные по Республике Саха (Якутия).
В рамках направления "Финансовая гибкость" рассчитываются 5 (пять) индикаторов. Исходными данными для расчетов индикаторов является финансовая отчетность об исполнении бюджета Республики Саха (Якутия).
В рамках направления "Долговая нагрузка" рассчитываются 4 (четыре) индикатора. Исходными данными для расчетов индикаторов являются финансовая отчетность об исполнении бюджета Республики Саха (Якутия), а также данные по долговым обязательствам, составляющим государственный долг Республики Саха (Якутия).
В рамках направления "Выполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации" рассчитываются 4 (четыре) индикатора. Исходными данными для расчетов индикаторов являются финансовая отчетность об исполнении бюджета Республики Саха (Якутия), а также данные по долговым обязательствам, составляющим государственный долг Республики Саха (Якутия).
В рамках направления "Финансовая политика" рассчитываются 2 (два) индикатора. Исходными данными для расчетов индикаторов является финансовая отчетность об исполнении бюджета Республики Саха (Якутия).
Для каждого индикатора установлены одно или два критических значения. В случае, если значение индикатора (V) находится за пределами критического значения максимального риска неплатежеспособности (Vmin), то значение оценки индикатора (М) равно 0. Если значение индикатора находится за пределами критического значения минимального риска неплатежеспособности (Vmax), то значение оценки индикатора (М) равно 1.
Если значение индикатора лежит в интервале между двумя критическими значениями, то по данному индикатору присваивается оценка в пределах от 0 до 1.
Оценка по индикатору рассчитывается по формуле:
Мi = (Vi - Vmin)/(Vmax - Vmin), где
Мi - оценка по индикатору i;
Vi - фактическое значение индикатора i;
Vmin - критическое значение индикатора i, соответствующее максимальному риску неплатежеспособности;
Vmax - критическое значение индикатора i, соответствующее минимальному риску неплатежеспособности.
В случае, если индикатор имеет только одно критическое значение, оценке по данному индикатору присваивается либо наивысшее значение, равное 1 (если фактическое значение индикатора находится в области минимального риска неплатежеспособности), либо наихудшее значение, равное 0 (если фактическое значение индикатора находится в области максимального риска неплатежеспособности).
3. Оценка финансового положения
Оценка финансового положения измеряется в баллах. Максимально возможная величина финансового положения составляет 10 баллов.
Для индикаторов установлены различные веса относительной значимости. Различия в величинах весов обусловлены разной степенью влияния отражаемых индикаторами факторов на общий уровень финансового положения.
Итоговая оценка финансового положения определяется суммой произведений оценок по всем индикаторам на соответствующие им веса относительной значимости индикаторов (W) по следующей формуле:
P = (Mi * Wi), где
P - комплексная оценка финансового положения Республики Саха (Якутия);
Mi - оценка по индикатору i;
Wi - удельный вес i-го индикатора.
Ниже представлен сводный перечень индикаторов оценки финансового положения Республики Саха (Якутия) (таблица 1).
Таблица 1.
Перечень индикаторов и веса индикаторов оценки финансового положения
Республики Саха (Якутия)
N п/ п |
Наименование индикатора |
Удельный вес индикатора |
Экономика | ||
1 | Обеспеченность расходов населения доходами | 0,300 |
2 | Динамика реальных денежных доходов населения | 0,300 |
3 | Динамика реального объема промышленного производства за последние три года |
0,640 |
Финансовая гибкость | ||
4 | Доля первоочередных расходов в расходах бюджета | 1,280 |
5 | Доля капитальных вложений в расходах бюджета за последние три года |
0,215 |
6 | Зависимость бюджета от финансовой помощи | 0,850 |
7 | Соотношение роста доходов и текущих расходов бюджета за последние три года |
0,430 |
8 | Объем кредиторской задолженности бюджетных учреждений |
0,850 |
Долговая нагрузка | ||
9 | Отношение долга без учета государственных гарантий к доходам бюджета |
0,850 |
10 | Отношение краткосрочного (до 1 года) долга к доходам бюджета |
0,640 |
11 | Отношение объема выданных государственных гарантий к доходам бюджета |
0,215 |
12 | Отсутствие просроченных долговых обязательств | 0,430 |
Выполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации |
||
13 | Соблюдение ограничения текущих расходов бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
0,430 |
14 | Соблюдение ограничения дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
0,430 |
15 | Соблюдение ограничения на объем государственного долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
0,430 |
16 | Соблюдение ограничения расходов на обслуживание долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
0,430 |
Финансовая политика | ||
17 | Отношение дефицита к доходам бюджета | 0,430 |
18 | Отношение прироста недоимки по налоговым платежам в бюджет к налоговым доходам бюджета |
0,850 |
Критические значения каждого индикатора и формулы расчета значения индикаторов приведены в таблице 2.
Таблица 2
Значения и формулы расчета индикаторов оценки финансового положения
Республики Саха (Якутия)
N | Индикаторы | Формула расчета значения индикатора |
Минимальный риск неплатежеспособ- ности |
Максимальный риск неплатеже- способности |
Пояснение | ||
Экономика | |||||||
1. | Обеспеченность расходов населения доходами |
V = A/B A - среднедушевые денежные доходы В - стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг |
300% | 100% | Индикатор отражает уровень жинзи населения, определяющий различия в потребности расходов бюджета на социальную политику. Чем ниже уровень доходов граждан, тем население испытывает большую потребность в социальных расходах, что оказывает дополнительное давление на бюджет. |
||
2. | Динамика реальных денежных доходов населения |
V = A А - индекс реальных денежных доходов населения |
110% | 95% | Динамика денежных доходов населения отражает перспективы роста региональной экономики в краткосрочном периоде. Рост реальных денежных доходов населения свидетельствует о позитивной динамике в региональной экономике и является дополнительным фактором роста экономики в связи с последующим ростом потребительских расходов и (или) сбережений. Падение реальных денежных доходов населения приводит к сужению потребительского спроса, что, в свою очередь, обуславливает снижение налоговых доходов и ухудшение сбалансированности бюджета. |
||
3. | Динамика реального объема промышленного производства за последние три года |
V = An * An-1 * An-2 A - индекс физического объема промышленной продукции n - отчетный год |
120% | 100% | Промышленность определяет тенденцию развития региональной экономики в целом, как ключевая отрасль эколномики. Высокий рост промышленного производства по итогам отчетных трех лет свидетельствует о позитивной тенденции роста региональной экономики в целом в среднесрочном периоде. Сопутствующее экономическому росту расширение налоговой базы позволяет увеличивать доходы бюджета без повышения налоговой нагрузки на экономику. |
||
Финансовая гибкость | |||||||
4. | Доля первоочередных расходов в расходах бюджета |
V = (A + B + C)/ D А - расходы бюджета на оплату труда и начисления на оплату труда; В - расходы бюджета на обслуживание долга; С - расходы бюджета на выплату трансфертов населению; D - всего расходов бюджета с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением средств Федерального фонда компенсаций |
20% | 70% | Значительная доля первоочередных расходов свидетельствует о недостаточной финансовой гибкости. В случае сокращения доходов бюджета необходимо будет решать: снижать общий объем расходов на оплату труда и социальные выплаты или реструктурировать долговые обязательства. |
||
5. | Доля капитальных вложений в расходах бюджета за последние три года |
V = (An-2/Bn-2 + An-1/Bn-1 + An/Bn)/3 A - капитальные вложения за счет бюджета (включая целевые бюджетные фонды); В - всего расходов бюджета с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением средств Федерального фонда компенсаций; n - последний отчетный год |
15% | 5% | Данный индикатор отслеживает долю расходов, которые в случае необходимости могут быть сокращены, причем наименее болезненно по отношению к объему и качеству предоставляемых бюджетных услуг. Большая доля капитальных расходов свидетельствует о финансовой гибкости и отражает возможность значительного сокращения расходов в случае возникновения такой потребности. |
||
6. | Зависимость бюджета от финансовой помощи |
V = A/B А - доходы бюджета от безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней, за исключением средств Федерального фонда компенсаций; В - всего доходов бюджета, за исключением средств Федерального фонда компенсаций |
5% | 40% | Данный индикатор характеризует зависимость доходов бюджета от финансовой помощи. Чем выше значение данного индикатора, тем выше риск, связанный с возможным выпадением доходов в результате уменьшения финансовой помощи, что может негативно сказаться на сбалансированности бюджета и способности обслуживать долговые обязательства. |
||
7. | Соотношение роста доходов и текущих расходов бюджета за последние три года |
V = (Bn * An-2)/(An * Bn-2) А - всего доходов бюджета, за исключением средств Федерального фонда компенсаций; В - текущие расходы бюджета с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением средств Федерального фонда компенсаций; n - последний отчетный год |
100% | 105% | Данный индикатор отражает соотношение роста доходов и текущих расходов бюджета. Рост текущих расходов бюджета, не превышающих роста доходов бюджета, свидетельствует о консервативной финансовой политике, основанной на ограничении и контроле уровня текущих расходов. Если же текущие расходы бюджета растут быстрее доходов бюджета, то такая тенденция приводит к ухудшению сбалансированности бюджета, что негативно сказывается на способности обслуживать долговые обязательства. |
||
8. | Объем кредиторской задолженности бюджетных учреждений |
V = A/B A - кредиторская задолженность бюджетных учреждений на конец года; В - объем расходов бюджета, за исключением средств Федерального фонда компенсаций |
0% | 5% | Возникновение кредиторской задолженности свидетельствует о низком качестве управления финансами в бюджетных учреждениях или о неадекватном финансировании бюджетных учреждений. Распределение финансовых ресурсов в ходе бюджетного процесса призвано обеспечить максимальную эффективность расходов бюджета для населения. Достигаемая в ходе бюджетного процесса эффективность распределения расходов искажается при росте просроченной кредиторской задолженности из-за несоответствия фактического объема расходов утвержденному Законом о бюджете. |
||
Долговая нагрузка | |||||||
9. | Отношение долга без учета государствен- ных гарантий к доходам бюджета |
V = A/B А - государственный долг Республики Саха (Якутия) за вычетом государственных гарантий на конец года; В - всего доходов бюджета без учета средств Федерального фонда компенсаций |
25% | 50% | Для расчета значения данного индикатора учитывается сумма долговых обязательств, включающая долг без учета процентных платежей. Чем выше уровень долговой нагрузки, тем выше риск невыполнения долговых обязательств. |
||
10. | Отношение краткосрочного (до 1 года) долга к доходам бюджета |
V = A/B А - объем краткосрочного (до 1 года) государственного долга Республики Саха (Якутия) на конец года; В - всего доходов бюджета без учета средств Федерального фонда компенсаций |
10% | 20% | Данный индикатор отражает структуру государственного долга по срочности долга. Большая доля краткосрочных обязательств свидетельствует о высокой зависимости от рефинансирования долга, что в совокупности со значительной долговой нагрузкой угрожает стабильности государственных финансов. В случае неспособности рефинансировать долг с помощью новых заимствований ситуация с ликвидностью резко ухудшается в связи с необходимостью погашения всех краткосрочных обязательств за счет внутреннего финансирования в полном объеме. В случае нехватки внутренних резервов может быть объявлен дефолт. При одинаковых объемах долга и доходов бюджета риск становится значительно выше, если основной объем долга должен быть погашен в пределах ближайшего года. |
||
11. | Отношение объема выданных государствен- ных гарантий к доходам бюджета |
V = A/B А - объем государственных гарантий на конец года; В - всего доходов бюджета без учета средств Федерального фонда компенсаций |
15% | 30% | Гарантии являются менее рискованным видом долговых обязательств в связи с тем, что выплаты по гарантиям могут не наступить, если заемщик, получивший гарантию, самостоятельно исполнит свои обязательства перед кредитором. Поэтому обязательства по гарантиям оцениваются как отдельный фактор платежеспособности. Чем выше объем выданных гарантий по отношению к доходам бюджета, тем выше потенциальный объем выплат в случае неспособности получателя гарантии самостоятельно обслуживать свои обязательства. |
||
12. | Отсутствие просроченных долговых обязательств |
V = A/B А - просроченная задолженность на конец года; В - объем доходов бюджета за последний отчетный год |
0% | 0,50% | Данный индикатор отражает факты неисполнения своих обязательств перед кредиторами и накладывает сильный отпечаток на платежеспособность. |
||
Выполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации | |||||||
13. | Соблюдение ограничения текущих расходов бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
V = A/B А - текущие расходы бюджета с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением Федерального фонда компенсаций; В - всего доходов бюджета без учета средств Федерального фонда компенсаций |
100% | - | Данный индикатор отражает соблюдение требования, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации текущие расходы бюджета не могут превышать доходов бюджета. |
||
14. | Соблюдение ограничения дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
V = (A-С)/B А - дефицит бюджета; С - поступления от продажи имущества В - всего доходов бюджета без учета безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней |
-15% | - | Данный индикатор отражает соблюдение требования по ограничению дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации дефицит бюджета не может превышать 15% доходов бюджета без учета средств финансовой помощи из федерального бюджета и средств Федерального фонда компенсаций. |
||
15. | Соблюдение ограничения на объем государствен- ного долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
V = A/B А - объем государственного долга; В - всего доходов бюджета без учета безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней |
100% | - | Данный индикатор отражает соблюдение требования к объему государственного долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации объем долга не может превышать объем доходов бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и средств Федерального фонда компенсаций. |
||
16. | Соблюдение ограничения расходов на обслуживание долга, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации |
V = A/B А - расходы на обслуживание государственного долга; В - всего расходов бюджета |
100% | - |
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает ограничения для расходов на обслуживание долга. Данный индикатор отражает соблюдение требования Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым расходы на обслуживание долга ограничиваются 15% расходов бюджета. |
||
Финансовая политика | |||||||
17. | Отношение дефицита к доходам бюджета |
V = (A - B)/А А - всего доходов бюджета без учета средств Федерального фонда компенсаций; В - всего расходов бюджета с учетом прироста кредиторской задолженности, за исключением средств Федерального фонда компенсаций; |
0% | -10% | Данный индикатор отражает сбалансированность бюджета. Он характеризует возможность финансирования всех текущих и капитальных расходов бюджета за счет имеющихся доходов без увеличения объема заимствований. |
||
18. | Отношение прироста недоимки по налоговым платежам в бюджет к налоговым доходам бюджета |
V =А/В А - прирост недоимки по региональным, местным налогам и налогу на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в государственный (республиканский) бюджет; В - объем налоговых доходов бюджета, включая налоговые доходы, поступающие в целевые бюджетные фонды |
0% | 10% | Данный показатель рассчитывается как отношение изменения недоимки по налогам к налоговым доходам бюджета за последний отчетный год. С помошью этого базового индикатора оценивается собираемость налогов. Чем выше отношение прироста недоимки к поступившим в бюджет налоговым доходам за отчетный период, тем выше риск осложнения ситуации с ликвидностью из-за недостатка свободных денежных средств для своевременных выплат на обслуживание и погашение долга. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 г. N 393 "Об утверждении Методики расчета платежеспособности бюджета Республики Саха (Якутия)"
Текст постановления опубликован в приложении "Якутские ведомости" от 23 августа 2005 г. N 42
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2006 г. N 269 настоящий документ признан утратившим силу