2. Установить норматив накладных расходов, относимых на себестоимость перевозок при формировании тарифов, в размере, не превышающем 40 процентов от прямых затрат.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
В. Власов |
Методические указания
о порядке формирования тарифов на перевозку
грузов автомобильным транспортом
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 1998 г. N 142)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические указания предназначены для использования автотранспортными организациями и предприятиями, расположенными на территории Республики Саха (Якутия), независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
1.2. Методические указания содержат основные положения формирования тарифов на перевозку грузов, учитывающих систему действующих норм и нормативов, регламентирующих производственно-хозяйственную деятельность автотранспортных предприятий.
1.3. Основными документами для обоснования и расчета тарифа являются:
а) Временный порядок установления и применения тарифов на перевозки грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденный Комитетом РФ по политике цен от 31.08.93 N 01-17/1107-15 и Министерством транспорта РФ от 04.10.93 N ВА-2/636.
б) Методические указания о порядке формирования цен и тарифов на продукцию, работы и услуги, утвержденные постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.03.96 N 111.
1.4. В зависимости от условий перевозок и видов услуг тарифы подразделяются на:
а) сдельные тарифы на перевозку грузов;
б) тарифы на повременное пользование грузовыми автомобилями.
Сдельные тарифы применяются при условии предъявления заказчиком к перевозке груза с указанием его общего количества, массы отправок, пункта отправления и пункта назначения. Преимущества сдельного тарифа могут быть реализованы на массовых перевозках однородных грузов.
Тарифы на повременное пользование грузовыми автомобилями применяются при предоставлении в распоряжение заказчика по его требованию определенного типа автомобиля на определенное время. Тарифы рассчитываются для каждой конкретной марки подвижного состава исходя из условия его эффективного использования.
2. Формирование тарифов на перевозку грузов
Тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом рассчитываются исходя из нормативной себестоимости перевозок и предельного уровня рентабельности (нормы прибыли).
В общем виде тарифная плата определяется по формуле:
Seb + П
Т = -----------,
Ат
где:
Seb - нормативная себестоимость перевозок (руб.);
П - норма прибыли (руб.), рассчитываемая по формуле:
Seb х Rent
П = ----------,
100
где Rent - уровень рентабельности, утвержденный Правительством Республики Саха (Якутия) в установленном порядке (%);
Ат - объем транспортной работы по одному из следующих показателей:
объем перевозок, т;
грузооборот, т/км;
пробег (общий или груженый), км;
время работы (машино-часы), ч.
Для определения себестоимости перевозок используют данные производственно-финансового плана деятельности предприятия. Если предприятие осуществляет различные виды перевозок, то калькулирование себестоимости производится в разрезе видов и технологий перевозок, марок автомобилей, их грузоподъемности, расстояний перевозок и отработанного времени.
При этом нормативное время движения с грузом на одну ездку определяется путем деления длины ездки с грузом на расчетную норму пробега автомобиля (автопоезда). Расчетная норма пробега и нормативное время простоя в пунктах погрузки-разгрузки на одну ездку определяются по Единым нормам времени на перевозку грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 13.03.87 N 153/6-142. Указанными Едиными нормами установлены следующие расчетные нормы пробега грузовых автомобилей:
а) при работе за городом:
Группа дорог |
Тип дорожного покрытия | Расчетная норма пробега автомобиля, км/час |
I | Дороги с усовершенствованным покрытием (асфальтобетонные, цементобетонные, брусчатые, гудронированные, клинкерные) |
49 |
II | Дороги с твердым покрытием (булыжные, щебеночные, гравийные) и грунтовые улучшенные |
37 |
III | Дороги естественные грунтовые | 28 |
б) при работе в городах (населенных пунктах) независимо от типа дорожного покрытия для автомобилей и автопоездов грузоподъемностью до 7 тонн (автоцистерны до 6 тыс. л.) - 25 км/час, а для 7 тонн (автоцистерны 6 тыс. л.) и выше - 24 км/час.
Расчетные нормы пробега грузовых автомобилей могут быть снижены:
а) при перевозке грузов, требующих особой осторожности (кислоты, огнеопасные вещества, изделия из стекла и т.д.) - в пределах до 15 процентов;
б) при работе в условиях бездорожья, в карьерах и на труднодоступных участках пути (во время распутицы, при отсутствии дорог и т.п.) - в пределах до 40 процентов против норм, установленных для естественных грунтовых дорог.
3. Обоснование нормативной себестоимости перевозок
по статьям затрат
Себестоимость перевозок включает следующие статьи затрат: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизационные отчисления, накладные расходы, налоги, включаемые в себестоимость. При определении себестоимости практикуется деление затрат по признаку их связи с объемом перевозок. При этом расходы, изменяющиеся прямо пропорционально изменению объема перевозок, относятся к прямым затратам; расходы, не зависящие от объема перевозок, к косвенным затратам.
Прямые затраты: расходы на оплату труда водителей, отчисления на социальные нужды, затраты на топливо и смазочные материалы, на техобслуживание и ремонт, на восстановление и ремонт автомобильных шин, амортизация подвижного состава.
Косвенные затраты: накладные расходы и налоги, включаемые в себестоимость.
3.1. Затраты на оплату труда водителя определяются исходя из часовой тарифной ставки, рассчитанной в соответствии с действующей нормируемой величиной расходов на оплату труда, определенной Правительством Республики Саха (Якутия), и нормой рабочего времени.
3.2. Отчисления на социальные нужды отражают обязательные отчисления от нормативных затрат на оплату труда по установленным законодательством нормам.
3.3. Затраты на горюче-смазочные материалы включают затраты на все виды автомобильного топлива и смазочных материалов, используемых для перевозочной работы. Потребность в горюче-смазочных материалах определяется в соответствии с производственной программой работы подвижного состава на основе "Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (р3112194-0366-97)", утвержденных Департаментом автомобильного транспорта Российской Федерации 18.02.97. Указанные нормы расхода включают в себя нормы, регламентирующие расход топлива в процессе передвижения автомобиля, нормы расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, а также удельные нормы расхода топлива на единицу выполненной транспортной работы по каждой марке эксплуатируемых автомобилей. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.
Справочно: наиболее часто встречающиеся значения корректировок норм расхода топлива при автотранспортной работе на территории Республики Саха (Якутия):
Для грузовых бортовых автомобилей и автомобильных поездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, установлены нормы расхода на каждые 100 т/км транспортной работы в следующих размерах в зависимости от вида используемого топлива:
бензин - 2 л;
дизельное топливо - 1,3 л;
сжиженный газ - 2,5 л;
природный газ - 2 куб. м.
При работе бортовых автомобилей с прицелами, седельных тягачей с полуприцепами, а также автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости от вида топлива в следующих размерах:
бензин - 2 л;
дизельное топливо - 1,3 л;
сжиженный газ - 2,5 л;
природный газ - 2 куб. м.
Кроме этого, нормы расхода топлива корректируются в связи с отдельными условиями в сторону:
Увеличения:
при работе, требующей частых технологических остановок - до 10 процентов; при работе автомобилей и зимнее время на территории Республики Саха (Якутия) до 20 процентов, дифференцированных по месяцам:
октябрь - на 10 процентов;
ноябрь - на 15 процентов;
декабрь - на 20 процентов;
январь - на 20 процентов;
февраль - на 20 процентов;
март - на 15 процентов;
апрель - на 10 процентов;
при работе в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов - до 35 процентов на срок не более одного месяца.
Уменьшения:
при работе на загородных дорогах с усовершенствованным покрытием, находящимся в удовлетворительном состоянии - до 15 процентов.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок, линейная норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
В зимний период (с октября по апрель), если продолжительность перевозки превышает сутки и отсутствуют теплые стояночные места, при простоях автомобилей во время отдыха водителей устанавливается нормативный расход топлива из расчета: один час простоя соответствует 5 км пробега, но не более 12 часов в сутки.
3.4. Затраты на восстановление и ремонт автомобильных шин определяют в зависимости от общего пробега однотипных по шинам автомобилей и действующих норм пробега шин, установленных в процентах от стоимости одного комплекта шин данного размера (покрышка, камера и ободная лента) на каждые 1000 км пробега по формуле:
Зш = Цш х Пкш х (Lобщ / 1000) х (Нш / 100),
где Цш -стоимость одного комплекта шин, руб;
Пкш - число однотипных комплектов шин на автомобилях (без учета запасных), штук;
Lобщ - общий пробег автомобилей с шинами одинакового размера, км;
Нш - норма отчислений на восстановление и ремонт одного комплекта шин на 1000 км пробега для соответствующего размера шин и условий эксплуатации, в % от стоимости.
Эксплуатационные нормы пробега и затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин установлены Минфином СССР письмом от 25 сентября 1978 г. N 90. Для автомобилей, постоянно работающих с прицепами и полуприцепами, установленные нормы затрат на восстановление износа и ремонт шин могут быть увеличены на 10 процентов. По автомобильным шинам, для которых не утверждены в установленном порядке нормы эксплуатационного пробега, автотранспортные предприятия утверждают временные нормы на основании средних пробегов списанных шин. При этом начисление сумм на восстановление износа и ремонт шин производится по нормам затрат (в % к стоимости комплекта), определенным по следующей формуле:
Нш = 90 / Lш,
где 90 - норма затрат на восстановление износа и ремонт шин в процентах от стоимости;
Lш - эксплуатационная норма пробега шин, тыс.км.
3.5. Затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава включают затраты на обеспечение работоспособного состояния подвижного состава. Расчет указанных затрат производится в соответствии с Нормами затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и автобусов, утвержденными Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 30.05.84 N 60-ц. В соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 20.09.84 в зависимости от условий эксплуатации, модификации подвижного состава и природно-климатических условий работы установленные нормативы могут быть скорректированы путем изменения количественного значения нормативов технического обслуживания, перечня операций ТО. Коэффициент корректирования утверждается в установленном порядке и оформляется приказом по предприятию.
Принятые в основу норм затраты на техническое обслуживание и ремонт индексируются:
по заработной плате - на индекс роста действующей минимальной тарифной ставки к уровню 1990 г.;
по запасным частям и материалам - на индекс роста цен на промышленную продукцию к уровню 1990 г.
3.6. Амортизация подвижного состава учитывает отчисление на полное восстановление автомобиля (прицепа, полуприцепа), которые производятся в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072.
3.7. Накладные расходы отражают затраты по управлению предприятием, общехозяйственные расходы, прочие сборы и отчисления. Данные расходы зависят от производственной мощности предприятия, технической оснащенности, структуры парка подвижного состава и должны соответствовать нормативным затратам, но не превышать 40 процентов от прямых затрат.
3.8. Налоги, включаемые в себестоимость, отражаются в соответствии с действующими в установленном порядке ставками налогов.
4. Пример расчета тарифа на перевозку грузов автомобильным транспортом
Автопоездом в составе седельного тягача КамАЗ-5410 с полуприцепом ОДАЗ-9370 грузоподъемностью 14,5 тонн осуществлена перевозка 14 тонн груза на расстояние 150 километров по естественным грунтовым дорогам.
Показатели | Единица измерен. |
Условные обознач. |
Формулы для расчета и нормативные акты |
Значения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Технико-экономические показатели работы |
||||
Грузоподъемность автомобиля |
т |
g |
||
Грузоподъемность (полу) прицепа |
т |
g |
14,5 |
|
Снаряженная масса (полу) прицепа |
т |
Gпр |
4,6 |
|
Масса перевезеннного груза |
т |
Q |
14 |
|
Длина груженой ездки | км | L | 150 | |
Грузооборот | т/км | B | B = Q х L | 2100 |
Общий пробег | км | Lo | 300 | |
Техническая скорость |
км/час |
Vt |
Единые нормы времени |
28 |
Время простоя под погрузкой и разгрузкой |
час |
tn-р |
На перевозку грузов автомобильным транспортом |
0,54 |
Время в наряде | час | tн | tн=Lо/Vt+tn-р | 11,25 |
Прямые затраты | ||||
Зарплата водителя | руб | ЗП | ЗП=Сч х tн х РК | 136,34 |
Часовая тарифная ставка водителя |
руб/час |
Счас |
Счас= нормир. зарплата/ норма раб.времени |
4,85 |
Районный коэффициент к з/плате |
РК |
2,50 |
||
Отчисления на соцнужды |
руб |
Озп |
53,85 |
|
Затраты на топливо | руб | Зт | Зт=ат х Цт | 322,41 |
Линейная норма расхода топлива на пробег автопоезда |
л/100 км |
ао |
ао=а баз+а пр х Gпр |
31,0 |
Базовая линейная норма расхода топлива на пробег тягача |
л/100 км |
а баз |
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте |
25 |
Норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа |
л/т |
а пр |
1,3 |
|
Норма расхода топлива на грузовую работу |
л/100ткм |
а ткм |
1,3 |
|
Коэффициент, учитывающий надбавку на зимний период |
Кз |
1,09 |
||
Расход топлива | л | ат | ат = Кз(ао х Lо+ а ткм х В)х 0,01 |
131,1 |
Цена топлива | руб/л | Цт | 2,46 | |
Затраты на смазочные материалы |
руб |
Зсм |
Зсм=ат(Nд х Цд + Nт х Цт+Nк х Цк+ Nспг х Цспг)/100 |
32,60 |
Нормы расхода: | ||||
моторного масла трансмиссионного масла пластичной смазки специального масла |
л/100 л л/100 л кг/100л л/100 л |
Nд Nт Nк Nспг |
Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте |
2,8 0,4 0,35 0.15 |
Цены смазочных материалов: |
||||
моторного масла | руб/л | Цд | 6,67 | |
трансмиссионного масла |
руб/л |
Цт |
7,02 |
|
пластичной смазки | руб/кг | Цк | 6,67 | |
специального масла |
руб/л |
Цспг |
7,01 |
|
Затраты на техобслуживание и ремонт |
Зто |
Зто = Lо((Nзп х Кзп х РК)+(Nзч+ Nм)Кк х Кп)/1000 |
175,12 |
|
Норма затрат на ТО и ремонт: |
||||
заработная плата запасные части материалы |
руб/1000км руб/1000км руб/1000км |
Nзп Nзч Nм |
Нормы затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобилей |
19,05 8,79 9,59 |
Коэффициент корректировки норм на ТО и ремонт |
Кк |
пп. 2.23-2.25 Положения о техобслуживании и ремонте подвижного состава |
2,058 |
|
Индекс роста цен на промышленную продукцию |
Кп |
14,118 |
||
Индекс изменения минимальной тарифной ставки |
Кзп |
1,044 |
||
Затраты на шины | руб | Зш | Зш=(Цш х Пш х Lo/ 1000)х(Nш х Кш/100) |
132,76 |
Количество шин на автопоезде |
штук |
Пш |
18 |
|
Норма на восстановление износа и ремонта шин |
%/тыс. км |
Nш |
Письмо Минфина СССР от 25.09.78 N 90 |
1,49 |
Коэффициент за работу с прицепом |
Кш |
1,1 |
||
Цена автошины | руб | Цш | 1500 | |
Амортизация автопоезда |
руб |
За |
За=Ца х Nа х Ккс* *Lо/(1000х100) |
236,79 |
Норма амортизационных отчислений автопоезда |
%/тыс. км |
Nа |
Единые нормы амортизационных отчислений на пол ное восстановление ОФ н/х-ва СССР |
0,3 |
Коэффициент за работу в районах Крайнего Севера |
Ккс |
1,3 |
||
Цена автопоезда | руб | Ца | 202385 | |
Итого прямых затрат | руб | Зпр | 1089,87 | |
Косвенные затраты | ||||
Накладные расходы | руб | НР | НР=Зпр х Нрпр/100 | 435,95 |
Соотношение накладных расходов к прямым затратам |
% |
НРпр |
40 |
|
Налоги | руб | Нл | Нл=Зпр х Нлпр/100 | 54,49 |
Соотношение налогов к прямым затратам |
% |
Нл пр |
5 |
|
Итого косвенных затрат |
руб |
Зкс |
490,44 |
|
Себестоимость перевозок |
руб |
Seb |
Seb = Зпр + Зкс |
1580,31 |
Норматив рентабельности |
% |
Rent |
30 |
|
Тарифы на перевозку: | ||||
за рейс | руб | Трейс | Трейс=Sеb+Rent* Seb/100 |
2054,41 |
за 1 км | руб/км | Ткм | Ткм = Трейс/Lо | 6,85 |
за 1 тонну | руб/т | Тт | Тт = Трейс/Q | 146,74 |
за 1 ткм | руб/ткм | Тткм | Тткм = Трейс/В | 0,98 |
за 1 час | руб/час | Тчас | Тчас = Трейс / Tн | 182,54 |
Первый заместитель
Руководителя Аппарата Правительства
Республики Саха (Якутия) |
Ю. Солодов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 1998 г. N 142 "Об утверждении Методических указаний о порядке формирования тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 июня 2022 г. N 354 настоящий документ признан утратившим силу с 27 июня 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующим документом:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2004 г. N 222