Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Городского
Собрания депутатов г. Якутска
от 26 декабря 2003 г. ПГС-12-3
Программа
содействия занятости населения г. Якутска на 2004 - 2006 гг.
Содержание
7. Приложения
Паспорт
программы содействия занятости населения г. Якутска на 2004 - 2006 гг.
Наименование Программы: | Программа содействия занятости населения г. Якутска на 2004 г. |
Наименование, дата и номер принятия решения о разработке программы |
Закон РФ "О занятости населения в РФ" Распоряжение мэра г. Якутска N 941 от 23.09.03 |
Государственный заказчик Программы |
Мэрия г. Якутска, Департамент ФГСЗН по РС (Я) |
Государственный координатор Программы |
Мэрия г.Якутска, Координационный совет содействия занятости населения. |
Основной разработчик программы |
Центр занятости населения г. Якутска |
Цели и задачи Программы: | Цель: реализация мер, направленных на активизацию политики занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан. Задачи: 1. Содействие в трудоустройстве ищущих работу граждан; 2. организация и проведение профориентации и профессионального обучения незанятого населения и безработных граждан; 3. увеличение масштабов общественных и временных работ; 4. недопущения массового высвобождения рабочей силы; 5. взаимодействие с работодателем; 6. стимулирование развития малого и среднего бизнеса, самозанятости и надомного труда; 7. оказание материальной и психологической поддержки граждан в период продолжительной безработицы; |
Основные мероприятия Программы: | - содействие трудоустройству незанятого населения, безработных граждан; - организация общественных работ; - профессиональная ориентация и профессиональное обучение; - трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите и выпускников учебных заведений; - участие в организации альтернативной гражданской службы; - поддержка малого бизнеса и предпринимательства, самозанятости и надомного труда; - поддержка доходов безработных граждан. |
Исполнители основных меро-приятий |
Мэрия г. Якутска, Центр занятости населения г. Якутска |
Срок реализации Программы | В течение 2004 - 2006 гг. |
Объемы и источники финан-сирования Программы |
Федеральный бюджет, Республиканский бюджет, бюджет г. Якутска |
Ожидаемые конечные резуль-таты реализации Программы |
Реализация мероприятий Программы позволит: - сократить среднюю продолжительность регистрируемой безработицы до 3.5 месяцев; - трудоустроить на рабочие места более 11 тыс.чел. - организовать общественные работы с участием 620 человек; - направить на профессиональное обучение и переподготовку 3600 безработных граждан; - обеспечить временное трудоустройство 5300 несовершеннолетних граждан в летний период; - оказать услуги по профессиональной ориентации 19550 человек; - поддержка доходов 9690 безработных граждан. |
Органы, осуществляющие контроль за выполнением Программы |
Департамент ФГСЗН по РС(Я) Муниципальное образование г. Якутска |
1. Введение
Программа содействия занятости населения г. Якутска на 2004 - 2006 гг. (далее именуется программа) направлена на повышение эффективности функционирования рынка труда города, расширения сферы занятости населения на основе создания рабочих мест и развития предпринимательства и самозанятости населения, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан.
Программа определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости на 2004 - 2006 гг. и является составной частью программы содействия занятости Республики Саха (Якутия).
Разработка Программы осуществлена на основе прогноза развития экономики г. Якутска в 2004-07 гг., предложений органов власти города Якутска, Федерации профсоюзов, плана мероприятий по реализации Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг., утвержденного Правительством РФ от 12.07.03 г. При разработке Программы учтена программа создания новых рабочих мест в РС(Я).
Программа разработана в соответствии с приказом Департамента федеральной государственной службы занятости по Республике Саха (Якутия) "О разработке программ содействия занятости населения улусов (городов) на 2004-2006 гг.", а также в соответствии с методическим сопровождением разработки территориальных программ содействия занятости населения Министерства труда и социального развития РФ.
Программа реализует комплексный, программный подход к решению проблем рынка труда на основе учета специфики состояния и перспектив развития трудовой сферы и предполагает реализацию мероприятий по содействию трудоустройству незанятых граждан в увязке с экономическими возможностями расширения сферы приложения труда.
2. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости
и на рынке труда города Якутска
2.1. Анализ ситуации в сфере занятости и на городском рынке труда
Город Якутск - как столица республики характеризуется сложной социально-экономической системой, является административным и культурным центром. Он занимает значительный удельный вес в экономике республики. Здесь проживает более 1/5 части населения республики, трудится около 30% рабочих и служащих, выпускается более 60% товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, реализуется 40-45% розничной торговли и бытовых услуг. Также он имеет свои особенности как по уровню, структуре занятости трудовых ресурсов по отраслям хозяйства, по формам собственности, так и по возрастному составу населения.
По данным городской статистической службы г. Якутска, сохраняется тенденция увеличения численности населения. Так, в 2002 г. среднегодовая численность постоянного населения составила 224,1 тыс. человек, что больше показателя 1998 г. на 2,8%. Численность трудоспособного населения, приостановившись в росте в начале 90-х гг., в 2002 г. этот показатель составлял 148,9 тыс. чел., в 2001 г. 146,8 тыс. чел.
Определенное влияние на рынок труда оказывает миграция населения. По данным баланса трудовых ресурсов наблюдается увеличение прибытия из улуса, в основном, трудоспособного возраста и составляло в 2002 г. 784 чел., в 2003 г. - 805 чел. Минусовое сальдо миграции населения по сравнению с последними годами уменьшилось в среднем на 8%. Негативное влияние на рынок труда имеет существование нелегальных мигрантов. Сфера приложение труда нелегальных мигрантов - в основном строительство, торговля, транспорт.
Начиная с 2000 г. наблюдается стабильное увеличение численности занятых в экономике, что характеризует улучшение ситуации в экономике в целом. В 2003 г. в отраслях экономики были заняты 126, 7 тыс. человек.
По сравнению со средними показателями по республике, в г. Якутске ниже доля занятых в материальном производстве, но она гораздо выше в отраслях непроизводственной сферы. Это связано с низким развитием отраслей перерабатывающей промышленности и сосредоточением в городе работников, занятых в органах управления республиканского масштаба.
В последние годы ситуация на рынке труда характеризуется отсутствием сбалансированности спроса и предложения рабочей силы - при наличии избытка предложения имеет место дефицит специалистов в различных отраслях, особенно по рабочим специальностям.
За 9 месяцев 2003 г. работодателями было заявлено 9047 свободных вакантных мест. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество свободных вакансий сократилось на 8%. Как и в прошлые года наибольшее количество подано заявок от государственного сектора экономики, и составило 59%.
Если в 2001 г. спрос превышал предложение в среднем в 2,3 раза, в 2002 г. разрыв увеличился и составил 3,26 раза. То в течение 9 месяцев 2003 г. разрыв между количеством подаваемых заявок на свободные вакантные места и предложением превышал в среднем в 5 раз. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан в расчете на одну вакансию) сократилась с 0,40 в 2001 г. до 0,23 на конец сентября 2002 г. и по состоянию на 01.10.2003 г. составила 0,12. Такая ситуация характеризуется скорее всего тем, что основная масса вакансий формируется по причине текучести кадров на предприятиях города. Это обусловлено, низкой оплатой труда, неритмичностью выплаты заработной платы, отсутствием перспектив в деятельности отдельных предприятий, а так же представлением неполных сведений о вакансиях на предприятии.
Динамика поступления свободных вакантных мест
по месяцам в течение 2001 г.,2002 г.,2003 г.
"Динамика поступления свободных вакантных мест по месяцам в течение 2001 г.,2002 г.,2003 г."
Наибольшим спросом продолжают пользоваться квалифицированные специалисты такие как инженер-программист, инженер-электрик, инженер-строитель, инженер-энергетик, теплотехник, юрист, врач, учитель, рабочие специальности: слесарь-сантехник, электрогазосварщик, токарь, фрезеровщик, электромонтер, продавец.
В меньшей степени спрос на рабочую силу отмечается в сельском хозяйстве, финансы и кредит, культуре, искусстве, науке.
Средняя продолжительность существования вакансии составляет 2,9 месяца.
Потребность в работниках, заявленная предприятиями и организациями
по состоянию на 1.10.03 г
2001 | 2002 | 2003 | ||||
всего | в т.ч рабоч |
всего | в т.ч рабоч |
всего | в т.ч рабоч |
|
Всего по состоянию на конец отчетного периода в т. ч по отраслям экономики |
2548 | 1885 | 2716 | 1901 | 3301 | 2260 |
Промышленность | 397 | 342 | 462 | 380 | 679 | 382 |
с/хозяйство | 65 | 46 | 43 | 34 | 58 | 66 |
Транспорт и связь | 215 | 189 | 179 | 135 | 271 | 192 |
строительство | 354 | 299 | 318 | 275 | 347 | 352 |
Торговля и общепит | 233 | 178 | 244 | 197 | 242 | 263 |
ЖКХ и быт.обслуживание | 261 | 232 | 333 | 311 | 307 | 300 |
Здравоохранение,соц.обеспе- чение,образование,культура, наука и научное образование |
631 | 351 | 538 | 325 | 683 | 383 |
Кредитование, финансы и страхование |
2 | 2 | 9 | 2 | 31 | 2 |
управление | 245 | 122 | 424 | 142 | 402 | 99 |
Другие отрасли | 145 | 124 | 166 | 100 | 281 | 221 |
По сравнению с прошлым годом общее количество граждан, предполагаемых к увольнению по высвобождению увеличилось на 38 чел. в том числе по категориям: женщин на 27 чел , лиц предпенсионного возраста на 5 чел., молодежи в возрасте от 16 до 29 лет на 18 чел.
Статистические данные за 9 месяцев 2003 г. показывают, что высвобождения в основном, как и в предыдущие года произошли в государственном секторе экономики. По сравнению с прошлым годом численность высвобожденных работников в государственном секторе увеличилось на 61 чел. или на 17%, в негосударственном уменьшилось на 23 чел. или на 12,6%. Если рассмотреть по отраслям экономики наибольшее высвобождение произошло в управлении - 183 чел. или 31,5% (по сравнению с прошлым годом 30%), в транспорте - 139 чел. или 24% (в 2002 г. около 10%), в строительстве - 58 чел или 10% (0,4%). Массовое высвобождение за отчетный период произошло в Государственной сортоиспытательной станции "Маган", 17 человек при списочной численности 23 чел. или 74%.
Анализ рынка труда г. Якутска за 1998-2002 гг. показывает, что численность обратившихся в службу занятости снижается.
С начала 2003 г. в городской службе занятости в поисках работы зарегистрировано 4668 гражданина, из них незанятых трудовой деятельностью - 3387 человек, что составило 72,6% от общего количества зарегистрированных.
Основную долю зарегистрированных безработных составляют женщины 56,3% и молодежь 19-29 лет (40%).
В числе зарегистрированных в поиске работы преобладают граждане со средним образованием (21,3%).
Распределение зарегистрированных в поисках работу граждан
по категориям населения
Всего | В т.ч. женщин | |
Имеющие длительный (более года) перерыв в работе |
635 | 391 |
Лица, освобожденные из мест лишения свободы |
39 | 1 |
Граждане, уволенные с военной службы | 25 | 0 |
Пенсионеры Из них по инвалидности |
311 226 |
172 114 |
Уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников |
211 | 131 |
Уволенные по собственному желанию | 1829 | 1071 |
Признано безработными 1243 гражданина (26,6% от всех зарегистрированных граждан). Среди безработных граждан женщины преобладают и составляют 64% от общего количества имевших статус безработного.
Качественный состав безработных граждан, зарегистрированных
в службе занятости (чел.) на 01.10.2003 г.
Показатели | Женщины | Мужчины | Всего |
Состав безработных всего: | 799 | 444 | 1243 |
В т.ч. по причинам увольнения: Уволившиеся по собственному желанию Высвобожденные Выпускники учебных заведений всех типов |
449 72 109 |
188 36 47 |
637 108 156 |
По уровню образования: Высшее Неполное высшее Среднее специальное Начальное профессиональное Среднее общее Основное общее не имеющие основного общего образования |
240 4 225 66 205 54 5 |
76 1 62 38 170 90 7 |
316 5 287 104 375 144 12 |
По возрасту: Молодежь 16-29 лет лица предпенсионного возраста других возрастов |
442 28 329 |
293 7 144 |
735 35 473 |
Отдельные категории безработных граждан: Граждане, имеющие длительный перерыв в работе не приступавшие к трудовой деятельности не имеющие профессии (специальности) |
148 197 103 |
56 177 137 |
204 374 240 |
Уровень официально регистрируемой безработицы составил на 1 октября 2003 г. 0,1% к экономически активному населению. Продолжительность безработицы среди безработных граждан составляет в среднем 2,34 месяца.
За 9 месяцев с. г. трудоустроено 2989 чел., в том числе безработных - 405 чел. Уровень трудоустройства составил 64% от общей численности зарегистрированных в поисках работы граждан и 33% от общей численности безработных. В течение 10 дней с момента обращения в ЦЗН г. Якутска трудоустроено 2039 или 43,7% от общего количества зарегистрированных граждан. Из числа нашедших работу, на условиях временной занятости трудоустроены 1675 чел. или 56%.
Направляется на профессиональное обучение 16,2% безработных, в основном на первоначальное обучение и переподготовку.
Профессиональные курсы имеют краткосрочные программы. Специальности и профессии востребованы на рынке труда и ориентированы на взрослое население, имеющее осознанный и профессиональный подход. Трудоустройство после окончания курсов составило 98 %. Для целевой подготовки и закрепления кадров на предприятия алмазно-гранильной отрасли ЦЗН продолжает практиковать организацию "ученических мест" на предприятиях (ООО "Сахаювелир", ООО "Сата", ООО НПК "ЭПЛ Даймонд"). По набору на ученические места проводились дни открытых дверей с участием работодателей, проводилось углубленное тестирование психологом на профпригодность.
В целях развития альтернативных возможностей для трудоустройства не занятых трудовой деятельностью граждан, городской орган службы занятости проводит работу по содействию самозанятости и предпринимательской инициативе граждан. Услуги, оказываемые в рамках этой программы, включают следующее: консультирование и профессиональная ориентация безработных с целью определения возможностей их деятельности в качестве предпринимателей; обучение безработных основам предпринимательства и по специальностям ориентированным на надомный труд и самозанятость; возмещение финансовых расходов на регистрацию в качестве предпринимателя.
Развитие самозанятости и малого предпринимательства, стимулирующих создание новых рабочих мест в различных отраслях экономики, способствует снижению социальной напряженности.
На фоне снижения численности безработных в городе, в последние годы неуклонно растет безработица в пригородных поселках города. Это обусловлено несколькими факторами: узость сферы приложения труда сельчан, ликвидация и банкротство некогда крупных предприятий сельскохозяйственного производства; крайне низкие темпы развития малого предпринимательства в аграрном секторе, дорогая и неудобная транспортная схема до города и другие. По статистическим данным доля занятых в крестьянских и фермерских хозяйствах сократилось в последние три года с 461 человека до 448 человек.
В первую очередь ряды безработных пополняют слабозащищенная категория населения: инвалиды, женщины, воспитывающие детей, лица предпенсионного возраста, молодежь, сироты и т.д. Данной категории служба занятости уделяет особое внимание. Центром занятости населения проводятся специализированные мероприятия с целью максимального трудоустройства их. В результате за 9 месяцев 2003 г. заключено 184 договора с 73 работодателями, трудоустроено 184 человека (выполнение 9 месячного плана на 115%). В том числе молодежи - выпускников учебных заведений трудоустроено - 37, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей - 29, инвалидов, имеющих трудовые рекомендации -75; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - 1; лиц предпенсионного возраста - 6; лиц, освобожденных из мест лишения свободы - 12, длительно безработные граждане - 20, дети-сироты-4.
Занятость населения, ее уровень, а также территориальный, отраслевой, социальный, профессиональный, возрастной аспект занятости непосредственно влияет на материальное положение населения, размеры его доходов. Даже временная потеря работы, тем более безработица, как правило, означает для человека переход в низшую социальную группу по качеству и уровню жизни. В свою очередь, такая невостребованность на рынке труда оказывает сильное негативное влияние не только на моральное состояние отдельной семьи, но и всего общества.
2.2. Прогноз развития ситуации на рынке труда
В 2004-2006 гг. будет наблюдаться увеличение численности постоянного населения, в том числе трудоспособного населения. Среднегодовая численность постоянного населения прогнозируется в 2006-07 гг. на уровне 237,0 тыс. человек. Вхождение в трудоспособный возраст среднего по численности поколения, родившегося в 80-е гг., способствуют росту численности населения трудоспособного возраста. Максимальный рост будет наблюдаться в 2005 г. По прогнозным данным экономистов после 2005 г., когда в трудоспособный возраст начнет входить поколение граждан, родившихся в период низкой рождаемости 90-х годов, произойдет не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение - начало старения экономически активной части населения.
Численность занятого населения в экономике медленно будет расти и увеличится с 125,9 тыс. человек в 2003 г. до 126,7 тыс. чел. к 2005 г.
Увеличение спроса на рабочей силы будет зависеть, главным образом, от расширения производства и развития отраслей экономики. По данным прогноза социально-экономического развития г. Якутска на 2003-2007 гг. приоритетными направлениями для г. Якутска будут развитие специализированной фармацевтической промышленности, химико-лесного производства, энергосберегающих технологий, пищевой и легкой промышленности. Недостаточными темпами продвигается развитие малого бизнеса. Развитие малого предпринимательства, надомного труда, самозанятости является резервом, дающим возможность создать новые рабочие места, а в сельских местностях способствует снижению социальной напряженности.
На рынке труда г. Якутска сохраняется тенденция к увеличению предложения рабочей силы, превышающая спрос в 2-3 раза. Конъюнктура городского рынка труда преимущественно определяется спросом на высококвалифицированную рабочую силу рабочих специальностей, а также врачей, специалистов инженерно-технического профиля, юристов. И в 2004-2006 гг. сохранится тенденция спроса в квалифицированных рабочих кадров в таких отраслях, как строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, транспорт, энергетика. Рынку образовательных услуг необходимо отреагировать на изменение спроса и ликвидировать дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
По прогнозу на 2004-2006 гг. наиболее заметными темпами будет идти снижение численности занятых в ЖКХ, геологии, сельском хозяйстве, культуре. Увеличение численности занятых будет наблюдаться в следующих отраслях: торговля и общепит (27290 чел.), строительство (12580), промышленность (16783), органы управления (9653). Почти неизменными останется численность занятых в образовании и здравоохранении.
В 2004 г. будет расти приток сельского населения в город, что дополнительно будет создавать напряженность на городском рынке труда.
3. Факторы, влияющие на развитие эффективного рынка труда
В связи с улучшением общей экономической ситуации на рынке труда наблюдается уменьшение численности граждан, состоящих на учете в службе занятости и увеличение процента трудоустройства. Тем не менее, есть негативные моменты, сдерживающие дальнейшее развитие эффективного рынка труда:
увеличение в 2003-2005 гг. численности населения трудоспособного возраста, что обусловлено вступлением в трудоспособный возраст значительной части граждан, родившихся в 80-е гг. и увеличение миграционных потоков из сельской местности в город, в основном молодежи, что создает дополнительную напряженность на городском рынке труда;
количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением на рабочую силу, обусловленный низкой емкостью рынка труда города;
рост численности безработных граждан в пригороде города, обусловленная недостаточными темпами развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики;
наличие незаконного привлечения и использования иностранной рабочей силы, создающее дополнительную напряженность на рынке труда;
проблема трудоустройства отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, выпускников учебных заведений, инвалидов, лиц предпенсионного возраста, женщин и т.д.), обусловленная ужесточением требований работодателей.
Наличие проблем на рынке труда свидетельствует о том, что способность рынка труда к саморегуляции незначительна. Поэтому сохраняется необходимость проведения активной политики регулирования рынка труда, которая предусматривается в ходе реализации программы занятости населения.
4. Цели и задачи программы на 2004 - 2006 гг.
Цель программы: реализация мер, направленные на активизацию политики занятости, сокращения периода безработицы.
Исходя из ключевых проблем в сфере занятости и на рынке труда, определены приоритетные направления работы Центра занятости г. Якутска и органов исполнительной власти в данной области.
1. В области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечение отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификаций:
- повышение конкурентоспособности на рынке труда безработных граждан посредством профессиональной ориентации и профессионального обучения;
- охватить профориентационной работой более 4000 школьников;
- направить на профессиональное обучение 3600 безработных граждан.
2. В области содействия занятости населения и граждан, особо нуждающихся в социальной защите:
- содействие в трудоустройстве 11650 ищущих работу граждан, в том числе несовершеннолетних граждан, на период летних каникул - 5300 человек;
- увеличение масштабов общественных работ, организуемых для безработных граждан и реализация специальных программ для слабозащищенных на рынке труда групп населения, особо нуждающихся в социальной защите;
3. В области развития городского рынка труда:
- расширение банка вакансий за счет повышения качества работы с работодателями;
- развитие семейной экономики и крестьянского хозяйства, самозанятости населения пригороде города, путем обучения основам предпринимательской деятельности и субсидирования безработных граждан;
- достижение баланса между использованием местных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы;
- сдерживание массовой безработицы.
4. В области финансирования мероприятий по содействию занятости населения:
- эффективное использование средств федерального бюджета;
- привлечение средств местного бюджета на реализацию мер активной политики занятости;
5. В области повышения эффективности деятельности городской службы занятости:
- организация информационной поддержки программы, оперативное информирование населения о ситуации на рынке труда и перспективных направлениях его развития;
- совершенствование технологии работы органов по предоставлению услуг незанятым и безработным гражданам;
- развитие системы информационного обеспечения, обеспечение доступности информации для клиентов городской службы занятости.
5. Система программных мероприятий
Для решения взаимоувязанных задач программы выделено 6 основных направлений реализации политики занятости:
1. Повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда.
1.1. Организация профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.
1.2. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка граждан, в том числе школьников.
2. Содействие занятости населения и граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
2.1. Содействие в трудоустройстве.
2.2. Организация общественных работ.
2.3. Трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
2.4. Содействие занятости молодежи и выпускников.
2.5. Содействие занятости инвалидов.
3. Улучшение функционирования рынка труда.
3.1. Взаимодействие с работодателями.
3.2. Оказание содействия самозанятости безработных граждан.
3.3. Регулирование трудовой миграции.
4. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения.
4.1.финансирование активной политики занятости из средств федерального бюджета и местного бюджета.
4.2. материальная поддержка доходов безработных граждан.
5. Повышение эффективности деятельности городской службы занятости.
5.1. Информирование о ситуации на рынке труда.
5.2. Совершенствование технологии работы службы по предоставлению услуг незанятым и безработным гражданам.
6. Альтернативная гражданская служба
6.1. Содействие занятости, лиц проходящих альтернативную службу.
Сроки реализации мероприятий - в течение 2004 - 2006 гг.
5.1. Развитие качества рабочей силы и конкурентоспособности
граждан на рынке труда
5.1.1. Организация профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.
Одним из важнейших направлений активной политики является профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации. Основной целью профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения является повышение их конкурентоспособности с целью трудоустройства посредством предоставления образовательных услуг на основе потребности граждан, работодателей и прогноза развития рынка труда, изучения спроса квалифицированных кадров по отраслям производства и народного хозяйства.
Главной задачей профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения является работа над повышением качества обучения. По итогам конкурса в 2003 г. заключены договора с 20 учебными заведениями на организацию профессионального обучения.
За 9 месяцев текущего года, по вопросам обучения и повышения квалификации всего обратилось 2294 граждан, из которых на курсы направлено 758 человек. Удельный вес направленных на курсы граждан от общего числа зарегистрированных в поисках работы граждан составляет 16,2 %. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число направленных на обучение снизилось на 0,7%.
Профессиональные курсы имеют краткосрочные программы. Обучение проводится по специальностям и профессиям востребованным на рынке труда и ориентированы на взрослое население, имеющее осознанный и профессиональный подход. Трудоустройство после окончания курсов составило 98 %. Для целевой подготовки и закрепления кадров на предприятия алмазно-гранильной отрасли ЦЗН продолжает практиковать организацию "ученических мест" на предприятиях (ООО "Сахаювелир", ООО "Сата", ООО НПК "ЭПЛ Даймонд"). По набору на ученические места проводились дни открытых дверей с участием работодателей, проводилось углубленное тестирование психологами на профпригодность.
За отчетный период, средняя продолжительность обучения составила 3,2 месяца.
Система действий по организации профессионального обучения включает:
- расширение деловых контактов городской службы занятости с образовательными учреждениями, формирование банка данных об учебных заведениях, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации, перечня профессий и специальностей по которым будет организовано профессиональное обучение;
- повышение качества оказываемых услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения, а также занятых, желающих изменить род деятельности и профессию;
- подготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих кадров, пользующихся спросом на рынке труда, в том числе под конкретные рабочие места по заявкам работодателей;
- организация опережающего профессионального обучения граждан, находящихся под риском увольнения, особенно если ожидается массовое высвобождение;
- профессиональное обучение по специальностям, способствующим развитию предпринимательской деятельности, самозанятости, надомного труда;
- проведение мероприятий: ярмарка курсового обучения, самопрезентации выпускников профобучения, дни открытых дверей и т.д.;
- обеспечение приоритетности профессионального обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы;
- материальная поддержка на период профессионального обучения в виде выплаты стипендии.
Планируется организовать профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения в 2004 - 2006 гг. в количестве 3600 человек, в основном под создание новых рабочих мест и для ведущих отраслей экономики городского хозяйства. (Приложения N 8,9)
5.1.2. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных, в том числе и школьников.
Основными задачами профориентационной работы являются:
- предоставление информации о рынке труда, содержании профессий, образовательных услугах, возможностях профессионального обучения,
- выявление имеющихся профессиональных и личностных ресурсов, повышение активности безработного в планировании конкретных шагов по достижению цели;
- выявление возможных сфер деятельности человека в соответствии с индивидуально - психологическими особенностями, интересами, состоянием здоровья, профессиональными навыками и требованиями на рынке труда;
- психологическая поддержка и содействие в формировании конструктивного поведения в ситуации безработицы.
Большую часть граждан, получающих профориентационные услуги, составляет молодежь от 16 до 29 лет. (63 %). Наиболее остро стоит проблема трудоустройства среди впервые ищущих работу - молодых специалистов. С каждым годом повышается интерес выпускников школ и их родителей к вопросу выбора профессии. Необходима работа по мотивации осознанного выбора сферы деятельности, в соответствии с интересами, возможностями и требованиями рынка труда.
В проведении профконсультаций с ищущими работу гражданами, важной задачей становится мотивация клиентов службы занятости к скорейшему их трудоустройству, профилактика длительного периода безработицы. В работе с длительно безработными гражданами, особенно в возрасте после 40 лет, необходимым условием становится снижение психологического напряжения и содействие в выработке конструктивного поведения в сложившейся ситуации.
В соответствии с концепцией действий на рынке труда на 2003 - 2005 гг. становится актуальным взаимодействие с работодателями на платной основе, и в этом направлении может быть эффективным сотрудничество с психологической службой в плане профотбора, проведения семинаров, тренингов, организационного консультирования.
Основные программные действия:
- разработка новых форм профориентационной работы с различными категориями населения (выпускниками школ, будущими предпринимателями, молодыми специалистами, работодателями и др.) и ежедневная консультационная работа с ними;
- проведение общегородского мероприятия "Ярмарка профессий и учебных мест", в целях информирования о профессиях, возможностях получения профессионального образования, условиях поступления;
- оказание психологической поддержки безработным и ищущим работу гражданам по программам социальной адаптации ("Клуб ищущих работу", "Новый старт", "Клуб молодого специалиста" и др.);
- расширение взаимодействия с работодателями;
- разработка программы и проведение консультаций в малых группах с учащимися 10-11 классов;
- методическая помощь школьным психологам по проведению профориентационных консультаций со старшеклассниками;
- в рамках соглашения с ЯГУ проведение обучения технологии поиска работы в "Клубе молодого специалиста" выпускников и студентов;
- проведение конкурса "Перспектива" для выпускников ССУЗов и ВУЗов, с привлечением работодателей;
- проведение семинаров для работодателей по повышению психологической компетентности специалистов по работе с персоналом.
- проведение занятий по развитию навыков делового общения в Бизнес-Центре.
5.2. Содействие занятости населения и граждан особо нуждающихся в
социальной защите
5.2.1. Содействие в трудоустройстве
За 9 месяцев с. г. трудоустроено 2989 чел., в том числе безработных - 405 чел. Уровень трудоустройства составил 64% от общей численности зарегистрированных граждан, ищущих работу и 33% от общей численности безработных. Численность трудоустроенных граждан уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5%. В первые 10 дней с момента обращения в ЦЗН г. Якутска трудоустроено 2039 или 43,7% от общего количества зарегистрированных граждан. На условиях временной занятости трудоустроены 1675 чел. или 56% от общего количества трудоустроенных.
Для эффективной работы по содействию трудоустройству граждан, ищущих работу через службу занятости необходимо:
- совершенствование технологии работы службы, улучшение ее технической оснащенности и информационной базы, обучение и повышение квалификации инспекторов службы занятости;
- расширение деловых контактов с работодателями;
- создание в ЦЗН г. Якутска специализированного подразделения по работе с молодежью, выпускниками;
- в интересах сокращения времени поиска работы гражданами, ищущими работу, проведение специализированных мероприятий: дней открытых дверей, ярмарок вакансий, конкурсов, экспресс-подборы кадров, "горячие линии" и т.д.;
- повышение социальной адаптации незанятого населения и безработных граждан и обучения их навыкам самостоятельного поиска работы в "Клубе ищущих работу", "Новый старт";
- оперативный подбор квалифицированных специалистов через Банк резерва кадров.
- содействие досрочному выходу на пенсию лицам предпенсионного возраста, уволенным по сокращению штатов или по ликвидации предприятия, с ограниченными возможностями в трудоустройстве;
Программой предусмотрено трудоустроить в 2004 - 2006 гг. 11650 чел.
5.2.2. Организация общественных работ.
Отличительными особенностями общественных работ от других видов деятельности являются: доступность работ для различных категорий незанятого населения; возможность привлечения максимального количества граждан при минимальном уровне затрат; возможность оперативного изменения в городе (увеличение, сокращение) объема работ по мере роста или снижения уровня безработицы; организация видов работ, которые по характеру, условиям и режимам соответствуют возрасту, полу, физическому состоянию, уровню образования, производственному опыту граждан; возможность применения режима неполного рабочего времени и гибких форм организации труда; организация работ в рамках социально-экономических и экологических программ; социальная значимость работ города; возможность вовлечения молодежи, в том числе школьников во время школьных каникул в трудовую деятельность, имеющую общественно-полезное значение.
За счет предоставления гражданам возможностей временной занятости частично снижается дефицит рабочих мест, поддерживаются доходы безработных, сохраняется мотивация к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
За 9 месяцев т. г. ЦЗН обеспечил временную занятость 189 безработным гражданам, что позволило выполнить контрольные показатели за данный период на 114,5%. Хотя в текущем периоде по сравнению с январем-сентябрем 2002 г. произошло уменьшение (на 11,3%) численности граждан участвовавших в программе общественных работ.
В этом году основная часть финансирования статьи "Организация общественных работ" была направлена временную занятость в пригородных поселках; Хатассы, Капитоновка, Тулагино-Кильдямского наслега в связи с увеличением численности безработных граждан.
Средний период участия в общественных работах составляет 1,8 месяца.
За 9 месяцев израсходовано на общественные работы из средств федерального бюджета - 554430 рублей.
Для повышения роли общественных и других видов временных работ как активного средства реализации политики занятости необходимо предусмотреть следующие направления действий:
- совершенствование координации действий МО г. Якутска и пригородов, органов службы занятости, общественных организаций по вопросам организации общественных работ, финансовому обеспечению за счет местного бюджета и совершенствованию механизма финансирования;
- улучшение информационного обеспечения безработных граждан о планируемых мерах по организации общественных работ, условиях участия в них, оплаты;
- ежегодное утверждение видов и объемов общественных работ с участием руководителей предприятий и организаций города;
- заключение на конкурсной основе договоров с предприятиями и организациями и городскими службами на организацию общественных работ;
- предоставление возможности для временного трудоустройства 620 безработным гражданам во время активного поиска постоянной работы, в том числе лицам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы (молодежь в возрасте до 18 лет, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, и др.);
- организация общественных работ с участием безработных граждан в административных округах и их подрядных предприятиях;
- расширение общественных работ в пригородных поселках города.
5.2.3. Трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Особое внимание программой уделяется вопросу занятости граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда.
В результате за 9 месяцев 2003 г. заключено 184 договора с 73 работодателями, трудоустроено 184 человека (выполнение 9 месячного плана на 115%). В том числе молодежи - выпускников учебных заведений трудоустроено - 37, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей - 29, инвалидов, имеющих трудовые рекомендации -75; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - 1; лиц предпенсионного возраста - 6; лиц, освобожденных из мест лишения свободы - 12, длительно безработные граждане - 20, дети-сироты-4. Средняя продолжительность участия граждан по данной программе составляет в целом - 1,5 месяца. По категориям населения средняя продолжительность участия следующее: молодежь -выпускники - 2; инвалидов - 2, одиноких, многодетных родителей - 2; граждан, уволенных с военной службы - 1; лиц предпенсионного возраста - 1; лиц, освобожденных из мест лишения свободы - 1,5; длительно безработных - 1; дети - сироты - 1.5.
Распоряжением Главы администрации г. Якутска N 16-р от 09.01.03 г. "О квотировании рабочих мест на предприятиях и организациях, в учреждениях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих затруднения в трудоустройстве на 2003 г." установлено создать 99 квотированных рабочих мест на предприятиях городского хозяйства. В отчетном периоде Центром занятости населения г. Якутска заключено всего 55 договоров на 95 рабочих мест, трудоустроено 83 человека. Из них инвалиды 14 человек, молодежь в возрасте до 30 лет - 12 человек, другие лица моложе 18 лет - 15, многодетные и одинокие родители - 19 человека, лица освобожденные из мест лишения свободы - 11 человек, лица предпенсионного возраста и другие категории - 12 человек.
В силу их социально-профессиональной специфики, затрудняющей поиск работы и получение рабочего места, программой предусмотрены ряд специальных мер их социальной поддержки с участием органов самоуправления, работодателей, общественных организаций и службы занятости:
- информирование населения о планируемых мерах по организации трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- заключение договоров с предприятиями и организациями и городскими службами на выполнение указанных работ;
- организация временной занятости и общественных работ;
- квотирование рабочих мест для лиц особо нуждающихся в трудоустройстве;
- правовое и организационное обеспечение дополнительных мер по содействию в трудоустройстве;
- стимулирование создания и сохранения специализированных рабочих мест для трудоустройства социально-слабозащищенной категории населения;
- расширение профессиональных возможностей (профориентация, профобучение, профреабилитация);
- продолжение оказания психологической помощи в "Клубах ищущих работу".
В 2004 - 2006 г.г. будет направлено: по программе "Организация общественных работ" 620 чел., по программе "Организация временного трудоустройства лиц, особо нуждающихся в социальной защите" - 650 чел., по квоте - 340 чел. Затраты из федерального бюджета составят 5.096,3 тысяч рублей.
Содействие занятости молодежи и выпускников.
Политика занятости молодежи имеет важное социальное и экономическое значение для решения задач обеспечения экономического роста, научно-технического прогресса, предотвращения преступлений и т.д.
Для повышения уровня занятости молодежи необходимо:
- обеспечивать целенаправленную работу по профориентации молодежи адекватно потребностям экономики, создать банк данных профессий, учебных заведений города и наличия свободных рабочих мест и избытка трудовых ресурсов;
- организовать и совершенствовать профессиональное обучение молодежи, которое способствует обеспечению для нее лучших профессиональных перспектив трудоустройства в соответствии с требованиями к качеству рабочей силы;
- содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии (специальности) и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования;
- создание условий для перехода к гарантированному трудоустройству молодежи после профессионального обучения;
- претворение в жизнь кадровой политики предприятий по обновлению состава работающих за счет приоритетного приема профессионально обученной молодежи;
- переориентация молодежи на новые формы трудовых отношений, адекватных рыночной экономике (организация собственного дела, малый бизнес), с разработкой мер информационного обеспечения, необходимого профессионального обучения и льготного кредитования молодежного малого бизнеса;
- организация ярмарок вакансий для студентов и выпускников профессиональных учебных заведений;
- содействие созданию временных ученических рабочих мест на перспективных предприятиях города;
- содействие трудоустройству выпускников учебных заведений с использованием специальных программ "Временное трудоустройство лиц, особо нуждающихся в социальной защите", квотирование рабочих мест;
- обеспечение молодежи информацией о положении на рынке труда, об учебных заведениях (ярмарки учебных мест);
- организация временной занятости школьников во время летних каникул с привлечением финансовых средств заинтересованных организаций.
- повышение эффективности трудоустройства путем обучения технологии поиска работы в "Клубе молодых специалистов".
В 2004 г. за счет федерального бюджета планируется организация круглогодичной занятости 1700 подростков и школьников 14-18 лет в свободное от учебы время, за счет местного бюджета - 700 школьников на летний период.
На организацию временных рабочих мест для подростков от 14 до 18 лет в 2004 г. предусматривается выделение из федерального бюджета 1378,0 т. рублей.
Программные мероприятия по содействию занятости молодежи даны в приложении N 16
Содействие занятости инвалидов.
Проблема занятости лиц с ограниченной трудоспособностью сегодня приобретает особую остроту. Чтобы обеспечить не на словах, а на деле возможность трудиться для данной категории населения, государство должно нести определенные дополнительные затраты, связанные с обучением инвалидов, созданием для них специальных мест, цехов, предприятий, адаптацией уже существующих рабочих мест к применению труда инвалидов.
Для повышения уровня занятости инвалидов необходимо:
- координация действий органов социальной защиты, местного самоуправления, общественных организаций и службы занятости по решению проблем в сфере занятости данной категории;
- квотирование рабочих мест для инвалидов на предприятиях города;
- содействие самозанятости и предпринимательской деятельности инвалидов;
- проведение общественных работ для инвалидов с привлечением общественных и других специализированных организаций инвалидов (клуб молодых инвалидов "Феникс", ЯГОИ и др.);
- проведение "Ярмарок вакансий" и "Дней открытых дверей" для инвалидов;
- участие инвалидов в работе "Клуба ищущих работу", оказание психологической поддержки инвалидам в клубе "Ресурс";
- корректировка индивидуальных программ реабилитации инвалидов на основании данных службы занятости об уровне мотивации к труду и результативности поиска инвалидом работы;
- обучение инвалидов по приоритетным на рынке труда профессиям и специальностям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида в специальных группах и по индивидуальным учебным планам.
Программные мероприятия по содействию занятости инвалидов по данному разделу даны в приложении N 12
Содействие занятости женщин.
Несмотря на пониженную конкурентоспособность женской рабочей силы, решение проблемы их занятости заключается в продолжение поиска новых форм участия в сфере оплачиваемого труда:
- анализ состояния с занятостью женщин в муниципальных образованиях г. Якутска, п. Жатай, п. Маган с целью выработки предложений органам местного самоуправления, работодателям для принятия дополнительных мер, обеспечивающих занятость женщин, особенно из числа одиноких и многодетных родителей;
- сотрудничество с женскими общественными организациями по вопросам привлечения женщин к активному поиску работы, в том числе в форме самозанятости;
- профориентацию женской молодежи и взрослого женского населения в связи с изменившимся спросом на работников различных специальностей и профессий, традиционно считавшихся "женскими";
- превентивные меры (профориентация, профподготовка и переподготовка) в работе с женщинами, находящимися под угрозой увольнения;
- проведение специализированных (женских) ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, ярмарок специалистов, гарантированных собеседований с работодателями, реализация программ социальной адаптации "Клуб ищущих работу" и "Новый старт" с целью оказания женщинам дополнительных услуг в трудоустройстве, предотвращения длительной безработицы;
- трудоустройство многодетных и одиноких матерей по специальной программе;
- организация общественных работ;
- поддержку предпринимательской деятельности и самозанятости женщин;
- предоставление права выбора добровольной неполной занятости, надомничества для женщин и детей.
- Программные мероприятия по содействию занятости женщин по данному разделу даны в приложении N 14.
Содействие занятости лиц, освобожденных из мест лишения свободы
В Центр занятости населения г. Якутска в январе-сентябре 2003 г. обратилось с целью поиска работы 39 лиц, освобожденных из мест лишения свободы, из них 1 женщина. Трудоустроено 21 человек, в том числе на квотированные рабочие места 11 человек, на профессиональное обучение направлены 10 человек. Для содействия в трудоустройстве категории лиц, освобожденных из исправительно-трудовых учреждений, необходимо:
- продолжить совместную деятельность по подбору подходящей работы или профессионального обучения данной категории с Учреждением УИН МЮ по РС (Я);
- оказание психологической помощи в "Клубах ищущих работу" лицам, освобожденным из мест лишения свободы психологами-профконсультантами;
- предоставление возможности участия в программах социальной адаптации на рынке труда (обучение навыкам самостоятельного активного поиска работы);
- организация трудоустройства по специальной программе для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и на квотированные рабочие места;
- оказание консультационной помощи в организации индивидуальной трудовой деятельности;
- оказание содействия в трудоустройстве лицам, отбывающим уголовные наказания, не связанные с лишением свободы.
Программные мероприятия по содействию занятости лиц, освобожденных из мест лишения свободы, даны в приложении N 13
5.3. Улучшение функционирования рынка труда
5.3.1. Взаимодействие с работодателем.
На протяжение десяти лет в Центре занятости населения г. Якутска сложилась определенная система взаимодействия с работодателями. Эффективными формами подбора кадров из числа безработных граждан и ищущих продолжают оставаться ярмарки вакансий с участием представителей предприятий и организаций всех форм собственности, "Дни открытых дверей", экспресс-подборы кадров, ярмарки учебных мест и профессий. Кроме того, работодателям предлагается отбор высококвалифицированных специалистов из Банка резерва кадров. Ежеквартальные семинары по вопросам труда и занятости, юридическим, пенсионным, а также по воинскому учету укрепляют партнерские отношения с руководителями и инспекторами кадровых служб.
Отраслевая работа инспекторов по заполнению паспортов предприятий дает возможность расширить круг предприятий, с которыми Центр занятости сотрудничает по формированию банка свободных вакансий. Постоянно ведется информирование об имеющихся вакансиях в СМИ и через Интернет, что ускоряет процесс заполнения свободных вакансий на предприятиях.
Взаимное сотрудничество с работодателями позволяет ежедневно иметь в банке вакансий более 2000 свободных вакансий.
Программные мероприятия по данному разделу предусматривают углубление деловых связей с работодателями, расширение форм взаимодействия в этом направлении:
- организация сбора 10000 свободных вакансий;
- заключение договоров на организацию общественных работ, трудоустройство лиц, особо нуждающихся в социальной защите, в т.ч. по квотированию;
- подбор высококвалифицированного персонала через Банк резерва кадров;
- своевременное информирование работодателя о ситуации на рынке труда;
- проведение 60 тематических специализированных мероприятий: ярмарок вакансий, мини-ярмарок, "Дней открытых дверей", телефонные "горячие линии", экспресс-подборы кадров, ярмарок учебных мест и профессий;
- заключение договоров с административными округами и их подрядными предприятиями;
- создание условий для легализации иммигрантов, путем урегулирования привлечения иностранной силы;
- проведение ежеквартальных тематических семинаров для работников кадровых служб.
5.3.2. Оказание содействия самозанятости безработных граждан.
Содействие предпринимательской инициативе и самостоятельной занятости граждан охватывает следующие действия службы занятости:
- информационно-разъяснительная работа и консультирование по вопросам предпринимательства и самозанятости;
- специальное обучение граждан, желающих открыть свое дело или заняться самостоятельно в "Бизнес - Центре" и Клубе по самозанятости населения.
5.3.3. Регулирование трудовой миграции
Основные программные действия:
- достижение баланса между использованием местных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы;
- информирование о необходимости легализации мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории г. Якутска;
5.4. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения
Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения формируются за счет Федерального бюджета. Кроме того, на эти мероприятия привлекаются средства республиканского и местного бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц, других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований, предусмотренных законом о занятости населения в РФ и налоговым кодексом РФ.
По данному разделу для привлечения финансовых средств местного бюджета и других источников необходимо:
- заключить соглашение с муниципальным образованием "Город Якутск" на софинансирование программ "Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан", "Общественные работы";
- провести платные услуги работодателям.
Расходы на финансирование мероприятий Программы содействия занятости населения г. Якутска на 2004 г., 2005 г., 2006 г. представлены в приложениях N 18-20.
5.4.1. Материальная поддержка доходов безработных граждан.
Программные мероприятия предусматривают государственные гарантии безработным гражданам, на период активного поиска работы, в виде:
- выплаты пособий по безработице 6000 безработным;
- выплаты стипендий в период обучения на курсах по направлению службы занятости 3600 безработным;
- оказания материальной помощи безработным гражданам;
- оплаты периода временной нетрудоспособности безработных граждан;
- досрочного выхода на пенсию.
Расходы на реализацию мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета и других источников составляет 61.895,3 т. рублей, из них на программы активной политики занятости - 31.501,8 тысяч рублей, в том числе за счет местного бюджета - 3.187,0 тыс. рублей, программы материальной поддержки - 30.393,5 тыс. рублей.
Для полного и целевого освоения финансовых средств федерального бюджета необходимо:
- разработка эффективной технологии работы и порядка финансирования программ активной политики занятости;
- заключение финансовых договоров в соответствии приказов Минтруда, Минфина РФ, Департамента ФГСЗН по РС (Я);
- обеспечение своевременного освоения выделенных финансовых средств.
5.5. Повышение эффективности деятельности городской службы
занятости
5.5.1. Информирование о ситуации на рынке труда.
Информация о рынке труда имеет целью обеспечение информационной поддержки государственной политики занятости и расширение возможностей для самостоятельного поиска работы.
Программой предусмотрено продолжение работы по информированию населения и работодателей города о ситуации и перспективах развития рынка труда, изменениях в законодательстве о занятости населения, действий службы занятости по реализации активных программ занятости, возможностях трудоустройства и переобучения. С целью информирования незанятого населения планируется организация работы информационно-справочной службы "056", телефонных тематических консультаций с привлечением различных специалистов, использование возможности информационного зала с использованием компьютерной техники, разработку рекламных буклетов и справочников. Для освещения о деятельности городской службы занятости планируется заключение договоров со средствами массовой информации: газетами "Якутия", "Забота - Арчы", "Эхо столицы", ГП Сахаполиграфиздат, НВК "Саха", и др., создание и рекламных роликов по телевидению и радио.
Данные программные действия предусматривают:
- полную и своевременную информация о состоянии рынка труда и деятельности городской службы занятости;
- расширение и повышение качества работы информационно справочной службы "056";
- повышение качества информационной работы о состоянии рынка труда и имеющихся вакансий через средства массовой информации;
- применение возможностей ИНТЕРНЕТА по информированию о наличии вакансий и подбора кадров через Банк резерва кадров.
5.5.2.Совершенствование технологии работы службы по предоставлению услуг незанятым и безработным гражданам.
Для повышения качества предоставляемых услуг клиентам службы занятости необходимо:
- продолжение изучения и внедрения в технологию работы программного комплекса "Катарсис";
- разработка и утверждение технологии работы с клиентами городской службы занятости;
- обеспечение повышения квалификации персонала ЦЗН;
5.6. Альтернативная гражданская служба
Для организации прохождения альтернативной гражданской службы необходимо:
- участие в разработке порядка направления граждан на альтернативную гражданскую службу, где будут определены функции городской службы занятости;
- по определению видов работ, профессий и должностей на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, сбор свободных вакантных мест;
8. # Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Непосредственным исполнителем и организатором реализации основных направлений Программы занятости населения является Центр занятости населения г. Якутска, с участием органов исполнительной власти, работодателей, заинтересованных организаций и учреждений.
Контроль за исполнением Программы осуществляет Департамент федеральной государственной службы занятости населения по РС (Я), муниципальное образование "Город Якутск".
Руководитель аппарата
Городского Собрания депутатов г. Якутска |
Саввина Л.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.