В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2002 г. 45-3 N 425-II "О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Правила содержания собак, кошек и экзотических животных на территории Республики Саха (Якутия) согласно приложению
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Республики Саха (Якутия) обеспечить соблюдение Правил содержания собак, кошек и экзотических животных на территории Республики Саха (Якутия).
3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских средствах массовой информации.
4. Считать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 декабря 1994 г. N 487 "О мерах по упорядочению содержания кошек и собак".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (Макарова Л.И.), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по санитарно- эпидемиологическому надзору (Протодьяконов А.П.), Министерство внутренних дел Республики Саха (Якутия) (Назаров А.В.), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Попов В.Л.).
Председатель Правительств
Республики Саха (Якутия) |
E. Борисов |
Правила содержания собак, кошек и экзотических животных на
территории Республики Саха (Якутии)
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 31 мая 2004 г. N 243)
I. Общие положения
Настоящие правила призваны регулировать отношения в сфере содержания собак, кошек, экзотических животных и обеспечивать соблюдение экологических, санитарно-гигиенических и иных требований (в сфере охраны общественной нравственности и здоровья) всеми физическими и юридическими лицами, находящимися постоянно или временно на территории Республики Саха (Якутия).
Объектами регулирования настоящих правил являются собаки, кошки и экзотические животные, содержащиеся в неволе, либо находящиеся в условиях ограниченной свободы. Вопросы ветеринарного обеспечения содержания собак, кошек и экзотических животных настоящими правилами регулируются лишь в общем плане, поскольку разработка специальных ветеринарных правил входит в компетенцию органов государственного ветеринарного надзора. Вопросы архитектурно-планировочного и градостроительного обеспечения условий, безопасных и благоприятных для содержания животных в городах и улусах, сохранения городской фауны отражаются в правилах застройки городов и населенных пунктов.
II. Основные понятия и определения
Содержание - целенаправленное либо опосредованное поддержание человеком жизненных функций собак, кошек и экзотических животных (именуемые в дальнейшем животные) в условиях изоляции от внешней среды (в неволе) либо без таковой.
Передержка - временное содержание собак, кошек и экзотических животных до определения их дальнейшей судьбы.
Бродячие (бесхозные, безнадзорные) - животные независимо от породы, принадлежности и назначения, не прошедшие регистрацию в установленном порядке, или прошедшие регистрацию и имеющие ошейник с номерным знаком, но находящиеся без владельца в общественных местах.
Реабилитация - оказание помощи животным с целью восстановления их нормального состояния (физического и психического).
Жестокое обращение - деяние, повлекшее гибель или увечье животных совершенное из хулиганских или корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних.
Негуманное отношение - противоправное или морально неприемлемое для общества деяние, связанное с причинением физических и психических страданий животному (уничтожение, ранение, членовредительство, нанесение иных повреждений, лишение пищи, создание ненадлежащих (ненормальных) условий содержания, а также другие способы негативного воздействия на животное, в том числе при дрессировке и проведении зрелищных мероприятий с участием животных и т.п.).
В отличие от жестокого обращения действие квалифицируется как негуманное отношение к животным в случаях, когда оно не связано с хулиганскими, корыстными, садистскими методами, либо вызванное этими мотивами действие не повлекло гибели или увечья животных и было совершено в отсутствии малолетних.
Защита животных - комплекс мер по предотвращению и пресечению жестокого обращения с животными (гибели, травмирования, физических и психических страданий и т.п.) и ухудшения условий обитания животных.
Потенциально опасные животные - животные, способные при определенных условиях причинить вред здоровью людей, вызвать увечья или смерть людей, других животных (агрессивные и ядовитые животные).
Экспозиционные животные - животные зоопарков, зооцирков, зверинцев, зооуголков, террариумов, аквариумов, бассейнов, вольеров, клеток и иных искусственных сооружений и приспособлений, предназначенные для содержания в неволе и полувольных условиях с целью их созерцания, наблюдения за поведением, демонстрации посетителям.
Животные-"компаньоны" - животные, содержащихся с целью удовлетворения потребностей в общении, образовательных и рекреационных целях, для служебных целей и др.
Лабораторные животные - животные, используемые в научных и иных исследовательских, также учебных и прикладных целях (мониторинг, тестирование, препарирование, опытническая работа, селекция).
III. Управление в сфере содержания животных
3.1. Правовая основа регулирования содержания животных.
Основными нормативными правовыми актами регулирования отношений в сфере содержания животных в контексте настоящих Правил являются следующие источники права: Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 52- ФЗ; Уголовный кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации "О ветеринарии" от 14 мая 1993 г. N 4979-I; Федеральный Закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ; Федеральный Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 12 марта 1999 г. N 52-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи" от 13 августа 1996 г. N 997; постановление СМ РСФСР "Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР" от 13 августа 1996 г. N 997 (с изм. от 25 сентября 1985 г., 29 октября 1992 г.); Правила содержания собак и кошек в городах" и других населенных пунктах РСФСР и Инструкция по отлову, содержанию и использованию безнадзорных собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР от 7 июля 1981 г.; Санитарные правила СП 3.1.096-96 и Ветеринарные правила ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных" 1996 г.; Закон Республики Саха (Якутия) "О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев" 45-3 N 425 - II от 10 июля 2002 г., "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев" 29-р N 59-III от 11 июня 2003 г.; постановление Правительства Республики Саха (Якутия) "Типовые правила содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах Республики Саха (Якутия) N 487 от 9 декабря 1994 г. и иные нормативные правовые акты, принятые органами власти Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Федерального закона N 52-ФЗ следует читать как "от 30 марта 1999 г."
3.2. Система содержания животных в населенных пунктах.
Система содержания животных в населенных пунктах, основанная на принципах гуманного отношения и экологической совместимости совокупность взаимодействующих и управляемых субъектов и объектов содержания животных, комплекс программ, проектов и мероприятий, правового, финансового, организационного и информационного механизмов, обеспечивающих:
предотвращение негативных последствий взаимодействия животных с людьми, техникой и другими животными, зданиями и сооружениями;
оптимальную численность, видовой состав и поведение животных;
щадящий отлов, передержку и реабилитацию безнадзорных и пострадавших животных;
сохранение и создание условий, безопасных и благоприятных для жизни животных; эффективные сервис и предпринимательство в сфере содержания животных; образование и предоставление информации в сфере содержания защиты животных и т.п.
3.2.1. К объектам содержания животных относятся:
здания, сооружения и иные объекты, а также территории (зоны, маршруты, площадки и т.п.), специально предназначенные для передержки и содержания животных.
3.2.2. К категории субъектов содержания животных относятся:
органы государственного ветеринарного и санитарного надзора;
организации служебного собаководства (клубы и т.п.), общественные объединения по защите животных;
образовательные, культурно-просветительские, спортивные организации соответствующих профилей, имеющие в своем ведении объекты содержания животных (зооуголки, зоопарки, зооцирки, вольеры, конюшни, загоны, бассейны и т.д.);
торговые организации и предприниматели, осуществляющие разведение, отлов и продажу животных;
специализированные подразделения по отлову и утилизации бродячих животных;
организации охотничьего профиля, имеющие объекты натаски собак (в т.ч. содержащие для этих целей диких животных);
юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в сфере научного, образовательного, коммерческого, любительского, благотворительного либо иного содержания животных.
3.3. Структура управления в сфере содержания животных на территории населенного пункта представлена в зависимости от объекта регулирования следующими подразделениями:
в сфере предотвращения вредного воздействия животных на здоровье людей -органы государственного ветеринарного надзора (управления ветеринарии городов и районов), органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-противоэпидемические комиссии при администрациях городов и районов (СПК). специализированные предприятия по регулированию численности животных;
в сфере защиты животных от негативного воздействия населенных пунктов и неправомерных действий людей - органы государственного экологического контроля, экологические службы администраций городов и улусов, правоохранительные органы, подразделения МЧС, общественные организации соответствующего профиля, образовательные учреждения натуралистического профиля;
в сфере обеспечения возврата потерянных животных их владельцам (с организацией передержки на время поиска хозяев) - в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации: органы местного самоуправления, органы внутренних дел.
3.3.1. С целью обеспечения законности в сфере содержания животных в городах и населенных пунктах, координации действий различных субъектов содержания животных создается зоологическая комиссия при администрации города или населенного пункта. В состав комиссии входят представители экологических и ветеринарных служб, общественных организаций но защите животных, образовательных учреждений натуралистического профиля, специалисты-зоологи, представитель клуба собаководства, правоохранительных органов, администраций районов города и др. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с положением о ней, утверждаемым главой администрации города или населенного пункта.
3.3.2. Основными задачами зоологической комиссии являются:
организация разработки местных норм и правил, программ, проектов и мероприятий в сфере содержания животных;
организация и координация мониторинга состояния объектов содержания животных, сбора и обобщения данных, обмена информацией и обеспечения доступа к ней заинтересованных лиц;
подготовка заключений и предложений по вопросам содержания животных (в т.ч. соблюдения законности при обращении с животными);
утверждение списков потенциально опасных животных, требующих особых условий и ограничении содержания;
создание в населенных пунктах единой системы учета животных, осуществление общего контроля за полнотой их учета и регистрации;
подготовка и согласование материалов по тематике содержания животных для публикации (издания) и распространения их в населенных пунктах.
3.3.3. Обязанности по организации комиссии и обеспечению ее работы возлагаются на одного из заместителей главы администрации города или района.
3.4. В целях обеспечения санитарно-ветеринарного и экологического контроля на территориях городов и районов, обеспечения необходимой информацией органов местного самоуправления и иных заинтересованных лиц, в рамках единой системы зоологического учета осуществляется обязательный мониторинг (учет и регистрация) состояния объектов и субъектов содержания животных.
3.4.1. Обязательному кадастровому учету подлежат все группы позвоночных животных в порядке, определяемом совместно с территориальными органами Минприроды Республики Саха (Якутия). Особому учету подлежат потенциально опасные животные.
3.4.2. Регистрацию животных осуществляют следующие организации, образующие единую систему учета:
местные жилищно-эксплуатационные организации - выявление и первичный учет собак, кошек и экзотических животных, содержащихся в жилом фонде (кроме частного сектора) и на подведомственной территории. При этом делается запись в специальном журнале, а сведения передаются в головное предприятие ЖКХ для последующего представления в зоологические комиссии на местах;
органы государственного ветеринарного надзора совместно с администрациями городов и районов - выявление и первичный учет животных в частном секторе. При этом делается запись в специальном журнале, а сведения передаются в зоологическую комиссию;
ветеринарные учреждения - регистрацию собак (независимо от породы и их использования), кошек, экзотических животных. Владельцу выдается регистрационное удостоверение и номерной жетон;
клубы собаководства - регистрацию племенных собак выставочных пород, имеющих родословные документы;
общества охотников - регистрацию собак охотничьих пород;
специализированные муниципальные службы по отлову и временному содержанию безнадзорных животных и общественные организации по защите животных - регистрацию (при необходимости метят) бесхозных собак. При этом делается запись в специальном журнале, а сведения передаются в зоологическую комиссию.
3.4.3. Периодичность и полнота проведения работ по учету объектов содержания животных определяются экологическими службами администраций городов и районов.
3.4.4. Результаты учета и регистрации животных подлежат специальному анализу, обработке соответствующими ведомствами и представлению в зоологическую комиссию в форме ежегодных отчетов о состоянии дел в сфере содержания животных, а также в форме справок - по мере запроса.
3.4.5. Сведения об учете и регистрации животных являются открытыми и бесплатными для всех организаций, входящих в единую систему. Данные организации обязаны обмениваться информацией с целью достижения более полного учета и регистрации животных, а также контроля за соблюдением настоящих правил.
3.4.6. Администрациями городов и улусов, по предложениям зоологических комиссий и с учетом возможностей бюджета городов и улусов, с целью пропаганды знаний в сфере содержания животных, воспитания гуманного отношения к животным:
могут издаваться и распространяться настоящие Правила, специальные справочные.
учебно-методические и иные пособия (брошюры, буклеты, плакаты, памятки, календари, видео- аудиоматериалы);
создаваться и поддерживаться на базе образовательных учреждений, общественных и иных организаций натуралистического профиля учебные экспозиции животных, центры реабилитации, приюты, гостиницы и иные сервисные объекты.
3.5. Нормирование нагрузок на окружающую среду при содержании животных:
предельно допустимое и оптимальное количество животных определяется городскими и районными зоологическими комиссиями на основе нормативов и расчетных показателей, позволяющих исключить негативные последствия содержания животных, при выявлении случаев реальной вероятности негативного воздействия содержания животных на окружающую среду либо здоровье людей, соответствующими надзорными органами должны приниматься необходимые меры по снижению нагрузки и предотвращению отрицательного влияния.
3.6. С целью реализации принципов и требований настоящих Правил органами местного самоуправления осуществляется активная организационная, информационная и финансовая поддержка предпринимательских, общественных и гражданских инициатив по развитию услуг и созданию условий в сфере содержания животных по следующим приоритетным направлениям:
создание пунктов (центров, приютов) передержки и реабилитации бесхозных (бездомных) и пострадавших животных;
проведение биотехнических мероприятий по улучшению условий содержания животных, ветеринарное обслуживание, обязательное проведение профилактических прививок в соответствии с ветеринарными правилами;
стерилизация животных, регуляция численности бродячих животных;
разработка средств защиты животных;
учет численности и изучение поведения животных;
управление фауной и численностью животных в населенных пунктах;
создание и поддержание объектов и условий для выгуливания животных (оборудование площадок, маршрутов, зон и т.п.);
дрессировка служебных собак и обучение их хозяев (владельцев) навыкам контроля поведения собак в местах общего пользования;
демонстрация животных и пропаганда способов их гуманного содержания и реабилитации;
консультирование в сфере содержания и защиты животных;
страхование животных;
исключение шоковых и стрессовых методов отлова, фиксаций и умерщвления животных с заменой их на щадящие методы;
ритуальные услуги по погребению трупов животных;
обезвреживание и утилизация биологических отходов;
контроль за соблюдением требований по содержанию животных.
3.7. С целью координации деятельности в сфере содержания животных, повышения эффективности отдельных мероприятий, направленных на предотвращение негативных последствий взаимодействия животных с окружающей средой, администрация населенного пункта для взаимодействия с общественными организациями может осуществлять разработку и выполнение целевых программ, предусматривающих:
оценку состояния объектов содержания животных (учет и регистрация);
оптимизацию численности и биологического разнообразия городских животных (в т.ч. материально-техническое оснащение служб отлова животных);
развитие инфраструктуры содержания животных (в т.ч. формирование материальной базы, пунктов временного содержания животных, оборудование и содержание маршрутов, площадок и зон для выгуливания животных);
поддержку общественных инициатив и предпринимательства в сфере защиты содержания животных;
информационное обеспечение, просвещение, профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов в сфере содержания животных (в т.ч. обучение работников специализированных организаций по отлову животных гуманными методами отлова, передержки, стерилизации и иных способов регулирования численности животных, контроль соблюдения требований в сфере содержания животных).
IV. Требования по содержанию животных
4.1. При планировании, проектировании и осуществлении на территории населенных пунктов хозяйственной и иной деятельности все лица - субъекты содержания животных обязаны учитывать следующие принципы и общие требования содержания животных:
гуманного отношения;
экологической совместимости животных.
4.2. Повсеместно запрещается:
производить без специального разрешения, выдаваемого органами государственного экологического и ветеринарного контроля, отлов животных и действия, приводящие к гибели и угнетению жизнедеятельности животных, уничтожать животных и места их обитания;
разрушать, повреждать, перемещать, похищать объекты содержания животных (в т.ч. кормушки для птиц и иных животных, субстратные конструкции, укрытия, зооуголки, вольеры, бассейны, указатели и информационные щиты и т.д.):
допускать нахождение собак, кошек и экзотических животных в местах, запрещенных для доступа этих животных, в т.ч. на особо охраняемых природных территориях.
допускать либо пропагандировать жестокое и негуманное обращение с животными;
содержать и использовать животных при отсутствии необходимых нормальных условий их содержания (в антисанитарных условиях, при ненадлежащем уходе, лишении животных возможности удовлетворять присущие им потребности в пище, воде, сне. моционе, контактах, приемлемых температурно-влажностных условий, освещенности, индивидуального пространства, а также с причинением вреда и неудобств соседям и иным лицам;
без специального разрешения, регистрационного ветеринарного свидетельства торговать животными или иным способом использовать их в коммерческих и утилитарных целях;
допускать загрязнение животными мест общего и специального пользования: подъездов, дворовых территорий, детских, площадок, улиц, тротуаров, площадей, парков, скверов, охраняемых природных территорий и зон природоохранного назначения, территорий образовательных и иных учреждений;
выгуливать животных за пределами специально обустроенных либо согласованных мест;
выводить собак в общие дворы и на улицу без поводка и намордника, кроме собак декоративных пород;
провозить потенциально опасных животных в общественном транспорте;
разводить и использовать животных, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению неконтролируемого размножения, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
самостоятельно умерщвлять животных.
4.3. При проектировании жилой застройки следует предусматривать размещение площадок для выгуливания собак в соответствии со строительными нормами и правилами "Планировка и застройка городских и сельских поселений", резервируя для этих целей участки на расстоянии не менее 40 метров от окон жилых и общественных зданий.
4.4. Владельцы зоопарков, зооцирков, зверинцев, зооуголков, террариумов, аквариумов, бассейнов, вольеров, вивариев, рынков, зоомагазинов (и иных торговых точек) обязаны предотвращать случаи жестокого обращения с животными, находящимися у них на содержании, при транспортировке, содержании в витринах, на экспозиционных объектах и др.).
4.5. Запрещается содержать без регистрации и специального разрешения потенциально опасных животных, проводить с их использованием зрелищные мероприятия (бои, турниры, шоу и т.п.), натравливать на люден и других животных.
4.6. Содержание собак, кошек и экзотических животных в отдельных квартирах (в т.ч. в частных домах), занятых одной семьей, допускается при условии соблюдения санитарно-гигиенических, ветеринарно-санитарных и настоящих Правил, а в квартирах, где проживает несколько семей, лишь при согласии всех проживающих.
4.7. Не разрешается содержать собак, кошек и экзотических животных в местах общего пользования жилых домов: лестничных клетках, чердаках, подвалах, коридорах, балконах и лоджиях.
4.8. Собаки, кошки и экзотические животные, принадлежащие физическим и юридическим лицам, подлежат обязательной регистрации в недельный срок с момента приобретения (щенки - с 3-х месячного возраста) и ежегодной перерегистрации в ветеринарных государственных учреждениях по месту жительства граждан.
4.9. Ветеринарные учреждения, а также клубы собаководства, осуществляющие регистрацию, должны ознакомить владельцев с правилами содержания животных, что должно быть подтверждено подписью владельца в регистрационном удостоверении.
4.10. О приобретении, регистрации (перерегистрации) животного, относящегося к группе потенциально опасных животных, его владелец обязан сообщить в жилищно-эксплуатационную организацию по месту жительства.
4.11. Владельцы собак, имеющие в пользовании земельный участок, могут содержать собак в свободном выгуле только на хорошо огороженной территории (в изолированном помещении) или на привязи. О наличии собак должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на участок.
4.12. Собаки служебных, бойцовых и спортивно-декоративных пород подлежат обязательной регистрации в клубах собаководства .
4.13. Владельцы потенциально опасных животных обязаны обладать навыками обращения с ними и предотвращать их агрессивное поведение, в течение первого года с момента приобретения животного пройти курс дрессировки собак в клубе собаководства, либо подтвердить свои навыки соответствующего обращения с животными, продемонстрировав их экзаменатору клуба.
4.14. Клубы собаководства и иные специализированные организации, обладающие квалифицированными специалистами-кинологами и. правом осуществления такой деятельности, по согласованию с зоологической комиссией осуществляют обучение владельцев и дрессировку собак, обеспечивают прием экзаменов и выдачу свидетельств об освоении программного курса.
4.15. Все владельцы потенциально опасных животных обязаны обладать навыками обращения с ними и предотвращать их агрессивное поведение.
4.16. Перевозка животных в общественном транспорте может производиться лишь при условии соблюдения установленных правил пользования соответствующими транспортными средствами, обеспечения полной безопасности людей (в т.ч. исключения укусов животными и иного агрессивного поведения животных), загрязнения и повреждения салона, одежды и имущества пассажиров.
4.17. Владельцы животных обязаны обеспечивать надлежащее содержание своих животных, принимать меры, исключающие негативное физическое, психологическое, санитарно-эпидемическое воздействие животных на окружающих:
своевременно регистрировать и перерегистрировать подлежащих регистрации животных, а при перемене места жительства о наличии этих животных ставить в известность жилищно-эксплуатационные организации по новому месту жительства;
гуманно обращаться с животными (не выбрасывать, не оставлять их без присмотра, пищи, воды и т. д.);
при нежелании или невозможности в дальнейшем содержать животных передавать их (либо продавать) в установленном порядке другим организациям или гражданам, обращаясь при необходимости в пункты (центры, приюты) реабилитации животных, общественные организации по защите животных и др.;
не допускать и незамедлительно устранять загрязнения животными квартир, лестничных клеток, лифтов, подвалов и других мест общего пользования в жилых домах, а также дворов, тротуаров, улиц и т. п.;
принимать меры к обеспечению тишины в жилых помещениях;
не допускать животных на детские площадки, в магазины, столовые и другие подобные места общего пользования;
не допускать содержание животных в количестве сверх установленных норм;
предотвращать агрессивное поведение животных (кроме случаев необходимой обороны или в рамках служебной деятельности по пресечению неправомерных действий);
немедленно сообщать в органы здравоохранения о всех случаях укусов людей и животных;
по требованию ветеринарных специалистов представлять животных для осмотра, диагностических исследований, предохранительных прививок;
немедленно сообщать в ветеринарные учреждения о случаях внезапного падежа животных или подозрения на заболевание этих животных бешенством, до прибытия ветеринарных специалистов изолировать заболевшее животное;
не допускать выбрасывания трупов животных (павшие животные подлежат утилизации или захоронению в местах и в порядке, установленных администрацией города и района);
сдавать регистрационное удостоверение и регистрационный знак павшего животного не позднее одного месяца со дня смерти в то учреждение, в котором оно было зарегистрировано;
предоставлять лицам, осуществляющим контроль соблюдения настоящих Правил, возможность беспрепятственного ознакомления с условиями содержания животных.
4.18. Организации и предприниматели, имеющие на своей территории сторожевых собак и иных животных, обязаны:
зарегистрировать животных на общих основаниях;
исключать бесконтрольное попадание животных за пределы своей территории;
соблюдать настоящие Правила.
4.19. Юридические и физические лица (в ч. клубы, объединения и организации), деятельность которых связана с содержанием, разведением животных, торговлей животными, их дрессировкой, использованием в служебных, коммерческих, охранных, образовательных, научных и иных целях, должны быть зарегистрированы в управлении ветеринарии района.
4.20. Регистрацию животных в ветеринарных учреждениях производят в установленном порядке:
запись в регистрационном журнале сведений о животном (родословная, порода, пол, возраст, место содержания и т.д.), данных о владельце животного (ФИО, место жительства);
выдачу регистрационного свидетельства и номерного знака (жетона) к ошейнику (для собак), ветеринарный паспорт (либо отметку) о проведении обязательной вакцинации, памятки о порядке содержания животных в городе, населенном пункте.
Примечание 1. Порядок регистрации животных органами ветеринарного надзора и иными организациями, а также взимания ими сборов и иных платежей за оказываемые услуги устанавливается уполномоченными на то органами в соответствии с действующим законодательством.
Примечание 2. Особому учету (в т.ч. в клубе собаководства а также в жилищных организациях по месту жительства, местных администрациях - в частном секторе) подлежат ядовитые животные, крупные хищники, включая собак, относящихся к категории потенциально опасных пород и их метисов (американский стаффордширтерьер, английский бульдог, аргентинский дог, бульмастиф, бультерьер, доберман, кавказская овчарка, мастино-неаполитано, мастиф, московская сторожевая, немецкий дог. питбультерьер, ризеншнауцер, ротвейлер, среднеазиатская овчарка, черный терьер и др.).
4.21. При выгуливании собак и сопровождении потенциально опасных животных их владельцы обязаны принимать меры предосторожности, исключающие возможность причинения вреда и неудобств окружающим.
4.22. Выгуливать собак и потенциально опасных животных только в специально отведенных местах (на площадках, либо в зонах), а при их отсутствии - на пустырях и в иных безлюдных местах за пределами детских площадок, образовательных и медицинских учреждений, особо охраняемых природных территорий и зон природоохранного назначения.
4.23. Не допускать выгуливания агрессивных собак и сопровождение потенциально опасных животных детьми моложе 16 лет.
4.24. Безнадзорные животные (независимо от породы и назначения, наличия ошейника с номерным знаком) подлежат отлову специализированными подразделениями (бригадами) жилищно-коммунального хозяйства оснащенными специально оборудованными автомашинами для перевозки животных.
4.25. Организации, производящие отлов, умерщвление безнадзорных животных и обезвреживание биологических отходов, обязаны:
обеспечивать проведение органами ветеринарного и санитарного надзора инструктажей среди членов бригад по отлову животных, выдавать каждому работнику бригады, успешно прошедшему инструктаж, удостоверение на право отлова безнадзорных животных;
фиксировать все выезды бригад по отлову животных в специальном журнале, вести строгий учет отловленных или поступающих иным способом животных и биологических отходов с указанием сведений о количестве отловленных (поступивших), возвращенных владельцам (переданным иным лицам), умерщвленных животных и удаленных трупов животных и биологических отходов;
представлять в зоологическую комиссию ежегодный отчет по регистрируемым данным об отлове, передаче, умерщвлении животных и удалении их трупов в конкретные пункты захоронения, обезвреживания или утилизации;
обеспечивать доступ мест содержания и умерщвления безнадзорных животных для осуществления общественного, муниципального и государственного контроля за соблюдением настоящих Правил;
производить отлов преимущественно в утренние часы до начала рабочего времени;
не допускать отлова и умерщвления, животных на виду у граждан, исключать возможность наблюдения этих процедур детьми;
не допускать отлова и транспортировки животных мучительными для них способами (применение капканов, а также приспособлений, наносящих животным физические травмы, содержание животных в транспортных средствах более 8 часов);
не допускать самостоятельной передачи животных гражданам и организациям бригадами по отлову животных;
обеспечивать проведение освидетельствования отловленных животных специалистами ветеринарной службы для решения вопроса о дальнейшем их использовании, возможной передаче заинтересованным организациям, а также, при необходимости, о методах уничтожения и утилизации;
производить умерщвление животных способами, вызывающими мгновенную смерть, либо мгновенное отключение сознания (состояние глубокого наркоза).
4.26. Отловленных породистых животных, либо животных, имеющих опознавательные метки (в т.ч. ошейники, регистрационные знаки), содержат в течение трех дней и с разрешения органов ветеринарного надзора возвращают этих животных владельцам по их просьбе, а при отсутствии таких просьб могут, в соответствии с нормами гражданского права, передавать их учреждениям и организациям или продавать их.
4.27. Владельцы животных оплачивают при возвращении им отловленных животных расходы по отлову, кормлению, содержанию и проведенных ветеринарных обработок.
V. Контроль и обеспечение соблюдения Правил
5.1. Контроль соблюдения настоящих Правил содержания собак, кошек и экзотических животных осуществляют специально уполномоченные специалисты:
экологической службы городов и населенных пунктов (отдела по экологии и природным ресурсам мэрии);
отделов коммунального хозяйства администраций районов, комитета по городскому хозяйству;
жилищно-эксплуатационных организаций;
органов внутренних дел;
представители общественных организаций, преследующих цели защиты животных, осуществляют при содействии органов ветеринарного надзора систематический контроль за своевременной регистрацией и перерегистрацией животных их владельцами.
5.2. Органы ветеринарного надзора в соответствии с ветеринарными правилами:
осуществляют регистрацию (перерегистрацию) животных, выдачу регистрационных удостоверений и номерных знаков;
совместно с органами санитарного надзора, жилищно-эксплуатационными организациями, клубами служебного собаководства, обществами охраны природы, охотников и рыболовов, домовыми комитетами и другими общественными организациями проводят разъяснительную работу среди населения в целях предупреждения заболевания животных и соблюдения санитарно-ветеринарных правил.
5.3. Органы государственного санитарного эпидемиологического надзора осуществляют надзор и контроль за исполнением санитарных требований по содержанию животных.
5.4. Правила содержания животных, адреса ветеринарных учреждений, организаций, осуществляющих отлов безнадзорных животных, а также указатели мест для выгуливания собак должны вывешиваться жилищно-эксплуатационными организациями на видном месте для сведения жителей городов и поселков.
5.5. При выявлении случаев несоблюдения требований настоящих Правил соответствующими надзорными органами и организациями, осуществляющими учет и регистрацию животных, должны приниматься необходимые меры по пресечению нарушений, а также привлечению виновных лиц к ответственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством в сфере содержания животных и охраны животного мира.
5.6. Перечень лиц, наделяемых правом составления протоколов, а также порядок возбуждения и осуществления административного производства по фактам нарушения Правил содержания животных на территории Республики определяется специальными положениями о городских и районных (улусных) административных комиссиях.
5.7. Участие общественных объединений в обеспечении соблюдения настоящих Правил определяется уставами и иными учредительными документами данных объединений.
VI. Ответственность за нарушение Правил содержания собак, кошек и
экзотических животных на территории Республики Саха (Якутия)
6.1. В случаях ненадлежащего содержания животных, жестокого обращения с ними, к нарушителям могут применяться санкции, предусмотренные административным, гражданским и уголовным законодательствами Российской Федерации.
6.2. Административная ответственность в виде штрафа предусматривается за следующие виды действий, запрещенных настоящими Правилами:
6.2.1. Несоблюдение требований по вакцинации и регистрации животных, выбрасывание трупов животных, захоронение их в не отведенных (специальных) местах влечет наложение административного штрафа на граждан, на должностных и юридических лиц согласно статье 10.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При выявлении нарушений, перечисленных в пункте 6.2.1, граждане обращаются в ветеринарные государственные учреждения по месту жительства. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных пунктов 6.2.1. составляются должностными лицами государственного ветеринарного надзора. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных в пункте 6.2.1. осуществляется должностными лицами государственного ветеринарного надзора.
6.2.2. Нарушение владельцами собак, кошек и экзотических животных правил пользования жилыми помещениями, санитарного содержания мест общего пользования, лестничных площадок, лифтов, подъездов, придомовых территорий, также выгул собак на территориях детских площадок, дошкольных учреждений и учебных заведений, в общественных местах без намордников и поводков, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц согласно пунктам 1 и 2 статьи 10 Закона Республики Саха (Якутия) "О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев".
6.2.3. Содержание животных с систематическим причинением неудобств соседям и иным лицам влечет за собой предупреждение либо наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Обращение граждан в случае причинения неудобств животными оформляется заявлением (приложение 1) на имя председателя зоологической комиссии города (района, населенного пункта) по месту жительства для дальнейшего решения вопроса.
6.2.4. Отсутствие со стороны владельца надлежащего контроля за поведением животных, в результате которого произошло нападение последних на человека, если оно повлекло повреждение или уничтожение имущества граждан или юридических лиц, причинение вреда здоровью человека, заражение его болезнью, а также умышленное неправомерное натравливание собак, кошек, экзотических животных на человека, если это не образует состава преступления, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц согласно Закону Республики Саха (Якутия) "О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев", статья 10 пункты 3, 4 , 5.
Согласно Закону Республики Саха (Якутия) "О порядке содержания собак, кошек, экзотических животных и об ответственности их владельцев" протоколы об административных правонарушениях по пунктам 6.2.2, 6.2.3. 6.2.4 составляются должностными лицами, уполномоченными органами местного самоуправления. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных в вышеперечисленных пунктах, осуществляется мировыми судьями.
6.3. Возмещение вреда, причиненного собаками, кошками и экзотическими животными личности или имуществу граждан, имуществу юридических лиц, возмещается владельцем животного в соответствии с гражданским и уголовным" законодательствами Российской Федерации.
Образец формы заявления
Председателю зоологической
комиссии_________________________
_________________________________
населенный пункт
от_______________________________
Ф.И.О.
_________________________________
проживающего (ей) по адресу:
_________________________________
_________________________________
_________________________________
Заявление
Прошу Вас принять меры к _______________________________________________,
Ф. И. О.
владельцу_______________________________________________________________,
вид животного
проживающему (ей) по адресу______________________________________________
за систематические причинения неудобств_________________________________
описать характер нарушения
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
"____"_____________ 200__ г. Подпись заявителя
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2004 г. N 243 "О Правилах содержания собак, кошек и экзотических животных на территории Республики Саха (Якутия)"
Текст постановления опубликован в приложении "Якутские ведомости" от 25 августа 2004 г. N 50
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 1 августа 2014 г. N 237 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующим документом:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2004 г. N 644