Во исполнение распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 12 января 2004 г. N 7-РП "О разработке системы государственного заказа на научные исследования" и перехода от социально-ориентированной поддержки научных учреждений к инвестиционной модели планирования научных исследований, ориентированной на конечный результат, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке формирования и финансирования государственного заказа на научные исследования в Республике Саха (Якутия) согласно приложению.
2. Установить на конкурсной основе государственный заказ на 2005 г. в объеме 174193,40 тысяч рублей.
3. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Ефимов В.П.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Николаев А.С.) ежегодно при формировании проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) предусматривать расходы на:
реализацию государственного заказа на научно-исследовательские работы;
финансирование инфраструктуры научных учреждений Республики Саха (Якутия) и Президиума Академии наук Республики Саха (Якутия).
4. Считать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 июля 2003 г. N 483 "Положение о государственном заказе на научно-техническую продукцию, финансируемом по разделу 0600 государственного бюджета Республики Саха (Якутия) "Фундаментальные исследования и содействие НТП"".
5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Михайлову Е.И.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия) |
Е. Борисов |
Положение
о порядке формирования и финансирования государственного заказа
на научные исследования в Республике Саха (Якутия)
(утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия)
от 13 января 2005 г. N 15)
I. Общие положения
Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 12 июля 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. N Пр-576, и во исполнение распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 12 января 2004 г. N 7-РП "О разработке системы государственного заказа на научные исследования". Положение регулирует общие принципы формирования государственного заказа на научные исследования в связи с переходом на программно-целевой метод планирования и финансирования научно-исследовательских работ и базового финансирования инфраструктуры, обеспечивающей функционирование деятельности научных учреждений.
По-видимому, в тексте документа допущена ошибка. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" имеет дату 23 августа 1996 г.
Государственный заказ на научные исследования - утвержденное в установленном порядке в пределах расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и расходов научных учреждений задание государственного заказчика на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и проведение мероприятий по содействию научно-технического прогресса (НТП), финансируемых из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Программно-целевой метод планирования и финансирования научно-исследовательских работ (НИР) предусматривает: государственный заказ на научные исследования, выполняемый в рамках утвержденных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Республики Саха (Якутия) до 2010 г., участие в федеральных и республиканских целевых программах, участие в конкурсах грантов, проектов и программ международных и российских научных фондов.
Фундаментальные научные исследования - теоретическая или экспериментальная научная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования или поведения изучаемых объектов и причинно-следственных связях, ориентированная, прежде всего, на создание картины мира или ее фрагментов и познание законов его развития.
Прикладные научные исследования - научная деятельность, ориентированная на применение новых знаний для достижения практических целей или для решения конкретных практических задач.
Научные и научно-технические мероприятия - научные экспедиции, конференции, симпозиумы, семинары, научно-технические выставки, направленные на координацию деятельности организаций и творческих работников в научно-технической сфере, быстрейшее внедрение инновационных технологий в сферу материального производства, издание научных трудов, сборников материалов конференций, семинаров, подготовку научных кадров.
Финансирование инфраструктуры (базовое финансирование), обеспечивающее функционирование деятельности научных учреждений (текущие расходы), включает в себя расходы: на оплату труда административно-хозяйственного и вспомогательного персонала, занятого обслуживанием административных зданий, на содержание и капитальный ремонт зданий, услуги связи, проезд в отпуск работников, приобретение дорогостоящего и уникального научного оборудования и расходных материалов для его эксплуатации.
II. Формирование государственного заказа
Государственный заказ на научные исследования формируется в следующем порядке:
2.1. Совет по науке и технической политике при Президенте Республики Саха (Якутия) в срок до 1 марта предшествующего года утверждает приоритетные направления научных исследований в республике (при необходимости вносит коррективы) согласно Прогнозам и Программе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Министерства, ведомства Республики Саха (Якутия) в срок до 1 марта предшествующего года направляют в Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) заявки на проведение научно-исследовательских работ (НИР) по курируемым сферам деятельности в разрезе приоритетных направлений развития науки в Республике Саха (Якутия), утвержденные решениями научно-технических советов (коллегий) министерств, ведомств.
2.2. Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) и Министерством финансов Республики Саха (Якутия) в срок до 15 марта предшествующего года определяет предварительные объемы финансирования по каждому направлению, исходя из общего объема финансирования по статье 0600 государственного бюджета Республики Саха (Якутия), состава научных организаций и высших учебных заведений (ВУЗ), работающих в рамках соответствующего направления.
2.3. Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) на основании заявок на НИР от заказчиков - профильных министерств и ведомств, в срок до 15 апреля предшествующего года принимает заявки (проекты) на НИР.
2.4. Совет по науке и технической политике при Президенте Республики Саха (Якутия) в лице своих секций и объединенные ученые советы (ОУСы) Академии наук Республики Саха (Якутия) по направлениям наук в срок до 1 июня предшествующего года проводят экспертизу представленных проектов согласно Положению о государственной экспертизе в сфере научной, научно-технической и проектно-инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия).
2.5. По результатам экспертизы Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) в срок до 1 июля предшествующего года формирует проект госзаказа Республики Саха (Якутия) на научные исследования на следующий год, проводит его согласование с Советом по науке и технической политике при Президенте Республики Саха (Якутия), Министерством экономического развития, Министерством финансов, Экономическим советом при Правительстве Республики Саха (Якутия) и вносит на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия).
В государственный заказ на НИР в первоочередном порядке включаются:
1) темы НИР, включенные в утвержденные Правительством Республики Саха (Якутия) целевые программы, а также темы НИР на условиях софинансирования не менее 50% из других источников;
2) темы НИР государственных заказчиков - министерств и ведомств, в наибольшей степени внедривших (использовавших) результаты НИР, выполненных в предшествующие годы.
После утверждения госзаказа Правительством Республики Саха (Якутия) Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) в срок до 15 декабря предшествующего года заключает контракты на выполнение государственного заказа на проведение фундаментальных и прикладных исследований на следующий финансовый год.
В государственный заказ включаются также научные, научно-технические мероприятия по содействию НТП. План мероприятий по содействию НТП формирует Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) в соответствии с планом мероприятий Правительства Республики Саха (Якутия).
Государственный заказ на выполнение фундаментальных научных исследований на условиях долевого финансирования формируется на основе соглашений (договоров) между Правительством Республики Саха (Якутия) и соответствующими российскими научно-образовательными организациями и фондами.
Прошедшие по конкурсу проекты включаются в годовые планы научно- исследовательских работ институтов и ВУЗов, представляемые в Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия).
К участию в конкурсе допускаются юридические и физические лица независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, уставами которых предусмотрена научно-техническая инновационная деятельность.
III. Механизм финансирования научных учреждений
3.1. Финансирование расходов на государственный заказ на научно-исследовательские работы и на содержание инфраструктуры научных учреждений осуществляется в соответствии с утвержденной Бюджетной классификацией Российской Федерации по соответствующим разделам функциональной классификации (по отраслевому признаку).
3.2. Финансирование научных учреждений и ВУЗов федерального подчинения осуществляется на основе государственного заказа на научные исследования в рамках действующих Соглашений между Правительством Республики Саха (Якутия) и Сибирским отделением Российской Академии наук и Сибирским отделением Российской Академии сельскохозяйственных наук.
3.3. Финансирование расходов научных учреждений республиканского подчинения разделяется на государственный заказ на научные исследования и бюджетное финансирование инфраструктуры научной деятельности.
3.4. Финансирование инфраструктуры научной деятельности осуществляется Министерством финансов Республики Саха (Якутия) по заявке уполномоченного органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в сфере науки согласно графику, утвержденному Правительством Республики Саха (Якутия) в соответствии с утвержденной поквартальной росписью расходов и лимитами финансирования государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по соответствующим статьям расходов Бюджетной классификации.
Бюджетная заявка на финансирование инфраструктуры научной деятельности формируется на основе утвержденных Правительством Республики Саха (Якутия) временных финансовых нормативов содержания научных учреждений.
В бюджетное финансирование инфраструктуры научной деятельности научных учреждений республиканского подчинения включаются расходы на содержание объектов (здания, аренда помещений, научные полигоны), являющихся собственностью Республики Саха (Якутия); Президиума Академии наук Республики Саха (Якутия) и социальная поддержка членов Академии; административно-управленческого и обслуживающего персонала научных учреждений и расходов, связанных с реализацией функций управления и обслуживания научных учреждений, центров коллективного пользования, музеев, библиотек; на подготовку научных кадров (аспирантура, ученые советы по защите диссертаций, социальная поддержка одаренной научной молодежи); отдельных лабораторий и творческих коллективов, ведущих поисковые исследования; финансирование расходов на капитальные вложения (приобретение и обслуживание дорогостоящего оборудования, строительство объектов).
3.5. Порядок, условия и объем финансирования государственного заказа на фундаментальные и прикладные исследования определяются государственным контрактом. К государственному контракту прилагаются: смета, обоснование, календарный план, техническое задание, составляется график финансирования.
Государственный заказ на выполнение научных и научно-технических мероприятий по содействию НТП финансируется Министерством финансов Республики Саха (Якутия) по бюджетной заявке уполномоченного органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в сфере науки в соответствии с утвержденным поквартальным графиком финансирования, поквартальной росписью расходов и лимитами бюджетных обязательств в форме субсидий.
Государственный заказ на исследования, выполняемые по проектам и грантам федеральных научных, научно-технических программ, финансируется в порядке долевого участия на основе соглашений (договоров) по представлению уполномоченного органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в сфере науки в соответствии с утвержденным графиком финансирования, поквартальной росписью расходов и лимитами бюджетных обязательств в форме субсидий.
Объем работы и затраты по каждой теме исследований планируются с учетом объема финансирования утвержденного государственного заказа на НИР, государственного контракта на выполнение НИР и далее именуются "объемом работы".
Объем работы утверждается на весь период ее выполнения с разбивкой по годам согласно техническому заданию, календарному плану и смете расходов.
Планирование затрат по каждой теме НИР осуществляется на основе технико-экономических расчетов (калькуляций), результаты которых отражаются в сметах расходов на проведение работ. Сметы расходов разрабатываются как на всю работу в целом, так и на ее годовые этапы .
В смету расходов по теме включаются прямые и накладные расходы.
Прямые расходы - затраты, непосредственно связанные с выполнением конкретной темы исследований. К ним относятся:
заработная плата непосредственных исполнителей темы исследований;
начисления на заработную плату;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые для этой темы сторонними организациями;
прочие прямые расходы (материалы, реактивы, химикаты, подопытные животные, научные командировки и экспедиции, приобретение научного оборудования и прочие прямые затраты с учетом специфики научного учреждения).
Затраты на прочие прямые расходы определяются исходя из утвержденного объема работ по теме, за вычетом затрат на заработную плату с начислениями на нее стоимости работ, выполняемых сторонними организациями, и накладных расходов, отнесенных на данную тему по действующему в учреждении нормативу к фонду заработной платы непосредственных исполнителей темы.
Затраты на оплату научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых сторонними организациями по данной теме исследований, планируются в соответствии с заключенными и планируемыми к заключению договорами на создание (передачу) научно-технической продукции и согласованными с исполнителями договорными ценами на эту продукцию.
Накладные расходы - затраты, которые не связаны непосредственно с выполнением какой-либо конкретной темы исследований.
К ним относятся:
содержание аппарата управления и вспомогательных служб;
содержание, текущий и капитальный ремонт зданий, сооружений, экспедиционных научно-исследовательских судов, оборудования и инвентаря;
прочие расходы.
К затратам на содержание аппарата управления и вспомогательных служб относятся заработная плата (с начислениями на нее) аппарата управления, подразделений научно-технической информации, патентных служб, библиотек, архивов, контрольно-испытательных станций и лабораторий, инженерно-технического персонала опытных производств, подразделений по проектированию и изготовлению нестандартного оборудования, вычислительных центров, сейсмических станций, экспедиционных судов, работников автотранспортных хозяйств, преподавательского персонала и т.п.
В затраты на содержание и текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования и инвентаря включаются:
заработная плата (с начислениями на нее) работников служб главного механика, энергетика, хозяйственного отдела и прочих работников, занятых обслуживанием и ремонтом зданий, сооружений, оборудования и инвентаря;
стоимость материалов и запасных частей по ремонту и хозяйственному обслуживанию зданий, сооружений, оборудования и инвентаря;
стоимость отопления, освещения и водоснабжения;
стоимость услуг со стороны.
Затраты на капитальный ремонт зданий, сооружений и экспедиционных научно-исследовательских судов определяются специальными сметами, разрабатываемыми в установленном порядке.
В прочие затраты включаются:
затраты по подготовке научных трудов к печати;
стипендии;
затраты по содержанию и ремонту множительных средств;
затраты на техническую информацию и приобретение литературы и т. д.
Накладные расходы определяются по научному учреждению в целом в процентном отношении их абсолютного размера к заработной плате непосредственных исполнителей тем. Определенный таким образом уровень накладных расходов включается в смету расходов по конкретной теме исследований.
После утверждения годовых смет расходов по каждой теме исследований (работе) составляется сводная смета расходов научного учреждения.
Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) составляет сводный график выполнения и финансирования НИР.
Финансирование исследований, выполняемых по государственному заказу, производится Министерством финансов Республики Саха (Якутия) ежемесячно согласно росписи, исходя из представленных уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в сфере науки годовых смет по проектам.
В сметах проектов государственного заказа статьи "оплата труда" и "начисления на оплату труда" финансируются помесячно в соответствии с графиком, согласованным с Министерством финансов Республики Саха (Якутия).
Министерство финансов Республики Саха (Якутия) несет ответственность за своевременное финансирование государственного заказа на научные исследования строго по графику.
IV. Реализация и контроль выполнения государственного заказа
Промежуточные итоги работ по проекту подводятся один раз в год, окончательный отчет - в соответствии со сроками, установленными государственными контрактами и календарными планами. Научный руководитель проекта несет ответственность за своевременное выполнение государственного заказа, рациональное целевое использование выделенных бюджетных средств.
В установленные сроки ответственные исполнители разделов проекта представляют научному руководителю краткое изложение результатов работ в реферативной форме или, в установленном порядке, итоговый отчет по завершению проекта.
Научный руководитель представляет сводный отчет по проекту ученому совету института и научно-технического совета ВУЗа, Объединенному ученому совету Академии наук Республики Саха (Якутия) по соответствующему направлению науки. После одобрения результатов ученым советом или научно-техническим советом ВУЗа, затем Объединенным ученым советом Академии наук Республики Саха (Якутия) отчеты по проектам представляются в Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) и заказчику.
Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) и отраслевые секции Совета по науке и технической политике при Президенте Республики Саха (Якутия) организуют экспертизу отчетов на основании Положения об экспертизе и ежегодно на основании экспертизы отчетов дают рекомендации по продолжению (развитию) проектов или досрочному прекращению работ.
При несвоевременном предоставлении промежуточных отчетов финансирование работ прекращается.
Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) ежегодно представляет в Совет по науке и технической политике при Президенте Республики Саха (Якутия) сводный отчет об итогах выполнения государственного заказа.
Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия), Совет по науке и технической политике при Президенте Республики Саха (Якутия), министерства - заказчики НИР, президиумы Академии наук Республики Саха (Якутия) и Якутского научного центра СО РАН, ученые советы ВУЗов организуют инновационное использование результатов научно-исследовательских работ госзаказа в экономике и социальной сфере Республики Саха (Якутия).
Государственные заказчики ежегодно отчитываются в отраслевых секциях Совета по науке и технической политике при Президенте Республики Саха (Якутия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 января 2005 г. N 15 "О переходе научных учреждений Республики Саха (Якутия) на программно-целевой принцип планирования и финансирования научно-исследовательских работ"
Текст постановления опубликован в приложении "Якутские ведомости" от 22 марта 2005 г. N 13
В настоящий документ внесены изменения следующим документом:
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 февраля 2006 г. N 44
Настоящий документ снят с контроля