Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Городского
Собрания депутатов г. Якутска
от 26 декабря 2003 г. ПГС-12-3
Программа
содействия занятости населения г. Якутска на 2004 - 2006 гг.
Содержание
7. Приложения
Паспорт
программы содействия занятости населения г. Якутска на 2004 - 2006 гг.
Наименование Программы: | Программа содействия занятости населения г. Якутска на 2004 г. |
Наименование, дата и номер принятия решения о разработке программы |
Закон РФ "О занятости населения в РФ" Распоряжение мэра г. Якутска N 941 от 23.09.03 |
Государственный заказчик Программы |
Мэрия г. Якутска, Департамент ФГСЗН по РС (Я) |
Государственный координатор Программы |
Мэрия г.Якутска, Координационный совет содействия занятости населения. |
Основной разработчик программы |
Центр занятости населения г. Якутска |
Цели и задачи Программы: | Цель: реализация мер, направленных на активизацию политики занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан. Задачи: 1. Содействие в трудоустройстве ищущих работу граждан; 2. организация и проведение профориентации и профессионального обучения незанятого населения и безработных граждан; 3. увеличение масштабов общественных и временных работ; 4. недопущения массового высвобождения рабочей силы; 5. взаимодействие с работодателем; 6. стимулирование развития малого и среднего бизнеса, самозанятости и надомного труда; 7. оказание материальной и психологической поддержки граждан в период продолжительной безработицы; |
Основные мероприятия Программы: | - содействие трудоустройству незанятого населения, безработных граждан; - организация общественных работ; - профессиональная ориентация и профессиональное обучение; - трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите и выпускников учебных заведений; - участие в организации альтернативной гражданской службы; - поддержка малого бизнеса и предпринимательства, самозанятости и надомного труда; - поддержка доходов безработных граждан. |
Исполнители основных меро-приятий |
Мэрия г. Якутска, Центр занятости населения г. Якутска |
Срок реализации Программы | В течение 2004 - 2006 гг. |
Объемы и источники финан-сирования Программы |
Федеральный бюджет, Республиканский бюджет, бюджет г. Якутска |
Ожидаемые конечные резуль-таты реализации Программы |
Реализация мероприятий Программы позволит: - сократить среднюю продолжительность регистрируемой безработицы до 3.5 месяцев; - трудоустроить на рабочие места более 11 тыс.чел. - организовать общественные работы с участием 620 человек; - направить на профессиональное обучение и переподготовку 3600 безработных граждан; - обеспечить временное трудоустройство 5300 несовершеннолетних граждан в летний период; - оказать услуги по профессиональной ориентации 19550 человек; - поддержка доходов 9690 безработных граждан. |
Органы, осуществляющие контроль за выполнением Программы |
Департамент ФГСЗН по РС(Я) Муниципальное образование г. Якутска |
1. Введение
Программа содействия занятости населения г. Якутска на 2004 - 2006 гг. (далее именуется программа) направлена на повышение эффективности функционирования рынка труда города, расширения сферы занятости населения на основе создания рабочих мест и развития предпринимательства и самозанятости населения, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан.
Программа определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости на 2004 - 2006 гг. и является составной частью программы содействия занятости Республики Саха (Якутия).
Разработка Программы осуществлена на основе прогноза развития экономики г. Якутска в 2004-07 гг., предложений органов власти города Якутска, Федерации профсоюзов, плана мероприятий по реализации Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 гг., утвержденного Правительством РФ от 12.07.03 г. При разработке Программы учтена программа создания новых рабочих мест в РС(Я).
Программа разработана в соответствии с приказом Департамента федеральной государственной службы занятости по Республике Саха (Якутия) "О разработке программ содействия занятости населения улусов (городов) на 2004-2006 гг.", а также в соответствии с методическим сопровождением разработки территориальных программ содействия занятости населения Министерства труда и социального развития РФ.
Программа реализует комплексный, программный подход к решению проблем рынка труда на основе учета специфики состояния и перспектив развития трудовой сферы и предполагает реализацию мероприятий по содействию трудоустройству незанятых граждан в увязке с экономическими возможностями расширения сферы приложения труда.
2. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости
и на рынке труда города Якутска
2.1. Анализ ситуации в сфере занятости и на городском рынке труда
Город Якутск - как столица республики характеризуется сложной социально-экономической системой, является административным и культурным центром. Он занимает значительный удельный вес в экономике республики. Здесь проживает более 1/5 части населения республики, трудится около 30% рабочих и служащих, выпускается более 60% товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, реализуется 40-45% розничной торговли и бытовых услуг. Также он имеет свои особенности как по уровню, структуре занятости трудовых ресурсов по отраслям хозяйства, по формам собственности, так и по возрастному составу населения.
По данным городской статистической службы г. Якутска, сохраняется тенденция увеличения численности населения. Так, в 2002 г. среднегодовая численность постоянного населения составила 224,1 тыс. человек, что больше показателя 1998 г. на 2,8%. Численность трудоспособного населения, приостановившись в росте в начале 90-х гг., в 2002 г. этот показатель составлял 148,9 тыс. чел., в 2001 г. 146,8 тыс. чел.
Определенное влияние на рынок труда оказывает миграция населения. По данным баланса трудовых ресурсов наблюдается увеличение прибытия из улуса, в основном, трудоспособного возраста и составляло в 2002 г. 784 чел., в 2003 г. - 805 чел. Минусовое сальдо миграции населения по сравнению с последними годами уменьшилось в среднем на 8%. Негативное влияние на рынок труда имеет существование нелегальных мигрантов. Сфера приложение труда нелегальных мигрантов - в основном строительство, торговля, транспорт.
Начиная с 2000 г. наблюдается стабильное увеличение численности занятых в экономике, что характеризует улучшение ситуации в экономике в целом. В 2003 г. в отраслях экономики были заняты 126, 7 тыс. человек.
По сравнению со средними показателями по республике, в г. Якутске ниже доля занятых в материальном производстве, но она гораздо выше в отраслях непроизводственной сферы. Это связано с низким развитием отраслей перерабатывающей промышленности и сосредоточением в городе работников, занятых в органах управления республиканского масштаба.
В последние годы ситуация на рынке труда характеризуется отсутствием сбалансированности спроса и предложения рабочей силы - при наличии избытка предложения имеет место дефицит специалистов в различных отраслях, особенно по рабочим специальностям.
За 9 месяцев 2003 г. работодателями было заявлено 9047 свободных вакантных мест. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество свободных вакансий сократилось на 8%. Как и в прошлые года наибольшее количество подано заявок от государственного сектора экономики, и составило 59%.
Если в 2001 г. спрос превышал предложение в среднем в 2,3 раза, в 2002 г. разрыв увеличился и составил 3,26 раза. То в течение 9 месяцев 2003 г. разрыв между количеством подаваемых заявок на свободные вакантные места и предложением превышал в среднем в 5 раз. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан в расчете на одну вакансию) сократилась с 0,40 в 2001 г. до 0,23 на конец сентября 2002 г. и по состоянию на 01.10.2003 г. составила 0,12. Такая ситуация характеризуется скорее всего тем, что основная масса вакансий формируется по причине текучести кадров на предприятиях города. Это обусловлено, низкой оплатой труда, неритмичностью выплаты заработной платы, отсутствием перспектив в деятельности отдельных предприятий, а так же представлением неполных сведений о вакансиях на предприятии.
Динамика поступления свободных вакантных мест
по месяцам в течение 2001 г.,2002 г.,2003 г.
"Динамика поступления свободных вакантных мест по месяцам в течение 2001 г.,2002 г.,2003 г."
Наибольшим спросом продолжают пользоваться квалифицированные специалисты такие как инженер-программист, инженер-электрик, инженер-строитель, инженер-энергетик, теплотехник, юрист, врач, учитель, рабочие специальности: слесарь-сантехник, электрогазосварщик, токарь, фрезеровщик, электромонтер, продавец.
В меньшей степени спрос на рабочую силу отмечается в сельском хозяйстве, финансы и кредит, культуре, искусстве, науке.
Средняя продолжительность существования вакансии составляет 2,9 месяца.
Потребность в работниках, заявленная предприятиями и организациями
по состоянию на 1.10.03 г
2001 | 2002 | 2003 | ||||
всего | в т.ч рабоч |
всего | в т.ч рабоч |
всего | в т.ч рабоч |
|
Всего по состоянию на конец отчетного периода в т. ч по отраслям экономики |
2548 | 1885 | 2716 | 1901 | 3301 | 2260 |
Промышленность | 397 | 342 | 462 | 380 | 679 | 382 |
с/хозяйство | 65 | 46 | 43 | 34 | 58 | 66 |
Транспорт и связь | 215 | 189 | 179 | 135 | 271 | 192 |
строительство | 354 | 299 | 318 | 275 | 347 | 352 |
Торговля и общепит | 233 | 178 | 244 | 197 | 242 | 263 |
ЖКХ и быт.обслуживание | 261 | 232 | 333 | 311 | 307 | 300 |
Здравоохранение,соц.обеспе- чение,образование,культура, наука и научное образование |
631 | 351 | 538 | 325 | 683 | 383 |
Кредитование, финансы и страхование |
2 | 2 | 9 | 2 | 31 | 2 |
управление | 245 | 122 | 424 | 142 | 402 | 99 |
Другие отрасли | 145 | 124 | 166 | 100 | 281 | 221 |
По сравнению с прошлым годом общее количество граждан, предполагаемых к увольнению по высвобождению увеличилось на 38 чел. в том числе по категориям: женщин на 27 чел , лиц предпенсионного возраста на 5 чел., молодежи в возрасте от 16 до 29 лет на 18 чел.
Статистические данные за 9 месяцев 2003 г. показывают, что высвобождения в основном, как и в предыдущие года произошли в государственном секторе экономики. По сравнению с прошлым годом численность высвобожденных работников в государственном секторе увеличилось на 61 чел. или на 17%, в негосударственном уменьшилось на 23 чел. или на 12,6%. Если рассмотреть по отраслям экономики наибольшее высвобождение произошло в управлении - 183 чел. или 31,5% (по сравнению с прошлым годом 30%), в транспорте - 139 чел. или 24% (в 2002 г. около 10%), в строительстве - 58 чел или 10% (0,4%). Массовое высвобождение за отчетный период произошло в Государственной сортоиспытательной станции "Маган", 17 человек при списочной численности 23 чел. или 74%.
Анализ рынка труда г. Якутска за 1998-2002 гг. показывает, что численность обратившихся в службу занятости снижается.
С начала 2003 г. в городской службе занятости в поисках работы зарегистрировано 4668 гражданина, из них незанятых трудовой деятельностью - 3387 человек, что составило 72,6% от общего количества зарегистрированных.
Основную долю зарегистрированных безработных составляют женщины 56,3% и молодежь 19-29 лет (40%).
В числе зарегистрированных в поиске работы преобладают граждане со средним образованием (21,3%).
Распределение зарегистрированных в поисках работу граждан
по категориям населения
Всего | В т.ч. женщин | |
Имеющие длительный (более года) перерыв в работе |
635 | 391 |
Лица, освобожденные из мест лишения свободы |
39 | 1 |
Граждане, уволенные с военной службы | 25 | 0 |
Пенсионеры Из них по инвалидности |
311 226 |
172 114 |
Уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников |
211 | 131 |
Уволенные по собственному желанию | 1829 | 1071 |
Признано безработными 1243 гражданина (26,6% от всех зарегистрированных граждан). Среди безработных граждан женщины преобладают и составляют 64% от общего количества имевших статус безработного.
Качественный состав безработных граждан, зарегистрированных
в службе занятости (чел.) на 01.10.2003 г.
Показатели | Женщины | Мужчины | Всего |
Состав безработных всего: | 799 | 444 | 1243 |
В т.ч. по причинам увольнения: Уволившиеся по собственному желанию Высвобожденные Выпускники учебных заведений всех типов |
449 72 109 |
188 36 47 |
637 108 156 |
По уровню образования: Высшее Неполное высшее Среднее специальное Начальное профессиональное Среднее общее Основное общее не имеющие основного общего образования |
240 4 225 66 205 54 5 |
76 1 62 38 170 90 7 |
316 5 287 104 375 144 12 |
По возрасту: Молодежь 16-29 лет лица предпенсионного возраста других возрастов |
442 28 329 |
293 7 144 |
735 35 473 |
Отдельные категории безработных граждан: Граждане, имеющие длительный перерыв в работе не приступавшие к трудовой деятельности не имеющие профессии (специальности) |
148 197 103 |
56 177 137 |
204 374 240 |
Уровень официально регистрируемой безработицы составил на 1 октября 2003 г. 0,1% к экономически активному населению. Продолжительность безработицы среди безработных граждан составляет в среднем 2,34 месяца.
За 9 месяцев с. г. трудоустроено 2989 чел., в том числе безработных - 405 чел. Уровень трудоустройства составил 64% от общей численности зарегистрированных в поисках работы граждан и 33% от общей численности безработных. В течение 10 дней с момента обращения в ЦЗН г. Якутска трудоустроено 2039 или 43,7% от общего количества зарегистрированных граждан. Из числа нашедших работу, на условиях временной занятости трудоустроены 1675 чел. или 56%.
Направляется на профессиональное обучение 16,2% безработных, в основном на первоначальное обучение и переподготовку.
Профессиональные курсы имеют краткосрочные программы. Специальности и профессии востребованы на рынке труда и ориентированы на взрослое население, имеющее осознанный и профессиональный подход. Трудоустройство после окончания курсов составило 98 %. Для целевой подготовки и закрепления кадров на предприятия алмазно-гранильной отрасли ЦЗН продолжает практиковать организацию "ученических мест" на предприятиях (ООО "Сахаювелир", ООО "Сата", ООО НПК "ЭПЛ Даймонд"). По набору на ученические места проводились дни открытых дверей с участием работодателей, проводилось углубленное тестирование психологом на профпригодность.
В целях развития альтернативных возможностей для трудоустройства не занятых трудовой деятельностью граждан, городской орган службы занятости проводит работу по содействию самозанятости и предпринимательской инициативе граждан. Услуги, оказываемые в рамках этой программы, включают следующее: консультирование и профессиональная ориентация безработных с целью определения возможностей их деятельности в качестве предпринимателей; обучение безработных основам предпринимательства и по специальностям ориентированным на надомный труд и самозанятость; возмещение финансовых расходов на регистрацию в качестве предпринимателя.
Развитие самозанятости и малого предпринимательства, стимулирующих создание новых рабочих мест в различных отраслях экономики, способствует снижению социальной напряженности.
На фоне снижения численности безработных в городе, в последние годы неуклонно растет безработица в пригородных поселках города. Это обусловлено несколькими факторами: узость сферы приложения труда сельчан, ликвидация и банкротство некогда крупных предприятий сельскохозяйственного производства; крайне низкие темпы развития малого предпринимательства в аграрном секторе, дорогая и неудобная транспортная схема до города и другие. По статистическим данным доля занятых в крестьянских и фермерских хозяйствах сократилось в последние три года с 461 человека до 448 человек.
В первую очередь ряды безработных пополняют слабозащищенная категория населения: инвалиды, женщины, воспитывающие детей, лица предпенсионного возраста, молодежь, сироты и т.д. Данной категории служба занятости уделяет особое внимание. Центром занятости населения проводятся специализированные мероприятия с целью максимального трудоустройства их. В результате за 9 месяцев 2003 г. заключено 184 договора с 73 работодателями, трудоустроено 184 человека (выполнение 9 месячного плана на 115%). В том числе молодежи - выпускников учебных заведений трудоустроено - 37, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей - 29, инвалидов, имеющих трудовые рекомендации -75; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - 1; лиц предпенсионного возраста - 6; лиц, освобожденных из мест лишения свободы - 12, длительно безработные граждане - 20, дети-сироты-4.
Занятость населения, ее уровень, а также территориальный, отраслевой, социальный, профессиональный, возрастной аспект занятости непосредственно влияет на материальное положение населения, размеры его доходов. Даже временная потеря работы, тем более безработица, как правило, означает для человека переход в низшую социальную группу по качеству и уровню жизни. В свою очередь, такая невостребованность на рынке труда оказывает сильное негативное влияние не только на моральное состояние отдельной семьи, но и всего общества.
2.2. Прогноз развития ситуации на рынке труда
В 2004-2006 гг. будет наблюдаться увеличение численности постоянного населения, в том числе трудоспособного населения. Среднегодовая численность постоянного населения прогнозируется в 2006-07 гг. на уровне 237,0 тыс. человек. Вхождение в трудоспособный возраст среднего по численности поколения, родившегося в 80-е гг., способствуют росту численности населения трудоспособного возраста. Максимальный рост будет наблюдаться в 2005 г. По прогнозным данным экономистов после 2005 г., когда в трудоспособный возраст начнет входить поколение граждан, родившихся в период низкой рождаемости 90-х годов, произойдет не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение - начало старения экономически активной части населения.
Численность занятого населения в экономике медленно будет расти и увеличится с 125,9 тыс. человек в 2003 г. до 126,7 тыс. чел. к 2005 г.
Увеличение спроса на рабочей силы будет зависеть, главным образом, от расширения производства и развития отраслей экономики. По данным прогноза социально-экономического развития г. Якутска на 2003-2007 гг. приоритетными направлениями для г. Якутска будут развитие специализированной фармацевтической промышленности, химико-лесного производства, энергосберегающих технологий, пищевой и легкой промышленности. Недостаточными темпами продвигается развитие малого бизнеса. Развитие малого предпринимательства, надомного труда, самозанятости является резервом, дающим возможность создать новые рабочие места, а в сельских местностях способствует снижению социальной напряженности.
На рынке труда г. Якутска сохраняется тенденция к увеличению предложения рабочей силы, превышающая спрос в 2-3 раза. Конъюнктура городского рынка труда преимущественно определяется спросом на высококвалифицированную рабочую силу рабочих специальностей, а также врачей, специалистов инженерно-технического профиля, юристов. И в 2004-2006 гг. сохранится тенденция спроса в квалифицированных рабочих кадров в таких отраслях, как строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, транспорт, энергетика. Рынку образовательных услуг необходимо отреагировать на изменение спроса и ликвидировать дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.
По прогнозу на 2004-2006 гг. наиболее заметными темпами будет идти снижение численности занятых в ЖКХ, геологии, сельском хозяйстве, культуре. Увеличение численности занятых будет наблюдаться в следующих отраслях: торговля и общепит (27290 чел.), строительство (12580), промышленность (16783), органы управления (9653). Почти неизменными останется численность занятых в образовании и здравоохранении.
В 2004 г. будет расти приток сельского населения в город, что дополнительно будет создавать напряженность на городском рынке труда.
3. Факторы, влияющие на развитие эффективного рынка труда
В связи с улучшением общей экономической ситуации на рынке труда наблюдается уменьшение численности граждан, состоящих на учете в службе занятости и увеличение процента трудоустройства. Тем не менее, есть негативные моменты, сдерживающие дальнейшее развитие эффективного рынка труда:
увеличение в 2003-2005 гг. численности населения трудоспособного возраста, что обусловлено вступлением в трудоспособный возраст значительной части граждан, родившихся в 80-е гг. и увеличение миграционных потоков из сельской местности в город, в основном молодежи, что создает дополнительную напряженность на городском рынке труда;
количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением на рабочую силу, обусловленный низкой емкостью рынка труда города;
рост численности безработных граждан в пригороде города, обусловленная недостаточными темпами развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики;
наличие незаконного привлечения и использования иностранной рабочей силы, создающее дополнительную напряженность на рынке труда;
проблема трудоустройства отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, выпускников учебных заведений, инвалидов, лиц предпенсионного возраста, женщин и т.д.), обусловленная ужесточением требований работодателей.
Наличие проблем на рынке труда свидетельствует о том, что способность рынка труда к саморегуляции незначительна. Поэтому сохраняется необходимость проведения активной политики регулирования рынка труда, которая предусматривается в ходе реализации программы занятости населения.
4. Цели и задачи программы на 2004 - 2006 гг.
Цель программы: реализация мер, направленные на активизацию политики занятости, сокращения периода безработицы.
Исходя из ключевых проблем в сфере занятости и на рынке труда, определены приоритетные направления работы Центра занятости г. Якутска и органов исполнительной власти в данной области.
1. В области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечение отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификаций:
- повышение конкурентоспособности на рынке труда безработных граждан посредством профессиональной ориентации и профессионального обучения;
- охватить профориентационной работой более 4000 школьников;
- направить на профессиональное обучение 3600 безработных граждан.
2. В области содействия занятости населения и граждан, особо нуждающихся в социальной защите:
- содействие в трудоустройстве 11650 ищущих работу граждан, в том числе несовершеннолетних граждан, на период летних каникул - 5300 человек;
- увеличение масштабов общественных работ, организуемых для безработных граждан и реализация специальных программ для слабозащищенных на рынке труда групп населения, особо нуждающихся в социальной защите;
3. В области развития городского рынка труда:
- расширение банка вакансий за счет повышения качества работы с работодателями;
- развитие семейной экономики и крестьянского хозяйства, самозанятости населения пригороде города, путем обучения основам предпринимательской деятельности и субсидирования безработных граждан;
- достижение баланса между использованием местных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы;
- сдерживание массовой безработицы.
4. В области финансирования мероприятий по содействию занятости населения:
- эффективное использование средств федерального бюджета;
- привлечение средств местного бюджета на реализацию мер активной политики занятости;
5. В области повышения эффективности деятельности городской службы занятости:
- организация информационной поддержки программы, оперативное информирование населения о ситуации на рынке труда и перспективных направлениях его развития;
- совершенствование технологии работы органов по предоставлению услуг незанятым и безработным гражданам;
- развитие системы информационного обеспечения, обеспечение доступности информации для клиентов городской службы занятости.
5. Система программных мероприятий
Для решения взаимоувязанных задач программы выделено 6 основных направлений реализации политики занятости:
1. Повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда.
1.1. Организация профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.
1.2. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка граждан, в том числе школьников.
2. Содействие занятости населения и граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
2.1. Содействие в трудоустройстве.
2.2. Организация общественных работ.
2.3. Трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
2.4. Содействие занятости молодежи и выпускников.
2.5. Содействие занятости инвалидов.
3. Улучшение функционирования рынка труда.
3.1. Взаимодействие с работодателями.
3.2. Оказание содействия самозанятости безработных граждан.
3.3. Регулирование трудовой миграции.
4. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения.
4.1.финансирование активной политики занятости из средств федерального бюджета и местного бюджета.
4.2. материальная поддержка доходов безработных граждан.
5. Повышение эффективности деятельности городской службы занятости.
5.1. Информирование о ситуации на рынке труда.
5.2. Совершенствование технологии работы службы по предоставлению услуг незанятым и безработным гражданам.
6. Альтернативная гражданская служба
6.1. Содействие занятости, лиц проходящих альтернативную службу.
Сроки реализации мероприятий - в течение 2004 - 2006 гг.
5.1. Развитие качества рабочей силы и конкурентоспособности
граждан на рынке труда
5.1.1. Организация профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.
Одним из важнейших направлений активной политики является профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации. Основной целью профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения является повышение их конкурентоспособности с целью трудоустройства посредством предоставления образовательных услуг на основе потребности граждан, работодателей и прогноза развития рынка труда, изучения спроса квалифицированных кадров по отраслям производства и народного хозяйства.
Главной задачей профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения является работа над повышением качества обучения. По итогам конкурса в 2003 г. заключены договора с 20 учебными заведениями на организацию профессионального обучения.
За 9 месяцев текущего года, по вопросам обучения и повышения квалификации всего обратилось 2294 граждан, из которых на курсы направлено 758 человек. Удельный вес направленных на курсы граждан от общего числа зарегистрированных в поисках работы граждан составляет 16,2 %. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число направленных на обучение снизилось на 0,7%.
Профессиональные курсы имеют краткосрочные программы. Обучение проводится по специальностям и профессиям востребованным на рынке труда и ориентированы на взрослое население, имеющее осознанный и профессиональный подход. Трудоустройство после окончания курсов составило 98 %. Для целевой подготовки и закрепления кадров на предприятия алмазно-гранильной отрасли ЦЗН продолжает практиковать организацию "ученических мест" на предприятиях (ООО "Сахаювелир", ООО "Сата", ООО НПК "ЭПЛ Даймонд"). По набору на ученические места проводились дни открытых дверей с участием работодателей, проводилось углубленное тестирование психологами на профпригодность.
За отчетный период, средняя продолжительность обучения составила 3,2 месяца.
Система действий по организации профессионального обучения включает:
- расширение деловых контактов городской службы занятости с образовательными учреждениями, формирование банка данных об учебных заведениях, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации, перечня профессий и специальностей по которым будет организовано профессиональное обучение;
- повышение качества оказываемых услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения, а также занятых, желающих изменить род деятельности и профессию;
- подготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих кадров, пользующихся спросом на рынке труда, в том числе под конкретные рабочие места по заявкам работодателей;
- организация опережающего профессионального обучения граждан, находящихся под риском увольнения, особенно если ожидается массовое высвобождение;
- профессиональное обучение по специальностям, способствующим развитию предпринимательской деятельности, самозанятости, надомного труда;
- проведение мероприятий: ярмарка курсового обучения, самопрезентации выпускников профобучения, дни открытых дверей и т.д.;
- обеспечение приоритетности профессионального обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы;
- материальная поддержка на период профессионального обучения в виде выплаты стипендии.
Планируется организовать профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения в 2004 - 2006 гг. в количестве 3600 человек, в основном под создание новых рабочих мест и для ведущих отраслей экономики городского хозяйства. (Приложения N 8,9)
5.1.2. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных, в том числе и школьников.
Основными задачами профориентационной работы являются:
- предоставление информации о рынке труда, содержании профессий, образовательных услугах, возможностях профессионального обучения,
- выявление имеющихся профессиональных и личностных ресурсов, повышение активности безработного в планировании конкретных шагов по достижению цели;
- выявление возможных сфер деятельности человека в соответствии с индивидуально - психологическими особенностями, интересами, состоянием здоровья, профессиональными навыками и требованиями на рынке труда;
- психологическая поддержка и содействие в формировании конструктивного поведения в ситуации безработицы.
Большую часть граждан, получающих профориентационные услуги, составляет молодежь от 16 до 29 лет. (63 %). Наиболее остро стоит проблема трудоустройства среди впервые ищущих работу - молодых специалистов. С каждым годом повышается интерес выпускников школ и их родителей к вопросу выбора профессии. Необходима работа по мотивации осознанного выбора сферы деятельности, в соответствии с интересами, возможностями и требованиями рынка труда.
В проведении профконсультаций с ищущими работу гражданами, важной задачей становится мотивация клиентов службы занятости к скорейшему их трудоустройству, профилактика длительного периода безработицы. В работе с длительно безработными гражданами, особенно в возрасте после 40 лет, необходимым условием становится снижение психологического напряжения и содействие в выработке конструктивного поведения в сложившейся ситуации.
В соответствии с концепцией действий на рынке труда на 2003 - 2005 гг. становится актуальным взаимодействие с работодателями на платной основе, и в этом направлении может быть эффективным сотрудничество с психологической службой в плане профотбора, проведения семинаров, тренингов, организационного консультирования.
Основные программные действия:
- разработка новых форм профориентационной работы с различными категориями населения (выпускниками школ, будущими предпринимателями, молодыми специалистами, работодателями и др.) и ежедневная консультационная работа с ними;
- проведение общегородского мероприятия "Ярмарка профессий и учебных мест", в целях информирования о профессиях, возможностях получения профессионального образования, условиях поступления;
- оказание психологической поддержки безработным и ищущим работу гражданам по программам социальной адаптации ("Клуб ищущих работу", "Новый старт", "Клуб молодого специалиста" и др.);
- расширение взаимодействия с работодателями;
- разработка программы и проведение консультаций в малых группах с учащимися 10-11 классов;
- методическая помощь школьным психологам по проведению профориентационных консультаций со старшеклассниками;
- в рамках соглашения с ЯГУ проведение обучения технологии поиска работы в "Клубе молодого специалиста" выпускников и студентов;
- проведение конкурса "Перспектива" для выпускников ССУЗов и ВУЗов, с привлечением работодателей;
- проведение семинаров для работодателей по повышению психологической компетентности специалистов по работе с персоналом.
- проведение занятий по развитию навыков делового общения в Бизнес-Центре.
5.2. Содействие занятости населения и граждан особо нуждающихся в
социальной защите
5.2.1. Содействие в трудоустройстве
За 9 месяцев с. г. трудоустроено 2989 чел., в том числе безработных - 405 чел. Уровень трудоустройства составил 64% от общей численности зарегистрированных граждан, ищущих работу и 33% от общей численности безработных. Численность трудоустроенных граждан уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5%. В первые 10 дней с момента обращения в ЦЗН г. Якутска трудоустроено 2039 или 43,7% от общего количества зарегистрированных граждан. На условиях временной занятости трудоустроены 1675 чел. или 56% от общего количества трудоустроенных.
Для эффективной работы по содействию трудоустройству граждан, ищущих работу через службу занятости необходимо:
- совершенствование технологии работы службы, улучшение ее технической оснащенности и информационной базы, обучение и повышение квалификации инспекторов службы занятости;
- расширение деловых контактов с работодателями;
- создание в ЦЗН г. Якутска специализированного подразделения по работе с молодежью, выпускниками;
- в интересах сокращения времени поиска работы гражданами, ищущими работу, проведение специализированных мероприятий: дней открытых дверей, ярмарок вакансий, конкурсов, экспресс-подборы кадров, "горячие линии" и т.д.;
- повышение социальной адаптации незанятого населения и безработных граждан и обучения их навыкам самостоятельного поиска работы в "Клубе ищущих работу", "Новый старт";
- оперативный подбор квалифицированных специалистов через Банк резерва кадров.
- содействие досрочному выходу на пенсию лицам предпенсионного возраста, уволенным по сокращению штатов или по ликвидации предприятия, с ограниченными возможностями в трудоустройстве;
Программой предусмотрено трудоустроить в 2004 - 2006 гг. 11650 чел.
5.2.2. Организация общественных работ.
Отличительными особенностями общественных работ от других видов деятельности являются: доступность работ для различных категорий незанятого населения; возможность привлечения максимального количества граждан при минимальном уровне затрат; возможность оперативного изменения в городе (увеличение, сокращение) объема работ по мере роста или снижения уровня безработицы; организация видов работ, которые по характеру, условиям и режимам соответствуют возрасту, полу, физическому состоянию, уровню образования, производственному опыту граждан; возможность применения режима неполного рабочего времени и гибких форм организации труда; организация работ в рамках социально-экономических и экологических программ; социальная значимость работ города; возможность вовлечения молодежи, в том числе школьников во время школьных каникул в трудовую деятельность, имеющую общественно-полезное значение.
За счет предоставления гражданам возможностей временной занятости частично снижается дефицит рабочих мест, поддерживаются доходы безработных, сохраняется мотивация к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
За 9 месяцев т. г. ЦЗН обеспечил временную занятость 189 безработным гражданам, что позволило выполнить контрольные показатели за данный период на 114,5%. Хотя в текущем периоде по сравнению с январем-сентябрем 2002 г. произошло уменьшение (на 11,3%) численности граждан участвовавших в программе общественных работ.
В этом году основная часть финансирования статьи "Организация общественных работ" была направлена временную занятость в пригородных поселках; Хатассы, Капитоновка, Тулагино-Кильдямского наслега в связи с увеличением численности безработных граждан.
Средний период участия в общественных работах составляет 1,8 месяца.
За 9 месяцев израсходовано на общественные работы из средств федерального бюджета - 554430 рублей.
Для повышения роли общественных и других видов временных работ как активного средства реализации политики занятости необходимо предусмотреть следующие направления действий:
- совершенствование координации действий МО г. Якутска и пригородов, органов службы занятости, общественных организаций по вопросам организации общественных работ, финансовому обеспечению за счет местного бюджета и совершенствованию механизма финансирования;
- улучшение информационного обеспечения безработных граждан о планируемых мерах по организации общественных работ, условиях участия в них, оплаты;
- ежегодное утверждение видов и объемов общественных работ с участием руководителей предприятий и организаций города;
- заключение на конкурсной основе договоров с предприятиями и организациями и городскими службами на организацию общественных работ;
- предоставление возможности для временного трудоустройства 620 безработным гражданам во время активного поиска постоянной работы, в том числе лицам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы (молодежь в возрасте до 18 лет, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, и др.);
- организация общественных работ с участием безработных граждан в административных округах и их подрядных предприятиях;
- расширение общественных работ в пригородных поселках города.
5.2.3. Трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Особое внимание программой уделяется вопросу занятости граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда.
В результате за 9 месяцев 2003 г. заключено 184 договора с 73 работодателями, трудоустроено 184 человека (выполнение 9 месячного плана на 115%). В том числе молодежи - выпускников учебных заведений трудоустроено - 37, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей - 29, инвалидов, имеющих трудовые рекомендации -75; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - 1; лиц предпенсионного возраста - 6; лиц, освобожденных из мест лишения свободы - 12, длительно безработные граждане - 20, дети-сироты-4. Средняя продолжительность участия граждан по данной программе составляет в целом - 1,5 месяца. По категориям населения средняя продолжительность участия следующее: молодежь -выпускники - 2; инвалидов - 2, одиноких, многодетных родителей - 2; граждан, уволенных с военной службы - 1; лиц предпенсионного возраста - 1; лиц, освобожденных из мест лишения свободы - 1,5; длительно безработных - 1; дети - сироты - 1.5.
Распоряжением Главы администрации г. Якутска N 16-р от 09.01.03 г. "О квотировании рабочих мест на предприятиях и организациях, в учреждениях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих затруднения в трудоустройстве на 2003 г." установлено создать 99 квотированных рабочих мест на предприятиях городского хозяйства. В отчетном периоде Центром занятости населения г. Якутска заключено всего 55 договоров на 95 рабочих мест, трудоустроено 83 человека. Из них инвалиды 14 человек, молодежь в возрасте до 30 лет - 12 человек, другие лица моложе 18 лет - 15, многодетные и одинокие родители - 19 человека, лица освобожденные из мест лишения свободы - 11 человек, лица предпенсионного возраста и другие категории - 12 человек.
В силу их социально-профессиональной специфики, затрудняющей поиск работы и получение рабочего места, программой п
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.