Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 29 сентября 2005 г. N 538
Заключение
на проект Федерального закона N 187513-4 "О недрах"
(подготовленный МПР России и внесенный Правительством
Российской Федерации 17 июня 2005 г. в Государственную Думу
Российской Федерации)
Внесенный 17 июня 2005 г. Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации проект Федерального закона "О недрах", доработанный МПР после рассмотрения и одобрения Правительством Российской Федерации в марте 2005 г., претерпел структурные и текстуальные изменения. При этом не учтены рекомендации и предложения парламентских слушаний Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, субъектов Российской Федерации и следующие концептуальные положения:
исключены конституционные полномочия субъектов Российской Федерации по совместному владению, пользованию и распоряжению недрами, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории Российской Федерации. Им дается только право участия отношениях в сфере недропользования лишь от имени Российской Федерации, при этом количество полномочий субъектов Российской Федерации сокращено до 5 против 15 в действующем законе;
исключены понятия и нормы о государственной собственности на недра и на минеральное сырье (или его виды) и вводятся нормы об исключительной федеральной собственности на недра;
через статьи 23 (о собственности пользователя недр на добытые полезные ископаемые), 20 (право пользование как имущественное право), 54 (передача права пользования без особых ограничений) и 55 (залог права пользования без всяких ограничений) практически осуществляется переход участков недр в частную собственность;
исключены понятия и нормы о муниципальных образованиях, как субъектах отношений в области недропользования;
исключены понятия участков недр федерального, регионального значения.
К участкам недр местного значения отнесены только участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;
в законопроекте отсутствуют нормы прямого действия, закрепляющие обязанность проведения и стимулирования геологического изучения недр государством как собственником недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы недропользователями;
передача прав пользования для разведки и добычи полезных ископаемых в интересах крупных финансовых компаний осуществляется только в аукционной форме, при этом не учитывается разнообразие и специфика минерально-сырьевой базы страны, недропользования в России, регионов и ограничивается механизмы регулирования недропользования собственниками недр - Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это ставит передачу прав пользования в зависимость только от разовых платежей вне зависимости от технических и технологических решений рационального пользования и охраны недр, социально-экономического развития регионов, что означает переход основных, наиболее крупных участков недр крупным частным компаниям, в том числе непрофильных структур, вплоть до мафиозных;
законопроект не имеет регионального аспекта (в частности, по Крайнему Северу и Арктике, где добывается и сосредоточены основные запасы и ресурсы энергоресурсов, редких и драгоценных металлов и камней), который для Российской Федерации с его огромной территорией, геолого-экономическими, географо-климатическими и инфроструктурными различиями имеет существенное значения в сфере рационального недропользования и охраны недр в рамках устойчивого развития, участником которого является Российская Федерация. Разработанная в соответствии Планом мероприятий по социально-экономическому развитию районов Севера, с принятыми решениями Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 28.04.2004 г., Концепция устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации, находящееся на рассмотрении Правительства Российской Федерации требует особого режима нормативного правового регулирования, в том числе области природопользования (недропользования).
На основании изложенного требуется изменение концепции законопроекта в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации о федеративном устройстве и совместном ведении Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации вопросов собственности на недра, природопользования.
Кроме этого, по отдельным статьям, нормам и положениям законопроекта необходимо отметить:
1. Статьей 19 определен Федеральный фонд резервных участков недр: "В целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в запасах стратегических и дефицитных видов полезных ископаемых из участков недр нераспределенного фонда недр может формироваться федеральный фонд резервных участков недр". Однако этот фонд ограничен только нераспределенным фондом недр, и не определен механизм возможности включения в этот фонд участков недр, находящихся в распределенном фонде и их возврат в государственный фонд недр.
2. В законопроекте не предусмотрена защита интересов малочисленных коренных народов Севера и Арктики и их участие в сфере недропользования, что является прямым нарушением их конституционных прав на традиционное земле- и природопользование. Более того, при несогласии предоставления ими земельных участков для целей недропользования, государство частью 4 статьи 43 "может изъять земельный участок для государственных нужд в порядке, установленном земельным законодательством" для передачи участков недр и земель (в том числе малочисленных народов Севера) в целях недропользования частных компаний. При этом компенсация потерь и убытков в законопроекте не предусматривается. Согласование земельного отвода со стороны пользователей земельных участков, в том числе сельхозпроизводителей, родовых общин малочисленных народов Севера и Арктики законопроектом не предусматривается, что позволяет полностью игнорировать хозяйственный уклад и традиционное природопользование этих народов и является основой для его разрушения.
3. Оборот участков недр проявлен в механизме передачи прав пользования, залог прав пользования без ограничений и право собственности пользователя недр на добытое сырье (статья 23, часть 1), хотя частью 6 статьи 16 формально оборот участков недр запрещен.
4. В основных понятиях (статья 4) не определены термины: "добыча", "попутная добыча (сбор)" полезных ископаемых, которые трактуются правоведами по-разному, исходя из их горно-геологической подготовки. "Сбор минералогических и палеонтологических и других геологических материалов" (полезных ископаемых) законопроектом трактуется только как сбор коллекционных геологических материалов (единичных коллекций). Включение этих понятий и расширение понятия "сбор" как попутный сбор полезных ископаемых в норму законопроекта позволило бы четко регулировать процесс недропользования, исходя из установленных норм и общепринятого исторического факта и понимания этой деятельности на территории Российской Федерации. Предлагается дополнить статьи понятиями:
"добыча полезных ископаемых" - деятельность граждан и юридических лиц (пользователей недр), направленная на извлечение полезных ископаемых из недр и других натуральных полезных свойств недр в результате разработки месторождений в промышленных масштабах с применением технических средств с нарушением целостности недр или без нарушения целостности недр;
"попутная добыча (сбор) полезных ископаемых" - деятельность граждан и юридических лиц (пользователей недр), направленная на извлечение полезных ископаемых из недр и (или) поверхности земли в процессе традиционной хозяйственной деятельности населения и хозяйствующих субъектов без существенного нарушения целостности недр и (или) дополнительного нарушения целостности недр, установленной при основной деятельности.
Обоснование: попутный сбор (добыча) мамонтовых бивней и других остатков мамонтовой фауны в процессе традиционной хозяйственной деятельностью малочисленных народов Севера в Арктических районах России без существенного нарушения целостности недр фактически существует уже более 300 лет.
Попутная добыча песчано-гравийной смеси, песка без дополнительного нарушения целостности недр фактически осуществляется при дноуглубительных работах в бассейнах рек и водоемов России без правового регулирования этой деятельности. При этом добыча этого сырья осуществляется без утвержденных запасов и экспертизы геологических материалов. В процессе дноуглубительных работ также могут быть добыты россыпные полезные ископаемые (магнетит, ильменит, рутил, монацит, золото, платина и другие), что позволила бы получить дополнительные доходы, уменьшить себестоимость основной деятельности, эффективному использованию ресурсов недр.
Определение "минерально-сырьевая база" - как совокупность учтенных в недрах разведанных и предварительно оцененных запасов и ресурсов, составляющих основу минерально-сырьевого потенциала страны, по смыслу неправильна, так как понятие МСБ не ограничивается только страной, она может быть определена и для региона, компании и т.д.
Основные понятия, включенные в законопроект, недостаточны для решения главных задач регулирования недропользования, они отличаются от научных и традиционных определений, существующих в России за трехсотлетнюю историю существования государственной геологической службы.
5. В развитие концепции законопроекта в основные положения и нормы законопроекта предлагается:
1) Статью 5 "Субъекты отношений недропользования" изложить в следующей редакции:
1. Субъектами отношений недропользования являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные образования представляющие население соответствующей территории, субъекты предпринимательской деятельности-пользователи недр (юридические и физические лица), созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, граждане Российской Федерации и их общественные организации.
2. От имени населения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях недропользования соответственно участвуют органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
3. От имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований в отношениях недропользования участвуют органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
4. От имени граждан в отношениях недропользования участвуют сами граждане и (или) их общественные организации в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих общественных организаций".
2) Часть 2 статьи 10 изложить в следующей редакции: "Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации". "Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации, а также заключаемыми в соответствии с ней Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий".
3) Участки недр федерального значения в определении статьи 2.1 действующего ФЗ "О недрах" четко обозначает целевое назначение этих участков по социально-экономическому значению и национальной безопасности России в целом. Такой принцип выделения этих участков недр не вызывает сомнений со стороны субъектов Российской Федерации, населения и общественности страны и они должны управляться Правительством Российской Федерации (федеральным органом управления фондом недр) напрямую по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В представленном проекте в статье 19 установлена возможность выделения "Федерального фонда резервных участков недр" "в целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в запасах стратегических и дефицитных видов полезных ископаемых из участков недр нераспределенного фонда недр:", что на наш взгляд недостаточен с точки зрения национальной безопасности страны в силу того, что 90% крупнейших месторождений находится в распределенном фонде и ограничение авторами законопроекта России, как государства - собственника недр, участками нераспределенного фонда цинично, а для России и россиян - унизительно! Этот и другой пример о собственности на добытое минеральное сырье показывают об ошибочной концепции законопроекта, когда отдельными нормами закона раздается национальное богатство страны без участия народа, субъектов Российской Федерации с незаконной экономической выгодой для федерального чиновника.
4) Статью 15 "общераспространенные полезные ископаемые" следует исключить, поскольку она вступает в противоречие со статьей 14, определяющей порядок классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых.
6. На основе анализа, выполненного Минпромэнерго России и Республикой Саха (Якутия) по итогам 2004 г. по пяти видам минерального сырья (нефть, газ, алмазы, золото, уголь) установлено, "что 70-90% от общего количества эксплуатируемых месторождений обеспечивает не более 20% суммарной годовой добычи этих видов минерального сырья", которые "не оказывают существенного влияния на баланс производства и потребления МСР, а также на стратегию развития российской экономики в целом и имеют преимущественно социальную и экономическую значимость на местном (региональном) уровне". Эти 70-90% участков недр из 13,5 тыс. участков недр в распределенном фонде недр России должны иметь статус участков недр регионального значения и полномочия по их управлению осуществляют субъекты Российской Федерации с согласованием основных позиций с федеральным органом управления фондом недр при утверждении Программ лицензирования.
Таким образом, основным принципом выделения участков недр федерального, регионального и местного значения является их социально-экономическая значимость, а в качестве критерия выделения участков недр регионального значения предлагается классификация месторождений (участков недр) по количеству запасов (ресурсов) полезных ископаемых.
Предлагается статью 18 назвать "Принципы и критерии выделения участков недр регионального и местного значения" и изложить в следующей редакции:
1) К участкам недр регионального и местного значения на территории субъектов Российской Федерации в соответствии социально-экономической значимостью и количественным параметром балансовых запасов(ресурсов) месторождений полезных ископаемых (геолого-экономическим показателям) относятся:
Статус участков недр |
Единица измерения |
Максимальное значение балансовых запасов по категориям А+В+С1+С2 |
А. Участки недр регионального значения, содержащие месторождения полезных ископаемых: |
||
1. Углеводородное сырье | ||
Нефть | Млн. тонн | 30 |
Газ (извлекаемые) | Млрд. м3 | 100 |
2. Алмазы и драгоценные камни | ||
Алмазы коренные | Млн. карат | 10 |
Алмазы россыпные | Млн. карат | 3 |
3. Благородные металлы | ||
Золото россыпное | т металла | 3 |
Золото коренное | т металла | 10 |
Платина россыпная | т металла | 1 |
Платина коренная | т металла | 5 |
Серебро | т металла | 1000 |
4. Чёрные металлы | ||
Железо | Млн.т руды | 200 |
Хром | Тыс.т. руды | 1000 |
Марганец | Тыс.т. руды | 2000 |
5. Цветные и редкие металлы | ||
Алюминий, в том числе бокситы для производства глинозема, алуниты, нефелины |
Млн.т.руды | 10 |
Бокситы огнеупорные и абразивные | Млн.т руды | 500 |
Цезий (оксид) | Тыс.т. | 0,5 |
Титан коренной | Млн.т. ТiО2 | 5 |
Титан россыпной | Млн.т. ТiО2 | 2 |
Медь | Тыс.т. металла | 50 |
Свинец | Тыс.т.металла | 100 |
Цинк | Тыс.т.металла | 100 |
Олово коренное | Тыс.т. металла | 20 |
Олово россыпное | Тыс.т.металла | 10 |
Вольфрам коренной | Тыс.т.WО3 | 10 |
Вольфрам россыпной | Тыс.т. WО3 | 5 |
Молибден | Тыс.т.металла | 10 |
Ванадий | Тыс.т. v205 | 50 |
Сурьма | Тыс.т. металла | 30 |
Ртуть | Тыс.т. металла | 1 |
Никель | Тыс.т. металла | 50 |
Ниобий коры выветривания | Тыс.т. NB205 | 20 |
Ниобий коренной | Тыс.т. NB205 | 100 |
Цирконий коренной | Тыс.т. ZrO2 | 1000 |
Цирконий россыпной | Тыс.т. ZrО2 | 500 |
Висмут | Тыс.т. | 1 |
Германий | Тыс.т. | 0,5 |
Кобальт | Тыс.т. | 2 |
Литий (оксид) | Тыс.т. | 50 |
Стронций | Тыс.т. | 100 |
Тантал (пентоксид) коренной | Тыс.т. Tа2О5 | 3 |
Тантал (пентоксид) россыпной | Тыс.т. Ta2О5 | 0,5 |
6. Энергетическое сырьё | ||
Уголь коксующийся и энергетический | Млн.т. | 50 |
Уголь бурый | Млн.т. | 100 |
Торф | Без ограничений | |
7. Горно-химическое сырьё | ||
Апатитовые руды | Млн.т. P2О5 | 25 |
Калийные соли | Млн.т. руды | 100 |
Бор | Млн. т В2О5 | 500 |
Фосфориты | Млн.т.Р2О5 | 20 |
Магниевые соли (бишофит) | Млн.т. | 20 |
Соли поваренные пищевые | Млн.т. | 200 |
8. Горнорудное сырьё | Без ограничений | |
Кроме: пьезооптического, кварцевого, ювелирно-поделочного, ограночных камней |
||
Барита | Млн.т. | 1 |
Брусита | Млн.т. | 2 |
Волластонита | Млн.т. | 1 |
Талька | Млн.т. руды | 1 |
Каолина | Млн.т. руды | 2 |
Кристаллического графита | Тыс.т. графита | 500 |
Доломитов (для металлургической и химической промышленности) |
Млн.т. | 30 |
Известняков металлургических | Млн.т. | 50 |
Кварцитов и других высококремниевых пород |
Млн.т. | 2 |
9. Прочее нерудное сырьё и стройматериалы: |
||
Бентонитовые глины и огнеупорное сырьё |
Млн.т. | 1 |
Стекольные и формовочные пески | Млн.т. | 10 |
Плавиковый шпат | Млн.т. | 1 |
Асбест для специзделий | Млн.т. | 2 |
Полевошпатное сырьё | Млн.т. | 0,5 |
Цеолиты | Млн.т. | 1 |
10. Прочие полезные ископаемые: подземные воды (за исключением месторождений лечебных минеральных вод курортов федерального значения) |
Без ограничения |
|
Б. Участки недр регионального значения, не связанные с добычей полезных ископаемых для нужд субъектов Российской Федерации |
Без ограничения |
|
В. Участки недр местного значения, содержащие общераспространённые полезные ископаемые, включая содержащиеся в них палеонтологические остатки |
Без ограничения |
|
Г. Участки недр местного значения, не связанные с добычей полезных ископаемых для местных нужд населения и муниципальных образований |
Без ограничения |
2). Порядок представления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации реестра участков недр регионального значения, их согласования и утверждения определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом управления фондом недр.
3). Реестр участков недр регионального значения по субъекту Российской Федерации составляется в соответствии установленными принципами и критериями органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, согласовывается территориальным органом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа управления фондом недр и утверждается совместным решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа управления фондом недр и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке.
4). Региональный перечень полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, определяется совместным решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа управления фондом недр и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке.
5). Реестр участков недр местного значения составляется и утверждается в соответствии с установленными принципами и критериями органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным органом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа управления фондом недр".
7. Часть 1 статьи 19 изложить в следующей редакции: "Для гарантированного обеспечения государственных потребностей Российской Федерации стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность Российской Федерации, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения.
Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральных фонд резервных месторождений.
Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, условия пользования ими, а также порядок отнесения их к федеральной собственности устанавливаются федеральными законами".
8. Глава 7. Общие требования к проведению регионального геологического изучения и геологического изучения недр, состоящие из статей различного содержания, не устанавливают единства и последовательности геологического изучения недр от получения общей информации в процессе региональных работ до утверждения запасов полезных ископаемых и передачи их освоения, разрушают целостность многолетнего положительного опыта этого процесса. Без достаточного обоснования в различные главы разнесены отдельные элементы целостного процесса геологического изучения недр: геологическая информация о недрах (статья 21), экспертиза информации (статья 22) государственный реестр (кадастр) месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный баланс полезных ископаемых, классификация запасов полезных ископаемых, геолого-экономическая и стоимостная оценка запасов полезных ископаемых, государственная экспертиза геологической информации (статьи 11, 12, 13, 14), требования к геологическому изучению (статья 98).
Предлагается объединить все указанные элементы (глава 3, 7 и др.) в отдельной главе с последовательным приведением норм, регулирующих процесс геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы, определить отдельной нормой место и роль государственной геологической службы Российской Федерации, имеющей более 300-летнюю историю, задачи и функцию государственной геологической службы России.
9. Предварительное согласование на отвод земельных участков должно базироваться на фактическом положении дела по земельному законодательству, а не на теоретическом умозаключении. Фактическому состоянию соответствует норма действующего законодательства, когда предварительное согласие должны дать не только собственники земель, но и пользователи земель (владельцы по старому законодательству и документам по земельным отношениям). Это связано с тем, что значительные площади земель находятся в соответствии с законодательством во владении и пользовании, в том числе бессрочном, с правом наследования родовыми кочевыми общинами малочисленных народов Севера, сельскохозяйственными предприятиями (оленеводческими, коневодческими, охотничьими:).
10. В законодательстве необходимо определить принципы налогообложения и платежей за право пользования недрами на основе рентных отношений в зависимости от геолого-экономических показателей участков недр, ввести принципы льготного налогообложения за геологическое изучение и добычу полезных ископаемых из истощенных и некондиционных запасов. Также должны быть определены доли налогов и платежей в уровни бюджетов со стимулированием регионов (субъектов Российской Федерации) в развитии геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых в компенсацию за нарушение экологического равновесия территории. Только справедливое распределение доходов от использования ресурсов недр может обеспечить стабильность социально-экономического развития регионов и России в целом. Необходимо исключить регулярные платежи за региональное геологическое изучение, в том числе за счет собственных средств недропользователей.
10) Одним из главных недостатков законопроекта является его высокий коррупционный потенциал, который отмечен не только экспертами Республики Саха (Якутия), но и ведущими специалистами федеральных структур, российских научных учреждений:
а) исключение из отношений в сфере недропользования органов государственной власти субъектов Российской Федерации позволяет оставить только двух участников отношений (органов государственной власти в лице федерального чиновника и недропользователя), который априори является негативным явлением в распоряжении фондом недр (принятии решения) в связи с сокращением контроля со стороны субъектов Российской Федерации за процедурой подготовки, согласования и утверждения документов на право пользования участками недр. Работа системы "двух ключей" позволяла взаимно контролировать федерального и регионального чиновника, а также вырабатывать согласованные решения для пользы региона и России в целом;
б) юридическая основа передачи участков недр в частную собственность базируется на двух положениях: на статье 20 "Право пользования участком недр как объект оборота", которая признает это право имущественным правом, имеющим возможность перехода от одного лица к другому в порядке правопреемства и быть предметом гражданско-правовых сделок, статьей 54 и 55. То есть недропользователю Российским государством в лице федерального чиновника передается право передачи его другому лицу в порядке гражданско-правовых сделок, т.е право распоряжения этим участком. При этом статьей 55 залогодержателем "..может быть субъект предпринимательской деятельности вне зависимости от его соответствия требованиям, предъявляемым к пользователям недр:" (часть вторая статьи 55) и он освобождается от прав и обязанностей прежнего недропользователя (часть 5 статьи 55). Фактически законопроектом формируется вторичный рынок участков недр и правом распоряжения участками недр на вторичном рынке обладают пользователи недр. Таким образом, участки недр приобретают свойства частной собственности;
в) высокий коррупционный потенциал имеет сама процедура разработки и утверждения условий аукционов. Это касается, в первую очередь, решения о проведении аукционов, в части содержания условий договора пользования участком недр (пункта 23 части первой статья 60, часть 1 статьи 82 и часть 1 статьи 83), особенно по срокам и объемам геологоразведочных работ, срокам подготовки технической документации, начала добычных работ, обустройства месторождений. Эти условия разрабатываются конкретным чиновником и утверждаются приказом (распоряжением) руководителя федерального и регионального органов управления фондом недр, которые определены как организаторы аукционов (часть 1 статьи 59) без участия другой стороны. Мы уже имеем прецедент, когда по подготовленному к разработке открытым способом россыпи алмазов Гусиное с утвержденными запасами категории В+С1 по условиям аукциона, в соответствии с приказом Роснедра от 10 декабря 2004 г. N 585, месторождение будет вовлекаться в добычу в течение 54 (!) месяцев, тогда как предложением Правительства Республики Саха (Якутия) обосновывалось 12 месяцев. Налицо грубое нарушение законодательства с игнорированием мнения субъекта Российской Федерации и создание "тепличных" условий для определенного "своего" потенциального недропользователя, который не намерен приступить к разработке месторождения в ближайшие 3-4 года. Естественно такой поступок Роснедра должен быть предметом внимания органов Прокуратуры России!
г) наиболее высоким коррупционным потенциалом обладают положения о предоставлении права пользования участками недр без проведения аукционов и конкурсов (статья 71). Механизм заложен в самих заявочных материалах, в которых заявитель представляет предложения по условиям пользования участком недр. Сегодня как действующий ФЗ "О недрах" (после принятия изменений и дополнений по N 122-ФЗ от 22.08.04.), так и законопроект дают возможность участвовать в этом процессе предприятиям-однодневкам, а также специализированным посредникам, которые создаются и "аффилированы" с самими органами управления фондом недр, заключающими договоры, или выдают лицензии.
д) Весьма высокий коррупционный потенциал имеют положения об изменении договоров или лицензионных соглашений (статьи 78, 80). Так пунктом 1 статьи 78 "изменение договора пользования участком недр допускается по соглашению сторон..", что позволяет любые изменения в зависимости от "настроения и интереса" чиновника. Также пункты 2 и 3 данной статьи позволяют изменить договор в зависимости от "интереса" чиновника, потому что решение принимается единолично руководителем уполномоченного органа (статья 36), а основанием является в одном случае (п.3 статьи 78), изменение технического проекта, который утверждается пользователем недр с некоторой процедурой согласования с органом технического надзора России. При этом орган технического надзора может быть не в курсе событий по изменению условий договора и согласование (экспертиза) проходит по времени раньше изменения договора. В другом случае, нет вообще оснований, что дает возможность согласовать любые, отличные от условий аукциона, изменения договора (п.2 статьи 78). В этом случае принятие решения полностью зависит от чиновника, который готовит и принимает решение с некоторой долей согласования с другими чиновниками со смежных министерств и ведомств. Не факт, что эти согласования могут быть вообще, так как при существующей централизованной системе рассмотрения заявок в течение 30 дней со дня поступления, будет цейтнот по времени. Это еще более повышает коррупционный потенциал законопроекта, так как принятие положительного решения в установленные сроки будет иметь "тариф", превышающий несколько раз первоначальный, установленный в "законном порядке" через околоминистерские консалтинговые фирмы, появляющиеся как грибы после дождя;
е) наиболее мощный коррупционный, более того, криминальный потенциал таят в себе положения о залоге права пользования участком недр (статья 55) и передача права пользования участком недр (статья 54). Не зря председатель Ассоциации старателей России В.И. Таракановский в сердцах сказал про статью 55: "залог бандформированиям".
А формальное ограничение права пользования участками недр физических и юридических лиц с участием иностранных граждан и (или) лицами без гражданства, и (или) иностранными юридическими лицами создает на основе статьей 54 и 55 законопроекта нишу для предприятий типа "рога и копыта" и криминальный сектор экономики по схеме: выбор участка недр, к которому будут иметь интерес структуры с иностранным участием - создание предприятия "рога и копыта" под патронажем федеральных органов управления фондом недр - создание "тепличных" условий аукциона для этого предприятия - договор с этим предприятием, выигравшим аукцион - заявка от предприятия о передаче права пользования участком недр структуре с иностранным участием или залог права пользования участком недр - оформление передачи права пользования участком недр. Каждый этап приносит конкретные дивиденды, причем на законных основаниях и законным путем на основе договоров с "околоминистерскими" консалтинговыми фирмами.
Отмечая те или иные положения о коррупционном потенциале законопроекта, необходимо констатировать:
- только включение норм полноценного участия субъектов Российской Федерации в распоряжение участками недр с правом согласования по участкам недр федерального значения и принятия решения по участкам недр регионального значения с согласованием с территориальным органом управления (усовершенствованный механизм "двух ключей") и взаимный контроль может уменьшить коррупционный потенциал законопроекта;
- коллегиальность и одномоментность рассмотрения и принятия рекомендаций в Межведомственных комиссиях на примере Республики Саха (Якутия) для утверждения решений уполномоченными органами управления фондом недр, также дает положительные результаты в антикоррупционной борьбе в сфере недропользования.
Конкретные предложения в текст законопроекта представлены в таблице поправок (приложение на 71 страницах).
Учитывая, что концептуальные положения законопроекта нарушают основные нормы Конституции Российской Федерации по федеративному устройству, принципы совместного ведения в сфере природопользования, управления, а также не отвечают национальным интересам Российской Федерации и ее населения, обладают высоким коррупционным потенциалом, Республика Саха (Якутия) предлагает отклонить законопроект Федерального закона Российской Федерации N 187513-4 "О недрах" и отправить на доработку.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2005 г. N 538 "О проекте Федерального Закона N 187513-4... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.