Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 13 января 2003 г. N 702 "О Президентской целевой программе "Семья и дети Республики Саха (Якутия)" на 2003-2006 гг."

2. Утвердить государственными заказчиками целевых подпрограмм Президентской целевой программы "Семья и дети Республики Саха (Якутия)":

"Семья" - Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия);

"Здоровый ребенок" - Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);

"Дети Арктики" - Департамент по делам народов и федеративным отношениям Республики Саха (Якутия);

"Дети-инвалиды" - Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия);

"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия);

"Дети-сироты" - Министерство образования Республики Саха (Якутия);

"Одаренные дети" - Министерство образованна Республики Саха (Якутия);

"Организация летнего отдыха, занятости и оздоровления детей" - Министерство образования Республики Саха (Якутия).

3. Правительству Республики Саха (Якутия) (Назаров С.Н.) предусматривать в Государственном бюджете Республики Саха (Якутия), начиная с 2003 года, финансирование Президентской целевой программы "Семья и дети Республики Саха (Якутия)" на 2003-2006 гг. отдельной строкой.

4. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.) обеспечить ежегодное целевое, полное и гарантированное финансирование Президентской целевой программы "Семья и дети Республики Саха (Якутия)".

5. Органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) разработать соответствующие целевые программы по улучшению положения семей и детей.

6. Утвердить координатором Президентской целевой программы "Семья и дети Республики Саха (Якутия)" Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия).

7. Считать утратившим силу Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 24.05.2002 г. N 255 "О Президентской программе семейной политики Республики Саха Якутия) на 2002-2006 гг.".

8. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Вице-президента, Руководителя Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) Акимова А.К.

 

Президент
Республики Саха (Якутия)

В. Штыров

 

Одобрена постановлением

Правительства

Республики Саха (Якутия)

от 27 декабря 2002 г. N 666

 

Президентская целевая программа
"Семья и дети Республики Саха (Якутия)" на 2003-2006 гг.
(утв. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 13 января 2003 г. N 7)

 

Паспорт
Президентской целевой программы "Семья и дети Республики Саха (Якутия)" на 2003 - 2006 гг.

 

Наименование программы:              Президентская  целевая  программа
                                     "Семья  и  дети   Республики Саха
                                     (Якутия)" на 2003-2006 гг.

 

Основание для разработки программы:  Поручение Президента Республики Саха
                                     (Якутия)  от  16  октября  2002 г.

 

Государственный заказчик-координатор Комитет по делам семьи и  детства  при
программы:                           Президенте  Республики  Саха (Якутия)

 

Государственные заказчики            Комитет по делам семьи и  детства  при
подпрограмм:                         Президенте  Республики  Саха (Якутия),
                                     Министерство здравоохранения Республики
                                     Саха (Якутия), Министерство образования
                                     Республики Саха (Якутия), Министерство
                                     труда  и социального  развития
                                     Республики Саха  (Якутия), Министерство
                                     внутренних дел Республики Саха (Якутия),
                                     Департамент по делам народов и федеративным
                                     отношениям Республики Саха (Якутия)

 

Основные разработчики программы:     Комитет по делам семьи и  детства  при
                                     Президенте  Республики  Саха (Якутия),
                                     Министерство образования Республики
                                     Саха (Якутия), Министерство труда и
                                     социального  развития  Республики Саха
                                     (Якутия),  Министерство здравоохранения
                                     Республики Саха (Якутия)

 

Перечень  подпрограмм:               "Семья"  (государственный    заказчик -
                                     Комитет по делам семьи и детства
                                     при Президенте  Республики  Саха (Якутия)
                                     "Здоровый  ребенок" (государственный
                                     заказчик - Министерство здравоохранения
                                     Республики Саха (Якутия)
                                     "Одаренные   дети"   (государственный
                                     заказчик - Министерство образования
                                     Республики Саха (Якутия)
                                    "Профилактика безнадзорности  и
                                    правонарушений  несовершеннолетних"
                                     (государственные заказчики - Комитет
                                     по делам семьи и детства при Президенте
                                     Республики  Саха  (Якутия),
                                     Министерство внутренних дел Республики
                                     Саха (Якутия)
                                     "Дети-сироты" (государственный заказчик -
                                     Министерство образования Республики
                                     Саха (Якутия)
                                     "Дети-инвалиды" (государственный заказчик  -
                                     Министерство труда и социального развития
                                     Республики Саха (Якутия)
                                    "Организация отдыха, занятости и
                                    оздоровления детей" (государственные
                                     заказчики -  Министерство  образования
                                     Республики  Саха (Якутия), Министерство
                                     труда  и  социального  развития Республики
                                     Саха (Якутия), Комитет по делам семьи и
                                     детства при Президенте Республики Саха (Якутия)
                                     "Дети Арктики" (государственный
                                     заказчик  -  Департамент  по  делам
                                     народов и федеративным отношениям
                                     Республики Саха (Якутия)

 

Цели программы:                      Обеспечение условий для наилучшего
                                     выполнения семьей своих  основных
                                     функций: экономической, репродуктивной,
                                     воспитательной, жизнеохрани-тельной,
                                     совмещения  трудовой,  общественной
                                     деятельности и семейных обязанностей
                                     с личными интересами человека.

 

                                     Улучшение положения детей в
                                     Республике Саха (Якутия)

 

                                     Развитие нового уровня  отношений семьи
                                     и  государства  на  основе правового
                                     регулирования, предоставления семье
                                     реальных  прав,  соблюдение  баланса
                                     интересов семьи, личности, государства.

 

                                     Улучшение демографической ситуации
                                     (рост  и  качество  рождаемости, брачности,
                                     снижение смертности). Принятие системы  мер,
                                     направленной на экономическую самостоятельность
                                     семьи, профилактику бедности и формирование
                                     здорового образа жизни.

 

                                     Развитие традиционных и создание новых
                                     форм  содействия  семейному воспитанию
                                     личности.

 

                                     Создание условий для охраны здоровья
                                     матери  и  рождения  здоровых детей,
                                     репродуктивного здоровья,сохранения
                                     и укрепления здоровья детей и подростков.

 

 

Задачи программы:                    Профилактика инвалидности, освоение новых
                                     методик  и   технологий в реабилитации
                                     детей-инвалидов.

 

                                     Сдерживание темпов роста  детской
                                     безнадзорности  и  правонарушений
                                     несовершеннолетних и укрепление
                                     системы  профилактики   безнадзорности и
                                     правонарушений  несовершеннолетних
                                     Развитие  семейных  форм   устройства
                                     детей, лишенных родительского попечения.

 

                                     Создание условий  для выявления, поддержки
                                     и развития интеллектуальных и  творчески
                                     одаренных  детей, обеспечение их
                                     самореализации  и  профессионального
                                     самоопределения.  Развитие  системы
                                     отдыха, занятости и оздоровления детей.

 

 

Ожидаемые конечные результаты        Семья, общество и государство обеспечат
реализации программы:                заботу о малолетних, престарелых, больных.

 

                                     Произойдет укрепление семьи и сокращение
                                     числа разводов, уменьшится уровень безбрачия.

 

                                     Повысится качественная рождаемость детей.

 

                                     Значительно расширятся формы занятости
                                     и самозанятости трудоспособных членов
                                     семьи в общественном  производстве  и
                                     увеличится число семей с доходами,
                                     превышающими прожиточный минимум на
                                     одного  члена семьи.

 

                                     Увеличится число семей, ведущих здоровый
                                     образ жизни.

 

                                     Повысится духовно-нравственный потенциал
                                     семьи и сформируется личностная культура
                                     подрастающего поколения.

 

                                     Произойдет сдерживание роста социального
                                     сиротства, получат дальнейшее  развитие
                                     семейные формы воспитания детей-сирот,
                                     детей, оставшихся без попечения родителей.

 

                                     Сформируется  система  подготовки молодежи к
                                     семейной жизни и сознательному родительству.

 

                                     Снизятся показатели материнской и
                                     младенческой смертности, уменьшится
                                     риск рождения детей с врожденными и
                                     наследственными заболеваниями.

 

                                     Укрепится  стабильность  семьи и
                                     прекратится рост количества безнадзорных
                                     детей.

 

                                     Наметится тенденция сокращения числа
                                     правонарушений несовершеннолетних.

 

                                     Сократится значительно число детей,
                                     употребляющих   наркотические и
                                     психотропные средства, алкогольные напитки.

 

                                     Усовершенствуется система работы с
                                     одаренными  детьми  и  улучшатся условия
                                     для их устойчивого развития.

 

Объемы и источники финансирования    817,59 млн. рублей, в том числе:
(в ценах 2003 г.)                    - из федерального бюджета - 155,06 млн.рублей;
                                     - из бюджета Республики Саха (Якутия) -
                                     650,53 млн. рублей;
                                     - из внебюджетных источников - 12,0 млн.рублей.

 

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 

В Республике Саха (Якутия) принята Концепция семейной политики, утвержденная Правительством Республики Саха (Якутия) в 1995 г., реализованы Государственная программа семейной политики на 1997-1998 гг. и Президентская программа "Дети Республики Саха (Якутия)" на 1995-2000 гг..

Позитивные изменения в развитии семьи отмечают положительный результат реализации государственной политики по поднятию престижа семьи, повышению ответственности каждого человека за свою семью:

рост рождаемости:

2000 г. - 13147 (к-13.5), 2001 г. - 13212 (к-13,6)

рост числа браков на 25,3%:

2000 г. - 5899, 2001 г. - 7392.

уменьшение количества семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума на 16,2%:

2000 г. - 82686, 2001 г. - 69310.

уменьшение количества семей, где оба родителя не работают, на 17%:

2000 г. ~ 9833, 2001 г. - 8150.

уменьшение количества семей, где оба родителя злоупотребляют алкоголем, на 17,3%:

2000 г. - 3682. 2001 г. - 3046.

уменьшение количества неполных семей на 16%:

2000 г. - 25895. 2001 г. - 21754.

по сравнению с 2000 г. реальные среднедушевые денежные доходы населения увеличились на 6,9%, реальная начисленная заработная плата - на 10,2% и назначенная пенсия - на 6,5%.

Вместе с тем, семья еще не может обеспечить выполнение своих основных функций: экономической, репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной по целому ряду причин.

Рост реальной заработной платы и реальной пенсии

в республике в два раза отстает от среднероссийского уровня. Среднедушевые денежные доходы населения республики в 2001 г. составили 4455,9 рублей в месяц.

Достаточно велики региональные различия в уровне доходов населения республики. В целом разрыв в доходах между высокодоходными и низкодоходными улусами составляет 5,3 раза. Около трети улусов имеют средне-душевой денежный доход в 2 раза ниже, чем в среднем по республике. Это в основном сельские улусы: Мегино-Кангаласский (среднедушевой доход в 2,4 раза ниже среднереспубликанского уровня), Амгинский, Верхневилюйский, Намский (в 2,2 раза), Горный, Усть-Алда некий (в 2,1 раза). В то же время жители городов (Мирный, Ленек, Неоюнгри и Якутск) имеют среднедушевой денежный доход выше, чем в среднем по республике, в 1,3 - 2,3 раза.

Период экономических преобразований в республике сопровождается расслоением семей по материальному остатку. Реальностью становится существование бедных и нищих, что не может не отражаться на самочувствии. здоровье членов домохозяйств разного состава.

Наиболее бедственное положение складывается для сельских домохозяйств с четырьмя и более детьми и для крупных по размеру домохозяйств независимо от места проживания. Известно, что число детей в семье выступает дополнительным фактором повышения иждивенческой нагрузки работающих членов семьи.

Демографическая ситуация в республике характеризуется относительно благоприятными показателями по сравнению с другими регионами Российской Федерации. Вместе с тем, в развитии демографических процессов присутствуют и негативные тенденции, для нивелирования которых проводится региональная демографическая политика.

В республике происходит снижение численности населения. За последние 11 лет население Якутии сократилось на 116,3 тыс.человек - с 1098,9 тыс.человек в 1990 г. до 982,6 тыс.человек в июле 2002 г..

Снижение численности населения в первую очередь обусловлено миграционным оттоком населения.

Общее снижение численности за январь-июнь 2002 г. составило 284 человека, в том числе миграционное сальдо - 2142 человека.

Хотя за последние годы происходит некоторое снижение миграционной напряженности, тем не менее миграционный отток населения не компенсируется естественным приростом.

Одним из основных элементов современной динамики демографических процессов за последние 10 лет является снижение рождаемости. В целом за 1990-2001 гг. число родившихся снизилось в республике на 38,8%. Однако, в последние 2 года происходит рост числа родившихся детей. В 1999 г. родилось 12724 ребенка, в 2000 г. - 13147 детей, в 2001 г. - 13262 ребенка. Причем происходит рост повозрастных показателей рождаемости, что свидетельствует об изменениях именно в интенсивности рождаемости. Данные 1 полугодия 2002 г. также показывают увеличение числа родившихся по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Сокращение рождаемости вызвано такими причинами. как снижение репродуктивного здоровья женщин, ростом числа бесплодных супружеских пар, изменением в Я репродуктивных установках женщин. На эти изменения влияет и кризисная социально-экономическая ситуация в стране - снижение реальных доходов населения и уровня жизни семей, имеющих детей.

В области смертности населения: в 1995 г. умерло 10079 человек, в 2000 г. 9325 человек. Однако итоги 2001 г. и 1 полугодия 2002 г. вновь показали К некоторое ухудшение. Общий коэффициент смертности также увеличился - с 9,6% (в 2000 г.) до 10,0% (2001 г.).

В результате неблагоприятной обстановки со смертностью продолжительность жизни в республике все еще остается ниже, чем в России. В 1999 году продолжительность жизни была 64,1 года, в том числе мужчины - 58,5 и женщины - 70,6 лет. В России - 65,9 лет. По данным 2001 г., продолжительность жизни несколько возросла и составила 64,37 года (оба пола), 58.44 (мужчины) и 71,35 (женщины). Хотя эти показатели несколько превышают аналогичные по Дальневосточному федеральному округу (63.49; 57,83 и 70,24 года), тем не менее продолжительность жизни остается ниже, чем в среднем по Российской Федерации (65,29; 58,96 и 72,34 года)

Снижение числа родившихся одновременно с высотой смертностью приводит к значительному сокращению естественного прироста населения. В 1990 г. он составлял 14192 человека, а в 2001 г. - 3524 человека, те. за 11 лет естественный прирост сократился более чем в 4 раза. За 1 полугодие 2002 г. естественный прирост составил 1858 человек, что выше показателей за тот же период 2001 г. (1594 чел.).

За 1990-2000 гг. происходило постоянное снижение числа браков: с 11550 до 5899. Но итоги 2001 г. показали рост числа браков по сравнению с 2000 г. (на 25"3%). Однако в целом за 1990-2001 гг. число браков уменьшилось на 36%.

Снижение числа браков связано с общим уменьшением численности населения, повлияло также и ухудшение социально-экономической обстановки в стране в целом. Люди не стремятся к заключению брака, образованию семьи, не будучи уверенными полностью в завтрашнем дне. Кроме того, рост внебрачной рождаемости косвенно свидетельствует о том, что на смену официальным формам брака приходят новые (пробные браки, гражданский брак и т.п.).

Число разводов в республике, начиная с 1990 г., постоянно снижалось. Это был неплохой показатель состояния семьи в республике, особенно в условиях миграционной нестабильности. Однако в 2001 г. произошло че только увеличение числа браков, но и рост числа разводов - на 12%.

На развитие всего населения, темпы его роста и изменения структуры оказывает влияние то, как формируется и развивается семья. От ее состояния, от степени выполнения ею своих функций будет зависеть в конечном итоге демографическая ситуация в будущем.

В республике сложилась система социальных учреждений (центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и социальных приютов для детей), направленных на реализацию прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, призванных оказывать экстренную социальную помощь и социальную реабилитацию семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проводить профилактику безнадзорности, беспризорности и социального сиротства.

По состоянию на ноябрь 2002 г. в республике действуют 27 центров социальной помощи семье и детям с 41 филиалом в наслегах, 4 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних со стационаром на 133 койко-места, 8 социальных приютов для детей со стационаром на 140 койко-мест. Именно эти учреждения призваны работать с семьями в социуме, поэтому важно развивать их и это возможно сделать программными методами.

Усилена нормативная база Доктрины здорового образа жизни. На заседании Правительства Республики Саха (Якутия) от 3 октября 2002 г. приняты постановления "О мерах по профилактике курения табака и табачных изделий" и "Об изменениях и дополнениях к Закону Республики Саха (Якутия) "О профилактике курения табака и табачных изделий". Подготовлен проект Указа Президента Республики Саха (Якутия) "О государственной политике по формированию здорового образа жизни" и проект постановления Правительства Республики Саха (Якутия) "О рекламной деятельности по здоровому образу жизни".

Для реализации Доктрины здорового образа жизни в 32 улусах разработаны и утверждены улусные целевые программы по формированию здорового образа жизни, состоящие из профилактических программ в области образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, физкультуры и спорта. В 24 улусах действуют межведомственные комиссии по здоровому образу жизни, работают 25 республиканских опорных центров здорового образа жизни.

С целью формирования потребностей здорового образа жизни в школах, средних и высших учебных заведениях республики внедрено валеологическое образование (уроки здоровья), складывается система физического воспитания детей, молодежи, направленная на достижение гармонического физического развития (4 урока физкультуры в неделю в школах). Проводятся семинары, конференции по методикам и технологиям обучения здорового образа жизни, создаются клубы и школы здоровья.

Организуются республиканские акции, декады, месячники по здоровому образу жизни. С целью проведения информационно-просветительской работы и пропаганды здорового образа жизни проводятся еженедельные программы на радио и телевидении НВК "Саха" и улусных телерадиокомпаний, выпускаются постоянные рубрики по проблемам здорового образа жизни в республиканских и улусных газетах, приложение "Будем здоровы" к газете "Якутия".

Анализ деятельности по реализации Доктрины здорового образа жизни в улусах и городах выявил серьезные проблемы по всем 5 направлениям. Сохраняется высокий уровень безработицы среди молодежи, особенно в сельской местности, а также среди женщин. По состоянию на 1 января 2002 г. численность зарегистрированных в службе занятости безработных составила 6395 человек (на 01.01.2001 г. - 5433 чел.), в т.ч. молодежь в возрасте 16-29 лет - 2240 (35%), женщины - 3764 (58,8%).

Состояние здоровья населения республики, как отмечают специалисты, ухудшается. Одной из причин высокого уровня смертности является алкоголизм, который увеличился по сравнению с 2000 г. на 4,3%. Особенно беспокоит женский алкоголизм, который увеличился за тот же период на 2,6%. За последние 3 года увеличилась заболеваемость беременных женщин, из 100 родов только 34 проходят нормально. Состояние здоровья матери отражается на здоровье новорожденного ребенка. По данным 2001 г., в республике умерло 232 ребенка в возрасте до 1 года. Около 4,5 тысячи женщин работают в неблагоприятных условиях, при этом их рабочие места не аттестованы.

В семье у детей формируются основы добросовестного отношения к труду, повышения материального и морального престижа семейного труда и их образа жизни, сокращения миграции и степень занятости сельской молодежи. В целях решения проблем становления и развития частного сектора в аграрной экономике и усиления экономической функции семьи была принята Государственная программа развития семейной экономики на селе Республики Саха (Якутия) на 2000-2004 гг..

Тем самым, был заложен фундамент для региональной социально-экономической системы государственной поддержки мелких и средних сельхозтоваропроизводителей. С тех пор прошло уже более 3 лет и за это время проведена большая целенаправленная работа по реализации данной программы.

На начальном этапе реализации политики семейной экономики первой была поставлена задача довести доходность домашних хозяйств сельских семей до 100 тысяч рублей в год. В то время этот показатель не превышал 40 тысяч рублей в год. Сегодня средняя доходность сельской семьи в республике достигла 80 тысяч рублей в год на семью, тем не менее, в передовых семейных хозяйствах Намского, Хангаласского, Чурапчинского, Таттинского, Нюрбинского, Сунтарского, Оймяконского и других улусов доходность в последние годы составляет 100-300 тысяч рублей в год. Сейчас практически половину доходов крестьяне получают от собственного подворья, а во многих случаях этот показатель достигает 2/3 среднего дохода семьи.

В результате реализации политики семейной экономики прекратился отток населения в города, стабилизировалась численность сельского населения и сегодня она составляет 354 тысячи человек.

Субъекты семейной экономики стали основными поставщиками сельскохозяйственной продукции для государственных нужд республики.

На 1 октября 2002 г. ими поставлено:

мяса - 4072,7 тонны, что составляет 75% (в прошлом году было 73%) в общем объеме поставки от всех категорий хозяйствования;

молока -42997 тонн, что составляет 73% (в прошлом году - 70%);

яиц - 16385, что составляет 26,4% (в прошлом году -25%).

Сегодня для семейных хозяйств рост товарности становится нормой, а не отклонением от нее. Эти хозяйства вправе рассчитывать прежде всего на государственную протекционистскую поддержку. Если человек работает в своем семейном хозяйстве, то у него формируются мотивы, побуждающие его к этому труду, он сам осознает и самостоятельно действует для достижения желаемых результатов.

Все это направлено на укрепление экономики семьи и семейных традиций на основе трудового воспитания подрастающего поколения, повышения эффективности социальной политики государства, проводимой на уровне семьи.

Как показал анализ демографической ситуации и развития семей в республике, основными проблемами, которые необходимо решить программными методами, являются:

достаточно низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий простое воспроизводство поколений, т.е. замещение поколения родителей поколением детей;

сравнительно высокая смертность населения, в результате чего продолжительность жизни остается ниже, чем в среднем по России;

рост числа разводов;

снижение числа многодетных семей;

рост внебрачных рождений (с 17,5% в 1990 г. до 33% в 2001 г.);

увеличение разводов: в 2001 году по сравнению с 2000 г. рост составил 19,2%;

снижение духовно-нравственного потенциала семьи;

недостаточная ответственность родителей за воспитание и содержание детей;

снижение усилий самой семьи по самообеспечению.

Анализируя положение детей в Республике Саха (Якутия), по ряду показателей прослеживается некоторое улучшение, что является следствием последовательных усилий Президента Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия), органов власти всех уровней, общественных организаций и предприятий республики.

Но по ряду позиций наблюдается ухудшение положения детей в республике.

Особо беспокоит, что в республике показатели младенческой смертности на протяжении ряда лет превышают среднероссийские данные и не имеют тенденции к снижению. Высокая младенческая смертность отмечается, в основном, в северных улусах. В структуре смертности детей в возрасте до 1 года две трети младенцев умирают от причин, связанных с состоянием в перинатальном периоде и врожденных аномалий развития. Продолжает увеличиваться число родов с различными осложнениями, которые являются следствием общего состояния здоровья женщин. Частота нормальных родов в 2001 г. составила 29,6% против 34,8% в 2000 г..

Значительное ухудшение состояния здоровья детей происходит на этапе школьного обучения. За период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз, в 2 раза возрастает число хронических больных.

Основными факторами, способствующими ухудшению состояния здоровья детей, являются несоответствие материально-технической базы образовательных учреждений гигиеническим требованиям и качество питания. В 2001 году 42% объектов системы образования не отвечали гигиеническим нормативам. Материальная база школьных столовых устарела, все имеющееся оборудование имеет износ 90%. В большинстве улусов республики прекратили существование детские молочные кухни. Качество школьного питания не обеспечивает суточную физиологическую норму потребления ребенка.

Особую тревогу вызывает ухудшение психического здоровья детей и подростков, нарастание неврозов и синдрома минимальной мозговой дисфункции. Психические расстройства среди детей составляют 2,0% среди всех заболеваний. Наиболее неблагоприятные тенденции отмечаются в состоянии здоровья подростков 15-17 лет.

Вызывает большую тревогу состояние здоровья детей из арктической части республики. Медицинское обследование детей, проживающих в арктических улусах, показало, что к наиболее распространенным заболеваниям относятся заболевания желудочно-кишечного тракта, центральной нервной системы, стоматологические заболевания и т.д.

Ситуация усугубляется тем, что из арктических улусов происходит отток квалифицированных специалистов здравоохранения и образования.

Ухудшающееся состояние здоровья детей обуславливает высокую инвалидизацию детского населения, распространенность детской инвалидности составляет 254,6 (2000 г. - 253,6) на 10 тысяч детского населения. Самый высокий интенсивный показатель детской инвалидности в течение 3-х последних лет остается в группе арктических улусов. На начало 2002 г. в органах социальной защиты населения состояло на учете 7564 ребенка, получающих социальную пенсию, что на 91 ребенка больше, чем в предыдущем году.

В республике проживает 180 детей и подростков I и II поколения участников ликвидации аварий Чернобыльской АЭС, Семипалатинского полигона и на ПО "Маяк". В структуре заболеваний этих детей существенно вырос удельный вес болезней эндокринной системы, в первую очередь, заболеваний щитовидной железы. Опасность радиационного облучения заключается не только в возможном влиянии на здоровье самого ребенка, но и на его потомство.

В особо сложной ситуации в связи с радикальной экономической реформой оказались многодетные семьи. Мониторинг социально-экономического потенциала семей показывает, что 81,9% семей с тремя и более детьми имеют доходы ниже прожиточного. В связи с этим возрастает число семей с нездоровым социально-психологическим микроклиматом, сложными межличностными отношениями.

Решение данной проблемы требует наличия в каждом улусе учреждения социального обслуживания семьи и детей, попавших в сложные жизненные ситуации. Более того, требуется расширение их видов:

центр социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют для детей.

В республике растет число безнадзорных детей, увеличивается количество преступлений, совершенных несовершеннолетними.

За 2001 г. обострилась проблема социального сиротства, количество безнадзорных детей выросло до 948.

Удельный вес подростковой преступности от уголовных дел по итогам 2001 г. составил 9,39%, что выше среднего значения по Российской Федерации (8,66%).

В течение 2001 г. отмечается увеличение абсолютного, числа учащихся общеобразовательных школ -участников преступлений:

с 761 до 788, а их удельный вес составил 54,9%.

В поле зрения органов внутренних дел находится 7087 подростков, это значительно больше, чем в 2000 г.

По-прежнему не снижается количество преступлений, совершенных под воздействием алкоголя.

Для профилактики правонарушений несовершеннолетних большое значение имеет занятость, организованный отдых детей в летний период. Однако летним организованным отдыхом и трудом охвачены в 2001 г. только 57,2% детей от общего количества учащихся. Базы отдыха детей требуют ремонта и реконструкции.

В республике постоянно растет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

 

 

1998г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
4422 4702 5812 6014

 

В 2000 г. в отношении 285 детей родители лишены родительских прав, в отношении 37 детей ограничены в родительских правах, в 2001 г. эти цифры составили 324 и 51.

Для дальнейшего социально-экономического развития республики в будущем большое значение имеет выявление, поддержка и развитие одаренных детей. Требует государственной поддержки участие одаренных детей во всероссийских, международных олимпиадах, фестивалях, создание системы государственных грантов (стипендий).

Решать вышеназванные проблемы можно программными методами, выделяя основные приоритеты и имея достаточное и стабильное финансирование.

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 13 января 2003 г. N 702 "О Президентской целевой программе "Семья и дети Республики Саха (Якутия)" на 2003-2006 гг."


Текст Указа официально опубликован не был


В настоящий документ внесены изменения следующим документом:


Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2005 г. N 2339