Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Республиканская целевая программа
"Формирование здорового образа жизни среди населения Республики Саха
(Якутия) на 2001-2003 гг."
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 26 апреля 2001 г. N 252)
Якутск - 2001 г.
Паспорт
Республиканской целевой программы
"Формирование здорового образа жизни среди населения
Республики Саха (Якутия) на 2001-2003 гг."
Наименование Программы "Формирование здорового образа жизни
среди населения Республики Саха
(Якутия) на 2001-2003 гг.".
Наименование решения о Распоряжение Президента РС(Я) от 2
разработке Программы: марта 2001 г. N 55-рп.
Государственный заказчик: Межведомственная исполнительная
дирекция по государственной поддержке
движения за здоровый образ жизни в
Республике Саха (Якутия).
Основные разработчики Межведомственная исполнительная
Программы: дирекция по государственной поддержке
движения за здоровый образ жизни в
Республике Саха (Якутия).
Цели Программы: Внедрение доктрины здорового образа
жизни.
Создание валеологического
(здоровьесберегающего,
здоровьеформирующего) направления в
работе учреждений, ведомств, трудовых
коллективов для всестороннего здорового
развития личности человека с учетом его
психофизиологических особенностей.
Разработка системы управления,
регулирования и корректирования
процессов воспитания детей и молодежи.
Развитие социально-педагогической,
психологической работы в социуме.
Задачи Программы: Проведение комплексной диагностики
психологического, психофизиологического
и функционального состояния детей,
педагогов, родителей.
Внедрение валеологического образования
на всех уровнях образовательного
пространства, во всех трудовых
коллективах.
Разработка программ коррекции и
развития индивидуальных возможностей
личности в соответствии с
психофизиологическими особенностями,
различным уровнем интеллектуального
развития, здоровья, способностей.
Создание системы физического воспитания
детей, молодежи с учетом их
индивидуально-типологических
особенностей, направленной на
достижение гармоничного физического
развития, повышение резервных
возможностей организма.
Консультирование (индивидуальное,
групповое, общее) детей, молодежи и
взрослых.
Проведение семинаров, симпозиумов,
конференций; организация клубов, школ
здоровья, общественных академий.
Создание общественных организаций,
движений; проведение акций,
месячников, соревнований, конкурсов в
трудовых коллективах, по месту
жительства, в улусах и городах.
Удовлетворение потребностей в
социальных услугах, самореализации,
творческом развитии личности; в
воспитании трудолюбивого и
нравственного, физически и умственно
развитого человека;
Воспитание работоспособного члена
общества, созидателя культурных
ценностей, патриота своей родины,
своего отечества.
Сроки реализации 2001-2003 гг.
Программы: I (организационный) этап - 2001 г.
II этап - 2002-2003 гг.
Перечень программных 1. Образовательно-воспитательное.
направлений: 2. Правовое.
3. Юридическое.
4. Медицинское.
5. Культурологическое.
6. Социо-экономическое.
7. Экологическое.
8. Семейное.
9. Личностное.
10. Информационно-просветительское.
Исполнители: Межведомственная исполнительная
дирекция по государственной поддержке
движения за здоровый образ жизни в
Республике Саха (Якутия).
Министерства и ведомства Республики
Саха (Якутия).
Городские, улусные, местные
администрации.
Учреждения образования,
здравоохранения, культуры Республики
Саха (Якутия).
Предприятия, учреждения, хозяйственные
объединения.
Профсоюзы.
Общественные организации и объединения.
Каждый гражданин, каждая семья.
Объемы и источники ___________2001 г. 2002 г. 2003 г.
финансирования (млн. Республиканский бюджет: 2, 03, 43, 9
руб.): Привлеченные средства1, 01, 01, 0
Ожидаемые конечные формирование у граждан Республики Саха
результаты реализации (Якутия) осознанной потребности в
Программы: ведении здорового образа жизни;
совершенствование законодательной базы,
обеспечивающей условия для оздоровления
и самосохранения личности и общества;
создание благожелательной
информационной среды, способствующей
формированию духовно-нравственных
ценностей в обществе;
улучшение предметного окружения;
создание в обществе высокого уровня
культурного поведения;
изменение событийного окружения.
Система организации ежеквартальное отслеживание и
контроля за исполнением информация о ходе реализации программы
Программы: Президенту, Правительству Республики
Саха (Якутия); ежегодный отчет широкой
общественности Республики Саха
(Якутия).
1. Обоснование Программы
Опыт и США, и европейских стран, и России показывает, что в целом здоровье нации и каждой личности в отдельности есть отнюдь не прерогатива государственного или частного здравоохранения или гигиенически-профилактического корпуса государства и его регионов. А потому, в условиях сокращения резерва репродуктивной прочности нации, выявилась четкая потребность в государственной координации и направленности усилий всевозможных ведомств и структур, организаций и учреждений, общественных и политических объединений, движений, партий по созданию комфортных (оптимальных или адекватных) условий для здорового развития личности и общества.
В последнее десятилетие российское законодательство интенсивно развивалось. Ратифицированы международные документы, направленные на поддержку материнства и детства:
Всеобщая декларация прав человека.
Конвенция ООН о правах ребенка и ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Право человека на охрану здоровья определяется:
Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Законом о медицинском страховании граждан РФ.
Кодексом законов о труде.
Семейным кодексом и др. законодательными актами.
Важнейшими национальными документами, направленными на здоровое развитие личности и общества, являются:
Основы государственной социальной политики по защите, развитию и выживанию детей.
Президентская программа "Дети России".
Национальный план по улучшению положения женщин и детей.
Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 гг.
Для развития федерального законодательства, обеспечивающего создание благоприятной среды для здорового развития личности и общества, важное значение имеют законодательные акты и программы, принятые и действующие в субъектах РФ.
Так, в частности, в Республике Саха (Якутия) Президентом и Правительством ведется целенаправленная политика по утверждению здорового образа жизни среди населения. 15 марта 2000 г. состоялся форум народов Якутии за здоровый образ жизни. На нем была утверждена республиканская доктрина здорового образа жизни.
Республиканская доктрина здорового образа жизни - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет здоровья общества в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Доктрина определяет основные факторы здорового образа жизни, пути их решения посредством государственной политики в области духовного и физического здоровья населения. Главным результатом внедрения доктрины будет гражданское общество, в котором главенствовать будет здоровый дух, здоровое тело, доброта, толерантность, уважение и любовь ко всем членам общества, к труду, к созиданию.
2. Цели и задачи Программы
Стратегические цели здорового образа жизни тесно переплетаются с проблемами здорового развития личности и общества, включая:
создание основы для успешной социально-психологической адаптации детей и молодежи в обществе;
обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
создание условий для учебы, отдыха и труда каждого гражданина;
построение процесса образования личности с учетом ее особенностей на каждом этапе развития;
создание условий для реализации базовых потребностей личности и развития потенциальных задатков и свойств;
формирование умений и навыков, привычек здорового образа жизни у детей, молодежи и родителей;
создание условий психологического комфорта для каждого в учебном заведении, трудовом коллективе, в социальной и бытовой сфере;
создание системы мониторинга здоровья детей, молодежи и методов его коррекции.
Программа "Формирование здорового образа жизни среди населения Республики Саха (Якутия)" исходит из того, что источник здоровья находится внутри самого человека, и ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность человека быть здоровым.
Цели Программы:
внедрение доктрины здорового образа жизни;
улучшение предметного окружения;
создание высокого уровня культурного поведения;
изменение событийного окружения (совокупности событий, определяющих здоровый образ жизни);
формирование информационной среды, способствующей духовно-нравственному возрождению общества;
создание валеологического (здоровьесберегающего, здоровьеформирующего) направления в работе учреждений, ведомств, трудовых коллективов для всестороннего здорового развития личности человека с учетом его психофизиологических особенностей;
правовое обеспечение здорового развития личности и общества.
Задачи Программы:
1. Проведение комплексной диагностики психологического, психофизиологического и функционального состояния детей и взрослого населения.
2. Внедрение валеологического (здоровьесберегающего, здоровьеформирующего) образования на всех уровнях образовательного пространства, во всех трудовых коллективах.
3. Разработка программ коррекции и развития индивидуальных возможностей личности в соответствии с психофизиологическими особенностями, различным уровнем интеллектуального развития, здоровья, способностей.
4. Создание системы физического воспитания детей, молодежи с учетом их индивидуально-типологических особенностей, направленной на достижение гармоничного физического развития, повышение резервных возможностей организма.
5. Консультирование (индивидуальное, групповое, общее) детей, молодежи и взрослых.
6. Проведение семинаров, симпозиумов, конференций; организация клубов, школ здоровья, общественных академий.
7. Создание общественных организаций, движений; проведение акций, месячников, соревнований, конкурсов в трудовых коллективах, по месту жительства, в улусах и городах.
8. Удовлетворение потребностей в социальных услугах, самореализации, творческом развитии личности; в воспитании трудолюбивого и нравственного, физически и умственно развитого человека.
9. Воспитание работоспособного члена общества, созидателя культурных ценностей, патриота своей родины, своего отечества.
3. Основные программные направления
1. Образовательно-воспитательное:
Формирование мотивации и потребности к укреплению и сохранению своего здоровья.
Воспитание валеологической культуры:
а) овладение знаниями о человеке, его функциях и возможностях;
б) о законах жизнедеятельности человека и его организма;
в) о законах формирования здоровья;
г) овладение навыками психофизического самопознания и самосовершенствования;
д) овладение практическими навыками по диагностике различных отклонений в состоянии здоровья и коррекции этих отклонений;
е) непрерывное всеобщее валеологическое образование.
2. Правовое.
Правовая основа предполагает разработку законодательных и подзаконных актов, подтверждающих право граждан РФ на здоровье и регламентирующих механизмы их реализации.
3. Юридическое
Обеспечивает социальную безопасность, защищенность личности от преступлений, грозящих жизни и здоровью граждан.
4. Медицинское
Направлено на раннюю диагностику состояния здоровья, эффективную первичную профилактику, сокращение сроков восстановления утраченного здоровья путем внедрения в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения.
5. Культурологическое
Предполагает организацию культурного досуга, воспитание этики взаимоотношений, культуру поведения, изучение истории республики, страны, традиционных обычаев народов.
6. Социо-экономическое
Обуславливает виды, формы участия, а также ответственность различных сторон социо-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов.
7. Экологическое
Утверждает обязательность обеспечения необходимого для здорового образа жизни состояния окружающей среды и рациональное природопользование; создание экологически благоприятных условий труда; озеленение, очистка воды и т.д.
8. Семейное
Это важнейшее условие в формировании здоровой личности. Направлено на поддержку семейной экономики, семейного подворья, семейного досуга, семейного труда, воспитания детей в семье.
9. Личностное
Направлено на формирование индивидуального образа жизни, адекватного психофизиологическим особенностям конкретного человека, его социо-культурной, экономической, экологической среде проживания (в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды).
10. Информационно-просветительское
Обеспечивает информационное пространство высокопрофессиональной, достоверной информацией о валеологии и здоровом образе жизни (лекарства, технологии, методики, образовательные программы и т.д.).
4. Ресурсное обеспечение Программы
Проводимые мероприятия будут финансироваться за счет средств республиканского, улусных, ведомственных бюджетов, а также за счет привлеченных средств республиканского фонда поддержки движения "За здоровый образ жизни".
Ориентировочный общий объем финансирования программы в 2001-2003 гг. составляет 9,320 млн. руб. в ценах 2000 г., в т.ч. средства республиканского бюджета, средства из внебюджетных источников.
Необходимо предусмотреть ежегодное обязательное целевое выделение средств в бюджетах улусов и городов в размерах, обеспечивающих эффективность проводимых мероприятий.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы определяется государственным заказчиком - Межведомственной исполнительной дирекцией по государственной поддержке движения за здоровый образ жизни в Республике Саха (Якутия). К участию в реализации Программы привлекаются все министерства и ведомства, учреждения образования, культуры, здравоохранения, профессиональные и трудовые коллективы, профсоюзы, общественные организации и объединения, семьи и отдельные граждане.
Основным исполнителем программы является Межведомственная исполнительная дирекция по государственной поддержке движения за здоровый образ жизни в Республике Саха (Якутия).
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых Межведомственной исполнительной дирекцией по государственной поддержке движения за здоровый образ жизни в Республики Саха (Якутия) с исполнителями программных мероприятий.
Межведомственная исполнительная дирекция по государственной поддержке движения за здоровый образ жизни в Республике Саха (Якутия) координирует деятельность основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий; формирует совместно с основными исполнителями Программы сводную бюджетную заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную поэтапную реализацию мероприятий Программы и ежегодно представляет ее в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) для учета при формировании проектов годовых прогнозов социально-экономического развития республики и республиканского бюджета; принимает возможные меры по полному финансированию Программы.
Исполнитель Программы разрабатывает и утверждает ежегодные планы работ по выполнению соответствующих мероприятий; организует выполнение и контроль объема предусмотренных Программой работ; подготавливает и направляет государственному заказчику предложения в сводной бюджетной заявке с указанием конкретных мероприятий в стоимости и натуральных показателях с соответствующими обоснованиями.
Предусматривается привлечение средств фондов, общественных организаций, других поступлений.
6. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Текущее управление и контроль реализации Программы осуществляется государственным заказчиком - Межведомственной исполнительной дирекцией по государственной поддержке движения за здоровый образ жизни в Республике Саха (Якутия).
При необходимости государственный заказчик вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
Контроль ведется на основании государственной статистической отчетности, заключенных договоров (контрактов, соглашений), и включает:
периодическую отчетность исполнителей о реализации программных мероприятий;
контроль за целевым и эффективным использованием выделяемых средств;
контроль соблюдения сроков и качества выполнения договоров (контрактов, соглашений), объема запланированных работ.
Исполнители отчитываются по использованию выделенных им средств и выполнению программных мероприятий в соответствии с порядком, установленном государственным заказчиком.
Государственный заказчик проводит анализ, обобщение информации о ходе выполнения программных мероприятий и в установленном порядке направляет отчет об эффективности целевого использования финансовых средств, ходе реализации Программы в Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия).
7. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация программных мероприятий позволит:
сформировать у граждан Республики Саха (Якутия) осознанную потребность в ведении здорового образа жизни, основанную на научных знаниях;
разработать и принять законодательные акты, обеспечивающие условия для оздоровления и самосохранения личности и общества;
создать благожелательную информационную среду, способствующую формированию духовно-нравственных ценностей в обществе;
улучшить предметное окружение (благоустройство городов, сел и т.д.; зон отдыха);
повысить уровень культуры поведения в обществе;
изменить событийное окружение (совокупности событий, определяющих культурный образ жизни человека).
Экономический эффект от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь от алкоголизма и пьянства, правонарушений, заболеваемости, что приведет к оздоровлению общества в целом.
8. Объем финансирования мероприятий целевой республиканской
программы "Формирование здорового образа жизни среди населения
Республики Саха (Якутия) на 2001-2003 гг."
(тыс. руб. в ценах 2000 г.)
Наименование мероприятий |
Исполнители | Стоимость, (тыс. рублей) |
В том числе по годам | ||
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | |||
Разработка научно-мето- дических пособий по вопросам здорового образа жизни |
Дирекция ЗОЖ, Институты АН РС(Я), Общественная академия "Шаг в будущее", ЯГУ, Институт валеологических исследований (СПб), РАО, Департамент по охране генофонда народов РС(Я) |
1300 | 200 | 550 | 550 |
Разработка рекламных материалов (брошюры, памятки, листовки, календари, лекции, ТВ, радио и т.д.) |
Дирекция ЗОЖ, НВК "Саха", народная академия здоровья, "Сахаполиграфиздат ", радио и газеты |
1000 | 200 | 400 | 400 |
Республиканс- кая выставка по оздоровитель- ным технологиям |
Дирекция ЗОЖ | 540 | 180 | 180 | 180 |
Командировоч- ные расходы Дирекции в другие регионы и внутри республики (участие в российских семинарах, обмен опытом) |
Дирекция ЗОЖ, администрации улусов и городов |
750 | 150 | 300 | 300 |
Разработка совместных проектов с другими ведомствами и общественными организациями : по экологии; по антинаркоти- ческой деятельности; по духовному образованию; по профилактике заболеваний; по здоровому питанию |
Республиканские, улусные и городские общественные организации по экологии, ЯРНД, центр СПИД, ООО "Защитник", центры и Академия духовности, Департамент по охране генофонда народов РС(Я) |
1260 240 260 220 240 300 |
260 40 60 20 40 100 |
500 100 100 100 100 100 |
500 100 100 100 100 100 |
Ежекварталь- ный выпуск бюллетеня Дирекции ЗОЖ |
Дирекция ЗОЖ | 300 | 100 | 100 | 100 |
Организацион- ные расходы на проведение международных дней (отказа от курения, борьбы со СПИД-ом, Национального дня здоровья, борьбы с наркотиками, бега и ходьбы) |
Дирекция ЗОЖ | 1740 | 190 | 550 | 1000 |
Конференции республиканс- кие |
Дирекция ЗОЖ | 1160 | 210 | 450 | 500 |
Подготовка сборников нормативно- правовых актов в области обеспечения ЗОЖ и самосохране- ния личности и общества |
Дирекция ЗОЖ | 60 | 20 | 20 | 20 |
Семинары республиканс- кие |
Дирекция ЗОЖ | 640 | 140 | 250 | 250 |
Семинары межулусные (кустовые) |
Дирекция ЗОЖ | 210 | 30 | 90 | 90 |
Подготовка информацион- но-аналитиче- ских материалов по состоянию здоровья населения РС(Я) |
Дирекция ЗОЖ | 60 | 20 | 20 | 20 |
Приобретение орг. техники: видеокамера и комплектующие материалы; множительная техника; цифровой фотоаппарат; видеомагнито- фон; телевизор; диктофон; пейджер; компьютер и комплектующие материалы |
300 75 105 25 10 10 5 20 50 |
300 75 105 25 10 10 5 20 50 |
|||
Итого: | 9 320 | 2000 | 3410 | 3910 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.